Assessment of the relationship of intellectual potential and innovation activity area
Demilhanova B.
Оценка взаимосвязи интеллектуального потенциала и инновационной
активности территории Демильханова Б. А.
Демилъханова Бела Аптыевна /Demilhanova Bela - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра банковского дела, Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в статье отражены подходы к определению интеллектуального потенциала территории (региона, организации и др.), осуществлен анализ методических подходов к количественному измерению интеллектуальных возможностей региона, интеллектуализации экономики страны. Посредством расчетов индекса интеллектуального потенциала Чеченской республики за ряд лет, установлена теснота корреляционной связи между изменением интеллектуального потенциала и изменением уровня инновационной активности региона, выявлены факторы ее определяющие.
Abstract: in the article the approaches to definition of the intellectual potential of a territory (region, company etc.), the analysis of methodical approaches to quantifying intellectual capabilities of the region, intellectualization of the economy. By calculation of the index of intellectual potential of the Chechen Republic for a number of years, established the tightness of correlation between the change in the intellectual potential and the change in the level of innovative activity in the region, the factors determining it.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, коэффициент, индекс, инновационная активность территории, корреляция.
Keywords: intellectual potential, ratio, index, innovative activity of the territory, correlation.
Фундаментальным условием инновационного развития является высокий уровень интеллектуального потенциала, представляющего с собой «все виды интеллектуальных возможностей общества (внутренних и внешних), которые складываются из интеллектуальных потенциалов граждан, предприятий, организаций, отраслей, регионов и страны в целом» [2, С.5]; «научное знание, как воплощенное в технологиях, продукции и прочих результатах человеческой деятельности (научно-технологический потенциал), так и не реализованное, имеющее информационный характер, но закрепленное на материальном носителе (книги, статьи, научные отчеты), а также индивидуальное человеческое знание. Последнее составляет интеллектуальный потенциал человека, определяется уровнем его образования, профессиональной подготовки и зависит от воспитания, обучения, социализации, здоровья и природных врожденных способностей (таланта, гениальности)» [6].
Лукичева Л. И. [5, С. 37] подчеркивает, что «...с помощью интеллектуального капитала экономика страны становится более информационноемкой, технологичной и ориентированной на инновации». Наиболее распространенные подходы к определению интеллектуального капитала автор сводит к следующему:
- знания, которые могут быть конвертированы в знания [Sveiby K.-E., Neece D. J.];
- коллективной интеллект всех сотрудников организаций [Брукинг Э., Дятлов С. А.].
- совокупность научных и обыденных знаний сотрудников, интеллектуальной собственности, опыта, коммуникационных каналов, организационной культуры, имиджа и информационных систем [Климов С. М., Рубинштейн М. Ф.]».
Существуют различные подходы к оценке интеллектуального потенциала территории, предприятия, организации. В работе Цомартовой Л. В. [7], предлагается определение коэффициента интеллектуального потенциала через интегрирование коэффициентов изменения потенциала образования, науки и потенциала конкурентоспособности продукции, при этом не конкретизируются технические, экономические, эстетические параметры конкурентоспособности продукции.
В подходе Лемдяевой Л. А. [4, С. 380], заключающемся в определении индекса интеллектуальных возможностей региона, объединяются характеристики интеллектуального, инновационного потенциалов и результатов их использования (доля затрат на образование и повышение квалификации в общей сумме расходов за финансовый год, темпы роста разработок инновационного характера и др.).
Расчет интегрального индекса интеллектуализации экономики, предложенный в работе Каширина И. А. [3], основан на определении частных индексов показателей интеллектуализации экономической деятельности, таких как: численность исследователей на 10 тыс. занятых; экспорт
технологий; число персональных компьютеров на 1000 человек населения; численность пользователей Интернет на 1000 человек населения; число патентных заявок на изобретения и др.
