Оригинальная статья Original article
УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-1-0-3
Соломина И. Ю.1
2
Филатова М. С.2
Оценка возможностей этнокультурного тура «Святыни Земли Карельской» методом SWOT-анализа
ЧУ ООВО «Институт экономики и культуры», ул. Ибрагимова, д.31 корп.1, Москва 105318, Россия
1e-mail: siu@bk.ru
2e-mail: moiseeva_m@mail.ru
Статья поступила 15 марта 2021 г.; принята 27 апреля 2021 г.; опубликована 30 июня 2021 г.
Аннотация. В настоящее время на всех территориях России активно развивается туризм, который, несомненно, способствует формированию новых экономических возможностей. Учитывая многонациональный состав населения, проживающего в Республике Карелия, и наличие многообразных этнокультурных ресурсов, данная территория обладает возможностями по формированию новых турпродуктов, что делает представленную тему «Оценка возможностей этнокультурного тура «Святыни Земли Карельской» методом SWOT-анализа», актуальной. Основными методами представленного исследования являются: аналитический, проектный и метод SWOT-анализа. Аналитический метод применён для характеристики развития туризма в Республике Карелия с 2015 по 2020 гг. через обобщение данных, представленных журналом о внутреннем и въездном туризме совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», о развитии этнокультурного туризма в Республике Карелия, выявленных аналитическим агентством «ТурСтат», а также при характеристике ресурсов этнокультурного туризма в республике. Разработка нового турпродук-та, продвижение и внедрение его на рынок является, по сути, инновационным процессом, для которого характерно активное применение проектного метода. А востребованность на туристском рынке нового туристского продукта подтверждается через исследование возможностей нового тура методом SWOT-анализа, представленного в статье. Результатом исследования, представленного в статье, является формирование нового тура «Святыни Земли Карельской» продолжительностью 5 дней /4 ночи, расчёт себестоимости и цены нового тур-продукта для 20 туристов, обоснование экономической прибыли тура, рентабельности продаж и производства, а также SWOT-анализ для выявления возможностей данного турпродукта. Опираясь на методы анализа, проектирования и SWOT-анализа, в исследовании показаны дополнительные возможности в использовании этнокультурного потенциала Республики Карелии и расширения туристских возможностей территории.
Ключевые слова: Республика Карелия; национальный туристический рейтинг; этнокультурный ландшафт; этнокультурный туризм; SWOT-анализ; турпродукт
Для цитирования: Соломина И. Ю., Филатова М. С. Оценка возможностей этнокультурного тура «Святыни Земли Карельской» методом SWOT-анализа // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 7, № 2, 2021, с. 24-34, DOI: 10.18413/2408-9346-2021 -7-2-0-3
UDC 338.48
Irina Yu. Solomina1 Maria S. Filatova2
Assessment of the possibilities of the ethnocultural tour "Shrines of the Karelian Land" by SWOT-analysis
Institute of Economics and Culture, bld. 1, 31 Ibragimov St., Moscow 105318, Russia
1e-mail: siu@bk.ru
2e-mail: moiseeva_m@mail.ru
Abstract. At present, tourism is actively developing in all territories of Russia, which undoubtedly contributes to the formation of new economic opportunities. Taking into account the multinational composition of the population living in the Republic of Karelia and the presence of diverse ethnocultural resources, this territory has the potential to form new tourism products, which makes the presented topic relevant. The main methods of the presented research are: analytical, design and the method of SWOT-analysis. The analytical method is applied to characterize the development of tourism in the Republic of Karelia from 2015 to 2020 through the generalization of data presented by the Journal on domestic and inbound tourism together with the Center for Information Communications "Rating", the development of ethnocultural tourism in the Republic of Karelia, identified by the analytical agency "TurStat", as well as characterizing the resources of ethnocultural tourism in the Republic. The development of a new tourist product, its promotion and introduction to the market is, in fact, an innovative process, which is characterized by the active use of the project method. And the demand in the tourist market for a new tourist product is confirmed through researching the possibilities of a new tour using the SWOT-analysis method presented in the article. The result of the research is the formation of a new tour of the "Shrines of the Karelian Land", lasting 5 days / 4 nights, calculation of the cost and price of the new tourist product for 20 tourists, justification of the economic profit of the tour, profitability of sales and production, as well as SWOT-analysis for identifying the possibilities of this tourist product. Based on the methods of analysis, design and SWOT-analysis, the study shows additional opportunities in the use of ethno-cultural potential of the Republic of Karelia and expanding tourism opportunities of the territory.
