Научная статья на тему 'Оценочные характеристики некоторых параметров условий труда операторов самоходных сельскохозяйственных машин'

Оценочные характеристики некоторых параметров условий труда операторов самоходных сельскохозяйственных машин Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР / ЧЕЛОВЕКО-МАШИННАЯ СИСТЕМА / УСЛОВИЯ ТРУДА / СРОК СЛУЖБЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ / САМОХОДНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МАШИНА / СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ / РАБОЧАЯ ЗОНА / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Егорова Ирина Викторовна, Петренко Надежда Владимировна

В статье рассмотрены некоторые параметры условий труда оператора в системе одиночной человеко-машинной системы. При этом представлена общая структура одиночной человеко-машинной системы и общая схема работы производящего оператора по обеспечению параметров условий труда. Одиночная человеко-машинная система представляет собой мобильный технологический агрегат в составе двух подсистем, таких как: энергомашина с набором рабочих органов, орудий, агрегатируемых машин и человек-оператор. Производственное задание для одиночной человеко-машинной системы разрабатывается старшей системой и содержит необходимые выходные параметры работы, определяемые характеристическими свойствами технической подсистемы и человека-оператора. Внешние условия, в которых происходит выполнение задания это, по существу, внешняя среда, требующая самостоятельного изучения. В статье приведен полный перечень нормативно-технической документации, регламентирующей условия труда в сельхозмашиностроении. Наиболее важные показатели: обзорность тракторов и комбайнов, освещенность и допустимые значения сил сопротивления органов управления рассмотрены более подробно. Также представлены нормативно-технические основы, которые формируют фактические параметры влияния на человека-оператора, по которым проверяется и оценивается сельскохозяйственная техника, т.е. техническая подсистема в изучении человеко-машинных систем. Таким образом, сделано заключение, что большую часть периода «жизни» технического средства оператор работает в тяжелых условиях. При этом в течение всего срока службы технического средства никаких замеров параметров производственной среды не предусмотрено. Исходя из вышесказанного, отметим, что необходимо разработать соответствующие регламентные материалы, содержащие требования на параметры условий труда в течение всего срока службы агрегата с указанием точных сроков контроля данных параметров. Даны рекомендации по организации контроля параметров труда на самоходных сельскохозяйственных машинах. Как известно, условия труда прямым образом влияют на степень утомляемости оператора, что в свою очередь влечет резкое понижение производительности труда агрегата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Егорова Ирина Викторовна, Петренко Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценочные характеристики некоторых параметров условий труда операторов самоходных сельскохозяйственных машин»

ment. Safety Science, 2015, Vol. 75, pp. 107-117. doi:10.1016^.ssci.2015.01.013.

14. Choudhry R.M. Behavior-based safety on construction sites: A case study. Accident Analysis & Prevention, 2014, Vol. 70, pp. 14-23. doi:10.1016/j.aap.2014.03.007.

15. ISO 45001:2018. Sistemy menedzhmenta okhra-ny zdorov'ya i obespecheniya bezopasnosti truda. Trebova-niya i rukovodstvo po ikh primeneniyu [Occupational health and safety management systems. Requirement with guidance for use], per. V.A. Kachalova ot 31.03.2018. http://iso-management.com/wp-content/uploads/2018/04/I SO-45001 -2018-perevod-ot-31-03-2018.pdf/ (data obrashheniya: 3.11.2019). (In Russian).

16. Mintrud Rossii stal ofitsial'nym partnerom glo-bal'noy kampanii Kontseptsii «nulevogo travmatizma». Ofi-tsial'naya informatsiya sayta Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 12 dekabrya 2017 g. [The Russian Ministry of Labor has become an official partner of the global campaign of the concept of «zero injuries». Official information of the website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of December 12, 2017]. https://rosmintrud.ru/labour/safety/261. (data obrashheniya: 3.11.2019). (In Russian).

17. Stolbyuk O.V., Popova O.V., Taranushina I.I. Programma «Nulevoy travmatizm» kak factor obespecheniya bezopasnykh usloviy truda [Program «Zero Injury Rate» as a Factor of Ensuring Safe Working Conditions], Bezopasnost

truda v promyshlennosti, 2017, No 7, pp. 59-63. doi: 10.24000/0409-2961-2017-7-59-63/. (In Russian).

