Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INNOVATIVE ACTIVITIES / NATIONAL PROJECTS / INDEX OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Виктория Владимировна

Развитие динамичной и конкурентной глобальной мировой экономики модифицирует систему координат современной внешнеэкономической деятельности, ориентируя ее на разработку и производство инновационной высокотехнологичной продукции. В статье приведен краткий обзор основных зарубежных подходов к оценке эффективности инновационной деятельности. Цель исследования заключалась в разработке методики оценки влияния внешнеэкономического фактора на реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития на примере федеральных округов с помощью авторского индекса, призванного определить уровень научно-технического и инновационного развития территории. Отбор показателей индекса проводился в соответствии с целями национальных проектов. В исследовании проведена рейтинговая оценка федеральных округов. Результаты исследования представляют интерес для региональных органов власти, поскольку предлагаемая методика позволяет эффективно использовать и ежегодно корректировать возможности научно-технологического и инновационного взаимодействия, находить оптимальные инструменты содействия развитию инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF EXTERNAL ECONOMIC FACTORS ON THE IMPLEMENTATION OF THE PRIORITIES OF SOCIO-ECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE FEDERAL DISTRICTS

The development of a dynamic and competitive global economy modifies the coordinate system of the modern foreign economic activity, orienting it on the development and production of innovative high-tech products. The article provides a brief overview of foreign approaches to estimation of innovative activity efficiency. The purpose of the study was to develop methods for the assessment of the influence of foreign economic factors in the implementation of the priorities of socio-economic and innovative development on the example of the federal districts with the help of custom index designed to determine the level of scientific-technical and innovation development of the territory. The selection of indicators of was carried out in accordance with the objectives of national projects. In the study the authors conducted the rating assessment of federal districts. The results of the study are of interest to regional authorities, since the proposed method allows to effectively use and annually adjust the capabilities of scientific, technological and innovative cooperation, to find the optimal instruments to foster the development of innovative potential.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ»

вопросы инновационной экономики

о

Том 10 • Номер 2 • Апрель-июнь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

оценка влияния внешнеэкономического фактора на реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития на примере федеральных округов

Захарова В.В. 1

1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия АННОТАЦИЯ:

Развитие динамичной и конкурентной глобальной мировой экономики модифицирует систему координат современной внешнеэкономической деятельности, ориентируя ее на разработку и производство инновационной высокотехнологичной продукции. В статье приведен краткий обзор основных зарубежных подходов к оценке эффективности инновационной деятельности. Цель исследования заключалась в разработке методики оценки влияния внешнеэкономического фактора на реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития на примере федеральных округов с помощью авторского индекса, призванного определить уровень научно-технического и инновационного развития территории. Отбор показателей индекса проводился в соответствии с целями национальных проектов. В исследовании проведена рейтинговая оценка федеральных округов. Результаты исследования представляют интерес для региональных органов власти, поскольку предлагаемая методика позволяет эффективно использовать и ежегодно корректировать возможности научно-технологического и инновационного взаимодействия, находить оптимальные инструменты содействия развитию инновационного потенциала.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено в рамках государственного задания ИЭ УрО РАН на 2020 год.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-техническая и инновационная деятельность, национальные проекты, индекс инновационного развития.

Assessment of the impact of external economic factors

on the implementation of the priorities of socio-economic

and innovative development on the example of the federal districts

Zakharova V.V. 1

1 Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia

введение

Научно-техническая и инновационная деятельность в настоящий момент в условиях жесточайшей международной конкуренции выступает ключевым фактором позиционирования государства в рамках межстрановых взаимодействий. Наука и технология изменяют тра-

диционное представление об отраслях производства, меняют характер потребления, и в конечном счете меняют образ жизни людей [1] (Kirillov, 2013), то есть играют роль в социально-экономическом развитии региона. Глобальная экономика становится конкурентной и динамичной, и взаимодействие с другими государствами, поддержка сотрудничества при создании высокотехнологичной продукции являются важнейшим фактором перехода на инновационную модель развития [2] (Pavlovskaya, Shavruk, 2016). Внешняя торговля в форме обмена достижениями высоких технологий выступает одним из ведущих двигателей инновационного развития, то есть разработки, производства и реализации продуктов, технологий и услуг, что требует научной и производственной кооперации [1] (Шп1^, 2013). В то же время внешнеэкономический фактор необходимо рассматривать шире, чем исключительно как импорт и экспорт высокотехнологичной продукции, поскольку экономика знаний нуждается в конкурентоспособных специалистах, развитой системе защиты авторских прав и высоком уровне развития науки и техники для обеспечения условий создания высокотехнологичной продукции. Вопросы управления инновационной деятельностью изучали отечественные ученые, среди которых можно выделить Глазьева С.Ю. [3] (Glazev, 2010),

