ЯХЬЯЕВА С.Н.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Предложена оригинальная методика оценки эффективности использования резервов сервисного оборудования на предприятиях сферы услуг.
YAШYAEVA Ш
ESTIMATION OF THE INFLUENCE VNUTRIPROIZVODSTVENNYH RESERVE ON EFFICIENCY OF THE FUNCTIONING(WORKING) THE ENTERPRISE OF THE SPHERE OF THE SERVICES
It Is Offered original methods of the estimation to efficiency of the use reserve service equipment on enterprise of the sphere of the services.
Ключевые слова: предприятия сферы услуг, сервисное оборудование, эффективность использования оборудования.
The Keywords: enterprises of the sphere of the services, service equipment, efficiency of the use the equipment.
Одной из наиболее важных задач интенсивного развития предприятия сферы услуг является обеспечение его эффективности за счет более полного использования внутрихозяйственных резервов. Для этого необходимо прежде всего рациональнее задействовать в производственном процессе основные фонды и производственные мощности.
Практика показывает, что наиболее ощутимые резервы обычно имеются у активной части производственных фондов или они проявляются в повышении эффективности эксплуатации сервисного оборудования. Уровень эффективности использования сервисного оборудования обычно определяется рядом частных и обобщенных показателей. Для определения резервов экстенсивного использования основных фондов на практике рассчитываются два показателя: дополнительный прирост продукции и прибыли за счет ввода бездействующей или ликвидации излишков сервисного оборудования.
Однако данные показатели являются итоговыми и позволяют оценить только конечный результат использования резервов путем суммирования годового объема оказываемых услуг или полученной прибыли по всем группам дополнительно задействованного оборудования. Другими словами, данные показатели не позволяют оценить возможности имеющихся у предприятия резервов в процессе планирования увеличения объемов прибыли.
Обойти указанный недостаток можно путем оценки потенциально-максимальной производительности основных фондов (например по паспортным данным сервисного оборудования с учетом его износа) и фактической его загрузки. Тогда резервами основных производственных фондов можно считать суммарную резервную мощность Роб, определяемую по формуле:
Роб = £(п; Р1 -п*),
1=1
где П 3 и Пг0 - соответственно максимально возможная производительность 1 единицы сервисное оборудование и фактическая загрузка производительности 1 единицы этого оборудования;
рг - коэффициент износа 1 единицы оборудования.
Если учитывать достаточно узкую специализацию каждого вида сервисного оборудования, то суммарную резервную мощность удобно определять для каждого ] его вида по функциональному назначению по следующей формуле:
РО) = £ (п 3 (/ г- п!(])).
1=1
В этом случае по полученным данным разность между Р(])шах и Р(])шт показывает разбалансировку потенциальных резервов сервисного оборудования по функциональному назначению и позволяет принять решение о необходимости закупки недостающих видов техники, или же принять решение о необходимости продажи техники, имеющейся в избытке. То есть поддерживать оптимальные пропорции между различными видами сервисного оборудования.
Важную роль в повышении эффективности использования основных производственных фондов играют резервы интенсивного использования сервисного оборудования. К основным таким резервам можно отнести :
❖ сокращение простоев действующего сервисного оборудования путем увеличения доли производительной работы в общем фонде рабочего времени;
❖ резервы модернизации действующего сервисного оборудования и механизмов;
❖ резервы от снижения доли сервисного оборудования, работающего на заниженных режимах;
❖ резервы комплексной механизации и автоматизации производства;
❖ резервы экономии от строгого соблюдения технологии и эффективного использования технологической оснастки и приспособлений.
В первом случае резерв заложен в возможном приросте объема оказываемых услуг за счет сокращения простоев задействованного сервисного оборудования путем приближения фактического значения коэффициента загрузки к проектному значению. Расчет прироста объема оказываемых в этом случае услуг вычисляется по следующей известной формуле:
АВП =
( \ кзн - 1
V кэф 0
•100%
где АВП - объем прироста в процентном отношении;
кэф, кзн - средние коэффициенты загрузки сервисного оборудования, соответственно фактический и нормативный.
При этом коэффициенты загруженности вычисляют как отношение фактически отработанного времени к длине исследуемого промежутка времени.
Учитывая, что в в сфере услуг оборудование имеет определенную специализацию, то данный показатель целесообразно рассчитывать по объемам услуг, выполненных на данном сервисном оборудовании.
