Научная статья на тему 'Отзыв на статью А. И. Субетто "системная проблема развития ЖКХ в России в контексте действия закона энергетической стоимости"'

Отзыв на статью А. И. Субетто "системная проблема развития ЖКХ в России в контексте действия закона энергетической стоимости" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАКОН ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ / ЕДИНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ / ПЛАНОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖКХ / ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берендеева Алла Борисовна

Дается оценка положений и выводов статьи. С отдельными положениями автор рецензии соглашается, другие дополняет или подвергает критике. В процессе критики поднимаются вопросы государственного регулирования сферы ЖКХ, духовно-нравственного фактора в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берендеева Алла Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв на статью А. И. Субетто "системная проблема развития ЖКХ в России в контексте действия закона энергетической стоимости"»

ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ А.И. СУБЕТТО «СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЖКХ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ»

Берендеева Алла Борисовна

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»

кафедра «экономической теории и региональной экономики »,

г. Иваново, Российская Федерация.

E-mail: abab60@mail.ru

Аннотация: Дается оценка положений и выводов статьи. С отдельными положениями автор рецензии соглашается, другие дополняет или подвергает критике. В процессе критики поднимаются вопросы государственного регулирования сферы ЖКХ, духовно-нравственного фактора в экономике.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, закон энергетической стоимости, единая энергетическая система страны, плановое управление, инструменты государственного регулирования сферы ЖКХ, государственного частное партнерство, системные противоречия экономики, духовно-нравственный фактор.

JEL: А13; Е61;

REFERENCE TO ARTICLE А.!. SUBTETTO «SYSTEM PROBLEM OF HOUSING DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE ACT OF THE ENERGY VALUE LAW»

Berendeeva Alla Borisovna, doctor of Economics, associate Professor

Professor, Department of Economic theory and regional Economics, Ivanovo state University»

Ivanovo, Russian Federation.

Abstract: The article's provisions and conclusions are evaluated. With separate provisions, the author of the review agrees, the other supplements or criticizes. In the process of criticism, issues of state regulation of the housing and communal services sector, the spiritual and moral factor in the economy are raised.

Keywords: housing and communal services, the law of energy value, the unified energy system of the country, planned management, instruments of state regulation of the housing and communal services sector, public private partnership, systemic contradictions of the economy, spiritual and moral factor.

Работа А.И. Субетто, опубликованная в №2(44) «Теоретической экономики», была посвящена анализу глубинных и системных причин кризиса российской системы ЖКХ и путям выхода из данного кризиса. Проблемы коммунальной инфраструктуры, энергетики - первоочередные при решении целей и задач экономического роста, повышения качества жизни населения. Электро-, водо-, тепло- и газоснабжение - это сложный инфраструктурный комплекс, который имеет свою производственную, транспортную и распределительную структуру, а совместно они образуют новую конструкцию в виде энерготехнологической метасистемы [3, с. 39].

Можно согласиться с Александром Ивановичем Субетто, что системная сущность ЖКХ выражается в том, что это - важнейший компонент системной организации безопасности витального базиса российского общества. Действительно, жилье - это самый дорогой товар первой необходимости, а жилищно-коммунальные услуги относятся к первоочередным, социально значимым, а ошибки в

реформировании ЖКХ могут привести к социальной напряженности и даже социальному кризису в обществе. А государственная жилищная политика, развитие тепло- и электроэнергетики в настоящее время включены в цели устойчивого развития.

Автор справедливо доказывает, что кризис российской системы ЖКХ - рукотворный, результат макроэкономической политики 1991-2018 гг. Да, мы помним, когда начала проводиться приватизация в сфере жилья (закон РФ 1991 г. № 1541-1), государство недостаточно информировало население, не объяснило людям, какие обязанности по эксплуатации жилья они берут на себя после приватизации. Поэтому приватизировалось как новое, так и старое жилье со всеми вытекающими последствиями. Затем появились понятия «недобросовестные управляющие компании» «ЖКХАД» и др., расшифровка аббревиатуры ЖКХ - «живи, как хочешь», «жилищно-криминальное хозяйство».

