Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЭКОТУРИЗМА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК, РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ'

ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЭКОТУРИЗМА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК, РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / GREEN TOURISM BUSINESS SCHEME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасенок Александр Иванович

В статье рассматривается проблема внедрения концепции ответственного ведения бизнеса в сферу экологического туризма. Проанлизированы регулирующие механизмы ответственного ведения бизнеса ОЭСР, Альянса устойчивого гостеприимства и ЮНЕП в контексте их внедрения в сферу экотуризма. Рассмотрены знаковые примеры региональной формализации механизмов ответственного ведения бизнеса - Кенозерский национальный парк (Россия) и Green Tourism Business Scheme (Великобритания).Научная новизна исследования заключается в том, что впервые организационный аспект экологического туризма рассмотрен через призму концепции ответственного ведения бизнеса и выявлены особенности её имплементации в сферу эко-туризма.В результате исследования сделаны выводы, что в сфере экологического туризма внедрение концепции ответственного ведения бизнеса имеет ярко выраженный акцент на охране окружающей среды и удовлетворении потребителей, оставляя вне прямого поля зрения области прав человека, справедливого труда, добросовестных финансов и противодействия коррупции, которые являются не менее важными в глобальных механизмах ОЭСР, ЮНЕП и Альянса устойчивого гостеприимства. Институты ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма в России в настоящее время формируются стихийно и без формализации. Примером региональной формализации институтов ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма является британская Green Tourism Business Scheme, которая стимулирует создание ответственных цепочек поставок при формировании региональных турпродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBLE BUSINESS CONDUCT IN THE FIELD OF ECOTOURISM: CONCEPTUAL FRAMEWORK, SUPPLY CHAINS, REGIONAL FORMALIZATION

The article examines the problem of introducing the concept of responsible business conduct in the field of ecotourism. The regulatory mechanisms for responsible business conduct by the OECD, the Alliance for Sustainable Hospitality and UNEP are analyzed in the context of their implementation in the field of ecotourism. Significant examples of regional formalization of responsible business conduct mechanisms such as Kenozero National Park (Russia) and Green Tourism Business Scheme (Great Britain) are considered.The scienti c novelty of the research lies in considering the organizational aspect of ecotourism through the concept of responsible business conduct, as well as identifying the features of its implementation in the field of ecotourism. As a result of the study, it was concluded that in the field of ecotourism, the implementation of the concept of responsible business conduct has a pronounced focus on environmental protection and consumer satisfaction, leaving out of direct sight the areas of human rights, fair labor, fair finance and anticorruption, which are no less important in the global mechanisms of the OECD, UNEP and the Sustainable Hospitality Alliance. Responsible business institutions in the field of ecotourism in Russia are currently being formed spontaneously and without formalization. An example of the regional formalization of responsible business institutions in the field of ecotourism is the Green Tourism Business Scheme, which stimulates the creation of responsible supply chains in the formation of regional tourism product.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЭКОТУРИЗМА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК, РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ»

УДК 332.02 DOI: 10.37490/S221979310018370-0

А. И. Тарасенок

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Беларусь E-mail: alex_tarasenok@mail.ru

ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЭКОТУРИЗМА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК, РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ

В статье рассматривается проблема внедрения концепции ответственного ведения бизнеса в сферу экологического туризма. Проанлизированы регулирующие механизмы ответственного ведения бизнеса ОЭСР, Альянса устойчивого гостеприимства и ЮНЕП в контексте их внедрения в сферу экотуризма. Рассмотрены знаковые примеры региональной формализации механизмов ответственного ведения бизнеса — Кенозерский национальный парк (Россия) и Green Tourism Business Scheme (Великобритания).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые организационный аспект экологического туризма рассмотрен через призму концепции ответственного ведения бизнеса и выявлены особенности её имплементации в сферу эко-туризма.

Врезультате исследования сделаны выводы, что в сфере экологического туризма внедрение концепции ответственного ведения бизнеса имеет ярко выраженный акцент на охране окружающей среды и удовлетворении потребителей, оставляя вне прямого поля зрения области прав человека, справедливого труда, добросовестных финансов и противодействия коррупции, которые являются не менее важными в глобальных механизмах ОЭСР, ЮНЕП и Альянса устойчивого гостеприимства. Институты ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма в России в настоящее время формируются стихийно и без формализации. Примером региональной формализации институтов ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма является британская Green Tourism Business Scheme, которая стимулирует создание ответственных цепочек поставок при формировании региональных турпродуктов.

Ключевые слова: экологический туризм, ответственное ведение бизнеса, Кенозерский национальный парк, Green Tourism Business Scheme.

