Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНИЦИАТИВ УМНОГО ГОРОДА НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНИЦИАТИВ УМНОГО ГОРОДА НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / умный город / трансакционные издержки / оценка / цифровые технологии / экспертный опрос / digital economy / smart city / transaction costs / assessment / digital technologies / expert survey

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.А. Семячков

Работа посвящена вопросам развития умной экономики на местном уровне в рамках реализации идей по цифровизации городской среды. В качестве теоретической базы настоящего исследования использовались ранее опубликованные научные исследования по тематике трансакционных издержек, теории цифровизации социально-экономических систем разного уровня, вопросов оценки влияния цифровых технологий на издержки хозяйствующих субъектов, а также авторские разработки в области умных городов. Целью исследования является оценка влияния процессов цифровизации на величину трансакционных издержек хозяйствующих субъектов городской экономики. В рамках исследования рассмотрены теоретические аспекты трансакционных издержек, показано, что в современных условиях цифровые технологии являются необходимостью для функционирования фирм, основой для повышения их конкурентоспособности. В исследовании показано, что цифровые технологии оказывают влияние на трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, снижают «трение» в экономических системах. Важным условием развития умной экономики на местном уровне является вовлечение бизнеса в проекты реализации инициатив по цифровизации городской среды. Новизна полученных результатов заключается в возможности их использования при планировании развития умной экономики на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE IMPACT OF SMART CITY INITIATIVES ON THE TRANSACTION COSTS OF FIRMS

The work is devoted to the development of a smart economy at the local level as part of the implementation of ideas for the digitalization of the urban environment. As a theoretical basis for this study, previously published scientific studies on transaction costs, the theory of digitalization of socio-economic systems of different levels, issues of assessing the impact of digital technologies on the costs of business entities, as well as author's developments in the field of smart cities were used. The aim of the study is to assess the impact of digitalization processes on the transaction costs of economic entities in the urban economy. As part of the study, the theoretical aspects of transaction costs are considered, it is shown that in modern conditions digital technologies are a necessity for the functioning of firms, the basis for increasing their competitiveness. The study shows that digital technologies have an impact on the transaction costs of business entities, reduce "friction" in economic systems. An important condition for the development of a smart economy at the local level is the involvement of business in projects for the implementation of initiatives to digitalize the urban environment. The novelty of the results obtained lies in the possibility of their use in planning the development of a smart economy at the local level.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНИЦИАТИВ УМНОГО ГОРОДА НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМ»

Источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ред. от 09.03.2022 г.) -http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/.

2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея -http://krsdstat.gks.ru/.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru.

4. Краткая характеристика состояния преступности в РФ. Аналитический обзор. URL: https://мвд.рф/Ыder/101762.

5. Попов В. П. Особенности выявления мошеннических операций в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края / В. П. Попов, Ю. В. Нарижняя // Естественно-гуманитарные исследования, 2021. № 35(3). С. 176-181. References:

1. The Criminal Code of the Russian Federation. Federal Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 09.03.2022) -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 /.

2. Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea -http://krsdstat.gks.ru/.

3. Official website of the Federal State Statistics Service - http://www.gks.ru.

4. Brief description of the state of crime in the Russian Federation. Analytical review. URL: https://мвд.рф/folder/101762.

5. Popov V. P. Features of detecting fraudulent transactions in agricultural organizations of the Krasnodar Territory / V. P. Popov, Yu. V. Narizhnyaya // Natural and Humanitarian Studies, 2021. No. 35(3). pp. 176-181.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-43-5-248-257 EDN: LVTOPM

K.A. Семячков - к.э.н., старший научный сотрудник Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, k.semyachkov@mail.ru,

K.A. Semyachkov - candidate of economic sciences, senior research fellow, Center for economic theory, Institute of economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНИЦИАТИВ УМНОГО ГОРОДА НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМ EVALUATION OF THE IMPACT OF SMART CITY INITIATIVES ON THE TRANSACTION COSTS OF FIRMS

Аннотация. Работа посвящена вопросам развития умной экономики на местном уровне в рамках реализации идей по цифровизации городской среды. В качестве теоретической базы настоящего исследования использовались ранее опубликованные научные исследования по тематике трансакционных издержек, теории цифровизации социально-экономических систем разного уровня, вопросов оценки влияния цифровых технологий на издержки хозяйствующих субъектов, а также авторские разработки в области умных городов. Целью исследования является оценка влияния процессов цифровизации на величину трансакционных издержек хозяйствующих субъектов городской экономики. В рамках исследования рассмотрены теоретические аспекты трансакционных издержек, показано, что в современных условиях цифровые технологии являются необходимостью для функционирования фирм, основой для повышения их конкурентоспособности. В исследовании показано, что цифровые технологии оказывают влияние на трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, снижают «трение» в экономических системах. Важным условием развития умной экономики на местном уровне является вовлечение бизнеса в проекты реализации инициатив по цифровизации городской среды. Новизна полученных результатов заключается в возможности их использования при планировании развития умной экономики на местном уровне.

Abstract. The work is devoted to the development of a smart economy at the local level as part of the implementation of ideas for the digitalization of the urban environment. As a theoretical basis for this study, previously published scientific studies on transaction costs, the theory of digitalization of socio-economic systems of different levels, issues of assessing the impact of digital technologies on the costs of business entities, as well as author's developments in the field of smart cities were used. The aim of the study is to assess the impact of digitalization processes on the transaction costs of economic entities in the urban economy. As part of the study, the theoretical aspects of transaction costs are considered, it is shown that in modern conditions digital technologies are a necessity for the functioning of firms, the basis for increasing their competitiveness. The study shows that digital technologies have an impact on the transaction costs of business entities, reduce "friction" in economic systems. An important condition for the development of a smart economy at the local level is the involvement of business in projects for the implementation of initiatives to digi-talize the urban environment. The novelty of the results obtained lies in the possibility of their use in planning the development of a smart economy at the local level.

