Научная статья на тему 'Оценка возможности ядерного разоружения Индии'

Оценка возможности ядерного разоружения Индии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1515
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ / КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ / INDIA / NUCLEAR DISARMAMENT / ARMS CONTROL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никонова Татьяна Андреевна

Анализируются возможности ядерного разоружения Индии. Для этой цели представлена информация о ядерном потенциале Индии (ядерное оружие и оружейные ядерные материалы). Затем проанализированы готовность Индии к ядерному разоружению и условия, которые необходимы для разоружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможности ядерного разоружения Индии»

Т.А. Никонова

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ ИНДИИ

Анализируются возможности ядерного разоружения Индии. Для этой цели представлена информация о ядерном потенциале Индии (ядерное оружие и оружейные ядерные материалы). Затем проанализированы готовность Индии к ядерному разоружению и условия, которые необходимы для разоружения.

Ключевые слова: Индия; ядерное разоружение; контроль над вооружениями.

В последнее время в научных кругах все чаще звучат идеи о преобразовании двустороннего, российско-американского процесса ядерного разоружения в многосторонний, который бы включал три другие официальные ядерные державы (Великобритания, Франция, Китай) и страны, де-факто обладающие ядерным оружием (Индия, Пакистан, КНДР и Израиль). Для последних важны декларация своего ядерного статуса либо присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных государств. Нередко звучат аргументы, что будет рациональным, если ядерные державы присоединятся к процессу разоружения на этапе, когда ядерные арсеналы России и США достигнут размеров, соизмеримых с размерами ядерных арсеналов других ядерных государств. Тогда процесс ядерного разоружения сможет идти параллельно во всех государствах, обладающих ядерным оружием. Если обсуждение идеи многостороннего ядерного разоружения перейдет из области спекуляций к конкретным инициативам по разоружению, позиция Индии и возможные ее политические аргументы будут представлять особый интерес для исследователей, учитывая ее традиционную независимую и неоднозначную позицию.

Несмотря на испытания ядерного оружия, проведенные в 1998 г., Индия придерживается достаточно последовательной политики в вопросах нераспространения и разоружения, традиционно поддерживая все равноправные многосторонние инициативы с целью всеобщего ядерного разоружения и укрепления режима ядерного нераспространения. Индия утверждает, что не преследует цели гонки ядерных вооружений, и подчеркивает, что ее решение о создании ядерного оружия не нарушило ни одно международное обязательство государства и было принято в целях сдерживания, чтобы противостоять угрозам национальной безопасности, стратегической автономии государства и осуществления целей развития народа Индии [1]. Индия никогда не заявляла количество имеющегося у нее ядерного оружия, провозгласив доктрину «минимально разумного сдерживания» (minimum credible deterrence), что было обозначено в Проекте Национальной ядерной доктрины, представленной Советом по национальной безопасности при премьер-министре в августе 1999 г. [2]. Однако Индия нигде официально не указывает, какое именно количество ядерного оружия необходимо ей для обеспечения «минимально разумного сдерживания».

Попытки оценить количество накопленных в Индии расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия, и, соответственно, возможные размеры индийского ядерного арсенала предпринимаются ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами: Институт науки и международной безопасности

