Научная статья на тему 'Оценка влияния родителей, учителей, врачей-стоматологов на формирование стоматофобий у детей младшего школьного возраста Алтайского края'

Оценка влияния родителей, учителей, врачей-стоматологов на формирование стоматофобий у детей младшего школьного возраста Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТОМАТОФОБИЯ / СТРАХ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ КАРИЕСА / STOMAPHOBIA / FEAR / MOTIVATION / PREVENTION AND TREATMENT OF CARIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сарап Л. Р., Левченко О. Г., Шлегель Ю. В.

Детский возраст, особенно дошкольный и младший школьный, являются определяющими в становлении поведенческих стратегий человека, что актуализирует проблему переживания ребенком тревоги и страха при посещении стоматолога. Представлены результаты анкетирования учителей, врачей-стоматологов, родителей и их детей на вопросы, связанные с формированием мотивации детей на посещение стоматолога, проявлением у них страха и вариантами их коррекции во время приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF PARENTS, TEACHERS, DENTISTS INFLUENCE ON FORMATION OF STOMAPHOBIAS OF YOU NGER SCHOOL AGE CHILDREN ON THE TERRITORY OF ALTAY

The childhood, especially preschool and younger school age are defining in formation of behavioral strategies of a person that actualize the problem of the existence of child's worries and fears that appear when a child visit a dentist. There are the results of questioning of teachers, dentists, parents and children. They were asked questions about the formation of motivation of children to visit a dentist; origin of fear and possible variants of its correction at the appointment of dentist.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния родителей, учителей, врачей-стоматологов на формирование стоматофобий у детей младшего школьного возраста Алтайского края»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТОМАТОФОБИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Как показывает анализ факторов риска развития отклонений в состоянии общего и стоматологического здоровья, одной из причин его ухудшения является отсутствие вырабатывания у детей положительных установок на обращения к врачу и формирование стоматофобии (H.A. Лунева, 2009 и др.). Вместе с тем, детский возраст, особенно дошкольный и младший школьный, являются определяющими в становлении поведенческих стратегий человека (Л.С. Божович и др.), в том числе направленных на поддержание собственного здоровья, что актуализирует проблему переживания ребенком тревоги и страха при посещении стоматолога.

Вместе с тем, анализ литературы показывает, что низкий уровень стоматологической культуры населения, формирование у детей негативных установок на посещение стоматолога посредством внушения страхов, а также переживание и закрепление негативного опыта при посещении врача создают основательную социальную проблему эпидемиологического распространения стоматологических заболеваний, что, несомненно, актуализирует необходимость разработок программ здоровья по профилактике стоматологических заболеваний для детей младшего школьного возраста.

Контингент и методы исследования

В исследовании приняли добровольное участие три выборки респондентов: врачи-стоматологи (95 человек), дети (101 человек), родители детей (101 человек).

Результаты и их обсуждение Результаты статистического анализа опроса врачей-стоматологов Согласно проведенному опросу стоматологов, 65,3% респондентов испытывают трудности при лечении детей дошкольного и младшего школьного

Сарап Л.Р.

к.м.н., доцент, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста ГОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул, lrsarap@mail.ru

Левченко О. Г. к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста ГОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул,

Levchenkotan@mail.ru

Шлегель Ю. В. аспирант кафедры стоматологии детского возраста ГОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул, shlegeljurij@mail.ru

возраста, 34,7% респондентов таких проблем не имеют (рис. 1).

В основном опрошенные доктора наблюдают у своих пациентов проявления страха (практически всегда - 38,9%; на каждом 3-5 приеме - 43,2%). Лишь 6,3% докторов не испытывают в связи с этим проблем при проведении лечения.

В большинстве случаев пациенты вербализуют свои страхи (практически всегда - 47,4%; на каждом 3-5 приеме - 38,9%, редко - 9,5%, не наблюдают - 1,1%, затруднились ответить - 2,1%) (рис. 2).

Как показал социологический опрос, в основном стоматологи научились справляться со страхами своих пациентов: 15,8% опрошенных - это удается всегда, а 67,4% - в большинстве случаев. При этом большинство специалистов (65,3%) рассказывают ребенку о лечебных манипуляциях в ходе стоматологического приема в игровой

Резюме

Детский возраст, особенно дошкольный и младший школьный, являются определяющими в становлении поведенческих стратегий человека, что актуализирует проблему переживания ребенком тревоги и страха при посещении стоматолога. Представлены результаты анкетирования учителей, врачей-стомато-логов, родителей и их детей на вопросы, связанные с формированием мотивации детей на посещение стоматолога, проявлением у них страха и вариантами их коррекции во время приема.

Ключевые слова: стоматофобия, страх, мотивация, профилактика и лечение кариеса.

THE ESTIMATION OF PARENTS, TEACHERS, DENTISTS INFLUENCE ON FORMATION OF STOMAPHO-BIAS OF YOUNGER SCHOOL AGE CHILDREN ON THE TERRITORY OF ALTAY

Sarap L.R., Levchenko O.G., ShLegeL Y.V.

The summary

The childhood, especially preschool and younger school age are defining in formation of behavioral strategies of a person that actualize the problem of the existence of child’s worries and fears that appear when a child visit a dentist. There are the results of questioning of teachers, dentists, parents and children. They were asked questions about the formation of motivation of children to visit a dentist; origin of fear and possible variants of its correction at the appointment of dentist.