Ключевые слова: цифровая экономика, умный город, трансакционные издержки, оценка, цифровые технологии, экспертный опрос.

Keywords: digital economy, smart city, transaction costs, assessment, digital technologies, expert survey.

Благодарность: Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН на 2022 год. Acknowledgment: The article was prepared in accordance with the research plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2022.

Введение

Современная экономика переживает фундаментальные изменения, вызванные бурным развитием цифровых технологий. Сейчас уже сложно назвать те сферы общественной жизни, где цифровые технологии не использовались бы совсем [1]. Цифровые технологии являются причиной изменения основных принципов производства, распределения, потребления товаров и услуг, существенным образом влияют на эффективность и структуру издержек экономических агентов, и, соответственно, все чаще выступают предметом экономического анализа [2, 3]. По-видимому, процессы цифровизации, в первую очередь, направлены на снижение издержек хозяйствующих субъектов за счет более эффективного обращения с данными, их обработки и использования в реальных экономических процессах [4]. В этой связи, аспекты, связанные с экономической оценкой эффективности внедрения цифровых технологий, получили значительное внимание исследователей [5]. С другой стороны, при определенной неэффективности реализации идей по цифровизации разного рода систем, например, предприятий, цифровиза-ция может и не дать тех результатов, которые ожидались. Эффективности процессов цифровизации сопутствует определенный уровень готовности внедрения и использования инновационных решений, знания и навыки в сфере цифровых технологий, уровень поддержки нововведений. Помимо этого, процессы цифровизации осложняются технологическими аспектами, например, быстрыми темпами развития цифровых технологий [6]. Таким образом, при реализации цифровой трансформации системы скорее следует говорить о достижении определенного оптимального уровня развития цифровых решений, функционирующих в рамках этой системы. С одной стороны, незначительный уровень цифровизации способствует отставанию, потере конкурентоспособности системы. С другой стороны, избыток цифровых решений, используемых в рамках решений тех или иных задач, создает цифровой хаос внутри системы, что также несет определенные риски и дополнительные издержки на его преодоление. Поэтому избыточная цифровизация является фактором роста издержек.

Важнейшей особенностью цифровизации систем разного уровня в целом, в рамках использования цифровых решений экономическими субъектами является влияние цифровых технологий на трансакционные издержки [7]. В условиях широкомасштабной цифровизации у институтов появилась конкуренция в деле снижения трансакционных издержек в виде цифровых технологий. По сути, цифровые решения в виде алгоритмов замещают традиционные нормы и практики взаимодействий [8]. Иными словами, можно сказать, что в условиях развития цифрового общества традиционные нормы взаимодействия замещаются цифровыми аналогами (цифровыми институтами), представленными в виде алгоритмов и запрограммированных вариантов взаимодействий в цифровой среде. По-видимому, цифровые институты являются аналогом традиционных, соответственно, обладают теми же особенностями [9].

Характерной чертой любой экономической деятельности является ее неопределенность. Поиск ресурсов, рынков сбыта, технологий производства, и множество других задач аналогичного свойства являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. В такой ситуации экономические институты являются направлениями для поиска наиболее оптимальных решений в условиях неопределенности и информационной асимметрии. Казалось бы, широкомасштабная цифровизация и внедрение цифровых технологий способствует снижению информационной асимметрии и делает экономическую среду более предсказуемой. Однако на практике это не совсем так, поскольку интенсификация использования цифровых технологий, а, следовательно, и увеличивающиеся потоки цифровых данных, необходимость их анализа, приводит к тому, что издержки на обработку данных увеличиваются, соответственно, происходит увеличение трансакционных издержек экономических агентов (по аналогии с традиционными институтами, излишнее число институтов, неэффективно функционирующие институты создают «институциональные ловушки», которые приводят к росту трансакционных издержек). И если за снижение трансакционных издержек в условиях традиционной экономики отвечали институты, то какие инструменты снижения трансакционных издержек можно определить в условиях цифровой экономики? По-видимому, новые правила, нормы взаимодействия экономических субъектов формируются в рамках цифровых агрегаторов, маркетплэйсов, цифровых платформ, умных экосистем, которые систематизируют и обрабатывают цифровые данные и выступают посредниками на многосторонних рынках [10]. В результате агрегации значительного числа участников в рамках цифровой платформы, происходит снижение трансакционных издержек каждого из участников цифровой платформы, соответственно, снижается общий объем трансакционных затрат [11]. Помимо развития институтов цифровой экономики, важным условием эффективной цифровой трансформации социально-экономических систем разного уровня является разработка поддерживающих этот процесс институтов [12-13]. Например, в рамках реализации идей по цифровизации городской среды все

большее распространение получает концепция умного города, как комплексный системный подход к развитию городской территории в условиях цифровизации. Несмотря на значительный интерес научного сообщества, муниципальных властей к перспективам развития умных городов, вопросы, связанные с влиянием реализации идей умного города на экономику урбанизированных территорий, в частности на снижение трансакционных издержек, остаются без должного внимания. Исходя из этого, целью настоящего исследования является оценка влияния инициатив умного города на трансакцион-ные издержки экономики города.

