Научная статья на тему 'Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации'

Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / РЕЙТИНГ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY / INTERREGIONAL ASSESSMENT / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Дарья Викторовна

Взятый Россией курс на реализацию национальных проектов в основе своей должен иметь сформировавшуюся базу для внедрения инноваций в областях науки, здравоохранения, образования, экономики. Но, как показывает практика, не все субъекты Российской Федерации готовы к реализации приоритетных проектов в силу низкого инновационного развития экономики. В статье представлены как теоретико-методические аспекты вопросов инновационного развития экономики, так и практические результаты оценки уровня инновационного развития Российской Федерации через призму входящих в нее федеральных округов. Автором уточнено понятие «инновационное развитие экономики», раскрыты некоторые методические подходы к оценке уровня инновационного развития экономики. Произведена собственно рейтинговая оценка темпов внедрения и развития инноваций в федеральных округах Российской Федерации на основе подхода, раскрытого Угрюмовой А.А., Ерохиной Е.В., Савельевой М.В. В результате оценки выявлен диспаритет в уровне инновационного развития округов, устранение которого должно стать первоочередной задачей правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interregional assessment of the Russian Federation economy innovative development level

Russia's policy of implementing national projects should be based on the established basis for introducing innovations in the fields of science, health, education and the economy. But, as practice shows, not all subjects of the Russian Federation are ready to implement priority projects due to the low innovative development of the economy. The article presents both theoretical and methodological aspects of the issues of innovative development of the economy and practical results of assessing the level of innovative development of the Russian Federation through the prism of its constituent Federal districts. The author clarifies the concept of "innovative development of the economy", reveals some methodological approaches to assessing the level of innovative development of the economy. Rating assessment of rates of introduction and development of innovations in federal districts of the Russian Federation on the basis of the approach opened by Ugryumova A.A., Erokhina E.V., Savelyeva M.V. is actually conducted. The assessment revealed a disparity in the level of innovative development of districts, the elimination of which should be a priority for the government.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики российской Федерации

Рожкова Д.В. 1

1 Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Барнаул, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Взятый Россией курс на реализацию национальных проектов в основе своей должен иметь сформировавшуюся базу для внедрения инноваций в областях науки, здравоохранения, образования, экономики. Но, как показывает практика, не все субъекты Российской Федерации готовы к реализации приоритетных проектов в силу низкого инновационного развития экономики. В статье представлены как теоретико-методические аспекты вопросов инновационного развития экономики, так и практические результаты оценки уровня инновационного развития Российской Федерации через призму входящих в нее федеральных округов. Автором уточнено понятие «инновационное развитие экономики», раскрыты некоторые методические подходы к оценке уровня инновационного развития экономики. Произведена собственно рейтинговая оценка темпов внедрения и развития инноваций в федеральных округах Российской Федерации на основе подхода, раскрытого Угрюмовой А.А., Ерохиной Е.В., Савельевой М.В. В результате оценки выявлен диспаритет в уровне инновационного развития округов, устранение которого должно стать первоочередной задачей правительства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, инновационное развитие экономики, межрегиональная оценка, рейтинг.

Interregional assessment of the Russian Federation economy innovative development level

Rozhkova D.V. 1

1 Altai branch of RANEPA, Russia

введение

Вопросы инновационного развития экономики Российской Федерации в настоящее время широко обсуждаются не только в рамках реализации национальных проектов, но и в рамках совершенствования подходов к реструктуризации экономики на уровне регионов.

Инновационное развитие, как одно из ключевых направлений модернизации экономики Российской Федерации, имеет своей целью не столько развитие образования, науки и технологий, сколько повышение благосостояния общества и качества жизни именно посредством

развития вышеперечисленных составляющих. Вместе с тем инновационное развитие Российской Федерации невозможно рассматривать, не затронув развитие инноваций на уровне субъектов.

теоретико-методические аспекты инновационного развития экономики

Несмотря на высокую степень актуальности внедрения инноваций в отдельные отрасли производства, теория инновационного развития экономики уходит своими корнями в начало ХХ века.

