Научная статья на тему 'Психолого – педагогические и нравственные аспекты оздоровительного сервиса'

Психолого – педагогические и нравственные аспекты оздоровительного сервиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оздоровление / сервис / депривация / психологизация и педагогизация оздоровительного сервиса / воспитанники детского дома / нравственнее факторы жизни / психолого – педагогические факторы оздоровления

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.И.Бабкин

В статье рассматриваются следующие факторы здорового образа жизни воспитанников детского дома; по 100-бальной шкале приводятся уровни их влияния на оздоровление: 1 – Потребность в сервисе. 10; 2 – Знания умения навыки 30; 3 – Технологии. 32; 4 – Средства. 33; 5 – Активность (социально-психологическая). 34; 6 – Объективация предмета. 26; 7 – Социальное взаимодействие. 34; 8 – Комплексность. 18; 9 – Оптимизм. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого – педагогические и нравственные аспекты оздоровительного сервиса»

18

здравоохранения, курортного дела, туризма, фитнес клубов и других структурах имеющих отношение к охране здоровья.

Расширение культурно-оздоровительных услуг сферы сервиса призваны изменить отношение к здоровью, произвести переоценку жизненных ценностей и стимулировать собственные возможности индивидуума, направленные на изменение социального статуса, достижения социальной независимости улучшения качества жизни.

Необходимость решения многих вопросов межотраслевого культурно-

оздоровительного, санаторно-курортного и социально-медицинского характера выдвигает требования подготовки специалистов сервиса с культурно-оздоровительной, социальномедицинской специализацией способных участвовать в реформировании существующих структур сервиса и здравоохранения и в создании новых организационных структур социально-медицинского сервиса.

Социально ориентированный характер подготовки специалистов для работы в сфере сервиса по охране здоровья способствует тому, что в своей профессиональной деятельности по оказанию культурно-оздоровительных услуг, осуществления реабилитации, оздоровления населения, интегрированные специалисты сервиса не ограничиваются возможностями одного научного направления, а руководствуются мультидисциплинарным подходом, используя медицинские, психологические, педагогические социально-экономические знания, умения, опыт и возможности для сохранения и укрепления здоровья населения.

Литература

1. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПБ.: МФИН,1997.

УДК 316.6.22

Психолого - педагогические и нравственные аспекты оздоровительного сервиса

Н.И.Бабкин, профессор кафедры психологии РГУТиС, Москва

В статье рассматриваются следующие факторы здорового образа жизни воспитанников детского дома; по 100-бальной шкале приводятся уровни их влияния на оздоровление: 1 - Потребность в сервисе. 10; 2 - Знания умения навыки 30; 3 -

Технологии. 32; 4 - Средства. 33; 5 - Активность (социально-психологическая). 34; 6 -Объективация предмета. 26; 7 - Социальное взаимодействие. 34; 8 - Комплексность. 18; 9 - Оптимизм. 20.

19

Ключевые слова: оздоровление, сервис, депривация, психологизация и педагогизация оздоровительного сервиса, воспитанники детского дома, нравственнее факторы жизни, психолого - педагогические факторы оздоровления.

Оздоровительный сервис представляет собой систему мероприятий,

обеспечивающих преодоление депривационных обстоятельств, сложившихся под

влиянием переутомления, предболезненного состояния, утраты или изначального отсутствия личностных, биопсихологических свойств людей, важных для их социализации.

Ведущую роль в этой проблеме играют процессы психологизации и педагогизации сервисной деятельности. По этим вопросам нами проводилась систематическая исследовательская работа в течение почти десятка лет. Несколько наших статей связаны с работами К.К.Платонова.[1]. В педагогизации он видел «акцентирование в науках и преподавании (прежде всего психологии, но также технических», гуманитарных,

добавим мы, «хотя и в разной степени, - отмечал цитируемый нами доктор медицинских, психологических наук), их воспитательных возможностей и значения». Психологизация наук ему представлялась как «тенденция... взаимодействия психологии с другими науками (социологией, педагогикой, медициной, юриспруденцией, экономикой, техникой и т.д.) с целью психологического обоснования их мероприятий». Психологизация и педагогизация оздоровления людей направлена на повышение их медико-социальной грамотности. Психолого-педагогический компонент органически включается в систему оздоровления.

