Научная статья на тему 'Оценка влияния «Разбитого поколения» на контркультуру 1960-х в США в российских и зарубежных исследованиях'

Оценка влияния «Разбитого поколения» на контркультуру 1960-х в США в российских и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3073
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РАЗБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ" / БИТНИКИ / АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АЛЛЕН ГИНЗБЕРГ / ДЖЕК КЕРУАК / 1960-Е / КОНТРКУЛЬТУРА / ХИППИ / BEAT GENERATION / BEATNIKS / ALLEN GINSBERG / JACK KEROUAC / AMERICAN LITERATURE / THE 1960'S / U.S. / COUNTERCULTURE / HIPPIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загвоздкина Екатерина Геннадьевна

Возникшее в середине 1940-х «Разбитое поколение» было одной из первых послевоенных субкультур в США. В конце 50-х битники вызвали большой резонанс в прессе, росту их влияния способствовало то, что их идеи и убеждения были артикулированы и записаны прежде всего, в произведениях «разбитых» писателей и поэтов, которые послужили и невольной рекламой их образа жизни. В 1960-е в США произошел бум контркультур, главным порождением которого стали хиппи, «дети цветов», многие убеждения которых схожи с идеями битников. В это же десятилетие в американском обществе прошел ряд значительных социальных изменений, во многих отразивших критику битниками социального устройства США десятилетием ранее. Это дает нам основания полагать, что «Разбитое поколение» оказало большое влияние как на социальные изменения, произошедшие в 1960-е в США, так и на контркультуру этого периода. В данной статье мы рассмотрели, как это влияние оценивают в своих работах российские и зарубежные ученые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the beat generation influence on the 1960s us counterculture in researches in Russia and abroad

The Beat Generation, that came into existence in the mid 1940s, was one of the earliest postwar subcultures in the U. S. At the end of the 50s the beats archived fame, to which their literature works with promotion of their lifestyle contributed. The 1960s were the time when countercultures burst into the USA, the biggest of them were hippies, that shared many ideas with the beats. But the 60s were not only the flower children epoch, but the decade of dramatic changes in the U. S. social life some of them reflected the beats criticism of the American way of living. Hereof we conclude that the Beat Generation deeply affected both social changes and counterculture of the U. S. in the 60s in present article we examine how researchers in Russia and abroad trace that influence.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния «Разбитого поколения» на контркультуру 1960-х в США в российских и зарубежных исследованиях»

8. Pavelski D. Bolee stranno, chem raj [Stranger than Paradise] // Novyj mir - New world. 1998, No. 5, p. 232.

9. Ermakov O. Transsibirskaya pastoral' [Transsiberian pastoral] // Znamya - Banner. 1997, No. 8, p. 30.

10. Ibid. P. 10.

11. Ibid. P.37.

12. Ibid. P. 51.

13. Ibid. P.13.

14. Ibid. P. 56.

15. Ibid. P. 47.

16. Ibid. P. 68.

17. Ibid. P. 19.

18. Ibid. P. 54.

19. Ibid. P. 31.

20. Sas'kova T. V. Pastoral' russkih neoderevenshchikov ehpohi perestrojki [Pastorale of Russian neovillagers of the era of perestroika] // Pastoral': metamorfozy ideala i real'nosti: sb. nauch. tr. - Pastoral: the transformation of ideal and reality: scientific collection of works / resp. ed. T. V. Sas'kova. M. Man. 2015. P. 216.

21. Bardin C. Pastoral' [Pastoral] // Znamya - Banner. 1990, No. 9, p. 97.

22. Ibid. P. 99.

23. Ibid.

24. Ibid. P. 103.

25. Ibid. P. 119.

26. Ganin V. N. Poehtika pastorali: ehvolyuciya anglijskoj pastoral'noj poehzii XVI-XVII vekov: dis. ... d-ra filol. nauk [The poetics of pastoral: the evolution of English pastoral poetry of the XVI-XVII centuries: dis. ... Dr Philol. Sciences]. M. Moscow State Pedagogical University. 1998. P. 20.

