УДК 334.021
ЕА. Тюрло ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Аннотация. Создаваемая органами власти инфраструктура, проводимая фискальная и административная политика определенным образом регулируют предпринимательскую деятельность, оказывая на нее регулирующее воздействие. Особое внимание в статье уделяется вопросам формирования результата регулирующего воздействия властных институтов и количественной оценки их воздействия на становление предпринимательства в регионе.
Ключевые слова: регулирующее воздействие, предпринимательство, взаимодействие бизнеса и власти.
Ekaterina Tyurio INFLUENCE OF REGULATORY IMPACT ASSESSMENT
OF THE STATE ECONOMIC POLICY ON ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION
Annotation. The infrastructure created by the authorities, fiscal and administrative policy of the state regulates businesses in a certain way, and it has a regulating effect on it. The result of the formation of regulatory impact of government institutions and quantify the regulatory impact of these decisions on the development of entrepreneurship in the region is given special attention in the article.
Keywords: regulating effect, entrepreneurship, the interaction of business and government.
Грамотная и конструктивная политика взаимодействия власти и бизнеса способна обеспечить условия для развития предпринимательства. Нестабильность внешней среды особенно актуализирует вопрос организации такого взаимодействия ввиду ряда причин:
- предпринимательская деятельность является основой рыночной экономики, благосостояния государства;
- бизнес не сопряжен с выполнением задач социальной направленности, обеспечения военной безопасности и прочими государственными функциями, что в свою очередь является необходимым условием для ведения предпринимательской деятельности;
- предпринимательская деятельность осуществляется в определенном государством правовом поле.
При этом взаимодействие противоположностей, противоречие являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов [9].
В статье категория «взаимодействие» рассматривается с точки зрения «процесса непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь» [7], что представляет необходимость определения степени воздействия объектов (субъектов) друг на друга.
Системно оценить возможность воздействия бизнеса на государство затруднительно, ввиду множественности субъектов воздействия и зависимости характера осуществления предпринимательской деятельности от индивидуальных особенностей предпринимателя [3]. Формируемые в настоящее время объединения предпринимателей недостаточны по количественному составу и не способны представлять общее мнение бизнес сообщества.
Напротив, наличие единой государственной политики, осуществляемой органами власти, позволяет оценить степень их воздействия на бизнес. Создаваемая органами власти инфраструктура, проводимая фискальная и административная политика определенным образом регулируют предпринимательскую деятельность, оказывая опосредованное воздействие на нее (регулирующее воздействие).
© Тюрло Е.А., 2015
В целях обеспечения возможности определения на ранних стадиях необходимости принятия нового регулирования или изменений действующего, в настоящее время в России в практику деятельности органов власти внедряется институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
Зарубежными государствами накоплен значительный опыт осуществления ОРВ. Важной предпосылкой возникновения ОРВ можно считать период 60-х гг. XX в., когда на фоне интеграции оценивания в государственный сектор стали применяться прогнозные подходы, связанные с социальным проектированием реформ [10]. За последние 20 лет ОРВ хорошо зарекомендовала себя в США, Европе, Австралии, других странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в том числе - в Швейцарии и Франции, где процедура ОРВ закреплена на уровне Конституций. ОРВ также внедрена в ряде стран Восточной Европы и СНГ [4].
В 2010 г. практика зарубежных стран была внедрена в деятельность федеральных органов исполнительной власти, в 2014 г. - в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2015 г. - в деятельность органов местного самоуправления, являющихся региональными центрами, иные органы местного самоуправления к апробации института ОРВ приступят с 2016-2017 г.
Институт ОРВ - это комплекс методик и процедур, направленных на определение проблем и требуемого результата регулирования с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых с использованием имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив.
Институт ОРВ предполагает проведение следующих процедур:
- оценка перспективного регулирующего воздействия (процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов (НПА));
- оценка действующего регулирующего воздействия (экспертиза действующих НПА или оценка фактического воздействия НПА).
Важной категорией при проведении процедур ОРВ является результат воздействия (цель регулирования), т.е. заключительное последствие, выраженное качественно или количественно, достигаемое при осуществлении последовательности действий или мероприятий [6].
В целях определения результата воздействия (степени достижения целей регулирования) особый интерес представляет соотношение процедуры ОРВ проектов НПА и оценки фактического воздействия НПА.
Процедура оценки фактического воздействия НПА отсрочена во времени на период, необходимый для проявления результата воздействия. Так, несмотря на проведение процедуры ОРВ проектов НПА на федеральном уровне с 2010 г., порядок проведения оценки регулирующего воздействия НПА находится только на стадии разработки федеральными органами власти.
Для дальневосточных субъектов РФ и Хабаровского края в частности, крайне важным является оценка ОРВ на состояние предпринимательства в этих регионах [8].
Постановлением Правительства Хабаровского края № 183-пр от 16 июня 2014 г. «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия» утверждена необходимость проведения оценки фактического воздействия НПА в течение 2-5 лет после принятия НПА, прошедшего ОРВ.
При проведении оценки фактического воздействия НПА отображаются следующие сведения:
1) о проведении процедуры ОРВ проекта НПА края и ее результатах;
2) сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных показателей достижения целей и их фактических значений с приведением методики расчета индикаторов и источники использованных данных;
3) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями и иные сведения.
В случае если результат воздействия не соответствует цели, то проводится анализ причин данной ситуации, что является основанием для формирования предложений об отмене или изменении НПА или его отдельных положений [1].
В настоящее время нормативно предусмотрен порядок (алгоритм) проведения оценки фактического регулирования, однако, отсутствует единый подход, определяющий выполнение цели регулирования, а также допустимую степень возможных отклонений полученных результатов от поставленных регулированием целей.