Для цитирования: Тарасенок А. И. Ответственное ведение бизнеса в сфере экотуризма: концептуальная основа, цепочки поставок, региональная формализация // Псковский регионологический журнал. 2022. Т. 18. № 1. С. 89-100. DOI: https://doi. org/10.37490/S221979310018370-0

A. I. Tarasionak

Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus E-mail: alex_tarasenok@mail.ru

RESPONSIBLE BUSINESS CONDUCT IN THE FIELD OF ECOTOURISM: CONCEPTUAL FRAMEWORK, SUPPLY CHAINS, REGIONAL FORMALIZATION

The article examines the problem of introducing the concept of responsible business conduct in the field of ecotourism. The regulatory mechanisms for responsible business conduct by the OECD, the Alliance for Sustainable Hospitality and UNEP are analyzed in the context of their implementation in the field of ecotourism. Significant examples of regional formalization of responsible business conduct mechanisms such as Kenozero National Park (Russia) and Green Tourism Business Scheme (Great Britain) are considered.

The scientific novelty of the research lies in considering the organizational aspect of ecotourism through the concept of responsible business conduct, as well as identifying the features of its implementation in the field of ecotourism.

As a result of the study, it was concluded that in the field of ecotourism, the implementation of the concept of responsible business conduct has a pronounced focus on environmental protection and consumer satisfaction, leaving out of direct sight the areas of human rights, fair labor, fair finance and anti-corruption, which are no less important in the global mechanisms of the OECD, UNEP and the Sustainable Hospitality Alliance. Responsible business institutions in the field of ecotourism in Russia are currently being formed spontaneously and without formalization. An example of the regional formalization of responsible business institutions in the field of ecotourism is the Green Tourism Business Scheme, which stimulates the creation of responsible supply chains in the formation of regional tourism products.

Keywords: ecotourism, responsible business conduct, Kenozero National Park, Green Tourism Business Scheme.

For citation: Tarasionak A. I. (2022), Responsible business conduct in the field of ecotourism: conceptual framework, supply chains, regional formalization, Pskov Journal of Regional Studies, vol. 18, no. 1, pp. 89-100. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.37490/ S221979310018370-0

Введение. Развитие экологического туризма является актуальной темой исследования зарубежных и отечественных учёных на протяжении более тридцати лет. При этом можно отметить определённую эволюцию главных аспектов, которые доминировали в качестве предметов исследования в рамках обозначенной темы и нашли последовательное отражение в предыдущих работах автора: сущность экотуризма, проблемы природопользования и рекреационных нагрузок, механизмы устойчивого развития, противоречия организации на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), территориальная организация, влияние на местное население, организация бизнеса и создание турпродуктов, стратегическое планирование и формирование кластеров ([4-7] и др.). В настоящее время всё большую актуальность приобретает аспект ответственного ведения бизнеса (ОВБ), который, являясь мировым мейнстримом, на-

чинает охватывать сферу экологического туризма. Настоящая статья посвящена анализу современного состояния проникновения идей ОВБ в практику организации экологического туризма, проявляющихся на концептуальном уровне, в цепочках поставок и в формализации управления. Исследование данного аспекта было инициировано в рамках проекта Программы развития ООН в Республике Беларусь «Развитие экологического туризма для содействия зелёному переходу к инклюзивному и устойчивому росту», финансируемого Правительством Российской Федерации.

Общая концепция ОВБ согласно принципам Организации экономического сотрудничества и развития. В общем виде ответственное ведение бизнеса предполагает, что хозяйствующие субъекты придерживаются норм этики в областях соблюдения прав человека, справедливых трудовых отношений, защиты окружающей среды, добросовестной финансовой отчётности. При этом ОВБ подразумевает следование этим нормам даже в том случае, если национальные законы не обязывают бизнес следовать этим нормам. Добровольные инициативы предприятий по выполнению требований ОВБ часто называют корпоративной социальной ответственностью (КСО).

Среди международных документов и стандартов в области ответственного ведения бизнеса особо выделяются Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий (Руководящие принципы) [17], которые были приняты странами, присоединившимися к Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях (1976).

Руководящие принципы утверждены решением 42 правительств на 50-й встрече министров стран ОЭСР в 2011 г. В 2021 г. к декларации присоединились 38 стран членов ОЭСР и 12 стран, не входящих в эту организацию. Республика Беларусь и Российская Федерация не являются подписантами Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и формально не обязаны руководствоваться данными принципами. Однако отдельные компании могут их внедрять для повышения собственной конкурентоспособности на рынках стран ОЭСР, а также стран ключевых партнёров ОЭСР (например, Китая). В присоединившихся к Декларации странах созданы национальные контактные центры (НКЦ), помогающие правительствам и компаниям внедрять Руководящие принципы в экономику.

Руководящие принципы ОЭСР выделяют семь основных сфер, в которых осуществляется анализ рисков: соблюдение прав человека и трудящихся, экология, добросовестная конкурентная политика, защита прав потребителей, наука и технологии, налоги, противодействие коррупции [2].

