Научная статья на тему 'Оценка влияния налоговых отчислений на эффективность функционирования угледобывающих предприятий'

Оценка влияния налоговых отчислений на эффективность функционирования угледобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния налоговых отчислений на эффективность функционирования угледобывающих предприятий»

© А.А. Кузьмина, 2002

УДК 658.14

А.А. Кузьмина

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

»V ак известно общество не может развиваться без -М.. ^-достаточного обеспечения его постоянно возрастающих потребностей продукцией горнодобывающих предприятий. Однако риск горного бизнеса и трудоемкость горного производства намного выше в сравнении с другими видами деятельности. При этом угольная промышленность относится к наименее прибыльной среди горнодобывающих.

Кроме трудностей, связанных со спецификой горного производства (опасные и сложные условия работы, большие капитальные затраты и другие), горное производство подвергается также налогообложению в увеличенном размере, по сравнению с другими отраслями.

На протяжении последних лет реформирования экономики сложилась ситуация, когда горные компании платят те же многочисленные налоги, что и предприятия других видов деятельности, а кроме них еще осуществляют платежи за недра.

Кроме того у горных предприятий высоки отчисления на социальные нужды, что связано во-первых с большим удельным весом фонда оплаты труда в себестоимости, а во-вторых с тем, что кроме ЕСН они вынуждены делать отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве по максимальной ставке 8,5%. В результате прибыль от реализации выпускаемой продукции у многих горных предприятий минимальна, или равна нулю.

В 2001 г. была сделана попытка реформирования системы платежей и налогов, взимаемых с добывающих предприятий - был введен налог на добычу полезных ископаемых, вступивший в действие с 1 января 2002 г. В Московском государственном горном университете была сделана попытка оценки влияния налоговых отчислений на результативность функционирования угледобывающего предприятия. С этой целью было проанализировано изменение налоговой нагрузки на горное предприятие в условиях налоговой системы до и после реформирования.

К налогам, уплачиваемым всеми предприятиями, в том числе и горными, относят НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на пользователей автодорог и единый социальный налог (взнос).

Кроме того у горнодобывающих предприятий существуют специфические виды налогов (так называемые сырьевые), представленные на рис. 1.

Из схемы видно, что фактически действующее угольное предприятие платит налог на добычу, плату за пользование водными ресурсами, земельный налог (или арендную плату), экологический налог, а также платежи за пользование лесным фондом, животным миром и водными

биоресурсами.

Налог на добычу стал, таким образом, важнейшим из сырьевых налогов, налогообложение по нему представлено рис. 2.

Рассмотрим величину налоговой нагрузки на угольное предприятие. Для этого воспользуемся формулой: Выручка = Себестоимость + Прибыль (1)

Задавая величину прибыли в размере 2-13% от себестоимости (рентабельность) посмотрим как меняются налоговые отчисления при изменении рентабельности, а также как меняется рентабельность по сравнению с базовой при изменении системы налогообложения. В таблице представлена методика определения величины налоговых изъятий для разных систем налогообложения.

Величина налогов может зависеть, а может не зависеть от изменения рентабельности. К налогам, зависящим от рентабельности, относится налог на пользователей автодорог, налоги за пользование недрами и налог на прибыль. К налогам, не зависящим от рентабельности, относится единый социальный налог, налог на имущество, плата за воду, экологический налог.

Величина налогов, не зависящая от рентабельности, приведена в таблице. Налоги же, зависящие от рентабельности, представлены в таблице в пределах их изменения для данной системы налогообложения.

Рассчитаем сумму потерь угольного предприятия на налогах

Для этого определим сумму прибыли, которую бы получило предприятие при отсутствии налоговых изъятий:

П' = В - С/б + Нс/б (2)

где П' - прибыль при отсутствии налоговых изъятий; В -

выручка; С/б - себестоимость; Нс/б - налоги, входящие в

себестоимость.

Нс/б = На/д+ЕСН+ВМСБ+Нн+Пв+Нэк+С (3)

где На/д - налог на пользователей автодорог; ЕСН - единый социальный налог; ВМСБ - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; Нн- налог на недра; Пв - плата за воду; Нэк- экологический налог; С - отчисления на страхование от несчастных случаев.

