молодых учёных [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section13.html, свободный.
4. Ходякова И.А., Чекменёва Т.Г. Развитие человеческого капитала в современной России и проблема «утечки мозгов» 2014 г, режим доступа -http://elibrary.ru/
5. Cайт «Центр гуманитарных технологий Информационно-аналитический портал» URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160
6. Сайт «Центр гуманитарных технологий Информационно-аналитический портал» URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-health/info
Морозова О.М. магистрант 2 курса факультет «Туризм» Санкт-Петербургский государственный экономический
университет
St. Petersburg State University of Economics программа «Информационно-аналитическое обеспечение
туристской деятельности» Master program "Information and analytical support of tourist activity " ОТСУТСТВИЕ ДЕЙСТВЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В
РЕГИОНЫ, В РАМКАХ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
The lack of effective instruments and mechanisms for attraction of tourist flow in the regions, in the framework of events
Аннотация:
На современном этапе, в современных условиях, необходимо находить эффективные механизмы привлечения туристского потока в регион. Туризм - динамично развивающийся сектор мировой экономики, оказывающий стимулирующее действие на ее ключевые отрасли: транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и другие кластеры туриндустрии. Российская практика также свидетельствует, что вследствие своего значимого мультипликативного эффекта туризм выступает катализатором социально-экономического развития территорий, способствует повышению социального эффекта, но из-за определённого ряда проблем, привлечение этих ресурсов недостаточно эффективно, и не может привлечь достаточно туристов в Российскую Федерацию.
Abstract:
At the present stage, in the present conditions, it is necessary to find effective mechanisms for attracting tourist flow to the region. Tourism - a dynamic sector of the world economy, has a stimulating effect on its key sectors: transport,
communications, construction, consumer goods, agriculture and other tourism industry clusters. Russian practice also suggests that because of its significant multiplier effect tourism acts as a catalyst of social and economic development of the territories, promotes social effect, but because of a certain number of problems attracting these resources inefficiently, and can not attract enough tourists to the Russian Federation.
Ключевые слова: туризм, регионы, кластеры, Россия, событийное мероприятие
Key words: Tourism, regions, clusters, Russia, event management
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, но из-за определённого ряда проблем, привлечение этих ресурсов недостаточно эффективно, и не может привлечь достаточно туристов в Российскую Федерацию.
Туризм - динамично развивающийся сектор мировой экономики, оказывающий стимулирующее действие на ее ключевые отрасли: транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и др. Российская практика также свидетельствует, что вследствие своего значимого мультипликативного эффекта туризм выступает катализатором социально-экономического развития территорий, способствует повышению социального эффекта. Однако имеющиеся в стране возможности развития туризма используются далеко не в полной мере: доля России составляет менее 1,5% мирового туристского потока. Это объясняется неразвитостью всех элементов, составляющих туристский рынок, наличием серьезных препятствий в формировании, развитии и реализации туристского потенциала территорий. Эти препятствия носят многоплановый характер: они касаются состояния инфраструктуры туризма, организационно-экономических вопросов его функционирования и управления. В современных условиях обостряется важность освоения инновационных технологий в туристской деятельности. Поэтому создание благоприятных условий, способствующих развитию туристской деятельности, обусловливает необходимость научной разработки эффективных направлений формирования, развития и реализации туристского потенциала территорий, что и определило тему исследования.
Основными проблемами туристской индустрии в России являются: 1. Инфраструктура размещения: Рис.1
номерной... 30
невысокая загруженн..
нехватка
средст...
отсутствие государств.
высокие
цены
Основные проблемы инфраструктуры размещения
нет
2. Политическая и экономическая нестабильность страны;
3. Недостаточно развитая инфраструктура дестинаций;
4. Отсутствие готовых инвестиционных площадок;
5. Высокие тарифы на пассажирские перевозки (авиа-, ж/д-, авто-);
6. Не эффективный маркетинг. Недостаточное продвижение национального турпродукта;
7 Дефицит квалифицированных кадров;
8. Низкое качество предоставляемых услуг;
9. Отсутствие конкуренции на туристском рынке России;
10. Избыточные административные формальности
11. Использование неэффективных механизмов привлечения туристского потока в Российскую Федерацию.
Одним из действенных эффективных механизмов для привлечения туристов в регион, является событийный туризм. На примере Чемпионата мира по футболу в 2018 г.,можно проанализировать проблемы регионов, сделать сравнительный анализ, найти решение на поставленные вопросы и выявить наиболее действенные механизмы привлечения туристов на событийное мероприятие.
