Научная статья на тему 'Оздоровительные технологии в специальных медицинских группах у студентов с нарушениями осанки'

Оздоровительные технологии в специальных медицинских группах у студентов с нарушениями осанки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
803
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / POSTURE / THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна, Фоменко Елена Геннадьевна, Бочкарникова Наталья Валентиновна

Целью статьи является экспериментальное обоснование разработанной методики лечебной физической культуры при нарушениях осанки у студентов нефизкультурных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна, Фоменко Елена Геннадьевна, Бочкарникова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IMPROVING TECHNOLOGIES IN THE SPECIAL MEDICAL GROUPS OF STUDENTS WITH POSTURE DISORDERS

The aim of the article is the experimental substantiation of the developed technique of medical physical culture at posture disorders in students of non physical culture specialties.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные технологии в специальных медицинских группах у студентов с нарушениями осанки»

УДК 796/799

© В. В. Аникеева, Е. Г. Фоменко, Н. В. Бочкарникова

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

Целью статьи является экспериментальное обоснование разработанной методики лечебной физической культуры при нарушениях осанки у студентов нефизкультурных специальностей.

Ключевые слова: нарушение осанки, лечебная физическая культура, физическая реабилитация.

V.V. Anikeeva, E.G. Fomenko, N.V. Bochkarnikova

HEALTH IMPROVING TECHNOLOGIES IN THE SPECIAL MEDICAL GROUPS OF STUDENTS WITH POSTURE DISORDERS

The aim of the article is the experimental substantiation of the developed technique of medical physical culture at posture disorders in students of non physical culture specialties.

Keywords: posture, therapeutic physical training, physical rehabilitation.

Массовый характер нарушений осанки - одна из наиболее злободневных проблем современного общества. По данным Н.А. Зеленской, около 80 % молодых людей имеют нарушение осанки и деформацию позвоночника. Дефекты осанки отрицательно сказываются на функциях внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, оказывают негативное влияние на физическую и умственную работоспособность человека [2].

Разрешение проблемы коррекции осанки усугубляется отсутствием у большинства студентов необходимого интереса к физической культуре. Данный контингент занимающихся пассивен на учебных занятиях, не в состоянии выполнять элементарные физические упражнения, избегает физических нагрузок, не проявляет настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма [7].

Мнения специалистов об эффективности средств и методов коррекции осанки у студентов вузов значительно расходятся. Одни ученые [1] выделяют комплексы упражнений, влияющие на физические и психические составляющие человека; другие [3] применяют комплексы упражнений, сочетающихся с дыхательными упражнениями, методами релаксации и концентрации внимания; третьи [5] используют корригирующие средства в сочетании с силовыми упражнениями и упражнениями на растягивание, координацию и равновесие.

Коррекция нарушений осанки требует специфического, строго регламентированного использования средств оздоровительной физической культуры с учетом видов и степени деформаций позвоночника [6; 7]. К сожалению, со-

держание коррекционных программ студентов вуза носит в основном обобщенный характер воздействия и не решает проблемы конкретных нарушений осанки. Вышеизложенное предполагает поиск новых средств и форм, эффективных методик коррекции нарушений осанки и обусловило актуальность выбранной темы.

Исследования проводились на базе Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского в период с 2011 по 2013 г. в три этапа. В педагогическом эксперименте принимало участие 28 студентов 1 курса. По 14 человек в экспериментальной и контрольной группах, из них по 4 юношей и 10 девушек.

Студенты экспериментальной группы занимались по разработанной нами программе лечебной физической культуры, контрольная группа занималась по общепринятой методике корригирующей гимнастики. Занятия проводились 2 раза в неделю.

Разработанный комплекс лечебной физической культуры решал следующие задачи: формирование правильной осанки, увеличение подвижности позвоночника, выработка общей и силовой выносливости мышц туловища, коррекция деформаций.

Курс лечебной физической культуры состоял из двух этапов. Первый - ноябрь-декабрь 2012 г., второй - январь-апрель 2013 г. После завершения каждого производили антропометрические измерения, функциональные исследования и определяли уровень физической работоспособности.

