Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ASSA-III»'

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ASSA-III» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

  • … еще 7
CC BY
11
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бронхиальная астма / анкетирование / студенты / фармакотерапия астмы / фармакоэпидемиологическое исследование / bronchial asthma / questionnaire / students / asthma pharmacotherapy / pharmacoepidemiological research

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Роман Александрович Бонцевич, Александра Ярославовна Водяхина, Галина Александровна Батищева, Наталья Юрьевна Гончарова, Вера Афанасьевна Невзорова

Введение. Бронхиальная астма (БА) является актуальной проблемой здравоохранения. Низкая осведомленность студентов 5 и 6 курсов медицинских университетов в вопросах этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии астмы может повлиять в дальнейшем на качество лечения их пациентов. Цель. Определение у студентов старших курсов уровня знаний по теме «Бронхиальная астма». Сравнить в динамике результаты данного с предыдущими этапами исследования (2014-2019 гг.). Материалы и методы. Данная работа представляет третий этап многоцентрового проекта ASSA (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), была проведена в 2019–2023 гг. в семи городах России и Киргизии. Результаты. Итоги анонимного анкетирования показали, что базовый уровень знаний студентов 5 и 6 курсов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» в медицинских университетах в вопросах этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии БА находится на уровне выше среднего. Респонденты показали хорошие результаты в вопросах про триггерные факторы (85,6% верных ответов), уровни контроля (90,7%) над БА и о наименовании длительного приступа удушья (86,9%). Хуже справились с вопросами фармакотерапии: корректно определили выбор рациональной тактики лечения при легкой БА на 1-й и 2-й ступенях терапии всего 15,4 и 24,7% студентов, соответственно), показания к сублингвальной иммунотерапии определили 11,7%, а показания к добавлению тиотропия 23,5% респондентов. Заключение. По результатам анкетирования были сделаны выводы о недостаточных знаниях будущих специалистов в области фармакотерапии БА, особенно, в области изменившихся клинических рекомендаций. В то же время, в области этиологии, патогенеза и диагностики старшекурсники продемонстрировали достаточно высокие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Роман Александрович Бонцевич, Александра Ярославовна Водяхина, Галина Александровна Батищева, Наталья Юрьевна Гончарова, Вера Афанасьевна Невзорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.36604/1998-5029-2023-90-29-38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF SENIOR STUDENTS ON BRONCHIAL ASTHMA. RESULTS OF THE ASSA-III STUDY

Introduction. Bronchial asthma is an urgent health problem. Low awareness of 5th and 6th year students of medical universities in the etiopathogenesis, diagnosis and pharmacotherapy of asthma may affect the quality of treatment of their patients in the future. Aim. Determination of the level of knowledge of senior students on the topic "Bronchial asthma". Comparison the dynamics of the results of this and the previous stages of the study. Materials and methods. This work represents the third stage of the ASSA multicenter project (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), which was conducted in 2019-2023 in seven cities of Russia and Kyrgyzstan. Results. The results of an anonymous survey showed that the basic level of knowledge of 5th and 6th year students in the specialties of "Medicine" and "Pediatrics" at medical universities in matters of etiopathogenesis, diagnosis and pharmacotherapy of asthma is above average. Respondents showed good results in questions about trigger factors (85.6% of correct answers), levels of asthma control (90.7%) and about the name of a prolonged attack of suffocation (86.9%). Pharmacotherapy issues fared worse: only 15.4% and 24.7% of students correctly determined the choice of rational tactics for treatment with mild asthma at the 1st and 2nd stages of therapy), indications for sublingual immunotherapy were determined by 11.7%, and indications for the addition of tiotropium by 23.5% of respondents. Conclusion. Based on the results of the questionnaire, conclusions were drawn about the lack of knowledge of future specialists in the field of pharmacotherapy of asthma, especially in the field of changed clinical recommendations. At the same time, in the field of etiology, pathogenesis and diagnostics, undergraduates have demonstrated fairly high results.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ASSA-III»»

Оригинальные исследования

Бюллетень физиологии и патологии • • » . Bulletin Physiology and Pathology of

дыхания, Выпуск 90, 2023 Original research Respiration, Issue 90, 2023

УДК 303.621.35: 616.248(001.89)

DOI: 10.36604/1998-5029-2023-90-29-38

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ASSA-III»

Р.А.Бонцевич1-3, А.Я.Водяхина2, Г.А.Батищева4, Н.Ю.Гончарова4, В.А.Невзорова5, И.М.Мартыненко5, Г.М.Биккинина6, Г.Г.Кетова7, В.О.Барышева8, У.М.Тилекеева9, Е.В.Лучинина10, Л.В.Соловьева11

1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Марийский государственный университет», 424000, республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д.1 2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 3Казанская государственная медицинская академия - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д.36 4Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10 5Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2 6Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450000,

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 3 7Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 8Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117292, г. Москва,

ул. Дм. Ульянова, д.11

9Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К.Ахунбаева, 720020, Кыргызская Республика,

г. Бишкек, ул. И.Ахунбаева, 92 10Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112 11Многопрофильная поликлиника «Гармония здоровья» ООО «МАКСБелмед», 308015, г. Белгород, ул. Пушкина,

34

РЕЗЮМЕ. Введение. Бронхиальная астма (БА) является актуальной проблемой здравоохранения. Низкая осведомленность студентов 5 и 6 курсов медицинских университетов в вопросах этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии астмы может повлиять в дальнейшем на качество лечения их пациентов. Цель. Определение у

Контактная информация

Ирина Михайловна Мартыненко, канд. мед. наук, доцент Института терапии и инструментальной диагностики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 690002, Россия, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2. E-mail: irina.martynenko11@mail.ru

Correspondence should be addressed to

Irina M. Martynenko, MD, PhD (Med.), Associate Professor of the Institute of Therapy and Instrumental Diagnostics of the Pacific State Medical University, 2 Ostryakova Ave., Vladivostok, 690002, Russian Federation. E-mail: irina.martynenko11@mail.ru