18. Minayeva I.A., Gavizov V.R. Formirovaniye effek-tivnoy kul'tury bezopasnosti kak napravleniye sovershenstvo-vaniya sistemy okhrany truda na predpriyatiyakh neftegazo-voy otrasli [Formation of the Effective Culture of Safety as a Field of Improvement of the Occupational Safety System at Oil and Gas Industry Enterprises], Bezopasnost truda v promyshlennosti, 2018, No 8, pp. 48-52. doi: 10.24000/04092961-2018-8-48-52. (In Russian).

19. Taranushina I.I., Popova O.V. Metod otsenki pro-fessional'nykh riskov kak element kontseptsii bezopasnosti proizvodstva [Method of professional risk assessment as the element of industrial safety concept], Bezopasnost' truda v promyshlennosti, 2019, No 7, pp. 74-80. doi: 10.24000/04092961-2019-7-74-80. (In Russian).

20. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 28 marta 2014 g. N 155n «Ob utverzhdenii Pravil po okhrane truda pri rabote na vysote» (s izmeneniyami na 20 dekabrya 2018 goda). [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated March 28, 2014 N 155n «On approval of the Rules on labor protection at work at height» (as amended on December 20, 2018)]. https://base.garant.ru/70736920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc 4ddb4c33/ (data obrashheniya: 3.11.2019). (data obrashheniya: 3.11.2019). (In Russian).

Сведения об авторах

Таранушина Ирина Ивановна - аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (Ростов-на-Дону, Российская Федерация). E-mail: ar1ni@yandex.ru.

Попова Ольга Васильевна - доктор технических наук, профессор кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности», ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (Ростов-на-Дону, Российская Федерация). E-mail: olvp2808@rambler.ru.

Бганцев Андрей Николаевич - аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (Ростов-на-Дону, Российская Федерация). E-mail: kalter30.30@mail.ru

Information about the authors

Taranushina Irina Ivanovna - postgraduate student of the Life safety department, FSBEI HE «Rostov State Transport University» (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: ar1ni@yandex.ru.

Popova Olga Vasilievna - Doctor of Technical Sciences, professor of the Ecology and life safety department, FSAEI HE «Southern Federal University» (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: olvp2808@rambler.ru.

Bgantsev Andrei Nikolayevich - postgraduate student of the Life safety and environmental protection department, FSBEI HE «Don State Technical University» (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: kalter30.30@mail.ru

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 629.3.014.2

ОЦЕНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

© 2020 г. И.Э. Липкович, И.В. Егорова, Н.В. Петренко

В статье рассмотрены некоторые параметры условий труда оператора в системе одиночной человеко-машинной системы. При этом представлена общая структура одиночной человеко-машинной системы и общая схема работы производящего оператора по обеспечению параметров условий труда. Одиночная человеко-машинная система представ-

ляет собой мобильный технологический агрегат в составе двух подсистем, таких как: энергомашина с набором рабочих органов, орудий, агрегатируемых машин и человек-оператор. Производственное задание для одиночной человеко-машинной системы разрабатывается старшей системой и содержит необходимые выходные параметры работы, определяемые характеристическими свойствами технической подсистемы и человека-оператора. Внешние условия, в которых происходит выполнение задания - это, по существу, внешняя среда, требующая самостоятельного изучения. В статье приведен полный перечень нормативно-технической документации, регламентирующей условия труда в сельхозмашиностроении. Наиболее важные показатели: обзорность тракторов и комбайнов, освещенность и допустимые значения сил сопротивления органов управления - рассмотрены более подробно. Также представлены нормативно-технические основы, которые формируют фактические параметры влияния на человека-оператора, по которым проверяется и оценивается сельскохозяйственная техника, т.е. техническая подсистема в изучении человеко-машинных систем. Таким образом, сделано заключение, что большую часть периода «жизни» технического средства оператор работает в тяжелых условиях. При этом в течение всего срока службы технического средства никаких замеров параметров производственной среды не предусмотрено. Исходя из вышесказанного, отметим, что необходимо разработать соответствующие регламентные материалы, содержащие требования на параметры условий труда в течение всего срока службы агрегата с указанием точных сроков контроля данных параметров. Даны рекомендации по организации контроля параметров труда на самоходных сельскохозяйственных машинах. Как известно, условия труда прямым образом влияют на степень утомляемости оператора, что в свою очередь влечет резкое понижение производительности труда агрегата.