ABSTRACT:

The development of a dynamic and competitive global economy modifies the coordinate system of the modern foreign economic activity orienting it on the development and production of innovative hightech products. The article provides a brief overview of foreign approaches to estimation of innovative activity efficiency. The purpose of the study was to develop methods for the assessment of the influence of foreign economic factors in the implementation of the priorities of socio-economic and innovative development on the example of the federal districts with the help of custom index designed to determine the level of scientific-technical and innovation development of the territory. The selection of indicators of was carried out in accordance with the objectives of national projects. In the study the authors conducted the rating assessment of federal districts. The results of the study are of interest to regional authorities, since the proposed method allows to effectively use and annually adjust the capabilities of scientific, technological and innovative cooperation, to find the optimal instruments to foster the development of innovative potential. KEYWORDS: scientific-technical and innovative activities, national projects, index of innovative development.

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 21.04.2020 / Published: 30.06.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Zakharova V.V. (zakharovavika@gmail.com)

CITATION:

Zakharova V.V. (2020) Otsenka vliyaniya vneshneekonomicheskogo faktora na realizatsiyu prioritetov sotsialno-ekonomicheskogo i innovatsionnogo razvitiya na primere federalnyh okrugov [Assessment of the impact of external economic factors on the implementation of the priorities of socio-economic and innovative development on the example of the federal districts]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (2). - 891-900. doi: 10.18334/vinec.10.2.102146

Яковец Ю.В. [4] (Yakovets, 2004), Татаркина А.И. [5] (Tatarkin, Sukhovey, 2005), а также зарубежные исследователи, такие как Шумпетер Й. [6] (Shumpeter, 1982), Санто Б. [7] (Santo, 1990) и др. Для оценки текущего уровня и динамики развития инновационной компоненты экономики, прогнозирования результатов данного развития, сравнения со странами-конкурентами крайне важно применять соответствующие оценочные модели. Существует множество методических подходов к количественной оценке инновационного развития. Прежде всего, это композитные индексы, составленные из набора показателей, отобранных в зависимости от задач и целей исследования, и отражающие, на чем основаны различия между странами в степени использования инноваций и информационных технологий. Среди наиболее часто употребляемых можно выделить: «Глобальный инновационный индекс» (GII, Global Innovation Index) [8], «Индекс экономики знаний» (KEI, Knowledge Economy Index) [9], «Индекс глобальной конкурентоспособности» (GCI, The Global Competitiveness Index) [10]. Несмотря на разнообразие международных рейтингов, большая их часть основана как на показателях международной экономической и финансовой статистики, являющихся объективными, так и на субъективных экспертных оценках, и соответственно, при практическом применении могут возникнуть трудности с адекватной оценкой и сбором статистических данных [11] (Rozhkova, 2019). Также об актуальности применения методики оценки вклада внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития говорит тот факт, что в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в отдельный пункт выделен переход к современным моделям статистического наблюдения, оценки и анализа социальной и экономической эффективности инновационной и научной деятельности.

Несмотря на то, что за прошедшие пять лет позиции Российской Федерации, безусловно, оставались стабильны (GII: 46-е место из 129 в 2019 году и 49-е из 143 в 2014 году; GCI: 53-е из 144 в 2014-2015 годах и 43-е из 141 в 2019), качественного скачка в развитии инноваций, а также в научно-техническом развитии не произошло. Отчасти это вызвано тем, что Стратегия инновационного развития, разработанная и принятая 2011 году, не достигла поставленных целей, в том числе в связи с отсутствием ресурсного обеспечения [12] (Kazartseva, 2020). Также внутренние затраты на научные исследования и разработки (НИР) в процентах к валовому внутреннему

ОБ АВТОРЕ:_

Захарова Виктория Владимировна, младший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований (zakharovavika0gmai1.com)

цитировать СТАТЬЮ:_

Захарова В.В. Оценка влияния внешнеэкономического фактора на реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития на примере федеральных округов // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 891-900. doi: 10.18334/vinec.10.2.102146

