Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ'

ОЦЕНКА ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ФТС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А.А., Глазков М.А.

В настоящее время государство имеет множество инструментов для регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из таких инструментов является лицензирование товаров, отправляемых на экспорт и импорт. Являясь одним из методов нетарифного регулирования, лицензирование выполняет функцию защиты политических и экономических интересов государства. В статье представлены теоретические основы предоставления лицензий на товары, а также выявлены проблемы и приведены дальнейшие пути предоставления лицензий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов А.А., Глазков М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ISSUED LICENSES BY AUTHORIZED BODIES IN THE FIELD OF FOREIGN TRADE REGULATION

Currently, the state has many tools for regulating foreign economic activity. One of these tools is the licensing of goods sent for export and import. Being one of the methods of non-tariff regulation, licensing performs the function of protecting the political and economic interests of the state. The article presents the theoretical foundations of the provision of licenses for goods, as well as identifies problems and provides further ways to provide licenses.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ»

ОЦЕНКА ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

А.А. Иванов, студент М.А. Глазков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-107-110

Аннотация. В настоящее время государство имеет множество инструментов для регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из таких инструментов является лицензирование товаров, отправляемых на экспорт и импорт. Являясь одним из методов нетарифного регулирования, лицензирование выполняет функцию защиты политических и экономических интересов государства. В статье представлены теоретические основы предоставления лицензий на товары, а также выявлены проблемы и приведены дальнейшие пути предоставления лицензий.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт, лицензирование, ФТС.

Лицензирование определённых товаров, поставляемых на импорт и экспорт является мерой нетарифного регулирования внешнеторговых связей. Данные товары должны быть включены в соответствующие перечни общегосударственного назначения, но также могут составляться по отдельным странам или же конкретным группам стран (когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства) [1].

Лицензирование также принимается, когда необходимо получить встречные уступки у партнёра или как проявление ответного шага, который может быть направлен на неподобающие действия со стороны отдельных стран или групп стран. Лицензирование гарантирует государству возможность осуществления контроля за внешнеторговой деятельностью (далее -ВТД), путем не только экономического, но и политического воздействия.

В связи с тем, что в настоящее время происходит рост количества запретов и ограничений, также требуется усовершенствование системы лицензирования.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим действие системы лицензирования, является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея-

тельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция). Согласно Федеральному закону Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств [2].

В зависимости от предпосылки к лицензированию выделяют следующие виды лицензий:

1. генеральная лицензия, которая позволяет и ввозить, и вывозить конкретные группы товаров, объем ввоза/вывоза которых прописан в лицензии;

2. исключительная лицензия, позволяющая только ввозить или только вывозить отдельный вид товаров;

3. разовая лицензия, выдаваемая для совершения конкретной сделки и четко

определяющая тип товара, объем и право на импорт или экспорт.

Наиболее часто используемой лицензией является разовая лицензия. Она выдается в рамках одного иностранного контракта и действует в течение года. Каждый ввоз или вывоз продукции ограничивается определенным объемом товаров, и товары должны быть оформлены на один и тот же код ТН ВЭД.

Особенностью генеральной лицензии является то, что она не закрепляет конкретного контрагента. Данная особенность позволяет осуществлять поставки определенного вида контролируемой продукции с указанием ее предельного количества без указания конкретного покупателя товаров в определенной стране.

Что касается исключительной лицензии, то в данном случае одному участнику внешнеэкономической деятельности

предоставляется исключительное право на ввоз или вывоз определённого вида продукции. Так, Правительством РФ издан перечь организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт природного газа. К таким организациям относятся ОАО «Газпром», ОАО «Ямал СПГ», ООО «Арктик 1» и др.

Стоит отметить, что в зависимости от вида товара, выдачей лицензий занимаются разные государственные органы.

Государственные структуры, имеющие полномочия на выдачу лицензий, распределяются по группам товаров:

- Минсельхоз РФ (химикаты и препараты для ветеринарии);

- Росприроднадзор (опасные отходы и яды, дикие животные и растения);

- Министерство культуры РФ (драгметаллы и драгоценные камни);

- Министерство финансов РФ (драгметаллы и драгоценные камни);

- Федеральная служба по надзору за оборотом наркотиков (наркотические и психотропные вещества, их прекурсоры);

- Росздравнадзор (наркотики, лекарства, фармацевтическое сырье, медицинские изделия, оборудование) и др. [3].