Keywords: Republic of Karelia; national tourism rating; ethnocultural landscape; ethnocultural tourism; SWOT-analysis; tourist product
For citation: Solomina I. Yu., Filatova M. S. (2021) Assessment of the possibilities of the ethnocultural tour "Shrines of the Karelian Land" by SWOT-analysis. Research Result. Business and Service Technologies, 7(2), 24-34, DOI: 10.18413/24089346-2021-7-2-0-3
Введение. Условия развития современного общества, обусловленные пандемией COVID-19, формируют новые реалии для развития туризма на международном и национальном уровнях. По расчётам Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) показатели туристской отрасли в мире в конце 2020 года снизились на 6080% по сравнению с 2019. Туристские потоки в мире сократились в 7,5 раз больше, чем под влиянием рецессии 2008 года (Impact of COVID-19, 2020).
По данным Ростуризма в РФ падение по выездному и въездному туризму достигло 80-85%, а оборот туротрасли сократился на 60%, с 3,7 трлн (в 2019 г) до 1,6 трлн руб. Однако важной задачей остается сохранение внутреннего турпотока в пределах 60% от 2019 года (Национальный туристический рейтинг-2020, 2020). Поэтому развитие туризма во всех регионах России остаётся приоритетной задачей. Особенно важным является развитие на всех территориях России этнокультурного туризма. Данная установка обусловлена следующими моментами.
Во-первых, активным развитием этнокультурного туризма в мире и возрастающим интересом к данному виду туризма, напрямую связанными с «процессами глобализации, утратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также тягой сообществ к самопознанию» (Маршани, 2017). ЮНЕСКО признаёт, что этнокультурный туризм - это отличный способ установить связи между различными национальностями и сблизить людей, живущих в разных частях света (Портал glonasstravel, 2021).
Во-вторых, Россия «в силу своей историчности всегда была многонациональной страной, в которой всегда проживало множество народов, обладающих уникальной неповторимой культурой. Исходя из этого, все территории России представляют собой этнокультурный ландшафт -природно-культурную среду развития одного или нескольких этносов, которые создают смысловую и культурную среду»
для реализации через развитие туризма (Соломина, 2019: 382), подчёркивая уникальность той или иной территории.
В-третьих, увеличению спроса на туристские услуги и турпотоков на ту или иную территорию способствует разработка новых турпродуктов, расширяющих возможности данной территории для развития туризма, а создание новых этнокультурных туров подчёркивает уникальный этнический колорит каждой поездки, раскрывая перед туристами новые грани территории.
В России идёт активное развитие этнокультурного туризма, благодаря многообразному историко-культурному наследию, уникальным природным и культурным достопримечательностям и большому количеству рекреационных ресурсов, которые представляют собой огромный потенциал для привлечения в Российскую Федерацию зарубежных туристов и развития в стране внутреннего туризма, поэтому необходимо изучать культурное наследие регионов и разрабатывать туристские маршруты (Хоменко, Филатова, 2019: 106).
Цель исследования: дать оценку возможностей этнокультурного тура «Святыни Земли Карельской» методом SWOT-анализа.
Материалы и методы исследования. В данной статье использованы: аналитический, проектный метод и метод SWOT-анализа. Они позволили проанализировать данные о тенденциях развития туризма в Республике Карелии, об условиях и развитии этнокультурного туризма, представить разработку нового тура «Святыни Земли Карельской» и показать его возможность через метод SWOT-анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Для характеристики общих тенденций развития туризма в Республике Карелия на современном этапе необходимо обратиться к материалам ежегодного национального рейтинга о внутреннем и въездном туризме, проводимого с 2015 года журналом «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «"Рейтинг», посвященного туристской
привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
При составлении рейтинга учитывались следующие критерии: уровень развития туристской отрасли и гостиничной структуры региона, развитие санаторно-курортной сферы, доходность отрасли, ее вклад в экономику, популярность региона у туристов, в том числе иностранных. Для оценки этих показателей авторы использовали данные Росстата по объему платных туристических услуг и услуг санаторно-курортных организаций, числу мест в гостиницах, числу граждан, размещавшихся в
отелях, доходам коллективных средств размещения, числу ночевок в отелях (Национальный туристический рейтинг, 2020).
