Texnik fanlar / Technical sciences / Технические науки
International journal of theoretical and practical research
Scientific Journal
Year: 2022 Issue: 12 Volume: 2 Published: 31.12.2022
http://alferganus.uz
Citation:
Yusupov, U.B., Mukhitdinov, A. A. (2022). results of the analysis of routes of technological roads of the open pit Muruntau NMMC. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (12), 9-17.
Юсупов, У.Б., Мухитдинов, А, A. (2022). Результаты анализа маршрутов технологических дорог карьера Мурунтау НГМК. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (12), 9-17.
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7496334
QR-Article
Yusupov, Umidbek Boltayevich
PhD., docent, Tashkent State Transport University, Tashkent, Uzbekistan
Mukhitdinov, Akmal Anvarovich
DSc., prof.,
Tashkent State Transport University, Tashkent, Uzbekistan
E-mail:
um idyusupov20161978@gm ail. com
UDC 622.012.3
RESULTS OF THE ANALYSIS OF ROUTES OF TECHNOLOGICAL ROADS
OF THE OPEN PIT MURUNTAU NMMC
Abstract. The article analyzes the condition of the roads of the open pit Muruntau, owned by the Navoi mining and metallurgical combine (nмmс), the slope of the routes and the results of the study of the degree of hardness of the rock. the results of experimental studies carried out to study the influence of road slope on the resource of large tires are presented.
Keywords: tire life, rock hardness, longitudinal slope of the road, type of road surface, technological road.
Юсупов, Умидбек Болтаевич
PhD., доцент,
Ташкентский государственный транспортный университет,
г. Ташкент, Узбекистан
Мухитдинов, Акмал Анварович
DSc., профессор,
Ташкентский государственный транспортный университет,
9
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
^^^■■■■¡^■■I^HSJIF 2022:5.962
г. Ташкент, Узбекистан, E-mail: akmalmukhildinov@gmail. com
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА МАРШРУТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОРОГ КАРЬЕРА МУРУНТАУ НГМК
Аннотация. В статье анализируются состояние дорог карьера Мурунтау, принадлежащих Навоийскому горно-металлургическому комбинату (НГМК), уклон маршрутов и результаты исследования степень твердости породы. Представлены результаты экспериментальных исследований, проведенных для изучения влияния уклона дороги на ресурс крупногабаритных шин. Ключевые слова: ресурс шин, крепость горных пород, продольный уклон дороги, тип дорожного покрытия, технологическая дорога.
Annotatsiya. Maqolada Navoiy kon-metallurgiya kombinati (NKMK)ga qarashli Muruntau kareri yo'llarining holati, yo'llarning qiyaligi va tog' jinslarining qattiqlik darajasini o'rganish natijalari tahlil qilingan. Yo'l qiyaligining katta hajmli shinalar resursiga ta'sirini o'rganish uchun o'tkazilgan eksperimental tadqiqotlar natijalari keltirilgan.
Kalit so'zlar: shina resursi, tog' jinslarining qattiqligi, yo'lning bo'ylama qiyaligi, yo'l qoplamasining turi, texnologikyo'llar.
Крупногабаритные шины являются трудоемкой и дорогостоящей продукцией, оказывающей влияние на надежность и безопасность карьерных автосамосвалов. Из-за высокой стоимости крупногабаритных шин, их выбор для конкретных условий эксплуатации и организация эффективного использования является одной из основных задач [1-4].
На горно-металлургических предприятиях к шинам большегрузных самосвалов, перевозящих горную породу, предъявляются особые требования, поскольку их эксплуатация осуществляется в сложных дорожных условиях. На работоспособность и долговечность шин влияют средняя плотность и твердость
Yusupov, Umidbek Boltayevich
PhD., docent, Таshkent davlat transport universiteti
Muxitdinov, Akmal Anvarovich
DSc., professor, Таshkent davlat transport universiteti
NKMK MURUNTAU KARERI TEXNOLOGIK YO'LLARI MARSHRUTLARINI TAHLIL NATIJALARI
Введение
© ®
ISSN 2181-2357
Т. 2 №12. 2022
I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH____,
ISJIF 2022:5.962
транспортируемой породы, правильная загрузка самосвала и равномерность размещения отгружаемой руды, состояние и тип дорожного покрытия, продольный и поперечный уклон дороги [5-10].