Основоположником теории инновационной экономики считают Й. Шумпетера, который изложил понятие инноваций в своей монографии «Теория экономического развития», согласно которой инновации подразумевают новую комбинацию производственных факторов, подкрепленную предпринимательскими способностями [1] (Shumpeter, 2007). Отсюда можно сказать, что инновационное развитие экономики - это всеобщая эволюция экономических явлений и процессов, обусловленная переходом к новым комбинациям факторов производства и рациональному использованию ресурсов в различных секторах экономки, мотивированная ростом эффективности производства. Стоит отметить, что данное нами определение не является исчерпывающим и не претендует на безусловно единую интерпретацию понятия инновационного развития экономики, поскольку в настоящее время сложилось множество подходов к

ABSTRACT:_

Russia's policy of implementing national projects should be based on the established basis for introducing innovations in the fields of science, health, education and the economy. But, as practice shows, not all subjects of the Russian Federation are ready to implement priority projects due to the low innovative development of the economy. The article presents both theoretical and methodological aspects of the issues of innovative development of the economy and practical results of assessing the level of innovative development of the Russian Federation through the prism of its constituent Federal districts. The author clarifies the concept of "innovative development of the economy", reveals some methodological approaches to assessing the level of innovative development of the economy. Rating assessment of rates of introduction and development of innovations in federal districts of the Russian Federation on the basis of the approach opened by Ugryumova A.A., Erokhina E.V., Savelyeva M.V. is actually conducted. The assessment revealed a disparity in the level of innovative development of districts, the elimination of which should be a priority for the government.

KEYWORDS: innovations, innovative development of economy, interregional assessment, rating JEL classification: o31, o32, o33 Received: 13.09.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Rozhkova D.V. (danya251O0yandex.ru)

CITATION:_

Rozhkova D.V. (2019) Mezhregionalnaya otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossiys-koy Federatsii [Interregional assessment of the Russian Federation economy innovative development level]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 753-762. doi: 10.18334/vinec.9.3.41023

уточнению дефиниции «инновационное развитие», в том числе системный, синергети-ческий, региональный, локальный подходы и другие [2-5] (Zabolotko; Velichko, Efimov, Zaznobin; Borodin, 2015; Voronina, Zolotareva).

Принимая во внимание многообразие трактовок инновационного развития экономики, не можем не отметить, что существует и множество методических подходов к его количественной оценке (табл. 1).

Представленные подходы во многом сводятся к оценке темпов роста и доли затрат на НИОКР в структуре ВВП, а так же изменения ВВП за счет наукоемких и инновационных производств. Каждый из данных методических подходов имеет право на существование и применение в экономической науке и практике, но, на наш взгляд, при практическом их применении могут возникнуть трудности с адекватной оценкой и сбором статистических данных. В этой связи наиболее применимым на практике, на наш взгляд, является подход, предложенный Угрюмовой А.А., Ерохиной Е.В., Савельевой М.В., аккумулирующий в себе некоторые показатели из вышеприведенных методик, сбор которых не представляет сложности, а их значения представлены в открытом доступе в статистических сборниках.

Оценка уровня инновационного развития экономики федеральных округов Российской Федерации

Пользуясь методикой ранжирования Угрюмовой А.А., Ерохиной Е.В., Савельевой М.В., проведем межрегиональную оценку уровня инновационного развития федеральных округов Российской Федерации, применив методы суммы мест, «Паттерна» и многомерной средней.

В таблице 2 приведены исходные данные для проведения оценки уровня инновационного развития экономики федеральных округов Российской Федерации.