Согласно результатам данного рейтинга все регионы России по критериальным показателям разделяются на три группы территорий: Золотая двадцатка (с 1 по 20 место), Серебро «Крепкие профи» (с 21 по 69 место) и Бронза «Начальный уровень» (с 70 по 85 место). В таблице 1 показаны позиции Республики Карелии в Национальном туристском рейтинге с 2015 по 2020 годы (Национальный туристический рейтинг, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020).
Таблица 1
Позиции Республики Карелии в Национальном туристском рейтинге с 2015 по 2020 годы
Table 1
Positions of the Republic of Karelia in the National tourist rating from 2015 to 2020
№ пп
Год рейтинга
Количество баллов
Место в рейтинге
Примечания
1
2015
2016
2017
2018
2019
56 баллов
59.4
64,1
62.5 73
1 группа / 7 место
2 группа/ 1место
2 группа / 35 место
2 группа/ 38 место
2 группа / 29 место
2020
73,4
2 группа/ 31 место
Позиции Карелии закономерны. Отмечены развитие зимнего и экологического туризма Карелия была вытеснена из территорий первой группы, у неё существуют проблемы с инфраструктурой и нехваткой средств размещения Несмотря на понижение рейтинга, Республика Карелия входит в пятёрку самых запрашиваемых направлений в стране
Большой популярностью у туристов пользуется горный парк «Рускеала», его посетило более 300000 туристов.
Значительно улучшились позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим годом. Разработана стратегия развития туризма до 2035 года, цель -увеличение турпотока с 850 тысяч до 2 млн человек. Взят курс на привлечение платёжеспособных туристов, важным становится организация высокого уровня обслуживания и оказание качественных услуг. Готовится ряд мероприятий для празднования 100-летнего юбилея Карелии. Позиция в рейтинге изменилась незначительно. Интерес к республике остаётся на высоком уровне, по количеству запросов в интернете республика находится на третьем месте, уступая только Крыму и Краснодарскому краю. Однако отмечается недостаток мест размещения и недостаточно развитая инфраструктура.
2
3
4
5
6
Материалы рейтинга показывают, что Республика Карелия находится в группе «крепкие профи», демонстрирует положительную динамику по развитию туризма. В настоящее время в республике разработана стратегия развития туризма до 2035 года, основной целью которой является увеличение турпотока в 2,5 раза (от 850 тысяч до 2 млн человек в год).
Согласно данным аналитического агентства «ТурСтат» в России было выявлено 15 регионов развития этнокультурного туризма и наиболее востребованные места для туристского интереса и посещения. В таблице 2 представлены регионы, занявшие высокие позиции по развитию этнокультурного туризма в 2019 году (Рейтинг ТурСтата, 2020).
Таблица2
Развитие этнокультурного туризма в регионах России в 2019 году
Table 2
Development of ethnocultural tourism in the regions of Russia in 2019
№
Название региона Место Популярные места и направления
п.п.
1 Республика Карелия 1 Деревня Кинерма; Кижи; Валаам; Кемь; Бело-морск; Соловецкие острова
2 Вологодская область 2 Деревня Пожарище; Дивный дом «Бобровый
хутор»; Вепсская горница, Гриль-домик Выте-
гора
3 Республика Бурятия 3 Саяны; этнокомплекс «Степной кочевник»
4 Иркутская область 4 Байкал; фестиваль «Ёрдынские игры»
5 Республика Хакасия 5 Комплекс «Оглахты»; комплекс «Сундуки»
6 Алтайский край 6 Золотое кольцо Алтая
7 Республика Алтай 7 Катунь; река Чулымаш
8 Республика Коми 8 Финно-угорский этнопарк
9 Республика Удмуртия 9 Деревня Карамас-Пельга
10 Республика Якутия 10 «Ытык Хайа»
11 Псковская область 11 Изборск; Печоры
12 Хабаровский край 12 Нанайское село Сикачи-Алян; село Джари; село Ачян; Верхний Нерген
13 Республика Калмыкия 13 Элиста; Буддийский храм «Сякюсн-Сюме»; поселок Адык
14 Камчатский край 14 Корякское стойбище «Чак-чив»; эвенское стой-
бище «Мэнэдек»
15 Республика Югра 15 Этностойбище Силава, Урай
Из материалов таблицы видно, что в исследованиях Росстата среди регионов по развитию этнокультурного туризма первое место заняла Республика Карелия. В регионах, показанных в таблице, существует большое количество направлений для формирования этнокультурных туров, пользующихся популярностью у российских и зарубежных туристов. Также, согласно прогнозам ОАО «Центра кластерного развития Якутии», подтверждается
положительная динамика развития этнокультурного туризма в Карелии за период с 2005 по 2025 годы, поэтому концепция этнокультурного тура «Святыни Земли Карельской» является актуальной и востребованной для туристов.
