самым простым способом привлечения денежных средств является овердрафт.
Овердрафт является краткосрочным кредитом. Выдача овердрафта для юридических лиц предусмотрена при наличии у них расчетного счета в банке. Для юридических лиц овердрафт означает превышение расхода над остатком денежных средств на счете, при этом перерасход находится в распоряжении клиента.
Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод, о важности и значимости управления денежными потоками компании. От качества и эффективности управления ими зависит не только устойчивость компании в определенный момент времени, но и способность к дальнейшему развитию, а также достижению финансового успеха в долгосрочной перспективе.
Использованные источники:
1. Болквадзе, М.Э. Управление синхронизацией денежных потоков на предприятии // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2016. - № 27. - С. 123-128.
2. Гордусенко, А.В. Инструменты синхронизации материальных и денежных потоков // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 5962.
3. Кузнецова, И. Д. Управление денежными потоками предприятия: учебное пособие; под ред. А. Н. Ильченко / Иван.гос. хим. -технол. Ун-т. - Иваново, 2008.- 192 с.
4. Кузнецова, В. А. Управление оборотным капиталом [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В. А. Кузнецова: Красноярск: СибГАУ, 2016. - 116 с. - Режим доступа: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/0zZN76KwizmHzH0.
УДК 338.984
Шутеева А.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Финансовый факультет» Финансово - экономический институт ФГБОУВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»
Россия, г. Орел ОЦЕНКА ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ НА КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация: Статья посвящена оценке практики финансового планирования зарубежных стран, в частности рассмотрены Японская и Американская модели финансового планирования. В результате анализа были выявлены их характерные особенности и преимущества, а также рассмотрена возможность их применения в практике финансового планирования российских предприятий.
Ключевые слова: финансовое планирование, финанасовая стратегия, зарубежный опыт, американская модель планирования, японская модель
планирования.
Shuteeva A. student
2nd year, faculty "Finance Department" Financial - economic Institute FSBEI HE "OSU named after I. S. Turgenev"
Russia, Orel
ESTIMATE OF THE FOREIGN EXPERIENCE OF FINANCIAL PLANNING FOR BUSINESS
Abstract: the Article is devoted to the evaluation practice of financial planning in foreign countries, in particular, considered the Japanese model and the American model of financial planning. As a result of the analysis revealed their typical features and benefits, as well as the possibility of their application in the practice offinancial planning of Russian enterprises.
Keywords: financial planning, financial strategy, international experience, the American model of planning, Japanese planning model.
В современных рыночных условиях экономики для успешного функционирования любого хозяйствующего субъекта необходима постановка эффективной системы финансового планирования его деятельности, а также её совершенствование в процессе накопления как отечественного так и зарубежного опыта, разработки новых методологий, концепций и подходов, учитывающих специфику российских условий хозяйств ования.
Зарубежная практика финансового планирования имеет наиболее разработанную систему методов и подходов управления финансами и представлена в наиболее законченном виде по сравнению с опытом российских предприятий, практика внедрения финансового планирования в которых, появилась сравнительно недавно.
Проведенный анализ публикаций по проблемам финансового планирования в зарубежных компаниях и корпорациях позволил определить основные процедуры в организации финансового планирования в условиях рыночной среды. Кратко основные идеи, изложенные в трудах зарубежных специалистов по проблемам финансового планирования, можно представить следующим образом.
Процесс организации планирование в большинстве зарубежных стран осуществляется централизованно «сверху-вниз». Иначе говоря, плановые директивы, цели, основные направления деятельности и развития фирмы, а также текущие хозяйственные задачи разрабатываются на высшем уровне управления, где осуществляется взаимоувязка всех звеньев
производственного механизма.
Далее, на более низких ступенях управления, вся система конкретизируется относительно деятельности каждого отдельного
подразделения и после согласования с исполнителями плановых заданий, окончательные планы утверждаются на высшем уровне управления.
Такая централизованная организация системы финансового планирования позволяет дать определенную самостоятельность производственным подразделениям, и при этом концентрирует на высшем уровне управления единые для всей организации, важнейшие решения планирования и разработки календарных планов на базе показателей, рассчитанных подразделениями.
Большой интерес представляет организация системы финансового планирования на предприятиях двух крупнейших зарубежных стран: США и Японии, демонстрирующие высокую эффективность на мировом рынке.
Система стратегического финансового планирования возникла в компаниях Японии намного раньше, чем в западноевропейских и американских и применяется значительно шире.
В процессе разработки системы финансового планирования в Японии основополагающим и важнейшим фактором является разработка целей и стратегии, составляющие в дальнейшим основу для долгосрочного финансового планирования. Такие планы в Японии разрабатываются на срок от пяти до пятнадцати лет, так как в этот срок закладывается время расширение производства для увеличения доли компании на рынке, что в конечном итоге должно привести к максимизации прибыли. Выбор стратегии зависит от вида продукции, необходимого объема инвестиций, а также величины расходов на товародвижение, масштабов конкуренции, спроса на рынке и имеющихся ресурсов.
В общем виде, японскую модель финансового планирования можно описать в 4 этапах:
Рисунок1 - Японская модель финансового планирования
Такая модель построения системы финансового планирования позволяет Японским компаниям, четко следуя разработанной стратегии в долгосрочном периоде, осуществлять крупные инвестиции в новые технологии и быстро наращивать высокотехнологичные производственные мощности.
Рассмотрим особенности системы финансового планирования на предприятиях США. Для американских предприятий, в отличие от японских, характерна направленность на максимальную гибкость систем управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном периоде. В связи с этим планы
строятся на срок от одного года до пяти лет.
