Научная статья на тему 'Оздоровительная аэробика в системе непрерывного физкультурного образования студентов медицинских вузов'

Оздоровительная аэробика в системе непрерывного физкультурного образования студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халилова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная аэробика в системе непрерывного физкультурного образования студентов медицинских вузов»

Литература.

1. Амерханов Р.Р. Ножной массаж (техника и методика обучения): Учебное пособие. 1996г.

2. Амерханов Р.Р. Ножной массаж (техника и методика обучения): Учебное пособие. 2000. 207 с.

3. Амерханов Р.Р. Массаж как средство восстановления работоспособности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2003-2004 учебный год. Липецк, 2004. Выпуск 4. С 198-200.

4. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте/ под ред. М.П. Шестакова, О.М. Мирзоев. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 203 с.

5. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: Учебник. - 2-е изд., стереотип.

- М.: Советский спорт, 2006. - 480 с.: ил.

Ключевые слова: Ножной массаж, спортсменов, вольной борьбы работоспособности, методика, взаимомассаж, контрольная группа, экспериментальная группа.

Key words: foot massage, athletes, free-style wrestling, functionability, technique, intermassage, control group, experimental group.

УДК 796.011.03

Л.И. Халилова

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Институт Международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,

Россия, irekovnal@mail. ru

В непрерывном изменении существующих стандартов высшего образования есть глубокий смысл, который заключается в том, что содержание вузовской подготовки будущих специалистов различных специальностей в медицинском университете должно адекватно отражать достижения современной педа-

гогической науки и всех смежных с ней дисциплин.

Анализ работ ведущих учёных и практиков, занимающихся решением вопросов физического воспитания, показывает высокую оздоровительно - развивающую эффективность программы физического воспитания в ВУЗах при формировании у студентов компетенции, необходимой для физической активности, а также мотивации и потребности в занятиях в течение всей жизни. Учёными [4] установлено, что главенствующим мотивом занятий физическими упражнениями у студентов, особенно на 1-3 курсе, является улучшение фигуры (телосложения). Однако, данный мотив на академических занятиях по физическому воспитанию в вузе остаётся невостребованным, что приводит к снижению интереса у студенток к занятиям и как следствие - недостаточной эффективности учебного процесса по данной дисциплине [2].

Исследования проводились в 1 и 2 семестре 2012-13 учебного года на учебном процессе по физической культуре со студентами (девушки) 1 -3 курсов, обучающимися на факультетах: лечебный, стоматологический и педиатрический. Цель работы заключалось в оценке эффективности вариативной части программы ФВ по гимнастике оздоровительной направленности для студенток 1-3 курсов медицинского университета.

Возраст участниц 17±0,8 лет. В процессе эксперимента 60 студенток занимались программу фитнес-аэробики (Гэ. - экспериментальная группа) и 64 студента (Г к. - контрольная группа) по традиционной учебной программе ФК.

В экспериментальную программу были включены следующие фитнес направления: классическая аэробика, фитбол, степ-аэробика, йога, калланетика, стретчинг, ритмическая гимнастика [2]. Занятия содержали в себе 3 блока: аэробную часть, силовую и дыхательные упражнения (релаксация) [3]. Время нагрузки в аэробной и силовой частях составляла 42,0% и 30,0%, а на дыхательные упражнения 28,0% от общей продолжительности занятия. Для определения уровня физической подготовленности использовались показатели: длина и масса тела, гибкость, скоростно-силовая выносливость мышц и кистевая динамометрия, а также функциональная проба Руффье (ИР - индекс работоспособности).

По результатам антропометрических исследований определено, что рост девушек составляет 163± 0,4 см при массе 56,0± 1,2 кг. Индекс массы тела определялся по известной формуле и составил 20,2, что является нормой. Динамометрия руки в среднем составляет у девушек 21,6±0,5 в контрольной группе

и 19,8±0,5 экспериментальной.

По данным результатов определения функционального состояния (проба Руффье) в экспериментальной группе 43,0% исследуемых относятся к подгруппам со слабым и неудовлетворительным ИР, 37,0% занимающихся имеют средний уровень, и 18,0% с хорошим уровнем (рисунок). Результаты тестирования студенток контрольной группы показали, что 46,0% исследуемых относится к слабой и неудовлетворительной подгруппе, 38,0% занимающихся имеют средний уровень ИР, и 16,0 % со значениями соответствующие хорошей приспособляемостью организма к физическим нагрузкам.

Физическое качество гибкость у девушек в экспериментальной группе составило 12,3±2,1см., при норме 10 см. Уровень проявления координационных способностей отмечен у девушек 13,78см, нормативное значение - 15см. В контрольной группе определено: гибкость 11,6±2,0см, координационные способности 13,00 см. Скоростно-силовая выносливость мышц верхнего пресса в экспериментальной и контрольной группе составило 25 раз.

Экспериментальная группа. Контрольная группа.

Рисунок. Соотношение подгрупп студентов с уровнями физической работоспособности (проба Руффье)

Таким образом, определено, что у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, по показателям физического развития и физической подготовленности наблюдается положительная динамика показателей физической подготовленности, а в контрольной группе показатели проявления физических качеств не соответствовали требованиям программы высшей школы по физической культуре.

Литература.

1. Агаджанян, Н.А. Пути повышения социальной значимости физической

культуры и спорта / Н.А. Агаджанян / Матер. Всерос. научн.-практич. конф. Казань: РЦИМ, 2003. - С. 30.

2. Бет Шоу Спортивная йога / Пер. с англ. Д.Скворцова. М.: Изд-во Эксмо, 2003.- С. 10.

3. Солодков, А.С. Учебник. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -С. 520.

4. Kobayashi K., Kitemura K., Miura M. Aerobic power as related to body grouwth and training in Japanese boys. A longitudinal study // J. Appl. Physiol. - 1978. - V.44.

- P. 666-672.

УДК 796.07

Д.И. Шадрин

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С МУКОВИСЦИДОЗОМ НА ФИЗКУЛЬТУРНОРЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Муковисцидоз (МВ) является самым распространенным наследственным заболеванием у лиц белой расы и представляет собой тяжелую наследственную патологию, обусловленную мутацией гена трансмембранного регулятора МВ -CFTR, характеризующуюся поражением экзокринных желез жизненно важных органов и систем с преимущественно тяжёлым клиническим течением. В последние годы с улучшением диагностики увеличивается выявление генетических отклонений у больных с МВ.

В России отмечается отставание средней продолжительности жизни

1 Denis Shadrin, Forming of the motivation to healthy sports activities for children with cystic fibrosis at the sports recreational events in the conditions of the summer holiday, senior lecture of the Department of Sports medicine and Health technologies of Institute of Health and Sports medicine of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.