Научная статья на тему 'ОЦЕНКА Ю.А. ЖДАНОВЫМ СОСТОЯНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.'

ОЦЕНКА Ю.А. ЖДАНОВЫМ СОСТОЯНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / образование / общественные науки / публицистика / ирония / критика / science / education / social sciences / journalism / irony / criticism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евгений Ефимофич Несмеянов

Выявлены особенности научной публицистики Ю.А. Жданова, имевшей «иронически-метафорический стиль». Реакция ученого на события в стране конца XX в. выразилась в сатирично-саркастической критике идущих «реформ» в сфере науки и образования. Подчеркнуто, что в научной публицистике Ю.А. Жданова вместе с глубоким рациональным, аргументированным текстом появляется большое количество эмоциональных оценок, художественно образных афоризмов, глубоко отражавших кризис и «распад» в науке и образовании России конца XX – начала XXI в. Обмечено, что критика псевдонаучных и лжефилософских работ поклонников эзотеризма, предпринятая Ю.А. Ждановым, не утратила значения и сегодня, является актуальной и своевременной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yu.A. Zhdanov's assessment of the state of science and education in the late XX – early XXI centuries

The features of Yu.A. Zhdanov's scientific journalism, which had an "ironic-metaphorical style", are revealed. The scientist's reaction to the events in the country at the end of the 20th century was expressed in a satiric and sarcastic criticism of the ongoing "reforms" in the field of science and education. It is emphasized that in the scientific journalism of Yu.A. Zhdanov, along with a deep rational, reasoned text, a large number of emotional assessments, artistically figurative aphorisms appear, deeply reflecting the crisis and "disintegration" in science and education in Russia at the end of the XX beginning of the XXI century. It is noted that the criticism of pseudoscientific and pseudo-philosophical works of fans of esotericism, undertaken by Yu.A. Zhdanov, has not lost its significance today, is relevant and timely.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА Ю.А. ЖДАНОВЫМ СОСТОЯНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности:5.7.6)

Научная статья УДК 1

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-29-32

ОЦЕНКА Ю.А. ЖДАНОВЫМ СОСТОЯНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

© Евгений Ефимофич Несмеянов

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия nesmeyanoff.e@yandex.ru

Аннотация. Выявлены особенности научной публицистики Ю.А. Жданова, имевшей «иронически-метафорический стиль». Реакция ученого на события в стране конца XX в. выразилась в сатирично-саркастической критике идущих «реформ» в сфере науки и образования. Подчеркнуто, что в научной публицистике Ю.А. Жданова вместе с глубоким рациональным, аргументированным текстом появляется большое количество эмоциональных оценок, художественно образных афоризмов, глубоко отражавших кризис и «распад» в науке и образовании России конца XX - начала XXI в. Обмечено, что критика псевдонаучных и лжефилософских работ поклонников эзо-теризма, предпринятая Ю.А. Ждановым, не утратила значения и сегодня, является актуальной и своевременной. Ключевые слова: наука, образование, общественные науки, публицистика, ирония, критика. Для цитирования: Несмеянов Е.Е. Оценка Ю.А. Ждановым состояния науки и образования в конце XX - начале XXI вв. // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 29-32 doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-29-32.

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.6)

Original article

Yu.A. Zhdanov's assessment of the state of science and education in the late XX - early XXI centuries.

© Evgeny E. Nesmeyanov

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russian Federation nesmeyanoff.e@yandex.ru

Abstract. The features of Yu.A. Zhdanov's scientific journalism, which had an "ironic-metaphorical style", are revealed. The scientist's reaction to the events in the country at the end of the 20th century was expressed in a satiric and sarcastic criticism of the ongoing "reforms" in the field of science and education. It is emphasized that in the scientific journalism of Yu.A. Zhdanov, along with a deep rational, reasoned text, a large number of emotional assessments, artistically figurative aphorisms appear, deeply reflecting the crisis and "disintegration" in science and education in Russia at the end of the XX - beginning of the XXI century. It is noted that the criticism of pseudoscientific and pseudo-philosophical works of fans of esotericism, undertaken by Yu.A. Zhdanov, has not lost its significance today, is relevant and timely. Keywords: science, education, social sciences, journalism, irony, criticism.

