УДК 629.113.012.5
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА КАРЬЕРНЫХ ДОРОГ НА РЕСУРС КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН
Мухитдинов Акмал Анварович Ташкентский государственный транспортный университет, DSc., профессор
Юсупов Умидбек Болтаевич Ташкентский государственный транспортный университет, PhD., доцент
Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов эксперимента, проведенного в карьере Мурунтау. Все маршруты разделены на 5 групп в зависимости от среднего уклона дороги. Для первой группы были выбраны маршруты со средним уклоном дороги от -1 до +1%, для второй со средним уклоном дороги от 1 до 3%, для третьей - от 3 до 5%, для четвертой - от 5 до 7%, и для пятой более 7%. Эксперименты проведены на самосвалах Komatsu HD785-7 грузоподъемностью 91 т. По результатам эксперимента установлено, что ресурс шин самосвалов, эксплуатируемых на трассах со средним уклоном дороги 6%, снижается в 2 раза по сравнению с шинами, эксплуатируемыми на горизонтальной дороге.
Аннотация. Ushbu maqolada Muruntov karerida o'tkazilgan tajriba natijalari tahlili keltirilgan. Karerdagi barcha marshrutlar, yo'lning o'rtacha qiyaligidan kelib chiqib, 5 guruhga bo'lingan. Birinchi guruh uchun yo'lning o'rtacha bo'ylama qiyaligi -1 dan +1% gacha bo'lgan marshrutlar tanlangan; ikkinchi guruh uchun o'rtacha 1 dan 3% gacha; uchinchi guruh uchun 3 dan 5% gacha; to'rtinchisi uchun , 5 dan 7% gacha; beshinchi 7% dan ortiq. Tajribalar yuk ko'tarish qobiliyati 91 tonna bo'lgan Komatsu HD785-7 samosvallarida o'tkazildi. Tajriba natijalariga ko'ra, yo'lning o'rtacha qiyaligi 6% bo'lgan marshrutlarda ekspluatatsiya qilingan samosvallar shinalarining xizmat qilish muddati, gorizontal yo'lda ekspluatatsiya qilingan samosvallar shinasiga nisbatan 2 barobar kamaydi.
Abstract. This article presents an analysis of the results of an experiment conducted in the Muruntau quarry. All routes are divided into 5 groups depending on the average slope of the road. For the first group, routes with an average road slope from -1 to +1% were chosen; for the second group, with an average road slope from 1 to 3%; for the third, from 3 to 5%; for the fourth, from 5 to 7%; fifth more than 7%. The experiments were carried out on Komatsu HD785-7 dump trucks with a carrying capacity of 91 tons. According to the results of the experiment, it was found that the life of dump truck tires operated on routes with an average road slope of 6% is reduced by 2 times compared to tires operated on a horizontal road.
Ключевые слова: технологический транспорт, продольный уклон дороги, ресурс шин, карьерные дороги, крепость горных пород, транспортировка горной массы.
Kalit so'zlar: Texnologik transport, yo'lning bo'ylama qiyaligi, shina resursi, karyer yo'llari, tog' porodasining qattiqligi, ruda tashish.
Key words: technological transport, longitudinal slope of the road, tire life, quarry roads, rock strength, rock mass transportation
Введение. Добыча полезных ископаемых - это сложный технологический процесс извлечения твёрдых полезных ископаемых из недр земли с помощью технических
средств, требующий больших затрат [1 - 2]. В настоящее время на горнодобывающих предприятиях основными видами транспортировки полезных ископаемых являются автотранспорт, железнодорожный транспорт и конвейерный. Автомобильный транспорт нашел более широкое применение по сравнению с другими видами транспортировки полезных ископаемых. Достоинством такого вида транспортировки являются высокая маневренность, преодоление больших уклонов и мобильность. Для горнодобывающих предприятий при добыче полезных ископаемых одной из актуальных задач является, снижение эксплуатационных затрат на транспортировку полезных ископаемых [3 - 5].
Эксплуатационные затраты на шины составляют 25 - 30% и более от суммы расходов на транспортирование горной массы автосамосвалами. Поэтому увеличение пробега шин имеет важное значение для сокращения затрат [6].
