СЕМИНАР 19
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99
М.В. Петров,
Исполнительная дирекция Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖПУНАРОПНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ ПЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ
К числу международных финансовых институтов (МФИ) относятся многочисленные организации, созданные на межгосударственном уровне для обслуживания и регулирования международных валютно-кредитных отношений. Широко известными МФИ являются Международный валютный фонд, группа Всемирного Банка, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Парижский и Лондонский клубы. Из множества МФИ только некоторые прямо или косвенно участвуют в финансировании инвестиционных проектов; в России в этом направлении работают Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК), входящие в группу Всемирного Банка1 а также ЕБРР. Цель данной статьи - показать, какие существуют возможности привлечения указанных институтов в качестве источников инвестиций для реализации горных проектов.
***
МБРР является основным кредитным учреждением группы Всемирного Банка, и часто, когда говорят о Всемирном Банке, имеют ввиду именно МБРР. Банк выдает займы государствам-участникам под их суверенные гарантии на весьма льготных условиях: срок погашения займов
обычно составляет 15-20 лет при льготном периоде на уплату основной суммы долга 5 лет, а процентная ставка в последние годы в среднем не превышала 6-7% годовых. Полученные средства прави-
тельство страны-заемщика может перекредитовывать (как правило, на более жестких условиях) своим предприятиям напрямую или через посредников - местные органы власти, банки, фонды, сам же банк прямых займов предприятиям не выдает. Россия стала членом МБРР в 1992 г., и к середине 1998 г. общий объем ее заимствований у банка составил 9,79 млрд. долл. США [1,7].
Большая часть займов МБРР используется для финансирования государственных инвестиционных программ и проектов, направленных на решение приоритетных для стран-заемщиков задач в области развития инфраструктуры (энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт, связь), сельского хозяйства, здравоохранения и .т.д.. В последние годы МБРР также стал активно предоставлять займы на структурную перестройку экономик стран-заемщиков или их отдельных отраслей, предполагающую проведение экономических реформ, приватизации, улучшение управления, решение социальных вопросов. Что же касается финансирования промышленных проектов, то это направление не является первостепенным для МБРР, поскольку банк рассматривает промышленность как объект приложения прежде всего частного капитала, с которым он, по Уставу, не должен конкурировать [1].
Примером кредитной политики МБРР является финансирование им горнодобывающей промышленности. За все время своего существования (1944-1998
гг.) банк на эти цели предоставил 4945 млн. долл. США, из них в 1996 г. - 570,8 млн. долл., в 1997 г.
- 300 млн. долл., в 1998 г. - 1370 млн. долл. [7]. Однако, по крайней мере в последние 3 года эти значительные средства выделялись не на конкретные инвестиционные проекты, а на проведение реформ добывающих отраслей. Например, Россия в 1996 и 1998 гг. получила так называемые 1-й и 2-й угольные займы на общую сумму 1300 млн. долл. для осуществления мероприятий по структурной перестройке угольной промышленности, подобный угольный заем в размере 300 млн. долл. был предоставлен в 1997 г. Украине. Эти займы, выполняющие бюджетозамещающие функции, используются прежде всего для решения социальных проблем угледобывающих регионов и не могут рассматриваться в качестве источников инвестиционных ресурсов.
Финансирование горных проектов может, однако, осуществляться в рамках инвестиционных программ МБРР, направленных на решение общих задач по дайеоа окружающей среды, поддержке и реформированию промышленного сектора и т.д. В России реализуется 2 таких программы: Проект поддержки предприятий (МММ). финансируемый совместно МБРР (200 млн. долл. США) и ЕБРР (100 млн. долл.), и Проект по управлению окружающей средой, включающий в качестве инвестиционного компонента Российскую программу организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ), распола-
1 Помимо МБРР и МФК, в группу Всемирного Банка входят Международная ассоциация развития, кредитующая беднейшие страны, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, занимающаяся страхованием иностранных инвестиций от некоммерческих (политических) рисков, и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
гающую средствами в размере 55 млн. долл. США. В рамках ППП, предусматривающего перекредитование полученных от МФИ средств для реализации инвестиционных проектов через российские коммерческие банки, Мосбизнесбанк в 1997 г. планировал выдать кредит в размере 10 млн. долл. для осуществления проекта по энергосбережению на Косто-мукшском ГОКе, однако, из-за тяжелого финансового положения предприятия кредит так и не был предоставлен. Другие горные проекты банками - участниками ППП всерьез не рассматривались. В настоящее же время, когда большинство этих банков испытывают серьезные проблемы, перспективы ППП вообще неясны. В рамках РПОИ в 1997 г. был предоставлен заем в размере 5,6 млн. долл. Высокогорскому ГОКу, г. Нижний Тагил, для реализации проекта по переработке отходов обогащения железных руд с целью получения медного концентрата, однако сейчас возможности РПОИ по финансированию новых проектов почти исчерпаны.