Исследование А.И. Субетто опирается на разработки российских и зарубежных ученых, на критическое осмысление существа затрагиваемой проблемы: на книгу С.Г. Кара-Мурзы и С.Г. Телегина, которые пишут о клубке противоречий в развитии системы теплоснабжения России (Кара-Мурза С.Г., Телегин С.Г Царь-холод, или Почему вымерзает Россия. М., 2003), на книгу Ю.П. Савельева (Савельев Ю.П. Реальная экономика советской и современной России. Аналитический справочник: советские цифры против современных мифов. СПб., 2017) и его тезис, что «в результате рыночных реформ реальная экономика, по сравнению с показателями плановой советской экономики, отброшена на многие десятилетия назад».

Но еще из учебников по экономической теории мы знаем, что рынок имеет не только «минусы», но и свои «плюсы», поэтому обвинять рыночную экономику в обострении системных российских проблем, на наш взгляд, не совсем корректно. Например, рынок активизирует людей, заставляет их быть конкурентоспособными, социально активными, развивать свои способности знания, умения, навыки. Более понятна позиция, когда корни причин ЖКХ видятся, не в рыночной экономике как таковой, а, например, в «пробелах» или ошибках российского законодательства. У многих авторов можно найти обоснование несовершенства и неполноты законодательства, затрагивающего функционирование ЖКХ.

Например, Г. Резвов, профессор кафедры сервисной экономики УрГЭУ, выделяет конкретное проблемное поле в сфере ЖКХ и считает, что истоки кризиса - в законодательстве, когда развал ЖКХ был начат в 1992 г. и окончательный удар был нанесен в 2011 г. Так, федеральным законом 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» была поставлена главная задача реформы -переход отрасли ЖКХ на полную самоокупаемость в течение 5 лет. Как пишет автор, «именно с этого закона и началась череда ошибок непрофессиональных реформаторов, приведшая к современному системному кризису в жилищно-коммунальной сфере» [4].

Впоследствии в 1997 г. указом Президента РФ была утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, где были поставлены такие масштабные цели реформирования ЖКХ, как улучшение условий проживания населения, упрочение жилищных прав граждан, повышение эффективности эксплуатации жилья, увеличение поступлений средств в бюджеты всех уровней и др. А сама задача реформирования и координации функционирования такой важной сферы жизнеобеспечения населения была переложена с федерального и регионального уровней на уровень муниципальных образований, что было закреплено в федеральном законе 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А с принятием в 2004 г. Жилищного кодекса РФ вся тяжесть оплаты услуг в сфере жизнеобеспечения населения, включая капитальный ремонт, были передана собственникам помещений многоквартирных домов как потребителям жилищно-коммунальных услуг. Окончательный удар сфере ЖКХ был нанесен федеральным законом 2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому с 2011 г. в сфере управления многоквартирными домами не должно было остаться ни одной муниципальной управляющей организации, кроме частных управляющих

компаний и товариществ собственников жилья. Более того, в сфере производства и предоставления услуг ЖКХ должно было быть менее 20 % предприятий государственной и муниципальной формы собственности. Таким образом, налицо конкретная причина - несовершенство нормативной правовой базы в сфере ЖКХ.

Точнее, на наш взгляд, постановка вопроса об особой роли государства в современной рыночной экономике российского типа - о специфических инструментах планирования (сейчас это - госпрограммы), стимулирования (дотации, субсидии, гранты и т. д.). В нашей монографии мы отмечаем недостаточную координацию в экономике, связанную, в частности, с отсутствием необходимого набора институтов и хозяйственных инструментов [2, с. 240]. Для сферы ЖКХ актуальна функция государственного контроля. В ряде научных исследований в данной сфере доказано, что распространены хищения и нецелевое расходование денежных средств, полученных как за предоставленные услуги, так и на реконструкцию имеющихся инженерных сетей, в том числе бюджетных субсидий, выделенных на реализацию инвестиционных программ. Государство должно ограничивать рост цен на услуги таких инфраструктурных монополий, как электроэнергетика, тепло-, водо-, газоснабжение, транспорт. А пока в нашей стране происходит рост трансакционных издержек как издержек распределения и обмена [2, с. 235].