Ключевые слова: оператор, человеко-машинная система, условия труда, срок службы, производительность труда, технологический агрегат, самоходная сельскохозяйственная машина, сельхозмашиностроение, рабочая зона, орган управления.

ESTIMATION CHARACTERISTICS OF SOME PARAMETERS OF THE WORKING CONDITIONS OF OPERATORS OF AUTOMOTIVE AGRICULTURAL MACHINES

© 2020 г. I.E. Lipkovich, I.V. Egorova, N.V. Petrenko

In the article discusses some parameters of the operator's working conditions in a single human-machine system are discussed. It is presented the general structure of the single human-machine system and general scheme of production operator work to provide requirements of working conditions. The single human-machine system is mobile technological unit consisting of two such subsystems, as: energy machine with a set of working bodies, tools, aggregated machines and human-operator. The production task for the single human-machine system is developed by the senior system and contains the necessary output parameters that are determined by the characteristic properties of the technical subsystem and the human-operator. The external conditions, in which the assignment is performed is essentially the external environment that requires independent research. In the article complete list of regulatory and technical documentation is provided. This documentation regulates working conditions in agricultural machinery. There are the most important indicators: visibility of tractors and combines, illumination and allowable values of resistance forces of control organs. Also, it is presented the normative and technical foundations that form the actual parameters of the impact on the human-operator, by which agricultural machinery is checked and evaluated, i.e. technical subsystem in the study of human-machine systems. Thus, it was concluded that for most of the period of the «life» of technical tool the operator works in difficult conditions. At the same time, no measurements of the parameters of the production environment are provided for throughout the service life of the technical equipment. Based on the foregoing, it is noted that it is necessary to develop appropriate regulatory materials containing requirements for the parameters of working conditions throughout the service life of the unit, indicating the exact timing of control of these parameters. In the conclusion, recommendations are given on the organization of the control of labor parameters on automotive agricultural machines. It is well-known that working conditions directly affect the degree of operator fatigue, which, in turn, leads to a sharp decrease in the productivity of the unit.

Keywords: operator, human-machine system, working conditions, service life, labor productivity, technological unit, automotive agricultural machine, agricultural machinery, work area, control organ.

Введение. Оператора самоходной сельскохозяйственной машины можно представить, как одиночную человеко-машинную систему (ЧМС) в составе сельскохозяйственного предприятия.

Одиночная человеко-машинная система является агрегатом, в который входят следующие подсистемы: энергомашина с рабочими органами орудий агрегатируемых машин и че-

ловек-оператор. На рисунке 1 приведена общая структура такой ЧМС [1].

Методика исследований. Производственное задание для одиночной человеко-машинной системы разрабатывается старшей системой и имеет выходные характеристики работы, определяемые степенью качества технической подсистемы и человека-оператора.

Рисунок 1 - Общая структура одиночной человеко-машинной системы

Внешние факторы, где происходит исполнение задания - наружная среда, которая требует независимого исследования.

Пристальное внимание нужно уделить ограничениям.

1. Человек-оператор производит все регулировочные и настроечные работы самостоятельно, характеристики которых определяются критериями внешней среды. Также в состав технической подсистемы могут входить системы сопровождения работы и оборудование экспертных систем [2, 3].

2. Человек-оператор выполняет работы по обслуживанию машин самостоятельно, применяя необходимое оборудование.

3. Человек-оператор выполняет заправку машин самостоятельно.

4. Во время приема пищи человек-оператор приостанавливает работу человеко-машинной системы.

Все ограничения должны быть учтены при разработке задания.

В общем виде все технические приборы, которые обеспечивают заданные параметры условий труда человеку-оператору, можно представить, как многомерный производящий оператор, который производит преобразование параметров внешней среды в параметры условий труда определенных значений. Однако изменения, осуществляемые человеком-оператором, должны быть такими, чтобы они были адаптированы к возрасту технического средства, а также к возрасту человека-оператора.

