Научная статья на тему 'Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков'

Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
248
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ / МИКРОМОДЕЛИРОВАНИЕ / ТРАСНПОРТНЫЕ ПОТОКИ / МЕТОДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / TRAVEL TIME / MICROSIMULATIONS / FLOWS / METHODS OF INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Козорезова Софья Николаевна

Для решения транспортных проблем, а именно координирования движения различных видов транспорта, были разработаны специальные программы микро и макромоделирования, позволяющие прогнозировать дорожные ситуации, выбирать наиболее оптимальные решения для конкретных задач, используя реальные данные и статистику. Появление интеллектуальных транспортных систем подтолкнуло транспортное моделирование к тому, что оно стало одним из самых используемых способов исследования транспортного потока, позволяющие планировать и прогнозировать ситуацию на дорогах. Возможности, которые дает моделирование транспортных потоков, помогают имитировать ситуации на дорогах, и это становится уникальным инструментом для понимания сложности транспортных систем. Для четкой работы модели необходим такой показатель, как время поездки. Время поездки это время, затраченное на поездку из одного пункта в другой, состоящее из времени в пути и времени остановки транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Козорезова Софья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimate travel time based on the simulation of traffic flows

To solve the traffic problems, namely the coordination of the movement of transport modes have been developed micro-and macro-modeling programs that predict traffic situations, to choose the most appropriate solutions for specific problems by using real data and statistics. The emergence of intelligent transportation systems, traffic simulation pushed to the fact that it has become one of the most used methods for studying the traffic flow, allowing to plan and predict the situation on the roads. The possibilities offered by the modeling of traffic flows, helping to simulate the situation on the roads, and it becomes a unique tool for understanding the complexity of transport systems. For precise work of model needs an indicator such as the time of the trip. Travel time the time it takes to travel from one point to another, consisting of travel time and the stop time of the vehicle.

Текст научной работы на тему «Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков»

Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков

С.Н.Козорезова

Постоянное увеличение количества транспортных заторов на улично-дорожной сети продолжает оставаться одной из важнейших нерешенных проблем развития современных городов. Для координирования движения различных видов транспорта, были разработаны специальные программы микро и макромоделирования, позволяющие спрогнозировать дорожные ситуации, выбирать наиболее оптимальные решения для конкретных задач, используя реальные данные и статистику. Сейчас практически все развитые страны предлагают свои разработки в этой области, постоянно улучшая их качество и исправляя прошлые недостатки.

Раньше при транспортном планировании городов не делались прогнозы на текущую ситуацию, при которой автомобилизация растет с геометрической прогрессией. В настоящее время мир столкнулся со сложной проблемой - автомобилей все больше, дорог и мест хранения для машин все меньше. Возникает дилемма, что при постоянном улучшении дорожных условий увеличивается количество автомобилей, и, соответственно, возрастает число заторов на дорогах, возникают серьезные препятствия для четкой и слаженной работы общественного транспорта.

При помощи точных карт, систем навигации, датчиков движения, дорожных детекторов у нас появилась реальная возможность решить большинство проблем, связанных с дорожным движением. Все больше используются компьютерные технологии, развивается инженерное программное обеспечение. Появление интеллектуальных транспортных систем привело транспортное моделирование к тому, что оно стало одним из самых используемых способов исследования транспортного потока, которое позволяет планировать и прогнозировать ситуацию на дорогах. Возможности, которые дает моделирование транспортных потоков,

помогают имитировать ситуации на дорогах, и это становится уникальным инструментом для понимания сложности транспортных систем.

Широкий выбор программ транспортного моделирования находится в прямом доступе для пользователей, разработчиков, исследователей. На данный момент полная обработка предмета изучения моделирования находится только в руководствах по использованию программного обеспечения. Каждый год публикуются десятки статей о влиянии моделирования на изменение текущей ситуации на транспорте. Но пока что моделирование транспортного потока нуждается в единой трактовке и создании государственного стандарта.

Эффективное использование любых моделей и методик в практической деятельности по организации дорожного движения невозможно без существования критериев, обеспечивающих объективную информацию о сложившихся условиях движения и их изменениях с помощью принятия соответствующих мер.

Для четкой работы модели необходим такой показатель, как время поездки. Впервые этот термин был употреблен в 1920х годах для оценки транспортных возможностей и улучшений. Возросший в настоящее время интерес к этому показателю связан со следующими факторами:

• Система управления заторами, которая использовалась 1БТЕЛ в 1991г. для оценки и слежения за транспортными заторами;

• Изменяющаяся среда анализа денежных потоков, которая рассматривала время поездки как один из своих базовых элементов;

• Увеличение числа лиц, не связанных напрямую с технической стороной вопроса использования времени поездки - то есть политиков, активистов и обывателей.

