Научная статья на тему 'Анализ главы 26 налогового кодекса Российской Федерации'

Анализ главы 26 налогового кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ главы 26 налогового кодекса Российской Федерации»

© Е.М. Киршин, 2002

УДК 336.221

Е.М. Киршин

АНАЛИЗ ГЛАВЫ 26 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20

июля 2001 года Совет Федерации ФС РФ одобрил главу 26 части второй Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых'.

В соответствии с данным законом, вводится единый налог на добычу полезных ископаемых вместо акциза, роялти и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ).

Налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых являются: - полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; - полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В соответствии с законом, налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех добытых полезных ископаемых, в том числе полезных компонентов и подземных вод, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом признается квартал.

Для каждого вида добытых полезных ископаемых законопроектом предусматриваются конкретные ставки, по которым должно производиться налогообложение. Приведем несколько примеров (табл. 1). На руды черных металлов устанавливается ставка 4.8 % (в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых), на уголь - 4 %, на драгоценные металлы (за исключением золота) - 6.5 %, на золото - 6 %, на природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни, а также на цветные металлы - 8 %, на природный газ и газовый конденсат из газоконденсатных месторождений - 16.5 %. Такая же ставка (16,5 %) устанавливается с 2005 года на нефть.

Начиная с 2002 года до конца 2004 года налоговая база при добыче нефти будет определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении и будет составлять 340 руб. за т. При этом, указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, ха-растеризующим динамику мировых цен на нефть.

При выполнении соглашений о разделе продукции ставки налога будут применяться с коэффициентом 0.5 и действовать в течение всего срока действия заключенного соглашения о разделе продукции.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом: 40 % от суммы налога - в доход федерального бюджета, 60 % - в доход бюджета субъекта РФ.

В случае если полезные ископаемые (кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) добыты на территории в сложноподчиненных регионах, сумма налога будет распре-

деляться в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

Сумма налога по углеводородному сырью распределяется в пропорции 80 % - в доход федерального бюджета, 20 % - в доход бюджета субъекта Федерации. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, полная сумма налога направляется в федеральный бюджет.

Законодательно установлена предельная экспортная ставка пошлины на нефть. Нулевая ставка экспортной таможенной пошлины на нефть будет применяться при средней мировой цене на нефть URALS, сложившейся за 2 предшествующих месяца, до 109.5 долл. за т. При цене нефти от 109.5 до 182.5 долл. за т ставка экспортной пошлины устанавливается в размере не более 35 % от разницы между реальной ценой и ценой в 109.5 долл. При цене на нефть свыше 182.5 долл. ставка не будет превышать 25.55 долл. и 40 % от разницы между реальной ценой и 182.5 долл.

Соответствующие изменения предполагается внести в закон РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. от 27.05.2000 г.).

Предельные ставки экспортных пошлин на другие виды товаров и сырья решено законодательно установить при обсуждении во втором чтении проекта главы части второй Налогового кодекса РФ "Таможенные пошлины".

Анализ уровня налогообложения

Основным лейтмотивом изменения законодательства о недропользовании выступали нефтяные компании, что неудивительно, если учитывать их долю в формировании бюджета. Нефтяные компании заинтересованы в установ лении экспортной пошлины вместе с налогом на добычу в таком виде, чтобы ее легко можно было посчитать на любой будущий период, чтобы это не зависело от решений конкретных чиновников, чтобы все было максимально просто, прозрачно.

Таблица 1

До 01.01.02 г. После 01.01.02г.

Акциз Налог на добычу полезных ископаемых

Роялти

Отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ)

сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий

другие виды платежей

Цена, долл. за т Ставка экспортной пошлины, %

До 109.5 долл. 0%

от 109.5 долл. до 182.5 долл. До 25 % от разницы

свыше 182.5 долл. 25.55 долл. и 40 % от разницы

Виды добытых полезных ископаемых Ставка, %

Калийные соли 3,8

Торф 4,0

Руды черных металлов 4,8

Апатит - нефелиновые и фосфоритовые руды 4,0

Г орно - химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит - нефелиновых и фосфоритовых руд) 5,5

Соль природная и чистый хлористый натрий 5,5

Радиоактивные металлы 5,5

Уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы 4,0

Теплоэнергетические и промышленные воды 5,5

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии 5,5

Горнорудное неметаллическое сырье 6,0

Битуминозные породы 6,0

Подземные минеральные воды 7,5

Другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки 6,0

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья 6,5

Редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых 8,0

Драгоценные металлы (извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы), а также драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды, за исключением золота 6,5

Золото 6,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни 8,0

Цветные металлы 8,0

Газ горючий природный из газовых месторождений и газовый конденсат из газоконденсатных ме- 16,5

сторождений (340 р/т)

