Раздел IV Гуманитарные науки и образование
99
УДК 81:3 9 © Н. Н. Щербакова, 2012
Н. Н. щербакова
ОТСУБСТАНТИВНЫЕ ГЛАГОЛЫ В РУССКОМ ПРОСТОРЕЧИИ
XVIII СТОЛЕТИЯ
В статье рассматриваются деривационные особенности глагольной просторечной лексики XVIII столетия: описаны словообразовательные типы и морфонологические процессы, сопровождающие
акт деривации.
Просторечию XVIII столетия известно большое количество глаголов, созданных на базе субстантивных основ. Многообразие глагольной лексики достигается за счет использования разных способов словообразования. Обычно просторечные глаголы образуются при помощи суффиксального способа, который чаще всего используется для образования глаголов состояния, конкретное наполнение которого определяется мотивирующей основой. При этом используются разнообразные словообразовательные типы.
Очень часто для образования просторечных глаголов используется суффикс -и-. Он присоединяется как к непроизводной, так и к производной основе одушевленных и неодушевленных существительных. При использовании основ одушевленных существительных создаются глаголы со словообразовательным значением «совершать действие, свойственное тому, кто назван в мотивирующей основе». Если мотивирующая основа заканчивается твердым согласным, то присоединение суффикса вызывает его смягчение; акцентологическая характеристика основы при этом обычно не изменяется, в редких случаях может наблюдаться усечение мотивирующей основы (см. ниже пример кудесить): буян - буянить - «буйно себя вести» (СлРЯ XVIII, т. 2, с. 176), горлан - горланить - «громко кричать, петь, спорить, возмущаться» (СлРЯ XVIII, т. 5, с. 173), колоброд - колобродить - «по причине пьянства или из шалости делать что-нибудь непристойное» (САР2, т. 3, с. 273), колотырь - колотырить - «торговать мелочью» (САР2, т. 3, с. 250), кудесник - кудесить - «волхвуя, делать разные проказы, обманы для показанья простому и суеверному народу связи своей с духами» (САР2, т. 3, с. 470), мастак - «мастер» - мастачить - «мастерить» (САР2, т. 3, с. 708; СлРЯ XVIII, т. 12, с. 82), мастер - мастерить - «делать что-л.» (САР2, т. 3, с. 708; СлРЯ XVIII, т. 12, с. 82) и т. д.
Этот же суффикс, присоединяясь к основам неодушевленных существительных, образует глаголы с другим словообразовательным значением - «создавать то, что названо мотивирующим существительным»: блажь - блажить - «поступать сумасбродно, дурить» (СлРЯ XVIII, т. 2, с. 58), каверза - каверзить - «делать каверзы» (САР2, т. 3, с. 8), кляуза - кляузить - «делать кляузы» (САР2, т. 3, с. 87), кутерьма - кутермить - «поступать
неразумно» (СлРЯ XVIII, т. 11, с. 93), лад -ладить - «приводить в порядок, готовить» (СлРЯ XVIII, т. 11, с. 105-106), мат - «бедственное, безвыходное положение, конец, гибель» - матить -«досаждать, мучить» (СлРЯ XVIII, т. 12, с. 91) и т.д.
Подавляющее большинство существительных, основа которых выступает в качестве мотивирующей базы для таких глаголов, представляет абстрактную лексику. Любопытно, что даже если в качестве мотиватора выступает основа существительного с конкретным значением, мотивированное слово в своей семантической структуре имеет соотнесение с абстрактными понятиями: мальхан - «мазь» -мальханить - «промышлять, обманывать, составляя мази и торгуя оными» (САР2, т. 3, с. 87); в данном производном слове появляется смысловой компонент «обманывать» как элемент семантической деривации.
При использовании суффикса -и- может образоваться также просторечный глагол, имеющий словообразовательное значение «наделять что-либо тем, что названо в мотивирующей основе»: дрянь -«мусор, хлам» - дрянить - «сорить, гадить» (САР2, т. 2, с. 264; СлРЯ XVIII, т. 7; с.20).
Глаголы, созданные по данным моделям, чаще являются непереходными. Переходные глагол образуются от существительных, называющих предмет, при помощи которого осуществляется действие над объектом: дубас - «дубина» -дубасить - «бить дубиной, палкой» (САР2, т. 2, с. 266-267; СлРЯ XVIII, т. 7; с. 22), жгут - жгутить - «бить жгутом» (САР2, т. 2, с. 402), крест - крестить - «осенять кого-л. крестом» (СлРЯ XVIII, т. 11, с. 8-9).