На горно-металлургических предприятиях к шинам большегрузных самосвалов, перевозящих горную породу, предъявляются особые требования, поскольку их эксплуатация осуществляется в сложных дорожных условиях [7 - 10]. На ресурс шин влияют следующие факторы: правильная загрузка самосвала и равномерность размещения отгружаемой руды, состояние и тип дорожного покрытия, продольный и поперечный уклон дороги, внутреннеедавление в шине, опыт водителя и др.
Анализ существующих исследований. По данным Michelin, установлено следующее уменьшение ресурса (ходимости) шин в зависимости от продольного уклона дорог: расчёт при работе шины - 33% срока службы на передней оси, и 67% - на задней [11] (табл.1).
Таблица 1
Уменьшение ресурса шин в зависимости от уклона дорог_
Уклон, % Цикл с подъемом с нагрузкой, % Цикл со спуском с нагрузкой, %
8 100 61
10 81 44
12 64 32
Исходя из анализа статистических данных, Н. А. Цыценко рекомендует применять величины коэффициентов увеличения износа шин, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Увеличение коэффициента износа шин в зависимости от величины _продольного уклона[12]_
Уклон, % 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициент износа шин, Иш 1 1,1 1,22 1,35 1,5 1,65 1,8 2,0
Исследованиями С. Б. Никитина была выявлена зависимость средней величины износа шин от продольных уклонов при движении порожнего и груженого автомобиля на подъемах и спусках (рис. 1).
-] к оз о 2 , 0
§ и О
-е- -8- р> о ^
0 8 б 4 г Укло Б, <№ 4 1
Рис. 1. Зависимость износа шин от величины продольного уклона
Приняв износ шин за единицу на горизонтальном ровном участке, получили величину среднего (половина суммы износа на подъеме и спуске) относительного износа шин от величины продольного уклона (рис. 2) [13].
3,5 = ' 1 3 3 2,5 0 = , гп А х £ 1,5 си 1 1 -в- 0,5 -е- т л о 0 2
2 4 б Уклон, % 8 10 1
Рис. 2. Зависимость относительного износа шин от величины продольного
уклона
Во всех приведенных ранее анализах изучалось влияние уклона дороги на срок службы шин в горных условиях, т.е. асфальтовой дороги на перевале. Влияние уклона карьерных технологических дорог на ресурс шин не изучено в достаточной степени. На основе анализа исследований предпринята попытка оценки влияния уклона технологической дороги Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) на ресурс шины.
Характеристики объектов и предметов исследований. Карьерные большегрузные самосвалы предназначены для транспортирования горной массы по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями [14]. Экспериментальные исследования проводятся на карьерах Мурунтау, Амантай и Турбай, принадлежащих Навоийскому ГМК. Объект исследования - шины (27.00R49) карьерных самосвалов Komatsu HD785-7. Предмет исследования - ресурс шин.
Шины должны отвечать основным эксплуатационным характеристикам, в том числе тонно-километрам в час, типу протектора, давлению в шинах, норме слойности и т.п. [15]. В табл.4 описаны шины, используемые в карьере Мурунтау на самосвалах Komatsu ГО785-7.
Контрольно-измерительная оборудование для проведения испытаний. При
проведении экспериментальных исследований использовалось следующее оборудование:
1. Электронный термометр для измерения температуры воздуха окружающей среды
с точностью ± 0,1 °С.
2. Система контроля давления в шинах и901, беспроводная TPMS с 6 внешними датчиками.
3. Средняя эксплуатационная скорость, согласно показаниям замера данных.
4. Специальный датчик инклинометр установленный на базовом комплекте машин, для фиксации уклона дороги.
5. Электронный глубиномер с точностью до 0,1 мм - приспособление для определения точек замера высоты протектора с целью повышения достоверности результатов.
7. Момент, мощностьи число оборотов колеса, получаемые от ЭБУ самосвала с помощью компьютера по специальной программе RealDisp.
8. Датчики давления на цилиндрах подвески машины (все 4 датчика), с параметров которых фиксировалась масса груза.
Методика проведения дорожных испытаний. Экспериментальные исследования начинают с определения степени крепости породы карьера.
Все карьерные маршруты делят на 5 групп, исходя из среднего продольного уклона дороги. Маршруты первой группы — это дороги со средним уклоном от -1 до +1%. Средний уклон маршрута второй группы должен быть в интервале от +1 до +3%, третьей группы - в интервале от +3 до +5%, четвертой группы - в интервале от +5 до +7%, пятой группы - свыше +7%.