Умный город как фактор снижения трансакционных издержек

В экономической литературе под трансакцией понимается обмен услугами, информацией, и в целом какими-либо благами между субъектами экономических отношений. Процедура проведения такого обмена в рыночных условиях сопряжена с определенными издержками, именуемыми трансак-ционными. Некоторые авторы к трансакционным относят издержки, связанные с оценкой полезных свойств объекта обмена и обеспечения прав и принуждения к их соблюдению [14]. Классическим можно назвать определение, согласно которому в общих словах трансакционные издержки суть затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на экономические активы и обеспечивают свои исключительные права [15]. Фундаментальная идея трансакционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта [16]. Таким образом можно сделать справедливый вывод о том, что под трансакционными издержками следует понимать все непроизводственные издержки, включающие издержки на поиск информации, издержки по защите прав собственности, издержки на анализ рынка, издержки по продвижению продукции, издержки по защите от оппортунизма [17]. В рамках общего подхода к определению трансакционных издержек в научной среде, выработанного к настоящему времени, трансакционные издержки рассматриваются как эквивалент трения в механических системах. Такое трение объединяет набор факторов, которые сопутствуют заключению сделок между экономическими агентами. Важным аспектом при исследовании трансакционных издержек является исследование причин возникновения трансакционных издержек, условий и факторов, влияющих на эти процессы. Какова же природа возникновения трансак-ционных издержек?

Трансакционные издержки, по-видимому, возникают из-за того, что информация является одним из важнейших ресурсов для ведения экономической деятельности, при этом она неравномерно распространена между экономическими агентами. Следствием такой неравномерности является стремление отдельных субъектов экономических отношений добыть определенный объем информации, чтобы улучшить свои позиции на рынке, преодолеть несовершенство рыночной системы из-за информационной асимметрии. Таким образом, исследование трансакционных издержек во многом сводится к исследованию информационных издержек, то есть затрат на преодоление информационной асимметрии. В ряде исследований информационные издержки представлены как составная часть более общей группы трансакционных издержек, в которую по мимо издержек на поиск информации включают издержки на ведение переговоров, заключение контрактов, защиту прав собственности, издержки на измерение и прочее.

С нашей точки зрения, в трансакционных издержках, относящихся к издержкам оппортунистического поведения, защиты прав собственности и других видов издержек, рассматриваемых отдельно от информационных, также наблюдается определенная информационная природа. Например, если бы фирма имела полную информацию о мотивах и стремлениях сотрудника относительно его деятельности в рамках деятельности фирмы, то могла бы защититься от оппортунистического поведения такого сотрудника. Иными словами, оппортунизм возникает из-за информационной асимметрии информации между сотрудником фирмы и ее руководством. В качестве другого примера можно привести пример возникновения трансакционных издержек при взаимодействии государства и бизнеса в рамках функционирования экономической системы. В том случае, когда государство не имеет достаточной информации о функционировании частного сектора экономики, возникает информационная асимметрия между бизнес-сообществом и государством, следствием чего является увеличение теневого сектора экономики, рост коррупционной составляющей, что, в итоге, приводит к росту трансакционных издержек. Таким образом можно сделать вывод, что рост трансакционных издержек в различных видах их проявления является информационная асимметрия между различными участниками экономических отношений. Информационная асимметрия между руководством фирмы и ее сотрудником является причиной возникновения оппортунистического поведения и связанных с ним

трансакционных издержек, информационная асимметрия между двумя фирмами приводит к трансак-ционным издержкам заключения договоров и защиты их исполнения, информационная асимметрия между фирмой и рынком приводит к трансакционным издержкам поиска информации, информационная асимметрия между фирмой и государством приводит к возникновению трансакционных издержек теневого, коррупционного характера. Таким образом, определенные особенности поведения экономических субъектов, в частности их относительная рациональность, является следствием информационной асимметрии, поэтому, проблема трансакционных издержек в большинстве случаев сводится к проблеме информационного характера. Исходя из этого, информационная асимметрия является фактором роста трансакционных издержек, снижение которых предполагает создание инструментов, обеспечивающих широту доступа и качество информации о наблюдаемых в социальной системе явлениях и процессах [18].

В течение всего своего существования общество стремилось развивать институты, структурирующие взаимодействия между индивидами, что привело к социальным преобразованиям и экономическому росту. Помимо общей идеи о необходимости развития институтов, снижающих трансакци-онные издержки, в научной литературе получили распространение и идеи о влиянии информационных технологий на трансакционные издержки. К примеру, технологии хранения, передачи, обработки информации способны повысить качество работы с информационными ресурсами, таким образом снизить трансакционные издержки экономических агентов. В условиях конвергенции цифровых технологий и социальных систем активным образом формируются новые, гибридные инструменты для снижения трансакционных издержек, такие как цифровые платформы, экосистемы умных городов. Такие гибридные инструменты снижения трансакционных издержек являются результатом использования цифровых технологий в бизнес-среде и обществе в целом. Таким образом, с нашей точки зрения, современные инструменты снижения трансакционных издержек можно разделить на три группы: (организационно-управленческий инструментарий), технологиях работы с информационными ресурсами (технологический инструментарий), инструментарий, объединяющий в себе как институты взаимодействия, так и технологическую компоненту (гибридный инструментарий).

Таблица 1 - Инструментарий снижения трансакционных издержек (составлено автором)

Тип Инструментарий Содержание

Технологический Сети передачи данных, ш-И, блокчейн, электронная подпись Технологии передачи и обработки информации увеличивают скорсть циркуляции информационных потоков в экономических системах, снижая информационную асимметрию экономических агентов, предоставляет новые возможности для коммуникаций, поиска информации и т.д.

