ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Г.В. Хамер, канд. пед. наук, доцент А.С. Фирсова, студент Калужский филиал РАНХиГС (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10269
Аннотация. В статье рассмотрено влияние реализации национального проекта «Образование» на экономический рост России. Отмечено, что по мнению экспертов, несмотря на амбициозные расходы бюджета, чистый прямой эффект от расходов на реализацию национальных проектов для роста экономики России эквивалентен всего 0,2% ВВП в год в 2019-2021 годах. При этом предполагается, что основной вклад в динамику роста ВВП придется на первые два года их реализации.
Ключевые слова: национальный проект «Образование», экономика России, экономический рост, ВВП.
Перед национальными проектами не ставится непосредственная цель - рост экономики. При этом, имея задачу улучшить качество жизни граждан, они могут дать импульс для инвестиций, бизнеса и, как результат, способствовать росту многих важных макроэкономических показателей и, в первую очередь, ВВП.
Как отмечает президент Вольного экономического общества России С.Д. Бодрунов, реализация национальных проектов в их первоначальном виде даст прибавку, т.к. любой национальный проект направлен на концентрацию интеллектуальных, финансовых, инвестиционных и инфраструктурных ресурсов для решения крупных задач. Любая концентрация усилий может привести к увеличению возможностей роста, но нельзя точно спрогнозировать, какой это будет рост и насколько будет эффективно решение [1].
Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации было поручено разработать национальные проекты (программы) по 12 направлениям стратегического развития. Одним из этих направлений стало образование.
Реализация национального проекта «Образование», включающего в себя 10 федеральных проектов, охватит период с
2019 до 2024 года. Общий бюджет составит почти 784,5 млрд. рублей.
Одними из ключевых задач национального проекта являются:
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной н принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [2].
Реализация этих задач направлена на подготовку качественно нового поколения специалистов, работающих в условиях инновационной экономики. Россия, вкладывая деньги в технологическое обновление системы, нацелена на получение специа-
листов, способных пользоваться платформой «единого окна», онлайн-ресурсами, активно подключаться ко всем цифровым технологиям. Благодаря таким направлениям развития образования бизнес получит «на выходе» готовых специалистов без необходимости их переучивать.
На этом основании особый интерес вызывает оценка влияния реализации национального проекта «Образование» на экономику России.
Счетная палата РФ высказывает предположение, что выделенных на образование средств не хватит для прорыва, особенно для подготовки нового поколения специалистов. На это же указывала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Т.Л. Клячко на экспертной дискуссии «Национальный проект «Образование»: 9 жизней регионов» в рамках Гайдаровского форума. По ее мнению, проблему существующего дефицита средств, направляемых на образование, национальный проект не решает [3].
Одним из направлений национального проекта, несмотря на существующий дефицит средств в образование, является подготовка детей и молодежи. В рамках этого вектора Министерство просвещения РФ разработало рекомендации по созданию и функционированию сети сезонных профильных лагерей «Кампус молодежных инноваций», в которых смогут принимать участие молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет. Как отмечает министерство, миссия проекта заключается в создании во время каникул практико-ориентированной образовательной среды, которая в дальнейшем поможет участникам лагерей быть конкурентоспособными профессионалами на глобальном рынке труда в эпоху цифровой экономики [4]. Стоит отметить, что программы Кампуса будут проходить на базе существующих учреждений общего и дополнительного образования, которые имеют всю необходимую инфраструктуру.
Особое значение в национальном проекте «Образование» уделено цифровиза-ции. Она позволяет университетам со всего мира взаимодействовать и внедрять учебные программы других вузов, тем са-
мым повышать доступность и качество образования. В рамках этого направления в России планируется запустить проект «Цифровой университет», функционирующий на основе «больших данных», и создать фонд для финансирования старта-пов в сфере цифрового обучения [5].
Благодаря использованию «Цифрового университета» должно повыситься качество подготовки в вузах за счет доступа к лучшим решениям для организации образовательного процесса; к методике разработки и реализации программ; к построению персональной образовательной траектории с использованием лучших учебных материалов [4].