УДК 82.091

Е. Г. Загвоздкина

Оценка влияния «Разбитого поколения» на контркультуру 1960-х в США в российских и зарубежных исследованиях

Возникшее в середине 1940-х «Разбитое поколение» было одной из первых послевоенных субкультур в США. В конце 50-х битники вызвали большой резонанс в прессе, росту их влияния способствовало то, что их идеи и убеждения были артикулированы и записаны - прежде всего, в произведениях «разбитых» писателей и поэтов, которые послужили и невольной рекламой их образа жизни. В 1960-е в США произошел бум контркультур, главным порождением которого стали хиппи, «дети цветов», многие убеждения которых схожи с идеями битников. В это же десятилетие в американском обществе прошел ряд значительных социальных изменений, во многих отразивших критику битниками социального устройства США десятилетием ранее. Это дает нам основания полагать, что «Разбитое поколение» оказало большое влияние как на социальные изменения, произошедшие в 1960-е в США, так и на контркультуру этого периода. В данной статье мы рассмотрели, как это влияние оценивают в своих работах российские и зарубежные ученые.

The Beat Generation, that came into existence in the mid 1940s, was one of the earliest postwar subcultures in the U. S. At the end of the 50s the beats archived fame, to which their literature works with promotion of their lifestyle contributed. The 1960s were the time when countercultures burst into the USA, the biggest of them were hippies, that shared many ideas with the beats. But the 60s were not only the flower children epoch, but the decade of dramatic changes in the U. S. social life - some of them reflected the beats criticism of the American way of living. Hereof we conclude that the Beat Generation deeply affected both social changes and counterculture of the U. S. in the 60s - in present article we examine how researchers in Russia and abroad trace that influence.

Ключевые слова: «Разбитое поколение», битники, американская литература, Аллен Гинзберг, Джек Керуак, 1960-е, контркультура, хиппи.

Keywords: The Beat Generation, beatniks, Allen Ginsberg, Jack Kerouac, American literature, the 1960's, the U.S., counterculture, hippies.

Идеи представителей послевоенного «Разбитого поколения», изложенные в работах входивших в него писателей и поэтов, во многом повлияли на убеждения субкультуры хиппи, возникшей в США двумя десятилетиями позже - в конце 1960-х, о чем неоднократно писали амери-

© Загвоздкина Е. Г., 2016 60

канские СМИ. Однако битники повлияли не только на контркультуру, которая, даже будучи многочисленной, не может представлять все общество. Произошедшие в 1960-х в США изменения также во многом отразили критику социального устройства битниками (прежде всего - ограничений в сфере личной жизни и сегрегации). В нашей статье мы ставили целью рассмотреть, что в своих работах зарубежные (прежде всего, американские) и отечественные исследователи писали о влиянии битников на американское общество и контркультуру 1960-х.

Для достижения этой цели мы выполнили следующие задачи: определили круг российских и зарубежных исследований, посвященных битникам, а также социальным и культурным изменениям в США после 1950-х гг.; изучили эти работы на предмет оценки влияния «Разбитого поколения» на субкультуры и эпоху 60-х.

Объект исследования в нашей статье - работы зарубежных и отечественных исследователей о битниках и 1960-х гг. в США.

Предмет исследования - оценка влияния в этих работах «Разбитого поколения» на 1960-е в США и возникшие в этот период субкультуры.

«Разбитое поколение» возникло в США около середины сороковых. Термин был придуман писателем Джеком Керуаком в 1948 г. [1], примерно тогда же вошло в употребление в среде представителей движения слово «разбитые» ("the beats"). Пик активности битников пришелся на начало 50-х: так, одно из ключевых произведений «Разбитого поколения» - роман Керуака «На дороге» - было написано в 1951 г., описанные в книге путешествия совершены в самом конце 40-х - начале 50-х гг..

Однако битники стали широко известны лишь в конце этого десятилетия - слава пришла к ним после публикации «На дороге» в 1957 г. и появления положительной рецензии на роман в The New York Times.

В 1958 г. колумнист газеты "The San Francisco Chronicle" Херб Каэн придумал термин «битник», добавив к слову «разбитые» ("beats") суффикс «спутника». Слово стало обозначением стереотипа и самими представителями «Разбитого поколения» считалось оскорбительным [2], однако оно активно тиражировалось в печати, из-за чего у представителей субкультуры появилась большая группа последователей: завсегдатаев кофеен в темных очках и водолазках с барабанами бонго и томиками поэзии в руках.