Организационно-управленческий Политика государства, вертикальная интеграция, бенчмаркинг, распределение контроля внутри организации, трансакционны анализ, процессная модель управления Устоявшиеся нормы и правила взаимодействия экономических агентов снижают неопределенность в системе экономических отношений, снижает информационную асимметрию.

Гибридный Долевая экономика, умный город Цифровые технологий и их пользователи, объединенные определенными правилами взаимодействия, снижают тра-накционные издержки взаимодействия, поиска информации, обмена знаниями.

Приведенные инструменты применимы к деятельности любым экономическим агентам. В целом можно отметить, что снижение уровня трансакционных издержек является приоритетом для современных социально-экономических систем, поскольку их снижение способствует повышению конкурентоспособности экономических агентов. Практика показывает, что высокий уровень трансакци-онных издержек затрудняют процессы экономической деятельности. В современных конкурентоспособных экономиках снижение трансакционных издержек достигается благодаря развитию новых моделей управления и использования инновационных решений в области цифровых технологий [19].

В последние годы во многих городах мира наблюдается тенденция по использованию цифровых технологий для решения задач по улучшению качества жизни местного населения. Такие инициативы по внедрению цифровых технологий объединяются в концепцию развития умных городов [20]. Благодаря бурному развитию цифровых технологий, представители бизнес-сообщества, местные власти, население все чаще инициируют, продвигают и поддерживают проекты в сфере цифровизации городской среды. Растущий интерес городских администраций, бизнеса, научно-исследовательских институтов и других городских заинтересованных сторон к умным городам привел в последние годы

к значительному росту числа проектов в этой области [21]. Кроме того, в последние годы значительным образом увеличилось финансирование проектов в этой сфере, в связи с чем небольшие предприятия получили новые возможности для развития в этом направлении. Такие фирмы предлагают большое количество разнообразных решений, направленных на эффективность использования ресурсов. Формирование и развитие умных городов приводит к трансформации экономики города, формирования так называемой умной экономики (smart economy), в основе которой лежат новые принципы организации экономической деятельности. Умная экономика является важным структурным элементом системы умного города. Обзор литературы выявляет различные определения умной экономики, в которых отмечаются важность знаний и технологий, инновационных кластеров. Основным ресурсом для развития умной экономики является человеческий капитал, способствующий превращению идей в ценные процессы, продукты и услуги. Умная экономика зачастую связывается с устойчивым развитием, содействием использования возобновляемых источников энергии. Немаловажным аспектом является сетевой природы умной экономики, в которой разрабатываются новые модели сотрудничества в производстве, распределении и потреблении. Умная экономика базируется на использовании цифровых решений в деятельности компаний, новые умные бизнес-процессы и сектор умных технологий.

Одним из достаточно очевидных эффектов, достигаемых при реализации инициатив умного города является снижение трансакционных издержек в городской среде. Создание цифровой инфраструктуры, обмен данными в цифровой среде, содействие кооперации и сотрудничеству являются условиями снижения трения экономических механизмов [22]. В этой связи проблематика исследования экономической эффективности от реализации проектов умных городов, в частности, в рамках сокращения трансакционных издержек, становится крайне актуальной. Систематизация исследований по тематике умных городов свидетельствует о том, какие особенности умных городов влияют на снижение трансакционных издержек в экономике. Среди факторов снижения трансакционных издержек можно отметить перспективы экономии за счет масштаба, управление симметричностью, механизмы и стимулы передачи знаний, нормативные и политические рамки, обмен данными [23].

Рассмотрев особенности процессов цифровизации городской среды в рамках концепции умного города можно сделать вывод, что процессы цифровизации, формирования новых социально-экономических моделей поведения, цифровых платформ действительно являются фактором снижения трансакционных издержек. Это связано с ускорением совершения трансакций в цифровой среде, координации участников. Идеи умного города облегчают взаимодействия между различными группами участников, в зависимости от целей того или иного проекта, бенефициаров конечного решения. Одним из главных направлений развития умных городов является развитие экономической активности, создания условий для развития бизнес-сообщества. Каковы же эффекты реализации идей умного города с точки зрения бизнес-сообщества, и можно ли говорить о снижении трансакционных издержек в городской экономике для активных участников инициатив умного города?

Процедура исследования

Объектом исследования в представленной работе являются умные города, предмет исследования - влияние умных городов на трансакционные издержки бизнеса. Информационной базой выступили находящиеся в открытом доступе научные статьи по тематике умных городов, опубликованные в мировых базах данных SCOPUS и Web of Science, а также отечественной базе eLibrary, а также опрос представителей бизнес-сообщества. Основная гипотеза исследования заключается в том, что развитие инициатив умного города приводит к снижению трансакционных издержек местных компаний.

Для получения эмпирических оценок были опрошены представители предпринимательского сообщества Екатеринбурга, использующими сервисы умных городов в качестве инструмента для ведения бизнеса (27 производственно-торговых предприятия). Согласно индексу умных городов (индекс IQ), разработанному Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Екатеринбург входят в число лидеров по формированию цифрового общества в городской среде. Алгоритм проведения исследования включал следующие этапы: анкетирование представителей бизнеса в рамках исследования влияния сервисов умного города на снижение тран-сакционных издержек фирм, анализ экспертных оценок в рамках исследования влияния сервисов умных городов на снижение трансакционных издержек фирм, обсуждение полученных результатов с определением причин недостаточной эффективности сервисов умных городов в контексте снижения трансакционных издержек экономики города.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования позволили оценить влияние инициатив умного города на снижение трансакционных издержек местного бизнеса. По мнению респондентов, инициативы умных городов являются эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, увеличения инновационной деятельности. Это означает, что развитие цифровых решений для целей повышения эффективности экономики в целом, в целях решения задач хозяйственной деятельности имеет высокий потенциал и большую значимость для бизнес-сообщества.