Эксперименты начинаются с подбора самосвалов (не менее 3-х, исходя из номера гаража) в группу со средним уклоном дороги до 1%. Для эксперимента отбираются квалифицированные водители со стажем не менее 5 лет.
Затем отбираются самосвалы для остальных маршрутов. К самосвалам подбирается модель шин, после чего шины проверяются на качество и готовятся к испытаниям. В зависимости от возможностей организации на самосвалы, участвующие в эксперименте, предусматривается установка новых шин.
Эксперименты проводятся одновременно на всех маршрутах, разделенных на 5 групп. На каждую группу самосвалов составляется отдельная таблица. В таблице фиксируются расстояние, пройденное самосвалом, остаточная высота протектора каждой шины и средняя интенсивность износа шин. Средняя интенсивность износа шины рассчитывается по следующей формуле:
у -ЬтЫ (1)
г" 8 2 - 81
где /^-начальная высота протектора, мм; к2 - высота протектора в конце измеряемого пробега, мм; 5± -величина пробега в начале измерений, тыс.км; 5, -величина пробега в конце измеряемого пробега, тыс.км.
Экспериментальные исследования проводят в течение 3 - 12 месяцев в зависимости от изменения протяженности маршрутов. Раз в две недели производятся замеры и заносятся в таблицу (табл.3).
Таблица 3
Карточка учёта экспериментальных исследований влияния уклона дороги
№ Место устано Завод изгото Дата измерения
Пробег, км
0,00
Начальная высота протектора, мм Износ протектора, мм Высота протектора, мм Износ протектора, мм Средняя интенсивность износа, мм/тыс.км Высота протектора, мм Износ протектора, мм Средняя интенсивность износа, мм/тыс.км Высота протектора, мм Износ протектора, мм Средняя интенсивность износа, мм/тыс.км
1 ПЛ. Michelin , 27.00R49 90 0
2 П.П.
3 З.Л.В
4 З.Л.Н
5 З.П.В
6 З.П.Н
Примечание: Здесь в таблице П.Л. -передняя левая шина, П.П. - передняя правая, З.Л.В. - задняя левая внутренняя, З.Л.Н. - задняя левая наружная, З.П.В. - задняя правая внутренняя, З.П.Н. - задняя правая наружная.
На основе таблицы (см.табл.3) строятся графики и анализируется динамика износа протектора шин. Для самосвалов каждой группы эксплуатационный (ожидаемый) пробег рассчитывается по следующей формуле.
т __Ьоап) (2)
~ г
/ ср
где I омавд - расстояние, пройденное самосвалом до сохранения высоты протектора 1 мм, км^^ - средняя интенсивность износа шины, мм/1000км; /гнля - начальная высота протектора, мм; /1пст =1 мм.
Результаты эксперимента обусловлены анализом пробега автосамосвалов, движущихся по маршрутам первой группы. На дорогах со средним продольным уклоном от -1 до 1 % влияние на износ шин принимаем Кук = 1. По формуле (2) вычисляем £ОЖ1)Д
для каждой из 5 групп и определяем К^, А'ур;4, К^, КукВ сравнивая их между собой.
Расчетные коэффициенты среднего уклона дороги, влияющие на ресурс шин К7к2,Кук4,
Я^ой, К'укз, определяют методом прогнозирования коэффициентов, влияющих на ресурс
шин каждого процента уклона дороги.
С помощью этих корректировочных коэффициентов можно прогнозировать ресурс шин карьерных самосвалов, эксплуатируемых на любом уклоне дороги, и степень крепости породы.
Экспериментальные исследования проводились в соответствии с требованиями и методами международного стандарта «ГОСТ 28169-89. Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях».
Исследование по определению влияния среднего продольного уклона карьерных дорог на ресурс шин. Экспериментальные исследования проводились на карьере Мурунтау, принадлежащем Навоийскому ГМК. Сначала были изучены условия эксплуатации карьера и установлено следующее:
1. Глубина карьера: 630 м, в среднем- 450м.
2. Марки и модели автосамосвалов БелАЗ-75307 (220т.), САТ-785 (136т.), БелАЗ-75131 (136т.), САТ-777 (90т.) и Komatsu HD 785-7 (91т.).
