Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИИ К ПОЛУЧЕНИЮ, ВЫРАЩИВАНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ, ПО НОВОМУ ПРОЕКТУ КОАП РФ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИИ К ПОЛУЧЕНИЮ, ВЫРАЩИВАНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ, ПО НОВОМУ ПРОЕКТУ КОАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ / ГЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE / AGRICULTURAL CROPS / GENETIC ENGINEERING / ADMINISTRATIVE AND TORT LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

Актуальность данной статьи обусловлена её теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования административной ответственности за нарушения требований к получению, выращиванию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота продукции, полученной с их применением, связано с тем, что отсутствует достаточная научная проработка составов административных правонарушений в данной сфере; текущее состояние развития теории административного права показывает отсутствие исследований, направленных на оптимизацию административной ответственности в области генно-инженерной деятельности с точки зрения количественных и качественных показателей, выделение соответствующих составов административных правонарушений в отрасли растениеводства. Практическое значение анализа материалов законопроектной работы по данному вопросу определяется тем, что от его должного научного обоснования зависит дальнейшее развитие норм российского законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности в растениеводстве, поскольку совершенствование подхода к установлению административной ответственности за нарушения требований к получению, выращиванию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота получаемой при этом продукции может способствовать внедрению последующих нововведений в исследуемый законопроект. В данной статье выявлены ключевые особенности нового подхода по проекту КоАП РФ к регулированию административной ответственности в области генной инженерии в растениеводстве, однако большая часть предлагаемых разработчиками норм имеет неразделённый предмет регулирования, устанавливая административную ответственность за нарушения правил осуществления генно-инженерной деятельности и оборота получаемой при этом продукции в целом, без учёта её специфики в отраслях растениеводства и животноводства. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа нового проекта КоАП РФ выделены и охарактеризованы составы административных правонарушений, непосредственно затрагивающие генно-инженерную деятельность в отрасли растениеводства с точки зрения родовых объектов, субъектов, административных наказаний и перспектив расширения судебной подведомственности соответствующих дел, что может стимулировать последующие исследования в обозначенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF THE REQUIREMENTS FOR OBTAINING AND GROWING GENETICALLY MODIFIED CROPS AND THE TURNOVER OF PRODUCTS OBTAINED WITH THEIR USE AS GIVEN IN A NEW PROJECT OF THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

The relevance of this article is due to its theoretical and practical significance. The theoretical significance of the study of administrative responsibility for violations of the requirements for obtaining and growing genetically modified crops and the turnover of products obtained with their use is due to the fact that there is no sufficient scientific study of the composition of administrative offenses in this area; the current state of development of the theory of administrative law shows the lack of research aimed at optimizing administrative responsibility in the field of genetic engineering in terms of quantitative and qualitative indicators, and the identification of appropriate compositions of administrative offenses in the crop industry. The practical significance of the analysis of the materials of the draft law on this issue is determined by the fact that its proper scientific justification depends on further development of the Russian legislation on administrative responsibility in the field of genetic engineering in crop production, since the improvement of the approach to establishing administrative responsibility for violations of the requirements for obtaining, the cultivation of genetically modified crops and the turnover of the resulting products can contribute to the introduction of subsequent innovations in the draft law under the study. This paper identified key features of the new approach on the draft administrative code to the regulation of administrative responsibility in the field of genetic engineering in crop production, however, most of the proposed standards have an undivided subject of regulation, establishing administrative liability for violations of the rules for the implementation of genetic engineering activities and turnover of the resulting products in general, without taking into account its specificity in crop and livestock production. The scientific novelty of the article lies in the fact that it is based on the analysis of the new draft of the Administrative Code of the Russian Federation, the authors identify and characterize the composition of administrative offenses that directly affect genetic engineering activities in the crop industry in terms of generic objects, subjects, administrative penalties and prospects for expanding the judicial jurisdiction of the relevant cases, which can stimulate further research in this area

