Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негативные последствия от аварийного разлива нефтепродуктов / морская акватория / перегрузка грузов с барж

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шевцов М. Н., Макарова В. С.

В статье рассмотрена оценка возможных негативных последствий, связанная с добычей нефти, а также транспортировкой нефти крупногабаритных грузов с барж на берег. В случае гипотетической аварии при серьезных повреждениях судна все количество нефтепродуктов может поступить в морскую среду. Поскольку суда в ходе операций перегрузки грузов находятся на малом удалении от береговой черты, то зона загрязнения на поверхности воды очень быстро распространятся на морской берег, в этом случае, при наихудшем сценарии будет загрязнено несколько километров побережья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Possible Negative Consequences from Accidental Spill of Oil Products on the Sea Area during Cargo Transfer from the Barge Operations

In the article, the authors consider an assessment of possible negative consequences associated with oil production, as well as the transportation of bulky cargo oil from barges to the shore. In case of a hypothetical accident with serious damage to the vessel, the entire amount of oil products may occur in the marine environment. Since the vessels during cargo transshipment operations are close to the coastline, the contamination zone on water surface will spread to the seashore very quickly, and in the worst case, several kilometers of coastline will be contaminated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №1 (68)

УДК 656.073.436:665.66 М. Н. Шевцов, В. С. Макарова

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ

Шевцов М. Н. - заслуженный эколог РФ, д-р техн. наук, профессор, зав. Кафедрой «Инженерные системы и техносферная безопасность» Тихоокеанский государственный университет; Макарова В. С. - магистр кафедры «Инженерные системы и техносферная безопасность» Тихоокеанский государственный университет, e-mail:verama-karova657@gmail. com (ТОГУ)

В статье рассмотрена оценка возможных негативных последствий, связанная с добычей нефти, а также транспортировкой нефти крупногабаритных грузов с барж на берег. В случае гипотетической аварии при серьезных повреждениях судна все количество нефтепродуктов может поступить в морскую среду. Поскольку суда в ходе операций перегрузки грузов находятся на малом удалении от береговой черты, то зона загрязнения на поверхности воды очень быстро распространятся на морской берег, в этом случае, при наихудшем сценарии будет загрязнено несколько километров побережья.

Ключевые слова: негативные последствия от аварийного разлива нефтепродуктов, морская акватория, перегрузка грузов с барж.

Введение

Разлив нефти или нефтепродуктов - это настоящая трагедия для окружающей среды. Попадание нефти и ее компонентов в окружающую среду вызывает изменение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды и нарушает ход естественных процессов. В том числе, образуются более токсичные, канцерогенные соединения, обладающие мутагенными свойствами.

Большинство представителей флоры (растения) особо чувствительны к действию нефтепродуктов еще на ранних стадиях разливов. А для представителей фауны (животных) и людей опасность не сколько в прямом физическом контакте с нефтью, а сколько интоксикацией через среду обитания, в

© Шевцов М. Н., Макарова В. С., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

первую очередь через воду. Поэтому особую опасность представляют разливы нефти на водных объектах - реках, озера, морях, океанах и других водных объектах. Нефтяная пленка на поверхности водоема нарушает биологические процессы в водоеме, а оседающие на дне водоемов остатки нефтепродуктов потом еще долго могут оказывать негативное отравляющее влияние. Очистка водных объектов является одной из самых сложных и трудоемких задач при ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, поэтому не допустить попадание нефтепродуктов в воду - является первостепенной задачей.

Согласно статистическим данным, частота аварийных разливов на морской акватории по всему миру объемом от 10 до 100 м3 и от 100 до 1000 м3состав-ляет 3,4 и 2,3 1/год соответственно (источник Lloyds, 2013a; ITOPF, 2013, and others) при общем годовом объеме перевозок морем порядка 10 млрд.тонн. то есть вероятность аварийного разлива топлива при транспортировке 1 -ой тонны груза водным транспортом для 10-100 м3 и 100 - 1000 м3 можно условно принять как 3,4*10-10 и 2,3*10-10 соответственно. Соответственно, общая вероятность крупного разлива (от 10 до 1000 тонн) при перевозке одной тонны груза составляет 5,7*10-10. [5]

Основные причины, приводящие к аварийным разливам в общей мировой практике:

• столкновение судов;

• разлив при загрузке судна топливом;

• посадка на мель, проливы из-за ранее поврежденного вследствие различных причин корпуса судна.

