Научная статья на тему 'Оздоровительные мероприятия при применении многосернистых мазутов на речных судах'

Оздоровительные мероприятия при применении многосернистых мазутов на речных судах Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные мероприятия при применении многосернистых мазутов на речных судах»

К \л М- Г. МАРХАСЕВ, Б. И. ГУРВИЦ, Л. Я. СКАЧКОВА (Москва)

^ V Оздоровительные мероприятия при применении многосернистых мазутов на речных судах

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии

на водном транспорте

Сжигание многосернистых мазутов в судовых топках при отсутствии необходимых оздоровительных мероприятий может вредно влиять на здоровье команды, а также на механизмы и некоторые виды грузов. Для изучения этого вопроса нами было проведено исследование состояния воздушной среды на одном из волжских буксиров в навигацию 1940 г.1.

В топке котла сжигался мазут урало-волжского происхождения (ишимбаевский) с общим содержанием серы в 3%, которая в мазутах данного типа представлена в виде элементарной серы, сероводорода и органических сернистых соединений. Вреднее всего влияют на человека летучие органические сернистые соединения, в состав которых обычно входят меркаптаны, сульфиды, тиофены и др. Наиболее летучими из них являются меркаптаны, обладающие сильным отвратительным запахом. Обоняние позволяет обнаружить даже 1/460 ООО ООО мг метилового меркаптана.

Наши анализы доказали загрязнение воздуха машиннокотельного отделения и жилых кают летучими сернистыми соединениями. Особенно интенсивно он был загрязнен в зонах у горловин цистерн, у - резервного бачка и у коффердамов.

Присутствие летучих сернистых соединений в воздухе жилых кают вызвало появление серобурых пятен на стенах в тех местах, где под краской сохранялись остатки свинцовых белил. Наличие в атмосфере рабочих и жилых помещений летучих сернистых газов ощущалось командой, членами их семей и значительной частью исследовательской бригады. Помощник механика после вахты, закончившейся в ночное время, не мог заснуть в своей каюте и был вынужден спать на палубе. В основном жалобы поступали на головные боли, сердцебиения, тошноту, повторные рвоты, а у детей — также на сонливость.

Анализы воздуха на содержание в нем сероводорода и суммарное определение органических сернистых соединений методом сожжения показали, что количество органической серы в форме сернистого газа достигало (в среднем) 0,03 мг на 1 л воздуха. Концентрации сероводорода не превышали 0,0009 мг в 1 л воздуха, т. е. были значительно ниже предельно допустимых. Следовательно, наблюдавшиеся на буксире среди членов бригады и команды отравления нельзя объяснить действием сероводорода. Повидимому, основной производственной Вредностью в этом случае являются летучие органические сернистые соединения. Весьма незначительные концентрации летучих органических соединений, обнаруженные в воздухе, и наличие явлений интоксикации только подтверждают высокую токсичность этих концентраций.

Надо полагать, что ожидающие своей разработки предельно допустимые для летучих органических соединений, особенно для мер-

1 Исследование проводилось совместно с Центральным институтом речного флота/ н лабораторией Техрацнефти.

каптанов, нормы будут значительно ниже норм, утвержденных для сероводорода и сернистого газа (0,01—0,02 мг/л).

Предложенные исследовательской бригадой оздоровительные мероприятия были направлены в основном на создание возможно полной герметизации топливных цистерн дежурного бачка, мазуто-проводов и усиление вентиляции жилых помещений команды, причем было проведено следующее:

1. Опрессованы при давлении в 1,2 ат топливные цистерны, дежурный бачок и мазутопровод. Устранен ряд неплотностей по флян-цевым соединениям мазутопровода. Все люки топливных цистерн и коффердамов поставлены на прокладках из резины или обыкновенной веревки.

2. Для улучшения вентиляции кормовых помещений вентиляционное устройство вагонного типа было заменено новым — дефлектор-ным. Эффект получился положительный.

3. Изготовлена новая люковая крышка с постоянным закрепленным в ней коленом трубопровода, дающая возможность обеспечить герметичность во время бункеровки судна мазутом.