Конечно на современном этапе, в первую очередь, всё будет решаться на уровне Правительства, т.к. проблема политической и экономической нестабильности в стране стоит на первом месте. Иностранные инвесторы, в связи с санкциями, боятся выходить на российский рынок, но при создании эффективных инвестиционных проектов можно привлечь инвесторов в регион. Ведь историко-культурное и природное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. На 2014 год в России было зарегистрировано: около 500 исторических городов, более 140 тыс. памятников истории и культуры, из которых 25 тыс. объектов федерального значения, 108 музеев-заповедников, 102 государственных природных заповедника, 39 национальных парков и 68 заказников федерального значения. При имеющихся положительных тенденциях, туристско-рекреационный потенциал нашей страны в настоящее время недоиспользован. По оценке Всемирной туристской организации, Россия может ежегодно принимать до 70 млн. российских и иностранных туристов.
Туристско-рекреационная деятельность в Российской Федерации находится в стадии реформирования и развития и, конечно же, требует инвестиций.
Для повышения инвестиционной привлекательности проектов необходимо:
- Создание туристско-рекреационного паспорта территории,выделение точек роста и приоритетных направлений развития туризма;
- Создание Комиссии при Администрациях регионов, экспертирующие и поддерживающие туристские проекты;
- Поддержка социально-значимых туристских проектов, которые необходимо поддерживать из региональных бюджетов и специально создаваемых фондов;
- Включение научно-образовательного сообщества в разработку, экспертизу проектов и оценку потребностей в кадрах «под ключ»;
- Необходимость инвестирования не только в строительство инфраструктурных объектов, но и в продвижение продуктов и услуг ТРК, брендирование территории;
- Разработка региональной инвестиционной политики.
Стратегическими принципами развития и действенными механизмами,
на мой взгляд, будут являться:
- использование комплексного подхода к развитию туризма;
- интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг;
- инновационный характер развития туризма;
- стимулирование предпринимательских инициатив, участников турбизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;
- обеспечение межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества при организации туристских программ;
- сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, государственно-частные предприятия, местные жители);
Установлено, что большинство из выявленных в ходе исследования барьеров на пути развития туризма связано с уровнем развития туристской инфраструктуры. Среди них: недостаточное количество гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта; высокая стоимость предоставляемых туристам услуг; недостаточная техническая оснащенность и пропускная способность объектов гостиничной инфраструктуры. Сформулированы рекомендации по устранению указанных барьеров, в том числе: приведение в действие организационно-экономических механизмов, стимулирующих инвестирование в гостиничную инфраструктуру;
увеличение количества объектов гостиничной инфраструктуры; повышение привлекательности регионального туристского продукта; увеличение туристского потока (включая повторные посещения); повышение эффективности работы предприятий и организаций гостиничной инфраструктуры.
Проведённое исследование даёт основание утверждать, что для достижения намеченных целей и реализации различных программ развития дестинаций как туристского центра, целесообразно осуществление комплекса согласованных мероприятий по развитию гостиничной инфраструктуры, созданию экономических условий для стимулирования опережающих темпов развития именно этого сегмента туристской инфраструктуры.
Состояние и развитие транспортной инфраструктуры определяет степень доступности туристской дестинации. Активное развитие транспортной инфраструктуры непосредственно влечет за собой увеличение туристских потоков, а рост количества туристов, посещающих конкретную дестинацию, становится важным привлекательным моментом для инвесторов, вкладывающих средства в туристскую транспортную инфраструктуру.
Представляется, что развитие транспортной инфраструктуры туризма носит социально значимый характер, поэтому для ее создания необходимо активно привлекать как государственные, так и частные инвестиции, реализовать государственные программы развития транспортной системы России. Учитывая огромные расстояния между дестинациями в России, в перевозке туристов главную роль играет воздушный транспорт.
Потребностям прогнозируемых туристских потоков не соответствует и современное состояние аэродромной сети. Для совершенствования перевозок туристов необходимо развивать железнодорожный транспорт, создавать интермодальную транспортную систему туризма (ИТСТ), которая сможет предоставить туристам возможность путешествовать по единому билету с использованием специальных типов подвижного состава и инфраструктуры. Анализ результатов проведённого опроса туристов показывает, что наибольшее предпочтение имеет предложение по организации их доставки к объектам посещения специализированным транспортом. Далее следуют предложения туристов, связанные с состоянием дорог, качеством перевозки, удобными парковками и расписанием транспорта.
Позиционировании и продвижение дестинации необходимо осуществлять с учетом возрастающей конкурентной борьбы между туристскими дестинациями, в том числе на уровне регионов России.
Правильно избранное позиционирование, использование имеющихся уникальных туристских ресурсов, четко сформулированная стратегия
маркетинга (определение целевых групп и способов их привлечения) позволит стимулировать увеличение туристского потока, повысить инвестиционную привлекательность туристской отрасли, рассчитывать на привлечение частных инвестиций для реализации проектов развития туристской инфраструктуры.
Исходя из предложенного подхода и потенциала развития различных видов туризма, целесообразно предложить следующее механизмы:
- Основные туристские продукты должны формироваться в сфере событийного туризма: бизнес-туризма, конгрессно-выставочной деятельности, развлечений, спорта и активного отдыха, индустриально -минералогического туризма;
- При формировании туристских продуктов важно максимально использовать одно из основных конкурентных преимуществ -расположение.