С другой стороны, в рамках ускорения процессов цифровизации, представители бизнес-сообщества отмечают определенные риски, связанные с недостаточной безопасностью цифровых технологий, зависимостью отечественной экономики от других стран в технологическом плане и отсутствием собственных решений в области цифровых технологий, неразвитостью правовой базы в сфере цифрови-зации. Значительные риски отметили для себя в рамках исследования более 60% респондентов.

Большинство респондентов оценили общий уровень цифровизации городской среды как достаточно высокий (транспорт, медицина, образование, управление). Среди экспертов отмечается и достаточно высокий уровень вовлеченности бизнес-сообщества в вопросы цифровизации в целом, так и в вопросы возможностей использования цифровых технологий в городской среде. По-видимому, бизнес видит в использовании современных средствах коммуникации, передачи и обработки данных новые возможности для развития, ускорения экономических процессов, повышения качества управления. Все эти возможности в полной мере могут использоваться и при развитии современных городов. Кроме того, представители бизнес-сообщества оценили уровень цифровизации собственных компаний как достаточно высокий, что свидетельствует о том, что вопросам цифровизации бизнес-процессов уделяется значительное внимание.

Что касается непосредственно процессов цифровизации, одной из задач исследования было выяснение тех возможностей цифровизации, которые используют представители бизнеса. Среди таких направлений нами выделены поиск поставщиков, поиск сотрудников, новые возможности для продаж, цифровизация бизнес-процессов, взаимодействие с государственными органами (таблица 1).

Таблица 1 - Основные сферы деятельности фирм для цифровизации (составлено автором)

Оценка / Направление для цифровизации Очень большая Большая Средняя Низкая Очень низкая Итого

Поиск поставщиков 23,6 37,8 31,2 4,1 3,3 100

Поиск сотрудников 37,3 41,2 15,6 5,9 - 100

Поиск рынков сбыта и продвижение товаров 76,1 20,2 3,7 - - 100

Цифровизация бизнес-процессов 27,4 31,8 40,8 - - 100

Взаимодействие с госструктурами 14,3 17,8 12,6 42,3 13 100

Как показали результаты исследования, основное направление применения цифровых технологий среди исследуемых компаний связано с поиском рынков сбыта и продвижения своих товаров и услуг, поиском сотрудников. По-видимому, это обусловлено тем, что исследуемые фирмы уже имеют устоявшиеся отношения с поставщиками, что, соответственно, снижает необходимость поиска новых поставщиков. Схожая ситуация наблюдается в области оцифровки бизнес-процессов, где, по-видимому, проблемы с цифровизацией не так остры.

Современные компании тратят немалые средства на реализацию планов по цифровой трансформации, а также ожидают определенные изменения в рамках реализации идей цифровизации социально-экономических систем разных уровней, в том числе в рамках развития умных городов. В чем же основные преимущества использования цифровых технологий для бизнеса?

Таблица 2 - Эффекты от использования цифровых технологий (составлено автором)

Оценка / эффект Очень высокая Высокая Средняя Низкая Очень низкая Итого

Экономия финансовых затрат 15,7 22,3 27,5 26,4 100

Экономия времени 58,9 37,5 3,6 - - 100

Экономия затрат на поиск информации 82,8 17,2 - - - 100

Повышение управляемости бизнес-процессов 23,7 26,9 35,4 12,7 1,3 100

Исследование показало, что главным эффектом от цифровизации является снижение издержек на поиск информации (таблица 2). С ростом уровня цифровизации компании информационные ресурсы

становятся более доступными для использования, что, соответственно, повышает эффективность функционирования фирмы. Использование цифровых технологий, как показали результаты исследования, существенно снижают временные затраты на выполнение тех или иных операций, поскольку позволяют параллельно выполнять те или иные задачи, вести деятельность в цифровом пространстве.

Процессы цифровизации неминуемо связаны с определенными рисками, которые, в конечном итоге, могут повлиять на трансакционные издержки бизнеса. В рамках исследования отмечается несколько направлений возможно реализации рисков, связанных с цифровизацией.

Таблица 3 - Риски цифровизации (составлено автором)

Оценка / риск Очень высокая Высокая Средняя Низкая Очень низкая Итого

Кибербезопасность 11,4 16,9 27,2 41,5 3 100

Недостаточное правовое регулирование 6,8 22,3 33,8 37,1 - 100

Технологическая зависимость 57,4 38,9 3,7 - - 100

Отсутствие квалифицированных кадров 9,3 12,7 36,7 29,9 11,4 100

Как показало проведенное исследование, основные риски бизнеса связаны с отсутствием на рынке отечественных решений в области цифровизации (как аппаратных средств, так и современного программного обеспечения), что делает отечественную экономику зависимой от зарубежных стран. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие цифровой экономики в национальных масштабах невозможно без достижения технологического суверенитета, по крайней мере, по ключевым технологиям. В этой связи, крайне важным является активизация работы по созданию собственных национальных решений, обеспечивающих основу для функционирования умной цифровой экономики.

В рамках исследования процессов цифровизации на местном уровне был проведен опрос фирм на предмет их осведомленности о тех проектах умного города, которые реализуются или планируют быть реализованными в перспективе, и которые направлены, в первую очередь, на создание умной экономики (таблица 4).