Совершенно справедлив тезис А.И. Субетто, что любой продукт имеет свою энергостоимость. Согласно теории технологических укладов С.Ю. Глазьева, в экономике современной России еще сильны позиции 3 и 4 укладов (укладов, основанных на использовании энергии электричества, углеводородов). Вместе с тем можно не согласиться с тезисом А.И. Субетто, что в нашей стране потребляется намного больше энергии, чем во всех остальных странах мира. Общеизвестен научный факт, что сейчас в мире больше энергии тратится не на обогрев помещений, а на их охлаждение через систему кондиционирования.

В отличие от традиционных подходов к решению проблем ЖКХ автор рассматриваемой статьи предлагает комплексный подход с учетом природно-климатических условий, плановых механизмов управления, требований специфических законов российской цивилизации и Закона Энергетической Стоимости. Автор обосновывает выводы на основе системы из девяти аксиом теории энергетической стоимости и восьми таких специфических законов российской цивилизации, как инфраструктурный закон, закон централизации управления социально-экономическим развитием российской цивилизации, закон общинно-государственного землепользования, закон доминирования закона кооперации над законом конкуренции, закон плановости (плановой регуляции) социально-экономического развития, закон стратегического резервирования и др. Здесь трудно спорить с А.И. Субетто, можно только преклониться перед ним за актуализацию данных постулатов в виде аксиом и законов, в правильности которых мы неоднократно убедились за 25 лет российских реформ.

Аргументированно доказана необходимость возрождения механизма планирования социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, включая и развитие системы ЖКХ страны, «с лагом упреждения в 50-100 лет». Можно поспорить с автором: сейчас в российской экономике успешно реализуется программно-целевой подход, используются его различные инструменты (например, государственные программы, федеральные целевые и ведомственные программы, госзаказ и т. д.). При этом, когда управление экономикой, особенно в регионах, зачастую идет «в ручном режиме», когда постоянно выявляются несоответствия и расхождения в содержании стратегий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, когда каждые 3-4 года происходит корректировка стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, такой дальний горизонт планирования (50 лет и более) может не дать нужной пользы и указать неточные ориентиры. Да и специалисты в сфере инновационных технологий обещают нам бурное внедрение новшеств во все сферы жизни общества, особенно после 2030 г. и кардинальное изменение техники, технологий, образа жизни людей. Хочется надеяться (и в этом одна из задач государства), чтобы

новые технологии пришли и в сферу ЖКХ как доступные, выгодные для пользователей и инвесторов.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство - это стратегически важное направление деятельности нашего государства, обеспечивающее население жизненно важными услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания. При реформировании данной сферы необходимо действовать, прежде всего, в интересах населения.

Но поскольку имеют место такие проблемы в этой социально значимой отрасли, как низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ (в том числе вследствие активного вмешательства органов власти в ее деятельность), нарастание физического износа основных фондов ЖКХ страны (с темпом 3-5 % в год), то актуален вопрос об усилении роли государства в сфере ЖКХ (в этом мы солидарны с А.И. Субетто). Мы поддерживаем автора в том, что необходимо возрождение Единой энергетической системы, создающей масштабный эффект, способствующий выравниванию энергопотребления, при одновременном запуске механизма ресурсной ренты. Но не нужно забывать, что в нашей стране выявлены массовые факты нецелевого использования бюджетных средств, прямые хищения этих ресурсов, поэтому не спасет ситуации; актуально говорить о развитии эффективной системы государственного регулирования экономики, эффективного государственного менеджмента (в том числе создание эффективного механизма установления тарифов на коммунальные услуги, создание эффективной институциональной среды). А.И. Субетто об этом пишет применительно к энергостоимости: «конкурентоспособность экономических систем с более высокой энергостоимостью при равных условиях развития может обеспечиваться только за счет понижения цены (стоимости) энергии, что требует опережающих темпов роста энергоотдачи в этих странах».