Для цитирования:

Бонцевич Р.А., Водяхина А.Я., Батищева Г.А., Гончарова Н.Ю., Невзорова В.А., Мартыненко И.М., Биккинина Г.М., Кетова Г.Г., Бары-шева В.О., Тилекеева У.М., Лучинина Е.В., Соловьева Л.В. Оценка знаний студентов старших курсов по бронхиальной астме. Итоги исследования «А88А-Ш» // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2023. Вып.90. С.29-38. DOI: 10.36604/1998-5029-2023-90-29-38

For citation:

Bontsevich R.A., Vodyakhina A.Y., Batishcheva G.A., Goncharova N.Y., Nevzorova V.A., Martynenko I.M., Bikkinina G.M., Ketova G.G., Bary-sheva V.O., Tilekeeva U.M., Luchinina E.V., Solovyova L.V. Assessment of knowledge of senior students on bronchial asthma. Results of the ASSA-III study. Bülleten'fiziologii ipatologii dyhania = Bulletin Physiology and Pathology of Respiration 2023; (90):29-38 (in Russian). DOI: 10.36604/1998-5029-2023-90-29-38

студентов старших курсов уровня знаний по теме «Бронхиальная астма». Сравнить в динамике результаты данного с предыдущими этапами исследования (2014-2019 гг.). Материалы и методы. Данная работа представляет третий этап многоцентрового проекта ASSA (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), была проведена в 2019-2023 гг. в семи городах России и Киргизии. Результаты. Итоги анонимного анкетирования показали, что базовый уровень знаний студентов 5 и 6 курсов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» в медицинских университетах в вопросах этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии БА находится на уровне выше среднего. Респонденты показали хорошие результаты в вопросах про триггерные факторы (85,6% верных ответов), уровни контроля (90,7%) над БА и о наименовании длительного приступа удушья (86,9%). Хуже справились с вопросами фармакотерапии: корректно определили выбор рациональной тактики лечения при легкой БА на 1-й и 2-й ступенях терапии всего 15,4 и 24,7% студентов, соответственно), показания к сублингвальной иммунотерапии определили 11,7%, а показания к добавлению тиотропия 23,5% респондентов. Заключение. По результатам анкетирования были сделаны выводы о недостаточных знаниях будущих специалистов в области фармакотерапии БА, особенно, в области изменившихся клинических рекомендаций. В то же время, в области этиологии, патогенеза и диагностики старшекурсники продемонстрировали достаточно высокие результаты.

Ключевые слова: бронхиальная астма, анкетирование, студенты, фармакотерапия астмы, фармакоэпиде-миологическое исследование.

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF SENIOR STUDENTS ON BRONCHIAL ASTHMA.

RESULTS OF THE ASSA-III STUDY

R.A.Bontsevich1-3, A.Y.Vodyakhina2, G.A.Batishcheva4, N.Y.Goncharova4, V.A.Nevzorova5, I.M.Martynenko5, G.M.Bikkinina6, G.G.Ketova7, V.O.Barysheva8, U.M.Tilekeeva9, E.V.Luchinina10, L.V.Solovyova11

'Mari State University, 1 Lenin Square, Yoshkar-Ola, Republic of Mari El, 424000, Russian Federation 2Belgorod State National Research University, 85 Pobedy Str., Belgorod, 308015, Russian Federation

3Kazan State Medical Academy - branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education,

36 Butlerova Str., Kazan, 420012, Russian Federation 4Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko, '0 Studencheskaya Str., Voronezh, 394036, Russian

Federation

5Pacific State Medical University, 2 Ostryakova Ave., Vladivostok, 690002, Russian Federation

6Bashkir State Medical University, 3 Lenin Str., Ufa, 450000, Russian Federation 7South Ural State Medical University, 64 Vorovsky Str., Chelyabinsk, 454092, Russian Federation 8National Medical Research Center for Endocrinology, '' Dm. Ulyanova Str., Moscow, ''7292, Russian Federation 9I.K.Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy, 92 Akhunbaev Str., Bishkek, 720020, Kyrgyzstan 10Saratov State Medical University named after V.I.Razumovsky, ''2 Bolshaya Kazachia Str., Saratov, 4'00'2, Russian

Federation

''Outpatient Clinic «Garmoniya zdorov'ya» LLC «MAKSBelmed», 34 Pushkina Str., Belgorod, 3080'5, Russian

Federation

SUMMARY. Introduction. Bronchial asthma is an urgent health problem. Low awareness of 5th and 6th year students of medical universities in the etiopathogenesis, diagnosis and pharmacotherapy of asthma may affect the quality of treatment of their patients in the future. Aim. Determination of the level of knowledge of senior students on the topic "Bronchial asthma". Comparison the dynamics of the results of this and the previous stages of the study. Materials and methods. This work represents the third stage of the ASSA multicenter project (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), which was conducted in 2019-2023 in seven cities of Russia and Kyrgyzstan. Results. The results of an anonymous survey showed that the basic level of knowledge of 5th and 6th year students in the specialties of "Medicine" and "Pediatrics" at medical universities in matters of etiopathogenesis, diagnosis and pharmacotherapy of asthma is above average. Respondents showed good results in questions about trigger factors (85.6% of correct answers), levels of asthma control (90.7%) and about the name of a prolonged attack of suffocation (86.9%). Pharmacotherapy issues fared worse: only 15.4% and 24.7% of students correctly determined the choice of rational tactics for treatment with mild asthma at the 1st and 2nd stages of therapy), indications for sublingual immunotherapy were determined by 11.7%, and indications for the addition of tiotropium by 23.5% of respondents. Conclusion. Based on the results of the questionnaire, conclusions were drawn about the lack of knowledge of future specialists in the field of pharmacotherapy of asthma, especially in the field of changed clinical recommendations. At the same time, in the field of etiology, pathogenesis and diagnostics, undergraduates have demonstrated fairly high results.