For citation: Nesmeyanov E.E. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 29-32 doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-29-32.

«Сталин презирал бесчестность в теории»

Ю.А. Жданов

«Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца»

Введение

Рассматриваются особенности научной публицистики Юрия Андреевича Жданова, имевшей «иронически-метафорический стиль». Этот стиль - способ выражения, всегда был присущ Ю.А. Жданову, но стал доминировать в публицистике с конца 80-х гг. ХХ в. Возникновение

новых социокультурных процессов в отечественной науке, особенно изменение содержания и форм гуманитарного знания, начавшееся в «эпоху перестройки», а затем (после развала СССР) возрождение капиталистического строя, вызвало отторжение Жданова. Реакция ученого на события в стране отразилась в сатирично-саркастической критике идущих «реформ» в сфере науки и образования. В его научной публицистике вместе с глубоким рациональным, аргументированным текстом появляется большое количество эмоциональных оценок, художественно образных афоризмов, отражавших кризис и «распад» в науке и образовании России.

Обсуждение

Юрий Андреевич называет свое видение событий «грустной иронией». Грустной, потому что речь идет «о проседании» науки и образования в современном ученом обществе (конец XX-XXI вв.). Одна из главных (а может быть самая главная?) причин - «ошибки власти». «Демократия не может опираться на невежественную власть» [3, т. 3, с. 343]. Жданов пишет о «настойчивом желании» невежественных политиков выставить науку и образование в виде «научного ремесленничества», как «служанку рынка» [3, т. 1, с. 128], которая живет «на камфоре подачек». «Научный рационализм ...постепенно выродился в бездушный холодный расчет, сухую абстрактную логистику, в практический цинизм, жестокость и изуверство. Наука и рационализм превратились в свою полную противоположность». «В образовании и науке конца ХХ века появились и живут «фурии частного интереса и корысти» [3, т. 2, с. 88, 61-75].

Что касается общественных наук, то здесь определения и рассуждения Юрия Андреевича носят «теоретически-прискорбный характер - «теоретически-прискорбные рассуждения». «Прискорбные» от того, что многие представители гуманитарной интеллигенции сменили свои идеологические принципы и взгляды на противоположные без раздумий и без анализа «новых «старых» идей»». Они «жуют и глотают любой кусочек «буржуазного дерьма, залетающего к ним» ... «юлящие и повизгивающие и повиливающие хвостиком перед учеными боссами Запада ... «готовых чтобы понравиться отречься от учения Павлова, Ленина и даже от гражданства». Общая оценка этих людей Ждановым - «идеологические мазохисты» [2, с. 369-370, 129, 121].

К чему привело это отношение гуманитарной интеллигенции к науке и образованию, что произошло реально? «Падение напряженности интеллектуальной жизни. безразличие к вопросам большой теории, загипнотизированность некоторыми материальными достижениями и фетишами капитализма. и по-буржуазному понимаемой свободы» (прежде всего Юрий Андреевич имел в виду личную свободу без личной ответственности, проблемы семьи, патриотизма и других ценностей). Что же делать? На какие идеи опираться в понимании ценностей нашей культуры, социальных проблем, духовных ценностей наших народов. Жданов - марксист, и можно было бы подумать, что он призовет к возвращению марксистской теории. Однако Юрий Андреевич выбирает другой идеал ученого, более соответствующий времени и не вызывающий возражения властей. Это Владимир Иванович Вернадский - великий русский ученый с мировым именем, признанный во всем мире авторитет! Юрий Андреевич в 1999 г. пишет статью «Государство - континент», где показывает идею В.И. Вернадского как актуальнейшую в наши дни, когда Россия оказалась в трудной геополитической ситуации (как и в 1917 г., когда Вернадский написал свою статью с идеей «Россия как государство-континент»). В 1917 г. труд назывался «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» (сегодня о нем забыли).

