Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1379
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКИ / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАВЕДОМО ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьянина Анжелика Владимировна, Каминская Яна Вячеславовна

Роль средств массовой информации в современном обществе невозможно переоценить, их значимость проявляется в освещении деятельности органов власти, создании системы обратной связи, мониторинге общественного мнения и общественных настроений, тем самым они становятся одним из ключевых факторов развития общества. Информирование граждан - одна из главных функций СМИ, выполняя которую, они оказывают влияние на формирование мнений в обществе. При этом российское законодательство предусматривает юридическую ответственность за распространение ложных новостей, к которой привлекаются любые граждане, а не только журналисты, издательства и другие средства массовой информации. В статье проводится теоретико-правовой анализ норм, регламентирующих ответственность за распространение фейковых новостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьянина Анжелика Владимировна, Каминская Яна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ»

А.В. ТАТЬЯНИНА

Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры уголовного права и процесса ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

Я.В. КАМИНСКАЯ

Студент группы СПОПС-ЗО ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Роль средств массовой информации в современном обществе невозможно переоценить, их значимость проявляется в освещении деятельности органов власти, создании системы обратной связи, мониторинге общественного мнения и общественных настроений, тем самым они становятся одним из ключевых факторов развития общества. Информирование граждан - одна из главных функций СМИ, выполняя которую, они оказывают

Фейки, фейковые новости, ложная информация, информации, дезинформация.

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.77.51.

В современном мире средства массовой информации (далее - СМИ) не перестают развиваться, что обусловлено их важной ролью в обществе. Трансформация способов распространения информации тесно связана с техническим прогрессом: так, после развития книгопечатания в последнее столетие появились радио, телевидение и интернет. Однако технические средства сами по себе не определяют содержательную сторону коммуникаций, они развивают их медийную составляющую, детерминируют глобальный характер и доступность информации широкой аудитории.

С момента появления первых средств передачи информации СМИ стали основой для формирования общественного мнения граждан. При этом мотивы и цели такого воздействия не всегда можно трактовать однозначно. Так, уже в начале прошлого столетия различного рода тоталитарные и авторитарные структуры посредством использования новых технических средств (радио, кино) начали активно манипулировать сознанием значительных слоев населения самых разных стран. Новые средства массовой информации, рожденные техническим прогрессом, стали востребованы соответствующими политическими режимами и их лидерами в целях идеологической обработки населения. Так, например, во время Второй мировой войны именно радио стало мощным инструментом в руках противоборствующих сил, поскольку в радиоэфире развернулись информационные и политические баталии. Техника позволила создать новые СМИ, которые открыли возможности для массовой коммуникации с самыми широкими слоями населения: в одних случаях - для манипуляций, в других - для просвещения. При этом их содержательная сторона диктовалась не техническим детерминизмом, а политическими, идеологическими, экономическими и культурными факторами.

На сегодняшний день очень быстро развиваются средства электронной коммуникации в сети

влияние на формирование мнений в обществе. При этом российское законодательство предусматривает юридическую ответственность за распространение ложных новостей, к которой привлекаются любые граждане, а не только журналисты, издательства и другие средства массовой информации. В статье проводится теоретико-правовой анализ норм, регламентирующих ответственность за распространение фейковых новостей.

заведомо ложная информация, средства массовой

Интернет. Во всемирной паутине функционирует большое количество интернет-изданий, газет, информационных сайтов, где профессиональные журналисты, репортёры, редакторы и другие лица размещают свои материалы и статьи. Кроме того, существуют форумы, блоги и социальные сети. Рост интереса граждан к значимым социально-политическим, экономическим, культурным событиям, которые происходят в стране и мире, а также заинтересованность СМИ в том, чтобы придать огласке эти факты, приводит к формированию общественного мнения и настроения, а в последующем - гражданской позиции и коллективного сознания.

Однако не вся информация, транслируемая СМИ и, в частности, размещенная в сети Интернет - наиболее доступной, мобильной и массовой площадке распространения информации, является достоверной. При этом публичная огласка дезинформации также влияет на сознание граждан, в связи с чем появляются ложные суждения о происходящих событиях в обществе и мире. Феномен распространения дезинформации назвали «fake news», что в переводе с английского языка означает «ложные новости». Существует несколько определений понятия «fake news». Некоторые авторы считают, что «фейковая новость» - это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью либо частично [8]. Но наиболее общее и понятное для каждого определение приведено в Оксфордском словаре, и трактуется так: «fake news - это ложные сообщения о событиях, написанные и прочитанные на веб-сайтах» [5].

Фейковые новости по стилю похожи на обычные, но отличаются от них полной или частичной недостоверностью. Они всегда будут иметь успех у публики. Почему? Все просто: информация, которая содержится в них, креативна, сенсационна, привлекательна для масс своим характером и, следовательно, более интересна, чем тривиальные, избитые описания фактов. Для заинтересованных в распространении

дезинформации лиц факты имеют меньшую ценность, нежели эмоции и реакция отдельных граждан и общества в целом на недостоверную информацию, то есть оценки и личные убеждения выглядят значимее, чем реальные события и явления.