Влияние продольного уклона на износ шин проявляется вследствие повышения тяговой силы на ведущих колесах при движении на подъемах и тормозных усилий на спусках, а в некоторых случаях - буксовании при недостаточном коэффициенте сцепления на крутых склонах [11-15].
Анализ
На основе анализа статистических данных Н. А. Цыценко рекомендует применять следующие величины коэффициенты увеличения износа шин (табл. 1).
Увеличение коэффициента износа шин в зависимости от величины
продольного уклона [16, 17]
Таблица 1
Уклон, % 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициент износа шин, Иш 1 1,1 1,22 1,35 1,5 1,65 1,8 2,0
Исследованиями С. Б. Никитина была установлена зависимость средней величины износа шин от продольных уклонов при движении порожнего и груженого автомобиля на подъемах и спусках (рис. 1) [16, 17].
Уклон, %
Рис. 1. Зависимость износа шин от величины продольного уклона
Приняв износ шин за единицу на горизонтальном ровном участке, была получена величина среднего (половина суммы износа на подъеме и спуске) относительного износа шин от величины продольного уклона (рис. 2) [16, 17].
© ®
11
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
3,5 i I 3 S 2,5 0 S 2 x 1,5 1 1 -1 0,5 g 0 * (
2 4 6 8 10 12 Уклон, %
Рис. 2. Зависимость относительного износа шин от величины продольного
уклона
Во всех приведенных выше анализах изучалось влияние уклона дороги на срок службы шин в горных условиях, т.е. для асфальтовой дороги на перевале. Влияние уклона карьерных технологических дорог на ресурс шин до конца не изучено. На основе анализах исследований сделана попытка оценка влияния уклона технологической дороги НГМК на ресурс шины.
Экспериментальные исследования
В мае 2022 года производились измерения прибором У-БОХ, установленным на самосвал БелАЗ-75131 с гаражным №2 671, на участках от экскаватора 76 до КНК, от экскаватора 14 до Склад 2-1 и от экскаватора 16 до ХХ сектора.
Были выявлены участки с наибольшим воздействием на шины. Общая схема измеренных участков технологических дорог с указанием величины продольных уклонов представлена на рис.3.
Slope, loaded truck (%)
-500
-1000
-1500
-2000
" 24 ^ ■
<r. / - * % <чч V ч \__
V
i ............................1......................... ..................... V
115
10
-1000
-500 West
0 500
Position (m)
1000 East
1500
-5
-10
'-15
Рис.3. Схема измеренных участков карьерных дорог с указанием величины продольных уклонов
12
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
1ЭЛР 2022:5.962
На рис.3 участки с наибольшим продольным уклоном выделены темно-красным в мае 2022 года измерения коснулись большего количества рабочих циклов с 3- мя точками загрузки и 4- мя местами разгрузки. Отметим, что увеличилось число участков с уклонами, превышающими 8%. Из-за перераспределения нагрузки (самосвал груженый вверх на больших уклонах) шины задней оси работают с перегрузом.
Slope (%)
Рис.4. График продольных уклонов.
По данным Michelin мы видим следующее, уменьшение ресурса (ходимости) шин в зависимости от продольного уклона дорог, расчёт при работе шины - 33% срока службы на передней оси, и 67% - на задней (табл.2).