В таблицах 2-5 используются следующие обозначения:

Хх - ВРП на душу населения, тыс. руб.;

Х2 - количество выданных патентов на полезные модели, ед.;

Х3 - виды интеллектуальной собственности, ед.;

Х4 - розничный товарооборот на душу населения, руб.;

Х5 - объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.;

Х6 - количество выданных патентов на изобретения, ед.;

ОБ АВТОРЕ:_

Рожкова Дарья Викторовна, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук (danya251O0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Рожкова Д.В. Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 753-762. doi: 10.18334/утео.9.3.41023

Таблица 1

некоторые методические подходы к оценке уровня инновационного развития

экономики

Автор подхода/ источник суть подхода

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года В основе оценки лежит совокупность следующих показателей: • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; • доля государства на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; • доля экспорта высокотехнологичных товаров и услуг; • рост валовой добавленной стоимости инновационного сектора в ВВП; • доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; • затраты на исследования и разработки; • доля публикаций отечественных исследователей в мировых научных журналах; • количество цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе «Web of Science»; • количество отечественных ВУЗов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов; • количество патентов, ежегодно регистрируемых гражданами в патентных ведомствах Евросоюза, США и Японии; • доля средств, получаемых за счет выполнения НИОКР [6].

Иванов В.В. В основе оценки лежит совокупность следующих показателей: доля прироста ВВП за счет производства наукоемкой продукции; соотношение темпов роста финансирования фундаментальных исследований и темпов роста закупок промышленностью наукоемких технологий [7] (Novikova, Rudich, 2016).

Рязанцев И.С. Подход является интегральным, основанным на охвате трех уровней экономики: общенационального, регионального, корпоративного [7] (Novikova, Rudich, 2016).

Bloomberg Rankings В основе подхода лежит рейтинговая система, основанная на следующих показателях: расходы на исследования и разработки, в% от ВВП; • производств добавленной стоимости; • производительность; • плотность высоких технологий; • эффективность высшего образования; • концентрация исследователей; • патентная активность [8].

Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. В основе подхода - рейтинговая система, формируемая по следующим критериям: • ВРП на душу населения; • количество выданных патентов на полезные модели; • виды интеллектуальной собственности; • розничный товарооборот на душу населения; • объем платных услуг на душу населения; • количество выданных патентов на изобретения; • инвестиции в основной капитал; • среднедушевой месячный доход населения; • удельный вес занятого населения [9] (Ugryumova, 2018).

Источник: составлено автором.

Х7- инвестиции в основной капитал, млн руб.;

Х8- среднедушевой месячный доход населения, руб.;

Х9- удельный вес занятого населения,%.;

Ху- значение показателя по оцениваемому параметру;

Хкр- среднее значение показателя;

Хутах- наилучшее значение показателя по оцениваемому параметру.

Метод суммы мест позволяет определить ранг каждого федерального округа в общероссийском пространстве на основе интегральной оценки, складывающейся из мест округа по девяти показателям (табл. 3). По итогам ранжирования выявлено, что высший ранг по уровню инновационного развития имеет Центральный федеральный округ, далее по степени убывания расположены Северо-Западный, Уральский, Приволжский, Дальневосточный, Южный, Сибирский, Северо-Кавказский федеральные округа.

Пользуясь методом «Паттерн», в основе которого лежит сопоставление частных параметров развития территорий с наилучшим показателем по исследуемой группе, определено, что лидирующая и худшая позиции в рейтинговой системе аналогично закрепились за Центральным и Северо-Кавказским федеральными округами соответственно. Распределение рангов по оставшимся округам представлено в таблице 4.

Таблица 2

исходные данные для проведения межрегиональной оценки уровня инновационного развития экономики федеральных округов российской Федерации, 2017 г.

наименование округа х, х2 Хз Х4 Х5 х6 Х7 х8 Х,

Южный (ЮФО) 298,6 642 985 182610 57226 1270 1152832 26291 62,6

Центральный (ЦФО) 616,4 3443 14155 243426 76082 11988 3795422 39371 69,0

Уральский (УФО) 758,9 634 2810 200815 59042 842 2688039 32634 65,8

Сибирский (СФО) 369,1 789 2668 144734 41983 1664 1445320 23722 62,5

Северо-Кавказский (СКФО) 184,5 91 256 157797 38809 441 486002 23451 58,3

Северо-Западный (СЗФО) 562,4 1011 3166 197632 63458 1501 1742374 33217 68,3

Приволжский (ПФО) 349,9 1682 8431 167850 48057 2885 2438081 25708 65,9

Дальневосточный (ДФО) 607,0 182 285 201777 80083 429 1000776 36432 66,3

Источник: составлено автором на основании [10 .