Оздоровление является объектом комплекса наук и практики, институализированных в учреждениях и существующих в быту в форме спонтанной активности по укреплению здоровья в виде индивидуальных, возрастных способностей долголетней, продуктивной жизнедеятельности. Органической частью жизнедеятельности людей является оздоровительная деятельность, эффективность которой во многом определяется сервисной активностью индивидов и коллективов, в которые они входят.

Мы считаем доказанным, что помощь [3] является системообразующим элементом сервиса. Помощь - это процесс и результат содействия, соучастия, сотрудничества в решении задач совершенствования жизнедеятельности клиентов, пациентов, потребителей, производителей, подчиненных, руководителей и других групп населения путем мобилизации личностных, гуманистических факторов сферы услуг, производства материальных и духовных благ. В сбалансированной форме взаимодействия одинаковую пользу получают специалисты и потребители оздоровительного сервиса - все индивиды и группы, способствующие возвышению

20

здравоохранения, если сервис базируется на современной науке, учитывает народную медицину.

В оздоровлении существенную роль играет качество помощи во всех её формах -внешней и внутренней, материальной и виртуальной, от близких людей и от социума в самом обобщенном виде его функционирования. Высшим уровнем оздоровительного сервиса является его всесторонность, включая комплекс элементов, начиная от сугубо материальных и кончая высокими духовными движениями человека.

Сервис как услуга - это весьма ограниченное понятие [3], отражающее парцеллярную помощь и самопомощь. Не только маркетинг обращается к социальным факторам сервиса, содержащим психологические компоненты. Сервис входит в систему любой деятельности, в том числе и в оздоровление. Практически в современных условиях оздоровительный сервис ограничивается медицинскими мероприятиями. Так, Е.А.Сигида, И.Е.Лукьянова отмечают: «Система здравоохранения всегда была ориентирована преимущественно на лечение уже возникшей болезни. Но даже лечение не всегда было своевременным».[4] Этот весьма серьезный недостаток здравоохранения обусловлен его слабой психологизацией, в частности, неспособностью диагностировать состояние своего здоровья большинством уже взрослого населения, а подчас и специалистами медико-социальной работы. Причиной отсутствия адекватной оценки своего психо-соматического, социально-психологического состояния часто является алкоголизация, наркотизация людей, снижающих их самоконтроль и самоорганизацию жизнедеятельности. Например, табакокурение провоцирует канцерогенные заболевания. Если бы человек был осведомлен о грозящей ему болезни и желал бы оставаться здоровым, он, конечно, избежал бы этого несчастья.

Столь же затруднена диагностическая и оздоровительная работа специалистов в связи с неблагоприятными социальными обстоятельствами, с низким уровнем воспитанности, пренебрежительным отношением к собственному здоровью. Так, медицинская пропаганда настойчиво рекомендует диспансерное обследование с тем, чтобы обнаружить болезнь на ранних стадиях. Некогда, например, в чеховские времена эти работы проводились систематически. В современных социальных условиях большинство взрослого населения предпочитают самолечение и юмор.

В оздоровлении существенную роль играет духовный компонент. Принято определение духа как невещественного, активного, мыслящего начала психики человека. Противоположное духу, но связанные с ним материальные, природные, вещественные компоненты участвуют в образовании духовного поля, влияющего на практическую

21

деятельность, с помощью которой человек преобразует себя, поднимает свое «Я» на общепризнанную вершину личности.

Характеристика сервиса в оздоровлении включает уровень комплексного воздействия на соматическую, физиологическую, психологическую, духовную сферы. Здоровье представляет собой самоприспосабливающуюся систему, обеспечивающую сохранение работоспособности в изменяющихся условиях жизнедеятельности путем перехода на гибкую совокупность алгоритмов функционирования, оптимизации сервисных технологий. Например, социальные болезни преодолеваются самоанализом сложившихся отношений в группе, выделением актуальных психофизиологических средств, повышающих жизненный тонус, включением в деятельность, создающим благоприятный психологический климат, благоприятствующий преодолению биосоциальных, психолого-педагогических деприваций. Духовное воспитание дает возможность самонастроения - психологическими средствами, самообучения -педагогическими путями, самоорганизации - психолого-педагогическими сервисными технологиями.

