Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОРЕГИОН / ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ МАКРОРЕГИОН / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрябкова Елена Анатольевна, Скребова Алеся Витальевна

В статье представлены результаты анализа стратегий социально-экономического развития областей Центрально-Черноземного макрорегиона - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской. Проведен анализ сильных и слабых сторон обозначенных документов в контексте межрегиональной интеграции на основе критериев оценивания, значение которых определялось по шкале с показателями от 0 до 5. Отмечается, что указанные документы отражают специфику взаимодействия субъектов федерации друг с другом с целью приобретения преференций в социально-экономическом развитии для каждого из них. Пространственная интеграция открывает перспективы объединения возможностей разных территорий страны. Выявлено, что часть проанализированных документов нуждается в доработке. Подчеркивается, что создание документов, определяющих цели и задачи развития регионов на перспективу, должно опираться на ключевые положения государственной политики в этой сфере. Заключается, что предложенная в статье схема оценки стратегий регионального развития позволит их разработчикам сформировать представление о необходимости обеспечения соответствия таких документов современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрябкова Елена Анатольевна, Скребова Алеся Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE OPPORTUNITIES FOR INTERREGIONAL INTEGRATION IN THE STRATEGIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CENTRAL BLACK EARTH MACROREGION

The article presents the results of the analysis of strategies for the socio-economic development of the regions of the Central Black Earth macroregion - Belgorod, Voronezh, Lipetsk, Kursk and Tambov. The analysis of the strengths and weaknesses of the designated documents in the context of interregional integration is carried out on the basis of evaluation criteria, the value of which was determined on a scale with indicators from 0 to 5. It is emphasized that these documents reflect the specifics of interaction between the subjects of the federation with each other in order to acquire preferences in socio-economic development for each of them. Spatial integration opens up prospects for combining the capabilities of different territories of the country. It was revealed that some of the analyzed documents need to be finalized. It is emphasized that the creation of documents defining the goals and objectives of regional development in the future should be based on the key provisions of state policy in this area. It is concluded that the scheme of evaluation of regional development strategies proposed in the article will allow their developers to form an idea of the need to ensure compliance of such documents with modern requirements.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 101-106. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 5. P. 101-106.

Научная статья УДК 332.14

https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.14

Оценка возможностей межрегиональной интеграции в стратегиях социально-экономического развития Центрально-Черноземного макрорегиона

Елена Анатольевна Стрябкова1, Алеся Витальевна Скребова2

■^Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

[email protected]. ru, https://orcid.org/0000-0002-6067-1434 [email protected], https://orcid.org/0009-0008-9617-0202

Аннотация. В статье представлены результаты анализа стратегий социально-экономического развития областей Центрально-Черноземного макрорегиона - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской. Проведен анализ сильных и слабых сторон обозначенных документов в контексте межрегиональной интеграции на основе критериев оценивания, значение которых определялось по шкале с показателями от 0 до 5. Отмечается, что указанные документы отражают специфику взаимодействия субъектов федерации друг с другом с целью приобретения преференций в социально-экономическом развитии для каждого из них. Пространственная интеграция открывает перспективы объединения возможностей разных территорий страны. Выявлено, что часть проанализированных документов нуждается в доработке. Подчеркивается, что создание документов, определяющих цели и задачи развития регионов на перспективу, должно опираться на ключевые положения государственной политики в этой сфере. Заключается, что предложенная в статье схема оценки стратегий регионального развития позволит их разработчикам сформировать представление о необходимости обеспечения соответствия таких документов современным требованиям.

Ключевые слова: макрорегион, Центрально-Черноземный макрорегион, пространственная интеграция, интеграционное развитие, стратегия социально-экономического развития, межрегиональные связи, устойчивое развитие, оценка результатов

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания НИУ «БелГ» FZWG-2023-0014, тема проекта «Пространственно-сетевое взаимодействие российских регионов в контексте новых вызовов технологического развития».

