Оценки и прогнозы стратегических рисков в техногенной сфере
жизнедеятельности государства
Член-корр. РАН Махутов Н.А.
Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда стратегических рисков - мировая война, социальноэкономические и политические трансформации, распад мировой сверхдержавы, поражение в холодной войне. Возникновение и реализация стратегических рисков происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов, угроз и ущербов для страны в целом и для большинства ее граждан. Учитывая исключительность положения России на современном этапе и требования обеспечения социальной безопасности ее населения, необходимо осуществить перевод государственного управления на принципиально новые методы, критерии и принципы управления стратегическими рисками (СР). Краткая характеристика СР в связи с обеспечением национальной безопасности России приведена в работах [1-12].
В общую классификацию стратегических рисков следует включить следующие четыре группы рисков:
- системные стратегические риски, определяющие в количественной форме общее состояние обеспечения национальной безопасности государства в целом (сохранение населения, территории и образа жизни);
- интегральные стратегические риски как важнейшие составляющие системных стратегических рисков, определяющие в количественной форме состояние национальной безопасности в отдельных заданных сферах жизнедеятельности государства;
- комплексные стратегические риски как компоненты интегральных стратегических рисков, определяющие в количественной форме состояние национальной безопасности в заданных сферах жизнедеятельности государства и регионов;
- дифференцированные стратегические риски как части комплексных стратегических рисков, определяющие в количественной форме состояние национальной безопасности в заданных сферах жизнедеятельности государства и регионов.
Между стратегическими рисками указанных четырех групп имеет место сложное взаимодействие и взаимовлияние, в том числе с обострениями. В зависимости от величины (уровня) и приемлемости стратегические риски всех четырех групп можно разделить на фактические, неприемлемые, приемлемые и пренебрежимые.
Научный анализ стратегических рисков в общей теории безопасности приобретает междисциплинарный характер, опираясь на новейшие фундаментальные результаты естественных и технических наук, наук о Земле и жизни, общественных и гуманитарных наук. В настоящей статье основное внимание уделяется анализу стратегических рисков в природно-техногенной и экологической сферах.
1. Качественная характеристика рассматриваемой группы стратегических
рисков
В структуру интегральных стратегических рисков России на ближайшие десятилетия в обязательном порядке должны войти риски крупных техногенных катастроф трансграничного, федерального и регионального масштабов. В истекшие два десятилетия реализовавшиеся в нашей стране риски катастроф (аварии на Чернобыльской АЭС и Томске-7, взрывы и пожары на магистральных трубопроводах и нефтехимических комплексах, катастрофы на АПЛ «Комсомолец» и «Курск», на ракетных комплексах «Протон», на объектах авиационной техники, наземного и надводного транспорта) привели к многомиллиардным ущербам, гибели тысяч людей и нанесению увечий сотням тысяч. При природно-техногенных катастрофах повреждаются огромные территории и разрушаются объекты жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Исследования источников и факторов стратегических рисков техногенных катастроф показали их существенную связь с социально-политическими и экономическими стратегическими рисками. Достигнутое в конце 90-х годов ХХ века снижение относительного числа техногенных и природно-технических катастроф за счет большого комплекса научно-технических, законодательных и организационных мероприятий государственного, регионального и отраслевого масштабов пока не может гарантировать роста стратегических рисков в ближайшие десятилетия при сохранении на высоком уровне других указанных выше стратегических рисков.
Источниками рисков в техногенной сфере остаются и будут оставаться происшедшие смещения на государственном, региональном, отраслевом и индивидуальном уровнях приоритетов из сферы безопасности в экономическую сферу, высокая изношенность и деградация основных фондов, недооценка важности предотвращения, прогнозирования и снижения потенциальных рисков техногенных катастроф и переоценка в ряде случаев реализовавшихся рисков, недостаточная правовая научно-техническая и экономическая поддержка систем мониторинга и защиты от техногенных катастроф.