Спокойствие духа является одним из важных факторов оздоровления. Это качество личностного состояния достигается путем самоорганизации поведения. В её структуру входит фиксирование положительных компонентов во всех видах деятельности, не упуская при этом потенциально опасные, грозящие неуспехом обстоятельства. Часто эта опасность связана с невоспитанностью партнеров делового, трудового, социального общения. Психологический фактор при этом сбивается на реактивное мышление, порождающего тревогу, напряжение, поведение, не адекватное сложившейся ситуации. В этих обстоятельствах целесообразно мобилизовать экстравертивные способности личности взглянуть на себя со стороны, найти сервисные компромиссные действия по предотвращению назревающей деструкции, вредящей делу и здоровью.

Сервис представляет собой систему оказания и получения помощи, включающую в себя формирование потребности, мотивации сервисной деятельности, базирующейся на знаниях, умениях, навыках, эмоциональном и рациональном опыте жизнедеятельности, включающей игру, учение, труд, общение, валеологическую активность.

Оздоровительный сервис содержит все понятия, выделенные в приведенном общем определении сервиса, а также и специфические характеристики.

Одной из таких характеристик является центрация сервиса в оздоровлении по Ж. Пиаже может быть увязана с этапами развития интеллекта: вначале от сенсомоторной и дооперациональной стадий мышления, потом через конкретно операционную стадию человек подходит к стадии обобщенно формальных операций.[5] Основываясь на

22

психологическом принципе: всякая новая деятельность начинается с более низких

уровней, можно отметить, что психологизация и педагогизация сервиса осуществляется путем обобщения валеологических установок, содержания, действий и их переноса в подвижные ситуации. На высших уровнях формируется антропоцентрированная духовность, сущность которой понятна из следующего определения: «Духовность -высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».[6] Одной из таких ценностей выступает здоровье, которое приобретает высокие качества посредством оздоровительного сервиса.

Оздоровление базируется на принципе диспозитивности, сущность которой состоит в объективных возможностях воспользоваться правами на медицинское обслуживание, доступности участия клиента, реципиента, пациента в сервисном процессе фитинг, спортивных, туристических клубов. Соответственно этому оздоровительный сервис имеет уровневый характер: 1. Услуга лишь заказывается, в остальном помощь в оздоровлении осуществляется без активного участия субъекта. 2. Сервисный объект выбирается клиентом, и этот выбор поддерживается специалистов. 3. Содержание и технология оздоровления обсуждаются в диалоге заказчика и исполнителя. 4. По-деловому обсуждается результат, продукт сервиса, вырабатывается стратегия и тактика дальнейшего оздоровления.

В структуре оздоровления действует константное сервисное положение: в социуме учит и учится каждый. Высшим уровнем развития этого положения является стремление включиться в непрерывный процесс получения и оказания помощи, так что таким путем соблюдается духовный принцип добродетельности. В связи с этим можно отметить, что недостаточность нравственного базиса (недоверие специалисту оздоровления, непонятые психологические отношения и др.) может вызывать социальные болезни.

Техника как искусство, ремесло, сервисное мастерство в структуре оздоровления представляет собой: совокупность средств производства и обслуживания (ТТОЭУ); реализации потребности быть здоровым; облегчать труд и повышать его эффективность в том числе по показателям здоровья; расширение возможности быть здоровым; расширение возможности жизнедеятельности. В сервисе оздоровления, в частности, применяется множество видов техники, обеспечивающей активность субъектов в сложных материальных и моральных условиях жизни.

Разберем оздоровление как процесс и результат созидания гуманитарных ценностей путем преобразования содержания, условий, путей, средств жизнедеятельности, предполагающей высокую активность личности. Гуманитарные ценности являются

23

важной частью оздоровительного сервиса и включают диагностику психосоматического состояния, соотнесение с ним действий, оптимизирующих потребности и возможности их достижения. Например, в начале 40-х гг. еще отсутствовало применение антибиотиков, вследствие чего печальное событие наступало вследствие обыкновенной простуды, элементарного отравления.