Современные исследователи отделяют битников от представителей «Разбитого поколения». В то же время, как указывают авторы книги «Настоящая богема» [3], в конце 1950-х такого лингвистического разделения не было: слова «разбитые», «хипстеры», «битстеры» (beatster) и «битники» использовались как синонимы.

Таким образом, хотя «Разбитое поколение» как субкультура были явлением скорее из начала 50-х, широко известны они стали лишь в конце десятилетия. В 1960-е и позже свою литературную деятельность продолжили и главные представители движения.

1960-е гг. в США стали эпохой значительных изменений, ознаменовавшей либерализацию общества. В конце этого десятилетия в Америке возникла и, вероятно, крупнейшая из существовавших субкультур - хиппи. Как писали СМИ [4], предтечами и кумирами хиппи были битники. В нашей статье мы обратимся к научным источникам и выясним, как в них оценивается влияние «Разбитого поколения» на американское общество 1960-х и контркультуру. Работы, в которых затрагивается этот вопрос, можно разделить две группы: книги о битниках и работы о шестидесятых в США.

Битникам посвящены сотни книг и статей - даже если исключить те, в которых рассматривается только литературная сторона движения, их остается огромное число. Наша выборка работ, разумеется, не может претендовать на всеохватность. В статье мы прежде всего уделили внимание книгам, написанным в 60-е или в первые последовавшие за ними годы. Их авторы, как правило, сами были участниками так называемой «сцены» разбитых, и потому эти работы содержат непосредственные свидетельства о жизни битников. Многие позже написанные работы являются переработкой этих книг и в той или иной степени могут считаться вторичными.

В книге «Разбитое поколение» [5] Брюса Кука - одной из наиболее авторитетных работ -автор называет их предтечами «поколения Вудстока», которые предсказали грядущие в 60-х в Америке изменения и приблизили их наступление. Кук пишет о том, что битники бросали вызов не только литературной традиции и академическим элитам США, но и главенствовавшему укладу и ценностям среднего класса.

«И если битники что-то и обозначали в самодовольной конформистской Америке Эйзенхауэра, это были изменения» [6].

Непосредственно рассматриваемой нами теме посвящена статья «Битники и контркультура 60-х» [7] Дэвида Уиллса. В ней автор, признавая художественное влияние битников, прежде

61

всего, обращает внимание на их воздействие на общество. По его мнению, влияние битников на разные социальные группы было разным и не всегда очень значительным. В то же время с «Разбитым поколением», говорит Уиллс, связано возникновение контркультуры 60-х. И причина этого не столько в произведениях и образе жизни битников, тиражируемом СМИ, - главную роль сыграли их общины в городах: Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, Венис-Бич в Лос-Анджелесе и Северный пляж в Сан-Франциско. В этих районах возникла интеллектуальная и духовная среда, в которой позже появилась контркультура. Уиллс отмечает, что в таких общинах битники «выступили против сегрегации и гомофобии и создали полную жизни контркультуру, которая способствовала индивидуальному освобождению и коллективному политическому действию».

Во многих работах про битников говорится об их влиянии на общество 50-х, в котором субкультура функционировала. Так, связь битников с эпохой прослеживается в книге «Святые Варвары» Лоуренса Липтона [8] - одной из самых важных с точки зрения свидетельств о жизни битников. В ней рассказывается про их общину в районе Северный пляж в Лос-Анджелесе. Липтон, бывший другом многих местных битников, называет их «духовными варварами», ворвавшимися внутрь охваченной кризисом Америки.

О влиянии битников на общество 50-х говорится в магистерской диссертации Анн Лу Джес-смер «Сдерживая разбитых. Анализ освещения в прессе «Разбитого поколения» в 1950-х» [9].

В этой работе автор рассматривает отражение битников в СМИ в контексте маккартизма и Холодной войны. В частности, в их негативном освещении в медиа автор видит борьбу общества с инаковостью, образом врага. Отклоняющиеся от «традиционных» ценностей битники (тем более что некоторые из них были гомосексуалистами) предстают невольными союзниками коммунистов в расшатывании американского общества.