В теории безопасности техногенной сферы насчитываются десятки потенциальных опасностей, переходящих в угрозы и создающих стратегические риски. Безопасность техногенной сферы в целом имеет два взаимодополняющих и взаимовлияющих аспекта:
- техногенная безопасность определяет степень защищенности человека, объектов и окружающей среды от угроз, исходящих от созданных и функционирующих сложных технических систем при возникновении и развитии аварийных и катастрофических ситуаций;
- технологическая безопасность определяет степень защищенности человека, общества, объектов и окружающей среды от угроз, связанных с необоснованным созданием или несозданием технических систем, технологических процессов и материалов, обеспечивающих достижение основных национальных интересов страны.
Нарастание отдельных видов комплексов потенциальных и реальных угроз в техногенной сфере требует резкого усиления роли государства в решении проблем техногенной и технологической безопасности.
Исключительной особенностью России на современном этапе ее развития оказалось сосредоточение основных причин и источников угроз в области технологической безопасности. Технологическая безопасность становится доминантой обеспечения техногенной безопасности. Только развитие высоких производственных и интеллектуальных технологий на наступающем третьем и четвертом этапе научно-технического прогресса способно изменить резко негативные тенденции в потере и размывании основ национальной безопасности - в политической, социально-экономической, демографической, оборонной, техногенной, информационной сферах.
По степени потенциальной опасности, приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефте-,газохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо-, нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса: ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.
Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями. Типы и параметры поражающих факторов при этом могут изменяться в весьма широких пределах.
При анализе безопасности сложных технических систем сформулированы три основных сценария и вида аварийных ситуаций: проектные, запроектные и гипотетические (табл. 1). В его основе лежат такие параметры, как локальные напряжения а и деформации е, числа циклов Ы, температура t и время т эксплуатации. В зависимости от типа потенциально опасных объектов имеет место чрезвычайно широкая вариация этих параметров (10°<Ж<1012, 270°С<^10000°С, 100 с<т<80 лет). Сценарии и проектные аварийные ситуации, как правило, охватывают области исследования накопления повреждений классическими теориями сопротивления материалов, теории упругости, пластичности и ползучести. Расчетные и экспериментально определяемые напряжения и деформации при этом остаются на уровне предела упругости.
Таблица 1
Типы аварийных ситуаций и степень защищенности
№№ Аварийные ситуации Защищенность
1. Нормальные условия эксплуатации Повышенная
2. Отклонения от нормальных условий Достаточная
3. Проектные аварии Частичная
4. Запроектные аварии Недостаточная
5. Г ипотетические аварии Низкая
При переходе к запроектным авариям анализируются нелинейные закономерности деформирования и разрушения, при этом напряжения становятся менее информативными параметрами, чем деформации. Повреждения от вибраций и усталости переходят в повреждения от малоцикловой усталости. Еще большее возрастание а и е обусловливает переход к гипотетическим авариям и катастрофам. При этом теоретической основой анализа таких ситуаций является статическая и динамическая нелинейная механика разрушения.
Стратегические риски в техногенной сфере создаются преимущественно при сценариях перехода проектных аварийных ситуаций в запроектные и гипотетические.
Бурное развитие научно-технического процесса в гражданском и оборонном комплексах во многих странах мира, особенно в период и после второй мировой войны привело к существенному разрыву между экспоненциально возрастающими угрозами в природно-техногенной сфере и способностью отдельных стран и мирового сообщества в целом противостоять этим угрозам.
Степень защищенности человека, государства, человечества, а также среды обитания и жизнедеятельности от все нарастающих опасностей техногенных катастроф, несмотря на предпринимаемые усилия во всем мире, пока не повышается. Угрозы национальной безопасности России в техногенной сфере в силу целого ряда важнейших политических, социальных, экономических, демографических факторов последнего десятилетия в ближайшей перспективе могут стать одними из доминирующих. Техногенные катастрофы в свою очередь способны создавать и усиливать угрозы в указанных выше социально-политической, экономической, демографической и военностратегической сферах.
Техногенные катастрофы характеризуются исключительно высокими градиентами усиления факторов, поражающих население и окружающую среду в моменты их возникновения и развития. Времена прямого воздействия поражающих факторов могут измеряться долями секунд и часами, а их негативные последствия могут проявляться сотни и тысячи лет.
