Научная статья на тему 'Оюн Оюнович Полат - государственный деятель Тувинской народной Республики'

Оюн Оюнович Полат - государственный деятель Тувинской народной Республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РЕПРЕССИИ / REPRESSION / МАЛЫЙ ХУРАЛ / SMALL HURAL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / STATESMAN / ТУВИНСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ / THE TUVAN PEOPLE''S REVOLUTIONARY PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ондар Евгения Михайловна

В статье рассматривается жизнь, судьба и деятельность одного из государственных деятелей ТНР Оюна Полата, министра животноводства, министра внутренних дел, председателя Президиума Малого Хурала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OYUN OYUNOVICH POLAT - STATESMAN OF THE TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC

The article deals with the life, fate and the activity of one of the statesmen of TNR Oyun Polat, Minister of livestock, Minister of internal Affairs, Chairman of the Presidium of Small Hural.

Текст научной работы на тему «Оюн Оюнович Полат - государственный деятель Тувинской народной Республики»

УДК 947.1/.9 (571.52) (04)

ОЮН ОЮНОВИЧ ПОЛАТ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ондар Е.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

OYUN OYUNOVICH POLAT - STATESMAN OF THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC

Ondar E.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается жизнь, судьба и деятельность одного из государственных деятелей ТНР Оюна Полата, министра животноводства, министра внутренних дел, председателя Президиума Малого Хурала.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, личность, репрессии, Малый Хурал, государственный деятель, Тувинская народно-революционная партия.

The article deals with the life, fate and the activity of one of the statesmen of TNR Oyun Polat, Minister of livestock, Minister of internal Affairs, Chairman of the Presidium of Small Hural.

Key words: The Tuvan people's Republic, personality, repression, Small Hural, statesman, the Tuvan people's revolutionary party.

В 2014 году отмечается 100-летие единения России и Тувы и 100-летие основания столицы Республики Тыва - города Кызыла. Учитывая историческое, политическое и культурное значение этих событий, явившихся историческим условием для последующего добровольного вхождения Тувы в состав России, небезынтересным является обращение к страницам истории Тувинской Народной Республики (далее - ТНР).

История неразрывно связана с личностью, с теми людьми, которые были непосредственными участниками происходивших событий. Одной из интереснейших, противоречивых личностей в истории современной Тувы является Полат Оюн Оюнович. Он родился в годы маньчжурской власти в Туве, был свидетелем падения Циньской империи, установления протектората России над Тувой, создания СССР и ТНР, политических репрессий в Туве, участия Тувы в Великой Отечественной войне, вхождения ее в состав СССР, развала СССР и создания Российской Федерации.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в связи с перестройкой и политикой гласности стали доступными ранее засекреченные архивные материалы 1930-1940-х гг. Одна из печальных страниц истории ТНР - массовые политические репрессии 1930-х гг. Становятся известными имена виновников, печатаются многочисленные статьи в газетах «Шын», «Молодежь Тувы» и «Тыванын аныяктары», ссылавшиеся на архивные документы[1]. Имя Оюна Полата обычно связывают с политическими репрессиями в ТНР, в имеющихся работах недавнего периода содержится отрицательная оценка его роли в событиях конца 1930-х гг. Однако в настоящее время подобный односторонний взгляд не может удовлетворить исследователей, наука и время требуют объективной оценки роли О.О. Полата в политической истории ТНР.

Личность Оюна Полата мало изучена историками, в книгах и статьях имеются упоминания лишь о его деятельности во главе Министерства внутренних дел и Малого

Хурала. В свое время Полат был не согласен с «несправедливыми» обвинениями в свой адрес и отстаивал свою точку зрения на данный вопрос на страницах вышеперечисленных газет, вину пытался свалить на С. Тока [2]. В публицистическом издании «Культ личности и политические репрессии в Туве» Полат отмечен как один из организаторов политических репрессий[3]. В большинстве имеющихся работах затрагивается лишь малый отрезок его жизни, когда он руководил МВД ТНР.