Принципы ОВБ — согласованные на международном уровне добровольные подходы к формированию устойчивых цепочек поставок и деятельности, основанной на уважении и соблюдении прав человека, положений трудового, налогового и антикоррупционного законодательств, экологических норм и интересов потребителей [2]. Принципы ОВБ являются методологией, позволяющей компаниям оценить и предотвратить риски в данных сферах путём перестройки внутренних процессов.

Риски от несоблюдения принципов ОВБ могут возникать не только внутри самой компании, но и на стороне поставщиков, клиентов и партнёров. Процесс, помогающий компаниям своевременно выявлять, предотвращать или смягчать такие негативные последствия в их собственной деятельности или в деятельности поставщиков и партнёров получил название комплексной экспертизы бизнеса (due diligence). Данный процесс и его методология имплементируются согласно Руководству по комплексной экспертизе ОЭСР 2018 г. [15].

Основными отраслевыми руководствами ОЭСР по ОВБ являются:

- Руководство ОЭСР-ФАО по ответственным производственно-сбытовым цепочкам в сфере сельского хозяйства [3]. Данное Руководство распространяется на 4 основных процесса в сельском хозяйстве: производство, сбор продуктов, обработка и распределение;

- Руководство ОЭСР по проведению юридической оценки для ответственных цепочек поставок в секторе одежды и обуви 2017 г. [16];

- Руководство по комплексной экспертизе для полномасштабного вовлечения заинтересованных сторон в добывающей отрасли промышленности 2016 г. [14].

Анализ документов ОЭСР в области ОВБ свидетельствует о том, что:

1) руководящие принципы ОЭСР по ОВБ имеют характер обязательных для государств, подписавших Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Российская Федерация не является страной-подписантом;

2) национальным компаниям следует учитывать и по возможности внедрять Руководящие принципы ОЭСР по ОВБ, т. к. это повышает их конкурентоспособность на рынках стран ОЭСР;

3) соблюдение компаниями Руководящих принципов ОЭСР по ОВБ осуществляется путём организации комплексной экспертизы бизнеса, или due diligence. Комплексная экспертиза бизнеса проводится компанией с обеспечением информационной прозрачности всей проведенной экспертизы;

4) ОЭСР разработало отраслевые руководства по ОВБ для самых крупных секторов, которые отличаются ярко выраженными ресурсоёмкостью (добывающая промышленность), трудоёмкостью (текстильная и легкая промышленность), водо- и зем-леёмкостью (сельское хозяйство);

5) в сфере туризма в целом и в экотуризме в частности специальные руководства ОЭСР по ОВБ не разрабатывались.

Формирование цепочек ответственного бизнеса в туризме и гостеприимстве. Концепция ответственного ведения бизнеса в сфере туризма и гостеприимства продвигается не через ОЭСР и возлагаемые на государства обязательства, а через крупные организационные структуры, имеющие международное влияние на сервисные цепочки создания турпродукта.

Руководящие документы по ведению ответственного бизнеса наиболее разработаны в индустрии гостеприимства. Выработанные в них стандарты распространяются и внедряются по двум основным направлениям — через международные ассоциации гостиничного бизнеса и внутри гостиничных сетей. В качестве примеров можно привести деятельность международной гостиничной ассоциации и отдельной гостиничный цепи.

Одной из крупнейших ассоциаций международной гостиничной индустрии в сфере продвижения ответственного бизнеса является Sustainable Hospitality Alliance (Альянс устойчивого гостеприимства — далее Альянс). Членами Альянса являются такие гостиничные цепи, как Accor, Radisson, Hilton, Marriot и др. Свою деятельность Альянс выстраивает в соответствии с Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН в четырёх областях: права человека, занятость молодёжи, защита климата, управление водными ресурсами [11].

В области прав человека Альянс добивается повышения осведомлённости о рисках их соблюдения, включения прав человека в корпоративное управление и устра-

нения рисков в цепочке привлечения рабочей силы как при строительстве отелей, так и во время их эксплуатации.

В сфере занятости молодёжи Альянс продвигает политику предоставления молодым людям, особенно тем, кто подвержен риску бедности и эксплуатации, возможности построить лучшее будущее с помощью программ обеспечения занятости.

Климатические действия Альянса проявляются в присоединении к политике сокращения выбросов в больших масштабах во взаимодействии с промышленностью как поставщиком оборудования и материалов в сферу гостеприимства.

Управление водными ресурсами в рамках Альянса заключается во внедрении программ рационального использования водных ресурсов, включая решение проблемы нехватки воды, повышения эффективности водопользования и сокращения числа людей, страдающих от нехватки воды.

По каждому из направлений Альянс разработал комплекс регулирующих рекомендаций, который в индустрии гостеприимства способен обеспечить ОВБ.