Key words: bronchial asthma, questionnaire, students, asthma pharmacotherapy, pharmacoepidemiological research.

В клинических рекомендациях Российского респи- лено определение, адаптированное из Глобальной ини-раторного общества «Бронхиальная астма» представ- циативы по лечению и профилактике бронхиальной

астмы (Global Initiative for Asthma (GINA), 2019): «Бронхиальная астма - гетерогенное заболевание, характеризующееся хроническим воспалением дыхательных путей, наличием респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель, которые варьируют по времени и интенсивности и проявляются вместе с вариабельной обструкцией дыхательных путей» [1]. В РФ в настоящее время, по данным эпидемиологического исследования, распространенность БА составляет 6,9% среди взрослых [2] и около 10% среди детей и подростков [3]. Выделяют формы, провоцирующие появление симптомов БА: аллергическую, неаллергическую (триггерные факторы: инфекция, физическая нагрузка, холодный воздух) и смешанную, при которой симптомы БА возникают при воздействии как аллергических, так и неаллергических факторов [4]. Учитывая высокую распространенность заболевания в наше время, это исследование необходимо для более качественного изучения БА будущими специалистами.

Цель исследования - определить у студентов старших курсов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» уровень знаний по теме «Бронхиальная астма» с помощью метода анонимного анкетирования, выявить «слабые» места в вопросах этиологии, диагностики и фармакотерапии данного заболевания. Сравнить в динамике результаты данного с предыдущими этапами исследования (2014-2019 гг.).

Материалы и методы исследования

Данная работа является продолжением стартовавшего в 2014 году мультицентрового проекта «ASSA» (полное название - Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma, название проекта авторское, в реестрах исследований он не регистрировался) по оценке знаний и предпочтений студентов старших курсов. Первый этап (521 респондент из 7 центров) был завершен в 2016 году, второй этап (358 респондентов из 6 центров) - в 2019 году. Итоговые результаты 1-го этапа были опубликованы в журнале «Фарматека» в 2019 году [5], а 2-го этапа - в 2020 году [6].

Исследование проводилось в 2019-2023 гг. в 7 учреждениях высшего медицинского образования России и Киргизии: Белгородском государственном национальном исследовательском университете (г. Белгород), Тихоокеанском государственном медицинском университете (г. Владивосток), Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н.Бурденко (г. Воронеж), Южно-Уральском государственном медицинском университете (г. Челябинск), Саратовском государственном медицинском университете им. В.И.Разумовского (г. Саратов), Кыргызской государственной медицинской академии (г. Бишкек), Башкирском государственном медицинском университете (г. Уфа).

Была разработана специальная анкета для проведения исследования в соответствии с основными положениями руководства GINA-2019 [1], состоящая из 21

вопроса, на которые можно было дать только один правильный вариант ответа, также было предусмотрено наличие варианта ответа «затрудняюсь ответить». При выборе верного ответа респонденту начислялся 1 балл, при указании верного и ошибочного вариантов одновременно ответ считался неполным и оценивался в 0,5 баллов, при выборе неверного ответа участник исследования получал 0 баллов. Таким образом, при всех правильных ответах, максимальный средний балл составлял 1,0 балл. Среднее значение совокупности верных, частично верных и неверных ответов характеризовалось как «средний уровень полноты ответа на вопрос» (СПО), эквивалентное понятие -«средний уровень правильности ответов».

Отдельно оценивались средние значения ответов каждого респондента, средние по отдельным вопросам, средние значения по всей анкете. Также анализировались закономерности ответов на отдельно взятые вопросы, допускались статистически несистемные пропуски на ответы. В анкете студенту было предложено указать свой курс, специальность и отметить первичным или вторичным является прохождение анкеты. Анонимность анкетирования была применена для получения более независимых результатов. Все студенты прошли обучения по стандартным образовательным программам. Авторы подчеркивают, что данная методика оценки знаний относительна, разработана исключительно для настоящего исследования и не может полноценно отразить уровень качества образования в вузе.

Вся информация, полученная из анкет, была внесена в электронную базу данных и обработана с помощью прикладных программ Microsoft Excel и электронного ресурса medstatistic.ru. Статистические данные обрабатывались на основании анализа четырехпольных и произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия хи-квадрат (%2) Пирсона, при необходимости - с поправкой Йейтса, расчетом точного критерия Фишера и z-критерия для сравнения относ ительных величин в больших группах.

Результаты исследования

В анонимном анкетировании участвовало 486 студентов-старшекурсников (из них 13% были из Белгорода, 20,3% - из Владивостока, 35,6% - из Воронежа, 7,2% - из Челябинска, 6% - из Саратова, 6,2% - из Бишкека и 11,7% - из Уфы); ранее - на 2-м этапе проекта в 2017-2019 гг. - было опрошено 358 студентов из 5 регионов России и 1 региона Украины.

СПО по всей анкете составил 63,2% (на предыдущем этапе проекта он составлял 74,8%, однако следует отметить, что анкета между проектами претерпела значительные изменения, была дополнена новыми вопросами в разделе фармакотерапии), по вопросам этиологии, патогенеза и диагностики (1-9 вопросы) анкеты составил 80% (от 63,8 до 87,9% в разных центрах, Х2=19,580, p<0,01), а по вопросам фармакотерапии БА

(10-21 вопросы) - составил 50,7% (от 27,6 до 64,8% в (рис. 1 и 2) приведены сводные данные по уровням разных центрах, %2=16,431, р<0,05). На рисунках ниже правильных ответов на все вопросы анкетирования.

Рис. 1. Диапазоны «Коридора колебания» по уровню верных ответов (%) на вопросы этиологии, патогенеза и диагностики (минимальное - среднее - максимальное значение в центрах исследования).