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИИ К ПОЛУЧЕНИЮ, ВЫРАЩИВАНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ, ПО НОВОМУ ПРОЕКТУ КОАП РФ»

УДК 342.95

А. Ю. Соколов, О. А. Лакаев

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПОЛУЧЕНИЮ, ВЫРАЩИВАНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ, ПО НОВОМУ ПРОЕКТУ КОАП РФ1

Актуальность данной статьи обусловлена её теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования административной ответственности за нарушения требований к получению, выращиванию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота продукции, полученной с их применением, связано с тем, что отсутствует достаточная научная проработка составов административных правонарушений в данной сфере; текущее состояние развития теории административного права показывает отсутствие исследований, направленных на оптимизацию административной ответственности в области генно-инженерной деятельности с точки зрения количественных и качественных показателей, выделение соответствующих составов административных правонарушений в отрасли растениеводства. Практическое значение анализа материалов законопроектной работы по данному вопросу определяется тем, что от его должного научного обоснования зависит дальнейшее развитие норм российского законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности в растениеводстве, поскольку совершенствование подхода к установлению административной ответственности за нарушения требований к получению, выращиванию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и обо-

рота получаемой при этом продукции может способствовать внедрению последующих нововведений в исследуемый законопроект. В данной статье выявлены ключевые особенности нового подхода по проекту КоАП РФ к регулированию административной ответственности в области генной инженерии в растениеводстве, однако большая часть предлагаемых разработчиками норм имеет неразделённый предмет регулирования, устанавливая административную ответственность за нарушения правил осуществления генно-инженерной деятельности и оборота получаемой при этом продукции в целом, без учёта её специфики в отраслях растениеводства и животноводства. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа нового проекта КоАП РФ выделены и охарактеризованы составы административных правонарушений, непосредственно затрагивающие генно-инженерную деятельность в отрасли растениеводства с точки зрения родовых объектов, субъектов, административных наказаний и перспектив расширения судебной подведомственности соответствующих дел, что может стимулировать последующие исследования в обозначенной сфере.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, сельскохозяйственные культуры, генно-инженерная деятельность, адми-нистративно-деликтное законодательство.

Aleksandr Sokolov, Oleg Lakaev

RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF THE REQUIREMENTS FOR OBTAINING AND GROWING

GENETICALLY MODIFIED CROPS AND THE TURNOVER OF PRODUCTS OBTAINED WITH THEIR USE AS GIVEN IN A NEW PROJECT OF THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

The relevance of this article is due to its theoretical and practical significance. The theoretical significance of the study of administrative responsibility for violations of the requirements for obtaining and growing genetically modified crops and the turnover of products obtained with their use is due to the fact that there is no sufficient scientific study of the composition of administrative offenses in this area; the current state of development of the theory of administrative law shows the lack of research aimed at optimizing administrative responsibility in the field of genetic engineering in terms of quantitative and qualitative indicators, and the identification of appropriate compositions of administrative offenses in the crop industry. The practical significance of the analysis of the materials of the draft law on this issue is determined by the fact that its proper scientific justification depends on further development of the Russian legislation on administrative responsibility in the field of genetic engineering in crop production, since the improvement of the approach to establishing administrative responsibility for violations of the requirements for obtaining, the cultivation of genetically modified crops and the turnover of the resulting products can contribute to the introduction of subsequent innovations in the

Законодательство об административных правонарушениях ввиду постоянного развития отношений во всех сферах жизни общества нуждается в перманентном совершенствовании, о чём свидетель-

draft law under the study. This paper identified key features of the new approach on the draft administrative code to the regulation of administrative responsibility in the field of genetic engineering in crop production, however, most of the proposed standards have an undivided subject of regulation, establishing administrative liability for violations of the rules for the implementation of genetic engineering activities and turnover of the resulting products in general, without taking into account its specificity in crop and livestock production. The scientific novelty of the article lies in the fact that it is based on the analysis of the new draft of the Administrative Code of the Russian Federation, the authors identify and characterize the composition of administrative offenses that directly affect genetic engineering activities in the crop industry in terms of generic objects, subjects, administrative penalties and prospects for expanding the judicial jurisdiction of the relevant cases, which can stimulate further research in this area.