Одной из наиболее крупных гостиничных сетей мира является Marriott International. Данная компания придерживается собственных корпоративных принципов ОВБ [13], которые охватывают такие сферы как глобальная занятость, права человека, окружающая среда, цепочка поставок.

В цепочках поставок Marriott работает с теми поставщиками, которые соблюдают следующие принципы поведения поставщиков:

- соблюдение всех применимых законов и постановлений стран, штатов и муниципалитетов, в которых работает бизнес;

- добросовестность во всех аспектах бизнеса и деловых отношений;

- справедливое и уважительное отношение ко всем заинтересованным сторонам;

- точное документирование транзакций и честный документооборот в работе с Marriott;

- защита деловой и личной информации других лиц;

- запрет давать или обещать что-либо ценное государственному служащему с целью повлиять на это лицо при выполнении служебных обязанностей;

- недопущение получения конкурентного преимущества за счёт игнорирования этических стандартов.

Marriott может предпринять шаги для оценки соблюдения этих принципов поставщиками. Несоблюдение поставщиками правил Marriott в области занятости, прав человека, деловой этики, защиты окружающей среды и социальной ответственности может поставить под угрозу их деловые отношения с компанией.

В секторе туроперейтинга международные рекомендации по ОВБ были предложены в 2005 г. [10]. Их разработкой занимался ЮНЕП при участии ЮНВТО, ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИСЕФ. Рекомендации основаны на концепции КСО. Для туроператора соблюдение принципов КСО на практике означает, что:

- ответственное видение и ценности отражены в основных принципах компании;

- деловая этика отражает эти ценности, оказывая влияние на хозяйственную деятельность;

- управление прозрачно, а менеджмент придерживается социальной ответственности и взаимодействует с партнёрами;

- бизнес-процессы контролируются посредством измерения, отчётности и проверки воздействий;

- принимающие сообщества получают выгоду от экономического развития через благоприятную практику бизнеса, а также пожертвований со стороны компании товаров, денег и времени персонала;

- права человека и трудовые права соблюдаются при прямой занятости (внутри компании) и косвенной занятости (через поставщиков);

- экологические стандарты поддерживаются как во внутреннем управлении, так и в деятельности с дестинациями для минимизации загрязнения, например, за счёт энергоэффективности, сокращения отходов и устойчивого использования территорий;

- ответственный рынок стимулируется путём ответственного маркетинга и обучения потребителей.

Рекомендации затрагивают несколько сфер активности туроператоров: менеджмент, турпродукты, цепочки поставок, клиенты, дестинации. Фактически через туроператоров реализуется один из каналов имплементации принципов ОВБ, суть которого заключается в стимулировании отдельных производителей в дестинациях соответствовать критериям устойчивого развития.

Все крупные мировые туроператоры при разработке туристских продуктов склонны выбирать дестинации устойчивого туризма и реализовывать соответствующие туры. Реализуя принципы ОВБ, туроператоры формируют сервисные «устойчивые» цепочки, поддерживают поставщиков в их усилиях по достижению соответствия критериям устойчивого развития.

ЮНЕП настоятельно рекомендует туроператорам в рамках ОВБ избирательно подходить к выбору дестинаций, в которые направляют туристов. Дестинации должны соответствовать принципам устойчивого развития. Рекомендации ЮНЕП по ОВБ обращают особое внимание на включение охраняемых территорий в предложения туроператоров. Подчёркивается, что туроператоры могут внести свой вклад в устойчивое развитие туризма на охраняемых территориях, а также в долгосрочное сохранение этих мест посредством таких мероприятий, как:

- включение ООПТ в маршруты и предоставление клиентам информации о природных и культурных особенностях посещаемых участков и их роли в сохранении местных экосистем;

- ограничение размера групп или разделение больших групп на более мелкие при посещении охраняемых территорий;

- заблаговременное информирование руководителей охраняемых территорий о посещениях и обсуждение способов уменьшения воздействия посетителей;

- интеграция принципов устойчивого развития в критерии выбора и соглашения об оказании услуг их поставщиков, а также выбор местных поставщиков;

- осуществление финансовых взносов в проекты по сохранению и развитию на охраняемых территориях и вокруг них;

- предоставление посетителям возможностей для активной поддержки охраняемых территорий;

- предоставление туристам рекомендаций о том, как избежать негативного воздействия при посещении чувствительных экосистем.

Это только та часть международных рекомендаций для туроператоров по ОВБ, которые затрагивают организацию туризма в дестинациях с ООПТ. Один из главных посылов предлагаемых стандартов — это то, что туроператоры должны избирательно подходить к выбору партнеров в дестинациях с точки зрения соблюдения

этими партнерами принципов ОВБ и внедрения этих принципов в практику. Это означает, что, если сами ООПТ хотят развивать туризм и формировать устойчивую сеть сбыта собственного турпродукта, они должны внедрять принципы ОВБ на своих территориях и среди местных сообществ.

