Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ'

ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
469
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEAN-ТЕХНОЛОГИИ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РАБОЧЕЕ МЕСТО / ЧЕК-ЛИСТЫ / КЛИНИКОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хмель Юлия Сергеевна, Гольдерова Айталина Семеновна

. «Бережливая лаборатория» - это подход к управлению и организации работы, основанный на принципах бережливого производства, основной целью которого является оптимизация процессов при максимально эффективном использовании ресурсов. Цель исследования - оценить эффектность внедрения принципов бережливого производства в деятельность клинико-диагностической лаборатории многопрофильного медицинского центра. Для аудита были использованы 2 чек-листа компании «METLER TOLEDO», разработанные для медицинских лабораторий: «Список вопросов 5S для оценки организации рабочих мест в лаборатории», и «8 типичных видов потерь в лаборатории». Отклик получен у 53 сотрудников клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) консультативно-диагностического центра ГАУ РС (Я) «РБ № 1-НЦМ». Анализ полученных данных аудита указывают на следующие особенности: недостаточный уровень знаний и принципов внедрения бережливых технологий на рабочем месте отмечается у фельдшеров-лаборантов, чем у врачей; у молодых специалистов в возрасте от 20-29 лет, чем старших коллег; в экспресс-лабораториях, чем в плановых отделах КДЛ. Оптимизация рабочего места на основе метода данных чек-листов является перспективным подходом к организации работы лаборатории, с помощью которого можно добиться увеличения эффективности труда, снижение дефектов и потерь для достижения идеальных условий протекания процессов КДЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF LEAN TECHNOLOGY PRINCIPLES IN CLINICAL DIAGNOSTIC LABORATORY

Lean Laboratory is a lean production management and organization approach whose main goal is to optimize processes while maximizing resource utilization. The aim of the study was to assess the effectiveness of implementing the lean production principles in the clinical diagnostic laboratory of a multidisciplinary medical center. For the audit, two METLER TOLEDO check lists developed for medical laboratories were used: "List of 5S questions for assessing the organization of jobs in the laboratory," and "8 typical types of losses in the laboratory." The response was received from 53 employees of the Clinical Diagnostic Laboratory (CDL), Consulting and Diagnostic Center, Sakha Republic’s Hospital No. 1 - National Center of Medicine. The analysis of the obtained audit data indicated the following features: an insufficient level of knowledge and principles for the introduction of lean technologies at the workplace was noted more often in laboratory paramedics than in laboratory doctors; in young professionals aged 20-29 years than in their older colleagues; in express laboratories than in planned departments of the CDL. Optimization of the workplace based on the method of these check lists is a promising

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

УДК 614.254.1 DOI

Ю.С. Хмель, А.С. Гольдерова

ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Аннотация. «Бережливая лаборатория» - это подход к управлению и организации работы, основанный на принципах бережливого производства, основной целью которого является оптимизация процессов при максимально эффективном использовании ресурсов. Цель исследования - оценить эффектность внедрения принципов бережливого производства в деятельность клинико-диагностической лаборатории многопрофильного медицинского центра. Для аудита были использованы 2 чек-листа компании «METLER TOLEDO», разработанные для медицинских лабораторий: «Список вопросов 5S для оценки организации рабочих мест в лаборатории», и «8 типичных видов потерь в лаборатории». Отклик получен у 53 сотрудников клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) консультативно-диагностического центра ГАУ РС (Я) «РБ № 1-НЦМ». Анализ полученных данных аудита указывают на следующие особенности: недостаточный уровень знаний и принципов внедрения бережливых технологий на рабочем месте отмечается у фельдшеров-лаборантов, чем у врачей; у молодых специалистов в возрасте от 20-29 лет, чем старших коллег; в экспресс-лабораториях, чем в плановых отделах КДЛ. Оптимизация рабочего места на основе метода данных чек-листов является перспективным подходом к организации работы лаборатории, с помощью которого можно добиться увеличения эффективности труда, снижение дефектов и потерь для достижения идеальных условий протекания процессов КДЛ.