На основе анализа последствий и периодичности техногенных аварий и катастроф можно выделить их следующие классы (рис. 1.): планетарные, глобальные, нацио-
нальные, региональные, местные, объектовые. По мере развития человечества и его возможностей в промышленной и военной сферах все больше возрастают стратегические риски техногенных аварий и катастроф первых четырех типов.
( ПЛАНЕТАРНЫЕ У ( ГЛОБАЛЬНЫЕ У ( НАЦИОНАЛЬНЫЕ У ( РЕГИОНАЛЬНЫЕ
( ОБЪЕКТОВЫЕ )
Рис. 1. Типы аварий и катастроф
Планетарные катастрофы с возможностью гибели жизни на земле связываются с такими катастрофическими природными явлениями, как столкновение земли с крупными астероидами, имеющими скорости движения до 80 км/сек, а также с полномасштабными военными действиями с применением современного ядерного и химического оружия массового поражения.
Глобальные катастрофы могут затрагивать территории ряда сопредельных стран; периодичность таких катастроф оценивается в 30-40 лет и более, число пострадавших в них более 100 тыс., а экономический ущерб может превышать 100 млрд долл. Такие последствия связываются с крупномасштабными техногенными катастрофами на ядерных реакторах гражданского и военного назначения с расплавлением активной зоны, на предприятиях ядерного цикла, на ядерных боеголовках, на мощных ракетах-носителях, на атомных подводных лодках и надводных судах, на складах с химическим оружием и на крупных химических предприятиях с большими запасами сильно действующих ядовитых отравляющих веществ.
Национальные катастрофы затрагивают территории отдельных стран; их периодичность может характеризоваться временами 15-20 лет; при этом число жертв и пострадавших не менее 10 тыс. человек, а экономические ущербы достигают 10 млрд долл. и более. Такие катастрофы могут возникать на указанных выше объектах, а также при транспортировках больших масс людей и опасных грузов, на пересечениях магистральных трубопроводных систем с транспортными линиями и линиями электропередач, при пожарах на крупнейших промышленных и гражданских комплексах, при падениях самолетов на опасные объекты, при разрушениях крупных плотин и дамб.
Техногенные катастрофы регионального масштаба захватывают территории целых республик, краев и областей; их периодичность оценивается в 10-15 лет. Число жертв и пострадавших в них может превышать тысячу человек, а экономический ущерб
- 1,0 млрд. долл. Такого рода катастрофы вызываются теми же причинами и последствиями, что национальные катастрофы. Дополнительно к ним можно отнести взрывы и пожары на объектах с опасными веществами, при крушениях поездов, судов и самолетов, при взрывах на металлургических комплексах, элеваторах, шахтах.
Локальные (местные) аварии и катастрофы создают ущербы для городов и районов. Частоты их возникновения существенно выше - менее одного года; пострадавшими в них оказываются сотни людей, а экономический ущерб достигает 100 млн. долл. Спектр основных причин и источников локальных аварий и катастроф дополняется обрушениями и пожарами на промышленных и гражданских сооружениях, при локальных выбросах радиоактивных и отравляющих веществ.
Объектовые аварии и катастрофы ограничиваются территориями санитарнозащитных зон объекта; частота таких аварий и катастроф характеризуется временами до одного месяца; число жертв и пострадавших находится на уровне десятков, а экономический ущерб - на уровне миллиона долл. Наиболее частыми здесь являются пожары, взрывы, столкновения и крушения транспортных средств, обрушения, провалы.
Т акая классификация аварий и катастроф позволяет более ориентированно вести разработки методов и систем их анализа, прогнозирования и предотвращения.
2. Количественная характеристика стратегических рисков
Обеспечение национальной безопасности неразрывно сопряжено с возникновением потенциальных вызовов, опасностей, угроз и стратегических рисков и их поэтапной реализацией. Под стратегическими рисками в теории безопасности понимаются такие сочетания вероятностей Ря возникновения неблагоприятных событий (системных кризисных явлений и катастрофических ситуаций), с одной стороны, и математического ожидания ущербов Ц, с другой, которое определяет изменение уровня национальной безопасности и систем защищенности национальных интересов от стратегических угроз и опасностей внутреннего и внешнего характера. Стратегические интегральные риски определяются как произведение, сумма или интеграл:
= РЛ = Е Ри = 1 С( Р)и (Р¥Р = I С(и) Р(и )аи, (1)
где Рг-, Ц - вероятности и ущербы от основных (дифференцированных) неблагоприятных событий; С - весовые функции.