Keywords: stomaphobia, fear, motivation, prevention and treatment of caries.

Рис. 1. Наличие проблем у врачей при лечении детей младшего возраста

форме. Представляют интерес ответы на вопросы «Кто должен успокоить ребенка во время лечения?» и «Какие методы коррекции напряжения Вы используете?». Непосредственно во время лечения, по мнению респондентов, ребенка должен успокаивать врач (88,4%), а потом уже родители (70,5%). Десятая часть докторов (10,5%) отмечают возможность переноса лечебного приема на другой день. Наиболее популярным методом коррекции поведения пациента на приеме является похвала и поощрения в в ид е н е б о льш их детских подарков. Ее используют 8 6 ,3% опрошенных докторов, наряду с разъяснением (69,5%) и поощрением (55,8?%). Игра, как более затратный по времени метод, используется реже (34,7%).

В табл. 1 представлены результаты опроса врачей-стоматологов о снятии напряжения детей пациентов перед медицинским вмешательством.

Таким образом, в результате проведенного исследования были получены следующие значимые результаты.

Ин фо р м и р о в а н н о с т ь в р а ч а о с т р а хе п а ц и ент а

самим пациентом

Рис. 2. Результаты оценки врачами вербализации пациентами страхов

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Таблица 1

Результаты опроса врачей-стоматологов о снятии напряжения детей пациентов перед медицинским вмешательством. Общий объем выборки п=95 человек (100%)

№ Вопрос анкеты Ответы респондентов Количество респондентов %

1 Вам удается снять и л и уменьш и ть боязнь перед лечением? всегда 15,8

часто 67,4

и ногда 15,8

затрудняюсь ответи ть 1

2 Необходи МО л и рассказывать ребенку о лечебных ман и пуляци ях? да, нужно 28,4

нет, для него это ли шняя и нформаци я 1,1

да, необходи мо, но в и гровой форме 65,3

затрудняюсь ответить 1,1

об этом я рассказываю его роди телям 3,2

нет ответа 0,2

3 Кто должен успоко ить ребенка во время лечения? врач 88,4

родители 70,5

не сто ит обращать внимание 1,1

нужно перенести пр и ем 10,5

4 Каки е методы коррекции напряжен и я Вы используете? поощрен и е 55,8

разъяснение 69,5

и гра 34,7

похвала 86,3

не и спользую 0,0

В плане переживаний, испытываемых пациентами при посещении врача-стоматолога, наблюдаются проявления страха (практически всегда -38,9%; на каждом 3-5 приеме - 43,2%).

Наиболее популярным методом коррекции поведения пациента на приеме является похвала. Ее используют 86,3% опрошенных докторов, наряду с разъяснением (69,5%) и поощрением (55,8%). Игра, как более затратный метод, используется реже (34,7%).

Результаты статистического анализа опроса родителей В результате проведенного исследования родителей детей были получены следующие результаты.

Главным способом формирования мотивации ребенка на посещение стоматолога являются уговоры (44,62%) и собственный пример родителей (25,81%). Лишь пятая часть опрошенных родителей (22,04%) считают, что в дополнительной мотивации ребенка нет необходимости.

уговоры

собственный пример

I I жестокая

необходимость нет нужды

Рис. 3. Способы формирования родителями мотивации посещения врача-стоматолога

Результаты статистического анализа опроса детей

Для определения основных факторов поведения детей при посещении стоматолога использовалась процедура факторного анализа методом главных компонент. Вращение факторов проводилось по методу Уайтах (пороговый критерий факторных нагрузок - 0,50). Мера адекватности выборки КМО оказалась равна 0,784, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надежности вычисления корреляционной матрицы. Поведение детей детерминируется двумя противоположными тенденциями: стремлением к общению и верой в лучшее; вторая - стремлением закрыться и агрессивным защитным поведением. Наибольшая нагрузка по показателям: тревожность (0,835), демонстративность (0,789), импульсивность (0,751), скрытость (0,537), женственность (0,505).

На основании полученных данных можно сделать вывод, что при посещении стоматолога дети выбирают агрессивные формы поведения, у них выражена тревожность и ощущение одиночества. При этом наблюдается стремление детей к общению со стоматологом в присутствии рядом родителей.

ЛИТЕРАТУРА Божович Л.И. Проблемы формирован ия ли чности: Избранные пс и холог и ческие труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. -Издан ие 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт прак-ти ческой пс и хологи и », Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 351 с. Вагин Ю.Р. Страх. Ти фоанал и ти ческий подход.- Пермь: ПОНИЦАА, 2005. - 112 с.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республ и ка, 1993 Леонтьев Д.А. Пс и хология свободы: к постановке проблемы самодетерм и нац и и л и чности // Пс и хологический журнал, т. 21, 2000. - №1. - С. 15-25.

5. Лунева H.A. Значен и е образовательной программы в повышен и и мотиваци и школьн и ков к проф илактике кар и еса зубов /НА Лунева, Е.Е. Маслак, В.П Вен икова, О.В. Коломыткина // Н ижегородский меди цинский журнал. - 2005. - №2.

6. Мэй Р. Смысл тревоги. - М., «Класс», 2001.

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.