Для цитирования: Стрябкова Е.А., Скребова А.В. Оценка возможностей межрегиональной интеграции в стратегиях социально-экономического развития Центрально-Черноземного макрорегиона // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 101-106. https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.14.

Original article

Assessing the Opportunities for Interregional Integration in the Strategies for Socio-Economic Development of the Central Black Earth Macroregion

Elena A. Stryabkova1, Alesya V. Skrebova2 12Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6067-1434 [email protected], https://orcid.org/0009-0008-9617-0202

Abstract. The article presents the results of the analysis of strategies for the socio-economic development of the regions of the Central Black Earth macroregion - Belgorod, Voronezh, Lipetsk, Kursk and Tambov. The analysis of the strengths and weaknesses of the designated documents in the context of interregional integration is carried out on the basis of evaluation criteria, the value of which was determined on a scale with indicators from 0 to 5. It is emphasized that these documents reflect the specifics of interaction between the subjects of the federation with each other in order to acquire preferences in socio-economic development for each of them. Spatial integration opens up prospects for combining the capabilities of different territories of the country. It was revealed that some of the analyzed documents need to be finalized. It is emphasized that the creation of documents defining the goals and objectives of regional development in the future should be based on the key provisions of state policy in this area. It is concluded that the scheme of evaluation of regional development strategies proposed in the article will allow their developers to form an idea of the need to ensure compliance of such documents with modern requirements.

Keywords: macroregion, Central Black Earth macroregion, spatial integration, integrative development, socio-economic development strategy, interregional relations, sustainable development, evaluation of results

© Стрябкова Е.А., Скребова А.В., 2023

ECONOMICS

Funding: The reported study was funded by National Research University "BelSU" FZWG-2023-0014, project theme "Spatial Networking of Russian Regions in the Context of New Challenges of Technological Development".

For citation: Stryabkova, E.A. & Skrebova, A.V. (2023) Assessing the Opportunities for Interregional Integration in the Strategies for Socio-Economic Development of the Central Black Earth Macroregion. Society: Politics, Economics, Law. (5), 101-106. Available from: doi:10.24158/pep.2023.5.14 (In Russian).

В Российской Федерации с 2017 г. происходит обновление концептуальных основ формирования и реализации государственной политики регионального развития. Актуальным вопросом в пространственной экономике является объединение регионов в макрорегионы согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия)1. Одной из основных целей ее является ориентация на использование внутренних возможностей экономического роста. К их числу можно отнести и пространственную интеграцию, так как она реализована путем формирования макрорегионов.

Итак, рассмотрим стратегии административно-территориальных единиц, входящих в Центральночерноземный макрорегион (далее - ЦЧМ), который сформировался с учетом сложившихся связей, в том числе систем транспорта, межрегионального взаимодействия в инфраструктуре, в экономической и социальной политике. Он состоит из пяти областей: Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, которые выступают в роли перспективных агропромышленных центров экономического роста субъектов Российской Федерации.

В стратегиях их перспективного развития интеграционный аспект рассматривается с трех позиций: производственной (формирование и развитие агропромышленных центров), экологической (улучшение состояния окружающей среды), коммуникационной (развитие магистральной инфраструктуры) (Сибирская, Соболева, 2008: 20).

П.А. Минакир отмечает существенную зависимость между экономическим развитием и уровнем интеграции территорий в межрегиональном пространстве (Экономические макрорегионы: интеграционный феномен или политико-географическая целесообразность? Случай Дальнего Востока ..., 2020: 76). На основании данного тезиса можно отметить, что стратегии социально-экономического развития являются звеном, соединяющим документы перспективного планирования на федеральном и региональном уровнях.

В.И. Меньщикова подчеркивает, что «стратегии социально-экономического развития регионов рассматриваются как система мероприятий, направленная на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития» (Меньщикова, 2009: 77).