Общая теория безопасности по мере своего становления и развития все в большей степени приобретает междисциплинарный характер. В ее разработках активно используются новые и новейшие фундаментальные результаты и достижения естественных и технических наук, наук о Земле и жизни, общественных наук, что уже является определяющим предметом основополагающих фундаментальных и поисковых исследований.
Фундаментальные и прикладные исследования в общей теории безопасности формируют как один из важнейших ее разделов теорию рисков со своим набором базовых понятий и определений, методов, моделей и критериев, с формированием научных школ и специализированных научных центров. В этой теории в самостоятельную научную область выделятся исследования по стратегическим рискам.
Стратегические риски как междисциплинарная научная основа оценки национальной безопасности России должна базироваться на закономерностях, методах, уравнениях и критериях, полученных в математике, физике, химии, механике, информатике, машиноведении, биологии, физиологии, геологии, географии, философии, социологии, психологии, экономике, правоведении. Интегрирующими для анализа стратегических рисков станут развитые теории системного анализа, теории хаоса и порядка, теории управления, теории катастроф и построения защит, методы математического и имитационного моделирования, прогнозирования, математической статистики, методы и системы диагностики и мониторинга.
Отрезок времени Ат, для которого можно определять риски Дя, обычно принимается равным одному году (Ат=1 год) и тогда при использовании логарифмических шкал вероятность Ря наступления неблагоприятного события измеряется в величинах 10т 1/год (где т - показатель степени). В простейшем случае величины Ря оцениваются как частоты Р наступления неблагоприятных событий в год.
Величины ущербов Ц связываются с типом неблагоприятного события и могут измеряться большим числом параметров. При оценках стратегических рисков ущербы Ц могут оцениваться числами пострадавших людей N или экономическими потерями Е (в рублях). По аналогии с рисками природно-техногенных катастроф для стратегических рисков можно в двойных логарифмических координатах построить обобщенные
и дифференциальных рисков
Фундаментальными свойствами интегральных и дифференциальных рисков является то, что росту ущербов и соответствует снижение вероятности Р (частоты) их возникновения, и диапазон изменения у величины Р больше (на 1-2 порядка), чем у величины и.
Дифференцированные риски при их анализе и классификации связываются с источниками рисков и сферами жизнедеятельности.
Первые стратегические риски измеряются в относительном числе летальных исходов на тысячу человек в год, вторые - в относительной доле ВВП, характеризующей экономические потери в год.
Анализ усложнения и насыщения потенциально опасными объектами техногенной сферы всех промышленно развитых стран в ушедшем столетии показал, что рост числа и тяжести последствий техногенных катастроф подчинялся экспоненциальному закону. Возможности парирования угроз в техногенной сфере оказались ограниченными, несмотря на выдающиеся достижения научно-технического прогресса практически во всех областях гражданской и оборонной промышленности.
Такие объекты техногенной сферы, как атомные и термоядерные энергоустановки, ракетно-космические системы, ядерное и химическое оружие массового поражения, транспортные воздушные, морские и наземные системы, гиганты энергетического и химического комплексов, магистральные нефте-, газо-, продуктопроводы позволили, с одной стороны, преобразить возможности во всех областях деятельности мирового сообщества и, с другой, создали неприемлемо высокие риски дальнейшему существованию человечества.
Величины Р для глобальных катастроф составляют 0,02^0,03 1/год, для национальных - 0,05^0,1 1/год, для региональных- 0,5^1 1/год, для местных - 1^20 1/год, для объектовых - 10^500 1/год. Величины и, включающие материальный, нематериальный, прямой, косвенный, экономический элементы ущербов, для указанных классов катастроф снижаются от 1010^109 до 105^103 долл. на одну катастрофу (рис. 3). Таким образом, вариация Р достигает четырех порядков, а единичных ущербов и - семи порядков. Риски погибнуть или получить увечья в каждой из указанных катастроф измеряются общим числом пострадавших от 106 до 10°, т.е. изменяются на шесть порядков. В соответствии с этими данными совокупные риски от единичных техногенных катастроф
8 5
могут изменяться в пределах от 2-10 долл./год до 5-10 долл./год.