Наиболее вероятными причинами таких аварий при доставке грузов могут быть механические повреждения корпуса судна, например, при проведении разгрузки, пожар или взрыв на судне в результате различных происшествий.

Потенциальными видами воздействий на морскую среду, связанных с транспортировкой нефти, будут являться:

• изменение качества воды в результате сбросов балластных вод;

• изменение качества воды в результате возможного попадания стоков с судов;

• увеличение мутности воды в зоне проведения работ.

Морские суда, участвующие в операциях по доставке на берег Охотского моря (о. Сахалин) крупногабаритных грузов, будут иметь в своих топливных танках дизельное топливо в количестве до 500 м3. В случае гипотетической аварии при серьезных повреждениях судна все это количество нефтепродуктов может поступить в морскую среду. Поскольку суда в ходе операций перегрузки грузов будут находиться на малом удалении от береговой черты, то при ветрах восточного направления зона загрязнения на поверхности воды очень

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИИ ОТ АВАРИЙНОГО разлива НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

быстро распространится на морской берег, в этом случае, при наихудшем сценарии будет загрязнено несколько километров побережья Охотского моря.

Кроме того, нефтепродукты могут попасть в Лунский залив, который отнесен к памятникам природы регионального значения.

При оценке вероятности разлива при проведении операций по доставке и разгрузке грузов следует учесть следующие особенности:

Необходимо предварительно оценить риски проводимых работ по доставке грузов.

Работы будут проводиться по заранее разработанному плану работ с учетом предыдущего опыта аналогичных работ и проведенной оценки риска;

□ Технический осмотр;

Акватория в зоне проводимых работ хорошо изучена;

Вблизи зоны работ не ожидается присутствие иных судов, кроме судов, имеющих отношение к работам;

Загрузка топливом судов будет производиться в портах в зоне ответственности портовых противоаварийных служб в полном соответствии с международными и российскими требованиями;

Работы не планируются проводить при сильном волнении или при плохой видимости, нет необходимости судам маневрировать в ограниченном пространстве;

К работам будет привлекаться персонал высокой квалификации, готовый к реагированию на нештатные ситуации;

Разлив нефти оказывает потенциальное воздействие не только на акваторию, но и на атмосферу и почвенные покровы, поэтому необходимо как можно быстрее принять меры по ликвидации и локализации разлива нефти и нефтепродуктов в зоне аварии.

Организации, уведомляемые в случае разлива

Таблица 1

Характеристики разлива

Источник Местоположение Объём/ уровень Государственный орган / организация Ответственный

Любой Любое До 0,2 м3 ГУ МЧС России по Сахалинской области/ежемесячно КАР через дежурного представителя по вопросам ОТОС

Любой Любое Более 0.2 м3 ГУ МЧС России по Cахалинской области/немедленно

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

Порядок принятия первоочередных мер реагирования при разливе нефти и нефтепродуктов

Рис. 1. Порядок принятия первоочередных мер реагирования.

В целях предупреждения аварийных ситуаций приведены мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций:

□ все необходимые технические и технологические меры, а также конструкционные решения по недопущению разлива нефтепродуктов на промышленных объектах и морской акватории;

□ разработка Плана проведения операций по выгрузке крупногабаритных грузов с барж на берег будет содержать ПЛАРН;

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИИ ОТ АВАРИЙНОГО разлива НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

разработка ПЛАРН при перевозке нефтепродуктов автотранспортом, а также создание подразделения, способного оперативно и качественно его реализовать;

Вероятность загрязнения водных объектов будет зависеть от эффективности природоохранных мероприятий. Так же для снижения воздействий на водную среду предусмотрены следующие водоохранные мероприятия:

□ аренда судов с устройствами и системами, исключающими сброс в море загрязненных вод;

обеспечение безопасности судоходства и проведения разгрузочных операций, устойчивой связи между плав средствами и береговыми службами;

соблюдение режима водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы при операциях по перегрузке грузов с барж и других работах в водоохраной

зоне;

□ временное накопление отходов на специально оборудованных площадках в соответствии с требованиями РФ и Стандартом обращения с отходами.