продукту в Российской Федерации снизились с 1,07% в 2014 году до 1% в 2018 году. Однако за 2018-2019 годы при серьезной государственной поддержке в Российской Федерации была создана инфраструктура для осуществления инновационного развития, реализуются такие национальные проекты, как «Цифровая экономика Российской Федерации», «Наука», «Образование», «Международная кооперация и экспорт», задающие направление долгосрочного инновационного развития [12] (Kazartseva, 2020). Таким образом, цель исследования - разработать авторский индекс, призванный определить уровень научно-технического и инновационного развития территории, основывая его на показателях, отобранных в соответствии с целями национальных проектов. Целевые показатели национального проекта «Наука», направленные на присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих НИР, связаны с увеличением числа статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных, числа заявок на получение патента на изобретение, числа исследователей, а также внутренних затрат на исследования и разработки [13]. Целевым показателем национального проекта «Образование», связанным с внешнеэкономической деятельностью, является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования путем в том числе усиления присутствия университетов Российской Федерации в глобальных рейтингах [14]. В национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» важным целевым показателем для обеспечения устойчивого инновационного развития всех регионов России является доведение к 2024 году доли домохо-зяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, до 97% [15].

Оценка уровня инновационного развития с учетом внешнеэкономического фактора

Для определения уровня, а также дальнейших направлений научно-технического и инновационного развития территории проведем расчет индекса инновационного развития (ИИР), то есть авторского индекса, разработанного для достижения целей данного исследования, рассчитанного на основе ОН как суммы значений показателей для каждого федерального округа, переведенных в десятибалльную шкалу. ИИР является композитным индексом, позволяющим проводить рейтинговую оценку федеральных округов Российской Федерации по уровню инновационного развития с учетом внешнеэкономического фактора. После анализа паспортов перечисленных выше национальных проектов и сопоставления их целевых показателей с показателями О11 для возможности применения предлагаемой методики оценки вклада внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития в дальнейшем на уровне федерального округа, с последующим переходом на уровень субъектов Российской Федерации, а также межстрановой уровень были отобраны следующие показатели Х1-Х7 (табл. 1), значения которых представлены в открытом доступе в статистических сборниках.

Таблица 1

Показатели для расчета ИИР

Показатель Источник исходных данных Показатель-аналог из БМ 2019

X1: Внутренние затраты на НИР, млн руб., 2018 год Федеральная служба государственной статистики 2.3.2. Валовые расходы на исследования и разработки,0/» от ВВП, 2017

X2: Численность исследователей, имеющих ученую степень, по субъектам Российской Федерации, человек, 2018 год Федеральная служба государственной статистики 2.3.1. Исследователи, в эквиваленте полной занятости (на миллион населения), 2017

X3: Число публикаций в изданиях, индексируемых в Web of Science, в расчете на 10 исследователей, ед. , 2018 год Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6, 2020 год [16] 6.1.4. Количество статей в научно-технических журналах (на миллиард ВВП по ППС), 2018

X4: Число заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, поданных в отчетном году организациями, выполняющими НИР, 2018 год Минобрнауки России 5.2.5. Количество семейств патентов, поданных резидентами как минимум в двух ведомствах (на миллиард ВВП по ППС в долларах США), 2015

X5: Число вузов, входящих в топ-1000 университетов, согласно Мировому рейтингу университетов, ед., 2019 год Официальный сайт рейтинга Quacquarelli Symonds World University Ranking 2.3.4. Средний балл трех лучших университетов в мировом рейтинге университетов ОБ, 2018

X6: Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств,%, 2019 год Федеральная служба государственной статистики 3.1.1. Индекс доступа к ИКТ, 2018

X7: Доля экспорта в общем объеме инновационных товаров, работ, услуг,% Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6, 2020 год 6.3.2. Высокотехнологичный чистый экспорт (% от общего объема торговли), 2017

Источник: составлено автором.

Методика оценки вклада внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития разработана для проведения диагностики достигнутого уровня инновационного развития, а также выявления вектора развития и формулирования рекомендаций для применения на практике. Данная методика включает следующие этапы:

Этап 1. Сбор исходных данных.

Этап 2. Систематизация информации по оцениваемым направлениям.

Этап 3. Расчет интегрального индекса ИИР как суммы значений показателей 1-7 для каждого федерального округа, переведенных в десятибалльную шкалу.

Этап 4. Рейтинговая оценка научно-технического и инновационного уровня.

Этап 5. Выявление проблем.

