Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
космос / преступления в космосе / международное право / космическое право / международное космическое право / уголовное право / киберпреступления / ответственность за киберпреступления / киберпреступления в России / кибератаки / space / crimes in space / international law / space law / international space law / criminal law / cybercrimes / responsibility for cybercrimes / cybercrimes in Russia / cyber attacks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова М.О.

Космическое пространство и киберпространство являются новыми территориями для правоприменения как международного, так и национального. В статье приведен обзор на нормативно-правовые документы, регулирующие данные сферы. Поднимается вопрос об определении ответственности за киберпреступления, нацеленные на космические объекты и связанную с ними информацию. Выявляются существенные пробелы в праве по данному вопросу на международном и национальном уровнях. Определяется степень значимости устранения правового вакуума в сфере регулирования кибербезопасности в космическом праве для государственной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR CYBERCRIMES IN INTERNATIONAL SPACE LAW

Space and cyberspace are new territories for law enforcement, both international and national. The article provides an overview of the regulatory documents regulating these areas. The issue of determining responsibility for cybercrimes targeting space objects and related information is being raised. Significant gaps in the law on this issue are identified at the international and national levels. The degree of importance of eliminating the legal vacuum in the field of cybersecurity regulation in space law for the state security of the Russian Federation is determined.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ»

УДК 34

Смирнова М.О.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

Аннотация: космическое пространство и киберпространство являются новыми территориями для правоприменения как международного, так и национального. В статье приведен обзор на нормативно-правовые документы, регулирующие данные сферы. Поднимается вопрос об определении ответственности за киберпреступления, нацеленные на космические объекты и связанную с ними информацию. Выявляются существенные пробелы в праве по данному вопросу на международном и национальном уровнях. Определяется степень значимости устранения правового вакуума в сфере регулирования кибербезопасности в космическом праве для государственной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: космос, преступления в космосе, международное право, космическое право, международное космическое право, уголовное право, киберпреступления, ответственность за киберпреступления, киберпреступления в России, кибератаки.

Космос - это масштабная арена для геополитических отношений между развитыми и развивающимися странами. Государства конкурируют в экономическом, научном, техническом и правовом развитии, заключая соглашения и договоры для осуществления сотрудничества в космосе. Так, исследователь А. Е. Тарасов утверждает, что отказ страны от космической деятельности имеет такие последствия, как технологическое и научное отставание, потеря авторитета страны на мировой арене, а также замедление общемирового развития в космической сфере. В интересах мирового сообщества вовлечь как можно больше стран в эффективное участие в освоении и освоении космоса. А качественное, эффективное и актуальное регулирование

международного космического права, особенно развитие института ответственности за киберпреступления, может помочь повысить интерес и желание финансовых, ресурсных и научных инвестиций в космос.

Конвенция Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (г. Душанбе, 28 сентября 2018 года) устанавливает норму о том, что порядок осуществления совместной деятельности в рамках Конвенции регулируется отдельным межправительственным соглашением государств-участников СНГ, в котором рассматриваются в том числе вопросы охраны технологий, прав интеллектуальной собственности, обмена информацией, экспортного контроля, таможенного регулирования, ответственности Сторон, деятельности Межгосударственного совета по космосу. Также в статье 5 Конвенция перечисляет сферы, о развитии которых договариваются страны-участницы, но среди них нет сферы осуществления кибернетической безопасности в целях защиты результатов научного сотрудничества, а также суверенитета каждого отдельного государства.

Таким образом, исходя из правового обычая и сложившейся международной частно-правовой практике, можно сделать вывод, что в случае отсутствия норм правового регулирования той или иной сферы международных отношений, они будут регулироваться национальным законодательством государства в рамках его юрисдикции (по территориальному принципу, либо по принципу отнесения лица в число лиц этого государства, либо по принципу нарушения прав этого государства). То же самое подтверждается соответствующим международным документом. Согласно статье 7 Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (1963 г.), на объект, запущенный в космическое пространство, и любой экипаж такого объекта распространяется юрисдикция государства, в регистр которого занесен данный объект. Схожая норма содержится в Соглашении о МКС (1998 г.), согласно которой государства-участники соглашения осуществляют уголовную юрисдикцию по отношению к

своим гражданам, то есть указанным документом установлен приоритет относительно юрисдикции государств-партнеров над элементами МКС. Как отмечают в своём исследовании Уторова Т.Н. и Сизов Д.О., гражданин России, при совершении преступления на МКС, понесет уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. То есть, институт ответственности за совершение преступлений в космическом пространстве в большинстве случаев включается в национальное право каждого отдельного государства.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит 5 статей, которые регулируют ответственность за киберпреступления. Однако он не учитывает возможность совершения таких преступлений в космическом пространстве и сопутствующих информационных системах. Кроме того, кодекс не дифференцирует ответственность за преступления, совершенные на земле и в космосе. Это неактуально по следующим причинам:

1. Защита от астероидов: Астероиды представляют угрозу для планеты и человечества, и финансирование космической программы поможет обнаружить опасные объекты и предотвратить их падение на Землю.

2. Государственная безопасность: Космические спутники не только обеспечивают связь и передачу информации, но могут также обнаруживать и предотвращать различные катастрофы, такие как пожары и наводнения, а так же террористические акты.

3. Космические ресурсы: В космосе находятся значительные запасы драгоценных металлов, таких как золото, серебро и платина.

4. Международное сотрудничество: Сотрудничество с другими странами в рамках развития МКС намного проще и эффективнее, чем на Земле.