В Рукописном фонде Тувинского института гуманитарных исследований имеются воспоминания самого Полата, хранящиеся с 1985 г. Точная дата создания воспоминаний не установлена, но известно, что автор активно занимался данной работой после выхода на пенсию. Рукопись называется «Чуртталгамнын чурумалы», написана на тувинском языке на машинописи и состоит из 151 листа. На страницах рукописи Оюн Оюнович пишет о своей семье, родственниках, своей малой родине, своих знаменитых земляках и о событиях, которые тогда происходили в Туве и СССР. В воспоминаниях довольно подробно отражен период с 1906 года, с его рождения по 1962 год, т.е. до выхода на пенсию. Благодаря данному источнику удалось восполнить «белые пятна» в его биографии: его социальное положение, семью, как он стал одним из видных государственных деятелей своего времени, из-за чего был отстранен от власти. Рукопись состоит из нескольких частей, в каждой из которых содержатся ключевые моменты биографии О. Полата. В первой части речь идет о периоде с момента падения империи Цинь по 1926 год, когда Оюна Оюновича призвали в ряды Армии. Вторая часть (1928-1932 гг.) посвящена учебе в Москве. В третьей части воспоминаний (1932-1940 гг.) Полат пишет о своей жизни и деятельности в должности сначала министра животноводства, затем министра внутренних дел. Именно в этот период начинаются политические репрессии, которые обычно связывает с его именем. Сравнительно недолго проработав в должности председателя Президиума Малого Хурала ТНР (1938-1940 гг.), Оюн Полат уезжает вместе с семьей на учебу в Москву. В следующей части - жизнь Полата, связанная с учебой в Москве и Великой Отечественной войной. В последней части воспоминаний автор пишет о последствиях политических репрессий в Туве в его судьбе.

Конкретные причины написания воспоминаний в работе не обозначены. Полат Оюн Оюнович родился 1 ноября 1906 г. в Самагалдае, одном из старейших населенных пунктов Тувы, который являлся столицей до 1921 г. Полат родился и вырос без отца в бедной семье, кроме него были сыновья Ензур-оол, Таакпан, Ашак-оол и дочь Чанчыкаа. Отец старших детей умер от разрыва сердца, Полат был незаконнорожденным ребенком. Семья Полата, как и другие бедняки, кочевала рядом с богатыми аалами. Матери очень трудно было одной прокормить семью, поэтому старшие сыновья уходили батрачить в соседние зажиточные семьи. О своей матери Полат пишет с огромной любовью, очень ее жалеет. На первых страницах автор много пишет о природе своего родного края, восхищается историей и красотой Самагалдая, гордится ею[4, л.1-2].

В воспоминаниях хорошо показаны настроения простых людей, аратов, в целом общая обстановка в стране после падения Циньской империи. На первых тридцати листах автор вкратце описывает основные события, которые произошли в Туве (какие в связи с этим, произошли изменения в жизни простого народа). В 1926 г. Полата призвали в армию, но не приняли из-за пополнения рядов. Однако знающего монгольскую грамоту молодого человека определили в кружок русско-монгольского языка первой партийной школы. Начиная с этого времени, по мнению Полата, перед ним открылась совершенно другая жизнь [4, л. 43].

В 1928 г. Полат стал студентом Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) третьего набора. Учебная программа была насыщенной: география, биология, математика, естествознание, история страны, родной и русский языки и т.д.

После окончания учебы в 1932 г. Оюн Оюнович назначен секретарем Барун-Хемчикского хошунного комитета Тувинской народно-революционной партии, где он проработал год. Образование самостоятельного государства и разрушение старых устоев благотворно повлияли на жизнь Полата. Из пастуха он превратился в образованнейшего человека того времени. Его характер, скованный в трудных условиях, трудолюбие впоследствии, когда он работал на государственных службах, сыграли не последнюю роль. В 1933 г. Оюн Оюнович назначен заместителем председателя Малого Хурала и параллельно министром животноводства и земледелия ТНР.