Концепция ответственного туризма. Принципы ОВБ в экотуризме в России в настоящее время продвигаются и реализуются через концепцию ответственного туризма. Основной организацией в данном направлении является Международный центр ответственного туризма Российской Федерации и СНГ (ICRT Russia & CIS). Центр является лидером общественной организации «Союз участников ответственного туризма», в которую входят 1589 членов, 118 объектов экотуризма, 178 поддерживаемых проектов1. Международный центр ответственного туризма создан в 2015 г. с целью продвижения принципов социальной ответственности и практик ответственного туризма в России и СНГ путём объединения усилий представителей власти, бизнеса и учёных. Позиция центра в том, что ответственный туризм представляет собой неотъемлемую часть туристической стратегии развития любой территории. При этом концепция ответственного туризма является «туристоцентричной», т. е. фокусируется на ответственном поведении туристов и ориентации бизнеса на таких туристов. Ответственный туризм подразумевает возможность совместить интересное путешествие с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории под лозунгом: «Улучшая среду обитания местного населения, создавай привлекательные туристические достопримечательности». Таким образом, ответственный туризм должен способствовать социальному и экономическому развитию региона, а также воспитанию уважительного отношения к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям.

Для решения задачи по координации развития ответственного туризма в 2017 г. был создан реестр объектов ответственного туризма, который, в частности, должен облегчить их поиск для ответственных туристов и волонтёров, которые хотят внести свой вклад в развитие и улучшение условий жизни на конкретной территории. Среди знаковых объектов ответственного туризма называются Межрегиональная общественная организация «Большая Байкальская тропа», проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», Музей-заповедник «Ясная Поляна», ответственный инвестиционный проект «Арт-поместье Дивный Мир» [1]. Перечисленные проекты реализуют экологические и социальные принципы ОВБ по отношению к местному сообществу. Однако эти принципы не регламентированы и реализуются благодаря авторам и исполнителям проектов, придерживающихся личной философии в данном вопросе.

Кенозерский национальный парк — пример неформализованной реализации ответственного ведения бизнеса в экотуризма. Исследование российских национальных парков, которые являются основными объектами экологического туризма, методом контент-анализа официальных сайтов позволяет выделить Кенозерский национальный парк, являющийся самым продвинутым в России в содержательном плане организации ответственного туризма2. Как показывает анализ публикуемых новостей и других разделов официального сайта Кенозерского национального парка,

1 Союз участников ответственного туризма / Международный центр ответственного туризма Российской Федерации и СНГ. [Электронный ресурс]: URL: https://icrt-russia.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

2 Кенозерский национальный парк. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kenozero.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

в нём реализуется большинство принципов ОВБ в сфере экологического туризма, вписываясь также в концепцию ответственного туризма.

Кенозерский национальный парк расположен в юго-западной части Архангельской области. В 2004 г. парк включён во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В Кенозерском национальном парке осуществляются отдельные проекты, которые реализуют принципы ОВБ на практике:

1) проект «Кенозерское ДеДство», который реализуется с 2013 г. для людей с ограниченными возможностями здоровья и престарелых людей из домов-интернатов и финансируется Правительством Архангельской области. В рамках проекта формируется инклюзивная среда как путём специального оборудования объектов туризма (дополнительные поручни, специальные скамейки, настилы на маршрутах и т. д.), так и путём специального обучения сотрудников служб парка навыкам работы с пожилыми посетителями парка и инвалидами;

2) особая смена «Друзья для друзей», организация которой направлена на культурное развитие, оздоровление и социализацию молодых людей и детей с ограниченными возможностями здоровья, большинство из которых являются инвалидами колясочниками. Несколько дней в экологическом лагере национального парка позволяют детям и их родителям сменить рутинный квартирный образ жизни на активный отдых на природе, получить впечатления на весь год и завести новые вдохновляющие знакомства;

3) раздельный сбор и утилизация отходов на всех туристических объектах национального парка. Национальный парк выстроил процесс так, что туристы, местные жители и переработчики экономически мотивированы. Данный проект способствует снижению нагрузки на экосистемы и развивает культуру циркулярной экономики;

4) волонтерский проект «Деревянная архитектура в культурном ландшафте Кенозерья» проводится совместно с международным фондом «European Heritage Volunteers». В настоящее время в рамках этой инициативы реставрируется часовня Святителя и Чудотворца Николая (1863 г.) в деревне Горбачиха;

5) проект Европейского Союза «Северное сияние: женские инициативы для устойчивого сельского развития», в рамках которого осуществляется поддержка местного населения по развитию традиционных локальных бизнесов. Роль национального парка в том, что он выступает инициатором и координатором проекта, привлекая безвозмездные инвестиции в частный сектор местного сообщества для усиления бизнеса в сфере экологического туризма и формирования новых турпродуктов;

6) «Место силы» является проектом комплексной экологической программы МТС, направленной на развитие природоохранной инфраструктуры и сохранение популяций редких животных, а также развития экотуризма. Оператором проекта является фонд «Заповедное посольство», через который парку передано оборудование для фотоохоты, внедрён аудиогид для «Транскенозерской тропы», поддержаны местные фольклорные коллективы и будет создан экологический класс.