3. Дорожное покрытие и его процентное соотношение на расстоянии транспортировки: твердая скальная порода, 20 - 30%.
4. Подъездные пути к экскаваторам и к месту разгрузки от общего расстояния транспортировки: ориентировочно от 15 до 25%.
5. Ширина технологических дорог, м:максимальная 22 - 26 м, средняя - 18м.
6. Количество поворотов на всем плече перевозки: 2 - 10 и их радиусы, м:
максимальные - 60 - 80; минимальные - 26 - 30.
7. Оценка уклонов, %: максимальная - 12, средняя - 5 - 7.
8. Плечо перевозки (в одну сторону), м:
максимальная - 10000 -14400; минимальная - 250 - 1000; средняя - 4300 - 5800.
9. Время работы (цикла), ч: 0,5 - 0,8.
10. Скорость самосвалов, км/ч: максимальная: - 40 - 45, средняя -14-17
11. ТКВЧ для шин 37.00R57, 42/90R57 - ТКВЧ>700, для шин 40.00R57,46/90R57 -ТКВЧ>750, для шин 33.00R51 - ТКВЧ>600, для шин 27.00R49 - ТКВЧ>415.
12. Тип перевозимой породы, коэффициент разрыхления, вес породы, кг/м3:вскрыша - твердая скальная горная порода с плотностью от 1,8 до 2,2; руда - твердая скальная горная порода с плотностью от 2,2 до 2,8.
13. Коэффициент крепости горной породы по шкале М.Протодьяконова: 10 - 12.
14. Погрузочное средство (модель, объем ковша): ЭКГ-15, объем ковша - 15м3, ЭГ-20, ЭГ-25, объем ковша 20 и 25м3.
15. Система контроля загрузки: на самосвалах БелАЗ-7513,75307 установлена система СКЗиТ, на автосамосвалах САТ-789 - система VIMS и на Komatsu HD785-7 фиксировалась с параметров датчиков давления на цилиндрах подвески машины (все 4 датчика).
16. Определена сколько дней с плохими дорожными условиями из-за погодных условий. Дороги ежедневно обслуживаются дорожной службой, периодически 3 - 4 дня.
17. Максимальная сезонная температура: зимой - максимальная -250С, средняя -0 - -100С, летом - максимальная +450С, средняя +30 - +400С.
Изучены и проанализированы все маршруты движения самосвалов в карьере Мурунтау. В качестве технологического транспорта на карьере Мурунтау используется более 90 самосвалов и 27 экскаваторов. Следующая таблица маршрутов содержала полученный из отдела эксплуатации карьера, рассчитанный средний продольный уклон дороги (табл.4).
Таблица 4
Маршруты самосвалов в карьере Мурунтау
№
№
ЭКГ
Горизонт ЭКГ
Склады
Горизонт склада
Расстояние, км
Средний продольный
уклон маршрута, %
1 12 30 КНК 300 4,4 6,19
2 КНК XX 300 3,8 7,11
3 КНК XXI 300 3,7 7,30
4 Отвал 9 А-5 550 9,8 5,31
5 Сектор III 567 13,0 4,13
6 Сектор VIII 545 13,4 3,84
7 Сектор XI 552 9,6 5,42
8 Сектор XII 552 9,4 5,55
9 Сектор XIII 545 9,4 5,48
10 Сектор XIV 545 9,5 5,41
11 Сектор ХХ 565 9,8 5,49
12 Сектор ХХ! 565 9,9 5,41
13 Склад 2-1 540 9,8 5,21
14 Склад 7 М-1 255 5,9 3,85
15 Склад 7/4 310 3,9 7,18
16 Склад 7В 6 555 9,2 5,70
17 Склад 7Г 11 530 9,9 5,07
18 14 30 КНК 300 4,2 6,43
19 КНК XX 300 4,5 6,00
215 92 530 Сектор I 567 7,7 0,48
216 Сектор III 567 7,6 0,49
217 Сектор IV 567 7,8 0,47
218 Сектор V 567 7,9 0,47
219 Сектор VIII 545 8,1 0,19
220 Сектор XI 552 3,7 0,59
221 Сектор XIII 565 3,4 1,04
222 Сектор XVIII (площадка XX) 565 3,6 0,97
223 Сектор ХХ 565 3,7 0,94
224 Склад 7Б 7/9-1 575 7,7 0,58
225 Склад 7Г 11 530 2,4 0,00
Анализируя табл.6, мы видим, что самый короткий маршрут составляет 0,3 км, а самый длинный маршрут — 14,4 км. Из этих маршрутов мы выбираем маршруты длиной до 7,5 км и делим их на 5 групп (табл.5).