(Institute for Science and International Security, ISIS), Международная группа по расщепляющимся материалам (International Panel of Fissile Materials, IPFM), Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) и др. Эти оценки опираются на изучение истории эксплуатации индийских ядерных объектов, задействованных в производстве оружейных расщепляющихся материалов и компонентов ядерного оружия, их мощности, возможных потребностях. Выводы независимых исследовательских центров нередко противоречивы, что влечет много споров относительно ядерных амбиций Индии. Аналитические оценки сводятся к тому, что для ядерного оружия Индия использует плутоний. Тем не менее высокообогащенный уран (ВОУ) может использоваться для производства термоядерного оружия, об испытании которого, в числе прочих, заявил премьер-министр Индии Ваджпаи в 1998 г. [3]. Исследователи из Института науки и международной безопасности (ISIS) Д. Олбрайт и С. Басу считают, что Индия стремится достичь равенства с Пакистаном по количеству газовых центрифуг [4. C. 9]. Однако вероятнее всего, Индия использует большую часть производимого в стране ВОУ для нужд национальной программы атомных подводных лодок (the Advanced Technology Vessel), направляя на производство термоядерного оружия лишь незначительное количество высокообогащенного урана. Согласно заявлению командующего ВМФ Индии адмирала Суреши Мехта (Sureesh Mehta), Индия ставит задачу обеспечить топливом 3 атомные подводные лодки к 2015 г., каждая из которых будет нести 12 баллистических ракет с ядерными боеголовками [5].

Запасы ВОУ в Индии оцениваются не более, чем в 1 т [4; 6. C. 399; 7; 8. C. 13; 9. C. 12]; существующие запасы оружейного плутония - около 430-730 кг, что достаточно для производства до 100 ядерных боеголовок [6. C. 400; 7; 8. C. 16; 9. C. 15; 10. C. 269; 11]. Индия также выделила около 14,5 т плутония реакторного типа из отработанного ядерного топлива (ОЯТ) тяжеловодных реакторов, не стоящих под гарантиями МАГАТЭ, который также может быть использован в производстве ядерного оружия [7; 8. C. 16; 9. C. 3; 12]. Реакторный плутоний может быть конвертирован в оружейный с помощью реакторов на быстрых нейтронах, не стоящих под гарантиями МАГ АТЭ. По условиям Плана разделения индийских ядерных объектов на мирные и военные, являющегося частью американоиндийского Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии 2007 г., накопленные запасы расщепляющихся материалов не попадают под гарантии МАГАТЭ [13-14]. Индия, согласно исследованиям Международной группы по расщеп-

ляющимся материалам, до сих пор не остановила их производство [8. С. 14, 16].

Определяя принципиальную позицию по ядерному разоружению, Индия заявляет, что ее безопасность повысилась бы в условиях безъядерного мира [15]. В Проекте Национальной ядерной доктрины указано, что целью национальной безопасности Индии является всеобщее верифицируемое и недискриминационное ядерное разоружение, направленное на скорейшее достижение безъядерного мира, а также подтверждена готовность присоединиться к многосторонним переговорам в целях сокращения и ликвидации ядерного оружия, запрещения производства расщепляющихся материалов и установления экспортного контроля [2]. Решение проблемы ядерного терроризма Индия также связывает с всеобщей ликвидацией ядерного оружия [16]. Индия была одной из первых стран, призвавшей к запрещению ядерных испытаний (в 1954 г.), к заключению недискриминационного договора о нераспространении (в 1965 г.), договора о неиспользовании ядерного оружия (в 1978 г.), заключению конвенции по ядерному оружию (в 1982 г.) и к принятию пошаговой программы ликвидации ядерного оружия (в 1988 г.) [15]. Положение о том, что только глобальное и полное ядерное разоружение в установленные сроки может полностью ликвидировать угрозу ядерной войны, стало краеугольным моментом «Плана действий» по ликвидации ядерного оружия, предложенного премьер-министром Радживом Ганди в 1988 г. в ходе Третьей Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященной разоружению, и продолжает оставаться неизменной целью Индии [17]. Это была всеобъемлющая инициатива по ядерному разоружению, затрагивающая такие вопросы, как испытания ядерного оружия, запрет на производство оружейных расщепляющихся материалов и уничтожение их запасов.