На рисунке 2 представлена преобразованная схема с обратной связью [4, 5].

Рисунок 2 - Общая схема работы производящего оператора

С помощью модели работы оператора МЩ, представленной схемой на рисунке 2, удается показать сложную систему обеспечения условий труда одиночного ЧМС.

На две обратные связи обращается особое внимание, при помощи которых корректируют характеристические параметры условий

труда и уточняют характеристики оператора на основе изменения этих условий.

Далее рассмотрим нормативно-техническую документацию, которая формирует параметры влияния на человека-оператора и по которым проверяется и оценивается сельскохозяйственная техника, т.е. техническая подсистема в изучении ЧМС [6, 7].

Формирует эти основы «Указатель», который содержит нормативную документацию на

методы испытаний сельхозтехники, машин и оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья.

На основе «Указателя» составлена таблица 1, которая включает в себя наименование нормативных документов, регламентирующих условия труда оператора на технических средствах.

Таблица 1 - Нормативно-техническая документация регламентирования условий труда в сельхозмашиностроении

Обозначение документа Наименование документа

ГОСТ 12.2.019-2005 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные.

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности.

ГОСТ 12.2.002.4-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Методы определения обзорности с рабочего места оператора.

ГОСТ 12.2.002.5-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения характеристик систем обогрева и микроклимата на рабочем месте оператора в холодный период года.

ГОСТ 12.2.002.6-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения герметичности кабин.

ОСТ 70.2.34-85 Испытания сельскохозяйственной техники. Методы измерения и анализа вибрации механизмов и узлов.

РТМ 70.23.026-80 Испытания сельскохозяйственной техники. Комплексная оценка и учет функционального уровня оператора.

СТП 13.064-81 Методика ускоренной оценки микроклимата в кабинах тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин способом моделирования условий внешней среды в тропической камере.

СТП 13.065-82 Методика ускоренной оценки микроклимата в кабинах тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин способом моделирования условий внешней среды в арктической камере.

СТП 13.066-82 Методика ускоренной оценки микроклимата в кабинах тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин способом моделирования условий внешней среды в пылевой камере.

СТП 13.077-83 Безопасность труда. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.

СТП 13.084-84 Испытания сельскохозяйственной техники. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Методы оценки пусковых качеств двигателей в камере холода.

ГОСТ 12.2.002.1 -91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод динамических испытаний защитных конструкций.

ГОСТ 12.2.002.2-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций.

ГОСТ 12.2.002.03-91 Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик.

РД 10.2.33-89 Система стандартов безопасности труда. Машины и оборудование для животноводства и кормопроизводства. Методы оценки безопасности и эргономичности.

Параметры вибрации как один из основ- ствующих на оператора в системе ЧМС, пред-ных вредных производственных факторов, дей- ставлены в таблицах 2-4.

Таблица 2 - Параметры вибрации в вертикальном направлении на сиденьи оператора тракторов

Класс трактора Средние квадратические значения ускорений в вертикальном направл в октавных полосах со среднегеометрической частотой, Гц пении, м/с2,

2 4 8 16 31,5

0,6 1,15 0,8 0,60 1,14 -

0,9-1,4 1,30 0,60 0,50 0,40 -

2 1,20 0,60 0,50 0,40 -

3 (колесные) 1,30 0,45 0,35 0,40 -

3 и более (гусеничные) 0,55 0,60 0,90 1,00 1,90

5 и более (колесные) 1,30 0,40 0,25 0,25 -

Таблица 3 - Параметры вибрации в горизонтальном направлении на сиденьи и (или) рабочей площадке оператора

тракторов и машин

Параметр Значения параметра в октавной полосе со среднегеометрической частотой, Гц

1 2 4 8 16 31,5 63

Среднеквадратическое значение ускорения, м/с2 0,632 0,846 1,60 3,21 6,39 12,76 25,52

Таблица 4 - Параметры вибрации на органах управления тракторов и машин

Класс трактора Значения параметра в октавной полосе со среднегеометрической частотой, Гц

16 31,5 63 125 250

Среднеквадратическое значение ускорения, м/с2 4,010-2 2,810-2 2,010-2 1,410-2 1,0-10-2

Уровень скорости, дБ 118 115 112 109 106

Результаты исследований и их обсуждение. ГОСТ 12.2.002.5-91 регламентирует метод определения характеристики системы обогрева и микроклимата на рабочем месте оператора в холодный период года и предусматривает измерение температуры окружающей среды, регламентируя измерение параметра для двигателя с вытяжным и нагнетательным вентиляторами; измерение температуры двигателя, обогревателя и потока охлаждающей жидкости. При этом дается геометрическая схема точек замеров, привязанная к контрольной точке сидения.