Ключевые слова: LEAN-технологии, бережливое производство, рабочее место, чек-листы, клинико-диагностическая лаборатория

Y.S. Khmel, A.S. Golderova

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF LEAN TECHNOLOGY PRINCIPLES IN CLINICAL DIAGNOSTIC LABORATORY

Abstract. Lean Laboratory is a lean production management and organization approach whose main goal is to optimize processes while maximizing resource utilization. The aim of the study was to assess the effectiveness of implementing the lean production principles in the clinical diagnostic laboratory of a multidisciplinary medical center. For the audit, two METLER TOLEDO check lists developed for medical laboratories were used: "List of 5S questions for assessing the organization of jobs in the laboratory," and "8 typical types of losses in the laboratory." The response was received from 53 employees of the Clinical Diagnostic Laboratory (CDL), Consulting and Diagnostic Center, Sakha Republic's Hospital No. 1 - National Center of Medicine. The analysis of the obtained audit data indicated the following features: an insufficient level of knowledge and principles for the introduction of lean technologies at the workplace was noted more often in laboratory paramedics than in laboratory doctors; in young professionals aged 20-29 years than in their older colleagues; in express laboratories than in planned departments of the CDL. Optimization of the workplace based on the method of these check lists is a promising

ХМЕЛЬ Юлия Сергеевна - магистрант 2 года обучения кафедры Общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики, Медицинский институт, СВФУ, Якутск, hmel_yuliya@mail.ru

KHMEL Yulia Sergeevna - 2nd-year Master's student, Department of Public Health and Health, General Hygiene and Bioethics, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, hmel_ yuliya@mail.ru

ГОЛЬДЕРОВА Айталина Семеновна - доктор медицинских наук, профессор кафедры Общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики, Медицинский институт, СВФУ, Якутск, hoto68@ mail.ru Почтовый адрес: 677000, г. Якутск, ул. Пояркова 23 кв 36, 8-914-821-59-98

GOLDEROVA Aitalina Semenovna - Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health and Health, General Hygiene and Bioethics, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, hoto68@mail.ru Postal address: 677000, Yakutsk, ul. Poyarkova 23, apt. 36, 8-914-821-59-98

approach to the organization of the laboratory, increasing labor efficiency and reducing defects and losses in order to achieve ideal conditions for the CDL processes.

Keywords: lean technologies, lean production, workplace, check lists, clinical diagnostic laboratory

Введение. Концепция LEAN, или Бережливое производство (БП), была представлена производственному сообществу более шестидесяти лет назад. За прошедшие годы ее с переменным успехом внедряли тысячи предприятий по всему миру. Казалось бы, все, что могло быть сказано относительно LEAN, уже было сказано. Но с накоплением нового опыта, с развитием производственных систем, концепция также претерпевает определенные изменения, с которыми необходимо считаться. Основателем концепции считается Тайити Оно, сформулировавший ключевые принципы бережливого производства: непрерывность производственного потока без задержек и очередей; равномерная нагрузка персонала; оптимальная планировка площадей организации; устранение всех видов потерь, к которым относятся: перепроизводство, лишнее движение, ненужная транспортировка, излишние запасы, избыточная обработка, ожидание, брак (переделка) [1].

Эффективность применения технологий БП в здравоохранении принято измерять через косвенные параметры, такие как удовлетворенность работников и пациентов, время ожидания, качество оказания медицинских услуг, улучшение состояния здоровья, финансовые затраты на организацию медицинской помощи [2].