Таблица 4 - Осведомленность о проектах умного города (составлено автором)

Уровень осведомленности / проект Высокий Средний Низкий Отсутствует

Единый портал предоставления государственных услуг в электронном виде 68,3 20,1 7,8 3,8

Электронный документооборот 95,4 4,6 - -

Системы электронного оформления документации, связанной со строительством, эксплуатацией, арендой и куплей-продажей недвижимости 32,1 18,9 26,5 22,5

Мониторинг утомляемости сотрудников на предприятиях 3,4 1,8 9,2 85,6

Технологии автоматизации склада 78,3 19,4 2,3 -

Системы оперативного информирования местных субъектов МСП о проводимых инновационных закупках 2,8 4,2 87,6 5,4

Пространства для совместных разработок и тестирования изобретений («Живые лаборатории») 3,7 2,2 65,9 28,2

Системы автоматизированного управления производством (ERP, MES, BI) 83,2 11,9 3,1 1,8

Сервисы и технологии, позволяющие магазинам функционировать без продавцов и кассиров (пр. кассовые аппараты самообслуживания) 4,8 5,9 71,2 18,1

Системы предотвращения аварийных ситуаций на предприятиях 14,7 54,8 29,5 1,0

Создание центров обучения новым технологиям, smart-технологиям 6,2 6,4 67,2 20,2

Технологии роботизации/автоматизации процесса производства 4,6 6,8 49,1 39,5

Осведомленность об инициативах среди широкого круга представителей бизнес-сообщества является важным фактором успешности реализации концепции умного города в целом, а также развития умной экономики. Как показало исследование, наибольшая осведомленность у представителей бизнес-сообщества наблюдается о таких проектах умной экономики, как электронный документооборот, технологии автоматизации склада, системы автоматизированного управления производством. В целом, такие решения не новы для бизнеса и широко используются в экономической деятельности. Информационная поддержка является важным условием развития умной экономики, перехода к новым стандартам и моделям организации экономической деятельности. В этой связи, крайне важным является создание инструментов для информирования бизнес-сообщества о реализуемых и планируемых проектов в области умной экономики.

Основным эффектом цифровизации хозяйственной деятельности является снижение трансак-ционных издержек, происходящих вследствие переноса значительной части экономических активностей в цифровое пространство. В рамках исследования проведена оценка влияния инициатив по циф-ровизации хозяйственной деятельности на трансакционные издержки фирм (таблица 5).

Таблица 5 - Оценка снижения трансакционных издержек от использования цифровых технологий

(составлено автором)

ТИ Наименование расхода Инструменты цифровой экономики % снижения ТИ (2019-21 гг.) Эффекты

Ведение переговоров Командировочные расходы; Информационная литература, издательские расходы; Сервисы онлайн-конференций; Социальные сети, цифровые платформы 25-30 Использование современных средств связи, сервисов видеоконференций, мессенджеров способствует снижению командировочных затрат, затрат на выпуск рекламной продукции

Оппортунизм Проверка контрагентов; Наем квалифицированных сотрудников; Онлайн-сервисы проверки контрагентов; Онлайн-площадки по подбору персонала 0-5 Сервисы по проверке контрагентов позволяют существенным образом снизить оппортунистическое поведение, выявить недобросовестных поставщиков

Продвижение товаров и услуг Реклама, выставки, презентации; Рекламные сайты, доски объявлений, маркетплэй-сы 15-20 Использование цифровых решений для продвижения товаров и услуг позволяет существенно снизить затраты на рекламную кампанию, увеличить охват аудитории

Анализ рынка Исследование контрагентов, расходы на социологические исследования; Интернет-маркетинг, опросы в социальных сетях 5-10 Цифровые платформы, сервисы онлайн-исследований позволяют снизить затраты на анализ рынка, проведение маркетинговых мероприятий

Оформление документов и документооборот Подготовка отчетности для государственных органов, документооборот с контрагентами Системы и сервисы для подготовки электронной отчетности, электронный документооборот 0-5 Системы электронного документооборота ускоряют процесс подготовки отчетности, снижают расходы на документооборот с контрагентами и госструктурами

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что представители бизнес-сообщества заинтересованы в реализации идей по цифровизации экономической деятельности, видят перспективы в развитии умной экономики на местном уровне, которая повысит эффективность хозяйственной деятельности, снизит трансакционные издержки. Оценка фирм подтвердила гипотезу о том, что цифровые решения снижают трансакционные издержки хозяйствующих субъектов. В частности, в период 2019-2021 гг. существенным образом снизились издержки на ведение переговоров, продвижение товаров и услуг. По-видимому, это связано с периодом пандемии, когда многие компании стали использовать цифровые сервисы для реализации бизнес-задач. В качестве основных направлений для развития умной экономики на местном уровне, с нашей точки зрения, могут стать направления организационно-управленческого характера (мероприятия по информированию бизнес-сообщества о проектах умной экономики на местном уровне, вовлечение бизнеса в реализацию идей умной экономики), а также мероприятия технологического характера, то есть создание цифровых платформ и сервисов умной экономики, способствующие развитию местной экономики.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящем исследовании, выполненном с целью проведения оценки влияния инициатив умного города на снижение трансакционных издержек городской экономики на основе изучения опубликованных исследований и проведения экспертного опроса получены следующие теоретические и практические результаты.

Во-первых, исследование известных научных публикаций по тематике исследования свидетельствует о том, что цифровые технологии рассматриваются в качестве одного из эффективных инструментов для снижения трансакционных издержек. Вместе с тем, можно сделать вывод и том, что бесконтрольные, непродуманные проекты в области цифровизации несут дополнительные издержки и риски.

Во-вторых, в результате опроса представителей бизнес-сообщества выявлены основные направления цифровизации компаний, выгоды и риски от цифровизации, оценено влияние проектов умных городов на снижение трансакционных издержек компаний.