ГОСТ 12.2.002.6-91 регламентирует метод определения герметичности кабины чело-

века-оператора, которую определяют разностью между давлениями воздуха снаружи и внутри кабины, измеряемым в миллиметрах водяного столба или в «паскалях». Параметры обзорности регламентируются ГОСТ 12.2.019-2005, так как видимость в положении «сидя» с рабочего места оператора должна обеспечивать любая конструкция машин и тракторов.

Расположение точек отсчета параметров обзорности К и линий обзорности показано на рисунке 3.

На гусеничных тракторах тяговых классов 3-5 должен быть обеспечен обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка А1 площадки перед гусеницей (рисунок 4) [7, 8].

Рисунок 3 - Границы обзорности на универсально-пропашном тракторе по ГОСТ 12.2.019-2005

Рисунок 4 - Границы обзорности на гусеничных тракторах классов 3-5 по ГОСТ 12.2.019-2005

Углы и линии обзорности для самоходной сельхозмашины представлены на рисунке 5. ГОСТ предусматривает зоны обзорности, допуская при этом для сельскохозяйственных колесных и гусеничных тракторов в пределах каждого из секторов 1-2 и 1-3 (рисунок 6) не более двух невидимых участков. Ширина В невидимых участков в секторе 1 не должна превышать 700 мм, а в секторах 2 и 3 - 1200 мм. При

этом для машин с симметричным расположением кабины должна быть обеспечена видимость точек Р1, Р2, Р3, Р4 (рисунок 5) [8, 9].

Метод определения обзорности с рабочего места человека-оператора предусматривает ГОСТ 12.2.002.4-91, который содержит методику измерения полукругов передних и задних зон обзорности (рисунок 6).

Рисунок 5 - Линии, углы и точки обзорности на самоходной сельхозмашине по ГОСТ 12.2.019-2005

Рисунок 6 - Полукруг передней зоны обзорности из кабины трактора по ГОСТ 12.2.019-2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСТ 12.2.019-2005 регламентирует нормирование параметров освещенности.

Рабочую и транспортную систему внешнего освещения должны иметь сельхозмашины и трактора. Рабочая система должна обеспечи-

вать освещенность участков полей при выполнении работ, а транспортная система - дорог.

Рекомендуемая освещенность для тракторов, обеспечивающаяся совместно рабочей и транспортной системами, представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Рекомендуемая освещенность рабочих зон по ГОСТ 12.2.019-2005

Применительно к площадкам рабочего и орудий, агрегатируемых с различными энер-поля ГОСТом предусматривается освещенность гетическими средствами, предусматривает до-рабочих зон.

ГОСТ содержит в себе общие требования

пустимые значения сил сопротивления перемещению органов управления. Допустимые

безопасности при использовании навесных, по- значения сил сопротивления органов управле-лунавесных, прицепных, полуприцепных машин ния приведены в таблице 5 [10].

Таблица 5 - Допустимые значения сил сопротивления органов управления

Группы органов управления Допустимые значения усилия, Н

Часто используемые:

- при ручном управлении 60

- при ножном управлении 200

Редко используемые (не более 5 раз в смену):

- при ручном управлении 200

- при ножном управлении 300

Рычаг стояночного тормоза 400

В случае превышения сил сопротивления к концу рабочей смены наступает переутомле-органов управления, приведенных в таблице 5, ние мышц оператора, что прямым образом

влияет как на производительность агрегата, так и на повышенную вероятность ошибочных действий оператора, что ведет к несчастному случаю. В этой связи необходимо отметить, что инженерно-технические работники, отвечающие за эксплуатацию данного вида техники, должны систематически контролировать допустимое значение сил сопротивления органов управления.