ДИАПАЗОНЫ "КОРИДОРА КОЛЕБАНИЯ" ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

<ъ0<

-74,3

47

40

■ 96

- -87,1

40

93

71

43

1

90

67,5

I

72

1

I" I

-15,4

9

42

■24,7 23 7

Г?

;V* >-> & jj „о .с

-48,9

17

31

51

84

64,8 66 45,4

I

-23,5

17 17

■11,7

Sj .u

^ / / / ^ / / / «¡Г ^

9р of 9? ЯР 9Р 9р 9р 9р <Ь° 9р

^Среднее ^Максимальное Пминимальное Рис. 2. Диапазоны «Коридора колебания» по уровню верных ответов (%) на вопросы фармакотерапии.

Обсуждение результатов исследования справились 65,5% студентов, выбрав формулировку:

о с- «гетерогенное заболевание, характеризующееся хро-

В первом вопросе анкеты респондентам надо было ^ ' ^ ^ : ^

с- т? л ническим воспалением дыхательных путей, наличием

выбрать определение для БА. С данным вопросом } '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель, которые варьируются по времени и интенсивности и проявляются вместе с вариабельной обструкцией дыхательных путей» [1]. СПО составил 65,5%, от 38 до 89% в участвующих центрах, с наличием значимых различий между ними (%2=40,051, р<0,001). При сравнении результатов с данными 2-го этапа (А88А-П) было получено статистически значимое улучшение ответов на данный вопрос (СПО в проекте АББА-П -46,5%, х2=30,420, р<0,001) [6], авторы связывают это с проведением «селективных» образовательных мероприятий на основании первично выявленных проблем в 1-2 этапах проекта (2014-2019 гг.) в центрах проведения исследования.

Во втором вопросе анкеты студенты должны были указать возможные триггерные факторы развития приступа БА. Все предложенные варианты: воздействие бытовых аллергенов, физическое напряжение, воздействие холода, прием нестероидных противовоспалительных средств [6-8], оказались верными. Большинство опрошенных студентов (85,6%) выбрали ответ «любой из вышеназванных» (СПО от 72 до 96%, Х2=21,697, р<0,01). В исследовании АББА-П был получен близкий статистический результат (81,7%, Х2=2,064, р=0,151).

В третьем вопросе анкеты необходимо было указать основное патогенетическое звено заболевания. Данное задание правильно выполнили 73,6% опрошенных (СПО от 60 до 93%, х2=22,741, р<0,001), выбрав гиперреактивность бронхов. На этот вопрос во 2-й фазе проекта значимых отличий в ответах не было (67,6%, Х2=3,492, р=0,062).

В четвертом вопросе анкеты респондентам необходимо было выбрать подходящие инструментально-лабораторные маркеры БА. На этот вопрос верно ответили 73,3% опрошенных, выбрав следующие варианты: снижение объема форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1), повышение уровня иммуноглобулина Е (^Е) и наличие эозинофилии. СПО составил от 40 до 95%, %2=42,239, р<0,001. В этом вопросе также не наблюдалось статистически значимых отличий в сравнении с результатами 2-го этапа исследования (69,9%, х2=1,166, р=0,281) [6, 7-9].

В пятом вопросе старшекурсникам нужно было указать основной метод диагностики БА. С вопросом успешно справились 83,9% респондентов (СПО от 65 до 93%, х2=27,326, р<0,001). Для БА характерно вариабельное ограничение скорости воздушного потока. В качестве диагностики проводят спирометрию, т.е. применяют методы, направленные на исследование функции внешнего дыхания (ФВД) [6, 9]. В этом вопросе также не наблюдалось статистически значимых отличий в сравнении с результатами 2-го этапа исследования (88,5%, х2=3,568, р=0,059).

В шестом вопросе респонденты должны были указать варианты степени тяжести БА. С заданием спра-

вились 83,7% студентов (СПО в центрах от 52 до 95%, Х2=78,528, р<0,001). С исследованием АББА-П различия статистически незначимы (79,6%, %2=2,317, р=0,128).

В седьмом вопросе анкеты студентам необходимо было указать уровни контроля БА. На этот вопрос верно ответили 90,7% опрошенных, выбрав следующие варианты: полный, неполный, неконтролируемая БА. СПО составил от 75 до 100%, х2=33,513, р<0,001. По сравнению с данными АББА-П уровень верных ответов существенно возрос (73,8%, %2=42,909, р<0,001).

В восьмом вопросе анкеты надо было выбрать наиболее подходящий метод самоконтроля над течением БА. 77,7% студентов справились с этим заданием (СПО составил от 46 до 93% в разных центрах, %2=58,098, р<0,001), указав пикфлоуметрию. В ходе второго этапа исследования был получен аналогичный уровень знаний старшекурсников в данном вопросе (76,5%, Х2=0,194, р=0,660).

В девятом вопросе респондентам надо было выбрать, как называется длительный приступ удушья. Правы оказались 86,9% студентов (СПО от 68 до 100%, Х2=51,348, р<0,001), выбрав астматический статус. На этот вопрос во 2-й фазе проекта значимых отличий в ответах не было (91,1%, х2=3,342, р=0,068).

В десятом вопросе респондентам нужно было указать первый шаг в лечении приступа удушья. С вопросом справились 74,9% студентов (СПО от 40 до 91%, Х2=56,890, р<0,001), считавших правильным ответом Р2-агонисты короткого действия. В исследовании АББА-П были получены лучшие результаты (81,4%, Х2=5,378, р<0,05).

Респондентам в вопросе №11 надо выбрать Р2-аго-нист пролонгированного действия. С этим заданием успешно справилось 74,3% студентов, выбрав сальме-терол (СПО от 47 до 93%, х2=36,207, р<0,001).

В двенадцатом вопросе респондентам следовало верно выбрать из предложенного списка препаратов ИГКС. Правы оказались 87,1% тестируемых студентов (СПО в центрах составил от 40 до 96%, %2=74,614, р<0,001), выбрав будесонид.

