УДК 656.2-027.45
ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ МЕТРОПОЛИТЕНА ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Швецов А.В., аспирант, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», e-mail: transport-safety@mail.ru Швецова С.В., младший научный сотрудник НПО «Независимая лаборатория технологий транспортной безопасности» Балалаев А.С., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Каликина Т.Н., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Швецов А.В., старший научный сотрудник НПО «Независимая лаборатория технологий транспортной безопасности»
В настоящее время отсутствуют методы позволяющие рассчитать уровень защищенности объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства (АНВ) с применением взрывных устройств (ВУ) по фактическим показателям. Для решения данной задачи в настоящем исследовании разработан метод, позволяющий провести данный расчет.
Используя предложенный метод, группа специалистов-экспертов может определить, какие типы ВУ могут быть применены в АНВ на оцениваемых объектах и какими средствами защиты, выявляющими (блокирующими) данные типы ВУ, оснащены эти объекты. Далее на втором этапе на основе разработанной матрицы можно оценить защищенность рассматриваемых объектов метрополитена.
Ключевые слова: акт незаконного вмешательства, взрывное устройство, оценка защищенности, метрополитен, средства защиты.
EVALUATION OF UNDERGROUND SECURITY AGAINST ACTS OF UNLAWFUL
INTERFERENCE BOMB
Shvetsov A., the post-graduate student, FSEIHE «Far Eastern State Transport University», e-mail: transport-safety@mail.ru Shvetsova S., junior research associate, An independent laboratory transport safety technologies Balalaev A., Doctor of Techniques, professor, FSEI HE «Far Eastern State Transport University» Kalikina T., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Far Eastern State Transport University» Shvetsov A., higher senior officer, An independent laboratory transport safety technologies
There is currently no method allows to calculate the level ofprotection of underground facilities against acts of unlawful interference with the use of explosive devices on the actual performance. To solve this problem in this study developed a method to carry out this calculation.
Using the proposed method, a group of professional experts can determine what types of slaves can be used in AHB on the estimated object and what remedies are revealed (blocking) these types of TA, equipped with these facilities. Then in the second stage on the basis of the developed matrix can be estimated security considered underground facilities.
Keywords: act of unlawful interference, explosive device, security assessment, metro, security facilities.
Проведенные исследования показывают, что метрополитен с конца двадцатого века стал одним из основных объектов совершения актов незаконного вмешательства с применением взрывных устройств [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
Проведенный анализ показал, что в настоящее время отсутствуют методы, позволяющие рассчитать уровень защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ по фактическим показателям.
Для решения данной задачи разработан метод оценки защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ (далее - Метод).
Разработанный Метод позволяет на первом этапе при помощи модели защищенности объектов метрополитена определить, какие типы ВУ могут быть применены в АНВ на оцениваемых объектах и какими средствами защиты, выявляющими (блокирующими) данные типы ВУ, оснащены эти объекты. Далее на втором этапе на основе разработанной матрицы можно оценить защищенность рассматриваемых объектов метрополитена.
В состав Метода входят следующие основные элементы:
1) модель метрополитена как объекта защиты (рисунок 1);
2) таблица типов и способов доставки ВУ (таблица 1);
3) модель средств защиты метрополитена (рисунок 2);
4) модель защищенности объектов метрополитена (рисунок
3);
5) матрица оценки защищенности (рисунок 4).
Оценку защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ можно разделить на два этапа:
- этап 1. Формирование модели защищенности объектов метрополитена;
- этап 2. Оценка защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ на основе использования матрицы оценки защищенности.
Этап 1. Формирование модели защищенности объектов метрополитена.
Процесс формирования модели можно разбить на три подэта-
па:
- подэтап 1.1 - заполнение блока M модели;
- подэтап 1.2 - заполнение блока V модели;
- подэтап 1.3 - заполнение блока модели.
Подэтап 1.1. Заполнение блока М модели (объекты метрополитена).
Блок М модели может вмещать от одного до нескольких сот объектов метрополитена, что позволяет разместить в одной модели все объекты рассматриваемого метрополитена. Соответственно количество ячеек в модели уменьшается или увеличивается в зависимости от количества рассматриваемых объектов.
Блок М заполняется с применением модели метрополитена как объекта защиты (рисунок 1).
Согласно «Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена» [10], в состав метрополитена входят следующие объекты: станции, тоннели, электродепо, электроподстанции, пункты управления движением.