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) ведет надзор за оборотом товаров двойного назначения. Но в случае, если контролируемые товары, экспортируемые из РФ, не будут передаваться иностранному лицу, то такие товары и технологии можно вывозить из России без оформления разрешительных документов. В таком случае необходимо соблюсти следующие условия:

- товары или технологии должны оставаться под непосредственным контролем Российского лица, который осуществляет их вывоз;

- должны быть соблюдены установленные сроки.

Чтобы оценить выдачу лицензий, необходимо провести грамотный анализ их оформления, а также необходимого механизма их получения. Динамика выдачи лицензий во внешней торговле представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Количество оформленных лицензий в 2019-2021 гг. [4]

По данным из рисунка 1 можно сказать, что количество зарегистрированных заявлений на выдачу лицензий за 3 года снизилось. Так, в 2021 году их число составило 6367, что практически в 2 раза меньше показателя 2019 года (12301). Количество оформленный лицензий составило 5954, что на 4931 документ меньше, по сравнению с 2019 годом и на 1610 по сравнению с 2020 годом. Также можно заметить, что соотношение поданных заявлений и оформленных лицензий с каждым годом снижается.

На такую ФТС России

таможенные органы сталкиваются с рядом проблем, к которым относят идентификацию товаров и технологий. То есть установление тождественности фактических товаров и технологий и заявленных сведений в декларации и разрешительных документах. В связи с этим возникает необходимость в расширении штата сотрудников таможенных органов в части уполномоченных и компетентных специалистов, а также улучшение взаимодействия со специализированными экспертными структурами.

Подводя итоги, можно сказать, что лицензирование является важным инструментом в нетарифном регулировании внешней торговли государства. Лицензирование реализуется посредством выполнения экономической функции России и представляет собой режим, с помощью которого государство может в полной мере защитить свои интересы и свою безопасность в зависимости от таких факторов, как конкурентоспособность и обеспечение насыщения национального рынка необходимыми товарами, услугами и технологиями [6].

динамику повлиял Приказ от 18.12.2019 №1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование». Так, облегчилась работа декларанта при осуществлении таможенных операций, связанных с перемещением товаров при помощи программных ресурсов таможенных органов [5].

При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих лицензированию,

Библиографический список

1. Пономарева, Я.Ю. Автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта/импорта товаров // Торговая политика. - 2019. - №1 (17). - С. 44-59. - EDN TFJBAW.

2. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/?ysclid=l8isbd9i7767364144

3. Тарадеева, А.В. Анализ практики применения лицензирования экспорта и импорта товаров / А.В. Тарадеева, В.В. Комаристая, Е.П. Новосельцева // Новости науки 2019: сборник материалов VIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2019 года. - М.: Научно-издательский центр «Империя», 2019. -С. 308-310. - EDN SMYVZY.

4. Министерство промышленности и торговли. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 25.09.22)

5. Антонова Е.А., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Совершенствование контроля перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих лицензированию // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №12-1 (82). - С. 31-34.

6. Гомон И.В., Макарова А.С., Акимова К.В. Особенности таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров в ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №12-1 (63). - С. 161-164.

7. Приказ Минпромторга России от 14.03.2022 № 797 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов промышленной продукции по перечню согласно приложению N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312 «О введении на временной ос-

нове разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/22a00797/7ysclidH8igh3j7jc137660251

EVALUATION OF ISSUED LICENSES BY AUTHORIZED BODIES IN THE FIELD OF

FOREIGN TRADE REGULATION

A.A. Ivanov, Student M.A. Glazkov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Currently, the state has many tools for regulating foreign economic activity. One of these tools is the licensing of goods sent for export and import. Being one of the methods of non-tariff regulation, licensing performs the function of protecting the political and economic interests of the state. The article presents the theoretical foundations of the provision of licenses for goods, as well as identifies problems and provides further ways to provide licenses. Keywords: foreign trade activity, import, export, licensing, FCS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.