Рассмотрение методик оценки интеллектуального потенциала территории приводит к выводу о том, что они основываются на проведении сравнительного анализа с использованием частных индексов максимальных и минимальных значений соответствующих характеристик по выборке данных. В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, ежегодно публикуемого Программой развития Организации объединенных наций (ПРООН) [1, С. 48], индекс развития интеллектуального потенциала территории рассчитывается на основе показателей, характеризующих ключевые аспекты интеллектуального потенциала: охвата обучением, продолжительности обучения, обучения в аспирантуре, занятости исследованиями и разработками, затрат на исследования и разработки. Подробное описание расчета индекса развития интеллектуального потенциала приводится в таблице 1.
Таблица 1. Методики расчета показателей интеллектуального потенциала
Формула расчета | Пояснения
Цомартова Л. В. Коэффициент интеллектуального потенциала (КИнт)
КИнт Кио Х Кин Х Ккп ; Кио - коэффициент изменения потенциала образования; Кин - коэффициент изменения потенциала науки; Ккп - коэффициент изменения потенциала конкурентоспособности продукции;
Лемдяева Л. А. Индекс интеллектуальных возможностей региона
Y - V (х2 \ 1 инт 1 /Л i )■> V i-1 X 2 - компоненты, формирующие интеллектуальный потенциал (14 индикаторов);
Киршин И. А., ОвчиниковМ. Н. Индекс интеллектуализации экономики
Yi - З; Х ср. Х ^ - среднее значение компоненты динамическому ряду; Х ср. - среднее значение компоненты по рассматриваемой выборке данных;
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, публикуемого Программой развития Организации объединенных наций (ПРООН) Индекс развития интеллектуального потенциала территории
1. Полнота охвата обучением (По): Ч + Ч + Ч Yj нач. ср. в _ 1 о - ч ' нас. Чнач,Чср,Ч,- численность поступивших в начальные, средние, высшие учебные заведения, соответственно; Чнас- численность населения в возрасте 5-24лет;
2. Индекс полноты охвата обучением (70): П - П v о о min о - П0 - Па. ' o max. o min Поmin., Поmax- минимальное и максимальное значения показателя полноты охватка обучением: 0 и 100 %, соответственно;
З.Продолжительность обучения занятого населения (Побуч): 4 х Д +9 Х Д + 11Х Д +13 Х Д +16 Х Д т-т /Мнач. /Мн.ср. /^п.ср. /> ср.п. ^t 4, 9, 13, 11, 16 - число лет продолжительности начального, неполного среднего, полного среднего (начального профессионального), среднего профессионального (незаконченного высшего), высшего образования, соответственно; Днач, Дн.ср, Дпср, Дср.п, Дв - доля занятых в экономике с начальным, неполным средним, полным средним, средним профессиональным и высшим уровнем образованием, соответственно;
°буя Д + Д + Д + Д + Д г^нач. г^н.ср. <° п.ср <° ср.п. гЛв
4. Индекс продолжительности образования (Усбуч): Y Побуч. — Побуч. min. обуч - П - П ; обуч. max. обуч. min. Побуч. min, Побуч max.- минимальное и максимальное значения продолжительности обучения: 2 и 16 лет, соответственно;
5. Число аспирантов в расчете на100 тыс. занятых в экономике (Час„) Часп - отношение численности аспирантов к численности занятых в экономике;
6. Индекс обучения в аспирантуре (Y^): Ч - Ч уг асп. асп. min. асп. - ч - Ч ' асп. max . асп. min. Чцсп тт., Часп. тах- минимальное и максимальное значения численности аспирантов на 100 тыс. занятых в экономике.0 и 1000чел., соответственно;
7. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 100 тыс. занятых в экономике (Чиссл.) Ч^а. - отношение численности персонала, занятого исследованиями и разработками к численности занятых в экономике;
8. Индекс занятых исследованиями и разработками (Y^.): Ч - Ч v иссл. иссл. min. иссл. J J J J ; и ссл. max . и ссл. min. Чисат1Г1, Чиссл.тах.- минимальное и максимальное значения численности занятых исследованиями в расчете на 100тыс. занятых в экономике: 0 и 5000, соответственно;
9. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в % от ВРП (Д.); Дз - отношение внутренних затрат на исследования и разработки к объему РВП;
10. Индекс внутренних затрат на исследования и разработки (Y^): Д - Д ■ Y гЛ з г^ з.min. заш~ Д - Д . ' з max . з. min где: Д т1П, Дз.тах.- минимальное и максимальное значение доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВРВ: 0 и 5 %, соответственно;
11. Индекс развития интеллектуального потенциала региона (Y,™.): у + у + у + y + Y ^ о обуч. асп. иссл. зат. инт. ^ : -
Анализ динамики индекса интеллектуального потенциала Чеченской республики показывает, что за анализируемый период наблюдается его рост с 0,272 в 2010 г. до 0,291 в 2014 г. (табл. 2) (рис. 1). Прирост индекса интеллектуального потенциала в 2014 г. по сравнению с 2013 г. (0,018) обусловлен ростом индексов: охвата обучением, продолжительности обучения, индекса обучения в аспирантуре и затрат на исследования и разработки. Индекс занятости исследованиями и разработками за период не изменился.