Key words: administrative liability, administrative offense, agricultural crops, genetic engineering, administrative and tort legislation.

ствует непрерывная работа законодателей по внесению изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) [2] и административно-деликтные законы субъектов

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-14048.

Российской Федерации. Это обусловливается выявлением различных форм деструктивного поведения, препятствующих нормальному функционированию тех или иных социальных институтов, дезорганизующих совместную жизнедеятельность людей, затрудняющих удовлетворение их экономических, социальных, культурных, политических и других потребностей.

Научный прогресс также не должен оставаться без внимания законодателя, поскольку даже у прорывных достижений по ряду научных направлений имеется и негативная сторона, которая при неправильном их использовании может быть выражена в причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам животного и растительного мира и другим охраняемым законом объектам. К числу таких достижений относятся и открытия в генной инженерии, создание генно-модифицированных организмов животного и растительного происхождения. Неслучайно Президентом РФ в Стратегии национальной безопасности РФ обращено внимание на недопустимость неограниченного распространения генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, произведённой с использованием соответствующих технологий [7]. Результаты проведённых исследований по данному направлению биологической науки в настоящее время не дают окончательного ответа на вопрос о безопасности таких организмов для человека. Существует возможность генетического загрязнения окружающей среды организмами, новыми для экосистемы той или иной территории и нарушающими экологический баланс. Такие негативные последствия возможны в случаях получения, выращивания генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота продукции, полученной с их применением.

Несмотря на развитие технологий модификации генома живых организмов в течение нескольких последних десятилетий и наличие оснований полагать о возможности причинения вреда охраняемым законом ценностям в случае их применения, законодателем длительное время не уделялось внимание предметному регулированию административной ответственности за нарушения в сфере генно-инженерной деятельности. До 2014 года в Особенной части КоАП РФ не было ни одной нормы, в диспозиции которой упоминалось бы об административной ответственности за нарушения в сфере генно-инженерной деятельности. Разумеется, это не исключало применение таковой в принципе. Н.В. Богатырёва, исследуя данный вопрос до внесения соответствующих дополнений в КоАП РФ, указала, что, несмотря на отсутствие специальных составов административных правонарушений в рассматриваемой сфере, подлежит применению ряд общих норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения санитарно-противоэпидемического законодательства, за сокрытие или искажение экологической информации, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), за нарушения обязательных требований к предоставлению информации потребителям и др. [1 с.62-65].

В настоящее время в КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения

федерального законодательства области генно-инженерной деятельности, включая правила, затрагивающие государственную регистрацию и специальные условия использования генно-инженерно-моди-фицированных организмов, в том числе при производстве продукции (ст. 6.3.1), а также за нарушения обязательных требований к маркировке пищевой продукции, содержащей генно-инженерно-модифи-цированные организмы или полученной с их применением (ст. 14.46.1).

Примечательно, что возможности усиления административной ответственности в данной сфере ограничивает сам федеральный законодатель. В ст. 12 Федерального закона от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» [8] установление юридической ответственности за соответствующие правонарушения ставится в зависимость от двух факторов:

1) причинение вреда работникам организации, реализующей генно-инженерную деятельность, населению и окружающей среде действиями или бездействием физических и юридических лиц, занятых в сфере генной инженерии;

2) осуществление юридическими лицами генно-инженерной деятельности с нарушением регистрационных правил и условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов.