Нами изучено 5 стратегий социально-экономического развития регионов ЦЧМ. Отметим, что они, за исключением документов Курской и Липецкой области, были разработаны регионами еще до утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.2 Это означает, что стратегии регионов корректировались несколько раз с учетом изменений приоритетных направлений государственной политики.

Рассматривая Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года, можно отметить, что пространственной интеграции в данном документе уделяется особое внимание. Белгородская область в межрегиональных связях выступает крупным поставщиком товаров. Регион характеризуется существенной степенью интегрированности с территориями России по реализации производимой продукции. Большое значение для области имеет сотрудничество с Курской и Воронежской областями в электроэнергетике. Активные межрегиональные отношения в торгово-экономической сфере способствуют развитию промышленных предприятий области, росту производственных показателей, созданию рабочих мест, повышению благосостояния населения3.

Белгородская область имеет немало соглашений с регионами Российской Федерации в научно-технической, торгово-экономической, культурной сферах. С каждым годом наблюдается экономический рост, связанный, в том числе, с увеличением количества долгосрочных договоров взаимодействия в сфере торговли (Ильинская, Точоная, 2018: 75).

В Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года также отмечается, что приоритетным направлением устойчивого развития региона является расширение комплексных связей с другими субъектами РФ.

1 Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. [Эллектронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года ...

3 О Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года : постановление Правительства Белгородской области от 25.10.2010 № 27-ПП. [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и технических документов «Кодекс».

Документ определяет ключевую цель межрегионального сотрудничества, которая заключается в развитии производственной кооперации, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с другими административно-территориальными единицами страны1.

Важнейшими задачами такого сотрудничества являются: расширение сфер реализации на территории Воронежской области совместных инвестиционных проектов; увеличение состава субъектов, с которыми регион может заключить соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях; создание инфраструктуры, повышающей инвестиционную привлекательность региона для хозяйствующих субъектов из других областей; внедрение передовых технологий в экономику Воронежской области через систему межрегионального научно-технологического сотрудничества и т. д. (Букреев и др., 2018: 62).

Также в Стратегии Воронежской области отмечены основные ожидаемые результаты от межрегионального сотрудничества и деятельности местных органов государственной власти в сфере межрегионального взаимодействия.

Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года определяет ключевым ориентиром для достижения стратегических целей экономического, социального, экологического и территориального развития субъекта федерации межрегиональную интеграцию.

Пространственная организация региона рассматривается на макро- (в аспекте международных связей) и мезоуровнях (в процессе взаимодействия с соседними субъектами федерации)2.

Стратегия включает в себя риски, связанные с пространственной интеграцией, развернутый план реализации и анализ достижения действующих показателей, что не отмечалось в ранее представленных стратегиях.

В настоящее время сформирован «Межрегиональный насосостроительный кластер», объединяющий предприятия Воронежской и Липецкой областей.

Рассматривая Стратегию социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года, важно отметить, что данный регион является промышленно-аграрным. Отрасли специализации промышленности - добыча железной руды (крупнейшее предприятие - ПАО «Михайловский ГОК»), электроэнергетика (филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС») и пищевая промышленность, работающая в основном на местном сырье3.

В документе представлен SWOT-анализ сильных и слабых сторон развития Курской области, из которого следует, что к первым относится развитие межрегионального сотрудничества, в том числе создание транспортных и иных коридоров с учетом ликвидации сообщения с Украиной (линии Санкт-Петербург - Гомель - Брянск - Курск).

В Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года определено приоритетное направление межрегионального сотрудничества в сфере культуры посредством организации и проведения международных и межрегиональных фестивалей, конкурсов, конференций и других мероприятий.

Кроме того, на территории данного субъекта федерации запланировано строительство межрегионального транспортно-логистического центра мощностью единовременного хранения 75 тыс. т продовольственной продукции.

Предполагается также, что Тамбовская область выступит одним из ключевых регионов в строительстве «Шелкового пути» (автодорога «Меридиан»), которая позволит доставлять грузы из стран Азии в пять раз быстрее, чем в настоящее время4.

