Caucasian Science Bridge, 2021, Т. 4, №4 (14) ПО СЛЕДАМ V ВСЕРОССИЙСКОГО КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ» (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2021 Г.) doi: 10.18522/2658-5820.2021.4.11
Научная статья УДК 316.48
https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2021.4.11
«Отцы и дети» в цифровую эпоху: причины конфликтов и пути их устранения
Мария Е. Денищенко1,
1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия,
e-mail: mdenishenko@sfedu.ru
Аннотация
Введение. Автор, реально оценивая формат современной эпохи, вступившей в эру господства информационных технологий, показывает ее риски с точки зрения развития межпоколенческих отношений, а также потенциал их преодоления. Обосновывается необходимость формирования цифровой культуры как базиса диалоговой культуры поколений. Подчеркивается доминантная роль системы образования в передаче норм и ценностей цифровой культуры, но при этом указывается на риски, с которыми столкнулась сама система образования в ходе цифровой трансформации. Ключевые слова
Межпоколенческие отношения, молодежь, конфликт, цифровизация, цифровое поколение, цифровая
культура.
Для цитирования
Денищенко М.Е. (2021). «Отцы и дети» в цифровую эпоху: причины конфликтов и пути их устранения. Caucasian Science Bridge, 4 (4), С. 94-97. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A11
"Fathers and children" in the digital age: the causes of conflicts and ways to eliminate them
Maria E. Denishchenko,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Rostov Region, Russia, e-mail: mdenishenko@sfedu.ru
Abstract
Introduction. The author, really evaluating the format of the modern era, which entered the era of the dominance of information technologies, shows its risks from the point of view of the development of intergenerational relations, as well as the potential to overcome them. The need for the formation of digital culture as the basis of dialogue culture of generations is justified. The dominant role of the education system in transmitting the norms and values of digital culture is emphasized, but the risks faced by the education system itself during the digital transformation are indicated. Keywords
intergenerational relations, youth, conflict, digitalization, digital generation, digital culture. For citation
Denishchenko M.E. "(2021) Fathers and children" in the digital age: the causes of conflicts and ways to eliminate them. Caucasian Science Bridge, 4 (4), P .94-97. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A11
Наступление цифровой эпохи символизирует переход к совершенно иным стандартам и формам отношений, в том числе и в пространстве межпоколенческих отношений. Данная эпоха несет в себе как конфликтогенный потенциал отношений между младшим и старшим поколениями, так и условия для формирования диалоговой культуры межпоколенческих отношений. Конфликтогенный фон этих отношений связан, прежде всего, с погруженностью молодежи в пространство Интернет-среды, с уходом в информационное пространство, которое не только неконтролируемо, а потому риско-
генно для становления молодой личности, но и не позволяет обретать культуру коммуникации вне сетевой среды, культуру реального общения с представителями различных поколений. Иными словами, цифровая среда во многом ограничивает процесс личностного становления и развития молодежи. Погруженность молодежи в виртуальный мир зачастую становится фактором последующей неадаптированности в среде реальных взаимодействий и, как следствие, психологических стрессов и ценностных дезориентаций, болезненных поведенческих стратегий и реакций на окружающую действительность. Итогом может стать полный уход в другую реальность, разрыв социальных связей и отношений, невыстроенность коммуникаций в семейном кругу, неспособность к коммуникации с «реальными» людьми, не находящимися в пространстве сети Интернет.
С другой стороны, цифровая культура, базирующаяся на применении информационных технологий, формирует дополнительные возможности для выстраивания коммуникаций между поколениями, создает еще одну площадку для межпоколенческих отношений (Бештоков, 2021), и эта площадка, такая естественная и удобная для молодых поколений, социализировавшихся в цифровой среде, уже довольно активно осваивается и представителями старших поколений. Да, она не является для них столь же естественной средой обитания, как для молодежи, которую недаром называют цифровой, экранной, информационной, виртуальной (она ведь есть продукт цифровой эпохи), но без информационных (цифровых) технологий не обходится уже ни одно поколение, в том числе и очень взрослое. Цифровизация затронула практически все сферы общественной жизни, проникнув и укоренившись в быту, в профессиональном поле, став частью социальных отношений. Обойтись без цифровых технологий уже не может никто - ни молодежь, ни старшие поколения.
В этой связи на повестке дня остро стоит вопрос о том, как использовать цифровые технологии в качестве дополнительного ресурса межпоколенческих коммуникаций в максимально эффективном ключе. Вопрос, остро стоящий перед взрослой частью населения, заключается также в том, как снизить конфликтогенный потенциал сети Интернет с пониманием того, что без нее уже немыслим современный мир во всем многообразии социальных практик, в том числе коммуникативных.