Таблица 2. Динамика индекса развития интеллектуального потенциала Чеченской республики за 2010 - 2014 гг.
Индекс охвата обучением Индекс продолжительности обучения Индекс обучения в аспирантуре Индекс занятости ИиР Индекс затрат на ИиР Индекс ИнП
2010 0,532 0,666 0,102 0,045 0,014 0,272
2011 0,540 0,681 0,138 0,045 0,016 0,284
2012 0,533 0,699 0,070 0,031 0,018 0,270
2013 0,531 0,716 0,067 0,028 0,024 0,273
2014 0,557 0,754 0,083 0,028 0,030 0,291
ИиР - исследования и разработки; ИнП - интеллектуальный потенциал;
140 т
120 100 80 60 40 -20 -0 -I-1-1-1-1-1
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Интеллектуальный потенциал ■ Инновационная активность
Рис. 1. Темпы роста интеллектуального и инновационного потенциалов Чеченской республики
Между обобщающим показателем инновационной активности и индексом развития интеллектуального потенциала отмечена выраженная корреляционная связь (0,8). Наличие выраженной связи между обобщающим показателем инновационной активности и индексом интеллектуального потенциала проявляется особенно ярко в 2011 г., когда наблюдается одновременное снижение темпов роста по этим показателям: 80,7 % и 95,1 %, соответственно.
Изменение уровня интеллектуального потенциала находится в тесной зависимости от изменения показателей охвата обучением, продолжительности обучения и затрат на исследования и разработки. Это говорит о том, что уровень образованности занятого в экономике населения является одним из главных факторов обеспечения инновационного развития территории в целом.
Таким образом, оценены условия, определяющие инновационное развитие территории.
Литература
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2014од [Бобылев С. Н. и др.]; под общ. ред. Бобылева С. Н. М.: Весь Мир, 2015. 160 с.
2. Журавлев В. А. Интеллектуальный потенциал креативного общества - элементы и характеристика /В. А. Журавлев // Креативная экономика, 2009. № 8 (32). С. 3-14.
3. Каширин И. А. Развитие интеллектуального потенциала страны региона: место и роль Федеральных университетов // И. А. Каширин, М. Н. Овчинников [Электронный ресурс].- URL: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3 (дата обращения: 17.03.2016).
4. Лемдяева Л. А. Внутренний потенциал развития региона и методические подходы к его оценке / Л. А. Лемдяева // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 379-382.
5. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом наукоемких предприятий: монография / Л. И. Лукичева. М.: «Омега-Л», 2006. 551 с.
6. Терминологический ювенологический словарь, 2005 г. [Электронный ресурс]. http://voluntary.ru/dictionary/913 (дата обращения: 30.03.2016).
7. Цорматова Л. В. Влияние интеллектуального потенциала на устойчивое развитие региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс]. URL: http://www.tmy.mwport.ru/files/2011-1-soc-02.pd. (дата обращения: 18.04.2016).