Проблематика развития этнокультурного туризма представлена в исследованиях М.Б. Биржакова, А.Г. Бутузова И.П. Кульгачева М.В. Кржижевского, Н.А. Маловой Ч.Ч. Сундуева, Е.Н. Трофи-
мова, М.С. Филатовой, В.И. Хоменко, Л.В. Хышиктуевой и др. Они показывают многогранность данного вида туризма, дают ему различные определения и формулируют различные задачи по его развитию в регионах РФ. На наш взгляд, этнокультурный туризм - это временные выезды граждан и лиц без гражданства с постоянного места проживания с целью знакомства с культурой и народами, населяющими конкретную территорию от 24 часов до 6 месяцев. Этнокультурный туризм является видом познавательного туризма, основной задачей которого является посещение объектов этнокультурного наследия с целью ознакомления с культурой, архитектурой, бытом и традициями народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории (Кржи-жевский, 2011: 22).
Республика Карелия - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северного экономического района, расположенный на северо-западе Европейской части России, граничащий с Финляндией, Вологодской, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областями. На Востоке она омывается водами Белого моря (Республика Карелия в цифрах - 2020, 2020). Образована Республика Карелия 8 июня 1920 г. В Карелии проживает 614,1 тыс. человек, столицей является город Петрозаводск, основанный в 1703 году. В Карелии находятся 13 городов, 11 посёлков городского типа, 15 районов, 821 населённых
пунктов. В Республике Карелия, по данным 2010 года, проживает 643,5 тыс. человек, в том числе: русские - 507,7 тыс. человек, украинцы - 12,7 тыс. человек, белорусы - 23,3 тыс. человек, карелы - 45,6 тыс. человек, вепсы - 3,4 тыс. человек, финны - 8,6 тыс. человек (Республика Карелия в цифрах - 2020, 2020: 12). Официальным языком является русский, также широко распространены карельский, финский и вепсский языки.
Карелия привлекает туристов историческими памятниками, разнообразной культурой и невероятной красотой природы. Культура республики представляет собой синтез «западного» и «восточного» мира. Предполагаемый этнокультурный тур будет иметь название «Святыни Земли Карельской», так как включает в себя посещение мест и объектов, являющихся значимыми для русской, финской, карельской и вепсской культур. Продолжительность тура составляет 5 дней и 4 ночи, тур является культурно-познавательным, в рамках тура планируется посетить объекты этнокультурного наследия народов Карелии. Маршрут тура радиальный и линейный, пройдёт по территориям: Петрозаводск, Кижи, Валаам и Рускеала. Основной метод обслуживания туристов: туристско-экскурсионный; количество человек в группе: 20 человек. В таблице 3 представлена программа тура «Святыни Земли Карельской».
Программа тура «Святыни Земли Карельской» Tour program "Shrines of the Karelian Land"
Таблица 3
Table 3
Время Мероприятие
1 день
10:00 Встреча в аэропорту Петрозаводска
10:30 Завтрак
11:30 1 Л пп Обзорная экскурсия по Петрозаводску Обед гостинице «Петрозаводск» Заселение в гостиницу «Петрозаводск»
14:00 15:00
16:00 Экскурсия в Национальный музей республики Карелия
Время Мероприятие
19:00 Ужин в ресторане «Бавариус»
20:00 Свободное время
2 день
8:00 Завтрак
9:00 Выезд в Кижи
15:00 Обзорная экскурсия по острову Кижи: обзорная экскурсия, Преображенский собор, музей деревянного зодчества, мастер-класс по приготовлению традиционной пищи в Лудорвай
19:00 Ужин и отъезд в Петрозаводск
3 день
8:00 Q-ПП Завтрак Выезд в Сортавалу Трансфер из Сортавалы в Валаам Экскурсия по территории Валаамского монастыря Ужин на территории Валаамского монастыря Выезд в Сортавалу Заселение в гостиницу «Ладога» в Сортавала
9:00 13:00 1 4ПП
14:00 18:00 1 Q-ПП
19:00 21:00
4 день
8:00 Q-ПП Завтрак Выезд в Рускеалу Экскурсия по Горному парку Рускеалы Обед в горном парке Самостоятельный осмотр территории Выезд в Сортавалу Ужин в ресторане «Релакс»
9:00 10:00 1 "inn
13:00 14:00 1 7ПП
1/:00 18:00
19:00 Свободное время
5 день
7:00 Завтрак
8:00 1 1 пп Выезд из Сортавалы в аэропорт Петрозаводска Приезд в аэропорт Вылет в Москву
11:00 12:00
Предполагаемая стоимость тура «Святыни Земли Карельской», согласно произведённым расчётам следующая:
- проживание: 8960 руб./чел., 179200 рублей на группу 20 человек;
- транспорт: 9000 руб./ чел., 180000 рублей на группу 20 человек;
- питание: 800 руб./чел., 16000 рублей на группу 20 человек;
- экскурсионное облуживание по маршруту: 8325 руб./чел., 166500 рублей на группу 20 человек.