«Бережливая лаборатория» - это подход к управлению и организации работы, основанный на принципах бережливого производства, основной целью которого является оптимизация процессов, получение результатов оптимальными с точки зрения цены и (или) времени способами при максимально эффективном использовании ресурсов [3]. Лаборатория должна запланировать и внедрить процессы оценивания и внутреннего аудита, необходимые: для демонстрации выполнения преаналитического, аналитического, постаналитического и поддерживающих процессов в соответствии с потребностями и требованиями пользователей; для обеспечения соответствия системе менеджмента качества; для постоянного улучшения системы менеджмента качества [4].

Клинико-диагностическая лаборатория должна через запланированные промежутки времени проводить внутренние аудиты, чтобы определить, насколько все виды деятельности системы менеджмента качества, включая преаналитический, аналитический и постаналитический этапы: соответствуют требованиям настоящего стандарта и требованиям, установленным лабораторией; внедрены, эффективны и поддерживаются.

Цель исследования - оценить эффектность внедрения принципов бережливого производства в деятельность клинико-диагностической лаборатории многопрофильного медицинского центра (на примере клинико-диагностической лаборатории Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1-Национальный центр медицины»).

Материалы и методы. Для реализации поставленной цели нами были использованы 2 чек-листа: «Список вопросов 5S для оценки организации рабочих мест в лаборатории», и «8 типичных видов потерь в лаборатории», разработанные компанией «METLER TOLEDO» для проведения аудита в медицинских лабораториях. Опрос (аудит) был проведен среди врачебного и среднего медицинского персонала (фельдшеры - лаборанты) всех отделов КДЛ РБ№ 1-НЦМ (биохимический, гематологический, гормональный, общеклинический отделы и три экспресс-лаборатории).

Из 66 розданных чек-листов полный отклик получен у 53 сотрудников, т.е. составил 80,3 %. Все опрошенные лица - женщины в возрасте от 22 до 71 года (средний возраст составил 45,04 ± 12,91). При этом сотрудники плановых отделов лабораторий составили 50,9 %, соответственно, экспресс- лабораторий - 49,1 % опрошенных лиц.

Чек-лист «5S для оценки организации рабочих мест в лаборатории» содержал 5 блоков вопросов для выявления отклонений на рабочем месте сотрудника лаборатории по позициям (табл. 1).

Таблица 1 - Чек-лист 5S

Сортировка «Если не знаете, нужна ли эта вещь, выбросьте ее!» 1. На данном рабочем месте отсутствует ненужное оборудование, инструменты и т.д.?

2. Есть ли ненужные предметы на стенах, досках объявлений или в проходах и т.д.?

3. Здесь нет лишних личных вещей?

4. Имеются ли излишние запасы, детали или материалы?

5. Находятся ли какие-либо опасные предметы, вещества?

Общее количество: (максимально 25 баллов)

Рациональное расположение «Всему свое место!» 1. Расположены ли оборудование, компьютеры и приборы на правильном месте?

2. Должны ли необходимые лабораторные материалы/оборудование надлежащим образом идентифицироваться по местоположению и маркироваться?

3. Четко ли указаны \помечены проходы, рабочие места и места размещения оборудования?

4. Присутствуют ли визуальные индикаторы в текущей работе?

5. Убираются ли расходный материал, предметы сразу после использования?

Общее количество: (максимально 25 баллов)

Содержание в чистоте (уборка и проверка) «Убирать и проверять!» 1. Соблюдена ли чистота на рабочем месте (грязь, пыль)?

2. Регулярно ли опорожняются мусорные контейнеры?

3. Являются ли этикетки чистыми и целостными (не порванными)?

4. Правильно ли организована планировка пространства?

5. Легко ли доступны чистящие материалы, средства для уборки?

Общее количество: (максимально 25 баллов)

Стандартизация «Установить правила и выполнять их!» 1. Может ли сотрудник объяснить ценность методики 58?

2. Доступны ли на рабочем месте необходимые СОПы, важная информация и рабочее задание?

3. Обновлены ли программы на рабочем компьютере, анализаторах?

4. Существуют ли СОПы по очистке, техническому обслуживанию, процедурам устранения неполадок?