Свою гибкость они повышают за счет:
- сокращение планируемого периода;
- прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе помесячно.
В американских компаниях стартовой точкой разработки годового плана является с определения прогнозного объема продаж товаров. В годовом плане детализируются планы сбыта и производства помесячно и поквартально, конкретизируются задачи более низких управленческих звеньев. И в итоге рассчитываются планируемая прибыль и издержки производства].
В рамках каждого центра хозяйствования разрабатываются планы подразделений управление которыми в дальнейшем осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.
Составление бюджета начинается с определения нормативов трудовых затрат в долларах, затрачиваемых, на единицу выпускаемой продукции. Исходя из них, определяются затраты на сырье и материалы. Постоянные расходы - не зависящие от объема производства включаются в бюджет как накладные расходы к нормативу трудовых затрат или не включаются совсем.
Общая норма затрат на единицу выпускаемой продукции выступает как показатель, который с периодически (раз в неделю или в месяц) сравнивается на основе многовариантного анализа с количеством действительно затраченных человеко-часов производственной работы и при наличии данных со стоимостью сырья и материалов.
Таким образом, принципом американской модель финансового планирования является детализированный контроль за расходами, это даёт возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов вышестоящих подразделений.
Помимо этого, в американских фирмах для производственных отделений разрабатывается набор показателей, которые сравниваются в динамике: за прошлый, отчетный и прогнозируемый период. К таким показателям относятся: оборачиваемость товарных запасов; дебиторская задолженность; дни простоев и другие.
Таким образом, можно сопоставить основные особенности американской и японской модели финансового планирования:
Таблица1 - Сравнение основных критериев японской и американской моделей финансового планирования_
Критерий Японская модель финансового планирования Американская модель финансового планирования
Горизонт планирования Долгосрочные планы (от 5 до 15 лет) Краткосрочные планы (от 1 до 5 лет)
Преимущества Высокая эффективность в долгосрочном периоде Максимальная гибкость
Характер принятия управленческих решений Коллективный Индивидуальный
Характер планирования Стратегическое Тактическое
Организация планирования Снизу-вверх Сверху-вниз
Организация контроля Неформализованный контроль Четко формализованный контроль
Процесс планирования Централизован Децентрализован
Слабость построения российской системы финансового планирования и её внедрения обусловлена рядом причин:
- высокая нестабильность внешней среды;
- низкий уровень общей финансовой культуры фирм;
- высокая зависимость от государственного бюджета.
- недостаточная квалификация управляющих и служащих;
- отсутствие методической базы.
Основываясь на широком практическом опыте финансового планирования зарубежных стран, можно сделать вывод, что для российской системы оптимальным будет следующее построение системы финансового планирования:
- сбор заявок на финансирование по центрам ответственности, на основе которых разрабатывается базовый вариант бюджета (метод build-up «снизу-вверх»), а уже затем бюджет подвергается корректировке и утверждению высшим руководством (метод «сверху - вниз»).
Применение на практике сочетания системы break-down и метода build-up, является наиболее эффективным в условиях российской экономики, поскольку планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений и отвечать на изменчивость внешней среды. На наш взгляд, данный вариант имеет ряд значительных преимуществ, поскольку вовлекает все подразделения в процесс бюджетирования, способствует процессам коммуникации и координации, кроме того, руководство предприятия видит реальные потребности каждого центра ответственности, и выдает соответствующие плановые нормативы.
Таким образом, проведенный анализ методов финансового
планирования, используемых в деятельности зарубежных предприятий, позволил сделать следующие выводы:
- использование в российской практике зарубежных подходов и концепций финансового планирования затруднено вследствие различий во внешней среде, обусловливающих принятие конкретных управленческих решений, в том числе финансовых; из-за различий в системе бухгалтерского, налогового и управленческого учета; из-за несопоставимости основных финансовых параметров, характеризующих деятельность предприятий и организаций;
- в части определения горизонта планирования - наиболее оптимальный срок финансового планирования в условиях неравновесной, непредсказуемой российской экономической среды должен составлять не более 3 лет, более длительный срок неэффективен и не отвечает специфики российского финансового менеджмента.
- бюджет доходов и расходов является основным операционным бюджетом, и ему принадлежит ключевая роль в общей системе внутрифирменного планирования. Его точность определяет все остальные бюджеты. При этом наиболее важным и наиболее трудным представляется определение прогнозируемого объема продаж.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что развитые страны накопили значительный теоретический и практический опыт финансового планирования. Россия же, утратив основы планирования финансов на этапе трансформации экономической системы из административно-командной в рыночную, только накапливает данный опыт посредством, как собственных разработок, так и заимствования методов развитых стран. Уже на данном этапе развития бизнеса в России наша методика финансового планирования во многом схожа с американской и японской, но имеются и существенные отличия, собственные только ей присущие черты.
Использованные источники:
1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Сергеев И.В. Шипщын А.В. и др. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Петров П.А., Чеблоков А. Т. Финансовое планирование предприятия. -М.: Финансы и статистика, 1991.
4. Виссарионов А. Стратегическое прогнозирование в Японии // Эксперт. -2012. - №12
5. Файншмидт Е.А. Зарубежная практика антикризисного управления. - М. : ИНФРА-М, 2012.
Матусевич А. Тайна японского менеджмента // «Japon.ru - Интересный журнал о Японии». - 2007. - № 2.
6. Кулик О.С. Практика финансового планирования в зарубежных и российских корпорациях: сравнительные аспекты/ /Финансовые исследования . - 2009. - №2.