Обычно в качестве мотиватора в таких случаях выступает существительное с конкретным значением, называющее небольшой предмет, однако может быть использовано и существительное с отвлеченным значением, как, например, в следующем случае: школа - «система упражнений» - школить - «учить кого-л. быть проворным, расторопным» (САР1, т. 6, с. 894).
Кроме того, этот суффикс может быть использован для образования глагола, называющего действие по тому, кто его производит: пророк -пророчить - «предвещать» (САР2, т. 5, с. 616).
Указанный суффикс активно используется в просторечной деривационной системе на протяжении всего XVIII столетия. Он обнаруживает
эмпирическую продуктивность уже в первой трети столетия, а количество новообразований увеличивается в каждой последующей трети плавно, без резких скачков. Так, в первой трети столетия фиксируется 31% всех зафиксированных слов, во второй трети к ним прибавляются еще 33%, остальные 36% зафиксированы в источниках последней трети века.
Очень популярен в отыменном глагольном словообразовании и суффикс -нича-/ -ича-, который развивается как продуктивный во всех подсистемах русского языка в XVIII столетии, в том числе и в просторечии [1]. Он присоединяется к непроизводной или производной основе как неодушевленных, так и одушевленных существительных. В первом случае он образует глагол, имеющий словообразовательное значение «действовать с помощью того, что названо в мотивирующей основе»: алтын -алтынничать - «взяточничать» (САР2, т. 1, с. 24), балясы - балясничать - «пустословить» (САР2, т. 1, с. 95), блин - блинничать - «печь или продавать блины» (СлРЯ XVIII, т. 2, с. 67), брага - бражничать (САР2, т. 1, с. 310), мясо - мясничать - «торговать мясом» (САР2, т. 3, с. 956), голубятня - голубятничать - «держать или гонять голубей» (САР1, т. 2, с. 142; СлРЯ XVIII, т. 5, с. 160), кляуза - кляузничать -«делать кляузы, ябедничества» (САР2, т. 3, с. 87), шашни - шашничать (АТ, ч. 5, с. 188) и т.д.
В случае присоединения к основе одушевленного существительного суффикс образует глагол, словообразовательное значение которого определяется как «совершать действия, свойственные тому, кто назван в мотивирующей основе»: буян - буянничать - «буянить» (СлРЯ XVIII, т. 2, с. 176), вертопрах - вертопрашничать - «ветрено, легкомысленно вести себя» (САР1, т. 1, с. 369), греховодник - греховодничать - «приводить к греху, вражде, смуте своими предосудительными поступками, действиями» (САР1, т. 2, с. 396; САР2, т. 1, с. 1283; СлРЯ XVIII, т. 5, с. 160), колотырь -колотырничать - «торговать мелочью» (САР2, т. 3, с. 250), криводушник - криводушничать -«поступать бесчестно, бесстыдно, бессовестно» (АТ, ч. 1, с. 842), кухарка - кухарничать - «исправлять поваренную должность» (САР2, т. 3, с. 501), мошенник - мошенничать (САР1, т. 4, с. 281), наян -наянничать - «проявлять нахальство, наглость» (АТ, ч. 2, с. 222), невежа - невежничать - «проявлять невежество, грубость» (САР1, т. 4, с. 974), нище_ брод - нищебродничать - «просить подобно нищему» (САР2, т. 3, с. 1403), повеса - повесничать (САР2, т. 4, с. 1191), скряга - скряжничать - «чрезмерно скупиться» (САР2, т. 6, с. 197), умник - умничать -«употребляется в худшую сторону: выказывать ум» (САР1, т. 6, с. 432), ябеда - ябедничать - «делать ябеды» (САР1, т. 6, с. 1019) и т. п.
Словообразовательные типы с суффиксом -нича- обнаруживают тяготение к образованию оценочной лексики прежде всего от основ, имеющих
оценку. Это свойство сохраняется у них с начала до конца столетия так же, как и продуктивность. При этом большая часть группы (63%) фиксируется источниками второй трети столетия.
Другие суффиксальные морфы используются значительно реже. Рассмотрим их подробнее.