В-третьих, выявлены причины и факторы сдерживания использования цифровых технологий бизнесом в целом, предложены решения для развития умной экономики.

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для развития исследований в области оценки влияния цифровых технологий и инициатив умного города на трансакционные издержки бизнеса. Практическая значимость исследования заключается в возможности их использования в рамках реализации идей умного города применительно к развитию конкретных территорий.

Источники:

1. Schmid, B. F. (2001). What is New About the Digital Economy? Electronic Markets, 11(1), 44-51. doi:10.1080/10196780122367.

2. Pongsakorn L., Tanpat K., Supaprawat S. (2022) The Growing Trend of Digital Economy: A Review Article. International Journal of Computing Sciences Research, 6, 1-11.

3. Tan, S., & Taeihagh, A. (2020). Smart City Governance in Developing Countries: A Systematic Literature Review. Sus-tainability, 12(3), 899. doi:10.3390/su12030899.

4. Amuso, V., Poletti, G., & Montibello, D. (2019). The digital economy: Opportunities and challenges. Global Policy, 11(1), 124-127.

5. Carlsson, B. (2004). The Digital Economy: what is new and what is not? Structural Change and Economic Dynamics, 15(3), 245-264. doi:10.1016/j.strueco.2004.02.001.

6. Попов Е.В., Семячков К.А., Файрузова Д.Ю. Приоритеты экономической политики в развитии цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 7 (376). С. 1198-1214.

7. Drahokoupil, J., & Piasna, A. (2017). Work in the Platform Economy: Beyond Lower Transaction Costs. Intereconomics, 52(6), 335340. doi:10.1007/s10272-017-0700-9.

8. Исламутдинов В.Ф. Институциональные изменения в контексте цифровой экономики // Журнал институциональных исследований. 2020. Т. 12. № 3. С. 142-156.

9. Аузан А.А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 6. С. 12-19.

10. Ramachandran, G. S., Radhakrishnan, R., & Krishnamachari, B. (2018). Towards a Decentralized Data Marketplace for Smart Cities. 2018 IEEE International Smart Cities Conference (ISC2). doi:10.1109/isc2.2018.8656952.

11. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Агрегаторы вокруг нас: новая реальность и подходы к исследованию // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 5-15.

12. Caragliu, A., & Del Bo, C. F. (2018). Smart innovative cities: The impact of Smart City policies on urban innovation. Technological Forecasting and Social Change. doi: 10.1016/j.techfore.2018.07.02.

13. Tan, M. (1999). Creating the Digital Economy: Strategies and Perspectives from Singapore. International Journal of Electronic Commerce, 3(3), 105-122. doi:10.1080/10864415.1999.1151834.

14. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

15. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

16. Matthews R.C.O. The Economics of Institutions and Sources of Growth // Economic Journal. 1986. Vol. 96. № 12. P. 903-910.

17. Попов Е.В. Трансакционное измерение институтов // Экономическая наука современной России. 2011. № 2 (53). С. 25-40.

18. Сухарев О.С. Информационная экономика, трансакционные издержки и развитие // Журнал экономической теории. 2012. № 1. С. 50-61.

19. Лесных В., Попов Е. Минимизация трансакционных издержек // Общество и экономика. 2005. № 5. С. 36-53.

20. Семячков К.А. Этапы становления цифровой экосреды современных городов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 2 (62). С. 3.

21. Sandulli, F. D., Ferraris, A., & Bresciani, S. (2016). How to select the right public partner in smart city projects. R&D Management, 47(4), 607-619. doi:10.1111/radm. 12250.

22. Shumakova, O. V. (2020). Transaction Costs in the New Age of Digital Economy. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 873, 012013. doi:10.1088/1757-899x/873/1/012013.

23. Meijer, A. J., Lips, M., & Chen, K. (2019). Open Governance: A New Paradigm for Understanding Urban Governance in an Information Age. Frontiers in Sustainable Cities, 1. doi: 10.3389/frsc.2019.00003.

24. Johnson, P. A., Robinson, P. J., & Philpot, S. (2019). Type, tweet, tap, and pass: How smart city technology is creating a transactional citizen. Government Information Quarterly, 101414. doi:10.1016/j.giq.2019.101414.

25. Cosgrave, E., Arbuthnot, K., & Tryfonas, T. (2013). Living Labs, Innovation Districts and Information Marketplaces: A Systems Approach for Smart Cities. Procedia Computer Science, 16, 668-677. doi: 10.1016/j.procs.2013.01.070.

References:

1. Schmid, B. F. (2001). What is New About the Digital Economy? Electronic Markets, 11(1), 44-51. doi:10.1080/10196780122367.

2. Pongsakorn L., Tanpat K., Supaprawat S. (2022) The Growing Trend of Digital Economy: A Review Article. International Journal of Computing Sciences Research, 6, 1-11.

3. Tan, S., & Taeihagh, A. (2020). Smart City Governance in Developing Countries: A Systematic Literature Review. Sustaina-bility, 12(3), 899. doi:10.3390/su12030899.

4. Amuso, V., Poletti, G., & Montibello, D. (2019). The digital economy: Opportunities and challenges. Global Policy, 11(1), 124-127.

5. Carlsson, B. (2004). The Digital Economy: what is new and what is not? Structural Change and Economic Dynamics, 15(3), 245-264. doi:10.1016/j.strueco.2004.02.001.

6. Popov E.V., Semyachkov K.A., Fairuzova D.Yu. Priorities of economic policy in the development of the digital economy // National interests: priorities and security. 2019. V. 15. No. 7 (376). pp. 1198-1214.