Полная себестоимость тура составляет 27085 руб./чел., 541700 рублей на 20 человек.
Расчет плановой цены тура исходит из следующих данных: непрямые затраты туроператора (косвенные и накладные расходы) - 5 % от себестоимости турпродук-та; коэффициент желательной рентабельности - 15 % от себестоимости турпродук-та; комиссионное вознаграждение для агентов - 10% от себестоимости турпро-дукта; налог на добавленную стоимость -20%. Соответственно, цена тура на 1 человека составит 42250 руб., 845000 рублей -на 20 человек.
В таблице 4 представлены основные финансовые показатели тура.
Основные финансовые показатели тура Key financial indicators of the tour
Таблица 4 Table 4
Показатель
На 1чел.
На группу 20 чел.
Себестоимость, руб. Цена тура, руб. Прибыль, руб. Рентабельность продаж Рентабельность производства
Исходя из проведенных расчетов, можно говорить о высоком уровне рентабельности данного тура, поскольку показатели рентабельности превышают 20%, которые установлены в среднем по отрасли, но при этом относительно рынка данная цена является конкурентоспособной. Предложенная в рамках исследования программа тура «Святыни Земли Карельской» финансово выгодна и оправдана и соответствует конъюнктуре рынка.
Также необходимо проанализировать возможности тура и перспективы вывода
27085
42250
15165
36%
56%
541700 845000 303300 36% 56%
тура на туристский рынок. Считается, что грамотное проведение маркетингового исследования в форме SWOT-анализа позволит более точно оценить рыночные возможности тура и перспективы развития этнокультурного туризма в Республике Карелия (Соломина, Мухамедьянова, 2017:145). Для выявления возможности оценки фактического положения и стратегических перспектив проектируемого тура обратимся к методике SWOT-анализа (табл. 5).
SWOT-анализ Тура «Святыни Земли Карельской» SWOT-analysis of the Karelian Land Shrine Tour
Таблица 5
Table 5
(S) Сильные стороны
(W) Слабые стороны
51 Карелия богата историко-культурным наследием
52 Наличие естественных природных зон и архитектурных памятников культуры
53 Особо охраняемые памятники природы
54 Близкое местоположение от одного из самых крупнейших мегаполисов мира
55 Несколько крупных городов
56 Подробное знакомство с достопримечательностями и наследием культур народов Карелии (финская, русская, карельская и вепсская)
57 Круглогодичный тур_
W1 Высокая цена тура W2 Высокая интенсивность маршрута
W3 Слабое развитие туристской инфраструктуры в регионе
(O) Возможности
(T) Угрозы
01 Поддержка развития туризма Карелии со стороны правительства
02 Огромный не раскрытый туристский потенциал Карелии
03 Увеличение туристского потока
04 Повышение интереса к достопримечательностям Карелии
05 Повышение туристского имиджа территории_
Т1 Сильная конкуренция в сфере туризма
Т2 Низкий потребительский спрос тура
Т3 Риск переноса тура из-за климатических условий
В таблице 6 представлен второй этап ление результирующей матрицы для обос-
SWOT-анализа, представляющего состав- нования выводов по каждой позиции.