А вот Ю.А. Жданов не ошибся. Идеи Вернадского, развитые Ждановым, актуальны именно сегодня в 20-е гг. XXI в. так же, как как они были актуальны и в 1917 г., и конце ХХ в. Нет смысла здесь пересказывать идеи Вернадского. Выделим главное, что заметил Жданов: «идею единой компактной страны с общей исторической судьбой населяющих ее народов». И еще одна мысль Вернадского, которую Жданов развивает во всей своей научной публицистике «Целостность России - общечеловеческое достояние». «Сейчас главнейшей силой, спаивающей новое русское государство, будет являться великая мировая ценность - русская культура во всех ее проявлениях» - цитирует Жданов Вернадского. Юрий Андреевич считает идеи Вернадского актуальнейшими в XXI в. Жданов пишет: «Культурная и историческая традиция Рос-

сии должна быть ясна и понятна хотя бы русским». Тогда отношение к той части русской гуманитарной интеллигенции, которая «якобы» не понимает также ясно. Жданов дает им саркастическое название «исторические камердинеры» западной философии и культуры.

Эти «теоретические паразиты» стремятся сформировать в своем народе «хватательный рефлекс», пропагандируют лжедемократические «поджелудочные импульсы». К чему они пришли, «вешая народу лапшу из демократических погремушек»? [3, т. 2, с. 91, 265-272, 267, 269, 272]. Ответ Жданова: они пришли к торжествующему невежеству и антикультуре... вот их достояние». Они восклицают «что нам какие-то Энштейны, Вернадские и Марксы, у нас в запасе ядерное самоуничтожение».

Как их определить, этих «теоретиков - разухабистых модернистов»? «Сложивших «могучие руки на пустой груди»? Ответ Юрия Андреевича - образный, саркастический и страшный. Это: «современные напыщенные и самовлюбленные дураки». Это: «социальные уроды, наделенные умственным атавизмом» [3, т. 2, с. 57, 53, 91]. Это «современные публицистические вонючки» [2, с. 194, 369-370]. Что ж, жестко, но справедливо!

Актуальны ли идеи Жданова сегодня? Приведу известные высказывания ведущего политического деятеля России - Президента Российской Федерации В.В. Путина о сути России и ее культуре в последнее время (2019-2023 гг. XXI в.). В последние пять лет В.В. Путин говорит о современных социокультурных ценностях на заседаниях клуба «Валдай»: «Мы видим, как функционируют. «завозные» модели демократии. Это просто оболочка, фикция, как правило - фикция, лишенная внутреннего содержания, даже подобия суверенитета» (Выступление В.В. Путина на заседании клуба «Валдай» 22 октября 2020 г.). «.Существующая модель капитализма - а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран - исчерпала себя, в ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий (Выступление В.В. Путина на пленарной сессии клуба «Валдай» 21 октября 2021 г.). «Нельзя кому-то или что-то навязывать, будь то принципы общественно-политического устройства или ценности, которые кто-то. назвал универсальными» ... «Ломать не строить. К чему это приводит, мы в России очень хорошо знаем, к сожалению, на собственном опыте и не один раз» ... «Образование тогда (в СССР Е.Н.) «смотрелось и действовало как социальный лифт» ... Мы должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа», «.в памяти свежи события 30-летней давности и то, как мучительно приходится выкарабкиваться из ямы, в которой наша страна, наше общество оказались после распада СССР». «Наши духовные ценности ... это уникальный продукт нашего исторического развития. Это относится и к науке, и к образованию» (Выступление В.В. Путина на пленарной сессии клуба «Валдай» 21 октября 2021 г.). И последняя цитата: «Наша страна - самобытное государство-цивилизация . Основные качества государства-цивилизации - многообразие и самодостаточность . в основе его - культура и традиции, укрепленные в географии, историческом опыте, как давнем, так и современном, и в ценностях народа.». Российская цивилизация «она существует только в своей целостности - в духовном и культурном богатстве.» (Выступление В.В. Путина на пленарной сессии клуба «Валдай» 5 октября 2023 г.).

Я думаю, что взаимосвязь идей «Государство-континент» Вернадского, развиваемая и поддерживаемая Ю.А. Ждановым, и идея «Государства-цивилизации», которую предлагает Президент нашей страны (и которую поддерживают ведущие ученые РФ), существует. И актуальность научной публицистики Ю.А. Жданова несомненна в XXI в.