Как известно, в истории Тувы - это годы политических репрессий (начиная с 19361938 годов). В 1936 г. Полат назначен министром внутренних дел. Несмотря на то, что после репрессий прошло более 70 лет, не снижается накал их всеобщего осуждения, люди хотят знать правду, требуют дать объективную политическую и правовую оценку, назвать виновных и восстановить доброе имя и честь необоснованно подвергшихся репрессиям людей. В конце 1980 - начале 1990-х годов в СМИ довольно часто стали поднимать вопрос о причинах, виновниках массовых политических репрессий 1930-х гг. К тому времени из участников прошедших событий в живых оставался только Оюн Полат. Как министра внутренних дел того периода многие считали Полата одним из организаторов политических репрессий. Полат и Тока знали друг друга еще со времен учебы в Москве (Тока был старше курсом). Со слов Полата, когда он работал секретарем партии в Барун-Хемчикском хошуне, именно Тока стал его выдвигать на более высокую должность[4, л.69].

В течение 1930-х гг. шла тайная и явная борьба между «левыми» сталинистами (С. Тока, И. Шагдыржап, Н. Товарищтай, О. Байыр, О. Полат) и «правыми» консерваторами (С. Чурмит-Дажы, А-Т. Хемчик-оол, О. Данчай, С. Лопсан и т.д.). Представители «левого» крыла боролись за строительство социализма в кочевой стране (без учета хозяйственно -культурного типа экономики, психологии кочевников путем ликвидации собственности зажиточных слоев населения и почти насильственного насаждения колхозов), за революционное изменение жизни. «Правые» консерваторы выступали за сохранение традиционного хозяйства и культуры, за эволюционное развитие кочевой страны. Как известно, летом 1932 г. тяжело заболел Генеральный секретарь ЦК ТНРП Иргит Шагдыржап, и вся полнота партийной власти перешла в руки второму секретарю ЦК партии С. Тока. Вскоре он был избран Генеральным секретарем ЦК партии.

Предвидя будущую борьбу за власть, Тока хотел видеть на посту МВД своего ставленника. Как известно, впоследствии Оюн Оюнович вину за политические репрессии сваливал на Току, а себя называл лишь исполнителем вышестоящих приказов[5, с. 3]. В четвертой части воспоминаний Полат подробно останавливается на событиях 1930-х гг., объясняет причины возбуждения уголовных дел на тех или иных лиц. Но, что интересно, в некоторых местах он пишет путано (поехав в Москву, вдруг в самый разгар репрессий уезжает отдыхать в Кисловодск). С его слов, весь процесс следствия проводили якобы его подчиненные, а он узнал о делах лишь потом, после приезда. Данное утверждение вызывает большие сомнения: как могло вестись следствие без самого министра. Позже (из архивных материалов) стало известно, что именно Полат подписывал ордера на арест. Таким образом, О.О. Полат был прекрасно осведомлен о событиях, активно принимал в них участие. В газете «Молодежь Тувы» читаем: «Я не раз повторял и повторю еще, что вины своей с себя не снимаю. В чем грешен - каюсь. Но и оговаривать себя не намерен. Ибо тут мы наблюдаем прямое нарушение прав человека»[6, с. 3].

Оюн Оюнович возглавлял Министерство внутренних дел недолго: в 1938 г. избран Председателем Президиума Малого Хурала. В августе 1940 г. Оюн Полат освобожден от занимаемой должности. Точная причина остается неизвестной. В воспоминаниях же Полат

пишет о добровольном уходе и поясняет это желанием повысить свой уровень образования учебой в Москве [4, л. 103]. Подобное объяснение вызывает много вопросов. Можно предположить, что С. Тока к тому времени уже не хотел видеть рядом с собой свидетеля и участника политических репрессий, не хотел его возвышения и стал постепенно отдалять от высших государственных должностей, ибо впоследствии Полат уже не будет играть прежнюю роль в политической жизни Тувы.