Национальный парк «Кенозерье», реализуя отдельные направления ОВБ в виде тематических проектов, не имеет формализованных принципов ОВБ, например, в форме этического и ответственного кодекса. Однако, на сегодняшний день данный парк является наиболее продвинутым примером имеющихся практик ОВБ, целесообразных для тиражирования в других ООПТ, и представляет собой наиболее продвинутую дестинацию устойчивого туризма.

Создание цепочек ответственного бизнеса на примере Green Tourism Business Scheme (Великобритания). Примером формализованного внедрения стандартов ОВБ в экологическом туризме являются стандарты Green Tourism Business

Scheme (GTBS), которые разрабатываются и распространяются компанией Green Business UK Ltd. Компания является некоммерческой организацией, работает с 1997 г. и расположена в Перте (Шотландия). GTBS — это способ построения цепочек ответственного бизнеса с целью формирования дестинаций устойчивого туризма. Для туризма построение таких цепочек особенно важно, т. к. турпродукт на ООПТ и её окрестностях формируется не одним предприятием, а сетью (цепочкой), включающей несколько бизнесов. Компания Green Business проводит экспертизу предприятий на соответствие стандартам ОВБ в сфере экологического туризма, в результате чего сформировалась сертифицированная сеть участников, придерживающихся ОВБ в Великобритании, а также Канаде, Ирландии, Италии, Зимбабве и некоторых других странах. Компания придерживается принципов устойчивого развития, фокусируясь на ответственности бизнеса в отношении населения, местностей, планеты [9]:

- фокус «Люди». GTBS выступает за инвестиции и улучшение местных сообществ. Когда компании тратят время и энергию на то, чтобы помочь местным жителям, это становится частью инвестирования в действительно устойчивое и этичное мышление. GTBS побуждает компании поощрять своих сотрудников за участие в зелёном пути развития бизнеса. Это позволяет инициативным сотрудникам чувствовать себя уважаемыми и ценными и обеспечивать экологичность рабочей силы;

- фокус «Места». GTBS способствует распространению устойчивого образа жизни и деятельности, что включает заботу об окружающей среде, помощь в сохранении местного уклада и традиционных форм ведения хозяйства, поддержку местных поставщиков продуктов питания и напитков, произведённых с соблюдением этических норм и сезонности производства. GTBS стимулирует участников активно знакомить гостей или потребителей с подлинными локальными впечатлениями на природе, а также с искусством, ремёслами и традициями;

- фокус «Планета». GTBS основана на низкоуглеродном видении будущего и способствует внедрению новых методов уменьшения влияния туризма на климат. GTBS стимулирует участвующие предприятия внедрять элементы циркулярной экономики и эффективно использовать природные ресурсы. Green Business UK Ltd работает с избранными партнёрами и филиалами, чтобы усилить свою деятельность в качестве одной из ведущих мировых экологических организаций по распространению стандартов ведения зелёного бизнеса в сфере туризма.

Фактически сеть GTBS насчитывает около 2000 участников. Она охватывает широкий спектр бизнес-направлений, в т. ч. оказание услуг по размещению, питанию, организации мероприятий, показу достопримечательностей, аренде конференц-залов, оборудованию корпоративных офисов и других. Компании, решившие присоединиться к ОВБ в туризме, оцениваются квалифицированным консультантом от Green Business UK Ltd по строгому набору из 145 критериев, охватывающих следующие направления:

- снижение энергопотребления;

- экономия воды;

- эффективная и экологически чистая утилизация отходов;

- этические закупки;

- использование местных и сезонных продуктов;

- минимизация продовольственных миль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содействие сохранению биоразнообразия;

- внедрение взглядов устойчивого развития в менеджмент персонала.

Те предприятия, которые соответствуют требуемому стандарту, получают бронзовую, серебряную или золотую награду GTBS в зависимости от уровня их достижений. Оценка предприятий пересматривается раз в два года.

В целом распространение стандартов GTBS способствует созданию более прозрачного и устойчивого туристского продукта. Ключевым стимулом для предприятий, внедряющих принципы ОВБ, часто является маркетинговая выгода. Дополнительное значение имеют возможности финансовой экономии и мотивирующая роль личной моральной ответственности в ведении устойчивого бизнеса. Принципы ОВБ, внедренные через сертификацию GTBS, улучшают местные стратегии защиты окружающей среды, являются эталоном для потребителей и поставщиков, способствуют маркетингу дестинаций.