Опираясь на линейный подход Джавьера Руис-Тагле, основанный на близости регионов с одинаковым социально-экономическими группами (Ruiz-Tagle, 2013), практический подход Е.И. Ри-сина, который рассматривает контент-анализ технологии обоснования региональных стратегий (Рисин, 2022), а также на сравнительный подход Р.Н. Шпаковой, осуществившей анализ оценок эффективности стратегий по аналогии с определением эффективности государственных программ

1 О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и технических документов «Кодекс».

2 О Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года: закон Липецкой области от 22.10.2022 № 207-ОЗ [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и технических документов «Кодекс».

3 О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года : закон Курской области от 23.12.2022 № 169-ЗКО [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и технических документов «Кодекс».

4 О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период 2030 года : закон Тамбовской области от 04.06.2018 № 246-З [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и технических документов «Кодекс».

ЕСОШМЮЭ

(Шпакова, 2019), предлагаем разработать шкалу оценивания качества региональных стратегий в рамках пространственной интеграции на примере регионов, входящих в ЦЧМ. Данная оценка качества позволит улучшить практику стратегического планирования развития территорий.

Анализ региональных стратегий позволил выявить результаты, полученные при решении ключевых задач их разработки: определения стратегических целей и перспективных направлений развития субъекта федерации в рамках межрегионального сотрудничества. оценки достигнутых целей такого взаимодействия, анализа соглашений межрегионального сотрудничества в стратегии конкретного региона, рисков; наличия в документе sWoT-анализа, целевых показателей, наличие сведений о межрегиональном взаимодействии внутри макрорегиона (табл. 1).

Таблица 1 - Содержание и оценка результатов, полученных

при решении задачи «Оценка развития пространственной интеграции

в стратегиях социально-экономического развития областей ЦЧМ»

Содержание полученных результатов Белгородская область Воронежская область Липецкая область Курская область Тамбовская область

Определение стратегических задач, целей и перспективных направлений в рамках межрегионального сотрудничества 4 4 4 4 4

Оценка достигнутых целей межрегионального взаимодействия 4 4 5 4 4

Анализ соглашений межрегионального сотрудничества в стратегии региона 4 5 4 4 4

Анализ рисков 3 4 4 4 4

Наличие в стратегии региона SWOT-анализа 0 3 0 5 0

Наличие в стратегии региона целевых показателей 0 4 4 4 4

Наличие в стратегии региона сведений о межрегиональном взаимодействии внутри макрорегиона 5 5 4 5 4

ИТОГО: 20 29 25 30 24

Средний балл 2,9 4,1 3,6 4,3 3,4

Оценка развития пространственной интеграции в стратегиях социально-экономического развития ЦЧМ предполагала использование соответствующей шкалы со значением от 0 до 5. Рассмотрим критерии подробнее:

1. Определение стратегических задач, целей и перспективных направлений в рамках межрегионального сотрудничества:

- 0-2: стратегические задачи, касающиеся пространственной интеграции, отсутствуют, нет систематизации целей, основные направления межрегионального сотрудничества не определены;

- 2,1-3: стратегические задачи, касающиеся пространственной интеграции, обозначены, но не отражают приоритеты национальной экономики, отсутствует систематизация стратегических целей, основные направления межрегионального сотрудничества не определены;

- 3,1-4: стратегические задачи, касающиеся пространственной интеграции, установлены и соответствуют приоритетам национальной экономики, отсутствует систематизация стратегических целей, основные направления межрегионального сотрудничества отражают поставленные задачи;

- 4,1-5: стратегические задачи, касающиеся пространственной интеграции, определены и соотносятся с приоритетами национальной экономики, присутствует систематизация стратегических целей, основные направления межрегионального сотрудничества отражают поставленные задачи.