Суффикс -а- присоединяется к производным и непроизводным основам существительных и создает глаголы говорения и состояния со словообразовательным значением «создавать то, что названо мотивирующей основой». Перемещения ударения в этом случае обычно не наблюдается, зато есть чередование конечного согласного мотивирующей основы по твердости-мягкости в том случае, если мотивирующая основа заканчивается мягким согласным: враки - вракать - «врать» (САР1, т. 1, с. 930; СлРЯ XVIII, т. 4, с. 123), хай - хаять -«хулить, не хвалить» (САР2, т. 6, с. 1129), щекот -щекотать - «вызывать щекотку» (САР2, т. 6, с. 13941395), матюки - матюкать - «материть» (СлРЯ XVIII, т. 12, с. 95).
Этот же суффикс может создавать глаголы со значением: «действие, осуществляющееся в срок, обозначенный мотивирующей основой»: паужин - паужинать - «полдничать» (САР2, т. 4, с. 812), пятница - пятничать - «воздерживаться от пищи и ничего не делать в пятницу» (САР2, т. 5, с. 768). Любопытно, что не все аналогичные слова имеют стилистическую маркированность. Так, глагол понедельничать - «не употреблять скоромную пищу по понедельникам» (САР2, т. 4, с. 1497) зафиксирован в словарях без помет. В то же время существительное понедельничанье обозначено как простонародное.
Еще один нерегулярный тип связан с суффиксом -е-, который присоединяется к непроизводной основе и создает глагол, называющий действие по предмету, при помощи которого это действие осуществляется; присоединение суффикса сопровождается перемещением ударения и заменой твердого конечного согласного мотивирующей основы мягким: глаз - глазеть - «с праздным любопытством смотреть на что-либо» (СлРЯ XVIII, т. 5, с. 124).
Несколько больше примеров обнаруживается с суффиксом -ова-/-ева-: он присоединяется к мотивированной (или немотивированной) основе неодушевленного существительного, вызывая перемещение ударения в случае присоединения к немотивированной основе: беспутство - беспутствовать - «непристойно, распутно вести себя» (СлРЯ XVIII, т. 2, с. 5), голод - голодовать - «голодать» (СлРЯ XVIII, т. 5, с. 157), горе -горевать - «предаваться горю, печалиться» (СлРЯ XVIII, т. 5, с. 170).
Указанные словообразовательные типы можно охарактеризовать для просторечия XVIII века и как нерегулярные, и как непродуктивные, о чем свидетельствует тот факт, что все зафиксированные в источниках примеры связаны с первой третью столетия, т.е. новых слов по данным
Раздел IV. Гуманитарные науки и образование
101
словообразовательным моделям в просторечии второй половины века нет.
Другие способы словообразования для создания отсубстантивной глагольной лексики используются в просторечии реже. Среди них выделяется по количеству создаваемых слов суффиксально-постфиксальный способ, который представлен следующим словообразовательным типом.
Суффикс -и- и постфикс -ся присоединяются к непроизводной основе отвлеченного существительного, при этом в процессе словопроизводства наблюдается чередование конечного согласного основы по твердости-мягкости, иногда наблюдается перемещение ударения. В результате деривационного процесса появляется слово, называющее действие по характерному состоянию, названному мотивирующей основой: амуры - амуриться - «ухаживать, волочиться за кем-л., иметь любовные, амурные дела» (СлРЯ XVIII, т. 1, с. 62), диво - дивиться -«удивляться, изумляться» (СлРЯ XVIII, т. 6, с. 127), кручина - кручиниться - «печалиться, горевать» (СлРЯ XVIII, т. 11, с. 50), кутерьма - кутерьмить-ся - «испытывать состояние беспокойства» (СлРЯ XVIII, т. 11, с. 93), хохол - хохлиться - «о птицах: от болезни или скуки дуться, сутулиться, взъерошивая перья на хохолке» (САР2, т. 6, с. 1182).
Те же морфы, присоединяясь к основе одушевленного существительного, создают глагол со значением «проявлять качества того, кто назван в мотивирующей основе»: наян - наяниться -«нахалиться» (САР2, т. 3, с. 1277), нахал - находиться - «поступать нахально» (САР2, т. 3, с. 1248; СлРЯ XVIII, т. 15, с. 91).