Основным мотивом частного бизнеса внедрять принципы ОВБ является снижение воздействия на окружающую среду, дополнительным — финансовые соображения, второстепенным — маркетинговые преимущества (включая конкурентное преимущество, узнаваемость бренда и имидж компании) [12].

Проблема внедрения ОВБ в экологическом туризме путём сертификации GTBS заключается в неустойчивой приверженности локальных бизнесов данным стандартам и сложности удержании их в сети GTBS [8]. При среднем росте участников GTBS на 2 % ежегодно существует скрытая динамика членства в GTBS с уровнем удержания в 66 %, т. е. 66 % сертифицированных предприятий являются постоянными участниками сети, а остальные — новыми, которые приходят на смену выбывшим. Основные причины выхода из GTBS и отказа от следования стандартам ОВБ связаны с расходами на членство и нереализованными выгодами. Недостаток осведомленности о деятельности GTBS, специфика управления, избыточный объём критериев, сложность бюрократии и временные затраты являются дополнительными факторами выхода из сертифицированной сети [8].

Заключение. Ответственное ведение бизнеса предусматривает соблюдение компаниями этических принципов в областях прав человека, справедливого труда, охраны окружающей среды, добросовестных финансов, противодействия коррупции. Наиболее активное продвижение принципов ОВБ осуществляется в рамках регулирующей деятельности ОЭСР международных производственных цепочек в ресурсоёмких и трудоёмких отраслях. Сфера туризма в целом и экотуризма в частности напрямую не затронуты механизмами ОЭСР по имплементации принципов ОВБ.

Тем не менее, существуют международные рекомендательные документы, способствующие распространению принципов ОВБ в международном гостиничном бизнесе, которые приняты Альянсом устойчивого гостеприимства и имплементированы в деятельность крупнейших гостиничных цепей мира. В области туроперейтинга также действуют подобные рекомендации, разработанные под эгидой ЮНЕП.

В Российской Федерации принципы ОВБ в сфере экотуризма внедряются в практику стихийно. Наиболее продвинутым объектом ОВБ в сфере экологического туризма является Кенозерский национальный парк, где соответствующие принципы имплементируется в бизнес через лидерство природоохранного учреждения парка, активно реализующего философию устойчивого развития.

Пример Green Tourism Business Scheme в Великобритании показывает, что внедрение принципов ОВБ может быть реализовано путём специальной сертификации. Однако подобная формализация ответственных цепочек поставок может быть затруднена в случае недостаточной мировоззренческой или материальной мотивации владельцев бизнеса.

Примеры кейсов России и Великобритании показывают, что в обеих странах бизнес в сфере экотуризма в плане ответственности фокусируется главным образом на принципах экологичности, причиной чему является его основа — уязвимые природные и социокультурные комплексы, требующие охраны. При этом бизнес в сфере эко-туризма представлен малыми или средними семейными предприятиями, для которых аспекты соблюдения прав трудящихся, конкурентная политика и противодействие коррупции менее актуальны, чем экологическая безопасность и удовлетворение клиентов.

Литература

1. Вяткина Ю. Социально ответственный туризм: путешествуя по России // Агентство социальной информации. 2016. [Электронный ресурс]: URL: https://www.asi.org.ru/2016/11/29/sotsialno-otvetstvennyj-turizm-puteshestvuya-po-rossii/ (дата обращения: 15.12.2021).

2. Международные стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР. Рекомендации для российских компаний / Министерство экономического развития Российской Федерации. Москва, 2020. 56 с.

3. Руководство ОЭСР-ФАО по ответственным производственно-сбытовым цепочкам в сфере сельского хозяйства / OECD/FAO, 2020. 108 с.

4. Тарасенок А. И., Баранова Т. Е., Боровко М. В. и др. Бизнес в агро- и экотуризме / Программа развития ООН / Под ред. А. И. Тарасенка. Минск, 2014. 380 с.

5. Тарасенок А. И. Экологический туризм в структуре современного природопользования // Гумаштарна-эканамiчны весшк. 1999. № 1. С. 109-113.

6. Тарасенок А. И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Минск: ЕГУ, 2003. 120 с.

7. Тарасенок А. И. Эффекты стратегического планирования развития дестинаций экологического туризма (на примере Брестской и Гродненской областей) // Веснж Гродзенскага дзяржаунага унгверсггэта iмя Яню Купалы. Серыя 5. Эканомжа. Сацыялогш. Бшлопя. 2016. № 1. С. 77-83.