Таблица 2
Уклон, % Цикл с подъемом с нагрузкой, % Цикл со спуком с нагрузкой, %
8 100 61
10 81 44
12 64 32
Основных факторов, влияющих на неравномерность износа шин, является прохождение виражей малого радиуса на повышенных скоростях. Помимо характерного конусообразного износа шин задней оси также в крутых поворотах формируется пилообразный износ шин передней оси, т.к. крутые повороты преодолеваются с боковым сносом (волочением). Следует соблюдать рекомендации по скорости движения в поворотах малого радиуса указанные ниже в таблице 3 - несоблюдение рекомендации приводит к поперечному перераспределению нагрузки на шины одной стороны, образованию просыпай
© ®
13
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
1ЭЛР 2022:5.962
груза из-за наклона машины, ускоренный конический износ шин, а также может негативно сказываться на элементах конструкции самосвала.
Таблица 3
Радиус поворота, м 15 25 50 100 200
Скорость движения, км/ч 8 10 15 20 30
На рис. 5 темно-красным цветом выделены участки с критическими боковыми перегрузками (превышающими 15%)
-2 ООО
Зола пи >рудное
иестор Мурата "lap data
1ждение
чтау
CCBYSA
2009 Ор< nStreetM ap.org сс
I I I I I I I I I I j I
-1 500 -1 ООО -500
I t I j I < I I j I <
500 1 000 1 500 2 000
Рис.5. График участков боковыми перегрузками.
Измерения показывают, что интенсивность боковых перегрузок, которые испытывают шины с внешней стороны поворотов. Скорость при прохождении виражей в среднем составляла от 15 до 20 км/ч а, боковые нагрузки доходили, но не превышали критических значений 0,15 G, при средней скорости прохождения виражей от 10 до 20 км/ч.
Следует отметить, что самосвал в течение всего времени измерений передвигается с высокой средней скоростью. За 20 рабочих циклов средняя эксплуатационная скорость составила 20,4 км/ч, достигая на некоторых длинных циклах значений 25 км в течение часа. График изменения средней эксплуатационной скорости показан на рис.6.
14
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
Рис.6. График изменения средней эксплуатационной скорости
Кроме того, необходимо учесть, что практически на каждом рабочем цикле, значение средней эксплуатационной скорости движения превышает предельно допустимые значения для MICHELIN 33.00R51 XDR3 B4. Максимальное превышение достигает 17%. При прошлом измерении также были отмечены повышенные значения (до 12 - 14%). Но прохладная погода в зимний период компенсировала внутренний нагрев шин и не приводила к термическим отслоениям. Однако, в летний период, работа шин за пределами возможностей отвода тепла неизбежно приводит к образованию внутренних отслоений, в основном, сконцентрированных либо в центральной, либо в плечевой зоне шин.
Заключение.
По данным эксперимента определено количество факторов, повышающих нагрузку на шины:
- продольный наклон дороги более 8% (до 20% от общей длины дорог на измеренном участке);
- боковые перегрузки выросли до 1,2G и стали более частыми.
-средняя эксплуатационная скорость практически постоянно превышает предельно допустимые значения для шин 33.00R51 XDR3 B4 на 5 - 14%
С учетом высокой температуры в летний период (до 500С) и вышеуказанных превышений максимально допустимых значений для используемых моделей шин возникает риск внутреннего расслоения шин и, как следствие, преждевременного выхода их из строя.
Список использованной литературы:
1. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Нормирование ресурса шин типовых автомобилей в карьерных условиях. Автомобильная промышленность. Москва, 2019. -№11. С. 27 - 29.
2. Юсупов У.Б., Касимов О.К., Нарзиев Ж.Ш. Нормирование пробега шин вахтовых автобусов НефАЗ в условиях «АГМК». Международный, научный, электронный журнал. - Ташкент, 2019. «Транспорт шёлкового пути» № 3 - 4. С. 94 - 101.
3. Topalidi V.A., Yusupov U.B., ВаЬаеу A.M. Wear resistance of specialized vehicles tires on quarry roads. International journal of mechanical and production engineering
15
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
RESEARCH!____,
ISJIF 2022:5.962
research and development (IJMPERD); ISSN (online): 2249-8001. Vol-10, Issue-5; Edition: 0ct-2020, р. 643 - 658.
4. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Износостойкость шин специализированного автотранспорта в зависимости от категории крепости карьерных дорог. Автомобильная промышленность. Москва, 2020. - №12. С. 20-22.
5. Umidbek Yusupov, Omil Kasimov, Akhmadjon Anvarjonov. Research of the resource of tires of rotary buses in career conditions. ICPPMS-2021. Tashkent, 2021 y. June 1011. Cite as: AIP Conference Proceedings 2432, 030072 (2022); https://doi.org/10.106375.0089587 Published Online: 16 June 2022.
6. Valeriy Topalidi, Umidbek Yusupov, Samad Allaberganov. Improving the efficiency of transport logistics support. ICPPMS-2021. Tashkent, 2021 y. June 10-11. Cite as: AIP Conference Proceedings 2432, 030073 (2022); https://doi.org/10.106375.0089590 Published Online: 16 June 2022
7. Юсупов У.Б. Нормирования ресурса шин в карьерных условиях. Железнодорожный транспорт: Актуальные вопросы и инновации. Ташкент, 2021. -№3. С. 35 - 42.
8. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Износостойкость шин специализированного автотранспорта в карьерных условиях. Монография. Ташкент, 23.09.2021г. Издательство "Avtomsan». ISBN 978-9943-4906-9-7.
9. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Анализ пробегов крупногабаритных шин большегрузных самосвалов, работающих в рудоуправлении «Кальмакыр». Научный журнал транспортных средств и дорог, Ташкент 2022. №1. С. 73 - 81.
10. Юсупов У.Б., Отамуротов Ф., Баратов И. Дорожные исследования износостойкости крупногабаритных шин. Научный журнал транспортных средств и дорог, Ташкент 2022. №1. С. 36 - 46.
11. Yusupov U.B., Topalidi V.A., Anvarjonov A.A. Development of coefficients for correcting the mileage of tires of specialized vehicles, taking into account work in career conditions. Journal of Hunan University Natural Sciences. ISSN: 1674-2974. Vol. 49. No. 02. February 2022. p. 276 - 286.
12. Yusupov U.B., Anvarjonov A. Rating of the operational massage of the tires of large-loaded mining dump trucks operating at the objects of the Almalyk mining and metallurgical combine. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal (GIIRJ). ISSN (E): 2347-6915. Vol. 10, Issue 1, Jan. (2022). р. 36 - 40.
13. Yusupov U.B., Urinboev K.U. Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований по износостойкости шин специализированного автотранспорта. "Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences (ORIENS)". ISSN 2181-1784, (www.oriens.uz) Vol. 2, Issue 1, January 2022. р. 1216 - 1224.
14. Umidbek Yusupov, Akmal Muxitdinov, Feruz Otamuradov. Rationing of tire mileage in the operating conditions of the Kalmakyr quarry. International Jounal of Multidisciplinary Research and Analysis" (iJMRA). ISSN(print): 2643-9840, ISSN(online): 2643-9875. Volume 05, Issue 05, May 2022. р. 929-934. Doi: 10.47191/ijmra/v5-i5-07 .
16
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
ISSN 2181-2357
T. 2 №12. 2022
RESEARCH!____,
ISJIF 2022:5.962
15. Yusupov U.B., Narziev J., Zafarov K. Особенности эксплуатации крупногабаритных шин для технологического транспорта. Oriental Journal of Technology and Engineering. ISSN : 2181-2837. Vol. 2, Issue 1, May 2022. р. 20 - 29. Doi: https://doi.org/10.37547/supsci-oite-01-01-04
16. Цыценко Н.А. Исследование зависимости эксплуатационных затрат на движение автомобиля от скорости движения и величины уклона дороги. Повышение экономической эффективности строительства и эксплуатация автомобильных дорог Казахстана - Алма-Ата, 1971. -с. 48 - 56.
17. https://ozlib.com/909431/tehnika/iznos
© ®
17