В целом же, учитывая тенденцию сокращения кредитования промышленных проектов, все более усиливающуюся в политике МБРР, и неопределенные перспективы новых заимствований России у банка, следует признать, что промышленные предприятия, в том числе и горнорудные, практически не могут рассчитывать на получение средств МБРР на свои инвестиционные нужды.
Для МФК, созданной в 1956 г., финансирование промышленных проектов в частном секторе экономики, в отличие от МБРР, является одним из приоритетных направлений деятельности. МФК напрямую кредитует предприятия, не требуя суверенных гарантий страны заемщика, как это практикует МБРР. Средства могут выделяться предприятиям как в виде займов, так и путем инвестирования в акционерный капитал. Займы МФК предоставляются на срок от 7 до 12 лет, включая 3-4летний льготный период на выплату основной суммы, а про-
4 і 1999
центная ставка рассчитывается как шестимесячный LIB OR для долларов США (в 1998 г. 5-6%) плюс маржа 1-4% годовых. Размер займов колеблется от 1 до 100 млн. долл. США и в среднем составляет 10-11 млн. долл. на проект. Помимо осуществления кредитных операций, МФК оказывает содействие в размещении ценных бумаг эмитентов, выдает гарантии и резервные кредиты (standby loans), проводит другие операции, направленные на облегчение доступа предприятий из развивающихся стран на международные рынки капитала. Предоставляемые МФК ресурсы обычно покрывают не более 25% стоимости проекта и служат своего рода катализатором для привлечения коммерческих инвесторов, ориентирующихся на высокий авторитет корпорации. МФК активно занимается организацией синдицированных займов, в которых выступает в качестве официального кредитора и подписывает кредитное соглашение от имени софи-нансирующих сторон. В результате на 1 доллар, вложенный МФК в проект, в последние годы приходится 5-5,5 долларов, привлеченных от других инвесторов [2,5].
Финансирование горных проектов занимает заметное место в структуре кредитных операций МФК: из 11448 млн. долл. США, предоставленных корпорацией с момента ее создания до середины 1998 г. на различные проекты, 1033 млн. долл. (9%) приходится на горные проекты [5]. Повышенное внимание МФК к этому сектору объясняется тем, что разработка природных ресурсов в развивающихся странах часто является одним из немногих видов хозяйственной деятельности, способных приносить достаточную прибыль и представлять интерес для частных инвесторов, без дополнительного привлечения которых корпорация обычно не инвестирует собственные средства в проект. В России, являющейся членом МФК с 1992 г., iOE пока участвует только в одном горном проекте, связанном с разработкой золоторудного месторождения
«Покровское» в Амурской области. Общая стоимость проекта
оценивается в 77,6 млн. долл. США, из них 12 млн. МФК предоставляет в виде займа проектной компании «Месторож-дение Покровское», а 4 млн. долл. инвестирует в акции английской компании «Zoloto mining Ltd», созданной для привлечения средств иностранных инвесторов и владеющей 75% акций проектной компании. Решение о финансировании МФК приняла в 1997 г., однако информация о фактическом выделении средств в 1998 г. отсутствует.