Эти мероприятия являются достаточными для практически полного исключения негативного воздействия от строительства и эксплуатации промышленных производств на водные объекты.

Определение методов ликвидации разлива нефти

Рис.2. Определение методов ликвидации разлива нефти

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

Преимущества и потенциальные недостатки методов ликвидации разливов нефти

Вариант Преимущества Недостатки

Применение диспергента на поверхности в море Удаляет поверхностную нефть, которая может причинить вред дикой природе, и не позволяет нефти достичь береговой линии; улучшает естественное биоразложение нефти и снижает интенсивность испарения воды с поверхности. Имеется вероятность воздействия диспергированной нефти на морскую флору и фауну на начальном этапе.

Сбор и очистка с поверхности моря Удаляет нефть с минимальным воздействием на окружающую среду. Механический сбор может быть неэффективным, ресурсоемким и зависит от состояния воды, обычно собирает не более 10-20 процентов нефти.

Контролируем ое сжигание нефти на месте разлива Быстро удаляет большое количество нефти путем контролируемого сжигания (на месте разлива). Сжигание представляет потенциальную угрозу безопасности и оказывает неблагоприятное местное воздействие на качество воздуха; возможны трудности утилизации остатков сгорания. Эффективность зависит от свойств нефти и состояния моря.

Очистка береговой линии Выборочно восстанавливает экологические и социальные ресурсы в определенных местах при использовании разнообразных средств. Агрессивные или ненадлежащие методы очистки могут оказывать воздействие на экосистемы и отдельные организмы.

Естественные процессы Для удаления нефтяных загрязнений используются свойства естественных процессов, включая биоразложение, при этом исключается применение интрузивных методов очистки, которые могут в дальнейшем нанести ущерб окружающей среде. В отличие от других методов, естественное восстановление окружающей среды до первоначального состояния может занять больше времени.

Рис. 3. Преимущества и потенциальные недостатки методов ликвидации разливов

нефти

Цель. Настоящая оценка воздействия на окружающую среду имеет целью выявить характер, степень и масштаб воздействия на состояние окружающей среды, а также определить достаточность и экологическую безопасность решений, разработанных в Плане предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) в ходе операций по перегрузке грузов с барж

Задачи. Основной задачей данной работы является разработать необходимый комплекс мероприятий для минимизации ущерба, причиненного окружающей природной среде в случае нефтеразлива.

Заключение. Оценка воздействия на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированных решений о реализации намечаемой деятельности посредством оценки экологических последствий, определения возможных неблагоприятных воздействий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИИ ОТ АВАРИЙНОГО разлива НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ С БАРЖ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

Оценки воздействия на окружающую среду поможет предотвращению или смягчению воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации : приказ МПР РФ от 03.03.2003 № 156 // Российская газета. 2003. 17 мая.

2. О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 (ред. от 14.11.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1569.

3. О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов : постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред.от 14.11.2014) // Российская газета. 2000. 1 сент.

4. Сахалинская энергия : сайт. URL : http://www.sakhalinenergv.ru/ru/com-panv/assets/prigorodnove/ (дата обращения: 06.03.2023).

5. Технические информационные документы. URL : https://www.itopf.org/ru/knowledge-resources/documents-guides/tehnicheskie-infor-macionnye-dokumenty (дата обращения: 06.03.2023).

6. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133 ; 2022. № 29 (ч. III). Ст. 5235.

7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650 ; 2022. № 45. Ст. 7674.

8. ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М. : Изд-во стандартов, 1984.

Title: Assessment of Possible Negative Consequences from Accidental Spill of Oil Products on the Sea Area during Cargo Transfer from the Barge Operations.

Authors’ affiliation:

Shevtsov M. N. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation MakarovaV.S. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)

Abstract: In the article, the authors consider an assessment of possible negative consequences associated with oil production, as well as the transportation of bulky cargo oil from barges to the shore. In case of a hypothetical accident with serious damage to the vessel, the entire amount of oil products may occur in the marine environment. Since the vessels during cargo transshipment operations are close to the coastline, the contamination zone on water surface will spread to the seashore very quickly, and in the worst case, several kilometers of coastline will be contaminated.

Keywords: negative consequences of an accidental spill of oil products, sea area, cargo transfer from barges

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.