РШШииМ 20" 53
¡¡ilHII
Key words: arterial hypertension, pharmaceutical market, physician's preference, realization, ranging.
Cardiovascular morbidity growth is a topical issue for Khabarovsk healthcare. 40.56% of cardiovascular patients have hypertension; therefore, the choice of antihypertensive pharmaceutical therapy should be based on the efficiency and safety characteristics of medicines. The purpose of the study was to identify the level of influence of physician's preference on the sales of antihy-pertensive drugs in the region. M.S. SOBOLEVA, I.V. AMELINA, Ph.D., E.V. SLOBODENYUK, Bio. D., Prof. Far East State Medical University, city of Khabarovsk. PHYSICIAN'S PREFERENCE AS A FACTOR OF DEMAND GENERATION FOR ANTIHYPERTENSIVE DRUGS IN KHABAROVSK.
М.С.СОБОЛЕВА, И.В.АМЕЛИНА, к.ф.н., Е.В.СЛОБОДЕНЮК, д.б.н., проф., Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
Оценка влияния предпочтений врачей
НА АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Рост сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) является одной из самых актуальных проблем здравоохранения Хабаровского края. За период 2003— 2009 гг. частота ССЗ в регионе увеличилась на 27,03%. В 2009 г. на 100 тыс. взрослого населения приходилось 19 896,5 пациентов с ССЗ. В структуре этого показателя 40,56% составляют больные с повышенным артериальным давлением [1]. Подбор медикаментозной терапии артериальной гипертензии (АГ) должен осуществляться врачом с учетом эффективности и безопасности того или иного ЛС. Кроме того, значимыми критериями выбора, прежде всего для пациента, являются наличие препарата в аптеке и его стоимость. Целью данного исследования являлось определение степени влияния предпочтений врачей на объем продаж антигипертензивных препаратов (АГП) на фармрынке региона.
Ключевые слова: артериальная гипертензия, фармацевтический рынок, предпочтения врачей, реализация, ранжирование
• ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для оценки критериев выбора препарата и анализа предпочтений врачей при назначении антигипертензивной терапии было проведено анкетирование с участием 221 специалиста (врачи-терапевты, кардиологи и др.), работающего в Дальневосточном регионе. Анализу подверглись также данные о продажах АГП в 2005—2010 гг. в аптечных учреждениях Хабаровска. Для удобства проведения внутригруппово-го исследования сумма продаж всех АГП была принята за 100%. Был также проведен АВС/ХУZ-анализ АГП (2009— 2010 гг.). Взаимосвязь исследуемых показателей определялась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Корреляцию считали достоверной при р<0,05. В анкетном опросе приняли участие терапевты (71%), кардиологи (12%) и врачи других специальностей (17%) — неврологи, эндокринологи, клинические фармакологи и др. Среди них 7,24% респондентов являлись сотрудниками консультативно-диагностиче-
ских медицинских учреждений, 60,63% — амбулаторно-поликлинических учреждений и 30,13% анкетируемых были работниками стационаров. Средний стаж работы по специальности составлял 15,59±0,74 года. Не имели квалификационной категории 40,95% опрошенных специалистов, вторую категорию имели 3,81%, первую — 29,05% и высшую — 26,19% респондентов. Заболеванием, преобладающим при диагностике сердечно-сосудистой патологии, 95,48% врачей назвали АГ, 82,35% — ишемическую болезнь сердца, 48,87% — хроническую сердечную недостаточность и 38,01% — нарушение ритма. Мнения респондентов относительно фоновых заболеваний, наиболее часто диагностируемых у пациентов с АГ, распределились следующим образом: 89,14% ответили — ожирение, 68,33% — сахарный диабет, 56,56% — метаболический синдром, 13,57% — хроническая обст-руктивная болезнь легких и бронхиальная астма.
В ответ на вопрос о том, какие терапевтические классы АГП предпочитают
использовать специалисты, 94,12% респондентов назвали ингибиторы ангио-тензинпревращающего фермента (иАПФ), 66,97% — диуретики, 65,67% — Р-адре-ноблокаторы (Р-АБ), на долю антагонистов кальция (АК) пришлось 46,15% ответов, 20,36% врачей предпочли блокаторы рецепторов ангиотензина (БРА) и 2,26% выбрали другие препараты.
Предпочтения специалистов оказали влияние на структуру продаж АГП на региональном фармацевтическом рынке (рис. 1).
Для проведения медикаментозной терапии АГ чаще всего используются представители четырех основных классов препаратов — иАПФ, р-АБ, диуретики, АК.
Проведенный анализ внутригруппо-вых предпочтений специалистов и исследование динамики продаж (в денежном выражении) препаратов за 2005—2010 гг. позволили установить взаимосвязь между данными показателями и выявить лидеров рынка (табл. 1,2,3,4).
По результатам АВС/ХУZ-анализа из группы р-АБ АГП в класс А вошли торговые наименования: Эгилок, Небилет, Локрен — группа Х; Конкор, Конкор
02831899
54 ИМШииМ
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА
Кор — группа У; Беталок ЗОК — группа Z .