Состав объектов метрополитена, которые являются в данном Методе объектами оценки защищенности от АНВ с применением ВУ, представлен в сформированной модели метрополитена как объекта защиты (рисунок 1).
Объекты метрополитена в модели поделены на две группы:
Мподв - объекты, подвергавшиеся АНВ с применением ВУ;
М - объекты, не подвергавшиеся АНВ с применением ВУ.
неподв ' Г Г
При заполнении модели оценки защищенности объектов метрополитена (рисунок 3) после буквенного обозначения указывают индивидуальный номер объекта, нумерация у каждого вида объектов своя, например станция М (15) или тоннель М (7). Индивидуальные номера объектам присваиваются перед оценкой. При наличии у станции двух и более вестибюлей они также нумеруются, номера указываются после номера станции через дробь, например станция М (15/1) и М (15/2).
стч ' сту '
Подэтап 1.2. Заполнение блока V модели (ВУ, возможные к применению).
Блок Vзаполняется с использованием таблицы типов и способов доставки ВУ (таблица 1).
В блоке V модели (рисунок 3) напротив объектов метрополитена указываются типы ВУ, возможных к использованию на данных объ-
Объекты, не подвергавшиеся АНВ с применением В У
Рисунок 1 - Модель метрополитена как объекта защиты
ектах. Если на объекте может быть применено менее трех типов ВУ, то лишние ячейки оставляют незаполненными. Для подбора типов ВУ используют таблицу 1.
Подэтап 1.3. Заполнение блока 8 модели (средства защиты).
Блок Б заполняется с применением модели средств защиты метрополитена (рисунок 2).
Между оцениваемым объектом метрополитена (блок М) и ВУ, которые могут быть применены на этом объекте (блок V), указываются средства защиты (блок Б), используемые на данном объекте для защиты от данного типа ВУ. В блоке Б обозначения средств защиты указываются в соответствии с обозначениями, приведенными в модели средств защиты метрополитена (рисунок 2). В исследовании модель средств защиты метрополитена сформирована на примере тех, что применяются в Московском метрополитене. При оценке объектов другого метрополитена необходимо указать в модели (рисунок 2) средства защиты, которые используются в данном оцениваемом метрополитене.
Перечисленные (рисунок 2) средства защиты предназначены для предотвращения АНВ в метрополитене, в том числе с применением ВУ.
Автором проведена апробация предложенной модели защищенности объектов метрополитена (рисунок 3) на примере таких объектов Московского метрополитена, как станция «Проспект Мира» (Калужско-Рижская линия) (Мст(1/1)); станция «Проспект Мира» (Кольцевая линия) (М (1/2)); тоннель «Проспект Мира» (Кольцевая линия) - «Новослободская» (Мтз(1)); станция «Новослободская» (М (2)).
Этап 2. Оценка защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ на основе использования матрицы оценки защищенности.
На втором этапе проводится оценка защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ. Оценка выполняется на основе использования матрицы оценки защищенности (далее - Матрица) (рисунок 4). Так, если имеются данные (из сформированной модели защищенности объектов метрополитена, рисунок 3) о том, какие средства защиты установлены на оцениваемых объектах метрополитена, можно с применением Матрицы получить результат оценки защищенности. Пересечение соответствующих Б и М определяет искомый результат оценки защищенности.
Значение результатов оценки по Матрице дано в таблице 2.
Таблица 1 - Типы и способы доставки ВУ
Взрывное устройство Тип взрывного устройства (V) Способы доставки
1. Взрывное устройство с металлической оболочкой 2. Взрывное устройство с металлическими поражающими элементамиЗ. Взрывное устройство с радиоактивными элементами Первый V) Пододеждой
В багаже
1. Взрывное устройство без: - металлической оболочки - металлических поражающих элементов - радиоактивных элементов2. Взрывчатые вещества Второй Пододеждой
В багаже
Взрывное устройство, установленное на транспортное средство Третий (V) С использованием заминированного ТС
Рисунок 2 - Модель средств защиты метрополитена ((Б) - средства защиты; (Бн) - средства защиты, беспечивающие частичный досмотр (блокировку); (Бв) - вспомогательные средства защиты; (Бр) - средства защиты, обеспечивающие полный досмотр (блокировку))
Полученные результаты оценки выявили необходимость про-
Таблица 2 - Значение результатов оценки по Матрице
Оценка
R
R
Значение
Защита отсутствует
Защита не обеспечена
Защита обеспечена частично (необходимы срочные мероприятия по повышению защищенности (с учетом уровня опасности объекта))
Защита обеспечена частично
Защита обеспечена
Защита обеспечена на высоком уровне
Оценка дается раздельно по каждому типу ВУ. Всего объект получает от одной до трех оценок в зависимости от того, сколько типов ВУ может быть использовано на данном объекте.