- Развитие туристского бренда необходимо осуществлять в рамках развития туристского бренда, что позволит получить максимальную выгоду и частично монополизировать её на внешних рынках.
Конкретные механизмы по продвижению регионального туристического продукта определяются целевой аудиторией и уровнем транспортной доступности по отношению к основным рынкам сбыта.
Принимая во внимание уровень развития туристской индустрии и структуру спроса регионального туристического продукта целесообразно сконцентрировать основные рекламные ресурсы на следующих основных рынках:
На 1-ом этапе (до 2020 года) - жители региона;
На 2-ом этапе (до 2030 года) - жители России и зарубежных государств.
В качестве основного инструмента, помимо традиционных рекламных носителей и СМИ, необходимо создание доступного интерактивного путеводителя в сети интернет, с предоставлением контактной информации и GPS координат для самостоятельного планирования путешествия.
При работе с жителями регионов целесообразно создавать культуру гостеприимства, продвигать туризм как отрасль экономики и сферы профессиональной деятельности, способствующей росту благосостояния и приносящей пользу для каждого жителя (проведение специализированных акций, конкурсов и т.п., направленных на продвижение положительных результатов для дестинации от развития туризма, печать специализированных периодических изданий, посвященных возможностям отдыха регионе).
- При работе с аудиторией соседних регионов важное значение имеет взаимодействие с туристическими операторами, формирующими групповые и индивидуальные туры, в том числе межрегиональные. Рекомендуется проведение информационных туров для туроператоров соседних регионов,
организация и проведение деловых мероприятий в сфере туризма -Форумов, проведение перекрёстных презентаций.
- Для продвижения на внешних рынках целесообразно объединить усилия с отраслевыми федеральными структурами - Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по развитию туризма:
- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Национальный стенд должен быть направлен, в том числе, на продвижение главных туристских маршрутов въездного туризма в России;
- поддержка и консолидация профильной выставочной деятельности в Российской Федерации с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок;
- реклама российского туристского продукта на главных зарубежных рынках и на внутреннем рынке с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;
- подготовка рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
- распространение информации о России как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет;
- проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в стране, презентации новых российских туристских направлений за рубежом, организация информационных туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Вышеперечисленные механизмы необходимо использовать для увеличения турпотока как въездного, так и внутреннего туризма, активного продвижения дестинаций, как места проведения крупнейших международных мероприятий, например: Чемпионата Мира по футболу -2018 и Всемирной выставки World Expo-2020
Использованные источники:
1. Монография: 6. Ускова Т. В., Дубиничева Л. В., Орлова В. С. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т. В. Ускова, Л. В. Дубиничева, В. С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 182 с. - 10,6/3,5 п. л.
2. Орлова В. С. Приоритетные стратегии развития въездного туризма и
условия их реализации на региональном уровне / В. С. Орлова // Вузовская наука - региону: материалы шестой всероссийской научно-технической конференции. - Вологда, 2008. С. 131-133. - 0,3 п. л.
3. Н. А. Пахолков, Повышение инновационной активности в туризме / Н. А. Пахолков, // Инновационная деятельность. 2010. № 3 (12). С. 78-81 - 0,4/0,2 п. л.
4. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности/ В.Г. Гуляев. - М.: НОЛИДЖ, 2011. - 118 с.
5. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме/А.П. Дурович. - М.: Знание, 2011. -195 с
Мурзакулова К.К. ст. преподаватель ОшГУ
Кыргызская Республика, г. Ош НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА
«ВРЕМЯ - УБАКЫТ»
Статья посвящена вопросам сопоставительного анализа концепта «время - убакыт» в русском и кыргызском языках. Автор, обращаясь к одному из базовых, универсальных концептов, показывает, как воспринимается данный концепт разными культурами. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что в силу своей предельной абстрактности время не подается в привычную схему толкования значений, но для описания семантической структуры данного концепта могут использоваться только метафоры.
В современной лингвистике термин «концепт» используется как обозначение одной из форм репрезентации знаний о мире с позиций когнитивной семантики. Особое место среди концептов принадлежит так называемым универсальным, базовым концептам. Они занимают центральное место в картинах мира многих национально-языковых сообществ, так как составляют основу, фундамент всего мировосприятия. Несомненно, что концепт "время" в русском языке и соответствующий ему концепт "убакыт" в кыргызском языке по праву входят в число таких концептов, представляя собой одну из несущих конструкций образа мира.
Обзор научной литературы по интернет - ресурсу показывает, что феномен времени с давних пор привлекает к себе внимание исследователей из самых разных научных сфер: физики, философии, психологии, лингвистики. Как отмечают исследователи, отправным же пунктом лингвистических (и не только) исследований концепта «временя» является тезис о том, что один из важнейших ключей к постижению тайны времени заложен в языке. Через призму его языковой репрезентации можно получить доступ к пониманию современного мировидения конкретного этноса.