ЕБРР, учрежденный в 1990 г. с целью содействия перехода европейских постсоциалистических стран к рыночной экономике, активно занимается инвестиционной деятельностью, причем, в отличие от МБРР, делающего упор на финансирование государственных программ и проектов, ЕБРР ориентирован на работу с частным сектором экономики, куда направляет более 60% от своего общего кредитного портфеля [3, 4,6]. Кредитно-инвестиционная
деятельность ЕБРР имеет определенное сходство с деятельностью МФК. Как и МФК, ЕБРР выполняет следующие операции: предоставление кредитов, инвестирование в акционерный капитал, содействие в размещении ценных бумаг, выдача гарантий. ЕБРР за счет собственных средств обеспечивает, как правило, до 35% от стоимости проекта, для покрытия остальных расходов банк, пользуясь своим авторитетом, привлекает других инвесторов - коммерческие банки, экспортно-кредитные агентства и т.д. Минимальная сумма прямого займа ЕБРР предприятию составляет 5 млн. ЭКЮ (меньшие суммы предоставляются через различных финансовых посредников), максимальная сумма установлена в размере 150 млн. ЭКЮ. Основным фактором, определяющим возможность выдачи займа, является достаточность потока наличности, генерируемой проектом, для обслуживания возвратных платежей по займу. Кредитуя предприятия, ЕБРР обычно
173
не требует гарантий правительства и страхования политических и валютных рисков. Займы выдаются на срок от 5 до 10 лет (в порядке исключения - до 15 лет), включая, как правило, льготный период на выплату основной суммы долга, устанавливаемый на время строительства объектов инвестиционной деятельности. Процентная ставка обычно рассчитывается как сумма ставки LIBOR и маржи в размере 1-4%, зависящей от величины страновых и коммерческих рисков проекта [4,6].
В период с 1991 по 1997 г. ЕБРР было выдано обязательств в виде займов, инвестиций в акции и гарантий на общую сумму 10257 млн. ЭКЮ, из них на долю добывающих отраслей приходится 537 млн. ЭКЮ (5% от всех обязательств банка). Банк принял участие в финансировании следующих крупных горных проектов в России и странах СНГ [2,3]:
1. «Зеравшан» - извлечение зо-
лота из золотосодержащих отвалов, образовавшихся в результате разработки золотого месторождения Мурунтау в Узбекистане. Общая стоимость проекта составила 150 млн. долл. США, из них 30% (45 млн. долларов) покрывалось за счет взносов в акционерный капитал учредителей проектной компании «Зеравшан-
Ньюмонт» - узбекской стороны и американской горнодобывающей компании Newmont Mining Corp., а 70% (105 млн. долл.) были оплачены из средств займа, организованного ЕБРР. Банк предоставил 50% от суммы займа (52,5 млн. долл.), а для финансирования второй половины займа привлек 13 международных коммерческих банков. Проект «Зеравшан» был первым опытом участия ЕБРР в горном проекте и успех операции позволил банку активнее инвестировать в этот сектор промышленности.
2. «Кубакское золото» - освоение золоторудного месторождения «Кубак» в Магаданской области. Общая стоимость проекта -140 млн. ЭКЮ, для его реализации был предоставлен синдицированный банковский кредит в раз-
мере 77,5 млн. ЭКЮ, организатором и основным участником которого выступил ЕБРР, чья доля в кредите составила 38,2 млн. ЭКЮ. Кредит был выдан в 1996 г. специально созданной для реализации проекта Омолонской золоторудной компании - совместному предприятию с участием российских структур и американской корпорации Cyprus Amax Minerals. В феврале 1997 г. месторождение было пущено в эксплуатацию, и в том же году ЕБРР предоставил дополнительный заем в размере 12,1 млн. ЭКЮ для дальнейшего развития компании [3]. Кубакский проект стал первым успешным примером реализации крупного горного проекта в России с участием ЕБРР и других иностранных инвесторов.
3. «Бурятзолото» - модернизация и расширение двух шахт золотодобывающей компании «Бурятзолото», Республика Бурятия, с целью увеличения добычи золота до 75000-90000 унций в год. Стоимость проекта - 47, 9 млн. ЭКЮ, для его финансирования ЕБРР в 1997 г. предоставил заем в размере 8,1 млн. ЭКЮ и инвестировал 6 млн. ЭКЮ в акционерный капитал компании.
4. «Кумтор» - организация золотодобычи в Кумторе, Кыргызстан. Общая стоимость проекта -280,7 млн. ЭКЮ, доля участия -ЕББР - 31,2 млн. ЭКЮ. Наряду с ЕБРР, в финансировании проекта приняла участие МФК. В 1997 г. проект был завершен и месторождение было пущено в эксплуатацию.
* * *
Краткий обзор деятельности МБРР, МФК и ЕБРР показывает, что эти институты участвуют, хотя и в разной степени, в финансировании горнопромышленных проектов в России. При этом в настоящее время более вероятными источниками новых инвестиций являются ЕБРР и МФК, учитывая ориентацию этих институтов на частный сектор экономики, возможность напрямую финансировать предприятия и наличие опыта работы в России и странах СНГ с крупными горными проектами.