Р езервы модернизации действующего сервисного оборудования полностью закладываются в план внедрения новой техники, поэтому они определяются как разность между плановой экономией труда от внедрения оборудования и фактически полученной экономии труда в отчетном периоде. При этом возможная экономия рабочих (Эр) в процентном отношении в результате модернизации и замены устаревшего сервисного оборудования новым будет рассчитываться по следующей формуле:
М -100 М1 -100 + М2 ПТ
где М - общее количество единиц сервисное оборудования на предприятии;
М1 и М2 - количество единиц сервисного оборудования, соответственно не подвергающегося техническому совершенствованию и модернизации (или новой).
Однако приведенный показатель не проявляет явной картины эффективности совершенствования и модернизации сервисного оборудования в натуральном выражении. Данного недостатка лишен следующий показатель:
АВП(у) + АВП (у)
Эр = „ г, _ -100%,
Чд(])=
V (у)
где АВП;(|) и АВП(|) - прирост объема оказанных услуг соответственно до и после совершенствования и модернизации сервисного оборудования | назначения;
У(|) - нормативный объем работ, выполняемый одним человеком за
смену;
Ч д (|) - сэкономленное число человеко-дней для | наименования строительных работ в результате совершенствования и модернизации сервисное оборудование | назначения.
При наличии заниженных режимов работы сервисного оборудования возникают дополнительные затраты времени на производство услуг, которые определяются как разница между плановым нормативным режимом работы и режимами, используемыми передовыми мастерами. Для расчета возможной экономии от снижения доли сервисного оборудования, работающего на заниженных режимах (Эст), можно воспользоваться следующей формулой:
Эст = £ (ф (1) - к (1))ммг пп (1) ,
1=1
где 1п (), 1;ф () - соответственно плановые нормативные и технически
возможные на 1 виде сервисного оборудования затраты времени для выполнения работ наименования;
N - нормы объемов работ, выполняемых одной единицей сервисного оборудования ;
М - количество единиц сервисного оборудования наименования;
п - количество групп сервисного оборудования, по которым проводится анализ;
П п () - прибыль от выполнения единичного объема работ / наименования.
Экономия от проведения механизации и автоматизации выражается в сокращении численности рабочих за счет увеличения производительности труда. Резерв заключается в нереализованной экономии численности работающих по плану.
Несоблюдение технологических режимов в производстве выражается в дополнительных затратах на оказываемые услуги. Отсюда резерв экономии может рассчитываться по формуле:
= ДфЧр,
где Этз - экономия затрат за счет установления и соблюдения технологических режимов;
Дф - фактические доплаты за дополнительные затраты времени, возникающие при отклонении от нормальных условий технологии производства;
Чр - среднесписочная численность рабочих.
Нерациональное использование сервисного оборудования вызывает дополнительные затраты времени и энергоресурсов. Поэтому возможны экономия энергоресурсов и повышение эффективности загрузки оборудования, которая могут выступать как резервы оптимальной его загрузки.
Показатели использования основных фондов, выраженные в натуральных единицах, могут быть рассчитаны по фактическому объему оказываемых услуг, а также по возможному технически расчетному выпуску. Однако, давая представление об общем уровне использования того или иного оборудования, они не дают ответа на следующие вопросы: за счет чего получено увеличение фактической производительности оборудования, какую часть рабочего времени это оборудование функционировало и каков был уровень интенсивности его использования в течение этого времени.
К системе взаимосвязанных показателей (коэффициентов), непосредственно характеризующих степень использования сервисного оборудования и других производственных мощностей, а также раскрывающих резервы дальнейшего улучшения их использования, можно отнести:
❖ использование во времени (коэффициент экстенсивной нагрузки);
❖ использование в единицу времени (коэффициент интенсивной нагрузки);
❖ общее использование (коэффициент интегральной нагрузки).
Первый показатель (Кэкст) определяется путем деления времени фактического использования на максимально возможное время использования сервисного оборудования. Второй показатель (Кинт) получается в результате деления фактического объема услуг, произведенного в единицу времени работы сервисного оборудования, на максимальный объем оказываемых услуг, который можно произвести с участием данных основных фондов в ту же
единицу времени. Третий показатель (Кинтегр) рассчитывается путем перемножения первых двух показателей.
К числу показателей экстенсивного использования сервисного оборудования на предприятии относится коэффициент сменности. Он характеризует время целосменного использования активной части основных фондов, которые работают в многосменном режиме. Коэффициент сменности рассчитывается по отдельным группам оборудования, отдельным подразделениям предприятия, а также в целом по предприятию. Он показывает, сколько смен в среднем в течение суток работало оборудование.
Следует все же отметить, что приведенные выше показатели не позволяют дать ответ на вопрос, как используются основные фонды в целом по предприятию сферы услуг.