Таблица 6
SWOT-анализ - составление матрицы
Table 6
SWOT analysis - drawing up a matrix
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Возможности (О) S1O3; S1O2; S4O2 W1O1; W2O3
Угрозы (Т) S2T1; S5T1; S7T3 W2T1; W1T1
S1O3: Карелия богата историко-культурным наследием, в связи с этим может увеличиться туристский интерес.
S1O2: Из-за большого количества достопримечательностей некоторые из мест остаются неохваченными туристскими маршрутами.
S4O2: При поездке на Север России люди предпочитают провести время в Санкт-Петербурге, оставляя Карелию на второй план.
W1O1: Поддержка правительства способствует снижению цены на туристские услуги в Республике Карелия.
W2O3: Возможность увидеть много мест в короткий срок способствует увеличению турпотока.
S2T1: Другие регионы России обладают разнообразными достопримечательностями, привлекая туристов.
S5T1: Наличие схожих возможностей для туризма в других частях страны.
S7T3: Частая непогода в зимний период времени.
W2T1: Предпочтение туристами более южных направлений.
W1T1: Наличие туров с более низкой ценой.
Благодаря проведенному SWOT-анализу можно сделать вывод, что благоприятными возможностями тура «Святыни Земли Карельской» являются богатое историко-культурное наследие, поддержка правительства, которая способствует снижению цены на туристские услуги в Республике Карелия, повышению туристского имиджа территории, формированию спро-
са на данный турпродукт, привлечению туристов с других регионов России и мира.
Заключение. Таким образом, опираясь на материалы, представленные в статье, подтверждается, что все эти действия, направленные на развитие этнокультурного туризма, помогут успешной реализации тура «Святыни Земли Карельской», который может способствовать туристской привлекательности Республики Карелии, увеличению туристского потока и росту финансовых поступлений. Особенно важным это является в настоящее время, в свете преодоления кризисной ситуации в мире и в России, необходимости восстановление индустрии туризма из-за влияния пандемии COVID-19.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Кржижевский М. В., Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития / М.В. Кржижевский // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2 С. 21-27.
Маршани Ф. М. Тенденции развития этнографического туризма на международном и российском рынке туристских услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 5. URL: http://ekoncept.ru/2017/470064.htm. (дата обращения 04.03.2021).
Национальный Туристический Рейтинг (№1). URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html (дата обращения 04.03.2021).
Национальный туристический рейтинг (№ 2). URL: russia-rating.ru/info/10950.html (дата обращения 04.03.2021).
Национальный туристический рейтинг-
2017. URL: http://russia-rating.ru/info/13018.html (дата обращения 04.03.2021).
Национальный туристический рейтинг-
2018. URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2018 (дата обращения 04.03.2021).
Национальный туристический рейтинг-
2019. URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (дата обращения 04.03.2021).
Национальный туристический рейтинг-
2020. URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2020 (дата обращения 04.03.2021).
Портал glonasstravel. Культурно-этнический туризм. URL:
https://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/kulturno-istoricheskij -turizm/etnicheskij -turizm/#Nacionalnyj_kolorit_polnoe_pogruzenie (дата обращения 04.03.2021).
Рейтинг ТурСтата. URL:
http://turstat.com/tag/yetnoturizm (дата обращения 04.11.2020).
Республика Карелия в цифрах - 2020, краткий статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). Петрозаводск, 2020. - 67 с.
Симкин Л., Диббс С. Практическое руководство по сегментированию рынка. Издательство Питер 2001. - 240 с.
Соломина И. Ю. К вопросу о репрезентациях культурного наследия самарских армян в туризме // АРМЕНИЯ: ПРИТЯЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Материалы Международного научно-практического форума в рамках Дней Армении в РФ и в ознаменование Международного десятилетия ООН по сближению культур в цикле культурно-образовательной программы «Культура, объединяющая мир». Под редакцией В.И. Ионесова. Издательство: Самарский государственный институт культуры. 2019. С. 381-398.
Соломина И. Ю., Мухамедьянова Ф. Ф., Применение методики SWOT-анализа для оценки возможностей культурно-
исторического тура «Дворянские гнезда Самарской области» // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Материалы всерос. науч. практ. конф. Ответственный редактор Е. Г. Радыгина. Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). 2017.С. 136-148.
Суртаев Б. М. Этнографический туризм как способ сохранения и возрождения этнокультурного наследия / Б.М. Суртаев // Вестник Угроведения. 2012. №1. С. 178-182.