В целях проведения качественной оценки фактического воздействия интерес представляет процедура ОРВ проектов НПА, как основной источник информации о целях и конечном результате предлагаемого регулирования.
В Хабаровском крае порядком проведения процедуры ОРВ предусмотрена обязанность органа власти при принятии решения о разработке проекта нового регулирования определить основные его категории [2]:
1) проблему, причину ее возникновения и невозможности ее решения участниками соответствующих отношений;
2) цель регулирования, сроки, показатели и целевые значения достижения цели;
3) группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и их количество;
4) изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов государственной власти края (органов местного самоуправления);
5) оценка дополнительных расходов (доходов) краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
6) изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы);
7) оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования.
Необходимым блоком проведения процедуры ОРВ проектов НПА является сравнение возможных вариантов решения проблемы. Структура макета сравнительного анализа альтернатив регулирования представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура макета сравнительного анализа альтернатив регулирования
Показатель Предлагаемый вариант регулирования Сохранение действующего способа регулирования / отсутствие регулирования
9.1. Содержание варианта решения проблемы
9.2. Качественная характеристика и оценка динамики численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде (1-3 года)
9.3. Оценка дополнительных расходов (доходов) потенциальных адресатов регулирования, связанных с введением предлагаемого регулирования
9.4. Оценка расходов (доходов) бюджета, связанных с введением правового регулирования
9.5. Оценка возможности достижения заявленных целей регулирования посредством применения рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования
Окончание таблицы 1
Показатель Предлагаемый вариант регулирования Сохранение действующего способа регулирования / отсутствие регулирования
9.6. Оценка рисков неблагоприятных последствий
9.7. Оценка воздействия на состояние конкуренции
Источник: составлено по [2; 5].
Сравнение основных характеристик предлагаемого варианта регулирования и сохранения действующего способа регулирования (отсутствие правового регулирования) предусматривает показатели по отдельным ключевым характеристикам регулирования, но при этом не определяет итоговой интегральной оценки, характеризующей необходимость введения нового регулирования. Также единый показатель не предусмотрен для оценки фактического воздействия, что затрудняет соотношение ожидаемых и полученных результатов. В современной науке сформирован ряд методологических подходов к расчету интегральных показателей, применение которых целесообразно в подобных случаях.
В 2014 г. министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края проведена оценка регулирующего воздействия более чем 90 проектов НПА края, в отношении которых в среднесрочном периоде будет осуществлена оценка их фактического воздействия. В 7 из 90 проектов НПА Хабаровского края на стадии перспективной оценки были выявлены положения, затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Самостоятельной процедурой института ОРВ является экспертиза действующих НПА - выяв-лениие в нормативно - правовом поле положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности с последующей отменой или корректировкой таких положений.
По результатам проведенной в 2014 г. экспертизы в два действующих постановлений Правительства Хабаровского края в настоящее время вносятся изменения, направленные на устранение избыточных требований, признаков «непрозрачности» административных процедур, а также положений допускающих расширенное толкование норм.
Также необходимо отметить, что одним из базовых принципов института ОРВ является публичность его процедур. Вся необходимая информация размещается на специализированных ресурсах в информационно - телекоммуникационной сети «интернет», что позволяет проследить хронологию введения или изменения регулирования, а также причины приостановления или отказа от разработки проекта НПА в случае принятия такого решения органом власти.
Процедурно предусмотрен процесс непосредственного взаимодействия предпринимательского сообщества и органов власти в рамках проводимых публичных консультаций при введении или изменении регулирования на предмет определения положений, способствующих:
- введению избыточных ограничений, обязанностей и запретов;
- возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края;
- ограничению конкуренции.
Проводимые публичные консультации для бизнеса - действенный механизм обратной связи. Это позволяет предпринимателям строить диалог с органами власти, дает возможность эффективно бороться с существующими барьерами и необоснованными требованиями. Целесообразно отметить необходимость активной позиции бизнеса в профильных вопросах. Проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами позволяет выявить позиции сторон, сделать процесс рассмотрения интересов прозрачным.
Обоснованность введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, обеспечивает существенное повышение качества регулирования и предсказуемость возможных его изменений.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Хабаровского края от 16.06.2014 № 183-пр «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://laws.khv.gov.ru/ (дата обращения : 21.11.2014).
2. Распоряжение Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края от 19.06.2014 № 30 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minec.khabkrai.ru/content/normativnye-pravovye-akty (дата обращения : 21.11.2014).
3. Барабаш, Е. С. Региональная диагностика, ее сущность и основные характеристики. Пример дальневосточных субъектов Федерации / Е. С. Барабаш, С. Н. Леонов // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 1(368). - С. 2-9.
4. Беляев, А. Н. Методические подходы к мета-оцениванию качества заключений об оценке регулирующего воздействия / А. Н. Беляев, Д. О. Дерман, Д. Б. Цыганков // Проектирование, мониторинг и оценка. -2011. - № 1. - С. 23-51.
5. Данные регионального портала для размещения информации о разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://regulation.khv.gov.ru (дата обращения : 21.11.2014).
6. Данные свободной энциклопедии Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : wikipedia.org/wiki/ Результат (дата обращения : 28.11.2014).
7. Душков, Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. - М., 2005.
8. Леонов, С. Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса / С. Н. Леонов // Пространственная экономика. - 2009. - № 3. - С. 126-133.
9. Новая философская энциклопедия. В 4 тт. [Электронный ресурс] / под редакцией В. С. Степина. - М. : Мысль, 2001. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1929 (дата обращения : 25.11.2014).
10. Что такое оценка регулирующего воздействия? [Электронный ресурс] // Центр оценки регулирующего воздействия Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - Режим доступа : http://ria-center.hse.ru/about (дата обращения : 11.12.2014).