Усвоение сервисных знаний, умений и навыков, формирование потребностей, установок, мотивации сервисной деятельности может быть раскрыто с помощью ассоциативно-рефлекторной теории (АРТ). Её основоположниками являются

И.М.Сеченов, И.П.Павлов. Концептуальное положение АРТ состоит в следующем: процесс образования ассоциаций является стержневым в сервисной деятельности. Ведущими процессами согласно АРТ является аналитико-синтетическая деятельность конструирования помощи, услуг; переноса и преобразования объектов и процессов сервиса; развития личности специалистов и клиентов сервиса.

Используя АРТ, можно раскрыть связи и в структуре сервиса оздоровления -социально-экономические, технико-технологические, организационно-управленческие. Исследуя внешние и внутренние материальные и виртуальные связи, субъекты сервисного процесса, заказчики и исполнители взаимодействуют так, чтобы достигнуть его оптимизации по времени, по затратам материалов, энергии, живого труда. В результате сервис обеспечит взаимную выгоду, чем достигается гармонизация жизнедеятельности индивидов и групп.

В сервисе существенную роль играет психологическая организация, влияющая на ассоциативно-рефлекторные компоненты. Так, эффективная стимуляция ассоциативного процесса, осуществляемая на материале жизненно важных ситуаций, и с использованием актуальных методов научения дает качественный результат. Аналитико-синтетическая деятельность носит уровневый характер в зависимости от сервисности опыта. На начальных этапах овладения новым видом оздоровительного сервиса синтез отстает от анализа, преобладает соединение элементов, опирающееся на внешние характеристики. В построении сервисной системы преобладает метод проб и ошибок. На более высоком и богатом уровне развития опыта сервисной деятельности, напротив, анализ отстает от синтеза постольку, поскольку оперирование обобщенными понятиями, крупными блоками становится основным способом деятельности. Однако в профессионально и личностно направленном образовании накапливается материал, к которому все адекватнее применяются аналитические методы, что делает аналитико-синтетическую

познавательную деятельность более гармонической. В ней отдельные мелкие сервисные операции взаимно увязываются по существенным признакам, и таким образом образуется

24

целостная система валеологического сервиса. В частности, социальные представления, отражающие лишь отдельные свойства сервисных объектов, преобразуются в системообразующие понятия.

Так, в социальном сервисе существенную роль играет творческое воображение, в процессе которого создаются образы, представления о содержании и процессе оздоровления сервисными технологиями. Исходный этап - замысел включиться в сервис рождается под влиянием опыта получать и оказывать помощь в жизнедеятельности. При этом значима активность личности в преобразовании быта, учения, труда, общения, свободного времяпрепровождения. Пассивные способы удовлетворения потребностей, носящих к тому же примитивный характер, не заставляют прибегать к творчеству. Однако, например, под влиянием общения могут возникнуть желания оздоровления, соматических изменений, психотипического состояния личности, осуществление

которых требуют непривычных действий. Потребность подобного генеза может быть настолько трудной для реализации, что никакой сервис помочь не сможет. Покажем это обстоятельство на примере пчеловодства. В.М.Шаповалов приводит следующий пример массового падежа рабочих пчел сильного здорового роя. Причина состояла в слабости кормовой базы, обусловленной плохой погодой. Особенно грустил по этому поводу внук пчеловода. Старый опытный специалист нимало не грустил, потому что происходил естественный отбор - инстинктивно благородные насекомые продолжали кормить матку так, чтобы она откладывала большее количество яиц.[7] Получив это разъяснение, подросток успокоился, но продолжал наблюдать за ульем. Погода вскоре установилась, медоносы дружно расцвели, число ячеек с личинками было предостаточно. Таким образом, АРТ в данной ситуации раскрывает элементы репродуктивной познавательной деятельности, превращающейся в гностическое творчество над внутренними, генетическими явлениями. Социальная устойчивость, уверенность в благополучии образуют социальный иммунитет по отношению к жизнедеятельности, ограждающей от социальных болезней.