Таблица 5
Маршруты, входящие в первую группу (средний уклон дороги до 1%)_
Число маршруто
Экскаваторы
№
горизон т
Склады
№
горизонт
Расстояни
я, км
Средний
уклон дороги,%
1
67
525
Склад 7Г 11
530
3,6
0,14
в
2 Д1Ш-5 567 4,4 0,96
3 Д1Ш-6 567 4,3 0,98
4 69 580 Склад 7Г 11 530 4,9 -1,02
5 72 545 Сектор VIII 545 1,6 0,00
6 Сектор I 567 7,6 1,01
7 Сектор III 567 7,5 1,03
8 73 490 Сектор V 567 7,5 1,03
9 Сектор VIII 545 7,9 0,70
10 Склад 7Б 7/9-1 575 7,2 1,18
11 82 510 Отвал 6-1 530 2,9 0,70
12 84 545 Сектор VIII 545 1,7 0,00
13 Сектор I 567 7,7 0,48
14 Сектор III 567 7,6 0,49
15 Сектор IV 567 7,8 0,47
16 Сектор V 567 7,9 0,47
17 Сектор VIII 545 8,1 0,19
18 92 530 Сектор XI 552 3,7 0,59
19 Сектор XIII 565 3,4 1,04
20 Сектор XVIII (площадка XX) 565 3,6 0,97
21 Сектор ХХ 565 3,7 0,94
22 Склад 7Б 7/9-1 575 7,7 0,58
23 Склад 7Г 11 530 2,4 0,00
Перед началом исследования было проверено техническое состояние самосвалов, на которые были установлены подконтрольные шины, замерено и доведено до нормы давление в шинах, а также измерены высоты протекторов подконтрольных шин.
Для проведения испытаний в каждую группу были отобраны квалифицированные водители и самосвалы. На самосвалах входящих в первую группу, 2 - 4 февраля 2022 года были установлены новые шины (табл.6).
Таблица 6
Самосвалы Komatsu HD785-7, выделенные для первой группы, номера и позиции
установленных на них шин
№ п/п Гаражн ыи номер самосва ла Место установки шины, 27.00R49MichelinXDR3 B4
передняя левая передня я правая задняя левая внутренн яя задняя левая наружна я задняя правая внутренняя задняя правая наружн ая
1. №207 4799 4197 4117 4801 4658 2280
2. №271 7577 7543 7545 7536 7578 7579
3. №272 7852 7985 7880 7851 7861 7865
4. №277 7912 8459 7979 7858 8278 8632
5. №281 3443 2256 2733 6633 4196 1042
Маршруты были распределены на оставшиеся 4 группы. На самосвалах, входящих во вторую группу, 6 - 8 февраля 2022 года были установлены новые шины. На самосвалы,
входящие в третью группу, 3 - 7 марта, входящие в четвертую группу, 10 - 12 марта, входящие в пятую группу, 6 - 7 апреля 2022 г. были установлены новые шины.
По согласованию с отделом эксплуатации водителям каждой группы были выделены маршруты движения. Эксперименты для первой группы самосвалов начались 3 февраля, для второй - 7 февраля, для третьей -4 марта,для четвёртой группы 11 марта и для пятой- 7 апреля.
Один раз в 2 недели производились замеры пройденного пути, остаточной высоты протектора, температуры воздуха, давления в шинах. Кроме того, было проверено состояние шин. В случае механических повреждений, порезов протектора или боковины и т.п. производился ремонт после чего они вновь использовались в эксперименте.Если шины были поврежденными составлялся акт и они снимались с эксперимента.
Изучалась динамика износа шин каждого самосвала, входящего в группу, строились графики и сравнивались с другими самосвалами той же группы. Наряду с этим был рассчитан и внесен в график средний пробег установленных на них шин. Это было осушествлено во всех пяти группах.