Об отрицательном отношении к битникам в конце 50-х в главе с говорящим названием «Ветра перемен» («The winds of change») пишет исследователь Рональд Оукли. Он отмечает, что битники «осуждали этику среднего класса потребительской Америки» [10].

«Через критику в популярной прессе и в серьезных литературных журналах сквозил отказ принимать разбитых серьезно, склонность концентрироваться на их поведении, а не на их идеях и литературных работах», - пишет он [11].

В приведенных выше работах отмечается влияние битников на общество 50-х - таким образом, мы можем заключить, что «Разбитое поколение» создало предпосылки социальных изменений 60-х.

Далее рассмотрим вторую группу текстов - исследования о 1960-х. Мы выделили ключевые работы, на которые многократно ссылаются другие авторы, и которые считаются наиболее авторитетными и верными духу эпохи.

Исследователь Мориса Дикштейн в начале книги «Врата рая» [12] рассматривает трансформацию статуса битников и отношения к ним академической элиты как отражение изменений, произошедших в Америке в 60-е. Таким образом, «Разбитое поколение» стало мостом от 50-х к 60-м.

Автор одной из наиболее авторитетных работ «Шестидесятые: Годы надежды, Дни ярости» Тод Джитлин, бывший главой организации SDS [13], отмечает, что произведения битников и их образ жизни, который в негативном ключе описывали СМИ, оказали значительное влияние на будущих предводителей контркультуры.

«Что журнал TIME считал отвратительным в Гинзберге, сделало его привлекательным для молодого Роберта Циммермана (скоро ставшего Диланом) из Хиббинга, Миннесота. 14-летний Джим Моррисон переписывал абзацы из "На дороге" в свою тетрадку и копировал смех Дина Мо-риарти», - пишет Джитлин [14].

Говоря о влиянии битников на контркультуру 60-х, он обращает внимание на атмосферу, которую они создали, - в ней, по его словам, в 1958-1959 гг. начали возникать многие социальные движения.

Об этом влиянии говорится и во вступлении к книге Кирилла Левитта «Дети привилегии» о студенческих демонстрациях: «Растущая популярность маргинальной культуры битников, привлекательность "девиантных" музыкальных форм джаза, художественные произведения бродяг и нонконформистов, такие как "На дороге" Джека Керуака, поэзия Аллена Гинзберга и Лоуренса Ферлингетти, а также рост популярности рок-н-ролла среди белых подростков из среднего класса представляли первые толчки контркультуры в США, которая затем распространилась по всему миру, и стали средой, в которой возникло студенческое движение» [15].

Артур Марвик в книге «Шестидесятые» говорит о связи битников с хиппи: «На тех, кто стали хиппи, большое влияние, осознанно или нет, оказали битники - но в то же время хиппи, будучи уже другим поколением, списали битников как устаревших и отошедших в прошлое. В середине шестидесятых модно было говорить "хиппи", не "хипстер"» [16]. 62

В то же время во многих работах [17] о 60-х в США о битниках лишь упоминается как об одном из движений, исследователи не уделяют ему внимание. Тем самым можно отметить, что, хотя исследователи прослеживают влияние битников на общество 60-х и контркультуру, они не считают его очень значительным.

Далее рассмотрим, что о влиянии битников на общество 60-х писали отечественные исследователи.

Необходимо отметить, что битники очень слабо изучены в отечественной науке - как в советской, так и позже в российской. Мы обнаружили лишь несколько статей и книг о «Разбитом поколении», написанных на русском языке.

В Советском Союзе битников рассматривали как одно из движений молодежи, выразивших протест против американского общества, его ценностей. О битниках в этом ключе, в частности, говорится в работе Морозовой «Образ молодого американца в литературе США». Эта книга, как автор заявляет во вступлении, написана, чтобы проследить, почему возникли протестные движения в Америке 60-х. «Молодой американец, сжигающий свою призывную карточку, марширующий в рейдах свободы по южным штатам, пикетирующий напалмовые заводы, бросающийся на дубинки полицейских, - откуда он пришел?» - задается вопросом автор [18].

Морозова заявляет, что одними из предшественников демонстрантов 60-х были битники. В свою очередь, «анархизм "разбитых" был реакцией некоторой части американской интеллигенции, преимущественно молодежи, на засилье конформизма в послевоенной Америке» [19].