Творческое воображение реализуется в сервисе рядом приёмов. Самый простой из них - агглютинация. Её сущность заключается в соединении деталей в более сложный механизм, элементарных технологических процессов в сложную комплексную технологию. Межнаучное творчество использует прием аналогии. В основе её лежит функциональное сходство. Например, бионика моделирует электронные устройства, выполняющие действия живых организмов. Так, принцип биолокации положен в основу физиотерапии.

25

В психологии оздоровительного сервиса значима эвристическая деятельность, как известно, начинающаяся с вопроса. Вопрос представляет собой форму общения, ориентированную на поиск истины, адекватной сложившейся ситуации жизнедеятельности. Вопросы могут быть актуальными и потому они вписываются в сервисный процесс. Правильно поставленный вопрос определяет цель, направление поиска истины, мобилизует опыт познавательной деятельности. Так называемые риторические вопросы выражают сомнение в значимости проблемы, которая отражается одним или несколькими вопросами. Вопрос соотносится с ясностью проблемной ситуации сервиса. Заказчик, клиент, пациент, четко определяющий свою потребность, возможность её удовлетворить собственными средствами, обычно не включается во внешний сервис. При невозможности справиться с задачей самому нуждающийся в услуге обращается в организацию сервиса, либо к частнику, а то и большую часть работы делает сам. Например, появилась тенденция принимать не лечебные средства, но участковые врачи, например, в эту компанию еще не включились. Большая масса людей руководствуется рекламой, популярной литературой, общением по применению этих средств. Конечно, самолечение может быть и опасным, и бесполезным.

В структуре сервиса оздоровления существенную роль играют задачи как цель деятельности, реализуемой на основе теоретических, опытно-практических,

эмпирических знаний и умений. Решение сервисных задач в целом способствует улучшению социализации индивидов и групп. Успешность решения задач во многом определяется стохастичными обстоятельствами - одну и ту же по актуальности, трудности, типичности задачу клиент решает с различной успешностью с учетом влияния нравственных факторов. Например, долгое время NN является постоянным покупателем молочных продуктов в одном и том же магазине. Насмотрелся рекламы, у того же продавца стал покупать новый товар. В первые две-три недели все было благополучно, а потом начались небольшие отклонения. Клиент поговорил с продавцом, тот свидетельствовал о полном порядке поставок. NN нашел другой магазин, тоже удобный, рядом с работой. Положение поправилось - в чем дело? Надолго ли? Во время отпуска он возвратился к услугам родного магазина. Стал читать товарную этикетку, чего не делал ранее. Пока все благополучно.

Психологические основы сервиса включают индивидуализацию помощи в преодолении отклонений в жизнедеятельности. Множественные связи в структуре сервиса - социально-экономические, технико-технологические, организационноуправленческие - дают возможность решать индивидуализированные жизненные задачи. Отметим, что причинные источники индивидуализации валеологических состояний в

26

оздоровлении обусловлены врожденными факторами (физические и психические показатели развития детей, подростков, ювеналов отстают от возраста; раннее старение, стрессы, фрустрации порождают снижение качества жизни; здоровый образ жизни способствует развитию личности и сохранению интеллектуальных и физических способностей людей).

Сервис как система мероприятий для повышения жизнедеятельности людей начинает действовать ещё в пренатальный период. (К.П.Кащенко)[8]. Профилактическое оздоровление родителей, благоприятные социально-психологические отношения в семье выступают в качестве ведущих факторов воспитания и развития детей. При хорошем здоровье родителей, правильном образе жизни, положительном социальнопсихологическом климате в семье у плода интенсивно развивается мозг; уже с 14 недель плод способен к приему тактильной информации; проприоцепторы (рецепторы мышц, сухожилий, суставов) начинают развиваться с 4 мес.; вкусовая чувствительность начинает развиваться с 3 мес.; к 6-му мес. возникает способность к дифференциации обоняния; задолго до окончания беременности развивается температурная и болевая чувствительность; многочисленные факты свидетельствуют о способности плода воспринимать звуковые тоны в широком диапазоне частот (50-5000 Гц); в первые дни жизни ребенок работает зрительный анализатор - следит взором за раздражителем, фиксирует взглядом предмет, проявляется бинокулярное зрение. Моторика плода развивается по следующим показателям: мышцы дифференцируются с 7мм длины самого плода до 17 мм в 7 недель у младенца. В 7,5 недель уже возможно вызывать моторную реакцию, связанную с кожным раздражением. Новорожденные находятся на уровне физиологической и функциональной зрелости, обеспечивающей прием экстероцептивной информации и двигательного реагирования.[9]