7. Drahokoupil, J., & Piasna, A. (2017). Work in the Platform Economy: Beyond Lower Transaction Costs. Intereconomics, 52(6), 335-340. doi: 10.1007/s10272-017-0700-9.

8. Islamutdinov V.F. Institutional Changes in the Context of the Digital Economy // Journal of Institutional Studies. 2020. V. 12. No. 3. pp. 142-156.

9. Auzan A.A. Digital Economy as an Economy: Institutional Trends // Bulletin of Moscow University. Series 6: Economy. 2019. No. 6. pp. 12-19.

10. Ramachandran, G. S., Radhakrishnan, R., & Krishnamachari, B. (2018). Towards a Decentralized Data Marketplace for Smart Cities. 2018 IEEE International Smart Cities Conference (ISC2). doi:10.1109/isc2.2018.8656952.

11. Shastitko A.E., Markova O.A. Aggregators around us: a new reality and research approaches // Social sciences and modernity. 2017. No. 4. S. 5-15.

12. Caragliu, A., & Del Bo, C. F. (2018). Smart innovative cities: The impact of Smart City policies on urban innovation. Technological Forecasting and Social Change. doi: 10.1016/j .techfore.2018.07.02.

13. Tan, M. (1999). Creating the Digital Economy: Strategies and Perspectives from Singapore. International Journal of Electronic Commerce, 3(3), 105-122. doi:10.1080/10864415.1999.1151834.

14. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. M.: Nachala, 1997.

15. Eggertsson T. Economic behavior and institutions. M.: Delo, 2001.

16. Matthews R.C.O. The Economics of Institutions and Sources of Growth // Economic Journal. 1986. Vol. 96. № 12. P. 903-910.

17. Popov E.V. Transactional dimension of institutions // Economic science of modern Russia. 2011. No. 2 (53). pp. 25-40.

18. Sukharev O.S. Information Economics, Transaction Costs and Development // Journal ofEconomic Theory. 2012. No. 1. S. 50-61.

19. Lesnykh V., Popov E. Minimization of transaction costs // Society and Economics. 2005. No. 5. S. 36-53.

20. Semyachkov K.A. Stages of formation of the digital eco-environment of modern cities // Regional economy and management: electronic scientific journal. 2020. No. 2 (62). C. 3.

21. Sandulli, F. D., Ferraris, A., & Bresciani, S. (2016). How to select the right public partner in smart city projects. R&D Management, 47(4), 607-619. doi: 10.1111/radm. 12250.

22. Shumakova, O. V. (2020). Transaction Costs in the New Age of Digital Economy. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 873, 012013. doi:10.1088/1757-899x/873/1/012013.

23. Meijer, A. J., Lips, M., & Chen, K. (2019). Open Governance: A New Paradigm for Understanding Urban Governance in an Information Age. Frontiers in Sustainable Cities, 1. doi:10.3389/frsc.2019.00003.

24. Johnson, P. A., Robinson, P. J., & Philpot, S. (2019). Type, tweet, tap, and pass: How smart city technology is creating a transactional citizen. Government Information Quarterly, 101414. doi: 10.1016/j.giq.2019.101414.

25. Cosgrave, E., Arbuthnot, K., & Tryfonas, T. (2013). Living Labs, Innovation Districts and Information Marketplaces: A Systems Approach for Smart Cities. Procedia Computer Science, 16, 668-677. doi:10.1016/j.procs.2013.01.070.

EDN: LOLFAF

С.Д. Сердюков - к.э.н., начальник отдела дистанционных образовательных программ, Российский Международный Олимпийский Университет, Сочи, Россия, s.d.serdyukov@gmail.com,

S.D. Serdyukov - candidate of economic sciences, Head of Distance Learning Programmes, Russian International Olympic university, Sochi, Russia.

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА AN ANALYSIS OF A PRACTICE OF USING MOBILE APPLICATIONS IN TOURISM INDUSTRY

Аннотация. В статье рассматривается практика применения мобильных приложений для туризма потребителями туристского продукта и услуг, а также проблемы и риски, которые возникают в процессе применения. На основе анализа научной литературы, открытых источников и результатов проведенного опроса потребителей в работе проводится анализ практики использования мобильных приложений для туризма с точки зрения наиболее распространенных типов приложений, их преимуществ как инструмента коммуникации между поставщиком и потребителем турпродукта и услуг, а также проблем и рисков, связанных с их использованием.

Мобильное приложение является специализированным программным обеспечением для смартфонов и планшетных компьютеров, обеспечивающее быстрый доступ к цифровым данным и обмену ими. Использование мобильных приложений в туризме делает процесс коммуникации потребителя с поставщиком турпродукта и услуг, а также их приобретения более простыми и доступными. Тем не менее использование мобильных приложений может быть сопряжено с рядом проблем и рисков, в том числе кибер-мошенничество, отсутствие актуальной информации, технические сбои в работе и др.

Abstract. The article discusses the practice of using mobile applications for tourism by consumers of a tourist product and services, as well as the problems and risks that arise in the process of such usage. Based on the analysis of scientific literature, open sources and a results of the survey of consumers, the paper analyzes the practice of using mobile applications for tourism in terms of the most common types of applications, their advantages as a communication tool between the supplier and consumer of the tourist product and services, as well as the problems and risks associated with their use.

A mobile application is specialized software for smartphones and tablet computers that provides quick access to and exchange of digital data. The use of mobile applications in tourism makes the process of communication between the consumer and the supplier of tourist products and services, as well as their acquisition, easier and more accessible. However, the use of mobile applications can be associated with a number of problems and risks, including cyber fraud, lack of up-to-date information, technical failures, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.