Таблица 3

Интегральная оценка уровня инновационного развития федеральных округов Российской Федерации методом суммы мест

Наименование округа Место округов по показателям Сумма мест Ранг округа

х, х2 Хз Х4 Х5 х6 Х7 х8 Х,

ЮФО 7 5 6 5 5 5 6 5 6 50 6

ЦФО 2 1 1 1 2 1 1 1 1 11 1

УФО 1 6 4 3 4 6 2 4 5 35 3

СФО 5 4 5 8 7 3 5 7 7 51 7

СКФО 8 8 8 7 8 7 8 8 8 70 8

СЗФО 4 3 3 4 3 4 4 3 2 30 2

ПФО 6 2 2 6 6 2 3 6 4 37 4

ДФО 3 7 7 2 1 8 7 2 3 40 5

Источник: составлено автором.

Таблица 4

Интегральная оценка уровня инновационного развития федеральных округов Российской Федерации методом «Паттерн»

наименование округа Хг, ^Зинк ^бтох ^Вгпхк Многомерная оценка Ранг

ЮФО 0,39 0,19 0,07 0,75 0,71 0,11 0,30 0,67 0,91 4,10 0,46 6

ЦФО 0,81 1,00 1,00 1,00 0,95 1,00 1,00 1,00 1,00 8,76 0,97 1

УФО 1,00 0,18 0,20 0,83 0,74 0,07 0,71 0,83 0,95 5,51 0,61 2

СФО 0,49 0,23 0,19 0,59 0,52 0,14 0,38 0,60 0,91 4,05 0,45 7

СКФО 0,24 0,03 0,01 0,65 0,48 0,04 0,13 0,60 0,84 3,03 0,34 8

СЗФО 0,74 0,29 0,22 0,81 0,79 0,13 0,46 0,84 0,99 5,28 0,59 4

ПФО 0,46 0,49 0,60 0,69 0,60 0,24 0,64 0,65 0,96 5,33 0,59 3

ДФО 0,80 0,05 0,02 0,83 1,00 0,04 0,26 0,93 0,96 4,89 0,54 5

Источник: составлено автором.

Оценка уровня инновационного развития федеральных округов Российской Федерации методом многомерной средней позволила выявить округа, имеющие наивысшую многомерную оценку (Центральный, Приволжский, Уральский, СевероЗападный федеральные округа) и наименьшую (Дальневосточный, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский округа) (табл. 5).

Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Федеральных округов России с применением различных методов не дала противоречащих друг другу результатов. В общем виде мы получили, что безусловным окру-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гом-лидером по уровню развития инноваций является Центральный федеральный округ, что вполне обоснованно в силу максимальной концентрации наукоемких производств на его территории. Перспективными с точки зрения роста внедрения инноваций в экономику являются Уральский, Приволжский округа. В состав территорий с низким уровнем инновационного развития вошли Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа. Промежуточные позиции в рейтинге заняли Северо-Западный, Дальневосточный, Южный Федеральные округа (рис. 1).

Таблица 5

Интегральная оценка уровня инновационного развития федеральных округов Российской Федерации методом многомерной средней