Заключение. Таким образом, проводя измерения и оценку всех вышеуказанных факторов в реальных условиях, можно заключить, что наибольшую часть «жизни» технического средства оператор трудится в тяжелых условиях. При этом в течение всего срока службы технического средства никаких замеров параметров производственной среды не предусмотрено.

Исходя из вышесказанного, отметим, что, на наш взгляд, имеется необходимость разработать регламентные материалы, которые содержали бы требования на параметры условий труда в течение всего срока службы агрегата с указаниями точных сроков контроля данных параметров.

Литература

1. Исследование влияния угла склона на дисбаланс нагружения бортов колёсной машины и изменение направления вектора центра тяжести / Ю.Г. Горшков, И.Н. Старунова, А.А. Калугин и др. // Научное обозрение.

- 2014. - № 1. - С. 28-32.

2. Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда в агроинженерной сфере: монография / Н.И. Шабанов, И.Э. Липкович, Н.В. Петренко, С.М. Пятикопов, А.В. Пикалов, И.В. Егорова, А.С. Гайда. -Зерноград: АЧИИ ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2018. - 265 с.

3. Санжапов, Р.Р. Анализ влияния базы на устойчивость движения / Р.Р. Санжапов, Е.В. Балакина // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2011. - № 8. -С. 21 -24.

4. Липкович, И.Э. Влияние мотивации оператора на производительность человеко-машинных систем / И.Э. Липкович, Н.В. Петренко // Тракторы и сельхозмашины. - 2011. - № 10. - С. 46-50.

5. Ротенберг, Р.В. Основы надежности системы водитель - автомобиль - дорога - среда / Р.В. Ротенберг.

- М.: Машиностроение, 2008. - 136 с.

6. Венда, В.Ф. Эргономика, проблемы приспособления условий труда к человеку / под ред. В.Ф. Венда; пер. с польск. В.И. Тонина. - М.: Мир, 2009. - 217 с.

7. Fitts, P.M. Human engineering for an effective air navigation and traffic control system / P.M. Fitts. - Washington, D.C.: National Research Council, 2010, 125 p.

8. Job demands and worker health / R.D. Caplan el al. - Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 2010. - 217 p.

9. Kotarbinsky T. Traktat o dobre y robocie. Wyd. III. -Warszawa, 2010, 320 s.

10. Cailliet, R. In Shoulder pain / R. Cailliet. - Philadelphia, 2009. - 112 p.

References

1. Gorshkov Yu.G., Starunova I.N., Kalugin A.A. i dr. Issledovanie vliyaniya ugla sklona na disbalans nagruzheniya bortov kolyosnoy mashiny i izmenenie napravleniya vektora tsentra tyazhesti [Research of the effects of the angle slope on the imbalance of loading the sides of the wheeled vehicle and the change in the direction of the center of gravity vector], Nauchnoe obozrenie, 2014, No 1, pp. 28-32. (In Russian).

2. Shabanov N.I., Lipkovich I.Eh., Petrenko N.V., Pya-tikopov S.M., Pikalov A.V., Egorova I.V., Gajda A.S. Ergonomika i psihofiziologicheskie osnovy bezopasnosti truda v agroinzhenernoy sfere: monografiya [Ergonomics and psychological and physiological occupational safety fundamentals in the agro-engineering field: monograph], Zernograd: ACHII FGBOU VO Donskoy GAU, 2018, 265 p. (In Russian).

3. Sanzhapov R.R., Balakina E.V. Analiz vliyaniya bazy na ustojchivost' dvizheniya [Analyzing the impact of the body on the stability of the movement], Traktory i sel'skoho-zyajstvennye mashiny, 2011, No 8, pp. 21-24. (In Russian).

4. Lipkovich I.Eh., Petrenko N.V. Vliyanie motivatsii operatora na proizvoditelnost' cheloveko-mashinnykh system [The effect of an operator's motivation on the performance of man-machine combination], Traktory i selhozmashiny, 2011, No 10, pp. 46-50. (In Russian).

5. Rotenberg R.V. Osnovy nadezhnosti sistemy vodi-tel' - avtomobil' - doroga - sreda [The fundamentals of reliability of the system driver - vehicle - road - environment], M.: Mashinostroenie, 2008, 136 p. (In Russian).