Автором проведена апробация предложенной Матрицы (рисунок 4) на примере рассмотренных объектов Московского метрополитена.
Так, результаты оценки с применением Матрицы рассмотренных объектов метрополитена выглядят следующим образом.
К =
м
Т
[V*
R3 Rа
м
(v;
R«
ведения дополнительных мероприятий по повышению уровня защищенности следующих объектов метрополитена: М (1/1); М (1/2); М (2). Полная блокировка ВУ (третьего типа) на станциях М (1/1) и Мст(1/2) будет обеспечена при их оснащении предложенными в работе [11] противотаранными заградительными устройствами.
Заключение
Разработанный Метод позволяет рассчитать уровень защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ по фактическим показателям.
Результаты оценки могут быть использованы при разработке дополнительных мероприятий, направленных на повышение уровня транспортной безопасности метрополитена, а также в других мероприятиях, предусматривающих обеспечение транспортной безопасности метрополитена.
Полученные с применением предложенного Метода результаты также позволяют оценить результативность мероприятий по оснащению метрополитенов России средствами защиты, в частности, насколько по фактическим показателям увеличилась защищенность объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства с применением взрывных устройств.
Библиографический список
1. Швецов А.В. Технологические решения обеспечения транспортной безопасности Московского метрополитена // «Транспортное дело России» -2015. - №5. ISSN 2072-8689.
2. Швецов А.В. Метод защиты метрополитена от актов незаконного вмешательства // «Транспортное дело России» -2016. - №1. ISSN 2072-8689
т>
T>
4
R
sPi Sp2 Sm Sm SH4 SH5 SHÔ Sbî SB2 S33
Sm Sm SH4 Shs Sm Sbî Sß2 SB3
Sm Sß2 Sb3
Spi Sp2 Sm Sm SH4 Shs SHÔ Sbî SB2 S33
Sm Sm SH4 Sm SH6 Sbî Sb2 SB3
Sm s32 Sbî
Sps Sp4 Sb3
Sps Sp4 Sb3
SPj Sp2 Sm Sm SH4 SH5 Shô Sbî SB2 Sbs
Sm Sm SH4 Sm Sh6 Sbî SB2 SB3
Рисунок 3 - Модель защищенности объектов метрополитена (V - типы ВУ (в соответствии с таблицей - типы и способы доставки ВУ); 5 - средства защиты (в соответствии с моделью средств защиты метрополитена); М- объекты метрополитена (в соответствии с моделью
метрополитена как объекта защиты))
Рисунок 4 - Матрица оценки защищенности (5 - средства защиты (в соответствии с моделью средств защиты метрополитена;
- объекты метрополитена (в соответствии с моделью метрополитена как объекта защиты); Я - результаты оценки)
M
3. Швецов А.В. Аспекты транспортной безопасности метрополитена // «Транспорт Урала» -2016. - №2. ISSN 1815-9400 Х.
4. Швецов А.В. Проблемы и решения в обеспечении защиты станций метрополитена от террористических актов. Технические науки - от теории к практике: Материалы LVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2016. 110 - 122 с. ISSN 2308-5991
5. Швецов А.В. Проблемы и решения в обеспечении транспортной безопасности на метрополитене // «Транспортное дело России» -2015. - №6. ISSN 2072-8689.
6. Швецов А.В. Аспекты транспортной безопасности на Московском метрополитене // «Транспортное дело России» -2015. - №4. ISSN 2072-8689.
7. Швецов А.В. Транспортная безопасность метрополитена // «Известия ПГУПС», 2015. - №4. ISSN 2072-8689.
8. Швецов А.В., Швецова С.В. Защита от террористических
актов в метрополитене. Моделирование природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения: синтез достижений технических и социальных наук: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - Архангельск, 2016. 111 - 117 с. ISBN 978-5-98450-439-3
9. Швецов А.В. Организация транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Хабаровск, 2015. 263 - 268 с.
10. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена // Официальный сайт Российской газеты. - URL: http://www.rg.ru/2011/06/03/bezopasnost-site-dok.html
11. Швецов А.В. Противотаранное заградительное устройство // «Транспорт Российской Федерации» -2016. - №2. ISSN 1994-831 Х.