Роль обобщающего показателя использования основных фондов может в определенной степени выполнять показатель объема оказываемых услуг на единицу мощности сервисного оборудования. Этот показатель выражается, как правило, в натуральных единицах.
Одним из наиболее общих показателей использования производственной мощности является коэффициент ее фактического использования, который рассчитывается путем деления объема оказанных услуг за определенный промежуток времени (обычно за год) на величину производственной мощности. Для предприятий, вновь введенных в эксплуатацию, обычно определяется коэффициент использования проектной мощности, представляющий собой частное от деления фактического объема оказанных услуг на величину мощности предприятия по проекту. Этот показатель характеризует уровень освоения проектной мощности.
Показатель фондоотдачи как обобщающий стоимостный показатель использования всей совокупности основных фондов предприятия определяется путем деления объема оказанных услуг на среднегодовую стоимость производственных фондов. При этом валовая продукция учитывается в неизменных ценах, а основные фонды — по полной первоначальной, или восстановительной, оценке. Одной из главных причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных фондов предприятия.
Одной из важнейших задач повышения эффективности использования капитальных вложений и основных фондов является своевременный ввод в эксплуатацию нового сервисного оборудования и других производственных мощностей, обеспечивающий быстрое их освоение. Кроме этого, сокращение сроков ввода в эксплуатацию незадействованного и нового сервисного оборудования позволяет быстрее получить различные услуги с более совершенными техническими характеристиками, ускорить оборот основных фондов и тем самым замедлить наступление их морального износа.
Улучшение использования действующих основных фондов и производственных мощностей сервисного оборудования, в том числе вновь введенных в эксплуатацию, может быть достигнуто благодаря:
❖ повышению интенсивности использования производственных мощностей и основных фондов;
❖ повышению экстенсивности их нагрузки.
Более интенсивное использование производственных мощностей и основных фондов достигается, прежде всего за счет лучшей технической их эксплуатации и модернизации. При этом должны механизироваться и автоматизироваться не только основные производственные процессы и операции, но и вспомогательные и транспортные операции, нередко сдерживающие нормальный ход использования оборудования.
Интенсивность использования производственных мощностей повышается также путем совершенствования технологических процессов и организации непрерывно-поточного производства на базе оптимальной концентрации реализации услуг; ликвидации «штурмовщины» и обеспечения равномерной, ритмичной работы предприятия; проведения ряда других мероприятий, позволяющих повысить производительность труда и обеспечить увеличение производства услуг в единицу времени на единицу мощности сервисного оборудования. Интенсивный путь использования основных фондов действующих предприятий включает их техническое перевооружение и повышение темпов обновления основных фондов. Опыт работы показывает, что быстрое техническое переоснащение действующих предприятий сферы услуг особенно важно для тех из них, где имеет место более значительный износ основных фондов.
Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего сервисного оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны увеличение количества удельного веса действующего сервисного оборудования в составе всего парка техники, имеющейся на предприятии.
Увеличение времени работы сервисного оборудования может достигаться за счет:
❖ постоянного поддержания пропорциональности между производственными мощностями отдельных групп сервисного оборудования;
❖ улучшения ухода за основными фондами, соблюдения предусмотренной технологии производства услуг, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации сервисного оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои техники в ремонте и увеличивающего межремонтный период;
❖ проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятия, повышения сменности работы предприятия.
Известно, что на предприятиях часть оборудования, кроме действующего находится в ремонте и резерве. Своевременное использование сервис-
ного оборудования, за исключением части, находящейся в плановом резерве и ремонте, значительно улучшает использование основных фондов.
На успешное решение проблемы улучшения использования основных фондов, производственных мощностей и роста производительности труда значительное влияние оказывает создание на крупных предприятиях сферы услуг арендных дочерних подразделений. Вместе с этим больше внимания необходимо обратить на развитие специализации производства и технического перевооружения действующих предприятий, вывод с этих предприятий несвойственных их профилю услуг, создание специализированных предприятий сферы услуг в небольших и средних городах, где имеются резервы рабочей силы.
Важнейшим условием повышения сменности является механизация и автоматизация процессов производства услуг в первую очередь во вспомогательных производствах и при проведении ремонтных работ, так как это позволяет перевести людей с тяжелых немеханизированных работ на более квалифицированные.
Важный резерв повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей действующих предприятий заключен в сокращении времени внутрисменных простоев оборудования.
Улучшение использования основных фондов и производственных мощностей зависит в значительной степени от квалификации кадров, особенно от мастерства работников, непосредственно участвующих в реализации оказываемых услуг.