Кроме того, просторечию известна модель с использованием суффикса -а- и постфикса -ся, которая демонстрирует мену ударения: огурь -огуряться - «ослушиваться, упрямиться» (САР2, т. 4, с. 209)
Среди слов, образованных по данному словообразовательному типу, представлено еще одно словообразовательное значение - «подражать тому, кто назван в мотивирующей основе»; в этом случае наблюдаются перенос ударения и усечение мотивирующей основы: дворянин - дворяниться -«подражать дворянам в поведении, образе жизни» (САР1, т. 2, с. 567; САР2, т. 2, с. 38; СлРЯ XVIII, т. 6, с. 56). Аналогичное словообразовательное значение демонстрирует глаголы ребячиться - «вести себя подобно ребенку» (САР2, т. 5, с. 1028) и дитячиться - «вести себя как дитя, ребячиться» (САР1, т. 2, с. 676; СлРЯ XVIII, т. 6, с. 141), созданные при помощи удлинения суффиксального морфа. Использование данной модели приводит и к образованию слов со значением «становиться по отношению друг к другу тем, кто назван мотивирующей основой»: кум -кумиться - «становиться кумом, кумой» (САР2, т. 3, с. 481; СлРЯ XVIII, т. 11, с.74).
Описанный словообразовательный тип обнаруживает эмпирическую продуктивность во
второй трети столетия (в источниках этого периода зафиксировано 78% от общего количества слов, созданных по данному типу), в дальнейшем его активность угасает.
Среди просторечных глаголов, образованных суффиксально-постфиксальным способом, наблюдается случай словообразовательной дублетности, когда вместо суффикса -и- используется суффикс -ова-: диво - дивоваться - «то же, что дивиться».
Префиксально-суффиксальный способ представлен единичными образованиями: поддобро-хотать - «подрадеть, доставить, дать кому-л. что-л. в виде усердия» (САР2, т. 4, с. 1258). В данном случае в качестве мотиватора выступает основа производного существительного. Созданный на этой базе глагол совершенного вида имеет значение «незначительное по степени интенсивности действие, совершенное с целью создания репутации того, кто назван в мотивирующей основе». В процессе деривации происходит перемещение ударения на глагольный суффикс (ср. доброхот).
В рамках данного способа используется также тип с приставкой про- в сочетании с суффиксом -и-, которые создают глагол со значением «интенсивно совершая действие, сделать предмет, названный мотивирующей основой»: дыра -продырить - «износить до дыр» (САР2, т. 5, с. 528).
Еще реже используется префиксально-суффиксально-постфиксальный способ, когда к основе непроизводного существительного присоединяется префикс на-, суффикс -и- и постфикс -ся. Этот многокомпонентный формант создает глагол состояния совершенного вида, называющий интенсивное действие, осуществляющееся при помощи предмета, названного мотивирующей основой: сусло - насуслиться - «напиться допьяна» (САР2, т. 3, с. 1223), Деривационный процесс сопровождается чередованием конечного согласного финали основы по твердости-мягкости. Перемещения ударения не происходит.
Если сравнить просторечные глагольные дериваты с немаркированными, нейтральными единицами, то можно заметить, что отсубстантивные просторечные глаголы чаще всего образуются при помощи тех же словообразовательных типов, что и нейтральные в стилистическом плане слова. Продуктивность отмеченных типов наблюдается не только в просторечной словообразовательной системе, но и во всех разновидностях русского языка XVIII столетия. В связи с этим можно утверждать, что просторечный характер формирует в таких случаях не столько словообразовательный тип, сколько мотивирующая база. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что суффиксы -нича-/-ича- тяготеют к образованию слов, называющих какое-либо негативно оцениваемое действие, а это содействует вовлечению их в круг стилистически сниженных языковых средств.
Отсубстантивные просторечные глаголы -группа, большая часть которой формируется во второй трети столетия. В этот период наблюдается активизация словообразовательных типов,
использующих суффиксы -и-, -нича-, именно эти словообразовательные типы дали русскому просторечию XVIII столетия большую часть отсубстантивных глаголов.
Сокращения
1. АТ - Аналогические таблицы: В 5 ч. СПб., 174-1787 .
2. САР1 - Словарь Академии Российской: В 6 -ти тт. - СПб.: Имп. Акад. наук, 1789-1794 .
3. САР2 - Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный: В 6-ти тт. СПб.: Имп. Акад. наук, 1805-1822 .
4. СлРЯ XVIII - Словарь русского языка XVIII века / Под ред. Ю. С. Сорокина. Л.; СПб.: Наука, 19842004. Вып. 1-14.
Библиографический список
1. Мальцева И. М. и др. Лексические новообразования в русском языке XVIII в. Л.: Наука, 1975. 371 с.
Сведения об авторе:
Щербакова Наталья Николаевна - доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой исторического языкознания и лингводидактики Омского государственного педагогического университета, e-mail: nata.ro@ mail.ru (г. Омск, Российская Федерация).