В тринадцатом вопросе анкеты старшекурсникам на выбор были предложены следующие комбинации лекарств для лечения БА, одна из которых существует в одном доставочном устройстве: ИГКС+эуфиллин, ИГКС+Р2-агонист длительного действия (ДДБА), ИГКС+м-холинолитик, теофиллин+ДДБА. 71% опрошенных студентов успешно справились с заданием, выбрав ИГКС + Р2-агонист длительного действия (ДДБА) [6, 9, 10-15]. СПО в центрах составил от 43 до 93% (х2=41,875, р<0,001). В ходе второго этапа исследования был получен аналогичный уровень знаний старшекурсников в данном вопросе (62,6%, %2=6,755, р=0,010).

При легкой БА на 1-й ступени лечения с 2019 года рациональным считается применение комбинации бу-десонид+формотерол по потребности, выбрав этот ва-

риант ответа в четырнадцатом вопросе анкеты, правы оказались лишь 15,4% студентов (СПО в центрах от 9 до 37%, %2=30,770, р<0,001). Наиболее распространенным ошибочным ответом была версия об ингаляции Р2-агонистов короткого действия (КДБА) по потребности (75,3%). Это считалось корректным до 2019 года, до пересмотра рекомендаций GINA и национальных клинических рекомендаций. После того как было доказано [16], что на монотерапии КДБА повышается частота госпитализаций и смерти, подходы к ведению пациентов были изменены. Данный вопрос оказался ярким примером того, что получаемые в вузах знания зачастую отстают от современных научных и клинических реалий.

При легкой БА на 2-й ступени лечения рационален постоянный прием низких доз ИГКС, добавление КДБА по потребности и прием по потребности низких доз комбинации ИГКС+быстродействующий Р2-аго-нист, выбрав эти варианты ответа в пятнадцатом вопросе анкеты, правы оказались 24,7% студентов (СПО составил от 7 до 42% в разных центрах, %2=27,292, р<0,001). Распространенной ошибкой было то, что респонденты выбирали только одну из двух возможных рациональных комбинаций: прием низких доз ИГКС, добавление КДБА по потребности (54,7%) или прием по потребности низких доз комбинации ИГКС+бы-стродействующий Р2-агонист (15,8%).

В шестнадцатом вопросе анкеты старшекурсникам необходимо было верно выделить другие (альтернативные) варианты поддерживающей терапии БА на 2-й ступени терапии: антилейкотриеновые препараты, тио-тропий, низкие дозы оральных ГКС, средние/высокие дозы ИГКС, анти-^Е-препараты. Правильный вариант ответа выбрали 67,5% респондентов (СПО от 23 до 90%, х2=55,100, р<0,001).

В семнадцатом вопросе анкеты респондентам необходимо было выбрать наиболее подходящие препараты первого выбора при базисной терапии на 3-й ступени лечения БА. С данным вопросом справилось всего 48,9% студентов, выбрав низкие/средние дозы ИГКС+ДДБА. СПО составил от 17 до 72%, х2=42,452, р<0,001. Наиболее частым заблуждением студентов была версия: «средние/высокие дозы ИГКС+ДДБА» (36,4%).

В восемнадцатом вопросе требовалось указать, что необходимо добавить к базисной терапии для взрослых пациентов с БА и аллергическим ринитом, которые имеют аллергию на клеща домашней пыли, верно ответили 11,7% студентов, выбрав сублингвальную иммунотерапию. СПО в разных центрах составил от 0% до 31%, х2=61,347, р<0,001. Наиболее частыми распространенными ошибочными ответами были версии: ан-тилейкотриеновых (24,3%) и антигистаминных лекарственных средств 2-3 поколения (49,4%).

При недостаточном контроле на 4-й ступени лечения БА на фоне использования средних/высоких доз ИГКС+ДДБА рекомендуется добавление тиотропия

(вопрос 19). Правильно ответили на этот вопрос 23,5% студентов (СПО от 3 до 51%, х2=78,191, р<0,001). Наиболее распространенными ошибочными ответами были версии: минимальное возможная доза перораль-ных ГКС или добавление генно-инженерных биологических препаратов (29,4%) и высокие дозы фиксированной комбинации ИГКС+ДДБА и добавление КДБА по потребности (30,7%).

В двадцатом вопросе старшекурсникам необходимо было выбрать наиболее подходящий вариант для стартовой базисной терапии БА средней тяжести (подобный вопрос с другой формулировкой был также под номером 17). С заданием успешно справилось 64,8% студентов (СПО по участвовавшим центрам составил от 17 до 84%, х2=57,351, р<0,001), выбрав ИГКС+ДДБА. На этот вопрос во 2-й фазе проекта ответы были значимо лучше (78,7%, %2=19,187, р<0,001).

В двадцать первом вопросе анкеты респонденты должны были указать, при каких формах рекомендуются антилейкотриеновые препараты. Все предложенные варианты: вирусиндуцированной БА, астме физического усилия, БА в сочетании с аллергическим ринитом, оказались верными. Студенты, выбравшие ответ «всех упомянутых формах», составили большинство опрошенных, а именно 45,4% (СПО составил от 17 до 66% в разных центрах, %2=37,154, р<0,001). Наиболее распространенным неполным ответом была версия: БА в сочетании с аллергическим ринитом (35%).

При сравнении одинаковых вопросов в центрах, которые принимали участие в обоих этапах проектов АББА-П и АББА-Ш (Белгород, Воронеж, Челябинск, Саратов, Уфа), были выявлены близкие статистические результаты с небольшим статистически незначимым уровнем улучшения знаний в динамике (СПО составил А88А-П=74,5% и А88А-Ш=76,3%, Х2=3,555, р=0,060). Расцениваем это как положительную тенденцию на фоне «непростого временного периода» проведения данного этапа проекта: эпидемия COVID-19, периоды дистанционного образования, обновление клинических рекомендаций. Кроме того, по аналогии с ранее проводимыми «селективными образовательными мероприятиями» схожего проекта [17], в этих центрах частично проводились подобные дополнительные образовательные мероприятия, которые могли влиять на рост СПО.