Наименова- Х4) У Многомерная Ранг

ние округа Х&ср. ^7ср. средняя

ЮФО 0,64 0,61 0,24 0,98 0,99 0,48 0,63 0,87 0,97 6,39 0,71 7

ЦФО 1,32 3,25 3,46 1,30 1,31 4,56 2,06 1,31 1,06 19,63 2,18 1

УФО 1,62 0,60 0,69 1,07 1,02 0,32 1,46 1,08 1,01 8,87 0,98 3

СФО 0,79 0,74 0,65 0,77 0,72 0,63 0,78 0,79 0,96 6,85 0,76 6

СКФО 0,39 0,09 0,06 0,84 0,67 0,17 0,26 0,78 0,90 4,16 0,46 8

СЗФО 1,20 0,95 0,77 1,06 1,09 0,57 0,95 1,10 1,05 8,75 0,97 4

ПФО 0,75 1,59 2,06 0,90 0,83 1,10 1,32 0,85 1,02 10,41 1,15 2

ДФО 1,30 0,17 0,07 1,08 1,38 0,16 0,54 1,21 1,02 6,93 0,77 5

Источник: составлено автором.

Рисунок 1. Средний ре йтинг федеральных округов Российской «Федерации по уровню инновационного развития экономики, 2017 г. Источник: составлено автором

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень инновационного развития экономики в федеральных округах Российской Федерации значительно дифференцирован, что не находит своего отражения в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. При этом Стратегия подразумевает рост ключевых показателей инновационной активности в стране, что не представляется возможным при явном лидерстве одного или двух округов.

В этой связи нам представляется целесообразным разрабатывать программы инновационного развития для федеральных округов. Это обеспечит развитие инновационной инфраструктуры, наукоемких производств, научно-исследовательских и образовательных организаций, что, в конечном итоге, положительно отразится на сокращении оттока населения и росте качества жизни граждан за пределами Центрального федерального округа. Устранение диспаритета в уровне инновационного развития территориальных единиц России позволит, на наш взгляд, достичь целевых индикаторов развития экономики, нашедших свое отражение в стратегии инновационного развития Российской Федерации, на будущие периоды.

ИСТОЧНИКИ:

1. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

2. Заболотько А.А. Инновационное развитие экономики: понятие, проблемы и пути

решения. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnoe-razvitie-ekonomiki-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 01.08.2019 ).

3. Величко М.В., Ефимов В.А., Зазнобин В.М. Экономика инновационного развития. Kpe.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kpe.ru/files/pdf/2015/Ekonomika_ innovatsionnogo_razvitia_Velichko_Efimov_Zaznobin.pdf (дата обращения: 01.08.2019 ).

4. Бородин Д.В. Инновационное развитие экономики России как стратегический при-

оритет // Креативная экономика. - 2015. - № 1.

5. Воронина Л.А., Золотарева И.Д. Экономика региональной науки и ее роль в ин-

новационном развитии. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ downloadZelibrary_26195655_32939126.pdf (дата обращения: 01.08.2019 ).

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020

года. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843. pdf (дата обращения: 01.08.2019 ).

7. Новикова И.В., Рудич С.Б. Некоторые методологические подходы к оценке инно-

вационного развития страны // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 3. - c. 29-40. - doi: 10.17223/19988648/35/3 .

8. Рейтинг инновационных экономик - 2019. Theworldonly.org. [Электронный ресурс].

URL: https://theworldonly.org/rejting-innovatsionnyh-ekonomik-2019 (дата обращения: 02.08.2019 ).

9. Угрюмова А. А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для

бакалавриата и магистратуры. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 477 с.

10. Федеральная служба государственной статистики. Gks.ru. [Электронный ресурс].

URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.08.2019 ).

REFERENCES:

Borodin D.V. (2015). Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii kak strategicheskiyprior-itet [Innovative Development of Russian Economy as a Strategic Priority]. Creative economy. 9 (1). (in Russian).

Novikova I.V., Rudich S.B. (2016). Nekotorye metodologicheskie podkhody k otsenke innovatsionnogo razvitiya strany [Some methodological approaches to assessment of the country's innovation development]. Tomsk State University Journal of Economics. (3). 29-40. (in Russian). doi: 10.17223/19988648/35/3 .

Shumpeter Y. A. (2007). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development] Moskva : Eksmo. (in Russian).

Ugryumova A. A. (2018). Regionalnaya ekonomika i upravlenie: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Regional economy and management: tutorial and workshop for undergraduate and graduate] Moskva : Yurayt. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.