Подставляя формулу (3) в формулу (2) получаем:

П' = В - С + (На/д+ЕСН+ВМСБ+Нн+Пв+Нэк+С) (4)

Принимая П’ за 100%, доля каждого налога в этой прибыли составит: (рис. 3).

Расчеты проведены для четырех вариантов рентабельности: 3%, 5%, 10% и 13%.

Из графиков видно, что структура налоговых потерь меняется как с изменением рентабельности, так и от изменения системы налогообложения.

В среднем около 50% потерь угледобывающего предприятия приходится на сырьевые налоги. Кроме того велика доля налога на имущество относительно предприятий других видов деятельности, что связано со спецификой деятельности горных

ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

НАЛОГИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название платежа Ставка Данные для расчета Величина налога (до 1.01.2002) Величина налога (после 1.01.2002)

Единый социальный налог 35,6% от фонда оплаты труда Доля ФОТ труда в с/б - 23% 23*35,6/100=8,2% от с/б 23*35,6/100=8,2% от с/б

Налог на пользователей автодорог 1% от выручки Выручка зависит от принятой рентабельности Выручка*1%/100% = 1,02+1,13% от с/б Выручка* 1 %/100%= 1,02+1,13 % от с/б

Выручка = 102+113% с/б

Налог на имущество организаций 2% от среднегодовой стоимости имущества Материалы - 15% с/б 138,3*2/100=2,8% от с/б 138,3*2/100=2,8% от с/б

амортизация - 7,4% от с/б

Средняя норма амортизации по отрасли - 6%

Стоимость ОПФ = 7,4*100%/6=123,3% с/б

Имущество=15+123,3=138,3% с/б

НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ УГЛЕДОБЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Налог (плата) на пользование недрами 3-6% стоимости добытого угля Добыто в 2001 г. на 5.7% больше, чем продано. Стоимость добыто-го*6/100 = 6,5+7,2% от с/б Стоимость добытого (за вычетом гос. до-таций)*4/100 = 4,3+4,76% от с/б

Выручка = 102+113% от с/б

Стоимость добытого = =Выручка*105,7/100

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 5% от выручки Выручка = 102+113% от с/б Выручка*5/100 = 5,1+5,65% от с/б

Плата за воду В зависимости от вида водопользования 2% от с/б 4% от с/б

Экологический налог В зависимости от вида загрязнения 0,8% от с/б 0,8% от с/б

Страхование от несчастных случаев 8,5% от ФОТ (для угольной промышленности) Доля ФОТ труда в с/б - 23% 23*8,5/100=2% от с/б 23*8,5/100=2% от с/б

Итого налогов, входящих в себестоимость 25,6 ч 27% 20,3 ч 20,9%

Итого налогов на финансовый результат 2,8% от с/б 2,8% от с/б

Налог на прибыль 24% от прибыли (за вычетом всех налогов) Прибыль=Выручка - с\б - налоги на фин. результат Прибыль*24%/100% = 0+2,45% Прибыль*24%/100% = 1,08+3,9%

Прибыль при новой системе налогообложения учитывает уменьшение себестоимости от изменения величины налогов в ней

предприятий - необходимостью содержать на балансе большое количество дорогостоящих сооружений и наличие подсобных хозяйств.

Доля отчислений на социальное обеспечение намного выше в сравнении с другими видами деятельности, что связано во-первых с большим удельным весом фонда оплаты труда в себестоимости, а во-вторых с включением в соцобеспечение страхования от несчастных случаев на

производстве, ставка которого максимальна для угольной промышленности в связи с повышенной опасностью и травматизмом при добыче угля и составляет 8,5% от фонда оплаты труда. Малая доля налога на прибыль объясняется низкой прибылью горнодобывающего предприятия - в среднем около 10% (после уплаты всех налогов) от возможной.

После изменения системы налогообложения структу-

Рис. 2. Налог на добычу полезных ископаемых

ра налоговых потерь изменилась. Если раньше налоговые потери составляли около 90% (а при рентабельности 2% -все 100%), то теперь увеличилась доля фактически полученной прибыли (после уплаты всех налогов) - 22%.