Нефть, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений 16,5

Многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты комплексной руды, за исключением драгоценных металлов 8,0

Того же хотят западные инвесторы, которые не удовлетворенны нынешним законом о разделе продукции. Результатом долгой согласительной работы крупным нефтяных компаний с правительством явилось замена акциза, роялти и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) на новый налог. Первоначальные предложения правитель-

ства о введении шести поправочных коэффициентов для исчисления ставки налога на добычу нефти трансформировались в идею по введению одного коэффициента, учитывающего лишь динамику мировой цены на нефть. Экономически эта линия не слишком выигрышна для правительства, поскольку ставит столь серьезную статью доходов бюджета в прямую зависимость

от конъюнктуры мирового рынка, причем на стадии, когда эта конъюнктура как никогда шатка. Это также означает, что, если раньше эксплуатацию месторождений можно было регулировать по рентабельности, устанавливая роялти от 6 до 16 %, и сверху добавлять 10 % отчислений на ВМСБ (воспроиз-водство минерально-сырьевой базы), то есть фактически - от 6 до 26 %, то

Таблица 2

Ставка налога 2000 2001 2002 2003 2004

Налоги, относимые на себестоимость, всего (долл/барр. добытой нефти) 3,9 3,8 3,1 3,1 3,1

В том числе:

Акциз 55-73,92 руб/т 0,3 0,3 - - -

налог на пользователей автодорог 4-1 % 0,6 0,1 0,1 0,1 0,1

налог на недра 6-16 % 1,2 1,3 - - -

Отчисления на ВМСБ 10 % 0,7 0,7

Налог на добычу 320 руб./т* 2 2 2

Пошлины 22-48 евро/т 1,1 1,4 1,0 1,0 1,0

Налог на прибыль 35-24 % 1,6 1,7 1,0 0,9 0,8

Итого налогов 5,5 5,5 4,1 4 3,9

Налоговая нагрузка, в %

к валовой прибыли 64,7 61,8 53,2 55,6 59

к средней цене 39,9 37,4 29,2 28,8 29,3

Справочно:

Контрактная цена нефти 24,6 24,1 21,2 20,5 19,8

Отпускная цена нефти 6,3 8,1 8,8 9,2 8,6

Средняя цена нефти 13,8 14,7 14,0 13,9 13,3

Издержки производства и транспортировки 5,3 5,9 6,3 6,8 6,7

Валовый доход 8,5 8,9 7,7 7,2 6,6

сегодня устанавливается одна единственная усредненная ставка. А это значит, что многие месторождения, рентабельность которых выше уровня этой ставки, получат сверхприбыль, а те, кто ниже этой ставки, естественно, получат убыток. Это не страшно для крупных компаний, которые владеют лицензиями на несколько месторождений, но может оказаться критичным для небольших компаний. И многие из них на самом деле будут нерентабельными в дальнейшей работе.

Теперь рассмотрим как изменится налоговая нагрузка на нефтяные компании:

Если сравнивать налоговую нагрузку за последние несколько лет, то окажется, что еще в 1996 г. нагрузка составляла 78 %, а в 1997 г. -88 %, так как мировые цены на нефть были существенно ниже сегодняшних. В 2000 г. около 65 %. Иными словами, налоговая нагрузка

на доходы нефтедобытчиков за последние пять лет снижалась, идя вразрез с мировой конъюнктурой.

Наши расчеты показывают, что: хотя отношение налогов к валовой прибыли компаний фактически не изменится, налоговое бремя в отношении к средней цене в будущем году все же сократится с нынешних 40 до 30 % (с учетом снижения ставки налога на прибыль).

Тонкость здесь состоит вот в чем. Для компаний, честно уплачивающих налоги, налоговая нагрузка снизится с 39,9 % в 2000 г. до 29,3 % в 2004 г. Если же компания использует трансфертные цены (а таких большинство), то налоговая нагрузка на них практически не изменится, так как реальные платежи в бюджет всегда были ниже номинальной цифры, представленной в табл. 2.

Другое дело, что в новых условиях налогообложения компании ут-

рачивают существенную степень свободы в варьировании своих налоговых отчислений в бюджеты. Ведь в налоговой нагрузке увеличивается удельный вес труднооспоримых налогов типа экспортных пошлин и налога на добычу (тоже своего рода акциз). В то же время доля в совокупной нагрузке налога на прибыль, наиболее подверженного снижению благодаря оффшорным схемам, снижается практически в два раза.

Судя по предлагаемым проектам, налог на добычу не может справиться с изъятием значительной части сырьевой ренты. Однако правительственные налоговые новации могут означать некоторое перераспределение налоговой нагрузки с обрабатывающих на сырьевые экспортные сектора при общем снижении налогового бремени производителей.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Киршин Евгений Михайлович — аспирант, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.