5. Сколько предметов (элементов) необходимых при работе не может быть найдено менее чем за 30 секунд

Общее количество: (максимально 25 баллов)

Совершенствование «Воспитать привычки и проверять исполнение!» 1. Вся ли информация по показателям производительности доступна для сотрудников?

2. Проходил ли сотрудник 58 обучение или какое-либо необходимое переобучение? Изучал метод самостоятельно?

3. Роль сотрудника четко определена?

4. Принят ли метод 58 как повседневная рутина?

5. Когда был проведен последний 58 аудит (не реже одного раза в два месяца)?

Общее количество: (максимально 25 баллов)

Каждый блок содержал по 5 вопросов, на который опрашиваемый должен был дать ответ по 5-ти бальной шкале: «5 баллов» - отклонения не выявлены, «0 баллов» - выявлено 4 и более отклонений. Интерпретация результатов проводилась на основе общей суммы баллов, полученной в ходе аудита, по трем критериям: 100-125 баллов - результат прекрасный, т.е. имеется «сильная 58 культура»; 75-99 баллов - модель 58 реализована хорошо, но некоторые моменты можно улучшить; <75 баллов - есть большой потенциал для совершенствования и дальнейшей реализации принципов бережливости.

Чек-лист «8 типичных видов потерь в лаборатории» содержал 8 блоков вопросов / утверждений по основным видам потерь, характерных для медицинской лаборатории: дефекты (брак), перепроизводство, время ожидания, не привлечённые сотрудники, транспортировка, запасы, передвижение, излишняя обработка (табл. 2).

Таблица 2 - Чек- лист «8 типичных видов потерь в лаборатории»

Вид потери Критерии оценки Целевое значение

Дефекты Одинаковые детали, размещенные рядом друг с другом Ноль

Дополнительные тесты в рабочем процессе Ноль

Наличие СОП на процесс 1

Правильное выполнение задания с первого раза >95 %

Доступные детали соответствуют порядку задач >99 %

Перепроизводство Производство продукции сверх меры или быстрее, чем требуется в соответствии с фактической потребностью Ноль

Время ожидания Настройка и изменение во времени <10 мин

Непрерывно сть Ноль

Сотрудник, ожидающий окончания измерения Ноль

Сотрудник, ожидающий устройства или инструкции Ноль

Устройство, ожидающее сотрудника Ноль

Сотрудник ожидает деталей, химикатов или результатов Ноль

Непривлеченные сотрудники Каждый сотрудник участвует в процессе непрерывного совершенствования >95 %

Каждый сотрудник знает свои повседневные задачи и приоритеты 100 %

Последняя оценка квалификации сотрудника <1 года

Последний учебный курс сотрудника <1 года

Транспортировка Ненужная распаковка или повторное заполнение <3 %

Переупаковка или перемещение деталей, химикатов или устройств между рабочими местами Ноль