2. Оценка достижения целей межрегионального взаимодействия в стратегии:

- 0-2: отсутствует;

- 2,1-3: выполнена на низком уровне;

-3,1-4: осуществлена на среднем уровне;

- 4,1-5: представлена на высоком уровне.

3. Анализ соглашений межрегионального сотрудничества в стратегии региона:

- 0-2: отсутствуют сведения о соглашениях в сфере межрегионального сотрудничества

- 2,1-3: есть упоминание о соглашениях в сфере межрегионального сотрудничества, однако отсутствуют сведения об их применении;

- 3,1-4: документ отражает сведения о соглашениях в сфере межрегионального сотрудничества, однако они не в полной мере раскрыты;

- 4,1-5: сведения о соглашениях в сфере межрегионального сотрудничества представлены в полном объеме.

4. Анализ рисков в стратегии региона:

- 0-2: отсутствуют сведения об учете ключевых рисков;

- 2,1-3: содержится упоминание о ключевых рисках, однако конкретных примеров не представлено;

- 3,1-4: при разработке долгосрочного прогноза учитывались ключевые риски, однако в сравнении со стратегиями иных макрорегионов данный аспект раскрыт не в полной мере;

- 4,1-5: при разработке долгосрочного прогноза ключевые риски отражены в полном объеме.

5. Наличие в стратегии региона SWOT-анализа:

- 0-2: SWOT-анализ в документе отсутствует;

- 2,1-3: содержится упоминание о SWOT-анализе, однако сильные и слабые стороны не раскрыты;

- 3,1-4: представленный SWOT-анализ отражает сильные и слабые стороны стратегии на среднем уровне;

- 4,1-5: SWOT-анализ выполнен на высоком уровне.

6. Наличие в стратегии региона целевых показателей:

- 0-2: данные отсутствуют;

- 2,1-3: состав целевых показателей приведен, однако не раскрывается должным образом;

- 3,1-4: отражен не в полном объеме;

- 4,1-5: состав целевых показателей в Стратегии приведен полностью.

7. Наличие в стратегии региона сведений о межрегиональном взаимодействии внутри макрорегиона:

- 0-2: сведения отсутствуют;

- 2,1-3: межрегиональное взаимодействие представлено на низком уровне;

- 3,1-4: осуществляется на среднем уровне;

- 4,1-5: выполняется на высоком уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя оценка региональных стратегий в рамках межрегионального сотрудничества свидетельствует о том, что разработчики документа перспективного развития Курской области вышли на уровень «хорошего» качества, получив значение оценки 4,3. Немного отстали от них авторы стратегии Воронежской - 4,1, Липецкой - 3,6 и Тамбовской областей - 3,4. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года не дотягивает до уровня «удовлетворительно»: значение показателя оценки составило 2,9. Однако в феврале 2023 г. был разработан новый ее проект, который в том числе предусматривает изменения в направлении развития межрегиональных связей Белгородской области1. Полагаем, что новшества позволят повысить частную оценку развития пространственной интеграции в этом субъекте федерации.

Анализ оценок качества стратегий на примере регионов, входящих в ЦЧМ, позволяет сделать ряд выводов. Экономический рост субъекта федерации во многом находится в зависимости от степени взаимосвязи его экономики с межрегиональными отношениями. Объединение возможностей территорий позволяет внести значительный вклад в развитие каждого региона. Стратегии социально-экономического развития каждого субъекта федерации подлежат изменениям в соответствии с политикой государства в этой сфере.

На примере пяти регионов нами был проведен анализ положений стратегий их социально-экономического развития с обозначением сильных и слабых сторон каждого из документов. Предложенная методика оценивания позволит разработчикам стратегий социально-экономического развития ориентироваться на современные требования к документу.

Список источников:

Букреев А.М., Рисин И.Е., Загородних А.Ю. Стратегия развития Воронежской области на период до 2035 года: ключевые направления преобразований в экономике // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 61-64.

Ильинская Е.В., Точоная К.Е. Основные приоритеты развития Белгородской области в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона до 2025 г. // Пространственное развитие территорий. Белгород, 2018. С. 74-76.