В других советских статьях и книгах о битниках говорится только вскользь и не всегда корректно. Так, в книге «От "разбитого" поколения к контркультуре» [20] Байчоров, несмотря на название, говорит о битниках очень мало. В ней он, прежде всего, опирается на эссе Нормана Мейлера «Хипстер и битник», но называет ее «Хиппи и битник». Из-за этой переводческой ошибки в работе говорится, что битники и хиппи (а не хипстеры) - это практически идентичные группы. Все приведенные описания битников также очень слабо соотносятся с самим явлением.

В постсоветское время о битниках также было написано очень мало работ - прежде всего, научных и публицистических статей, часто очень невысокого качества. На этом фоне отметим кандидатскую диссертацию Ольги Бондаренко «Антиномия мудрость - безумие в контркультуре США 1950-1960-х гг.» [21]. Автор пишет об оппозиции битников традиционным американским ценностям. Упомянутые в заголовке антиномии «мудрость - безумие», а также «природа - техника», «роботизация, механицизм - спонтанность» являются ключевыми для битников, в их образе жизни и творчестве выражается протест против основных ценностей «нормального» общества, пишет Бондаренко. В то же время ее больше интересует литературная сторона движения, не происходящие в США в это время изменения.

В нашей статье мы рассмотрели, как ученые оценивают влияние «Разбитого поколения» на американское общество 1960-х и возникшую в это время контркультуру. Так, многие исследователи говорят о формировании битниками среды, в которой позже возникла контркультура 60-х: среды и в духовно-идейном смысле, и в локально-географическом - в их коммунах в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Кроме того, в работах говорится о перенятых у битников контркультурой экологических опасениях и восточных религиозных практиках. Также ученые отмечают воздействие битников на идейных лидеров 60-х - прежде всего Боба Дилана, Джима Моррисона и The Rolling Stones.

В то же время отметим, что о влиянии битников на 60-е и контркультуру во многих исследованиях говорится коротко или вскользь, этому вопросу не уделяется большое внимание. Из этого мы можем сделать вывод, что, хотя воздействие битников на общество 60-х прослеживается исследователями, оно не кажется им очень значительным или играющим наибольшую роль фактором. Также мы не нашли работ, в которых непосредственно рассматривается этот вопрос - таким образом можно констатировать наличие лакуны в научном знании, которую предстоит заполнить.

В последующих работах мы собираемся проверить, насколько точна оценка исследователей, сопоставив ее с тем, что писали о влиянии битников СМИ в 1960-е гг. Мы считаем, что этот метод может положить начало новой дискуссии об истоках произошедших в Америке в 1960-е изменений и помочь в целом лучше понять механизм социальных сдвигов и влияние на него различных групп, в том числе субкультур.

Примечания

1. Об этом он пишет в статье The origins of the Beat Generation // Playboy 1959. Vol. 6. № 6.

2. Так, в 1959 г. в письме в газету The San Francisco Chronicle Гинзберг писал: «Хотя я и являюсь частью (бит-сцены), я требую, чтобы меня впредь не называли "битником". Это оскорбительное прозвище, и меня оно оскорбляет». Цит. по: Rigney F. J., Smith L. D. The Real Bohemia. A sociological and psychological study of the Beats. NY Basic Books, 1961.

3. Ibid.

4. «Керуак - шаман "Разбитого поколения", был предшественником нынешних хиппи и радикальной контркультуры». American Notes: End of the Road Friday. 1969. Oct. 31.

5. Cook B. The Beat Generation. The tumultuous '50s movement and its impact on today. N. Y., 1971.

6. Ibid. P. 4.

7. The Beats and Sixties Counterculture // Beatdom / David S. Wills, 2009. URL: http://www.beatdom.com/ the-beats-sixties-counterculture/

8. Lipton L. The Holy Barbarians. N. Y.: Messner, 1959.

9. Jessmer A. L. Containing the Beat: An Analysis of the Press Coverage of the Beat Generation During the 1950s. MA thesis, West Virginia, 2012. URL: http://mds.marshall.edu/etd/427/ (accessed 5 May 2015).