МФК и ЕБРР в целом не предъявляют каких-то особых по сравнению с коммерческими банками требований к инвестиционным проектам. Проекты должны быть проработаны с технической точки зрения, генерировать достаточно денежных средств для обслуживания платежных обязательств по заемным средствам, иметь сильных спонсоров /партнеров. Для МФИ также важно, чтобы предлагаемый проект приводил к позитивным социальным эффектам, способствовал передаче технологий, управленческого и производственного опыта и имел политическую поддержку со стороны государственных органов власти. Практика показывает, что больше шансов на получение средств МФИ имеют проекты по добыче драгоценных металлов, отличающиеся, как правило, более высокой коммерческой привлекательностью и относительно меньшим уровнем рисков по сравнению с другими секторами горнодобычи, что, в частности, позволяет МФИ без труда находить партнеров для совместного финансирования таких проектов. Перспективы участия МФИ в других горных проектах пока менее определенны, хотя, безусловно, и не исключены.
Работа с МФИ имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с другими инвесторами. Преимущества определяются следующими факторами:
♦ эти организации были созданы и функционируют как специальный инструмент инвестирования в развивающиеся страны, куда вследствие высоких рисков неохотно идет частный капитал;
♦ МФИ предлагают достаточно льготные условия финансирования с точки зрения сроков и величины процентной ставки;
♦ МФИ нередко предоставляют авансы или помогают найти гранты для подготовки проектов по западным стандартам;
♦ участие МФИ в финансировании проекта стимулирует других потенциальных инвесторов, причем сами МФИ оказывают содействие в привлечении дополни-
тельных средств (данное преимущество, однако, имеет оборотную сторону - не найдя партнеров по финансированию, МФИ, скорее всего, откажется от участия в проект).
Вместе с тем, предприятия, рассчитывающие на средства МФИ, должны быть готовы пройти длительную бюрократическую процедуру рассмотрения и одобрения проекта (обычно не менее 1 года), причем окончательное решение по проекту может не приниматься сколь угодно долго без ясного объяснения причин, даже несмотря на неукоснительное выполнение всех требований МФИ. Причина задержек заключается как в общем неторопливом стиле работы этих организаций, так и в том, что объем заявок на финансирование, поступающих в МФИ
из развивающихся стран, значительно превышает объем их кредитных ресурсов, поэтому они располагают богатыми возможностями для выбора проектов в соответствии со своими внутренними приоритетами - отраслевыми, страновыми и т.д. В результате часто бывает так, что проект, первоначально вызвавший интерес в МФИ и прошедший несколько стадий рассмотрения, при появлении более приоритетного с позиций МФИ проекта «зависает», начинаются проволочки с его дальнейшим прохождением и в итоге предприятие, потратившее немало времени и сил, инвестиций не получает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимин И.Н., Пономарев В.В. Всемирный Банк и инвестиционные
проекты / М.: Инвестиционный эксперт, 1998, № 1.
2. Катасонов В.Ю. Международные финансовые институты: опыт проектного финансирования / М.: Бизнес и политика, 1998, № 2.
3. European Bank for Reconstruction and Development. Annual Reports 1992
- 1998.
4. Financing with the EBRD. A Guide for companies and enterpreneurs considering financing projects or investing in the countries of central and eastern Europe and the former Soviet Union. EBRD. April 1994.
5. International Finance Corporation. Annual Reports 1992 - 1998.
6. Miyachi M. Project financing by EBRD. Seminar on Mining Investment Strategy: criteria for decision making based economies. - Vancover, Gastown Printers Ltd., 1993
7. The World Bank Annual Reports 1992 - 1998.
© М.В. Петров
173
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
ПЕТРОВ
в:\С диска по работе в универе\01ЛВ_99\01ЛВ4_99\Все С:\и8еге\Таня\АррБа1а\Коат1^\М1сго80й\ШаблоныШогта1Ло1т Оценка возможностей привлечения международных финансовых институ-
тов для финансирования горнопромышленных проектов Содержание:
Автор: Гитис Л.Х.
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания:
Число сохранений:
Дата сохранения:
Сохранил:
Полное время правки:
Дата печати:
При последней печати страниц: слов:
знаков:
09.06.1999 9:26:00
3
16.06.1999 18:50:00 Гитис Л.Х.
7 мин.
14.12.2008 20:30:00
4
2 578 (прибл.)
14 695 (прибл.)