В то же время данная позиция является непоследовательной, поскольку по указанным выше составам привлечение к административной ответственности не ставится в зависимость от причинения вреда (они являются формальными), а обусловленная Федеральным законом «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» возможность применения наказания к любым физическим лицам (включая недолжностных лиц) ограничена: граждане не являются субъектами этих административных правонарушений. Кроме того, за нарушения регистрационных правил и условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов предусмотрена административная ответственность не только юридических, но и должностных лиц. Думается, что подобные ограничения в законодательстве о генно-инженерной деятельности нецелесообразны, иначе его положения будут носить декларативный характер, в то время как меры юридической ответственности должны применяться к нарушителям любых установленных в нём правил.

Такую несогласованность следует устранить в ходе текущего совершенствования действующего законодательства о генно-инженерной деятельности. Это важно и на случай возможного принятия нового проекта КоАП РФ, подготовленного Министерством юстиции РФ и опубликованного 30 января 2020 г. [9]. Разработчиками проекта уделено значительное внимание составам административных правонарушений в сфере генно-инженерной деятельности: его принятие повлечёт увеличение количества таких составов, в том числе введение новых - связанных исключительно с получением, выращиванием генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборотом продукции, полученной с их применением. Необходимо выделить ряд особенностей предлагаемого подхода к регулированию административной ответственности в исследуемой сфере.

1. Осознана необходимость выделения некоторых составов административных правонарушений, посягающих на установленный порядок деятельности по выращиванию и обороту генно-модифициро-ванной продукции в сфере растениеводства. Так, ч. 1 ст. 19.3 проекта предполагает привлечение к административной ответственности за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений, в том числе внесение в неё недостоверных сведений о содержании генно-инже-нерно-модифицированных организмов, а также за выращивание растений (семян), полученных с применением методов генной инженерии, кроме семян, предназначенных для проведения научно-исследовательских работ и экспертиз. В ст. 19.6 проекта предлагается установить административную ответственность за производство, ввоз или реализацию кормов, выращенных с применением методов генной инженерии. При этом следует учитывать, что корма, предназначенные для сельскохозяйственных животных, являются результатом переработки продукции отрасли растениеводства. В остальной части разработчики проекта игнорируют возможности разделения составов административных правонарушений, связанных с получением и оборотом генно-модифи-цированных организмов, по признаку технико-экономических отраслей в сельском хозяйстве: проект повторяет составы, содержащиеся в действующем законодательстве, прибавляя к ним административную ответственность за реализацию пищевой продукции в отсутствие информации о наличии в ней компонентов, полученных из генно-инженерно-модифициро-ванных организмов или с их применением (ч. 1 ст. 12.7, ст. 12.8 проекта).

2. Предлагается расширение перечня родовых объектов административных правонарушений в сфере генно-инженерной деятельности. По действующему законодательству к таковым отнесены общественные отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан, а также социальные связи в сфере предпринимательской деятельности. По проекту КоАП РФ родовыми объектами исследуемых составов являются общественные отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан, в сфере защиты прав потребителей, в отрасли сельского хозяйства и в сфере технического регулирования. При этом оба состава административных правонарушений, которые могут быть совершены исключительно в отрасли растениеводства, имеют родовым объектом общественные отношения в сельском хозяйстве. Вместе с тем по проекту КоАП РФ новый подход к группировке составов административных правонарушений по признаку родового объекта лишён практического смысла ввиду отказа от понимания однородных административных правонарушений как деликтов, имеющих единый родовой объект посягательства [4, п.16]. Разработчиками они рассматриваются в качестве правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй или частью статьи Раздела II проекта КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.3 и 19.6 проекта КоАП

РФ, не будут считаться однородными, и совершение лицом одного из них в течение срока административной наказанности за совершение другого не приведёт к каким-либо юридическим последствиям для делинквента. В то же время выделение однородных административных правонарушений должно быть основано на базовых положениях теории административного права о корреляции однородных правонарушений с их родовым объектом, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в определённой сфере общественной жизни, исходя из чего соответствующие составы административных правонарушений группируются по главам Особенной части КоАП РФ [3, с.69-70]. Представляется, что разработчикам проекта КоАП РФ следует скорректировать свою позицию по этому вопросу.