В дальнейшем при условиях использования компенсаторных способностей организма развивается способность к адаптации индивидов и групп[10]. Адаптация в структуре оздоровления может быть классифицирована по следующим группам:

- социальная - взаимодействие личности, социальной группы с социальной средой как психологизированной и педагогизированной;

- усвоение норм и ценностей среды в процессее социализации, включая сервисные потребности, установки;

- преобразование среды в соответствии с современными условиями и целями жизнедеятельности;

- создание условий адаптации, отражающих объективные и субъективные особенности жизни;

27

- сервисная помощь в адаптации, способствующая мобилизации психологопедагогических факторов.

В оздоровлении имеет солидную значимость активность индивидов, микрогрупп и достаточно больших коллективов в созидании психологического климата с использованием психолого-педагогического консультирования. Этот эффект

комплексной психологизации и педагогизации сервиса в оздоровлении в полной мере проявился в деятельности Мытищинского детского дома-школы музыкального воспитания (МОДДШИМВ).

Проследим этот эффект комплексной психологизации и педагогизации сервиса в оздоровлении на примере деятельности Мытищинского детского дома-школы музыкального воспитания. Исходным моментом является быстро формируемая потребность воспитанников в оздоровлении, поскольку в современным обществе этот вид деятельности вполне внедрен в материальном и виртуальном планах. Дальнейшее изложение проблемы оздоровления рассмотрим на примере оздоровления детей МОДДШИМВ. Результаты отображены в ниже следующем графике.

ГРАФИК ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ

ФАКТОРОВ ЖИЗНИ

НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ (по 100-процентной шкале)

1 - Потребность в сервисе. 10.

28

2 - Знания умения навыки 30.

3 - Технологии. 32.

4 - Средства. 33.

5 - Активность (социально-психологическая). 34.

6 - Объективация предмета. 26.

7 - Социальное взаимодействие. 34.

8 - Комплексность. 18.

9 - Оптимизм. 20.

10 - Константные результаты опыта 32.

Далее проанализируем в вербальной форме корреляцию психолого-педагогических и нравственных факторов с оздоровлением. Основой анализа является мультимодальные моды[11] факторов и состояния оздоровления за десятилетний период 1997-2006 гг. в деятельности МОДДШИМВ. Экспертная комиссия состояла из воспитателей, преподавателей общеобразовательных, музыкальных, рекреационных дисциплин, руководителей, посетителей, корреспондентов СМИ. При этом не отбрасывались ни положительные, ни отрицательные суждения, наблюдения. Так, представитель шведского детского благотворительного фонда Эриксон несколько раз приезжал в детский дом со своим тромбоном, играл в ансамбле с детьми, знакомился с их бытом и давал немало положительных оценок. Однако одним из результатов последнего посещения стала публикация портрета Вити М. в период его простудного заболевания (март 1999 г.). Педагогический коллектив посчитал этот факт отрицательным. В нашу статистику таким он и вошел. Вместе с тем внешнее и внутреннее руководство детдома не видело ничего особенно негативного в этой публикации. Это обстоятельство было учтено как положительное. Что касается суждения руководства о мизерности помощи шведов, то этот факт по своей модальности оценен как отрицательный. Обобщая эти факты, мы получили отрицательную моду, впрочем, незначительной силы влияния на социальное здоровье детей и всего педагогического коллектива.