Именно на основании приведённых выше причин космическое пространство и всё, что с ним связано, является объектом повышенной важности, а потому внимание, которое ему уделяется законодателем, должно быть на порядок выше, чем сейчас. Однако на данный момент уголовное законодательство Российской Федерации оставляет без внимания регулирование

ответственности за преступления, совершённые в космосе, тем самым как бы уравнивая последствия, наступившие в результате совершения одного и того же преступления как на Земле, так и в космосе, что не отвечает реальному положению дел и статусу космических программ и исследований.

При изучении вопроса о киберпреступлениях в космосе стоит также отметить, что такое преступное посягательство совершается в отношении критической информационной инфраструктуры государства - объектов критической информационной инфраструктуры(КИИ), а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия таких объектов. Объекты КИИ имеют социальную, политическую, экономическую, экологическую и оборонную значимость. Она включает в себя информационные системы, сети и автоматизированные системы управления.

Программное обеспечение, обеспечивающее эффективное и бесперебойное функционирование космических технических объектов как раз относится к категории значимых критических информационных инфраструктур. За нарушение правил эксплуатации КИИ предусмотрена уголовная ответственность. При этом под тяжкими последствиями в части 5 статьи 274.1 УК РФ следует понимать, в частности, длительную приостановку или нарушение работы предприятия, учреждения или организации, получение доступа к информации, составляющей охраняемую законом тайну, предоставление к ней доступа неограниченному кругу лиц, причинение по неосторожности смерти, тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п.

С одной стороны, квалифицирующий признак, соответствующий такому преступлению, как кибератака в космическом пространстве и в отношении космических объектов, содержится в части 5 статьи 274.1 УК РФ. Однако не стоит забывать, что ответственность за него была установлена соразмерно возможному причинённому вреду на Земле и не в отношении космических объектов, а потому даже применение части 5 статьи 274.1 УК РФ при вопросе о привлечении к ответственности на киберпреступления в космическом пространстве не совсем эффективно и объективно. Именно поэтому стоит

подробнее разъяснить, почему именно киберпреступления должны быть вынесены в категорию отдельных преступлений в рамках уголовного законодательства в области наступления ответственности за преступления, совершенные в космическом пространстве.

Успешная деятельность государства в космической сфере непосредственно зависит от информационных баз данных, электронных технологий, информационных систем и т.д. Они не только обеспечивают работу техники в космосе, но и позволяют собирать необходимые данные, поддерживать связь между космическим пространством и Землей. Программное обеспечение, используемое в космических технических устройствах, уникально для каждого государства. Кража, повреждение или нарушение работы этого программного обеспечения может причинить огромный финансовый ущерб государству, а также существенно подорвать его авторитет на международной арене. Кроме того, это может привлечь внимание враждебных стран и других злоумышленников, которые представляют угрозу национальной безопасности.

Исходя из проведённого выше исследования стоит сделать вывод о том, что на данный момент, правовое регулирование ответственности за совершение преступлений в космическом пространстве в рамках международного космического права возлагается на национальное законодательство каждого отдельного государства, в рамках юрисдикции которого было совершено преступление. Также, российское уголовное законодательство, на данный момент не предполагает разграничения преступлений, совершенных на земле, и преступлений, либо совершенных в космическом пространстве, либо совершенных во вред деятельности в пределах космического пространства. Таким образом, законодатель заметно снижает важность космического пространства и всех тех исследований, которые проводятся в отношении него и в его пределах. При этом, размеры ответственности, которые предполагаются за совершение тех или иных преступлений по отношению к преступлениям, совершенным в космическом пространстве, не будут объективными, так как не будут соответствовать тому ущербу, который вне зависимости от типа и формы

реализации преступления, намного больше, чем возможный ущерб, причиненный таким же преступлением на Земле. Институт правового регулирования привлечения к ответственности за совершение киберпреступлений, на данный момент, в Российской Федерации разработан довольно слабо и основывается на пяти статьях уголовного кодекса и нескольких отдельных нормативных правовых актах, уточняющих их нормы. Несмотря на довольно подробное содержание этих статей, также нельзя говорить о том, что они в полной мере регулируют и оценивают все возможные киберпреступления.

Таким образом, на данный момент национальная безопасность Российской Федерации в области привлечения к ответственности за совершение киберпреступлений в отношении космической техники и в пределах космического пространства находится под серьезной угрозой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1963 г. N 1962 (XVIII) «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства»;

2. Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (Вашингтон, 29 января 1998 г.);

3. Конвенция Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (г. Душанбе, 28 сентября 2018 года);

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023);

5. Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 37 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной

информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»;

7. Жданов, В. Л., Антрушина, К. Т. Политические аспекты международного сотрудничества в космосе // Управленческое консультирование. 2022. №11 (167). - С. 10-19;

8. Уторова, Т. Н. Преступность в космосе - фантастический поворот действительности / Т. Н. Уторова, Д. О. Сизов // Ius Publicum et Privatum. - 2020. - № 1(6). - С. 34-37;

9. Цзячу, Л. Космос как сфера политического взаимодействия государств в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. - С. 265-271

Smirnova M.O.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)

RESPONSIBILITY FOR CYBERCRIMES IN INTERNATIONAL SPACE LAW

Abstract: space and cyberspace are new territories for law enforcement, both international and national. The article provides an overview of the regulatory documents regulating these areas. The issue of determining responsibility for cybercrimes targeting space objects and related information is being raised. Significant gaps in the law on this issue are identified at the international and national levels. The degree of importance of eliminating the legal vacuum in the field of cybersecurity regulation in space law for the state security of the Russian Federation is determined.

Keywords: space, crimes in space, international law, space law, international space law, criminal law, cybercrimes, responsibility for cybercrimes, cybercrimes in Russia, cyber attacks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.