3. Круг субъектов административных правонарушений приведён в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». По проекту КоАП РФ к административной ответственности могут быть привлечены и граждане (недолжностные лица), но только по тем составам административных правонарушений, которые они объективно могут совершить (ст. 10.9, 10.10, ч. 1 ст. 19.3, ст. 19.6). Кроме того, индивидуальных предпринимателей предполагается привлекать к административной ответственности не как должностных лиц, а в качестве отдельной категории физических лиц, для которых предусмотрен свой предельный размер административного штрафа. Индивидуальные предприниматели предусмотрены в качестве субъектов административных правонарушений по всем составам в сфере получения, выращивания генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота продукции, полученной с их применением.

4. Проект КоАП РФ ориентирован на расширение судебной подведомственности, в том числе и по делам об административных правонарушениях в сфере генно-инженерной деятельности. В настоящее время дела о нарушениях законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности (ст. 6.3.1 КоАП РФ) рассматриваются в административном порядке органами, осуществляющими контроль за выпуском генно-инженерно-моди-фицированных организмов в окружающую среду (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [6], Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору [5]), а дела о нарушениях обязательных требований к маркировке пищевой продукции, содержащей генно-инженерно-модифицированные организмы или полученной с их применением (ст. 14.46.1 КоАП РФ) - органами судебной власти. По проекту же дела по аналогичным составам, а также по ст. 10.10, 12.8 проекта (нарушения законодательства в области генно-инженерной деятельности, если это повлекло причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде, а также реализация пищевой продукции в отсутствие информации о наличии в ней компонентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов или с их применением, если это повлекло причинение вреда здоровью потребителей) находятся в исключительной компетенции судей. Расширение судебной подведом-

ственности по указанным составам административных правонарушений объясняется изменением перечня применяемых за их совершение административных наказаний, к которым помимо административного штрафа по проекту относятся конфискация вещей, явившихся предметами административного правонарушения, либо административный запрет деятельности (административное наказание, аналогичное по содержанию применяемому в настоящее время административному приостановлению деятельности). В то же время к числу недоработок проекта следует отнести установление административной подведомственности (дела уполномочен рассматривать Роспотребнадзор) по ч. 1 ст. 12.7, санкция которой предусматривает в том числе конфискацию товаров, явившихся предметом административного правонарушения, хотя данное административное наказание может быть назначено только судом. Что касается новых составов административных правонарушений, которые дезорганизуют общественные отношения, связанные с использованием генно-модифицированных организмов исключительно в сфере растениеводства (ч. 1 ст. 19.3, ст. 19.6 проекта), то по ним устанавливается исключительно административная подведомственность. Введение за их совершение исключительно административного штрафа даёт возможность отнести соответствующие дела к компетенции Россельхознадзора.

Конструируя составы административных правонарушений, законодатель (а также разработчики проектов законов) ориентируется на действующие регулятивные нормы, устанавливающие права и обязанности субъектов тех или иных правоотношений, и

определяет, какие из них нуждаются в охране нормами административно-деликтного, уголовного и иного законодательства. Степенью развитости регулятивных норм обусловливается и содержание законодательства об административных правонарушениях. Как видно из содержания проекта КоАП РФ, его разработчики предложили предельно возможное количество составов административных правонарушений в сфере генно-инженерной деятельности. Большая часть соответствующих норм имеет неразделённый предмет регулирования, устанавливая административную ответственность за нарушения правил осуществления генно-инженерной деятельности и оборота получаемой при этом продукции в целом, без учёта её особенностей в отраслях растениеводства и животноводства. Дальнейшее совершенствование административной ответственности в этой сфере зависит от развития законодательства о генной инженерии. Действующий Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», состоящий из 14 статей, крайне скудно регламентирует исследуемые правоотношения, не выделяет особенностей осуществления генно-инженерной деятельности в отношении сельскохозяйственных культур и оборота продукции растениеводства, полученной с применением методов генной инженерии. Тем не менее новый проект КоАП РФ показывает перспективы оптимизации института административной ответственности в этом направлении, вводя новые составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок получения, выращивания генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и оборота продукции, полученной с их применением.