Этап 6. Разработка инструментов повышения научно-технического и инновационного уровня.

Исходные данные для всех восьми федеральных округов Российской Федерации (Дальневосточный федеральный округ - ДВФО, Приволжский федеральный округ -ПФО, Северо-Западный федеральный округ - СЗФО, Северо-Кавказский федеральный округ - СКФО, Сибирский федеральный округ - СФО, Уральский федеральный округ - УрФО, Центральный федеральный округ - ЦФО, Южный федеральный округ - ЮФО) приведены в таблице 2. Результаты нормирования и ИИР представлены в таблице 3.

Проведенная оценка показала, что безусловным лидером по вкладу внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и

Таблица 2

исходные данные для оценки вклада внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного

развития

наименование округа X! Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7

ДВФО 18561,1 4317 0,481 469 1 57,1 0,22

ПФО 164835,61 9019 0,439 1933 4 61,6 0,17

СЗФО 143018,40 11508 0,428 1045 3 72,2 0,067

СКФО 5246,37 2774 0,407 398 0 53,9 0,069

СФО 77118,2 10642 0,568 1442 4 60,8 0,125

УрФО 69032,41 4608 0,369 655 2 66,4 0,073

ЦФО 524452,24 52773 0,438 4152 10 70,9 0,117

ЮФО 25983,24 4898 0,422 962 1 66,0 0,075

Источник: составлено автором.

Таблица 3

интегральная оценка вклада внешнеэкономического фактора в реализацию приоритетов социально-экономического и инновационного развития

X! Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 иир Ранг

ЦФО 10,000 10,000 7,711 10,000 10 9,820 5,318 62,849 1

ПФО 3,143 1,709 7,729 4,656 4 8,532 7,727 37,496 2

СФО 1,470 2,017 10,000 3,473 4 8,421 5,682 35,063 3

СЗФО 2,727 2,181 7,535 2,517 3 10,000 3,045 31,005 4

ДВФО 0,354 0,818 8,468 1,130 1 7,909 10,000 29,678 5

УрФО 1,316 0,873 6,496 1,578 2 9,197 3,318 24,778 6

ЮФО 0,495 0,928 7,430 2,317 1 9,141 3,409 24,720 7

СКФО 0,100 0,526 7,165 0,959 0 7,465 3,136 19,351 8

Источник: составлено автором.

инновационного развития является Центральный федеральный округ, что является следствием высокой концентрации научный учреждений, учреждений высшего образования, а также наукоемких производств, финансовых и людских ресурсов. Также лидирующие позиции занимает Приволжский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа показали низкий уровень развития инноваций. Промежуточные позиции занимают Дальневосточный и Уральский федеральные округа. Таким образом, уровень инновационного развития дифференцирован, что свидетельствует о необходимости корректировки инновационной, промышленной и социально-экономической стратегий развития территорий [17] (Myslyakova, Zakharova, 2018). К сожалению, необходимо констатировать факт, что мероприятия, заложенные в национальном проекте «Наука», лишь усилят дифференциацию как между федеральными округами, так и между отдельными субъектами Российской Федерации, поскольку финансирование будет направлено на запуск крупных проектов: 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 10 научных центров мирового уровня, центров геномных исследований и международных математических центров, что неизбежно приведет к оттоку талантливой научной молодежи из регионов в крупные научные центры.

Заключение

Данный анализ, проводимый для федеральных округов, позволит эффективно использовать и ежегодно корректировать возможности научно-технологического и инновационного взаимодействия, находить оптимальные инструменты содействия развитию инновационного потенциала. Так, в УрФО необходимо сконцентрироваться на увеличении числа публикаций в изданиях, индексируемых в Web of Science. Нуждаются в корректировке в сторону увеличения внутренние затраты на НИР в ЮФО и ДВФО. Также в ЮФО и СКФО численность исследователей в соотношении с общей численностью населения меньше, чем в других федеральных округах. Патентная деятельность нуждается в интенсификации в СКФО, УрФО и ДВФО. Вузы ЮФО, СКФО и ДВФО практически не представлены в международных рейтингах. Экспорт инновационных товаров, работ, услуг развит слабее всего в СЗФО и СКФО. Следующим шагом исследования является выделение лучших практик, позволивших тому или иному федеральному округу выйти на лидирующие позиции, адаптация практики под условия округов и содействие их внедрению.

ИСТОЧНИКИ:

1. Кириллов В.Н. Внешнеэкономический фактор в инновационном развитии экономики. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.14. - Москва, 2013. - 62 с.