Вице-президент Вольного экономического общества России, ректор Финансового университета при Правительстве РФ М.А. Эскиндаров в интервью «Российской газете» отмечает, что «применительно к высшему образованию много внимания уделяется повышению конкурентоспособности вузов и гораздо меньше - качеству подготовки специалистов, системе максимально эффективного использования выпускников в интересах развития государства. И одной системы мониторинга трудоустройства здесь явно будет недостаточно». По его мнению, готовить специалистов нужно, учитывая просветительскую функцию высшего образования. Это позволит получать по окончанию вузов всесторонне образованных и социально активных граждан, способных к самостоятельному гражданскому мышлению [1].
При этом стоит принять во внимание тот факт, что российская экономика является донором высококвалифицированных специалистов. Особое значение приобретает проблема демографической ямы 1990-х годов. В совокупности с оттоком высококвалифицированных специалистов наблюдается уменьшение трудоспособного населения. Заместитель министра экономического развития И.Э. Торосов в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» отмечает, что «мы предлагаем понизить порог заработной платы, когда человек считается высококвалифицированным специалистом, до 100 тыс. рублей в месяц. Сейчас порог - 2 млн.
рублей в год, почти в два раза выше. А средняя зарплата по России - 43 тыс. рублей». Также предполагается, что увеличить количество высококвалифицированных специалистов удастся за счет получения гражданства студентами-иностранцами, окончившими российские вузы [4].
По оценкам экономистов Альфа-Банка Н. Орловой и Н. Лавровой, несмотря на амбициозные расходы бюджета, чистый прямой эффект от расходов на реализацию национальных проектов для роста экономики России эквивалентен всего 0,2% ВВП в год в 2019-2021 годах. При этом предполагается, что основной вклад в динамику роста ВВП придется на первые два года реализации: в 2019 году экономика дополнительно получит порядка 3,4 трлн руб., или 3,2% ВВП; в 2020 году сумма расходов возрастет на 0,9 трлн. руб., или на 0,8% ВВП; с 2021 по 2024 год финансирование национальных проектов будет
осуществляться в размере приблизительно 4,5 трлн. руб., не оказывая поддержи росту ВВП [6].
Таким образом, ни один из национальных проектов не ставит целью экономический рост. Гражданам нужны конкретные вещи, которые будут сделаны в том или ином направлении. В данном случае это образование со своими приоритетными целями и задачами. Рост ВВП - это общий рост доходов. И здесь возникает зависимость между качеством жизни населения, которое оценивается, в том числе, по качеству и уровню образования, и уровнем их доходов. В результате чего особое значение приобретает достижение поставленных показателей в национальных проектах. При этом важно, чтобы каждый из них, в том числе национальный проект «Образование», действительно стал спусковым крючком для всех остальных, в том числе как импульс к реальному росту, движению российского бизнеса.
Библиографический список
1. Гайва Е. Не ростом, так умом // Российская газета. - 2019. - №102 (7860). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/05/14/kak-nacionalnye-proekty-povliiaiut-na-dinamiku-rossijskoj-ekonomiki.html (дата обращения - 20.02.2020).
2. Паспорт национального проекта «Образование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения - 02.03.2020).
3. Официальный сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ranepa.ru (дата обращения - 28.02.2020)
4. Национальные проекты: будущее России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru (дата обращения - 01.03.2020)
5. Хамер Г.В., Плешков Д.А. Достижение конкурентных преимуществ Российским образованием // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. -№ 10-1 (37). - С. 78.
6. Старостина Ю. Экономисты оценили влияние нацпроектов на рост ВВП // РБК. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/04/2019/5cbda5859a794737baaeed81 (дата обращения -28.02.2020).
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE NATIONAL PROJECT "EDUCATION" ON
THE RUSSIAN ECONOMY
G.V. Hamer, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.S. Firsova, Student
Kaluga branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Publik Administration
(Russia, Kaluga)
Abstract. The article considers the impact of the implementation of the national project "Education" on the economic growth of Russia. It is noted that according to experts, despite the ambitious budget expenditures, the net direct effect of spending on the implementation of national projects for the growth of the Russian economy is equivalent to only 0.2% of GDP per year in 2019-2021. At the same time, it is assumed that the main contribution to the dynamics of GDP growth will be in the first two years of their implementation.
Keywords: national project "Education", Russian economy, economic growth, GDP.