В результате проведения этих мероприятий санитарная обстановка на буксире в течение второго рейса значительно улучшилась. Не было ни одного случая заболевания. Качественные анализы воздуха на содержание в нем летучих сернистых соединений дали отрицательные результаты. В воздухе основных рабочих мест сероводород не был обнаружен.

Итак, хранение на су-хах и сжигание в котлах урало-волжских маловязких мазутов может отрицательно отразиться на здоровье команды при отсутствии соответствующих оздоровительных мероприятий.

В отношении много-сернистых маловязких мазутов нами были разработаны временные правила, основное содержание которых сводится к следующему:

1. Все переборки, граничащие с местами хранения или сжигания мазута, а тем более горловины топливных цистерн, дежурные бачки и мазутопроводы должны быть вполне герметичны. Оценка герметичности дается не по внешнему осмотру, а исключительно опрес-совкой на плотность водой при давлении 1,2 ат. Такой же проверке подвергаются и коффердамы. Использование многосернистых маловязких мазутов на судах, не имеющих коффердамов, не допускается.

2. Все жилые и рабочие помещения должны быть обеспечены достаточной вентиляцией.

3. Конструкции соединений приемных мазутопроводов и люков цистерн должны обеспечивать герметичность трубопроводов в момент приемки топлива. Схема такой конструкции показана на помещаемом рисунке.

4. Люки мазутных цистерн и коффердамов должны быть герметичными.

5. Отверстия для замера топлива в дежурном бачке и цистернах судна должны закрываться пробками на резьбе с прокладкой.

мазутопроНод бар/к и бупнеруюшей судно

Основное требование к конструкции поплавкового уровня — полная герметичность его при работе поплавка.

6. При зачистке или производстве каких-либо других работ в цистернах судна необходимо строго проводить предупредительные мероприятия, предусмотренные соответствующими правилами.

7. Смазка^трущихся частей машины сернистым мазутом катего-

трущихся рически ¿воспрещается.

хт

V.

А

Е. Ц. АНДРЕЕВА, Л. Н. ГРАЦИАНСКАЯ. П. П. ИВАНОВ

Гигиеническая характеристика работы на машине Келлера

Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

За последние годы в металлопромышленности СССР сравнительно часто стал применяться способ обработки металлических изделий машиной Келлера, совершенно не описанный в гигиенической литературе. Между тем он представляет интерес для профгигиенистов, поскольку при нем образуются механические колебания значительных частот, что небезразлично для организма.

Рис. 1. 1 — место прежнего включения гибкого шланга; 2— система шкивов; 3 — шланг электропитания; 4 — абразивный круг; 5 — фрикционная передача

Рис. 2

Машина (рис. 1) представляет металлическую конструкцию, жестко смонтированную на бетонном основании. Она состоит из рамы-корпуса, электромотора, системы шкивов, фрикционной передачи, гибкого вала для передачи вращательного движения абразивному кругу и управления машиной. Электромотор дает 1 500 оборотов в минуту. Включение и выключение его производятся с помощью контактных кнопок, ■смонтированных в особой коробке. До реконструкции машины гибкий вал непосредственно соединяется с осью вращения шкивов, поэтому вращение вала происходило с ограниченной скоростью, значительно меньшей, чем при соединении посредством фрикционной передачи. Введенная в последнее время система шкивов, связанная фрикционной передачей с гибким валом и абразивным кругом, допускает регулировку оборотов в больших пределах. Обычная скорость вращения круга равна 6 ООО—6 500 оборотов в минуту; она может быть повышена до 8 ООО оборотов в минуту. Гибкий вал заключен в металлический шланг, оканчивающийся держателем, в который зажимается ось абразивного круга. С помощью последнего и обрабатываются металлические детали. Обычно применяются круги диаметром 50—100 мм, реже до 150 мм.

Быстрое вращение гибкого вала и абразивного круга вызывает механические колебания, частота которых более или менее пропор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.