В начале эксперимента показатели статической выносливости мышц спины у юношей экспериментальной группы составили 103,4 с, кон-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

13/2014

трольной - 101,9 с, у девушек экспериментальной группы 87,7 с, контрольной - 86,2 с. В конце первого этапа отмечалось значительное повышение показателей статической выносливости мышц спины, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. У юношей экспериментальной группы они составили 128,2±6,7 с, контрольной 113,5±9,9 с, у девушек экспериментальной группы 104,2±8,9 с, в контрольной -95,3 ± 13,6 с.

К завершению второго этапа эксперимента показатели были следующими: юноши экспериментальной группы - 161,4±4,3 с, контрольная -127,6±4,7 с, девушки экспериментальной группы - 119,2±1,5 с, контрольная - 103,8±5,1 с. Сравнение между экспериментальной и контрольной группами показало, что у юношей разница составила 33,8 с (р<0,01), у девушек - 15,4 с (р<0,02). Таким образом, показатели статической выносливости мышц спины в экспериментальной группе достоверно увеличились.

Значение показателей статической выносливости мышц живота также имело тенденцию к увеличению. В начале эксперимента у юношей экспериментальной группы они составляли 63±5,8 с, контрольной - 61±5,2 с, у девушек экспериментальной группы 44±7,7 с, контрольной -48,7±7,1 с. В конце первого этапа эксперимента отмечалось повышение показателей статической выносливости мышц живота в экспериментальной группе у юношей и девушек с достоверностью р<0,02. Однако в контрольной группе данного эффекта достигнуто не было. У юношей экспериментальной группы они составили 87,3±4,4 с, контрольной 74±4,8 с, у девушек экспериментальной группы 69,4±5,9 с, контрольной - 59,1±6,9 с.

Данные второго этапа эксперимента показали, что статическая выносливость мышц живота у юношей экспериментальной группы увеличилась на 27,8 с (р<0,01), контрольной - 24,8 с (р<0,05), у девушек экспериментальной группы на 15,3 с (р<0,01), контрольной - на 12,3 с (р<0,05) по сравнению с первым этапом.

Первоначальные показатели подвижности позвоночника у юношей как экспериментальной, так и контрольной групп были 4,7±0,8 см, у девушек экспериментальной - 5,1±0,7 см, контрольной - 5±0,6 см. Первое измерение данного показателя, которое проводилось в декабре в конце первого этапа эксперимента, свидетельствует о том, что у юношей экспериментальной группы он составил 6,4±0,8 см, контрольной -6,1±0,8 см, у девушек экспериментальной группы 6,6±0,8 см, контрольной 6,3±0,7 см.

После завершения педагогического эксперимента в экспериментальной группе юношей этот показатель увеличился на 1,4 см по сравнению с первым этапом и на 3,1 см по сравнению с исходными данными. В контрольной данные были несколько ниже, но также наблюдался положительный эффект после занятий в специальной медицинской группе.

У девушек экспериментальной и контрольной групп показатель подвижности позвоночника повысился в 1,14 и 1,13 раза, соответственно. Однако по сравнению с начальными данными, т.е. до начала эксперимента, этот показатель в экспериментальной группе вырос в 1,5 раза, а в контрольной - 1,4 раза.

Таким образом, разработанный комплекс лечебной физической культуры позволил достоверно увеличить (р<0,02) подвижность позвоночника в экспериментальной группе.

Уровень работоспособности по степ-тесту у студентов с нарушением осанки в начале эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, был практически одинаковым. У юношей экспериментальной группы уровень работоспособности составил 10,5 ± 0,5 кгм/мин/кг, контрольной - 10,4 ± 0,4 кгм/мин/кг, у девушек 10,2 ± 0,6 кгм/мин/кг и 10,2 ± 0,4 кгм/мин/кг, соответственно. После проведенных реабилитационных мероприятий эти показатели достоверно увеличились в экспериментальной группе (р <0,05).

