Научная статья на тему 'Оценка влияния изменения ставки НДС на доходы федерального бюджета РФ в 2019-2024 годах'

Оценка влияния изменения ставки НДС на доходы федерального бюджета РФ в 2019-2024 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1548
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ / ДИНАМИКА / НДС ПО ВНУТРЕННИМ ОПЕРАЦИЯМ / НДС ПО ВНЕШНИМ ОПЕРАЦИЯМ / ОБЩИЙ НДС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / VALUE ADDED TAX / GROSS DOMESTIC PRODUCT / FORECASTING / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION / DYNAMICS / VAT ON INTERNAL OPERATIONS / VAT ON EXTERNAL OPERATIONS / TOTAL VAT / FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водопьянова Валентина Александровна, Петрова Виктория Сергеевна

В статье предложен прогноз налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС. Для прогноза рассмотрена динамика налоговых поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в период 2008-2018 гг., а также учтены прогнозные значения валового внутреннего продукта на период 2019-2024 гг. В работе акцентировано внимание как на НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, так и на НДС на товары, ввозимые на территорию РФ. Актуальность темы исследования обусловлена решением Правительства РФ с 1 января 2019 года увеличить налоговую ставку НДС до 20%. Практическая значимость статьи связана с анализом будущих поступлений НДС с учётом запланированного объёма ВВП. Цель исследования заключается в прогнозировании налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС. Новизна работы представлена в прогнозировании не только общего объёма НДС, но и объёмов НДС по внутренним и внешним операциям. По итогам проведенного в работе анализа сделан вывод о наполняемости федерального бюджета РФ в 2019-2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE IMPACT OF CHANGE OF VAT RATE FOR THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2019-2024

The article proposes a forecast of value added tax on the basis of correlation and regression analysis of GPD and VAT. The dynamics of tax revenues of VAT to the Federal budget of the Russian Federation in the period 2008-2018 is considered, as well as the projected values of gross domestic product for the period 2019-2024. The work focuses on VAT on goods, works, services sold in the territory of the Russian Federation, also on VAT that is imported into the territory of the Russian Federation. The urgency of the research conditioned by the decision of the Russian Government to increase the VAT rate up to 20% from January 1, 2019. The practical significance of the article is related to the analysis of future VAT revenues taking into account the planned volume of GDP. The practical relevance of the study is to predict the value added tax on the basis of correlation and regression analysis of GDP and VAT. The novelty of the work is presented in forecasting not only the total amount of VAT, but also the volume of VAT on internal and external operations. According to the results of the analysis, the Federal budget of the Russian Federation in 2019-2024 is replenishing.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния изменения ставки НДС на доходы федерального бюджета РФ в 2019-2024 годах»

экономические науки

Водопьянова Валентина Александровна, Петрова Виктория Сергеевна ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ НДС ...

УДК 336.22

DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0024

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ НДС НА ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА РФ В 2019-2024 ГОДАХ

© 2019

Водопьянова Валентина Александровна, доцент кафедры экономики и управления Петрова Виктория Сергеевна, студент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, дом 41, e-mail: petrova.victoria97@ya.ru)

Аннотация. В статье предложен прогноз налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС. Для прогноза рассмотрена динамика налоговых поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в период 2008-2018 гг., а также учтены прогнозные значения валового внутреннего продукта на период 2019-2024 гг. В работе акцентировано внимание как на НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, так и на НДС на товары, ввозимые на территорию РФ. Актуальность темы исследования обусловлена решением Правительства РФ с 1 января 2019 года увеличить налоговую ставку НДС до 20%. Практическая значимость статьи связана с анализом будущих поступлений НДС с учётом запланированного объёма ВВП. Цель исследования заключается в прогнозировании налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС. Новизна работы представлена в прогнозировании не только общего объёма НДС, но и объёмов НДС по внутренним и внешним операциям. По итогам проведенного в работе анализа сделан вывод о наполняемости федерального бюджета РФ в 2019-2024 гг.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, валовой внутренний продукт, прогнозирование, корреляционно-регрессионный анализ, Министерство финансов РФ, динамика, НДС по внутренним операциям, НДС по внешним операциям, общий НДС, федеральный бюджет.