Выбор деталей или химикатов более одного раза в рабочем процессе 1

Запасы Неиспользуемые инструменты и оборудование Ноль

Сроки хранения инвентаря расходных материалов <2 дней

Хранение больших деталей или расходных материалов или химикатов централизовано

Запасы, организованные с использованием Канбан да

Передвижение Шаги между каждой задачей рабочего процесса До 2

Количество зон на рабочем месте <3

Количество инструментов, используемых в рабочем процессе <3

Проделанное расстояние при выполнении всех задач в рабочем процессе 80см

Ненужное время <33 %

Излишняя обработка Шаги не в документации или СОП Ноль

Этапы представленные временно Ноль

«Ожидания» лишних процессов (дополнительных действий) Ноль

Дублированные шаги Ноль

Общий балл для идентификации всех 8-потерь Максимально -32 баллов

На каждый вопрос участник аудита должен был дать однозначный ответ: да (1 балл) / нет (0 баллов). Интерпретация полученных результатов выглядела следующим образом: >30 баллов замечательно (максимальное баллы - 32), т.е. потери сведены к минимуму; 21-29 баллов сосредоточьте внимание на возможностях улучшения; < 20 баллов есть потенциал для улучшения Статистическая обработка проведена при помощи прикладных программ SPSS v.19.0 for Windows. Для выявления связи между изучаемыми показателями применяли метод корреляционного анализа данных с вычислением коэффициентов и ранговой корреляции Пирсона. При сравнении количественных показателей групп значимость различий оценивали с помощью t-критерия Стъюдента. Для сравнения частот качественных признаков в несвязанных группах применялся критерий %2. Результаты считались статистически значимыми при величинах достигнутого уровня значимости p < 0,05

Результаты и обсуждение. Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) консультативно-диагностического центра ГАУ РС (Я) «РБ N° 1-Национальный центр медицины» является одной из основных лабораторий данного учреждения, в ней проводятся более 120 видов различных исследований, включая экспресс-диагностику. Согласно штатному расписанию, в КДЛ предусмотрено 33,75 ставок врачей и 47,25 ставок фельдшеров-лаборантов. Укомплектованность врачами составляет 77 % (26 физических лиц), СМП- 87 % (41 физическое лицо) (таблица 3).

Таблица 3 - Штатное расписание и укомплектованность кадрами

2020 г. Возрастные группы

По штату Физ.лица % укомпл. До 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и выше

врачи 33,75 26 77 % 0/ 4/ 15,5 % 6/ 23,1 % 8/ 30,7 % 8/ 30,7 %

фельдшеры-лаборанты 47,25 41 87 % 6/ 14,6 % 15/ 36,6 % 12/ 29,3 % 6/ 14,6 % 2 4,9 %/

Как видно из таблицы, по возрастному составу врачебного персонала 61,4 % составляют врачи старше 50 лет, в группе среди среднего медицинского персонала преобладают фельдшеры-лаборанты, возраст которых до 50 лет - 80,5 %.

Известно, что первым и основным этапом по внедрению бережливого подхода в деятельности любой лаборатории является оптимизация рабочего места. Организация рабочего места - это управление рабочим местом с целью оптимизации деятельности. Для правильной организации рабочего места применяются соответствующие инструменты управления, они получили название 5S методология.

Нами анализированы данные опроса по «Системе 5S» в зависимости от следующих факторов: возраст, образование, занимаемая должность, стажа работы, врачебной категории и от отдела лаборатории (плановая /экспресс).

По первому пункту чек-листа «Сортировка» было выявлено статистически значимое различие в отделах лаборатории (плановая / экспресс) в соотношениях по числу отклонений (Х2 =8,95; ст.св=2; р=0,03) (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так у 66,7 % сотрудников, работающих в экспресс-лабораториях, выявили по 1 отклонению, тогда как в плановой КДЛ этот показатель выявлен у 42,3 % сотрудников. Следует отметить, что по 3 отклонения «сортировки» выявлены только в плановом отделении (7,7 %). Однако, сравнительный анализ суммарных баллов по «сортировке» в отделах (плановая/экспресс-лаборатория) не выявил статистически значимых различий. Высокий процент (66,7 %) с 1 отклонением, скорее всего, связано с ежедневной ротацией как врачебного, так и среднего медицинского персонала в экспресс-лабораториях. В плановой лаборатории ротация сотрудников по рабочим местам проводится ежемесячно.

Результаты анализа ответов на второй пункт чек-листа по «Системе 5S», касающегося рационального расположения предметов (упорядоченность) на рабочем месте указывают на значимое различие общих баллов в зависимости от должности, так среднее значение баллов у врачей

Рисунок 1 - Распределение отклонений по «Сортировке» предметов рабочего места

(19,50±1,1) статистически значимо (р=0,000) выше, чем у фельдшеров-лаборантов (17,7± 1,05) при максимальных 25 баллах.