К сожалению, неподтвержденная и ложная информация достаточно широко транслируется в различных интернет-ресурсах и популярных социальных сетях, таких как ВКонтакте, Instagram (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ), Telegram и др. Важно понять, какую угрозу обществу несут фейковые новости и как с ними бороться. Для общества и государства фейко-вые новости представляют потенциальную и реальную угрозу, поскольку могут провоцировать опрометчивые поступки, угрожать здоровью граждан, вызывать беспорядки в обществе. С помощью дезинформации убеждениями и в последующем поведением граждан можно манипулировать, поскольку у людей, поверивших самым невероятным слухам, лживым постам, распространяемым на платформах социальных сетей, складывается ложное понимание действительности.

В законодательстве РФ интерпретацию понятия «фейковые новости» можно увидеть в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. Там они упоминаются как заведомо недостоверная общественно значимая информация, которая распространяется под видом достоверных сообщений и создает определенную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности. В марте 2019 г. Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьями, направленными на противодействие фейковым новостям. Их распространение как в СМИ, так и в сети Интернет охватывается составами административных правонарушений, предусмотренных частями 9 - 11 статьи 13.15 КоАП РФ. При этом размер штрафов зависит от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации.

Увеличение числа распространяемых заведомо ложных новостей в начале пандемии коронавирусной инфекции обусловило необходимость поиска решений для борьбы с такой недостоверной информацией [7]. В апреле 2020 г. статья 13.15 КоАП РФ была дополнена новыми положениями. Так, в отдельный состав правонарушения было выделено распространение в СМИ и Интернете информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. К ответственности за данное правонарушение в виде штрафа привлекаются только юридические лица. Если распространение фейковых новостей о перечисленных обстоятельствах повлекло смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, штраф для юридических лиц увеличивается до пяти миллионов рублей [3].

За прошедший период сложилась неоднозначная правоприменительная практика по данным статьям. В качестве иллюстрации приведем пример.

Гражданка А. оставила в социальной сети комментарий о неблагоприятной ситуации с коронави-русной инфекцией в регионе, в котором она живет. Она заявила, что в области, где она проживает, не было зафиксировано ни одного случая заражения, ни один пациент с положительным результатом теста не получил документ, подтверждающий наличие болезни. В результате она была привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, с назначением штрафа. Суд постановил, что ответчица не представила доказательств, опровергающих существование коронавирусной инфекции СОУГО-19 в городе Н. и области НН, которые могли бы подтвердить правдивость информации, которой она поделилась в интернете. Ответчица вину не признала, отметив, что сформировала свое мнение на основании открытых источников и интернет-публикаций, и ее утверждения нельзя квалифицировать как заведомо ложные, поскольку наличие коронавирусной инфекции в области не было официально подтверждено или опровергнуто.

В апелляционной жалобе она заявила, что суд не принял во внимание контекст публикации и переложил на нее бремя доказывания. Также судом, по мнению А., не был учтен факт отсутствия вреда от ее публикации в виде создания опасности для чьей-либо жизни или здоровья. Поэтому штраф, по ее мнению, является чрезмерным наказанием, вместо него ей могло было быть вынесено предупреждение. Позже районный суд города Н. отклонил апелляционную жалобу, сославшись на региональные правила предотвращения распространения инфекции СОУГО-19. После этого А. обратилась в ЕСПЧ.

Рассмотрев данное дело, ЕСПЧ коммуницировал жалобу и предложил РФ оценить, имело ли место нарушение ст. 10 Конвенции о защите прав человека «Свобода выражения мнения», а также ответить на вопрос, должны ли отдельные граждане придерживаться того же стандарта точности при их частном обмене информацией в интернете, что и СМИ, в обязанность которых входит предоставление точной и надежной информации в соответствии с этическими нормами журналистики? [1]. В итоге гражданка все равно была привлечена к административной ответственности.

С 1 апреля 2020 г. была введена уголовная ответственность за распространение фейковых новостей, если это угрожает безопасности людей или причиняет им вред. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнен двумя новыми составами - статьями 207.1 и 207.2 [2]. Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия, является уголовным составом (ст. 207.2 УК РФ), так же как публичное распространение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК РФ). Нарушителю грозит наложение немалого штрафа, принудительные или исправительные рабо-

ты либо лишение свободы и, следовательно, наличие судимости.

Четвертого марта 2022 г. Совет Федерации РФ одобрил поправки в УК РФ о наказании за распространение ложной информации о действиях российских военных, дискредитацию Вооруженных Сил РФ и за призывы к антироссийским санкциям. В УК РФ введены:

- статья 207.3 «О публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов России и ее граждан», по которой максимальное наказанием достигает 15 лет лишения свободы, если эти действия повлекли наступление тяжких последствий;

- статья 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Минимальным наказанием является штраф от 100 до 300 тыс. рублей, максимальным - лишение свободы до 5 лет;

- статья 284.2 «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц» предусматривает до 3 лет лишения свободы за призыв вводить санкции против российских граждан. Кроме того, депутаты приняли в третьем чтении

законопроекта поправки в КоАП. В соответствии с ними ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ (статья 20.3.3), составит внушительные штрафы как для физических, так и для юридических лиц.