Из группы иАПФ к классу А принадлежат торговые наименования: Преста-риум А, Моноприл — группа Х; Диро-тон, Энап, Лизиноприл, Капотен, Эна-лаприл («Хемофарм»), Эналаприл, Эд-нит, Аккупро — группа У; Амприлан — группа Z.
Из группы диуретиков в класс А включены торговые наименования: Арифон ретард, Верошпирон, Гипотиазид, Ин-дапамид МВ — группа Х; Индап, Ари-фон — группа У.
Из группы антагонистов кальция в класс А входят торговые наименования: Нифекард ХЛ — группа Х; Нормодипин, Амлодипин, Норваск — группа У. Статистическая обработка данных исследования доказала наличие корреляции между предпочтениями опрошенных специалистов и долей препарата в структуре продаж АГП (табл. 5).
Комбинированную терапию 86,43% опрошенных специалистов предпочитают назначать пациентам с III стадией АГ и признаками поражения органов-мишеней, 66,97% — пациентам со II стадией АГ, 62,44% — пожилым пациентам, 8,14% — всем категориям пациентов.
Далее респондентами было проведено ранжирование основных фармакологических эффектов при использова-
таблица 1 Внутригрупповые предпочтения врачей и динамика продаж в-АБ на региональном фармацевтическом рынке
Предпоч- Доля продаж в группе АГП (%)
тения врачей (%) 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Бисопролол 67,87 3,96 4,85 5,99 7,04 8,10 9,40
Метопролол 49,77 7,88 8,27 8,14 7,35 7,42 7,51
Небиволол 39,37 2,15 2,22 2,15 2,43 2,79 2,38
Бетаксолол 14,03 1,11 1,35 1,63 1,68 1,62 1,33
Атенолол 13,57 1,10 0,73 0,60 0,47 0,33 0,35
Пропранолол 3,17 0,79 0,60 0,48 0,35 0,29 0,23
таблица 2 Внутригрупповые предпочтения врачей и динамика иАПФ на региональном фармацевтическом рынке
Предпоч- Доля реализации в группе АГП (%)
тения врачей (%) 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лизиноприл 71,95 7,04 8,00 8,79 9,16 9,00 9,87
Периндоприл 63,35 4,62 5,67 6,48 6,81 7,01 5,73
Эналаприл 39,82 19,63 17,20 13,52 12,14 11,05 9,44
Рамиприл 38,46 0,01 0,08 0,44 0,58 1,07 1,29
Фозиноприл 31,22 0,89 0,91 1,16 1,00 0,80 1,06
Каптоприл 8,14 1,73 1,79 1,50 1,39 1,43 1,57
Другие 3,17 1,39 1,39 1,53 1,91 1,84 2,03
Цилазаприл 2,71 0,01 0,02 0,02 0,01 0,00 0,02
рисунок Структура продаж АГП на региональном
фармацевтическом рынке 2010 г.
8 -Чг 11
7 ^^ДХи 1
6 \ 2
5
1 — Диуретики, 16% 7 — АК, 10%
2 — Фиксированные 8 — Агонисты имидазолино-
комбинации, 14% вых рецепторов, 1%
3 — иАПФ, 31% 9 — а- в-адреноблокаторы, 1%
4 — Другие, 0% 10 — а2-адреномиметики, 0%
5 — БРА, 4% 11 — а1-адрено-
6 — в-АБ, 21% блокаторы, 2%
рисунок 2 Распределение долей продаж
в группе фиксированных комбинаций
6 5 1 8
4 X4- \\
_3_/ ^^ \
/ 1
1 — иАПФ+диуретик, 57% 2 — иАПФ+АК, 9% 3 — БРА+диуретик, 10% 4 — БРА+АК, 1% 5 — в-АБ+диуретик, 7% 6 — в-АБ+АК, 1% 7 — бендазол+папаве-рин/платифиллин, 4% 8 — АК+статины, 0%
РШЩЦЦМ 201 55
таблица з Внутригрупповые предпочтения врачей и динамика реализации диуретиков на региональном фармацевтическом рынке
Предпочтения врачей (%) Доля реализации в группе АГП (%)
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индапамид 82,35 16,47 16,24 15,22 13,79 12,41 11,43
Гидрохлоро-тиазид 61,54 1,47 1,31 1,15 0,92 0,79 1,11
Спиронолактон 22,17 1,28 1,63 2,06 2,34 2,02 2,06
Другие 11,76 0,03 0,05 0,02 0,02 0,01 0,85
Фуросемид 9,05 0,62 0,57 0,51 0,46 0,46 0,52
таблица 4 Внутригрупповые предпочтения врачей и динамика реализации АК на региональном фармацевтическом рынке
Предпо- Доля реализации в группе АГП (%)
чтения врачей (%) 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Амлодипин 82,81 6,72 6,91 7,14 6,57 6,20 5,81
Нифедипин 20,81 4,79 3,88 3,83 3,59 3,35 2,69
Верапамил 19,91 0,58 0,50 0,42 0,39 0,43 0,39
Дилтиазем 16,74 0,70 0,23 0,29 0,32 0,34 0,40
Фелодипин 16,29 0,00 0,02 0,01 0,00 0,01 0,04
Другие 15,84 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,12
таблица 5 Корреляция между мнениями респондентов и реализацией АГП в 2010 г.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Значимость (2-сторонняя)
Р-АБ 0,970** 0,000
Диуретики 0,809** 0,008
АК 0,797* 0,010
иАПФ 0,683* 0,042
* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).