В разгар учебы в Москве в июне 1941 г. фашистская Германия нападает на СССР, начинается Великая Отечественная война. Полат стал свидетелем того дня, когда в Москве впервые по радио сообщили о начале войны. После приезда в Туву Полат избран на должность первого секретаря горкома партии Кызыла. В июле 1942 г. состоялся IV Пленум ЦК ТНРП, решением которого для усиления помощи фронту создан Отдел промышленности, продовольствия и транспорта. Полат назначен председателем Комиссии, которая распределяла и доставляла подарки до Абакана. После окончания войны в 1945 г. Полата утвердили заведующим Областного потребительского союза, где он проработал до 1947 г. и уволился по собственному желанию. В 1949 г. Оюна Оюновича назначили директором Музея имени 60 богатырей, но вскоре уволили из-за профессиональной непригодности. С 1949 по 1961 гг. Полат фактически нигде не работал.

После съезда КПСС, когда впервые открыто стали говорить о культе личности и политических репрессиях 1930-х гг., Полата стали довольно часто вызывать и допрашивать о тех событиях, поскольку в тот период он как министр внутренних дел лично подписывал постановления Президиума Малого Хурала ТНР об исполнении приговоров. В 1961 г. О. Полат исключен из рядов КПСС. После выхода на пенсию занялся написанием воспоминаний, в которых он оправдывал свою причастность к событиям 1930-х гг. сожившейся обстановкой и внутриполитической борьбой за власть. Полат умер в 1992 г. в возрасте 86 лет. Его жена Соян Минчимаа Донгур-ооловна много лет проработала в школе. Полат имел троих детей - двух сыновей и дочь.

Оюн Полат был свидетелем и участником важнейших событий 1930-х гг., которые происходили в ТНР. Оюн Оюнович являлся разносторонней личностью, высокообразованным, интеллигентным человеком. С одной стороны, благодаря изменениям в стране он пре -вратился из пастуха в государственного деятеля, сделал блестящую карьеру. С другой стороны, политические репрессии, в которых он участвовал, имели далеко идущие последствия в его судьбе. Именно за участие в этих событиях он остался в памяти народа как один из виновников репрессий, был исключен из партии, снят со всех должностей. Довольно трудно дать оценку его личности, но если объективно посмотреть, Оюн Оюнович Полат был скорее заложником своего времени: если бы не он, то был бы другой человек, другой исполнитель.

Библиографический список

1. Донгак Э. Деваться Полату некуда (О причастности О. Полата к репрессиям в Туве).//Молодежь Тувы №18 26 июня 1991 г.; Пюрбю Н. Не прикидывайся агнцем, Полат. //Молодежь Тувы №10 8 марта 1991 г.; Донгак С. Бодун судтазын: О. Полатка хамаарылгалыг тогу арыннары// Тыванын аныяктары. 1990 ноябрь 10.; Тондуп А. Агартынган херээ чул? Тока-Анчымаа, Полаттын тайылбырынга хамааржыр.//Шын. 1989, июнь 20.;Приговор: Докладная из бывшего партархива. //Молодежь Тувы, 1992 г. 6 марта; Палачей назвали поименно, но главной осталась одна партия (О репрессиях в Туве).//Молодежь Тувы. 1991 г. 6 марта.

2. Полат О. Протестую! (О событиях 30-50 гг. в Туве. Репрессии 1938 г.)//Молодежь Тувы 1991 г. 28 июня; Полат О. Уени тайылбырлаксадым: тоогунун будалчак арыннары //Тыванын аныяктары - 1989 ч., май 16, 20; Полат О. Ойзуп турган херээ чул?Тоогунун будалчак арыннары //Тыванын аныяктары. - 1989 ч., март 31; Полат О. Состен беринер! Кым сен Тывыкы? Тогу киржикчизинин сактыышкыны //Тыванын аныяктары. 1989 ч. июль 18; Полат О. Я не в ответе за Тока (О судебном процессе 1936 г. в ТНР)// Молодежь Тувы. 1991 г., 8 марта.

