УДК 343.2 ББК 67.408
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ИЛИ УЧАСТИЕ В НЕМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ МЕЛЬНИКОВ,
адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Е-тдИ: [email protected], [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проводится анализ зарубежного законодательства, предусматривающего ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Выявляются схожие и отличительные признаки рассматриваемого состава преступления. На базе проведенного исследования, формулируются положения, направленные на совершенствование законодательства об ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Ключевые слова: незаконное вооруженное формирование, зарубежное законодательство, уголовная ответственность, общественная безопасность, наказание.
Annotation. The article is devoted to the analysis of foreign legislation, criminalizing the organization of or participation in illegal armed groups. It identifies similar and distinctive elements of the considered crimes. Based on the conducted study, provisions aimed at improving the legislation on responsibility for the organization of or participation in an illegal armed formation are formulated by the author.
Keywords: illegal armed formation, foreign legislation, criminal responsibility, public security, punishment.
Уголовная ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем устанавливается не только в Российской Федерации, но и в ряде зарубежных стран. Это связано с тем, что данные деяния направлены на дезорганизацию общественной жизни любого государства. Они препятствуют оптимальному развитию институтов государственной власти, а также наносят существенный ущерб государству и обществу. Данные обстоятельства диктуют необходимость осуществления международного сотрудничества, направленного на выработку правовых мер борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). В данном случае весьма актуален вопрос о международном сотрудничестве со странами, входящими в СНГ.
Уголовное законодательство государств ближнего зарубежья, касающееся ответственности за
организацию незаконных вооруженных формирований или участие в них, характеризуется определенным сходством. Данное обстоятельство обусловлено тем, что при конструировании уголовно-правовых норм, законодатели брали за основу положения Модельного уголовного кодекса государств — участников СНГ1. В этом нормативно-правовом акте ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования предусмотрена в ст. 183.
В России ответственность за данное преступление установлена ч. 1 ст. 208 УК РФ, относящееся к категории особо тяжких преступлений, что соответствует положению Модельного уголовного кодекса СНГ2, рекомендующему относить подобное деяние к категории преступлений средней тяжести. Ч. 2 данной статьи предусматривает ответственность за участие в НВФ.
Анализ ст. 183 Модельного кодекса и ст. 208 УК РФ позволяет отметить следующее: а) объектом этих преступлений является общественная безопасность; б) в ч. 1 ст. 183 Модельного кодекса предусмотрена ответственность за создание и руководство таким формированием, а в ч. 1 ст. 208 УК РФ, помимо этого, включено финансирование такой группы; в) в ч. 1 ст. 183 Модельного кодекса указано словосочетание «создание незаконного военизированного формирования», а в ч. 1 ст. 208 УК РФ «создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом»; г) указанная статья Модельного кодекса не устанавливает ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании; д) в ч. 2 этой статьи Модельного кодекса предусмотрен квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», отсутствующий в ст. 208 УК РФ.
Считаем целесообразно остановиться на анализе уголовного законодательства стран СНГ и иных европейских государств, предусматривающего ответственность за организацию НВФ или участие в нем, являющимся наиболее близким к законодательству РФ.
Уголовная ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем предусмотрена ст. 287 Уголовного кодекса Республики Беларусь3. Эта статья устанавливает ответственность за создание, руководство и участие в НВФ при отсутствии признаков бандитизма. В этом случае законодатель различает НВФ от бандитизма по цели, предусмотренной в норме. В отличие от ст. 208 УК РФ, ст. 287 УК Республики Беларусь состоит только из одной части, не устанавливая дифференцированной ответственности создателей, руководителей и участников незаконных вооруженных формирований.
Санкцией ст. 287 УК Республики Беларусь предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет. Данное наказание в виде ограничения свободы является более строгим, чем в ст. 208 УК РФ. Однако, наказание в виде лишения свободы за указанные деяния более мягкое, чем в уголовном законодательстве РФ. При этом уголовный закон Республики Беларусь относит организацию такого формирования и участие в нем к
категории тяжких преступлений, отмечая, таким образом, повышенную опасность указанного деяния. Кроме того, в вышеуказанной норме содержится примечание, в котором указываются условия освобождения от уголовной ответственности, аналогичные тем, что содержатся в примечанием ст. 208 УК РФ.