8. Dunk R. M., Gillespie S. A. and MacLeod D. Participation and retention in a green tourism certification scheme. Journal of Sustainable Tourism. 2016. 24(12). P. 1585-1603. doi:10.1080/09669582.2015.1134558.

9. Helping businesses improve sustainability // Green Tourism. [Электронный ресурс]: URL: https://www. green-tourism.com/about-us (дата обращения: 15.12.2021).

10. Integrating Sustainability into Business. A Management Guide for Responsible Tour Operations / UNEP. 2005. 68 p.

11. Issues we address // Sustainable Hospitality Alliance. [Электронный ресурс]: URL: https:// sustainablehospitalityalliance.org/about-us/what-we-do/ (дата обращения: 15.12.2021).

12. Jarvis N., Weeden C., Simcock N. () The Benefits and Challenges of Sustainable Tourism Certification: A Case Study of the Green Tourism Business Scheme in the West of England. Journal of Hospitality and Tourism Management. 2010. Vol. 17. P. 83-93.

13. Marriott. Principles of Responsible Business. October 2012. 8 p.

14. OECD Due Diligence Guidance for Meaningful Stakeholder Engagement in the Extractive Sector / OECD, 2016. 100 р.

15. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Business Conduct / OECD, 2018. 100 р.

16. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains in the Garment and Footwear Sector / OECD, 2017. 188 р.

17. OECD Guidelines for Multinational Enterprises 2011 Edition (Russian version). Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий / OECD, 2013. 118 с.

References

1. Vyatkina Yu. (2016), Socially responsible tourism: traveling around Russia, Agency for Social Information. (In Russ.). URL: https://www.asi.org.ru/2016/11/29/sotsialno-otvetstvennyj-turizm-puteshestvuya-po-rossii/ (accessed 15.12.2021).

2. OECD International Standards for Responsible Business Conduct. Recommendations for Russian companies (2020), Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, 56 p. (In Russ.).

3. OECD-FAO Guidelines for Responsible Agricultural Value Chains (2020), OECD/FAO, 108 p.

4. Tarasionak A. I., Baranova T. E., Borovko M. V. et al. (2014), Business in rural and ecotourism, United Nations Development Program, ed. A. I. Tarasionak, Minsk, 380 p. (In Russ.).

5. Tarasionak A. I. (1999), Ecological tourism in the structure of modern nature management, Humanitarian-economic bulletin, no. 1. pp. 109-113. (In Russ.).

6. Tarasionak A. I. (2003), Ecological tourism and recreational nature management in Belarus, Minsk, EHU, 120 p. (In Russ.).

7. Tarasionak A. I. (2016), Effects of strategic planning for the development of eco-tourism destinations (on the example of Brest and Grodno regions), Bulletin of the Grodno State University by Yanka Kupala. Series 5. Economics. Sacyology. Bialology, no. 1. pp. 77-83. (In Russ.).

8. Dunk R. M., Gillespie S. A. and MacLeod D. (2016), Participation and retention in a green tourism certification scheme, Journal of Sustainable Tourism, 24 (12), pp. 1585-1603. doi:10.1080/09669582.20 15.1134558.

9. Helping businesses improve sustainability. Green Tourism. URL: https://www.green-tourism.com/about-us (accessed 15.12.2021).

10. Integrating Sustainability into Business. A Management Guide for Responsible Tour Operations (2005), UNEP, 68 p.

11. Issues we address. Sustainable Hospitality Alliance. URL: https://sustainablehospitalityalliance.org/ about-us/what-we-do/ (accessed 15.12.2021).

12. Jarvis N., Weeden C., Simcock N. (2010), The Benefits and Challenges of Sustainable Tourism Certification: A Case Study of the Green Tourism Business Scheme in the West of England, Journal of Hospitality and Tourism Management, Vol. 17, pp. 83-93.

13. Marriott. Principles of Responsible Business. October 2012, 8 p.

14. OECD Due Diligence Guidance for Meaningful Stakeholder Engagement in the Extractive Sector (2016), OECD, 100 р.

15. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Business Conduct (2018), OECD, 100 р.

16. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains in the Garment and Footwear Sector (2017), OECD, 188 р.

17. OECD Guidelines for Multinational Enterprises (2013), 2011 Edition, OECD, 118 p. (In Russ.).

Сведения об авторе

Тарасенок Александр Иванович — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления туристической индустрией, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Беларусь.

E-mail: alex_tarasenok@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9279-0959

Scopus: Aliaksandr Tarasionak

About the author

Aliaksandr Tarasionak, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management of the Tourism Industry, Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus.

E-mail: alex_tarasenok@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9279-0959

Scopus: Aliaksandr Tarasionak

Поступила в редакцию 27.01.2022 г.

Поступила после доработки 28.02.2022 г.

Статья принята к публикации 10.03.2022 г.

Received 27.01.2022.

Received in revised form 28.02.2022.

Accepted 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.