1 Проект Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/34KB55 (дата обращения: 01.05.2023).

ECONOMICS

Меньщикова В.И. Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 6 (74). С. 77-86.

Рисин И.Е. Оценка качества стратегий социально-экономического развития регионов // Регион: системы, экономика, управление. 2022. № 1 (56). С. 41-48. https://doi.org/10.22394/1997-4469-2022-56-1-41-48.

Сибирская Е.В., Соболева Ю.П. Стратегия развития интеграции в промышленности // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 1. С. 19-26.

Шпакова Р.Н. Стратегии социально-экономического развития регионов: от оценки достижения целей - к оценке эффективности // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 2. С. 1-7.

Экономические макрорегионы: интеграционный феномен или политико-географическая целесообразность? Случай Дальнего Востока / П.А. Минакир [и др.] // Пространственная экономика. 2020. Т. 16, № 1. С. 66-105. https://doi.org/10.14530/se.2020.1.066-099.

Ruiz-Tagle J. A Theory of Socio-Spatial Integration: Problems, Policies and Concepts from a US Perspective // International Journal of Urban and Regional Research. 2013. Vol. 37, iss. 2. P. 388-408. https://doi.org/10.1111/j.1468-2427.2012.01180.x.

References:

Bukreev, A. M., Risin, I. E. & Zagorodnih, A. Yu. (2018) Country Development Strategy of the Voronezh Region for the Period up to 2035: Key Directions of Reforms in the Economy. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3), 61-64. (In Russian).

Il'inskaja, E. V. & Tochonaja, K. E. (2018) Osnovnye prioritety razvitija Belgorodskoj oblasti v ramkah realizacii strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona do 2025 g. [The Main Priorities for the Development of the Belgorod Region in the Framework of the Implementation of the Strategy for the Socio-Economic Development of the Region until 2025]. In: Pros-transtvennoe razvitie territorij. Belgorod, рр. 74-76. (In Russian).

Menshchikova, V. I. (2009) Strategy of Social and Economic Development in the System of Region Management. Tambov University Review: Series Humanities. (6 (74)), 77-86. (In Russian).

Minakir, P. A., Isaev, A. G., Demyanenko, A. N. & Prokapalo, O. M. (2020) Economic Macroregions: an Integration Phenomenon or a Political Geographic Rationale? Far Eastern Russia Case. Spatial Economics. 16 (1), 66-105. Available from: doi:10.14530/se.2020.1.066-099. (In Russian).

Risin, I.E. (2022) Evaluating the Quality of Strategies Socio-Economic Development of the Regions. Region: sistemy, jekonomika, upravlenie. (1 (56)), 41-48. Available from: doi:10.22394/1997-4469-2022-56-1-41-48. (In Russian).

Ruiz-Tagle, J. (2013) A Theory of Socio-Spatial Integration: Problems, Policies and Concepts from a US Perspective. International Journal of Urban and Regional Research. 37 (2), 388-408. Available from: doi:10.1111/j.1468-2427.2012.01180.x.

Shpakova, R. N. (2019) Strategies of Socio-Economic Development of Regions: from Assessment of Achievement of Goals to Assessment of Effectiveness. The Eurasian Scientific Journal. 11 (2), 1-7. (In Russian).

Sibirskaja, E. V. & Soboleva, Ju. P. (2008) Strategija razvitija integracii v promyshlennosti [Strategy for the Development of Integration in Industry]. Regional Economics: Theory and Practice. (1), 19-26. (In Russian).

Информация об авторах Е.А. Стрябкова - доктор экономический наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной экономики и экономической безопасности Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=444446

А.В. Скребова - аспирант, ассистент кафедры прикладной экономики и экономической безопасности Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1182792

Information about the authors E.A. Stryabkova - D.Phil. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=444446

A.V. Skrebova - PhD student, Assistant of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1182792

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.