Потребность в оздоровительном сервисе воспитанников МОДДШИМВ пестра в зависимости от уровня отчуждения - одни попадают в детский дом из благополучной семьи, например, в связи с длительной командировкой родителей да ещё при деятельных бабушки-дедушки; другие - из распавшейся девиантной семьи, натерпевшись там деструктивных влияний; третьи - с улицы, из бродяг, с утраченным опытом положительной социализации; четвертые - соматически, психологически, социально больными с более или менее глубокой алкоголизацией, наркотизацией, интоксикацией; пятые - пройдя нормированное законом не более, чем трехлетнее воспитание в

29

специальном детском учреждении, приобрели там немало отрицательных поведенческих привычек.[12] Нами отслежены психолого-педагогические и нравственные факторы социально-профессионального самоопределения подростка путем использования метода сопровождения, его телесного, психического и социального оздоровления. Постепенно эти факторы количественно и качественно совершенствовались, но мы не располагаем сведениями, как сложилась судьба подростка во время обучения в ПТУ и по окончании его. Отсюда следует вывод о необходимости создания базы данных.

Знания и умения оздоровления играют существенную роль в социализации. Дети, ювеналы, молодежь, зрелые, пожилые, старики обладают различным опытом оздоровительной деятельности. В пределах первых 10-12 лет жизни он невелик. Однако в процессе общего образования и под влиянием воспитания в школе дети и подростки нередко опережают в оздоровлении. Например, дети и ювеналы, поступающие в детский дом, часто не чистят зубы, как и члены девиантной семьи, в которой они ранее пребывали. С течением времени воспитанники овладевают и этими и многими другими умениями оздоровления. В первое время из боязни, непривычности ситуации многие

дети и подростки неохотно проходят медосмотры, профилактические мероприятия, боятся стационарного лечения. Медицинские работники, преподаватели, воспитатели, психологи, педагоги, обслуживающий персонал ведут систематическое оздоровление, формируют готовность к самостоятельной гигиенической, валеологической,

реабилитационной деятельности. Таким образом, закладываются способности

самодеятельности в оздоровлении.

Благосостояние, бытовые условия составляют базальные условия оздоровительного сервиса. Это обстоятельство выражается в компонентах оздоровления соматики, эмоционально-волевых, бытовых, производственных условий. Еще более значимо социальное взаимодействие, создающее психо-социальный климат, обеспечивающий инициализацию приспособления и преобразования внешнего и внутреннего мира.

Высокими показателями отличалась эффективная социально-психологическая активность, сильное социальное взаимодействие воспитанников детского дома, а также овладение медицинскими средствами, оздоровления, технологиями деятельности по укреплению здоровья. Вместе с тем надо отметить низкий уровень комплексности оздоровительной деятельности, оптимистического отношения к ней. Очевидно, дальнейшая воспитательная работа может поднять систему оздоровления на более эффективный уровень.

Литература

30

1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984.

2. Бабкин Н.И. Социальная педагогика в структуре сервисной подготовки // XXI век: Итоги и новые горизонты социальной работы (К 15-летию создания кафедры социологии и социальной работы) Материалы 1-й Всероссийской конференции 4-5 апреля 2007 г. - Ч. III/ Под ред. П.Д.Павленка. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2007. - С.20-27.

3. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие. - М.: Экспертное бюро, 2001. - С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Е.А.Сигида, И.Е.Лукьянова. Социально-медицинские услуги: методология, практика, подготовка кадров: Монография. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2004. - С. 26.

5. Соколова Е.Е. Пиаже Жан // Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 386.

6. Каджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М.: Гардарики,

2005. - С. 11.

7. Шаповалов В.М. Медвяный звон: Поэма/ Худ. С. Косенков. - М.: Детская литература, 1988.

8. Кащенко В.П., Крюков С. Воспитание-обучение трудных детей. - М., 1913.

9. Авдеева Н. Н. Пренатальное развитие//Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 407-408.

10 Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб: Питер,

2006.

11 Авдеева Н.Н. Пренатальное развитие//Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 407-408.

12. Бабкин Н. И. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)// Сигида Е.А., Бабкин Н.И., Беззубик К.В., Лукьянова И.Е. Содержание и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.