Наибольшее количество баллов в обеих группах были получены по вопросу «содержанию в чистоте рабочего места»: у врачей - 21,15±0,93; у фельдшеров лаборантов 20,85 ±0,97 баллов, что требует сосредоточения внимания на возможностях улучшения.

Выраженное различие баллов в зависимости от должности выявлено по разделу «Совершенствование» системы 58, у фельдшеров-лаборантов среднее значение (8,06±0,93) оказалось в 2,07 раза ниже (р=0,000), чем у врачей (16,7±7), что свидетельствует о недостаточном уровне знаний, информации и обучения о принципах бережливого производства 58 среди фельдшеров-лаборантов.

Необходимо отметить, что низкие значения баллов отмечаются по разделу «стандартизация», у врачей среднее значение баллов составило 15,85±1,13, а у фельдшеров-лаборантов 11,70±1,35. Самые низкие средние баллы (1,27±0,12) по 5-балльной были поставлены фельдшерами-лаборантами на вопрос «Можете ли объяснить ценность методики 58?».

Анализ данных суммарных баллов по 5 разделам «Системы 58» выявил статистически значимые зависимости от должности сотрудников (х2 = 46,61; ст.св.=2, р=0,000) (рис. 2). Среднее

10096 ао% 60% 40% 20% О%

■ 75-79 ■ 30-39 ■ 90-99

Рисунок 2 - Распределение суммарных баллов по «Системе 58» в зависимости от должности

Врачи Фельдшеры-лаборанты

значения суммарных баллов врачей-лаборантов при этом составило 92,65±2,70, у фельдшеров-лаборантов - 77,91±1,82, со статистически значимым различием (р=0,000), хотя значения обеих сравниваемых групп соответствует средней оценке: «Модель 58 реализована хорошо, но некоторые моменты можно улучшить75-99 баллов».

Корреляционный анализ установил положительную корреляционную связь (г=0,361*; р=0,008) между ранжированными значениями возраста и суммарными баллами по «Системе 58» (рис. 3). Полученные результаты свидетельствуют, что сотрудники лаборатории двух возрастных групп старше 50 лет получили максимальные баллы (90-99 баллов), соответственно, возрастная группа от 50-59 лет - 54, 55%, от 60-71 лет - 62,5%. Следует отметить, что 60% сотрудников возрастной группы от 22-29 лет получили низкие баллы (70-79 баллов). Средние значения итоговых баллов в возрастных группах имеют почти линейный характер: от 20 до 29 лет - 78,20±2,09; 30-39 лет - 81,88±6,41; 40-49 лет - 82,38±7,96; 50-59 лет - 86,73±9,00 и от 6071 лет 87,25±6,88 баллов.

22-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 50-71 лет

■ 70-79 баллов И80-89 баллов ■ 90-99 баллов

Рисунок 3 - Распределение итоговых баллов «Системы 58» по возрастным группам

Полученные результаты анализа указывают, что на уровень бережливого производства в лабораторной деятельности влияет опыт и стаж работы сотрудника: максимальные итоговые баллы по всем пяти разделам «Системы58» выявлены в самой старшей возрастной группе (от 60 до 71 лет). Тот факт, что в возрастной группе от 22-29 лет ни один врач и фельдшер-лаборант не набрал 90-99 баллов, свидетельствует о необходимости усиления и эффективной организации обучения навыкам, экономической эффективности принципам бережливой лаборатории, особенно среди молодых сотрудников лаборатории.

На втором этапе исследования-аудита было предложено сотрудникам лаборатории оценить основные виды потерь на рабочих местах по чек-листу «8 видов потерь в лаборатории» момент опроса. Анализ оценки итоговых баллов выявил статистически значимую зависимость от должности, т.е. различие между врачебным и средним медицинским персоналом лаборатории (х2 = 4,7; ст.св.=1; р=0,033). Сравнительный анализ установил значимо высокие (р=0,000) баллы у врачей (20,52 ± 2,91), чем у фельдшеров-лаборантов (16,59 ± 2,47) (рис.3).