нии комбинированной терапии АГ (табл. 6).
Наиболее часто назначаемой комбинацией АГП 84,16% опрошенных специалистов назвали сочетание иАПФ с диуретиком, применение иАПФ с АК предпочли 46,15%, Р-АБ с диуретиком —
37,10%, Р-АБ с АК — 15,38%, и 6,79% врачей назначают другие комбинации. Структура объемов продаж в группе фиксированных комбинаций отражена на рисунке 2.
Статистическая обработка показала, что связь между предпочтениями оп-
рошенных специалистов и долями классов фиксированных комбинаций в структуре продаж АГП отсутствует. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена = 0,565 и р (2-сторонняя) = 0,089.
Следующим этапом нашей работы было ранжирование сочетаний препаратов, которые наиболее часто используются для проведения комбинированной терапии АГ, и определение взаимосвязи среднего балла с долей продаж в 2010 г.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена составляет 0,717, р=0,02, что доказывает влияние предпочтений специалистов на объем продаж препарата.
В класс А в структуре реализации АГП входят комбинированные препараты: Тенорик, Энап Н, Энап НЛ, Адельфан-Эзидрекс — группа Х, Экватор — группа У, Лориста Н, Нолипрел, Нолипрел А, Нолипрел А форте — группа Z. Таким образом, исследование показало, что предпочтения специалистов оказывают значительное влияние на структуру продаж АГП на региональном фармацевтическом рынке. Наиболее востребованным среди монокомпонентных препаратов остается класс иАПФ, а среди фиксированных комбинаций — сочетание иАПФ с диуретиками. В группе Р-АБ самыми назначаемыми и продаваемыми являются бисопролол и мето-пролол, в группе иАПФ — лизино-прил. Периндоприл, несмотря на предпочтения специалистов, уступает эналаприлу по доле продаж среди АГП. В группе диуретиков, несмотря на мнения респондентов, снижается доля реализации индапамида и гид-рохлоротиазида.
Сложившуюся тенденцию можно объяснить увеличением количества фиксированных комбинаций, содержащих эти препараты. В группе АК наблюдается перераспределение емкости рынка между амлодипином и нифедипином. Среди двухкомпо-нентных препаратов опрошенные специалисты предпочли сочетание лизиноприла и амлодипина, но наибольшая доля в реализации АГП принадлежит комбинации периндоприла и индапамида.
56 РШШццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА
таблица 6 Ранжирование эффектов использования комбинированной терапии АГ
Критерии Средний балл
Усиление эффективности ЛС 2,76±0,06
Органопротекция 2,67±0,07
Снижение риска обострения фоновых заболеваний 2,67±0,07
Снижение дозировок применяемых ЛС 2,66±0,06
Увеличение приверженности больных к лечению 2,48±0,07
Снижение побочных эффектов 2,45±0,06
Снижение стоимости фармакотерапии 2,18±0,07
таблица 7 Ранжирование и динамика продаж комбинированных препаратов на региональном фармацевтическом рынке
Средний Доля реализации в группе АГП (%)
балл 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Атенолол+хлорталидон 1,48 0,00 0,15 0,17 0,23 0,28 0,94
Бисопролол+ гидрохлоротиазид 2,13 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,02
Каптоприл+ гидрохлоротиазид 1,70 0,07 0,06 0,07 0,12 0,07 0,08
Эналаприл+ гидрохлоротиазид 2,38 2,65 2,66 2,84 2,64 2,49 2,82
Эналаприл+ индапамид 2,37 0,02 0,14 0,19 0,15 0,14 0,11
Лизиноприл+ гидрохлоротиазид 2,48 0,00 0,00 0,00 0,01 0,01 0,10
Периндоприл+ индапамид 2,72 4,43 4,74 5,46 6,29 7,11 4,58
Лизиноприл+ амлодипин 2,81 0,00 0,00 0,00 0,56 1,18 1,20
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Хабаровского края в 2009 г.: Сборник статистических материалов — Хабаровск: ГУЗ «Медицинский инфор-мационно-аналити-ческий центр», 2010.— 122 с.
www.rosapteki.ru
Журнал для профессионалов аптечного дела
руководителей эптек, фармацевтов провизоров, которые стремятся быть в курсе всех событий
нэ фармацевтическом рынке
и использовать в своей работе передовые методы и технологии