Индия выступает за признание зон, свободных от ядерного оружия; за меры по уменьшению ядерной опасности, включая снижение боевой готовности и перенацеливание ядерного оружия; за принятие юридически закрепленных обязательств о ненанесении первого ядерного удара и неиспользовании ядерного оружия против государств, не обладающих ядерным оружием; за принятие конвенции, запрещающей использование ядерного оружия; соглашения о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве; уменьшение значения ядерного оружия в ядерных доктринах государств; за меры по недопущению приобретения террористами оружия массового уничтожения [2; 15-22]. По условиям индийско-американского соглашения 123 о сотрудничестве в области мирной ядерной энергии 2007 г. Индия в числе прочих подтвердила свои обязательства продолжать односторонний мораторий на ядерные испытания и работать вместе с США по заключению многостороннего Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов [13].

Однако важно проанализировать не только инициативы Индии в области разоружения, но и прояснить ее позицию в рамках международного режима ядерного нераспространения. В частности, рассмотрим практические шаги Индии по ускорению ратификации Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний

(ДВЗЯИ), согласованию текста Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) и присоединения к нему. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был открыт для подписания в 1996 г., т.е. через год после бессрочного продления ДНЯО. Отсутствие гарантий безопасности и однозначных обязательств ядерных государств по разоружению, а также продолжающаяся нуклеаризация региона стали основанием для того, чтобы Индии не подписала ДВЗЯИ в 1996 г., а в 1998 г. провела серию подземных ядерных испытаний. После 1998 г. Индия объявила добровольный мораторий на дальнейшие подземные ядерные испытания [15]. Недавние события показывают, что проблема запрещения ядерных испытаний отнюдь не проста. В числе прочего она требует достижения национального консенсуса заинтересованных стран, в том числе Индии. По заявлениям правительства, Индия предана цели создания самого широкого консенсуса внутри страны по вопросу запрещения ядерных испытаний. При этом Индия ожидает, что другие страны также присоединятся к данному договору без каких-либо дополнительных условий [15].

Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов всегда находился в списке приоритетов Индии. Индия была одной из первых стран, которые поддержали идею о ДЗПРМ. В 1988 г. Индия представила на рассмотрение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению План действий по разоружению, где в числе прочих призывала к немедленному полному прекращению производства расщепляющихся материалов оружейного качества [17]. Индия была одним из ко-спонсоров резолюции 48/75L Генеральной Ассамблеи ООН от 1993 г., которая установила рамки будущего обсуждения Договора как недискриминационного, многостороннего и подлежащего эффективному международному контролю («non-discriminatory, multilateral and internationally and effectively verifiable») и которая позднее была отражена в Мандате Конференции по разоружению, представленном Специальным координатором - послом Канады Джеральдом Шэнноном в 1995 г. [23, 24]. После испытания ядерного оружия в Покхране в 1998 г. Индия вновь объявила о своей поддержке переговоров о ДЗПРМ, а также перестала увязывать эти переговоры с вопросом о разоружении [25]. С 1998 г. Индия настаивает на том, что будущий Договор не затронет имеющиеся запасы расщепляющихся материалов, а лишь остановит их дальнейшее производство. Данная позиция была четко сформулирована послом Индии Джаянтом Прасадом, Постоянным представителем Индии на Конференции по разоружению в Женеве, 17 мая 2006 г. В своем выступлении Дж. Прасад подчеркнул, что Индия считает, что переговоры по ДЗПРМ должны проходить в соответствии с рамками, установленными Мандатом Шеннона и стремиться к заключение «недискриминационного, многостороннего и подлежащего эффективному международному контролю Договора» [26].

Существует 3 блока проблем, по-прежнему препятствующих государствам достичь консенсуса по вопросу о заключении договора о запрещении производства расщепляющихся материалов: определение расщепляющихся материалов (обычно понимаемых как высо-