ESTIMATION OF THE IMPACT OF CHANGE OF VAT RATE FOR THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2019-2024

© 2019

Vodopyanova Valentina Alexandrovna, assistant professor of the department of economics and management Petrova Victoria Sergeevna, student

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e-mail: petrova.victoria97@ya.ru)

Abstract. The article proposes a forecast of value added tax on the basis of correlation and regression analysis of GPD and VAT. The dynamics of tax revenues of VAT to the Federal budget of the Russian Federation in the period 2008-2018 is considered, as well as the projected values of gross domestic product for the period 2019-2024. The work focuses on VAT on goods, works, services sold in the territory of the Russian Federation, also on VAT that is imported into the territory of the Russian Federation. The urgency of the research conditioned by the decision of the Russian Government to increase the VAT rate up to 20% from January 1, 2019. The practical significance of the article is related to the analysis of future VAT revenues taking into account the planned volume of GDP. The practical relevance of the study is to predict the value added tax on the basis of correlation and regression analysis of GDP and VAT. The novelty of the work is presented in forecasting not only the total amount of VAT, but also the volume of VAT on internal and external operations. According to the results of the analysis, the Federal budget of the Russian Federation in 2019-2024 is replenishing.

Keyword: value added tax, gross domestic product, forecasting, correlation and regression analysis, Ministry of Finance of the Russian Federation, dynamics, VAT on internal operations, VAT on external operations, total VAT, Federal budget.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. На протяжении последних нескольких лет российская экономика находилась на стадии рецессии, однако в настоящий момент наблюдается незначительный экономический рост. Ежегодно Министерство финансов РФ разрабатывает меры для его восстановления и поддержания.

Экономический рост определяет экономическое развитие страны, характеризует её макроэкономическое состояние. Одним из основных макроэкономических показателей является валовой внутренний продукт (ВВП). Он представляет собой «сумму добавленных ценностей, созданных за определённый период всеми производителями, осуществляющими производство на территории страны» [1].

Значимым фактором, влияющим на величину ВВП, является налог на добавленную стоимость.

В августе 2018 года Президент РФ подписал закон о повышении основной ставки НДС до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»).

Такое решение было вызвано нехваткой бюджетных средств на выполнение Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительство уверено, что повышение налога на 2% обеспечит ежегодный рост доходов примерно на 650-

680 млрд. руб., то есть в течение 6 лет принесет в бюджет около двух триллионов рублей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Многие экономисты анализируют повышение налоговой ставки НДС до 20%. Так, К.Тремасов, директор аналитического департамента компании «Локо-инвест», считает, что «Это очень странное решение - ускорять экономику через повышение налогов. По законам экономики эта мера всегда приводит к замедлению экономического роста. <...> Надо было начинать экономический рост со снижения налогов - например, нагрузки на фонд оплаты труда» [2].

В свою очередь, глава Минпромторга Д. Мантуров отмечает, что «некоторые отрасли, особенно те, которые ориентированы на экспорт даже выиграют от этого увеличения, поскольку сейчас этот налог им возмещается из федерального бюджета. При этом увеличение НДС выступит как дополнительная мотивация для предприятий, чтобы больше экспортировать, потому что при экспорте НДС возвращается» [3].

Метод, на основании которого сделан прогноз, был изучен М.Ш. Ирезеповой в работе «Некоторые подходы к прогнозированию налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа» [4].

Формирование целей статьи. Актуальность работы

Vodopyanova Valentina Alexandrovna, Petrova Victoria Sergeevna ESTIMATION OF THE IMPACT OF CHANGE OF VAT RATE .

economic sceinces

обусловлена решением Правительства РФ увеличить налоговую ставку НДС до 20%. Цель работы заключается в прогнозировании налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Налог на добавленную стоимость играет существенную роль в налоговой системе Российской Федерации (рисунок 1).

У него самая широкая налогооблагаемая база, что позволяет обеспечивать стабильные поступления в бюджет.

В Российской Федерации различают «внутренний» НДС и «ввозной» НДС. «Внутренний» НДС - НДС, уплачиваемый при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

«Ввозной» НДС - НДС, уплачиваемый в составе таможенных платежей при ввозе товаров в РФ.

40.00%

20.00% -^Р^И—И—И—И—И—И—И—

Проанализировав динамику поступлений НДС по внутренним операциям в 2008-2018 гг., можно говорить о тенденции к росту. В 2011 году произошло резкое увеличение поступлений в связи с повышением эффективности контроля за вычетами и возмещением налога. Снижение поступлений в 2013 году обусловлено ростом вычетов по НДС, которые связаны были с реализацией крупных инвестиционных проектов. Значительный рост поступлений в 2015-2018 гг. вызван «не только увеличением цен на внутреннем рынке, но и введением нового механизма электронного налогового контроля и электронной декларации по НДС» [7].