3. Культ личности и политические репрессии в Туве. Кызыл, 2003.

4. РФ ТИГИ, Д. 911.

5. Полат О. Состен беринер! Кым сен Тывыкы // Тыванын аныяктары. 1989 ч., июль 18, № 86.

6. Полат О. Очередная «утка» партократов //Молодежь Тувы. - 1991 г. 31 августа №22.

Bibliograficheskij spisok

1. Dongak E. Devatsya polatu nekuda (O prichastnosti O. Polata k repressiyam v Tuve). //Molodezh Tuvy 18 26 iyunya 1991 g.; Pyurbyu N. Ne prikidyvajsya agntsem, Polat. //Molodezh Tuvy 10 8 marta 1991 g.; Dongak S. Bodun sudtazyn: O. Polatka khamaarylgalyg togu arynnary// Tyvanyn anyyaktary. 1990 noyabr 10.; Tondup A. Agartyngan kheree chul? Toka-Anchymaa, Polattyn tajylbyrynga khamaarzhyr. //Shyn. 1989, iyun 20.; Prigovor: Dokladnaya iz byvshego partarkhiva. //Molodezh Tuvy, 1992 g. 6 marta; Palachej nazvali poimenno, no glavnoj ostalas odna partiya (O repressiyakh v tuve). // Molodezh Tuvy. 1991 g. 6 marta.

2. Polat O. Protestuyu! (O sobytiyakh 30-50 gg. v tuve. repressii 1938 g.)//Molodezh Tuvy 1991 g. 28 iyunya; Polat O. Ueni tajylbyrlaksadym: toogunun budalchak arynnary //Tyvanyn Anyyaktary - 1989 ch., maj 16, 20; Polat O. Ojzup turgan kheree chul? Toogunun budalchak arynnary //Tyvanyn Anyyaktary. - 1989 ch., mart 31; Polat O. Sosten beriner! Kym sen Tyvyky? Togu kirzhikchizinin saktyyshkyny //Tyvanyn Anyyaktary. 1989 ch. iyul 18; Polat O. Ya ne v otvete za Toka (O sudebnom protsesse 1936 g. v tnr)// Molodezh Tuvy. 1991 g., 8 marta.

3. Kult lichnosti i politicheskie repressii v Tuve. - Kyzyl, 2003.

4. RF TIGI, D. 911.

5. Polat O. Sosten beriner! kym sen Tyvyky // Tyvanyn Anyyaktary. 1989 ch., iyul 18, 86

6. Polat O. Ocherednaya "utka" partokratov //Molodezh Tuvy. - 1991 g. 31 avgusta

Ондар Евгения Михайловна - старший преподаватель, аспирант кафедры

Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail:

ondar.ev@mail.ru

Ondar Evgeniya - senior lecturer, postgraduate student of the Department of Russian history

the Tuva state University, Kyzyl, E-mail: ondar.ev@mail.ru

УДК 947.1/.9 (571.52) (04+301:37 63.3 (2Р-6Ту) + 60.56 + 74.03 (2Р - 6Ту)

ВЫСТУПЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТУВЫ В 1990-Е ГГ. КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

Очур Н.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

SPEECHES OF EDUCATORS OF TUVA IN THE 1990 TH. AS FORM OF THE SOCIAL PROTEST

Ochur N.M. Tuvan State University, Kyzyl

В статье на примере Тувы рассмотрены социальные последствия реформы образования, которые проводились в конце XX в.

Ключевые слова: реформа образования, школа, забастовка, учительство Тувы. In article on the example of Tuva social consequences of an education reform which were carried out at the end of the XX century are considered.

Key words: education reform, school, strike, teaching of Tuva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.