Таким образом, проведенное многоцентровое анкетирование студентов 5 и 6 курсов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» в 2019-2023 гг. показало достаточно высокий уровень знаний в вопросах этиопатогенеза и диагностики БА. В то же время достаточно сложными для респондентов предстали вопросы о фармакотерапии заболевания. Большую обеспокоенность вызывает низкий уровень знаний о «новых» подходах, обновлениях клинических рекомендаций в части практической фармакотерапии (замена монотерапии КДБА на их комбинацию с ИГКС и ряд других положений). Между центрами выявлена стати-

стически значимая разница уровней верных ответов в большинстве вопросов, что свидетельствует о неоднородности донесения до студентов учебных программ по данной теме. При сравнении с 1-м и 2-м этапами исследования по большинству вопросов (рис. 3.) и по

общим средним результатам можно сделать вывод, что знания студентов в определенной мере улучшились (СПО по всему проекту А8БА-1=74%, А88А-П=74,8%, А88А-Ш=77,6%, 7-критерий=1,33, р>0,05).

Рис. 3. Сравнение ответов на одинаковые вопросы в исследованиях ASSA-I, ASSA-II и ASSA-III. Примечание: наличие статистических различий отмечено одним, двумя или тремя символами *, # либо &, в зависимости от пары сравниваемых фаз проекта (# - сравнение ASSA-I и II, * - сравнение ASSA-I и III, & - сравнение ASSA-II и III) и степени выявленных различий (р<0,05, 0,01 и 0,001).

Выводы

Полученные результаты показывают, что имеется определенный дефицит знаний студентов старших курсов в вопросах БА. Возможно, текущее количество «профильных» академических часов остается недостаточным для подробного разбора фармакотерапии по БА. По мнению авторов, необходима модификация подходов к образовательному процессу с максимально оперативным реагированием на появление новых клинических рекомендаций.

Тенденцию к улучшению общего уровня знаний студентов в динамике при сравнении одинаковых вопросов в проектах за период с 2014 по 2023 гг. (общий СПО по одинаковым вопросам возрос с 74,0 до 77,6%) авторы связывают с «точечной» образовательной работой в центрах проведения исследования над первично выявленными (в проектах А88А-1/Н, 2014-2019 гг.)

проблемными вопросами.

Полученные результаты показывают, что у будущих специалистов существует определенные пробелы в знаниях БА, что приводит к ошибкам в этиологии, диагностики и фармакотерапии данного заболевания и свидетельствует о необходимости разработки новых под ходов в освоении данной темы.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest

Источники финансирования

Исследование проводилось без участия спонсоров

Funding Sources

This study was not sponsored

ЛИТЕРАТУРА

1. Global Initiative for Asthma. Global Strategy for Asthma Management and Prevention, 2019. URL: http://www.gi-nasthma.org

2. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Antonov N.S., Galkin D.V., Manakov L.G., Antonini P., Murphy M., Solodovnikov A.G., Bousquet J., Pereira M.H., Demko I.V. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian

Federation // Int. J. Chron. Obstruct. Pulmon. Dis. 2014. Vol.9, Iss.1. P.963-974. https://doi.org/10.2147/COPD.S67283

3. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». IV издание. М.: Оригинал-макет, 2012. 182 c. ISBN 5998801113; 9785998801112.

4. Мазур Е.С., Бачурина М.А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких. Тверь: Тверская гос. мед. акад., 2014. 28 с.

5. Бонцевич Р.А., Михно А.В., Щуровская К.В., Гончарова Н.Ю., Феоктистова Ю.В., Попова Е.А., Лучинина Е.В., Барышева В.О., Малкина М.И., Компаниец О.Г., Батищева Г.А., Елисеева Е.В., Кетова Г.Г., Покровская Т.Г. Оценка уровня базовых знаний по бронхиальной астме у студентов старших курсов -финальные результаты исследования ASSA // Фарматека. 2019. Т.26, №5. С.102-109. EDN: LGMXYR. https://doi.org/10.18565/pharmateca.2019.5.102-109

6. Бонцевич Р.А., Адонина А.В., Михно А.В., Куценко Д.И., Батищева Г.А., Дронова Ю.М., Кетова Г.Г., Барышева В.О., Лучинина Е.В., Мироненко Е.В., Биккинина Г.М., Покровская Т.Г. Бронхиальная астма: оценка знаний студентов старших курсов. Итоги исследования «ASSA-II» // Фарматека. 2020. Т.27, №10. С.111-118. EDN: XVBNJW. https://doi.org/10.18565/pharmateca.2020.10.111-118

7. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. M., 2019. URL: https://spulmo.ru/upload/kr_bronhastma_2019.pdf

8. Авдеев С.Н. Бронхиальная астма в таблицах и схемах. М.: Атмосфера, 2005. 47 c. ISBN 5-902123-18-6.

9. Респираторная медицина: руководство: в 3-х томах / под ред. А.Г. Чучалина. М.: Литтера, 2017. Т.3. 464 с. ISBN 978-5-4235-0272-0.

10. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперед // Астма и аллергия. 2013. №3. С.16-19. EDN: VVDLDP.

11. Horak F., Doberer D., Eber E., Horak E., Pohl W., Riedler J., Szepfalusi Z., Wantke F., Zacharasiewicz A., Studnicka M. Diagnosis and management of asthma - Statement on the 2015 GINA Guidelines // Wien. Klin. Wochenschr. 2016. Vol.128, Iss.15-16. P.541-554. https://doi.org/10.1007/s00508-016-1019-4

12. Айсанов З.Р., Калманова Е.Н. Эффективность фиксированных комбинаций в достижении контроля бронхиальной астмы: анализ результатов исследования GOAL // Атмосфера. Пульмонология и аллергология. 2009. №1. С.16-20. EDN: KHQHJZ.

13. Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Архипов В.В., Белевский А.С., Игнатова Г.Л., Ильина Н.И., Емельянова А.В., Княжеская Н.П., Курбачева О.М., Лещенко И.В., Ненашева Н.М., Фассахов Р.С. Согласованные Рекомендации по применению режима единого ингалятора фиксированной комбинации будесонид/формотерол (SMART) в терапии пациентов с бронхиальной астмой // Практическая пульмонология. 2016. №1. С.2-15. EDN: TWSOEE.

14. Ichinose M., Sugiura H., Nagase H., Yamaguchi M., Inoue H., Sagara H., Tamaoki J., Tohda Y., Munakata M., Ya-mauchi K., Ohta K.; Japanese Society of Allergology. Japanese guidelines for adult asthma 2017 // Allergol. Int. 2017. Vol.66, Iss.2. P.163- 189. https://doi.org/10.1016/j.alit.2016.12.005

15. Fitzpatrick A.M, Moore W.C. Severe asthma phenotypes - how should they guide evaluation and treatment? // J. Allergy Clin. Immunol. Pract. 2017. Vol.5, Iss.4. P.901-908. https://doi.org/10.1016/j. jaip.2017.05.015

16. The Global Asthma Report, 2022. Global Asthma Network. URL: http://www.globalasthmanetwork.org

17. Гаврилова А.А., Бонцевич Р.А., Черенкова О.В., Гончарова Н.Ю., Покровская Т.Г. Динамика знаний студентов в вопросах ведения пациентов с внебольничной пневмонией на фоне проведения дополнительных образовательных мероприятий // Consilium Medicum. 2020. Т.22, №3. С.87-93. EDN: CXGLBE. http s://doi.org/10.26442/20751753.2020.3.200080

REFERENCES

1. Global Initiative for Asthma. Global Strategy for Asthma Management and Prevention, 2019. Available at: http://www.ginasthma.org

2. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Antonov N.S., Galkin D.V., Manakov L.G., Antonini P., Murphy M., Solodovnikov A.G., Bousquet J., Pereira M.H., Demko I.V. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. Int. J. Chron. Obstruct. Pulmon. Dis. 2014; 9(1):963-974. https://doi.org/10.2147/C0PD.S67283

3. [National program «Bronchial asthma in children. Treatment strategy and prevention». 4th edition]. Moscow; 2012 (in Russian). ISBN 5998801113; 9785998801112.

4. Mazur E.S., Bachurina M.A. [Bronchial asthma and chronic obstructive pulmonary disease]. Tver; 2014 (in Rus-

5. Bontsevich R.A., Mikhno A.V., Shchurovskaya K.V., Goncharova N.Yu., Feoktistova Yu.V., Popova E.A., Luchinina E.V., Barysheva V.O., Malkina M.I., Companiet O.G., Batishcheva G.A., Eliseeva E.V., Ketova G.G., Pokrovskaya T.G. [Assessment of the level of basic knowledge on bronchial asthma in senior students - the final results of the ASSA study]. Farmateka 2019; 26(5):102-109 (in Russian). https://doi.org/10.18565/pharmateca.2019.5.102-109

6. Bontsevich R.A., Adonina A.V., Mikhno A.V., Kutsenko D.I., Batishcheva G.A., Dronova Y.M., Ketova G.G., Bary-

sheva V.O., Luchinina E.V., Mironenko E.V., Bikkinina G.M., Pokrovskaya T.G. [Bronchial asthma: assessment of knowledge of senior students. The results of the ASSA-II study]. Farmateka 2020; 27(10):111—118 (in Russian). https://doi.org/10.18565/pharmateca.2020.10.111-118

7. [Bronchial asthma. Clinical guidelines]. Moscow; 2019 (in Russian). Available at: https://spulmo.ru/upload/kr_bron-hastma_2019.pdf

8. Avdeev S.N. [Bronchial asthma in tables and diagrams]. Moscow: Atmosfera; 2005 (in Russian). ISBN 5-90212318-6.

9. Chuchalin A.G., editor. [Respiratory medicine: manual. Vol.3]. Moscow: Littera; 2017 (in Russian). ISBN 978-54235-0272-0.

10. Belevsky A.S. [Modern therapy of bronchial asthma, a step forward]. Astma i allergiya 2013; (3):16-19 (in Rus-

11. Horak F., Doberer D., Eber E., Horak E., Pohl W., Riedler J., Szépfalusi Z., Wantke F., Zacharasiewicz A., Studnicka M. Diagnosis and management of asthma - Statement on the 2015 GINA Guidelines. Wien. Klin. Wochenschr. 2016; 128(15-16):541-554. https://doi.org/10.1007/s00508-016-1019-4

12. Aisanov Z.R., Kalmanova E.N. [The effectiveness of fixed combinations in achieving asthma control: an analysis of the results of the GOAL study]. Atmosfera. Pul'monologiya i allergologiya 2009; (1):16-20 (in Russian).

13. Avdeev S.N., Aisanov Z.R., Arkhipov V.V., Belevsky A.S., Ignatova G.L., Ilyina N.I., Emelyanova A.V., Knyaz-heskaya N.P., Kurbacheva O.M., Leshchenko I.V., Nenasheva N.M., Fassakhov R.S. [Agreed recommendations for the use of budesonide/Formoterol fixed combination single inhaler regimen (SMART) in the treatment of patients with bronchial asthma]. Practicheskayapulmonologiya=Practical Pulmonology 2016; (1):2-15 (in Russian).