Литература

1. Богатырёва Н. В. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс. 2015. №12. С.62-65.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Липатов Э. Г., Филатова А. В., Чаннов С. Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010. 400 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №6.

5. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. №1491 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-ин-женерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 51. Ст. 7805.

6. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2017 г. №281 «О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 12. Ст. 1724.

7. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

8. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3348.

9. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/Advanced-Search#npa=99059 (дата обращения: 05.09.2020).

References

1. Bogatyreva N. V. Napravleniya sovershenstvovaniya zakonodatel'stva ob administrativnoi otvetstvennosti v oblasti genno-in-zhenernoi deyatel'nosti (Areas of improvement of legislation on administrative responsibility in the field of genetic engineering) // Admin-istrativnoe pravo i protsess. 2015. No. 12. P. 62-65. (In Russian).

2. The Federal Law No. 195-FZ «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» (Code of administrative offences of the Russian Federation) (30.12.2001) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. No. 1 (part 1). Art. 1. (In Russian).

3. Lipatov E. G., Filatova A. V., Channov S. E. Administrativnaya otvetstvennost': uchebno-prakticheskoe posobie (Administrative responsibility). M.: Volters Kluver, 2010. 400 p. (In Russian).

4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 5 «O nekotorykh voprosakh, voznikayushchikh u sudov pri primenenii Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» («On some issues that arise in the courts when applying the Code of administrative offences of the Russian Federation») (24.03.2005) // Byulleten' Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii. 2005. No. 6. (In Russian).

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1491 «Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniya Federal'noi sluzhboi po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru monitoringa vozdeistviya na cheloveka i okruzhayushchuyu sredu genno-inzhenerno-modi-fitsirovannykh organizmov i produktsii, poluchennoi s primeneniem takikh organizmov ili soderzhashchei takie organizmy, i kontrolya za vypuskom takikh organizmov v okruzhayushchuyu sredu» (Onthe approval of Rules of implementation by the Federal service for veterinary and phytosanitary supervision of monitoring of impact on the person and environment of genetically engineered organisms and products obtained with the use of such organisms or containing such organisms, and control of release of such organisms into the environment) (08.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2017. No. 51. Art. 7805. (In Russian).

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 281 «O poryadke osushchestvleniya Federal'noi sluzhboi po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiya cheloveka monitoringa vozdeistviya na cheloveka i okruzhayushchuyu sredu genno-inzhenerno-modifitsirovannykh organizmov i produktsii, poluchennoi s primeneniem takikh organizmov ili soderzhashchei takie organizmy, i kontrolya za vypuskom takikh organizmov v okruzhayushchuyu sredu» («On the exercise of the Federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being monitoring of human exposure and the environment to genetically modified organisms and products obtained using such organisms or containing such organisms, and control of release of such organisms into the environment») (13.03.2017) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2017. No. 12. Art. 1724. (In Russian).

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» («On the national security Strategy of the Russian Federation») (31. 12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2016. No. 1 (part 2). Art. 212. (In Russian).

8. The Federal Law No. 86-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti genno-inzhenernoi deyatel'nosti» («On state regulation in the field of genetic engineering») (05.07.1996) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. No. 28. Art. 3348. (In Russian).

9. Federal portal of draft normative legal acts. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059 (Accessed: 05.09.2020). (In Russian).

Сведения об авторах

Соколов Александр Юрьевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / aysockolov@ mail.ru

Лакаев Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / olegoleg81@mail.ru

Information about the authors

Sokolov Alexandr - Doctor of law, Professor, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy (Saratov) / aysockolov@mail.ru

Lakaev Oleg - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy (Saratov) / olegoleg81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.