Еще один сюжет нашей работы - Ю.А. Жданов и Ф.М. Достоевский о «русском вранье» отечественной интеллигенции. Ю.А. Жданов прекрасно знал не только романы Федора Михайловича, но и его публицистику. Достоевский в своих художественных произведениях (особенно «Идиот») и в своей публицистике раскрывает «феномен «русского вранья»» в интеллигентной среде русского общества последней трети XIX в. В статье «Нечто о вранье» Федор Михайлович отмечает в русском вранье высокий уровень интеллекта, умение создать историю с учетом настроения и ожидания слушателей. И хотя факты изложены поверхностно, и врун почти всегда не знает сути дела, создается благоприятное впечатление от самого общения.

Врун может заинтересовать своей личностью, парадоксальностью высказанного мнения, занимательностью и т.д. Особенно Ф.М. Достоевский выделяет ««дерзость ученого языка», существующий только в русской интеллигентных классов душе.». «Русский врун способен говорить на любые научные темы, абсолютно ничего не понимая в поставленных проблемах. При этом вруну не стыдно, не совестно. Вот эта известного рода бессовестность русского интеллигентного человека - решительный для меня феномен равнодушия к суду над собой своей собственной совести» [1, т. 21, с. 124]. Юрий Андреевич знал эту работу Федора Михайловича и создал великолепный образец «бессовестности и дерзости» ученого языка, и, добавим якобы «научной», и якобы философской работы. Здесь ирония Жданова как форма критики псевдонауки проявилась блестяще. Речь идет о публикации статьи-эссе для газеты «Академия» от 13 января 2001 г. № 1 (116) под названием «Эзотерическая философия пятки».

Статья написана в иронично-саркастическом стиле и посвящена «новому научному» философскому направлению, сложившемуся на основе эзотерических концепций Т. Блаватской. При этом цитируются одинаково иронично Гегель, Ху-Цзы, Джамбатисто Вико и, неожиданно, Салтыков-Щедрин, Саша Черный, Льюис Кэролл, А.С. Пушкин и сатирик времен СССР Александр Архангельский. Юрий Андреевич саркастически описывает «Тайны бытия», «Глубинную природу человека», который спятил. Когда его душа «ушла в пятки» из головы и сердца. Сарказм этого «эссе» был направлен на обществоведов (особенно философов), погрузившихся в иррациональные дебри псевдорелигиозных теорий, наподобие концепции Блаватской, ставших модными в России XXI в. наряду с гаданиями, ясновидением, хиромантией, астрологией и т.п. явлениями. Все эти нелепые мифологические-псевдонаучные концепции появились именно как результаты кризиса гуманитарной науки в конце XX-XXI вв.

Выводы

Рассмотрены особенности научной публицистики Ю.А. Жданова. Реакция ученого на события в стране конца XX в. выразилась в сатирично-саркастической критике идущих «реформ» в сфере науки и образования. Было показано, что в научной публицистике Ю.А. Жданова вместе со строгим рациональным анализом имеется большое количество образно-эмоциональных оценок и афоризмов, глубоко отражавших кризис в науке и образовании России конца XX - начала XXI в. Работы Ю.А. Жданова вызвали ряд подражаний у ростовских философов. Я бы отметил здесь отклик на эссе Жданова доктора философских наук, культуролога Олега Михайловича Штомпеля под названием «От эзотерики пятки к философии носка». Полагаю, что критика псевдонаучных и лжефилософских работ поклонников эзоте-ризма не утратила значения до сегодняшнего времени.

Список источников

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Л., 1981.

2. Жданов Ю.А. Воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Жданов Ю.А. Избранное. В 3 т. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.

References

1. Dostoevsky F.M. Complete works. In 30 t. L., 1981.

2. Zhdanov Yu.A. Eyewitness memoirs. Rostov-on-Don, 2004.

3. Zhdanov Yu.A. Favorites. In 3 vols . Rostov-on-Don: SKSC HSE SFU, 2009.

Статья поступила в редакцию 20.02.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2024; принята к публикации 10.03.2024.

The article was submitted 20.02.2024; approved after reviewing 10.03.2024; accepted for publication 10.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.