Несмотря на то, что поправки в УК РФ и КоАП РФ были внесены совсем недавно, уже начала складываться правоприменительная практика по ним, и тоже весьма неоднозначная. Так, к числу противоправных действий отнесли размещение на стекле автомобиля плаката, нанесение краской на тротуар надписи или выкрикивание в общественном месте (в магазине, на улице, во дворе многоквартирного дома и т.п.) лозунгов, содержание которых дискредитирует использование Вооруженных Сил РФ; наоборот, закрашивание краской баннера в поддержку Вооруженных Сил РФ и т.д. Есть примеры задержания и привлечения к административной ответственности за одиночные пикеты с демонстрацией плаката с иллюстрацией международного символа мира или плаката, на котором были нарисованы восемь звёздочек «*** *****»• банковской карты платежной системы «МИР»; в одежде, на которую нанесена дискредитирующая надпись.

Введение новых составов правонарушений и преступлений вызвало недовольство у ряда юристов, журналистов, правозащитников. Данные поправки называют «от начала и до конца вопиющими противоправными механизмами политической репрессии и военной цензуры, которые нарушают Конституцию, а

именно свободу выражать свое мнение, свободу совести и другое» [6]. Помимо этого высказывается мнение, что «новеллы написаны в отвратительной юридической технике», и по написанным формулировкам норм будет легко привлекать к уголовной ответственности даже за пост в социальной сети очевидца о жертвах, бомбежке жилых кварталов, если передаваемую информацию не подтвердят достоверные СМИ.

Действительно, законодатель не совершенен в составлении новых норм, но в данных условиях, когда Россия проигрывает информационную войну, которую ведет Запад против нас, мы должны пресекать все возможные распространения лживой информации. Наверняка, законодатель, может, где-то поступил слишком жестко и не совсем точно сформулировал положения новых статей, но принять в срочном порядке такие нормы было необходимо. В любом случае во избежание произвольного и необоснованного применения новых статей следует в каждом случае устанавливать существование однозначного знания лица о ложности информации до начала ее публичного распространения.

Борьба с распространением фейковых новостей на законодательном уровне путем установления жестких санкций за данные деяния должна стать эффективным инструментом защиты общества от недостоверной информации. По данным судебной практики к ответственности привлекаются не только общественные активисты, СМИ и журналисты, но и обычные интернет-пользователи. Соответственно, любой гражданин, который оставляет комментарии к постам в социальных сетях, общается в групповых чатах в мессенджерах, потенциально попадает в зону риска, распространяя непроверенную информацию.

Итак, в силу своей сенсационной природы фей-ковая информация всегда будет востребована немалой частью общества, при этом отличить объективные факты от вымышленных в некоторых случаях весьма затруднительно. Дезинформация встречается на платформах всемирной паутины гораздо чаще, нежели правдивые факты, преподносимые достоверными источниками, ведь любой человек может написать пост в сети, в котором реальных данных и близко нет. Следует критично относиться к источникам информации в социальных сетях и на интернет-платформах, анализировать полученные сведения и делать самостоятельные выводы. Лучшим решением будет использование проверенных и достоверных источников информации.

По данным на 01.03.2022, в сети Интернет было зафиксировано более девяноста тысяч фейков о положении в Украине, что послужило принятию проекта о создании нового достоверного источника информации. Правдивые ответы на вопросы, сильнее всего волнующие в эти дни, теперь можно получить на новом официальном интренет-ресурсе Российской Федерации «Объясняем РФ». Главная цель его создания - оперативно доводить до граждан проверенную, достоверную информацию и противодействовать фейкам и слухам. На сайте также содержится самая необходимая информация по различным сферам

жизни, которая обновляется в режиме реального

времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 2. - Ст. 163. - Текст : непосредственный. (Российская Федерация перестает являться Высокой Договаривающейся Стороной настоящей Конвенции 16 сентября 2022 г.)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. - Текст : непосредственный.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. -31 декабря. - Текст : непосредственный.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. -2006. - 29 июля. - Текст : непосредственный.

5. Головацкая О.Е. Значение и происхождение термина «fake news» / О.Е. Головацкая. - Текст : непосредственный // Коммуникология. - 2019. -№ 2. - С. 139-152.

6. Закон написан отвратительно: юристы о наказаниях за фейки. - Текст : электронный. - Режим доступа: https://pravo.ru/story/239585/ (дата обращения: 14.04.2022).

7. Карягина О.В. Особенности уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в условиях угрозы распространения коронавируса в РФ: анализ новаций / О.В. Карягина. - Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2020. - № 1(31). - С. 49-52.

8. Суходолов А.П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве / А.П.Суходолов - Текст : непосредственный // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. - 2017. -№ 1. - С. 87-106.

9. Хоменко С.М. Специфика уголовно-правовой политики России на современном этапе / С. М. Хоменко. - Текст : непосредственный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXI Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 1618 апреля 2020 г. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2020. - С. 598-600.

© Анжелика Владимировна Татьянина, 2022 © Яна Вячеславовна Каминская, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.