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

Рисунок 1. Динамика структуры поступлений НДС в

федеральный бюджет РФ в 2008-2018 гг. Источник: составлено авторами по данным [5] На рисунке 1 видно, что доля поступлений НДС в федеральном бюджете занимает около тридцати процентов, то есть треть федерального бюджета формируется за счёт данного налога. Такая значительная доля означает особую важность НДС для федерального бюджета, следовательно, реформирование данного налога повлияет на состояние бюджетной системы РФ.

Необходимо рассмотреть динамику НДС в 2008-2018 гг. (рисунок 2).

Рисунок 3. Динамика поступлений НДС по внутренним операциям в федеральный бюджет РФ в 2008 - 2018 гг.

Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы [6]

Следует отметить, что доля НДС на товары, реализуемые на территории РФ, преобладает в общей структуре НДС (рисунок 1).

Рисунок 2. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в 2008 - 2018 гг. Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [5]

На рисунке 2 видно, что поступления НДС в целом имеют положительную динамику. Ежегодно величина поступлений растёт, за десять лет поступления увеличились в три раза. Однако в 2009 году было несущественное снижение, связанное, прежде всего, с мировым экономическим кризисом, а также с нововведениями в налоговом законодательстве, принятыми в этот период. Среди основных можно выделить - введение единого момента определения налоговой базы, освобождение от налогообложения авансов, полученных при осуществлении экспортных поставок.

Далее необходимо рассмотреть динамику НДС на товары, реализуемые на территории РФ, и НДС на товары, импортируемые на территорию РФ, в 2008-2018 гг. (рисунок 3, рисунок 4)._

Рисунок 4. Динамика поступлений НДС на ввозимые товары в федеральный бюджет РФ в 2008 - 2018 гг.

Источник: Официальный сайт Министерства финансов [5]

На основании рисунка 4 можно сделать вывод, что величина поступлений НДС на ввозимые товары имеет нестабильную динамику.

В 2009 году снижение поступлений составило 260,5 млрд. руб. Оно было вызвано, прежде всего, «экономическим кризисом и последовавшими за ним девальваци-онными процессами и сокращением платёжного спроса». [8]

В 2011-2014 гг. наблюдался незначительный рост. В 2015 году увеличение связано с «изменениями в налоговом законодательстве - изменения декларации по НДС, формы её подачи и введение новых технологий» [9].

В частности, «Федеральная налоговая служба сообщила о введении автоматизированной системы контроля за прохождением товаров через границу, по-видимому, с созданием единой базы данных по паспортам сделок и таможенным декларациям. Это позволило повысить сбор НДС с импортных товаров» [10]. На протяжении 2016-2018 гг. величина поступлений росла в связи с увеличением объёмов импорта при снижении курса доллара США по отношению к рублю.

С 1 января 2019 года ставка НДС увеличена до 20%. Следовательно, чтобы говорить о целесообразности такого решения, необходимо спрогнозировать поступления НДС на ближайшие шесть лет. Прогноз построен

экономические науки

Водопьянова Валентина Александровна, Петрова Виктория Сергеевна ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ НДС ...

авторами на основе корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС. В таблице 1 представлены исходные данные для прогноза.

Таблица 1. - Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа ВВП и НДС в РФ в 2008-2018 гг., в млрд. руб.

Год Общий НДС (Фактор Y) ВВП (Фактор Х)

2008 2132,2 41276,8

2009 2050,0 38807,2

2010 2498,3 46308,5

2011 3250,4 60282,5

2012 3545,8 68163,9

2013 3539,0 73133,9

2014 3931,7 79199,7

2015 4234,0 83094,3

2016 4571,3 86014,2

2017 5137,6 92101,3

2018 6016,7 103875,8

Источник: составлено авторами по данным [5], [11]

При построении модели ВВП представлен независимой переменной, а общий НДС - зависимой переменной. В ходе корреляционно-регрессионного анализа была выявлена сильная связь между исследуемыми признаками. Подобным образом были рассчитаны прогнозные значения для НДС по товарам, работам, услугам, реализуемым на территории РФ, и НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ. Результаты расчётов представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Прогнозные значения поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в 2019-2024 гг.

В млрд. руб.

Год НДС по внутренним операциям Абсолют- НДС по операциям Абсолют- Общий НДС Абсолют- ВВП

2018 3574.6 2442.1 6016.7 103875,8

2019 3377,2 -197.4 2366,0 -76.1 5743,2 - 273,52 105820

2020 3555,4 178,2 2467.0 101,1 6022,4 279,25 110732

2021 3833.8 278,4 2625,0 158,0 6458,8 436.44 118409

2022 4145.4 311.5 2801.8 176.8 6947.2 488.28 126998

2023 4498.9 353,5 3002,4 200.6 7501.3 554,12 136745

2024 4877,1 378,2 3217,0 214.6 8094.1 592.8 147173

Итого: 1302,5 774,9 2077,4

Источник: составлено авторами по данным [12]

Проанализировав результаты таблицы 2, можно сказать, что величина поступлений будет расти с 2020 года. В федеральном бюджете на 2019-2020 гг. зафиксирован прогноз Правительства РФ на уровне 6,879 млрд. руб. в 2019 году, однако по построенному авторами прогнозу он значительно меньше как по внутренним операциям, так и по таможенным операциям.