Существенно уменьшилась доля потерь, приходящаяся на сырьевые налоги - до 34% от общей величины прибыли, которая могла быть получена. С другой стороны увеличилась доля налога на прибыль - с 3% (в среднем) до 7%. Доля налоговых потерь (т.е. доля прибыли, недополученной из-за налогов), от сырьевых налогов, характерных для угледобывающего предприятия, уменьшается при увеличении рентабельности (рис. 4).

Это говорит о том, что величина сырьевых налогов особенно важна для низкорентабельных угольных предприятий, а таких, как известно, очень много в угольной отрасли. Данная тенденция сохраняется и при новой сис-

теме налогообложения, хотя изменение системы налогообложение и изменило величину сырьевых налогов.

Таким образом после введения налога на добычу положение угледобывающих предприятий изменилось, так как сократилось число налогов в себестоимости (практически на 5,5%), что позволило при сохранении той же цены получать большую сумму прибыли. При этом если раньше уже при 2%-ой рентабельности предприятие становилось убыточным, поскольку суммы выручки (102% от себестоимости) не хватало даже на уплату налогов, то теперь предприятие имеет прибыль после уплаты всех налогов (рис. 5).

Кроме того, изменение себестоимости при постоянных отпускных ценах и, следовательно, выручке, привело к существенному росту рентабельности угледобывающих предприятий (рис. 6).

Как известно, одна из проблем для угледобывающих предприятий - низкая конкурентоспособность по сравнению с другими видами топлива (газ, нефть) отчасти из-за сравнительно высокой цены угля в связи с высокой себестоимостью добычи. После введения налога на добычу за счет снижения себестоимости от снижения налоговых отчислений у угольных предприятий появился резерв снижения цены и, следовательно, уголь становится более конкурентоспособным на топливном рынке.

(в условиях налоговой системы до 1.01.2002)

■ Фактичі

□ Налог н

□ Налог н

3 5 10

Рентабельность, %

ски полученная прибыль I имущество

I пользователей автодорог

13

(в условиях налоговой системы после 1.01.2002)

100% 80% -60% -40% -20% -0%

3 5 10

Рентабельность, %

□ Налог на прибыль

□ Отчисления на социальное обеспечение

□ Сырьевые налоги

Рис. 3 Состав дополнительной прибыли угледобывающего предприятия при отсутствии налоговой нагрузки

существующей системе налогообложения основная роль принадлежит налогам на объемы добычи и валовой доход, что оказывает регрессивное воздействие. Основная часть налоговых платежей в этих условиях фактически не зависит от финансовых результатов деятельности компаний. Негативные последствия регрессивной налоговой структуры становятся особенно очевидными при падении цен, поскольку доля налоговых потерь от сырьевых налогов, характерных для угледобывающего предприятия, уменьшается при увеличении рентабельности. Это говорит о том, что величина сырьевых налогов особенно важна для низкорентабельных угольных предприятий.

Однако в налоге на добычу полезных ископаемых не предусмотрена дифференциация ставок налога с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения. Это означает, что предприятия-разработчики месторождений с лучшими условиями будут получать дополнительную прибыль, а разработчики месторождений со сложными горно-геологическими и географическими условиями и разработчики углей худшего качества в данных условиях могут оказаться убыточными.

Следовательно введение новой системы налогообложение повлечет усиление дифференциации угледобывающих предприятий по экономической эффективности. В данной ситуации требуется устанавливать разные ставки налога для предприятий, работающих в различных условиях. Также может быть применена система льгот и скидок при разработке месторождений с худшими свойствами и, в особенности, на первых этапах создания и функционирования горных предприятий. При этом методика определения этих ставок (или скидок к действующим ставкам) должна быть четко разработана, чтобы исключить экономически нецелесообразное установления ставок, как это было с налогом на недра.

Кроме того, в связи с отменой скидки на истощение недр, целесообразно ввести скидку, учитывающую истощение. Данная скидка позволит снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных условиях. В заключение можно сказать, что введение налога на добычу имело положительные стороны для угледобывающих предприятий, однако сырьевое налогообложение все еще нуждается в серьезной доработке.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

вающих предприятий после реформирования отраслевое налогообложение продолжает оставаться негативным фактором для угольной промышленности, поскольку в

Кузьмина А.А. - Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.