с;
§
3
л
ьа
о.
ш
н
>>
103
106
10э
Ядерные объекты Военные объекты Химия Строительные объекты Металлургия Транспорт Трубопроводы /
УЩЕРБ ТЕХНОГЕННЫЕ Радиация Отравляющие вещества £^рьвчатые вещества Пожары Взр^вь! Разрушения Столкновения Обрушения
ПЕРИОДИЧ ность
Объекто- вые Местные Регио- нальные Нацио- нальные Глобаль- ные
КАТАСТРОФЫ
л
П
О
10
1,0
0,1
Рис. 3. Ущербы и периодичность техногенных катастроф
Вместе с тем важной особенностью техногенных катастроф является число катастроф каждого из указанных выше классов (см. рис. 4). Наиболее тяжелые катастрофы глобального или национального масштабов возникают на уникальных объектах техногенной сферы (атомные реакторы, атомные подводные лодки, ракетно-космические системы). По мере снижения тяжести единичной катастрофы число объектов техносферы увеличивается от единичных и мелко серийных до крупносерийных и массовых. В среднем для России в последние годы на одну национальную катастрофу приходится около 5 региональных, около 100 местных и около 500 объектовых.
В целом интегральные риски по выражению (1) для техногенных катастроф с учетом их числа и ущербов могут достигать 8^12 млрд.дол./год, что составляет значительную долю ВВП (до 0,05^0,07).
Сте рас оцс ущ< (до Глобальные катастрофы Нацио- нальные I I Р Степень § оценки
>пень четных шок эрба лл.) / Атомные / реакторы / РКК АПЛ Химические реакторы
10“ 106 104 / катастрофы Крупные аварии Аварии Разрушения -0,01% -0,1% -1,0%
/ Лета/ тельные / аппараты /Строительные конструкции Технологические установки Металлургические комплексы / Экскаваторы/ Драги /
/ Горное / компле Автомобили убывающие у !КСЫ /
Сельскохозяй- > /
102 ственные / машины / Станки / Повреждения Нормальная эксплуатация - 10% - 90%
Крупносерийные машины Серийные машины Уникальные машины Классы Расчет
Рис. 4. Ущербы на одну катастрофу от необеспечения надежности и безопасности
3. Прогноз стратегических рисков
По данным Г осударственных докладов о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера динамика относительного изменения общего числа ЧС и числа техногенных ЧС на последние 10 лет представлена на рис. 5. Наметившаяся после 1997-98 гг. тенденция к снижению относительного числа (коэффициента изменения Кчс) техногенных катастроф явилась результатом, с одной стороны, значительных усилий государственной системы РСЧС, а с другой - общего падения до 0,50^0,55 ВВП и остановки большинства производств на потенциально опасных объектах. Это привело к тому, что в России за последнее десятилетие техногенный риск, отнесенный к единице ВВП, увеличился в 3 раза. Указанное выше снижение Кчс в последние годы может вновь возрасти после 2003-2005 гг., когда резко снизятся инвестиции в промышленность, возрастут износ основных фондов и ущербы от техногенных катастроф.
] £КН01' ;нныи ЧС Л
V г > С к
Г > у /‘ ) л
£ Г '[ [ Г , 71
/ . [ 3 ]]е Яро-ДПС инный 1 ЧС [ * ' .._П
с* 1 ь
Г —1 % ■ 1 1 ^ &
р ! 1рм / ЮДНЫ- г ЧС
19*1 19*3 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1994 2000 20О1
ГОДЫ
Рис. 5. Изменение коэффициента относительного роста числа чрезвычайных ситуаций
Исходя из общей стратегии экономического развития России, особенностей современных технологических процессов, состояния основных производственных фондов, общего уровня безопасности в техногенной сфере и ряда других факторов, может быть сделан вывод о том, что динамика техногенной опасности по годам нового десятилетия будет неравномерной.