Кроме того, можно заметить, что в 2019 году ожидается величина поступлений ниже, чем в 2018 году. Это связано в первую очередь с «перестройкой» экономики. К 2025 году предварительная общая сумма поступлений составит 46783,7 млрд. руб., прирост - 2077,4 млрд. руб., следовательно, можно сделать вывод, что прогнозы Правительства РФ могут оправдаться. На рисунке 4 наглядно представлен прогноз динамики поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в 2019-2024 гг., составленный авторами.

Рисунок 5. Прогноз динамики поступлений НДС в федеральный бюджет РФ в 2019 - 2024 гг.

Источник: составлено авторами

По рисунку 5 видно, что с 2020 года НДС по внутренним операциям и НДС на импортные товары будет увеличиваться, следовательно, будет увеличиваться общий НДС.

Однако можно заметить, что величина НДС на товары, работы, услуги, реализуемым на территории РФ, имеет более быстрые темпы роста, нежели НДС на товары, ввозимые на территорию РФ.

Так, в период 2019-2024 гг. по предварительным расчётам величина НДС по внутренним операциям увеличится на 1302,5 млрд. руб., в то время как абсолютный прирост НДС на импортные товары составит 774,9 млрд. руб. Такая тенденция обусловлена нестабильной внешней торговлей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прогнозы Правительства РФ с большой вероятностью сбудутся.

Повышение ставки налога на добавленную стоимость - наиболее выгодный вариант для увеличения собираемости налогов в федеральный бюджет РФ, так как НДС зачисляется в федеральный бюджет в полном объёме.

Следовательно, спрогнозированные значения позволяют утверждать, что в течение 6 лет в федеральный бюджет РФ дополнительно поступит около двух триллионов рублей. Кроме того, важно отметить, что НДС

— это второй федеральный налог, ставка которого подвергается изменениям [13].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 527 с.

2. К чему приведет повышение НДС с 18 до 20% [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости».

— 2018. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2018/06/14/772783-k-chemu-privedet-povishenie-nds (дата обращения: 11.02.2019)

3. Кому будет выгодно повышение НДС до 20%, а кто от этого проиграет? [Электронный ресурс] // Интернет — журнал о деньгах «ГРОШ». — 2018. — Режим доступа: https://grosh-blog.ru/кому-будет-выгодно-повышение-ндс-до-20-а/ (режим доступа: 30.03.2019)

4. ИризеповаМ.Ш. Некоторые подходы к прогнозированию налога на добавленную стоимость на основе корреляционно-регрессионного анализа // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов. Материалы VII Международной научно-практической Интернет — конференции. — 2015. — С. 116-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

— 2019. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 27.02.2019)

6. Отчёт о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — 2019. — Режим доступа: https:// www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 27.02.2019)

7. Водопьянова В.А., Петрова В.С. Влияние изменений налогового законодательства на поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации // Карельский научный журнал. — 2018. — Том 7. №3 (24). - С. 39-43.

8. Сокращение импорта: причины и следствия [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агенство «УралБизнес-Консалтинг». — 2009. — Режим доступа: http://urbc.ru/216230-post216230.html (дата обращения 12.03.2019)

9. Богомазова Я.А., Водопьянова В.А. Новая декларация по НДС: анализ влияния изменений в налоговом администрировании на поступления налога в бюджет РФ //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. - №5-6. — С. 912-915.

10. Журавлёв С. Есть ли жизнь после нефтяного коммунизма? // Еженедельное аналитическое издание «Эксперт». — 2016. - №5 (973).

— С. 38.

11. Годовые данные динамики валового внутреннего продукта в постоянных ценах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — 2019. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/accounts/#

12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. — 2018. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/201801101

13. Водопьянова В.А., Самсонова И.А. Влияние изменения ставки налога на прибыль организаций на доходы бюджетов

Vodopyanova Valentina Alexandrovna, Petrova Victoria Sergeevna

ESTIMATION OF THE IMPACT OF CHANGE OF VAT RATE .

economic sceinces

Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - Том 7. №2. - С. 74-82.

Статья поступила в редакцию 14.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.