10. Oakley J. R. God's Country: America in The Fifties. N. Y.: W.W. Norton, 1986.

11. Ibid. P. 302.

12. Dickstein M. Gates of Eden. American culture in the sixties. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977.

13. Students for a Democratic Society (Студенты за демократическое общество) - крупнейшая организация «новых левых» в 1960-х гг.

14. Gitlin T. The Sixties: Years of Hope, Days of Rage. N. Y., 1993. Р. 52.

15. Levitt C. Children of Privilege. Students revolt in the Sixties. University of Toronto press, 1984. Р. 18.

16. Marwick A. The Sixties. N.Y.: Oxford University Press, Oxford, 1998. Р. 481.

17. Berman R. America in the sixties. An intellectual history, 1968; Kaiser Ch. 1968 in America. N. Y.: Grove press, 1997.

18. Морозова Т. Л. Образ молодого американца в литературе США. М.: Высш. шк., 1969. С. 3.

19. Там же. С. 10.

20. Байчоров А. М. От «разбитого» поколения к контркультуре (парадоксы молодежного протеста в США). Минск: Изд-во БГУ, 1982.

21. Бондаренко О. Ю. Антиномия «мудрость - безумие» в контркультуре США 1950-1960-х гг.: дис. ... канд. культурологии. М., 2009.

Notes

1. About it he writes in article The origins of the Beat Generation // Playboy 1959. Vol. 6. № 6.

2. So, in 1959, in a letter to the newspaper The San Francisco Chronicle Ginsberg wrote: "While I am a part of (bit-scene), I demand not to continue to call me "hipster". It's insulting nickname, and it offends me". Cit. by: Rigney F. J., Smith L. D. The Real Bohemia. A sociological and psychological study of the Beats. NY Basic Books, 1961.

3. Ibid.

4. "Kerouac - shaman of "the beat generation", was the predecessor of the current hippie and radical counterculture". American Notes: End of the Road Friday. 1969.Oct. 31.

5. Cook B. The Beat Generation. The tumultuous '50s movement and its impact on today. N. Y., 1971.

6. EBD. P. 4.

7. The Beats and Sixties Counterculture // Beatdom / David S. Wills, 2009. URL: http://www.beatdom.com/ the-beats-sixties-counterculture/

8. Lipton L. The Holy Barbarians. N. Y.: Messner, 1959.

9. Jessmer A. L. Containing the Beat: An Analysis of the Press Coverage of the Beat Generation During the 1950s. MA thesis, West Virginia, 2012. Available at: http://mds.marshall.edu/etd/427/ (accessed 5 May 2015).

10. Oakley J. R. God's Country: America in The Fifties. N. Y.: W.W. Norton, 1986.

11. Ibid. P. 302.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dickstein M. Gates of Eden. American culture in the sixties. Cambridge, MA: Harvard University Press,

1977.

13. Students for a Democratic Society - the biggest organization of "the new lefts" in the 1960s.

14. Gitlin T. The Sixties: Years of Hope, Days of Rage. N. Y., 1993. Р. 52.

15. Levitt C. Children of Privilege. Students revolt in the Sixties. University of Toronto press, 1984. Р. 18.

16. Marwick A. The Sixties. N.Y.: Oxford University Press, Oxford, 1998. Р. 481.

17. Berman R. America in the sixties. An intellectual history, 1968; Kaiser Ch. 1968 in America. N. Y.: Grove press, 1997.

18. Morozova T. L. Obraz molodogo amerikanca v literature SSHA [Image of a young American in the literature of the United States]. M. Vyssh. shk. 1969. P.3.

19. Ibid. P. 10.

20. Baichorov A. M. Ot «razbitogo» pokoleniya k kontrkul'ture (paradoksy molodezhnogo protesta v SSHA) [From the "broken" generation to the counterculture (the paradoxes of youth protest in the USA)]. Minsk. BSU Publ. 1982.

21. Bondarenko O. Y. Antinomiya «mudrost' - bezumie» v kontrkul'ture SSHA 1950-1960-h gg.: dis. ... kand. kul'turologii [Antinomy "wisdom - madness" in the United States counterculture in the 1950s and 1960s.: dis. Cand. Cultural studies]. M. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.