ко обогащенный уран и оружейный плутоний), рамки договора (будет ли договор распространяться на накопленные запасы расщепляющихся материалов) и масштабы предусматриваемых договором проверок. У Индии наибольшую озабоченность вызывает вопрос о широте предусматриваемых договором проверок [27]. Индия заявляет, что готова согласиться на интрузивные проверки при условии их обязательности и недискри-минационности для всех участников ДЗПРМ. При этом верификация призвана служить двум целям: обнаружения и сдерживания. Отсутствие механизма верификации может привести к недостатку уверенности в надлежащем исполнении договора, способствовать намеренному неисполнению условий договора и выдвижению необоснованных обвинений в неисполнении. Данная позиция была озвучена послом Индии Дж. Праса-дом в мае 2006 г. и во многом объясняет отказ Индии от односторонних действий и непринятие добровольного моратория на производство расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств [26]. Провозглашенная Индией цель «минимально разумного сдерживания» предусматривает возможность дальнейшего производства ядерного оружия [2]. К тому же, несмотря на то, что на официальном уровне Индия заявляет о своей поддержке ДЗПРМ, некоторые группы внутри страны считают, что договор может ограничить национальные ядерные возможности, и поэтому выступают против договора.

Однако в случае успешного согласования текста ДЗПРМ и его вступления в силу договор должен пре-

дусмотреть определенные процедуры проверки ядерных объектов, которые были или могут быть задействованы в производстве расщепляющихся материалов оружейного качества, чтобы гарантировать их непере-ключение с мирной ядерной программы. Вступление в силу Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов остановит дальнейшее производство расщепляющихся материалов оружейного качества и все ядерные объекты Индии по производству и выделению расщепляющихся материалов будут закрыты или будут объявлены мирными.

Таким образом, обозначая позицию Индии в вопросах ядерного разоружения, можно отметить, что Индия поддерживает международные договоры по ядерному разоружению и контролю над вооружениями, однако настаивает на том, чтобы: эти договоры были всеобъемлющими, т.е. охватывали бы все государства, обладающие ядерным оружием; недискриминационными, что подразумевает равенство прав и обязанностей всех участников, чего не было заложено в ДНЯО; верифицируемыми, а само разоружение должно быть необратимым [28]. Данные положения подтверждают желание Индии поддерживать коллективные меры по вопросам разоружения и контроля над вооружениями. Индийское решение начать переговоры по ДЗПРМ, озвученное среди прочих условий американо-индийской инициативы по сотрудничеству в сфере мирного использования ядерной энергии, позволяет с определенным оптимизмом относиться к перспективе подписания Индией ДЗПРМ, если условия будущего Договора будут соответствовать основным требованиям, выдвигаемым к нему Индией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Permanent Mission of India to the Conference on Disarmament Geneva Statement by H.E. Mr. Kanwal Sibal Foreign Secretary at the Plenary Meeting

of the Conference on Disarmament GENEVA, January 23, 2003. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

2. Draft Report of National Security Advisory Board on Indian Nuclear Doctrine. URL: http://meaindia.nic.in/disarmament/dm17Aug99.htm

3. Prime Minister Vajpayee's announcement of India's three underground nuclear tests. New Delhi, 11 May 1998. URL: http://www.indianembassy.org/

pic/vajpayee1198.htm

4. Albright D., Basu S. India’s Gas Centrifuge Enrichment Program: Growing Capacity for Military Purposes, January 18, 2007. ISIS. URL:

http://www.isis-online.org/publications/southasia/indiagrowingcapacity.pdf

5. Unnithan S. The Secret Undersea Weapon // India Today. 2008. January 17. URL: http://indiatoday.digitaltoday.in/in-

dex.php?option=com_content&Itemid=1&task=view&id=3659&sectionid=40&issueid=37&page=archieve

6. SIPRI Yearbook 2008: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford: Oxford University Press, 2008.

7. Global Stocks of Nuclear Explosive Materials: Summary Tables and Charts, July 12, 2005, Revised September 7, 2005. URL: http://isis-

online.org/global_stocks/end2003/summary_global_stocks.pdf

8. Global Fissile Material Report 2009. A path to nuclear disarmament. Princeton, N.J.: Princeton University. October 2009. URL: http://www.fissile-

materials.org/ipfm/site_down/gfmr09.pdf

9. Mian Z., Nayyar A.H., Rajaraman R. et al. Fissile materials in South Asia: The implications of the U.S.-India nuclear deal. IPFM, September 2006.