Среди обследованных лиц никто не набрал баллы выше 30 баллов («наличие сильной культуры выполняется»), у 47,86 % врачей - «прочная идентификация отходов», у 85,19 % фельдшеров-лаборантов требуется «потенциал для улучшения» (рис.4).

Дальнейший анализ установил, что в экспресс-лабораториях общие баллы по «8 видам потерь лаборатории» 100 % ответивших набрали менее 20 баллов (минимальная из трех градаций), что соответствует «потенциалу для улучшения». Аналогичный показатель в плановых лабораториях 56,52 % ответивших общие баллы соответствовали «прочной идентификации отходов» (х2 = 19,38; ст.св.= 1; р=0,000).

100% яо% 60% 40% 20% 0%

157,14[

1 85,19 1

1 42., 36 J

114, SI 1

Врачи Фельдшеры-лаборанты

прочная идентификация отходов I потенциал для улучшения

Рисунок 4 - Соотношение итоговых баллов по чек-листу «8 видов потерь»

Заключение. Таким образом, анализ полученных данных аудита указывают на следующие особенности: недостаточный уровень знаний и принципов внедрения бережливых технологий на рабочем месте больше отмечается у фельдшеров-лаборантов, чем у врачей; у молодых специалистов в возрасте от 20-29 лет, чем в старших возрастных группах коллег; в экспресс-лабораториях, чем в плановых отделах КДЛ. Оптимизация рабочего места на основе метода данных чек-листов является перспективным подходом к организации работы лаборатории, с помощью которого можно добиться увеличения эффективности труда, снижения дефектов и потерь в работе.

Литература

1. Сочкова Л.В., Быкова М.М., Ким А.В., Носырева О.М. Опыт реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника» в поликлинике крупного города. Медицина и организация здравоохранения. - 2018. - № 3(2). - С. 4-11.

2. Протасова Л.М., Масунов В.Н., Бойков В.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Суворова Т.А., Шибалков И.П., Шнайдер Г.В. Опыт внедрения технологий бережливого производства в здравоохранении: обзор лучших практик. Социальные аспекты здоровья населения. - 2019. - № 65(4). - С. 1-35.

3. Бережливая лаборатория: повышение эффективности и упрощение процессов. Как повысить эффективность работы лаборатории? Сборник материалов METTLER TOLEDO. https://www.mt.com/ru/ru/home/ library/collections/laboratory-division/lean_lab.html

4. ГОСТ Р ИСО 15189-2015 Лаборатории медицинские. частные требования к качеству и компетентности https://docs.cntd.ru/document/1200119946

References

1. Sochkova L.V., Bykova M.M., Kim A.V., Nosyreva O.M. Opyt realizatsii pilotnogo proyekta «Berezhlivaya poliklinika» v poliklinike krupnogo goroda. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya. - 2018. - №3(2). - S. 4-11.

2. Protasova L.M.. Masunov V.N.. Boykov V.A.. Deyev I.A.. Kobyakova O.S.. Suvorova T.A.. Shibalkov I.P.. Shnayder G.V. Opyt vnedreniya tekhnologiy berezhlivogo proizvodstva v zdravookhranenii: obzor luchshikh praktik. Sotsialnyye aspekty zdorovia naseleniya. - 2019. - № 65(4). - S. 1-35.

3. Berezhlivaya laboratoriya: povysheniye effektivnosti i uproshcheniye protsessov. Kak povysit effektivnost raboty laboratorii? Sbornik materialov METTLER TOLEDO. https://www.mt.com/ru/ru/home/library/collections/ laboratory-division/lean_lab.html

4. GOST R ISO 15189-2015 Laboratorii meditsinskiye. chastnyye trebovaniya k kachestvu i kompetentnosti https://docs.cntd.ru/document/1200119946

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.