Ответственность за организацию НВФ или участие в нем предусмотрена ст. 229 Уголовного кодекса Кыргызской Республики4. Она состоит из двух частей: первая часть предусматривает ответственность за незаконное создание вооруженных формирований и за руководство таким формированием, а вторая часть — за участие в нем. Эта норма, как и ст. 208 УК РФ имеет примечание, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности за участие в НВФ. Указания на мотивы и цели незаконного вооруженного формирования по ст. 229 УК Кыргызской Республики отсутствуют. Также в ней не предусмотрены квалифицирующие признаки.
Санкцией этой статьи за создание и руководство НВФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет, а за участие в нем — наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Ответственность по УК Кыргызской Республики за эти преступления менее строгое, чем в ст. 208 УК РФ, при этом уголовный закон Кыргызской Республики данные деяния относит к категории тяжких преступлений, а участие в НВФ к категории менее тяжких.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан находится ст. 267, предусматривающая ответственность за организацию незаконного военизированного формирования и участие в нем. В ней, законодатель установил дифференцированную ответственность организаторов и участников таких формирований. В названии и в содержании ст. 267 Уголовного кодекса Республики Казахстан указано словосочетание «незаконное военизированное формирование».
Вместе с тем, эта статья имеет поощрительную норму, предусматривающую освобождение от уголовной ответственности за участие в незаконном военизированном формировании5. В ней, помимо двух условий (добровольность прекращения участия в НВФ и сдача оружия), аналогичных приме-
чанию ст. 208 УК РФ, законодатель включил третье обязательное условие, заключающееся в сдаче воинского снаряжения. Тем самым, ст. 267 УК Республики Казахстан предусматривает в качестве обязательного признака незаконного военизированного формирования — воинское снаряжение. Таким образом, уголовный закон Республики Казахстан максимально приближает понятие «незаконное военизированное формирование» к термину «воинская организация».
Санкцией ч. 1 этой статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет, что является более мягким наказанием, чем в ч. 1 ст. 208 УК РФ. За участие в незаконном военизированном формировании по уголовному законодательству Республики Казахстан, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Данное наказание также является более мягким, чем наказание за деяния, предусмотренном ч. 2 ст. 208 УК РФ.
В целом, ст. 267 УК Республики Казахстан остается схожей со ст. 208 УК РФ. Она также находится в главе преступлений против общественной безопасности, предусматривает дифференцированную ответственность организаторов и участников НВФ. В ней не содержится цель военизированного формирования и отсутствуют квалифицирующие признаки.
Другим аналогом ст. 208 УК РФ, может выступать ст. 185 Уголовного кодекса Республики Таджикистан6. Ч. 1 данной статьи предусматривает ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. В ч. 2 ст. 185 УК Республики Таджикистан, законодатель включил квалифицирующий признак этого преступления «совершенное лицом с использованием своего служебного положения», отмечая повышенную общественную опасность данных деяний. За эти деяния по УК Республики Таджикистан предусмотрено наказание в виде лишения свободы от восьми до двенадцати лет с лишени-
ем права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В рамках данной статьи считаем необходимым проанализировать ст. 223 УК Грузии7, близкую по содержанию к ст. 208 УК РФ, несмотря на то, что Грузия прекратила свое участие в СНГ 18 августа 2009 г.
Сравнительный анализ грузинской и российской нормы позволяет отметить следующее: во-первых, в наименование ст. 223 УК Грузии указывается словосочетание «создание или руководство незаконным вооруженным формированием либо участием в нем», тогда как в ст. 208 УК РФ «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем». В данном случае, такие понятия как «создание», «руководство» и «организация» не имеют существенных различий и обладают общими признаками. Во-вторых, в содержании ст. 223 УК Грузии употребляется такой термин как «незаконное вооруженное формирование», вместо понятия в ст. 208 УК РФ «вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом». В-третьих, грузинский законодатель в ч. 1 ст. 223 УК Грузии термин «формирование» раскрывает через различные виды групповых образований, с тем отличием, что в данной норме указан термин «ополчение», а в ч. 1 ст. 208 УК РФ его аналогом является «дружина».
За организацию незаконного вооруженного формирования ч. 1 ст. 223 УК Грузии предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Ч. 2 данной статьи устанавливает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до пяти лет. Российский законодатель за деяния, предусмотренные ст. 208 УК РФ, устанавливает более строгое наказание, чем предусмотрено нормой уголовного законодательства Грузии.