14. Ichinose M., Sugiura H., Nagase H., Yamaguchi M., Inoue H., Sagara H., Tamaoki J., Tohda Y., Munakata M., Ya-mauchi K., Ohta K.; Japanese Society of Allergology. Japanese guidelines for adult asthma 2017. Allergol. Int. 2017; 66(2):163- 189. https://doi.org/10.1016Zj.alit.2016.12.005

15. Fitzpatrick A.M,, Moore W.C. Severe asthma phenotypes - how should they guide evaluation and treatment? J. Allergy Clin. Immunol. Pract. 2017; 5(4):901-908. https://doi.org/10.1016/j. jaip.2017.05.015

16. The Global Asthma Report, 2022. Global Asthma Network. Available at: http://www.globalasthmanetwork.org

17. Gavrilova A.A., Bontsevich R.A., Cherenkova O.V., Goncharova N.Yu., Pokrovskaya T.G. [Dynamics of students' knowledge in the management of patients with community-acquired pneumonia after additional educational events]. Consilium Medicum 2020; 22(3):87-93 (in Russian). https://doi.org/10.26442/20751753.2020.3.200080

Информация об авторах:

Роман Александрович Бонцевич, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры внутренних болезней №2, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Марийский государственный университет»; доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; доцент кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии Казанской государственной медицинской академии - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации; врач-терапевт, пульмонолог, клинический фармаколог; e-mail: dr.bontsevich@gmail.com; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9328-3905

Author information:

Roman A. Bontsevich, MD, PhD (Med.), Associate Professor; Associate Professor of the Department of Internal Medicine No.2 of the Mari State University; Associate Professor of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology of the Belgorod State National Research University; Associate Professor of the Department of Clinical Pharmacology and Pharmacotherapy of the Kazan State Medical Academy - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Russian Medical Academy of Continuing Professional Education" of the Ministry of Health of the Russian Federation; Therapist, Pulmonologist, Clinical Pharmacologist; e-mail:

dr.bontsevich@gmail.com; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9328-3905

Александра Ярославовна Водяхина, студентка Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; e-mail: aleks.123456789@list.ru; ORCID: http://orcid.org/0009-0004-6951-8833

Alexandra Y. Vodyakhina, Student of Belgorod State National Research University; e-mail: aleks.123456789@list.ru; ORCID: http://orcid.org/0009-0004-6951-8833

Галина Александровна Батищева, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: bat13@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4771-7466

Galina A. Batishcheva, MD, PhD, DSc (Med.), Professor, Head of the Department of Clinical Pharmacology of the Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko; e-mail: bat13@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4771-7466

Наталья Юрьевна Гончарова, канд. мед. наук, доцент кафедры клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: _su-merki_@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4113-5206

Natalia Y. Goncharova, MD, PhD (Med.), Associate Professor of the Department of Clinical Pharmacology of the Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko; e-mail: _sumerki_@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4113-5206

Вера Афанасьевна Невзорова, д-р мед. наук, профессор, директор института терапии и инструментальной диагностики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: nevzorova@inbox; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0117-0349

Vera A. Nevzorova, MD, PhD, DSc (Med.), Professor, Director of the Institute of Therapy and Instrumental Diagnostics of the Pacific State Medical University; e-mail: nevzorova@inbox; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0117-0349

Ирина Михайловна Мартыненко, канд. мед. наук, доцент Института терапии и инструментальной диагностики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; е-тай: irina.martynenko11@mail.ru; ORCID:

http://orcid.org/0000-0002-5181-0279

Irina M. Martynenko, MD, PhD (Med.), Associate Professor of the Institute of Therapy and Instrumental Diagnostics of the Pacific State Medical University; e-mail: irina.martynenko11@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5181-0279

Гузель Минираисовна Биккинина, д-р мед. наук, профессор кафедры фармакологии с курсом клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: bikkinina.ru@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0116-5128

Guzel M. Bikkinina, MD, PhD, DSc (Med.), Professor of the Department of Pharmacology with a course in Clinical Pharmacology of the Bashkir State Medical University; e-mail: bikkinina.ru@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0116-5128

Галина Григорьевна Кетова, д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры поликлинической терапии и клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: galina_ketova@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4678-6841

Galina G. Ketova, MD, PhD, DSc (Med.), Professor, Professor of the Department of Polyclinic Therapy and Clinical Pharmacology of the South Ural State Medical University; e-mail: galina_ketova@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4678-6841

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валерия Олеговна Барышева, канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической терапии и клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: valeriya.bar@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7762-7854

Valeria O. Barysheva, MD, PhD (Med.), Associate Professor of the Department of Polyclinic Therapy and Clinical Pharmacology of the South Ural State Medical University; e-mail: valeriya.bar@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7762-7854

Улангуль Муктаровна Тилекеева, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой базисной и клинической фармакологии, Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К.Ахунбаева; e-mail: ulangul@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8407-8248

Ulangul M. Tilekeeva, MD, PhD, DSc (Med.), Professor, Head of the Department of Basic and Clinical Pharmacology of the I.K.Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy; e-mail: ulangul@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8407-8248

Елена Валентиновна Лучинина, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры профпатологии, гематологии и клинической фармакологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail:

ELuchinina@gmail.com; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3120-8491

Elena V. Luchinina, MD, PhD (Med.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Occupational Pathology, Hematology and Clinical Pharmacology of the Saratov State Medical University named after V.I.Razumovsky; e-mail: ELuchinina@gmail.com; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3120-8491

Лилия Владимировна Соловьева, врач-терапевт многопрофильной поликлиники «Гармония здоровья» ООО «МАКСБелмед», г. Белгород; e-mail: liliya.sol@rambler.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7495-0258

Поступила 16.10.2023 Принята к печати 08.11.2023

Liliya V.Solovyova, MD, Therapist of the Outpatient Clinic "Garmoniya Zdorov'ya" LLC "MAKSBelmed", Belgorod; e-mail: liliya.sol@rambler.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7495-0258

Received October 16, 2023 Accepted November 08, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.