2. Павловская С.В., Шаврук Ю.А. Меры государственной поддержки совместной инновационной деятельности стран-участниц ЕАЭС // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2016. - № 2(31). - с. 145-155.

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010. - 254 с.

4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: «Издательство Экономика», 2004. - 444 с.

5. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Формирование инновационных территорий в контексте проблем технологической модернизации экономики // Инновации. - 2005. -№ 7(84). - с. 26-30.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.

7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. / Общ. ред. и вступл. Б.В.Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

8. Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation, Ithaca. The Global Innovation Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex. org/gii-2019-report.

9. Introducing the EBRD Knowledge Economy Index. European Bank for Reconstruction and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebrd.com/news/ publications/brochures/ebrd-knowledge-economy-index.html.

10. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf.

11. Рожкова Д.В. Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2019. -№ 3. - c. 753-762. - doi: 10.18334/vinec.9.3.41023.

12. Казарцева А.И. Формирование и развитие инновационной экосистемы на основе корпоративной модели открытых инноваций. / дис. кандидата экономических наук : 08.00.05. - Воронеж, 2020. - 237 c.

13. Паспорт национального проекта «Наука», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10)

14. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)

15. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)

16. Абдрахманова Г.И., Артемов С.В., Бахтин П.Д. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 6. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 264 c.

17. Мыслякова Ю.Г., Захарова В.В. Теоретические аспекты применения индексов для оценки инновационного кода развития регионов России // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 2(38). - c. 44-55. - doi: 10.15350/2306-2800.2018.2.44 .

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdrakhmanova G.I., Artemov S.V., Bakhtin P.D. i dr. (2020). Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii [The rating of innovative development of subjects of the Russian Federation] M.: NIU VShE. (in Russian).

Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation, IthacaThe Global Innovation Index. Retrieved from https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report

Glazev S.Yu. (2010). Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh globalnogo krizisa [The strategy of outstripping development of Russia in conditions of global crisis] M.: Ekonomika. (in Russian).

Introducing the EBRD Knowledge Economy IndexEuropean Bank for Reconstruction and Development. Retrieved from https://www.ebrd.com/news/publications/ brochures/ebrd-knowledge-economy-index.html

Kazartseva A.I. (2020). Formirovanie i razvitie innovatsionnoy ekosistemy na osnove korporativnoy modeli otkrytyh innovatsiy [The formation and development of innovative ecosystems based on the corporate model of open innovation] Voronezh. (in Russian).

Kirillov V.N. (2013). Vneshneekonomicheskiy faktor v innovatsionnom razvitii ekonomiki [The foreign economic factor in the economy innovative development] Moscow. (in Russian).

Myslyakova Yu.G., Zakharova V.V. (2018). Teoreticheskie aspekty primeneniya indeksov dlya otsenki innovatsionnogo koda razvitiya regionov Rossii [Theoretical aspects to apply the indices for the assessment of innovative code of russian regions development]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (2(38)). 44-55 (in Russian). doi: 10.15350/2306-2800.2018.2.44 .

Pavlovskaya S.V., Shavruk Yu.A. (2016). Mery gosudarstvennoypodderzhki sovmestnoy innovatsionnoy deyatelnosti stran-uchastnits EAES [Measures of state support of joint innovation in EAEU member-countries]. Vestnik Vitebskogogosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. (2(31)). 145-155. (in Russian).

Rozhkova D.V. (2019). Mezhregionalnaya otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [Interregional assessment of the Russian Federation economy innovative development level]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 753-762. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.41023.

Santo B. (1990). Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovation as a tool for economic development] M.: Progress. (in Russian).

Shumpeter Y. (1982). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovaniya predprinimatelskoy pribyli, kapitala, kredita i tsikla konyunktury [The theory of economic development: Studies of business profits, capital, credit, and market cycles] M.: Progress. (in Russian).

Tatarkin A.I., Sukhovey A.F. (2005). Formirovanie innovatsionnyh territoriy v kontekste problem tekhnologicheskoy modernizatsii ekonomiki [The formation of the innovative territories in the context of technological modernization of the economy]. Innovations. (7(84)). 26-30. (in Russian). The Global Competitiveness ReportWorld Economic Forum. Retrieved from http://

www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf Yakovets Yu.V. (2004). Epokhalnye innovatsii XXI veka [Epochal innovations of the XXI century] M.: «Izdatelstvo Ekonomika» (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.