10. Albright D., Berkhout F., Walker W. Plutonium and Highly Enriched Uranium 1996, World Inventories, Capabilities, and Policies. Oxford: Oxford University Press and SIPRI, 1997.

11. Albright D. India's Military Plutonium Inventory, End 2004. ISIS, 7 May 2005. URL: http://isis-online.org/glo-

bal_stocks/end2003/india_military_plutonium.pdf

12. Albright D., Kramer K. Tracking Plutonium Inventories // Plutonium Watch (ISIS, July 2005, Revised Aug. 2005). URL: http://isis-online.org/glo-bal_stocks/end2003/plutonium_watch2005.pdf

13. Implementation of the India-United States Joint Statement of July 18, 2005: India’s Separation Plan. URL: www.dae.gov.in/press/sepplan.pdf

14. Agreement for cooperation between the Government of India and the Government of the United States of America concerning peaceful uses of nu-

clear energy, August 3, 2007. URL: http://www.dae.gov.in/indous.pdf

15. Statement by H.E. Ms. Savitri Kunadi Permanent Representative of India to the United Nations in Geneva at the General Debate in the First Committee, New York, October 15, 1999. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

16. Statement by H.E. Mr. Rakesh Sood, Ambassador, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva at the General Debate in the First Committee. UNGA, New York, October 16, 2001. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

17. Gandhi R.A World Free of Nuclear Weapons, United Nations General Assembly. New York, June 9, 1988. URL: http://www.indianem-

bassy.org/policy/Disarmament/disarm15.htm

18. Statement by Mr. Jayant Prasad, Permanent Representative of India, at the Conference on Disarmament on nuclear disarmament, March 2, 2006. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

19. Statement on Nuclear Disarmament by Ambassador Jayant Prasad Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament at Conference on Disarmament, Geneva, February 13, 2007. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

20. Statement by India in the CD Plenary after the adoption of decision on Programme of work contained in CD/1863, May 29, 2009. URL: http://www.mea.gov.in/secframe .php?sec=da

21. Statement by Hamid Ali Rao, Ambassador and Permanent representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, February 28, 2008. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

22. Statement by Ambassador Hamid Ali Pao, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, at the General Debate of the First Committee of the 64th Session of the United Nations General Assembly, New York, October 8, 2009. URL: http://www.reaching-criticalwill.org/political/1com/1com09/statements/80ct_India.pdf

23. United Nations General Assembly, A/RES/48/75, 16 December 1993. URL: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N94/010/79/PDF/ N9401079.pdf?0penElement

24. Report of Ambassador Gerald E. Shannon of Canada on Consultations on the Most Appropriate Arrangement to Negotiate a Treaty Banning the

Production of Fissile Material for Nuclear Weapons or Other Nuclear Explosive Devices, CD/1299, 24 March 1995. URL: http://dacces-

sdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/G95/610/27/PDF/G9561027.pdf?OpenElement

25. Permanent Mission of India to the the Conference on Disarmament, Geneva- June 27, 2002. An Indian Perspective Presentation by Ambassador Rakesh Sood, Permanent Representative of India to the U.N. Conference on Disarmament, Geneva. URL: http://www.mea.gov.in/sec-frame.php?sec=da

26. Statement made by Jayant Prasad, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, 17 May 2006. URL: http://meaindia.nic.in/speech/2006/05/17da01.htm

27. Patil S.S. India and the FMCT: issues and concerns // CBRN South Asia Brief, March 2008. URL: www.ipcs.org/CBRN-Brief-02.pdf

28. Statement by H.E. Mr. Rakesh Sood, Ambassador, Permanent Representative of India to the U.N. Conference on Disarmament, Geneva, at the U.N. Disarmament Commission, New York, April 10, 2001. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da

Статья представлена научной редакцией «История» 23 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.