Творческое и добросовестное отношение работников к труду является важным условием улучшения использования основных фондов и производственных мощностей.
Известно, что от совершенства системы морального и материального стимулирования в значительной степени также зависит уровень использования производственных мощностей и основных фондов. Анализ технико-экономических показателей предприятий сферы услуг, работающих в рыночных условиях хозяйствования и экономического стимулирования, свидетельствует, что новый экономический механизм, в том числе введение платы за производственные фонды, пересмотр оптовых цен, применение нового показателя для определения уровня рентабельности, создание на предприятиях поощрительных фондов, способствуют улучшению использования основных производственных фондов.
Любой комплекс мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, разрабатываемых во всех звеньях управления предприятия сферы услуг, должен предусматривать обеспечение роста объемов производства услуг прежде всего за счет более полного и эффективного использования внутрихозяйственных резервов и путем более полного использования оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов.
К основным известным показателям эффективности использования сервисного оборудования относятся[1]; коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы. Коэффициенты экстенсивного использования основных фондов характеризуют эффективность их использования во времени: календарном, режимном и плановом:
Кээкс = Тф / Тк;Кээкс = Тф / Тр;Кээксп = Тф / Тт,
где Тф - фактически отработанное время (час);
Тк, Тр, Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, (час).
Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого оборудование должно работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов по техническому обслуживанию, ремонту и по другим причинам.
Фондоотдача основных фондов (в рублях) на 1 руб. их стоимости характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Однако следует отметить, что рассмотренные выше показатели характеризуют в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования и не определяя путей их реализации. Обойти указанный недостаток данных показателей можно, используя следующие динамические показатели.
К основному показателю, отражающему влияние уровня использования сервисного оборудования на объем оказанных, следует отнести прирост объема оказанных услуг за счет повышения эффективности их использования, который может определяться согласно следующему выражению:
AV = £(пу -пу )],
1=1
где | - индекс, определяющий | группу сервисного оборудования по виду выполняемых работ;
П у, П1 - производительность сервисного оборудования | вида до и после
проведения мероприятий по повышению эффективности его использования; ) - прирост объемов производства услуг за счет роста эффективности использования сервисного оборудования на одну условную единицу; п - количество различных групп сервисного оборудования.
Если проводится несколько мероприятий по каждой ] группе сервисного оборудования, то прирост чистой продукции будет определяться на основании следующего выражения:
где т- количество мероприятий, проводимых для повышения производительности ] группы сервисного оборудования.
В стоимостном выражении данные показатели будут определяться согласно следующим выражениям:
где С j - прирост денежных средств, получаемый предприятием за счет
роста объемов производства услуг на одну условную единицу.
Для определения получаемой при этом предприятием прибыли (П) необходимо учесть затраты, связанные с проведением мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборудования:
где Чи Чу - численность рабочих соответственно, требующихся предприятию до и после проведения { мероприятия по повышению производительности сервисного оборудования ] группы;
П ]0бщ - производительность общественного труда для ] вида работ по чистой продукции в базисном году;
АПу - прибыль, получаемая предприятием за счет роста производительности общественного труда для ] наименования услуг;
Сгу - стоимость проведения { наименования мероприятий для ] группы сервисного оборудования.
Следует отметить, что если проведенные предприятием мероприятия окажутся убыточными, то приведенные показатели принимают отрицательные значения.
Резюмируя вышеизложенное, можно также отметить, что предложенная в работе методика оценки влияния основных фондов на эффективность производства услуг позволяет:
1. выявлять имеющиеся у предприятия излишки различных видов сервисного оборудования и на этой основе сбалансировать по производительности имеющиеся в наличии различные виды средств производства и тем самым повышать интенсивность их эксплуатации;
2. оценивать в натуральном и стоимостном выражении влияние уровня загрузки активной части основных фондов на объемы производства
ас = 2 (п \ - п 1 )с};
П = ас + 2 IЧг] - Ч\з Побщ ап1 -Ц, ,
услуг, раскрывая при этом резервы более эффективного их использования.
_Литература_
1. Демидов Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2. - С. 25-26.
2. Методика учета экономических оценок и досчетов платных услуг населению в увязке с системой национальных счетов. Утверждена постановлением Госкомстата России от 12.07.95 г.
3. Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика [Текст], учеб.-практ. пособие / И. В. Мишурова, Н. А. Лысенко. - М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2004г. - С.176.
4. Стандартизация и спецификация в сфере услуг / Под ред. И.М. Белявского. - М., 1997г. - С. 107.
5. Янченко В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логический подход [Текст] / В. Ф. Янченко. - СПб., 2001г.