Юноши экспериментальной группы повысили уровень работоспособности на 2,3, а контрольной - 1,4 единицы. У девушек экспериментальной группы этот показатель составлял 11,9 ± 0,5 кгм/мин/кг, контрольной - 11,1 ± 0,4 кгм/мин/кг, что больше на 1,1 и 0,9 единиц, соответственно.

После повторных измерений в экспериментальной группе юношей физическая работоспособность увеличилась в 1,2 раза (р<0,01), а в контрольной 1,1 раза (р <0,05). У девушек были получены такие же результаты.

В общем показатель физической работоспособности после проведенного эксперимента в экспериментальной группе юношей и девушек увеличился в 1,4 раза (р <0,01). В контрольной группе юношей - в 1,3 раза, а девушек - 1,2 раза (р<0,05). В экспериментальной группе динамика физической работоспособности значительнее, по сравнению с контрольной. Данный прирост в экспериментальной группе связан с использованием эффективной физической нагрузки.

Таким образом, в результате проведенных исследований нами установлено, что в результа-

В.В. Аникеева, Е.Г. Фоменко, Н.В. Бочкарникова. Оздоровительные технологии в специальных медицинских группах у студентов с нарушениями осанки

те курса ЛФК у студентов с нарушением осанки наблюдалось улучшение состояния позвоночника, повышение силовой выносливости мышц туловища. Положительное влияние физических тренировок на организм человека имеет много подтверждений в литературе.

Нами были разработаны следующие практические рекомендации:

1. В структуре занятия необходима последовательная тренировка длинных мышц спины и мышц брюшного пресса.

2. В повышении статической выносливости мышц туловища большое значение имеет использование эффективной физической нагрузки с учетом функционального статуса каждого занимающегося.

3. Формирование положительной мотивации студентов к домашним заданиям по физической культуре следует осуществлять исходя из интересов к определенным видам физической деятельности.

4. При проведении занятия в СМГ рекомендуется обращать внимание на внешние признаки утомления и контролировать ЧСС в начале, на пике нагрузки и в конце занятия.

Литература

1. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 109 с.

2. Детков Ю.Л., Зефорова Е.В., Платонова В.А. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУИТМО, 2010. - 96 с.

3. Зеленская Н.А., Князева И.А. Комплексный подход к созданию комплекса упражнений у студентов с нарушением осанки // Вестник РГМУ. - 2006, № 2 (55). - С. 25.

4. Кашников В.С., Егорова С. А. Основы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие. - Ставрополь, 2007. - 52 с., 7 ил.

5. Реабилитация детей и подростков с деформациями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата: учеб.-метод. пособие / С.В. Минаев [и др.]. -Ставрополь: СГМА, 2006. - 59 с.

6. Гимнастические упражнения с мячами и другими предметами в комплексной коррекции нарушений осанки / Б.А. Поляев, Ф.А. Юнусов, Г.Е. Иванова, Т.М. Сквознова. - М., 2007. - 28 с.

7. Эрденко Д.В., Попов С.Н., Козырева О.В. Современные средства коррекции нарушений осанки во фронтальной плоскости у студенток нефизкультурных вузов // Проблемы совершенствования системы физического воспитания в высших учебных заведениях в современных условиях: материалы всерос. науч.-практ. конф. 21-23 апр. 2008 г. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - С. 215-217.

Аникеева Виктория Валерьевна, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин ЗабГУ, 672037, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30.

Фоменко Елена Геннадьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания ЗабГУ.

Бочкарникова Наталья Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры ЗабГУ.

Anikeeva Viktoria Valerevna, senior lecturer, department of sports disciplines, Zabaikalsky State University.

Fomenko Elena Gennadevna, candidate of biological sciences, associate professor, department of sports disciplines, Zabaikalsky State University.

Bochkarnikova Natalya Valentinovna, candidate of medical sciences, associate professor, department of medical and biological fundamentals of physical culture, Zabaikalsky State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.