Помимо этого, в ст. 223 Уголовного кодекса Грузии имеется поощрительная норма, которая предусматривает освобождение от уголовной ответственности за деятельность в незаконном вооруженном формировании, а не за участие в нем, как указано в примечании ст. 208 УК Российской Федерации. В этой связи нельзя не согласиться с
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
мнением Т.М.-С. Магомедова о том, что понятие «деятельность в НВФ» включает в себя не только участников, но и создателей, руководителей незаконных вооруженных формирований и, тем самым, является более широким, чем понятие «участие в НВФ»8. Так как они, прежде всего, устанавливают общие внутригрупповые нормы поведения, создают условия обязательного подчинения групповой дисциплине и выполнения приказов, обеспечивают взаимную согласованность и целеустремленность действий участников такой группы9. Таким образом, создатель или руководитель НВФ при выполнении условий, указанных в примечании ст. 223 УК Грузии освобождается от уголовной ответственности, если его деяния не содержат признаков иного преступления. Данное обстоятельство не совсем эффективно позволит противодействовать этому преступлению, в связи с тем, что большую общественную опасность представляют организаторы НВФ.
Уголовное законодательство Германии содержит норму, устанавливающую ответственность за создание вооруженных групп10. В диспозиции § 127 Уголовного кодекса ФРГ содержатся признаки пяти деяний: 1) создание незаконной группы, имеющей оружие или иные опасные орудия; 2) руководство данной вооруженной группой; 3) участие в такой группе; 4) обеспечение ее оружием; 5) финансирование незаконной группы; 5) иное поддержание такой группы. Законодатель, включив в диспозицию два последних признака, тем самым отмечает, что функционирование таких групп требует условия, характерные для организации; в отличие от простого совместного участия вооруженных лиц. Уголовный закон ФРГ не предусматривает дифференцированную ответственность соучастников вооруженных групп; вместе с тем, цель создания этих групп не указана.
В уголовном законодательстве Франции содержатся нормы, устанавливающие ответственность за организацию боевых устойчивых групп11. Ст. 43113 УК Франции дает определение боевой группы, указывая на признаки, характерные для незаконного вооруженного формирования, предусмотренного ст. 208 УК Российской Федерации: незаконность, организованность группы, вооруженность, отсутствие цели.
Таким образом, уголовное законодательство вышеуказанных зарубежных стран относит организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем к преступным деяниям против общественной безопасности.
Незаконное вооруженное формирование предусматривает признаки, характерные для воинской организации, имеющей в наличии специальное обмундирование, технику и иные предметы, необходимые для ведения боевых операций, а также требующей финансовой, информационной и иной поддержки. Для такой группы характерно отсутствие цели. Кроме того, анализ показал, что вышеуказанные страны СНГ, за исключение Республики Таджикистан, пренебрегли положением ч. 2 ст. 285 Модельного кодекса, что является пробелом, не позволяющим более эффективно противодействовать данным преступлениям.
1 См.: Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ 17 февраля 1996 г.) // Приложение к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ. 1997. № 10.
2 Далее - Модельный кодекс.
3 См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. от 29 января 2015 г.) // Электронный ресурс. http://www.base.spmform.ra/show_doc.fwx?rgn=1977. (Дата обращения: 18 мая 2015 г.).
4 См.: Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. № 68 (в ред. от 8 апреля 2015 г.) // Электронный ресурс. http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=233#A000000281. (Дата обращения: 15 мая 2015 г.).
5 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля
2014 г. № 226-V ЗРК (в ред. от 7 ноября 2014 г.) // Электронный ресурс. http://www. base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68429. (Дата обращения: 15 мая 2015 г.).
6 См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. (в ред. от 18 марта 2015 г.) // Электронный ресурс. http:// www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68429. (Дата обращения: 20 апреля 2015 г.).
7 См.: Уголовный кодекс Республики Грузии от 22 июля 1999 г. (в ред. от 9 января 2007 г.) // Электронный ресурс. http://www.law. edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241370&subID=100095257,100 095258#text. (Дата обращения: 11 марта 2015 г.).
8 См.: Магомедов Т. М.-С. Вопросы уголовной ответственности и наказания за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем в зарубежном законодательстве. // Российский следователь, 2010, № 12. С. 36—39.
9 См.: Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. М.: АНО «Юридические программы», 2005. 136 с.
10 См.: Уголовный кодекс ФРГ. Москва, Изд-во «Зерцало», 2009.
11 См.: Уголовный кодекс Франции от 22 июля 1992 г. (в ред. от 15 ноября 2014 г.) // Электронный ресурс. http://codes.droit. org/cod/penal.pdf?ts=1399650503. (Дата обращения: 25 апреля
2015 г.).