Не претендуя на то, что наше видение является единственно верным, нам хотелось бы представить свое суждение по указанной проблеме. Мы полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо не столько пытаться ограничивать присутствие молодежи в цифровой среде, применяя различного рода санкции (например, когда родители лишают детей доступа в Интернет или устройств доступа - телефонов, планшетов и т. д.), сколько стремиться сформировать цифровую культуру у молодежи. В рамках последней и следует формировать культуру нахождения и поведения в сети Интернет, которая, в свою очередь, предполагает способность саморегуляции относительно времени нахождения в Сети и его перераспределения с точки зрения соотношения в режиме онлайн и офлайн. Формирование цифровой культуры предполагает также приобретение навыков пользования информацией с тем, чтобы не становиться жертвой цифрового мошенничества и манипуляций со стороны различного рода деструктивных сил и организаций.
С точки зрения решения задач, связанных со сближением поколений, выросших в разных мирах (виртуальном и реальном), важно обращение к старшему поколению, которое должно понимать, что мир современной цифровой молодежи иной, и, чтобы понять молодежь, выстроить с ней позитивный диалог, следует понять этот мир, принять его и использовать в отношениях с молодым поколением. Иными словами, информационную культуру следует формировать не только у молодежи, но и у взрослого поколения.
Огромная роль в этом процессе - в формировании цифровой культуры - отводится системе образования, в том числе и дополнительного, в рамках которого старшее
поколение может осваивать мир современных технологий и культуру цифрового общения. Должны быть созданы образовательные программы, которые будут транслировать ценности и установки цифровой молодежи старшему поколению, а также механизмы и способы общения с цифровой молодежью. В основе передачи ценностей и норм цифровой культуры, конечно же, должна находиться целостная, адекватная современной эпохе, но базирующаяся на социокультурных основаниях, культура образования (Агапов, 2013). Именно она призвана способствовать инновационному прорыву общества без драматичных для социума социокультурных потерь, т. е. на основе создания эффективной площадки для поступательного внедрения инноваций с учетом социокультурной составляющей общества (Суркова, 2018). Но сегодня само образование в России попало в ловушку цифровых технологий, и между специалистами не сложилось единства во взглядах на происходящие в образовательной среде процессы цифровизации. Одни убеждены в том, что система образования должна адаптироваться к условиям и вызовам цифровой эпохи, активно переходить на цифровые технологии как гарант эффективности и прогресса в развитии образовательной системы (Тюкавкин, 2019). Другие же акцентируют внимание на глобальных рисках цифровизации образования, и с ними нельзя не согласиться с учетом фиксируемых тенденций ухода от фундаментальности, от личных контактов в образовательном процессе (Стрекалова, 2019), а также, что самое главное, наблюдаемой ситуации потери в ходе образования субъекта социального действия (Воденко, Боровая, Ефимов, 2020). Образование уже не ориентировано на формирование субъекта культуротворящего, и этот риск цифровизации образования не может не внушать опасения, поскольку именно культура и пространство ее творения выступают основой обмена культурным потенциалом и опытом между различными поколениями.
Литература
Агапов, Ю.В. (2013). Культура образования и формирование субъекта образовательной деятельности. Грамота, 6 (32). Часть 2. Режим доступа: www.gramota.net
Бештоков, М.В. (2021). Социализация молодежи в компьютерно-интерактивной социальной системе: социальные институты и риски коммуникации. Caucasian Science Bridge, 4, 1, 46-51.
Воденко ,К.В., Боровая, Л.В., Ефимов, А.В. (2020). Культурный иммунитет российского общества в свете трансформации культуры образования. Гуманитарий Юга России, 9, 4, 42-53. doi: https://doi.Org/10.18522/2227-8656.2020.4.3
Стрекалова, Н.Б. (2019). Риски внедрения цифровых технологий в образовании. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 25, 2, 84-88.
Суркова, И.В. (2018). Социальная сфера российского общества: на пересечении традиций и инноваций. РнД.: Фонд науки и образования.
Тюкавкин, Н.М. (2019). Цифровизация образовательных процессов в вузах. Эксперт: теория и практика, 1 (1), 35-41.
References
Agapov, Y.V. (2013). Culture of education and formation of the subject of educational activity. Literacy, 6 (32). Part 2. Available at: www.gramota.net
Beshtokov, M.V. (2021). Socialization of young people in a computer-interactive social system: social institutions and communication risks. Causasian Science Bridge, 4. 1, 46-51.
Vodenko, K.V., Borovaya, L.V., Efimov, A.V. (2020). Cultural immunity of Russian society in the light of the transformation of the culture of education. Humanist of the South of Russia, 9. 4, 42-53. doi: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.4.3
Strekalova N.B. (2019). Risks of the introduction of digital technologies in education. Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. 2019. T. 25. 2. 84-88.
Surkova I.,V. (2018). The social sphere of Russian society: at the intersection of traditions and innovations. RnD.: Foundation for Science and Education.
Tyukavkin, N.M. (2019). Digitalization of educational processes in universities. Expert: theory and practice, 1 (1), 35-41.
Информация об авторе Денищенко Мария Евгеньевна - ведущий специалист отдела расчетов и экономического анализа Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: mdenishenko@sfedu.ru
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Information about the author Denishchenko Maria Evgenievna - Leading Specialist of the Department of Calculations and Economic Analysis of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation; e-mail: mdenishenko@sfedu.ru
The author declares that there is no conflict of interest