Научная статья на тему 'Оценочная деятельность и контроль органов исполнительной власти Российской Федерации за ее осуществлением'

Оценочная деятельность и контроль органов исполнительной власти Российской Федерации за ее осуществлением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценочная деятельность и контроль органов исполнительной власти Российской Федерации за ее осуществлением»

ОЦЕНОЧНА! ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

РЖ НАЙДУШ1, кнрнт

Казаки! гкддарствшы! дшерсггетет м. 1.1. Удиша-Дниа

Федеральный закон РФ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности (далее - закон N° 135-ФЭ). В ст. 3 закона № 135-ФЭ дается понятие оценочной деятельности, под которой понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Оценочная деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. Для того чтобы хозяйствующие субъекты в ходе осуществления оценочной деятельности не нарушали норм действующего законодательства, необходимо четкое правовое регулирование данных правоотношений и постоянный контроль.

Проанализировав действующее законодательство, можно условно вьщелить государственный, общественный контроль, самоконтроль. Важное значение имеет государственный контроль, который включает судебный контроль, прокурорский надзор, контроль органов исполнительной власти и пр.

Следует отметить, что приоритетным в оценочной деятельности является контроль органов исполнительной власти, а контроль, осуществляемый иными органами и учреждениями, имеет второстепенное значение, поскольку такие органы, как прокуратура, суды не выделяют оценочную деятельность как самостоятельный объект контроля (надзора).

Этим обстоятельством и объясняется то, что закон № 135-Ф3 в основе своей регулирует порядок осуществления государственного контроля органами исполнительной власти. Помимо этого, он также определяет основы для общественного контроля (имеется в виду контроль, осуществляемый самоуправляемыми организациями оценщиков).

В соответствии со ст. 18 закона № 135-Ф3 контроль за осуществлением оценочной деятель-

ности в РФ осуществляют органы, уполномоченные Правительством РФ и субъектами РФ. Функциями уполномоченных органов являются:

• контроль за осуществлением оценочной деятельности;

• регулирование оценочной деятельности;

• взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

• согласование проектов стандартов оценки;

• согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 932 уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ является Министерство государственного имущества РФ. Помимо данного органа, контроль осуществляют и иные органы исполнительной власти.

Осуществление органами исполнительной власти своих функций по контролю и регулированию в сфере оценочной деятельности обеспечивается нормотворчеством.

В разрезе нормотворчества органов исполнительной власти прежде всего следует сказать несколько слов о стандартизации услуг в области оценочной деятельности. Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом РФ «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов. Госстандартом РФ были приняты: ГОСТ Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения» и ГОСТ Р 51195.0.01-98 «Единая система оценки имущества. Основные положения». Они были введены в действие с 01.01.99

НИРЫАЦНН АШШЧЕСИ! 1УРШ ДДЦКСТ||Ш

21

ГОСТ Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения» устанавливает термины и определения основных понятий в области оценки имущества. Термины и определения, установленные данным стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по оценке имущества, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Единая система оценки имущества (ЕСОИ), понятие которой закреплено в ГОСТ Р 51195.0.01-98, создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и структуры управления в РФ на базе действующего законодательства, норм и правил государственной системы стандартизации. Основная цель нормативных документов ЕСОИ - защита интересов государства и прав потребителей при развитии самостоятельности и инициативы организаций, предприятий и специалистов, занимающихся оценочной деятельностью. Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом основные нормативные документы должны устанавливать требования к классификации, исходным данным, Процессу и результатам оценки имущества.

В соответствии со ст. 20 закона № 135-ФЭ стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

«Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» были утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519. При этом на Министерство имущественных отношений РФ были возложены полномочия по разработке и утверждению методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также по экспертизе отчетов об оценке.

Утвержденные Правительством РФ стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

Одним из способов осуществления контроля за оценочной деятельностью является также лицензирование.

В соответствии со ст. 17 нового Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу в феврале 2002 г. (по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования), оценочная деятельность подлежит лицензированию.

Исходя из этого, обязательным требованием для оценщиков является наличие у них лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Согласно ст. 23 закона № 135-ФЭ лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством РФ. Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с настоящим законом № 135-ФЭ и законодательством РФ о лицензировании.

Лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство имущественных отношений РФ. Оценочная деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на всей территории РФ. В соответствии с п. 3 «Положения о лицензировании оценочной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2001, Министерство имущественных отношений вправе по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан были частично делегированы полномочия по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований, однако непосредственной выдачей лицензий на осуществление оценочной деятельности занимается Министерство имущественных отношений РФ. В Республике Татарстан контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляет Комиссия по контролю за оценочной деятельностью при Минземимуществе РТ, образованная во исполнение распоряжения Кабинета Министров РТ от 07.10.2002 № 1090-р.

Статья 24 закона № 135-Ф3 устанавливает обязательные требования к лицензированию оценочной деятельности отдельно для физических лиц и отдельно для юридических лиц. К лицензированию оценочной деятельности для физических лиц предъявляются следующие требования:

• государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

• наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;

• уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.

К лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц предъявляются следующие требования:

31

■намнет шштмЕси! игам щЦцеетишш

I I1UI unci '«■■■В"» ДН1ЕЫ1СТк

• государственная регистрация в качестве юридического лица;

• наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получений профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

• уплата сбора *а выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.

В соответствии с п. 4 «Положения о лицензировании оценочной деятельности» лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:

а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости недвижимого имущества);

б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств);

в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность (далее именуется - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности);

г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется - оценка стоимости предприятия (бизнеса).

Существенное значение при осуществлении контроля за оценочной деятельностью играют органы исполнительной власти субъектов РФ. В частности, одной из функций Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в сфере контроля за оценочной деятельностью является разработка и опубликование рейтинга оценочных организаций, зарегистрированных на территории Республики Татарстан. Упомянутым выше распоряжением № 1090-р было рекомендовано ряду органов государственной власти (Региональному отделению Российского фонда Федерального имущества Республики Татарстан, Службе судебных приставов при Министерстве юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, Комитету Республики Татарстан по антикризисному управлению, а также органам местного самоуправления) при выборе оценочных организаций, привлекаемых для выполнения работ по оценке имущества, руководствоваться рейтингом оценочных организаций Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В заключение несколько слов о контроле, осуществляемом самоуправляемыми организациями оценщиков, который распространяет свое действие на членов таких саморегулируемых организаций. Правовое положение саморегулируемых организаций установлено ст. 22 закона № 135-ФЭ. Одной из функций саморегулируемых организаций оценщиков является разработка собственных стандартов оценки. В Российской Федерации в качестве такой саморегулируемой организации можно назвать Российское общество оценщиков.

Российское общество оценщиков (РОО), являясь полномочным представителем РФ в Международном комитете по стандартам оценки (IVSC), имеет значительный опыт в разработке стандартов в области оценки. Данной организацией были разработаны 23 стандарта РОО, определяющих методологию услуг по оценке имущества и проведения сертификации услуг. Данные стандарты распространяют свое действие только на членов РОО. До утверждения Правительством РФ «Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности», стандарты РОО на протяжении длительного времени имели огромное значение для установления конкретных требований при осуществлении оценочной деятельности.

IlilFMUIIII MMITHECUl vmU ддйшест ммкы

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.