В целом, можно прогнозировать некоторый общий рост техногенных опасностей и угроз в переходный период развития экономики в 2003-2005 годах. При этом доля ЧС по причине сверхнормативной изношенности основных фондов будет преобладать в суммарной составляющей всех чрезвычайных ситуаций. В тоже время доля ЧС, связанных с человеческим фактором, будет уменьшаться по мере усиления государственного регулирования, повышения ответственности за безопасность производства и жизнедеятельности населения.
К концу следующего десятилетия по мере осуществления принятых федеральных целевых программ, выработки эффективных экономических механизмов влияния на безопасность в новых экономических условиях, устранения имеющих место причин аварий возможно снижение техногенной опасности по показателю числа катастроф, в среднем, до 30%.
Оценки показывают, что количество техногенных аварий и катастроф в ближайшей перспективе до 2010 года может быть снижено уже по мере вывода из эксплуатации потенциально опасных объектов. Однако при этом снижения объёмов возможного ущерба от этих ЧС в связи с охраняющейся высокой тяжестью последствий не ожидается. Начиная с 2002 . года, темпы роста ущерба могут составить 3-8% в год.
Для особо тяжелых ЧС, возникающих на объектах с исключительно высокой потенциальной опасностью, величины риска могут быть очень высокими и достигать:
- по атомным реакторам 1-10" 1/год;
- ракетно-космическим системам 5-10" 1/год;
3
- турбогенераторам 3-10" 1/год;
3
- самолетам 5-10" 1/год;
- трубопроводам (1000км) 0,5-10" 1/год.
В это же время показатели риска возникновения тяжелых ЧС на потенциально опасных объектах в России на 2-3 порядка выше показателей приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.
В долгосрочной перспективе (до 20 лет) стратегические риски в техногенной сфере могут коренным образом измениться. На смену техногенным рискам придут технологические риски и основные ущербы могут возникать в связи разрушением национальной технологической базы.
4. Выводы
Выполненные к настоящему времени разработки создают возможность перехода к новой стадии формирования и реализации государственной политики в области безопасности техногенной сферы. Ее научной основой становятся стратегические риски. Методы анализа и управления комплексной безопасностью техногенной сферы по количественным критериям стратегических рисков позволяют в значительной степени перевести саму государственную политику на единую методологическую базу с учетом этих рисков, нормативно-правовой базы и особенностей развития России. При этом под стратегическими рисками следует понимать комплексные показатели техногенных и технологических опасностей, угроз и вызовов, определяемые через вероятности возникновения негативных, неблагоприятных, кризисных и катастрофических событий, с одной стороны, и через математические ожидания ущербов от этих событий, с другой.
В условиях современной России с учетом особенностей кризисных и катастрофических явлений и процессов (с выраженной динамикой соотношения порядка и хаоса) перевод страны на управление комплексной безопасностью по критериям стратегических рисков становится более актуальным, чем для большинства развитых стран с относительно стабильными формами и показателями функционирования основных сфер жизнедеятельности.
Литература
1. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Утверждена Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000г., № 24.
2. Стратегические риски в обеспечении национальной безопасности России. Пояснительная записка. М.: Российская академия наук, 2001. 24 с.
3. Научные основы анализа стратегических рисков. К.В.Фролов, Н.А.Махутов. М.: РГ РАН «Риск и безопасность», 2002. 6 с.
4. Безопасность России. Функционирование и развитие сложных народнохозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций. М.: МГФ «Знание», 1998. Т. 1 - 444 с. Т. 2 - 410 с.
5. В.А. Акимов, В.Д. Новиков, Н.Н. Радаев. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФИД «Деловой мир», 2001. 343 с.
6. Ю.Л. Воробьев. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. - М.: ФИД «Деловой экспресс», 2000.
7. Ю.Л. Воробьев, Н.И. Локтионов, М.И.Фалеев и др. Катастрофы и человек. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
8. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. - М.: УРСС, 1998.
9. Управление рисками чрезвычайных ситуаций. - М.: ЦСИ МЧС, 2001.
10. Управление риском: риск, устойчивое развитие, синергетика. - М.: Наука, 1999.
11. С.К. Шойгу, Ю.Л.Воробьев, В.А.Владимиров. Катастрофы и государство. - М.: Энергоатомиздат, 1997.
12. Новая парадигма развития России. М.: МГУК, 1999.