Трофимова Е. Н. Развитие этнографического туризма в России / Е. Н. Трофимова // Вестник РМАТ. 2013. №4. С. 3-13.
Хоменко В. И., Филатова М. С. Генезис и перспективы развития этнокультурного развития в Российской Федерации // ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Издательство: Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю. А. Сенкевича (Москва). 2019. С.104-112.
Impact of COVID-19 on world tourism. URL: https:// www.unwto.org/neus/impact-of-covid- 19-on-global- tourism-maid-clear-as-
unwto-counts-the-cost-of-standstill (дата обращения 04.03.2021).
References
Impact of COVID-19 on world tourism. [Online], available at: https: // www.unwto.org/neus/ impact-of-covid- 19-on-global- tourism-maid-clear-as-unwto-counts-the-cost-of-standstill (Accessed 4 March 2021).
Krzhizhevsky, M.V. (2011) "Ethnic tourism in the Samara region: features and development prospects", Modern problems of service and tourism, 2, pp. 21-27.
Marshani, F.M. (2017) "Trends in the development of ethnographic tourism in the international and Russian market of tourist services", 5 [Online], available at:
http://ekoncept.ru/2017/470064.htm. (Accessed 4 March 2021).
National Tourist Rating (No. 1), [Online], available at: http://russia-rating.ru/info/9857.html (Accessed 4 March 2021).
National tourist rating (No. 2), [Online], available at: http://russia-
rating.ru/info/10950.html (Accessed 4 March 2021).
National tourist rating-2017, [Online], available at: http://russia-
rating.ru/info/13018.html (Accessed 4 March 2021).
National tourism rating-2018, [Online], available at: http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2018 (Accessed 4 March 2021).
National tourism rating-2019, [Online], available at: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (Accessed 4 March 2021).
National tourism rating-2020, [Online], available at: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2020 (Accessed 4 March 2021).
Portal glonasstravel. Cultural and ethnic tourism, [Online], available at: http://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/kulturno-istoricheskij -turizm/etnicheskij -turizm/Nacionalnyj_kolorit_polnoe_pogruzenie (Accessed 4 March 2021).
TourStat rating, [Online], available at: http://turstat.com/tag/yetnoturizm (Accessed 4 March 2021).
The Republic of Karelia in figures'2020, a short statistical collection (2020), [Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia. (Kareliastat)] Izdanie "Petrozavodsk", 67 p.
Simkin, L. and Dibbs, S. (2001), "Practical Guide to Market Segmentation". Izdanie Peter, 240 p.
Solomina, I. Yu. (2019), "On the issue of the representation of the cultural heritage of the Samara Armenians in tourism". ARMENIA: ATTRACTION OF CULTURE Materials of the International Scientific and Practical Forum within the framework of the "Days of Armenia in the Russian Federation" and in commemoration of
the UN International Decade for the Rapprochement of Cultures in the cycle of cultural - educational program "Culture that unites the world", Edited by V.I. Ionesov, Publisher: Samara State Institute of Culture, pp. 381-398.
Solomina, I. Yu. and Mukhamedyanova, F. F. (2019), "Application of the SWOT-analysis method to assess the possibilities of the cultural and historical tour "Noble nests of the Samara region"". ACTUAL PROBLEMS OF TOURISM AND HOSPITALITY DEVELOPMENT. Materials of all-Russian. scientific. practical conf. Responsible editor E. G. Radygina, Publisher: Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg), pp. 136148.
Surtaev, B. M. (2012), "Ethnographic tourism as a way of preserving and reviving ethnocultural heritage", Bulletin of Ugrology, pp. 178-182.
Trofimova, E. N. (2013), "Development of ethnographic tourism in Russia", Bulletin of the RMAT, 4, pp. 3-13.
Homenko, V. I. and Filatova, M. S. (2019), "Genesis and prospects for the development of ethnocultural development in the Russian Federation", TOURISM INDUSTRY: OPPORTUNITIES, PRIORITIES, PROBLEMS AND PROSPECTS, Publisher: Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism. Yu.A. Senkevich (Moscow), pp. 104-112.
Данные об авторах
Соломина Ирина Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры туризма Филатова Мария Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры туризма
Information about the authors
Irina Yu. Solomina, candidate of Philosophical
Sciences, Associate Professor, Department of
Tourism
Maria S. Filatova, candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Tourism