Но при акцентировании внимания на роли государства в нашей стране нельзя игнорировать тот факт, что сейчас в современной экономике России нарабатываются новые институты, инструменты управления. Так, в сфере ЖКХ во многих регионах успешно работают ТСЖ. Их эффект (в сравнении с управляющими компаниями) выражается в более эффективном управлении жилым фондом, высоком качестве обслуживания, экономии на затратах по сравнению с деятельностью УК, более низких темпах роста тарифов по содержанию жилья [6]. Пример таких стран, как Швеция, Франция, Финляндия, Польша, показывает, что наиболее успешной формой управления в сфере ЖКХ является государственно-частное партнерство, когда используются гибкие формы и методы управления объектами общественной собственности с использованием механизма свободной конкуренции, использованием возможностей частной инициативы, частного капитала и др. [1].

Необходима новая энергетика, построенная на других принципах, соответствующих концепции постиндустриального общества с высоким качеством жизни, интеллектуализацией всех сфер деятельности и инновационной экономикой, основанной на знаниях и высокоразвитом человеческом капитале [3, с. 40].

Уход от экспортно-сырьевой модели и необходимость поиска новой модели развития российской экономики делают целесообразным включение концепции устойчивости, базирующейся на сбалансированности экономических, социальных и экологических компонент, в разрабатываемые долгосрочные программы развития страны.

По нашему мнению, важным фактором повышения эффективности социально-экономического развития выступает разрешение системных противоречий экономики, в том числе противоречия между фондом накопления и фондов потребления, что связано с использованием национального дохода и общественного продукта, противоречия между растущими потребностями населения и возможностями их удовлетворения при наличии материальных и иных ресурсов, противоречия между более высокой степенью развития отдельных сфер народного хозяйства и более слабым развитием социальной инфраструктуры [2, с. 127-130].

Другим более значимым фактором повышения эффективности социально-экономического развития, использования бюджетных средств является духовно-нравственный фактор. Данные идеи

отражены, например, в концепции этичного экономического человека. Как пишет Н.В. Родионова, в настоящее время наиболее острые проблемы следующие: «формирование многослойной этики и деградация морали, падение нравственности, коррупция, потребительство, безответственность, разобщенность людей, нетерпимость, девиации и др.» По ее мнению, решение данных проблем связано с духовно-нравственным оздоровлением сознания людей. Она пишет: «ценность любви к ближнему, будучи стержневой во многих религиозных учениях и общечеловеческой морали, способна преобразить современного человека, сплотить общество, скорректировать критерии развития экономики с учетом общественной пользы» [5, с. 128-129].

Таким образом, выход из кризиса ЖКХ состоит не только в учете закона энергетической стоимости, восстановлении единой энергетической системы страны и планового управления ею, но и в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере ЖКХ, в усилении функции государственного контроля ЖКХ, в решении системных проблем и противоречий развития российской экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Ж.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в сфере финансового обеспечения объектов жилищно-коммунального хозяйства / Ж.М. Алиева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: Ы1р:/^аепсе-education.ru/ru/article/view?id=19231 (дата обращения: 16.03.2018).

2. Берендеева А.Б. Социальные свойства экономики. науч. издание / А.Б. Берендеева. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. - 300 с.

3. Воропай Н.И. Интегрированные энергетические системы: вызовы, тенденции, идеология / Н.И. Воропай, В.А. Стенников, Е.А. Барахтенко // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 5. - С. 39-49.

4. Резвов Г. Современное состояние ЖКХ - трагедия российских собственников / Г. Резвов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gkx.ru/news/sovremennoe-sostoyanie-zhkx-tragediya-rossijskix-sobstvennikov/ (дата обращения 16.03.2018).

5. Родионова Н.В. Возможно ли соблюдать заповедь любви к ближнему в системах организационных отношений / Н.В. Родионова // Вестник Владимир. гос. ун-та. Серия: Экономические науки: электр. науч. журн. - 2017. - № 3 (13). - С. 128-152. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/No13/Vestnik_No_13.pdf (дата обращения 16.03.2018).

6. Сысоева Л.И. Развитие ТСЖ как перспективное направление преодоления кризиса в сфере ЖКХ (на примере Новосибирской области) / Л.И. Сысоева // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. - 2017. - № 39. - С 146-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.