Время поездки - это время, затраченное на поездку из одного пункта в другой, состоящее из времени в пути и времени остановки транспортного средства. В свою очередь время в пути является временем непосредственного

движения автомобиля, а время остановки - время, когда автомобиль не движется или его скорость меньше 8км\ч.

Сейчас он широко используется за рубежом в программах моделирования, а также в статистических данных. Имеются различные техники использования и сбора данных о времени поездки.

Во-первых, это метод «плавающего автомобиля», заключающийся в наличии специального автомобиля, двигающегося в общем потоке. При этом водитель записывает время поездки на определенных точках участков или интервалов. Компьютерная программа записывает его времена, расстояния и скорости каждую секунду или даже меньше. Навигатор передает эти данные в центр управления движением.

Во-вторых, это метод слежения за номерными знаками автомобилей. Информация собирается путем записывания времени поездки и скоростей у конкретной группы автомобилей на определенных участках дороги. Для этого необходимы датчики, камеры слежения или люди, которые получают эти сведения и в дальнейшем переносят их в компьютер. Видеокамеры позволяют напрямую переносить эту информацию в центр управления движением.

В-третьих, это развивающиеся нетрадиционные техники сбора данных, к которым относятся индуктивные петли, надземные видеокамеры, предназначенные для оценки или расчета времени поездки. Опыт от использования подобных техник связан с обеспечением информацией пользователей.

В-четвертых, это использование методов интеллектуальных транспортных систем. Они основаны на специальных датчиках, установленных в личном или общественном транспорте. Записанные данные о времени поездки они передают в центр управления движением в режиме реального времени. Датчики могут быть установлены в машине, на остановочных комплексах для общественного транспорта, в том числе могут быть использованы личные мобильные телефоны и gps-навигаторы.

В России эта характеристика транспортного потока не получила достаточного внимания. Анализ направления современных исследований, проводимых в рамках выбранной темы, позволяет сделать вывод о том, что в отечественной практике недостаточно проработан вопрос прогнозирования времени поездки на улично-дорожной сети крупных городов. Отсутствует необходимый уровень проработки данного вопроса в аспекте современных методов моделирования, недостаточно исследованы методы сбора статистических данных о состоянии дорожной сети и участников движения. В отечественной литературе также не рассмотрен вопрос использование критерия времени поездки для оценки состояния транспортного потока и применения времени поездки в качестве эффективного инструмента динамического управления транспортным потоком. Таким образом, можно сделать вывод, что, имея максимально точные данные о времени поездки, можно создать оптимальную адекватную модель транспортного движения, которая бы отвечала всем требованиям и позволяла решать и прогнозировать дорожные ситуации, связанные с заторами и аварийностью на опасных участках. Используя полученные модели, мы можем не только улучшить нынешнюю ситуацию в транспортном комплексе, но и в дальнейшем прогнозировать возможные сложности и заранее их устранить.

Литература:

1. Shawn M. Turner, William L. Eisele, Robert J. Benz, Douglas J. Holdener. Travel time data collection handbook [Тексту/Texas Transportation Institute, 1998. - 152p

2. Dirk H. Van Amelsfort, Mischele C.J. Bliemer, Hein Botma,. Estimators of Travel Time for Road Network [Тексту/Transportation Planning and traffic engineering section, Delft University of Technology, 2002. - 341p.

3. Zyryanov V. Simulation of Impact of Components of ITS on Congested Traffic States [Текст]//7Ш European Congress on Intelligent Transport Systems, Geneva; 2008. - 52p.

4. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Коноплянко В.И. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. [Текст]// Рост.гос. строит. унт, 2001.- 130с.

5. Зырянов В.В. Критерии оценки условий движения и модели транспортных потоков [Текст]//. - Кемерово: Кузбас. политех. ин-т, 1993. -164 с;

6. Зырянов В.В., Кочерга В.Г., Поздняков М.Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения [Текст]// Транспорт Российской Федерации. СПб. - №1, 2011. - с. 28-33;

7. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. [Текст]//. - М.: Транспорт, 1977. - 303с.

8. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими [Текст]// - М.: Транспорт, 1972. - 423 с;

9. Науменко Е.Ю. Факторные и регрессионные модели оценки потребности спроса на парковки [Электронный ресурс] //Инженерный вестник Дона, 2011, №2. - Режим доступа http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/416 (доступ свободный) Загл. с экрана. - Яз.рус.

10. В.В. Зырянов, Е.Ю. Семчугова Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности [Электронный ресурс] //Инженерный вестник Дона, 2012, №4. -Режим доступа http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1083 (доступ свободный) Загл. с экрана. - Яз.рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.