Научная статья на тему 'Ответственность за нарушение Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»'

Ответственность за нарушение Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2490
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ГРАЖДАН / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОБРАЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохрина Г. А.

В статье рассмотрен порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и ответственность за его нарушения. Проанализированы статьи КоАП РФ, посвященные нарушениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хохрина Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»»

Хохрина Г.А.

Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем предусмотрены права граждан на рассмотрение обращений, гарантии их безопасности при этом, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по порядку рассмотрения обращений граждан.

В статье 15 закона говорится о том, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Настоящая статья носит отсылочный характер. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность непосредственно за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, в связи с чем представляется возможным привлечение отдельных должностных лиц за неисполнение требований данного закона лишь к дисциплинарной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Аналогично дисциплинарная ответственность может быть возложена на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им по его вине возложенных на него служебных обязанностей, но перечень применяемых к нему дисциплинарных взысканий несколько уже. Это замечание, выговор и увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ст. 27).

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов не регламентируются действующим законодательством и определяются уставами муниципальных образований (ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в редакции от 08.11.2007 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Лишь в ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность отзыва избирателями указанных лиц за их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся государственными служащими, действующим федеральным законодательством не регламентирована и может быть предусмотрена лишь законами субъектов РФ (ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Существуют особенности привлечения к ответственности отдельных категорий должностных лиц, занимающих определенные должности.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2007) за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Схожие меры дисциплинарной ответственности могут быть применены и к должностным лицам правоохранительных органов.

При всей значимости дисциплинарной ответственности представляется, что более действенными применительно к данному закону являются меры административного воздействия на нарушителей его

норм. Даже сама возможность судебного рассмотрения оказывает профилактическое и эмоциональное воздействие на потенциального правонарушителя и побуждает его к неукоснительному исполнению норм закона. Меры административного воздействия предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Однако в КоАП РФ имеется лишь одна статья, нормы которой можно применить в отношении нарушителей Федерального закона № 59-ФЗ. Это статья 19.7, согласно которой граждане, должностные лица и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

К ответственности по указанной статье могут быть привлечены государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, не выполнившие требования ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о предоставлении по направленному запросу органа, рассматривающего обращение, в течение 15 дней документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения.

В ст. 28.3 КоАП РФ перечислены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, рассматривают такие дела мировые судьи.

Какая-либо административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в Кодексе отсутствует.

По мнению ряда ученых, действия лиц, нарушивших порядок рассмотрения обращений граждан, можно квалифицировать по ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации», так как при любом обращении гражданина речь идет о его желании получить информацию о тех или иных фактах, событиях, которая, по мнению гражданина, касается его прав и свобод.

Вместе с тем, на наш взгляд, такая позиция является ошибочной.

Диспозиция ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Права гражданина, за нарушение которых предусмотрена ответственность в данной статье Кодекса, гарантированы ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы», и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, закрепившей право граждан на свободное получение информации любым законным способом.

Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен был ранее Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в настоящее время - Федеральным законом от 27 ию-ля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 1 определена сфера действия данного закона - он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Право же граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления предусмотрено ст. 33 Конституции РФ.

Порядок реализации гражданином данного права урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сфера действия которого четко и однозначно определена в статье 1 Закона.

Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, являются права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также на поиск и получение информации, а объектом нарушения порядка рассмотрения обращений граждан является право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Разные у них и объективные стороны. Для объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо как минимум заявление гражданина о предоставлении собранных документов, затрагивающих его права и свободы, либо предусмотренной законом информации.

Вместе с тем Федеральным законом № 59-ФЗ регулируется порядок рассмотрения иных видов обращений граждан. Это - предложение, т.е. рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, заявление-просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, а также жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Как видим, содержание требований граждан в их заявлениях по ст. 5.39 КоАП РФ не совпадает с содержанием обращений, порядок рассмотрения которых регулируется законом № 59-ФЗ.

Кроме того, противоправными по смыслу ст. 5.39 КоАП РФ будут действия, выраженные в отказе гражданину предоставить документы либо информацию, а также предоставление гражданину неполной либо заведомо недостоверной информации.

Противоправными же действиями по смыслу ст. 15 закона № 159-ФЗ являются различного рода нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, регламентированного этим законом, то есть нарушение порядка приема обращений к рассмотрению, ненадлежащая организация личного приема граждан, ненаправление письменного ответа на обращение или нарушение сроков его рассмотрения, преследование гражданина в связи с его обращениями, разглашение собранных о нем сведений, отсутствие контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан и т.п.

В связи с изложенным за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может наступить административная ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ. А с учетом того, что нарушения порядка рассмотрения обращений граждан носят распространенный характер, на федеральном уровне необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность непосредственно за нарушение прав граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам.

Отсутствие в настоящее время в Кодексе РФ об административных правонарушениях статьи об ответственности за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан компенсируется в какой-то мере законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, большинство из которых содержит соответствующие нормы. Вместе с тем в данном случае необходима единообразная практика привлечения к административной ответственности виновных лиц на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от уровня государственного органа и должностного лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.