Расчеты интенсивности износа выполнялись по методике определения ожидаемой наработки путем установления интенсивности износа шин.
Все данные исследования износостойкости шин были сведены в специальные «Карточки учёта экспериментальных исследований ресурса шин самосвалов». В них также приведены результаты расчетов прогнозируемого пробега шин до полного износа протектора, что является основанием для нормирования эксплуатационного пробега подконтрольных КГШ.
Начальная высота протектора новых шин Komatsu И0785-7, установленных Зфевраля 2022г., составляла 90 мм. Все расчеты производились по шинам, которые имели естественный износ, без учета шин, снятых преждевременно с эксплуатации по причинам механических повреждений или отслоения протектора.
Результаты замеров высоты протектора и расчета износа шин представлены в карточке экспериментальных исследований в табл.3.
В конце эксперимента в первой группе средний пробег 5 самосвалов составил 120 000 км. Интенсивность износа шины составила около 0,7 [мм/1000 км] при температуре воздуха до +150С. В летние жаркие дни при температуре воздуха выше +300С интенсивность износа шины достигла 1,27 [мм/1000км].
Анализ результатов экспериментальных исследований. В ходе эксперимента отдельно изучалась и анализировалась интенсивность износа шин передней и задней осей самосвала.
Мы приняли, что средний уклон первой группы равен 0 %, средний уклон второй группы - 2%, средний уклон третьей группы - 4 %, средний уклон четвертой группы -6%, а средний уклон пятой группы - 8%. На маршрутах первой группы влияние продольного уклона дороги на ресурс шины принимаем равным 1.
В результате эксперимента были определены средние эксплуатационные пробеги автосамосвалов в каждой группе. Средний пробег 5 самосвалов в первой группе составил 120 000 км, во второй группе -98 400 км, средний пробег 12 самосвалов в третьей группе составил 78 000 км, средний эксплуатационный пробег 5 самосвалов в четвертой группе достиг 62 400 км, а средний эксплуатационный пробег 3 самосвалов в пятой группе - 46 800 км. Корреляция найденных величин была выражена следующей формулой:
0,113* /")\
у =е (3)
По этой формуле путем прогнозирования находятся коэффициенты, снижающие ресурс шин, соответствующие каждому проценту продольного уклона маршрута. Эти значения приведены в табл.7.
Таблица 7
Коэффициенты, снижающие ресурс шины, соответствующие каждому проценту
продольного уклона
Средний Коэффициенты учитываюшие Эксплуатационный
уклон влияние среднего уклона дороги на пробег шин, км
дороги, % ресурс шин К^
0 1 120000
1 1,10 109090
2 1,22 98400
3 1,39 86330
4 1,54 78000
5 1,74 68965
6 1,92 62400
7 2,24 53570
8 2,56 46800
По данной табл.7 были построен график (рис.3).
3
Износ шин
-ел
^ -*— Износшин
0,5
— — Экспоненциальная (Износшин)
О -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1
0123456789 Средний продольный ухлон маршрута, %
Рис.3. Влияние продольного уклона карьерных дорог на ресурс шин
Выводы
1. Коэффициент сопротивления качению в карьерных условиях составил примерно У=0,05 - 0,06. В таких дорожных условиях на маршрутах с уклоном 6 % наблюдалось снижение ресурса шин в 2 раза.
2. Средняя скорость самосвалов Komatsu HD785-7 в карьере Мурунтау в груженом состоянии составляла 14 - 16 км/ч, а впорожнем 35 - 40 км/ч.
3. Система контроля загрузки на самосвалах KomatsuHD 785-7 фиксировалась с параметров датчиков давления на цилиндрах подвески машины (все 4 датчика). Масса груза, загружаемого в самосвалы, колебалась от 87 до 94 т (95 - 105%).
4. Прохладная погода с октября по апрель (до 150С) способствовала компенсации внутреннего нагрева шин и не приводила к термическим отслоениям[15].
5. В жаркие дни (температура выше 300С) работа шин за пределами возможностей отвода тепла неизбежно приводила к образованию внутренних отслоений, в основном, в плечевой зоне шин.
6. В эксперименте участвовало 30 самосвалов и 180 шин. Из них 24 (13,3 %) шины были сняты с эксплуатации по причине механических повреждений и отслоения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Нормирование ресурса шин типовых автомобилей в карьерных условиях // Автомобильная промышленность. - М., 2019. - №11. - С. 27 - 29.