6. Venda V.F. Ergonomika, problemy prisposobleniya usloviy truda k cheloveku [Ergonomics, problems of adapting working conditions to a person], pod red. V.F. Venda; per. s polsk. V.I. Tonina, M.: Mir, 2009, 217 p. (In Russian).

7. Fitts P.M. Human engineering for an effective air navigation and traffic control system [Human engineering for an effective air navigation and traffic control system], Washington, D.C.: National Research Council, 2010, 125 p.

8. Caplan R.D. el al. Job demands and worker health. Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 2010, 217 p.

9. Kotarbinsky T. Traktat o dobre y robocie. Wyd. III, Warszawa, 2010, 320 p.

10. Cailliet R. In Shoulder pain. Philadelphia, 2009,

112 p.

Сведения об авторах

Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). E-mail: OrishenkoIrina@mail.ru.

Петренко Надежда Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Information about the authors

Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - the branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - the branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: OrishenkoIrina@mail.ru.

Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - the branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 614.841

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ПОЖАРНОГО РИСКА ПТИЧНИКА НА 200000 ГОЛОВ ООО «АВАНГАРД» РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

© 2020 г. А.П. Савельев, С.А. Еналеева, В.С. Шкрабак, Р.В. Шкрабак, М.Н. Чугунов

Представлены сведения о проведении и результатах расчетов пожарного риска в здании птичника кур-несушек на 200000 голов ООО «Авангард» Республики Мордовия. При проведении исследования и оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности руководствовались положениями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Определен перечень технических регламентов, применимых к исследуемому объекту. Даны пожарно-технические характеристики исследуемого объекта, класс по функциональной пожарной опасности (здания сельскохозяйственного назначения). Для рассматриваемого объекта защиты проведен анализ пожарной опасности, включающий анализ характеристик здания (объемно-планировочных, конструктивных и технических решений), систем противопожарной защиты, а также анализ особенностей функционирования с учетом контингента и распределения пожарной нагрузки в помещениях. Анализ пожарной опасности рассматриваемого объекта защиты проводился на основе исходных данных, содержащихся в проектной документации на объект, а также из справочных источников информации. Приведены расчеты потенциального пожарного риска с учетом пожарной нагрузки, включающей в себя природный газ (метан), легко воспламеняемые (ЛВЖ) и горючие (ГЖ) жидкости, твердые горючие материалы напольного покрытия в виде опилок. Индивидуальный пожарный риск для работников здания птичника составляет 8,3110-7 год-1, т.е. не превышает нормативного значения. Расчеты были проведены при отсутствии на объекте системы автоматического пожаротушения. С внедрением на законодательном уровне системы оценки пожарных рисков у собственников объектов появилась возможность оптимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности и требуемого уровня безопасности людей. Анализ показал, что несовершенство методик расчетов и существенное влияние на их результаты субъективных факторов позволяет считать расчетный пожарный риск инструментом оценки уровня пожарной безопасности объекта и не может служить окончательной оценкой.

Ключевые слова: вероятность возникновения пожара, безопасная эвакуация людей, нормативные требования, опасные факторы пожара, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, индивидуальный пожарный риск.

FEATURES OF CALCULATION OF FIRE RISK OF THE POULTRY HOUSE ON 200000 HEADS LLC «AVANGARD» OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

© 2020 A.P. Savelyev, S.A. Enaleeva, V.S. Shkrabak, R.V. Shkrabak, M.N. Chugunov

It is presented the information about the conduct and results of fire risk calculations in a building of a laying henhouse for 200,000 heads of LLC «Avangard» of the Republic of Mordovia. During the research and evaluation of the object's compliance with fire safety requirements were guided by the provisions of the Technical regulations on fire safety requirements. A list of technical regulations applicable to the object under research was defined. In the article the fire-technical characteristics of the studied object, the class of functional fire hazard (agricultural buildings) are given. For the considered object of protection, the fire hazard analysis including the analysis of building characteristics (space-planning, design and technical solutions), fire protection systems, and also the analysis of features of functioning taking into account contingent and distribution of fire load in rooms was carried out. The fire hazard analysis of the considered object of protection was carried out on the basis of the initial data con-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.