УДК 327
DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51472
А.И. СИМОНОВА аспирантка кафедры сравнительной политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова*
Оценки сознания молодежи и молодежной политики КНР в западной литературе
В настоящей статье рассматриваются основные оценки современных западных исследователей относительно массового молодежного сознания Китая XX и XXI века, а также реализуемой в рассматриваемые периоды официальной государственной молодежной политики страны и ее влияния на молодежь как общественно-политическую силу.
Ключевые слова: Китай, государственная молодежная политика, этапы исследования, молодежь, XX век, XXI век.
A.I. SIMONOVA Postgraduate student of the Department of comparative political science Moscow State Lomonosov University
Assessment of the consciousness of youth and youth policy of the PRC in Western literature
This article examines the main assessments of modern Western researchers regarding the mass youth consciousness of China in the XX and XXI centuries, as well as the official state youth policy of the country implemented in the periods under consideration and its influence on youth as a social and political force.
Keywords: China, state youth policy, the stages of the study, the youth, XX century, XXI century.
* Симонова Анастасия Игоревна, e-mail: [email protected]
Актуальность темы обусловлена теоретической важностью разработки данного вопроса для полноценного понимания общественного развития молодежи Китая. Однако, в настоящий момент она почти не затрагивается в отечественной научной мысли.
Вопреки распространенному мнению о общем упадке образовательной системы как ключевого аспекта государственной молодежной политики Китая в начале XX века, западный исследователь Пол Бэйли пишет: «В первые годы ХХ века произошло появление образовательных «лоббистов», которые активно занимались администрированием, преподаванием и составлением учебников. Они инициировали внедрение новых идей и инновационной практики из-за рубежа в специализированных журналах по вопросам образования. Это заслуживающий внимания феномен, который до сих пор игнорировался»1.
Таким образом, мы видим отсылку к зарождающемуся научному вольнодумству среди китайской молодежи той поры. Вскоре, такого рода зачатки нового образца восприятия западных идей привели к появлению на территории Китая «Движения 4 мая», которое стало первым серьезным проявлением молодежи Китая как общественно-политической силы. Данное движение было в значительной степени обусловлено бурным приобщением передовой китайской интеллигенции к общественно-политической мысли иностранных государств. Итогом движения стало основание в мае 1922 г. ССМК (социалистический союз молодёжи Китая) - массовой организации передовой молодежи Китая. ЦК КСМК по сей день находится под руководством ЦК КПК.
Примечательно, что китайские политические лидеры рассматриваемого периода в своих работах претендовали не только на практическую пользу, но и на теоретическую ценность своих высказываний. Так, политическая элита того времени в лице Мао Цзэ-дуна характеризовала «Движение 4 мая» следующим образом: «Движение 4 мая» было движением антиимпериалистическим и в то же время антифеодальным. Выдающееся историческое значение этого движения состояло в том, что ему были свойственны черты, какими еще не обладала революция 1911 года»2.
Западные авторы проводят прямую корреляцию между реальной политической силой китайских студентов, выступивших на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и кровавыми действиями властей: «Это была угроза партийной легитимности из-за существующих проблем и защитников от этих проблем в лице студентов. Проблема заключалась в коррупции среди партийных чиновников. Студенты были наследниками уважения в китайской политической
1 Paul J. Bailey. Globalization and Chinese Education in the Early 20th Century // Front. Educ. China, 2013, № 8(3), р. 399.
2 Мао Цзэдун. Избранные произведения, т. 3, М., 1953, с. 258-259.
культуре для образованных слоев общества. Для партии было легче справиться с конкурентами, применяя оружие. Такого рода лобовое нападение на легитимность партии, исходящее от единственно возможного законного общественного голоса Китая — образованной молодежи, несло в себе реальную угрозу для партии»1.
Переход же китайской экономики на рыночные рельсы способствовал возникновению в академической среде такого подхода к изучению государственной молодежной политики страны, при котором основным мерилом является анализ ее экономической стоимости для государства. Так, Чжан Лянсюнь, доктор философии, заместитель директора Китайского молодежного исследовательского центра в своей статье «Анализ стоимости молодежной политики Китая» пишет: «Анализ политики является основным методом исследования государственной политики, а анализ стоимости является основным содержанием анализа политики... Ценностной основой молодежной политики Китая является принцип «партия руководит молодежью»2.
Иностранные специалисты обоснованно отмечают рост патриотизма в современной молодежной среде Китая: «Сегодняшняя китайская молодежь становится все более независимой, свободной и прогрессивной. По данным за 2017 г., около 600 000 молодых людей получало образование в зарубежных ВУЗах. Казалось бы, что новая генерация молодых китайцев объективно должна требовать от властей больше свобод и демократии. На деле все происходит ровно наоборот. Китайская молодежь становится еще более патриотичной, превращается в весомую силу, которая пропагандирует государственный курс Китая в стране и за его пределами. Сегодняшняя молодежь Китая получила многое из того, за что боролись студенты 30 лет назад: качественное образование, благополучие, быстрый экономический рост, свободу перемещения. Патриотизм китайской молодежи усиливается за счет увеличивающего давления на Китай со стороны других держав. В этом споре китайская молодежь защищает интересы своей страны, все меньше признавая господство Америки»3.
Подводя итог, можно сказать о существенных изменениях в оценке массового сознания молодых китайцев XX и XXI вв. от зарождающихся научных заделов до открытого несогласия с политическими реалиями, от прямого столкновения с властями к патриотизму.
1 Cheek Timothy. Living with Reform: China since 1989. London, 2006. P. 69-70.
2 Чжан Лянсюнь. Чжунго циннянь чжэнцэ дэ цзягэ фэньгэ // Сюэчжэ [Электронный ресурс]. URL: https://www.1xuezhe.exuezhe.com/Qk/art/636282?db-code=1 &flag=2 (Дата обращения 28.03.2020).
3 Современная китайская молодежь. Краткая оценка // Central Asian Analytical Network [Электронный ресурс]. URL: https://caa-network.org/archives/19153 (Дата обращения 25.03.2020).