2. Topalidi V.A., Yusupov U.B., БаЬаеу A.M. Wear resistance of specialized vehicles tires on quarry roads. International journal of mechanical and production engineering research and development (IJMPERD); ISSN (online): 2249-8001. Vol.10, Issue-5. Edition: Oct, 2020.Р. 643 - 658.
3. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Износостойкость шин специализированного автотранспорта в зависимости от категории крепости карьерных дорог // Автомобильная промышленность. - М., 2020. - №12. - С. 20 - 22.
4. Umidbek Yusupov, Omil Kasimov, Akhmadjon Anvarjonov. Research of the resource of tires of rotary buses in career conditions. ICPPMS-2021. - Тashkent, 2021. - June 10 - 11. Cite as: AIP Conference Proceedings 2432, 030072 (2022); https://doi.org/10.1063/5.0089587. Published Online: 16 June 2022.
5. Valeriy Topalidi, Umidbek Yusupov, Samad Allaberganov. Improving the efficiency of transport logistics support.ICPPMS-2021. Тashkent, 2021 y. June 10-11. Cite as: AIP Conference Proceedings 2432. 030073. 2022; https://doi.org/10.1063/5.0089590. Published Online: 16 June, 2022.
6. Юсупов У.Б. Нормирование ресурса шин в карьерных условиях // Железнодорожный транспорт: Актуальные вопросы и инновации. - Ташкент, 2021. - №3. - С. 35 - 42.
7. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Анализ пробегов крупногабаритных шин большегрузных самосвалов, работающих в рудоуправлении «Кальмакыр» // Научный журнал транспортных средств и дорог. - Ташкент, 2022. - №1. - С. 73 - 81.
8. Юсупов У.Б., Отамуротов Ф., Баратов И. Дорожные исследования износостойкости крупногабаритных шин // Научный журнал транспортных средств и дорог. - Ташкент, 2022. - №1. - С. 36 - 46.
9. Yusupov U.B., Topalidi V.A., Anvarjonov A.A. Development of coefficients for correcting the mileage of tires of specialized vehicles, taking into account work in career conditions // Journal of Hunan University Natural Sciences.Vol. 49. February 2022. - No. 02. -P. 276 - 286.
10. Yusupov U.B., Anvarjonov A. Rating of the operational massage of the tires of large-loaded mining dump trucks operating at the objects of the Almalyk mining and metallurgical combine // Galaxy International Interdisciplinary Research Journal (GIIRJ). Vol. 10.2022. Issue 1. Jan. - Р. 36 - 40.ISSN (E): 2347-6915.
11. Юсупов У.Б., Уринбоев К.У. Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований по износостойкости шин специализированного автотранспорта // «Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences (ORIENS)». (www.oriens.uz).Vol. 2.2022. Issue 1. January. - Р. 1216 - 1224. ISSN 2181-1784.
12. Цыценко Н.А. Исследование зависимости эксплуатационных затрат на движение автомобиля от скорости движения и величины уклона дороги. Повышение
экономической эффективности строительства и эксплуатация автомобильных дорог Казахстана - Алма-ата, 1971. -с. 48 - 56.
13. Umidbek Yusupov, Akmal Muxitdinov, Feruz Otamuradov. Rationing of tire mileage in the operating conditions of the Kalmakyr quarry // International Jounal of Multidisciplinary Research and Analysis (IJMRA). Vol. 05, Issue 05. 2022 May.- р.929-934. DOI: 10.47191/ijmra/v5-i5-07.
14. Yusupov U.B., Narziev J., Zafarov K. Особенности эксплуатации крупногабаритных шин для технологического транспорта // Oriental Journal of Technology and Engineering.Vol. 2. Issue 1. 2022 May. - Р. 20 - 29. DOI: https://doi.org/10.37547/supsci-ojte-01-01-04.
15. Болтаевич Ю. У., Анварович М. А., & Собир угли Т. С. Влияние температуры окружающей среды на интенсивность износа шин. Miasto Przyszlosci, 31, 2023 - p. 293299. Retrieved from https://miastoprzyszlosci.com.pl/index.php/mp/article/view/1038