Научная статья на тему 'Оценка влияния финансового кризиса России на экономическую деятельность Астраханской области'

Оценка влияния финансового кризиса России на экономическую деятельность Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ГОСПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Елена Владимировна, Прямухина Ольга Александровна

В статье рассматриваются динамика изменения основных показателей экономической деятельности Астраханской области в течение четырех лет в условиях финансового кризиса. Целью работы является оценка влияния финансового кризиса на показатели экономической деятельности Астраханской области. Проведенный анализ позволил оценить масштаб финансового кризиса в Астраханской области. В качестве базы для анализа были выбраны реальные и актуальные данные в виде динамики экономических показателей Астраханской области. Полученные результаты позволили сформулировать вывод относительно влияния финансового кризиса на показатели экономической деятельности Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния финансового кризиса России на экономическую деятельность Астраханской области»

Оценка влияния финансового кризиса России на экономическую деятельность Астраханской области

Assessment of the impact of the Russian financial crisis on the economic activity

of the Astrakhan region

Пронина Елена Владимировна Pronina Elena Vladimirovna

К.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и учет», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

e-mail: ele@bk.ru

Прямухина Ольга Александровна Pryamukhina Olga Alexandrovna

К.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и учет» ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

e-mail: olgapryam@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются динамика изменения основных показателей экономической деятельности Астраханской области в течение четырех лет в условиях финансового кризиса. Целью работы является оценка влияния финансового кризиса на показатели экономической деятельности Астраханской области. Проведенный анализ позволил оценить масштаб финансового кризиса в Астраханской области. В качестве базы для анализа были выбраны реальные и актуальные данные в виде динамики экономических показателей Астраханской области. Полученные результаты позволили сформулировать вывод относительно влияния финансового кризиса на показатели экономической деятельности Астраханской области.

Ключевые слова: финансовый кризис, Астраханская область, экономическая деятельность, валютные показатели, экономика региона, валовый региональный продукт, господдержка, инвестиционные проекты.

Abstract: This article discusses the dynamics of the major indicators of economic activity of the Astrakhan area for four years during the financial crisis. The aim of the work is the assessment of the impact of the financial crisis on the economic performance of the Astrakhan region. The analysis made it possible to

assess the scale of the financial crisis in the Astrakhan region. As a base for the analysis were chosen real and relevant data in the form of economic indicators of the Astrakhan region. The results obtained allowed to formulate a conclusion regarding the impact of the financial crisis on the economic performance of the Astrakhan region.

Keywords: financial crisis, Astrakhan oblast, economic activity, exchange rates, economics of the region gross regional product, State support, investment projects.

Вот уже два полных года (2015 и 2016 гг.) российская экономика находится в состоянии кризиса.

Первым ударом по экономике России стала неблагоприятная ценовая конъюнктура на нефтяном рынке. Долго разрабатывавшиеся и, наконец, внедряемые всего лишь несколько последних лет технологии получения сланцевой нефти значительно изменили соотношение сил среди продавцов этого стратегического сырья. На рынок в большом количестве вышли добывающие сланцевую нефть небольшие частные компании, в большинстве своём американские. На первом этапе цены стали падать благодаря повышению предложения нефти. Однако, поставщики нефти из арабского региона не могли быть довольны возникшей конкуренцией. Они использовали слабое место компаний, добывающих сланцевую нефть, которое заключалось в более высокой себестоимости добычи такой нефти. Традиционные производители резко нарастили объёмы добычи и просто сбили цену на нефть. Добыча сланцевой нефти стала нерентабельна. Но от таких действий в значительной мере пострадала и экономика нашей страны. Несмотря на взятый ещё в середине 2000-х годов нашей страной курс на диверсификацию экономики, доля поступлений в государственный бюджет, связанных с экспортом нефтегазовых ресурсов, всё ещё высока.

Динамику общих доходов федерального бюджета, в т.ч. нефтегазовых доходов можно представить с помощью рисунка 1.

Как менялась доля нефтегазовых доходов в бюджете

■ Доходы бюджета, трлн руб. '//, Из них нефтегазовые доходы, трлн руб. (Доля нефтегазовых доходов в доходах бюджета, %

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2011 2019

Источник: Минфин

Рис. 1. Динамика общих доходов федерального бюджета, в т.ч. нефтегазовых доходов [5] Естественно, уменьшение такой важной статьи доходов, а также соответственное уменьшение доходов нефтегазовых компаний, отразилось на экономике страны самым негативным образом.

Второй серьёзной причиной экономического спада и кризиса стали экономические санкции, введённые европейскими странами и США в отношение банковской сферы и целых отраслей промышленности России. До их введения западные кредитные учреждения весьма охотно кредитовали наши банки. Ставки были относительно низкими. Российские же банки, используя в том числе и упомянутые западные кредитные ресурсы, кредитовали российскую экономику по, опять же, сравнительно небольшим ставкам. С введением санкций против финансового сектора российской экономики доступ к дешёвым источникам заёмных средств был перекрыт почти что полностью (за исключением нескольких банков азиатских стран). Вследствие этого значительно подорожали кредитные ресурсы на российском финансовом рынке. Динамику средних процентных ставок по кредитам сроком свыше 1 года нефинансовому сектору экономики можно проанализировать с помощью данных таблицы 1.

Таблица 1 - Динамика средних процентных ставок по кредитам сроком свыше 1 года нефинансовому сектору экономики [6]

Год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 12,5 12,5 12,2 12,2 12,1 11,8 11,8 11,7 11,9 12,0 11,5 11,5

2014 11,41 11,68 11,09 12,16 12,02 12,06 12,29 12,6 12,53 12,87 13,16 13,95

2015 17,35 16,82 17,00 16,04 16,51 15,85 15,77 14,97 15,06 14,55 14,74 13,15

2016 13,78 13,34 14,16 14,12 14,15 13,9 13,76 13,45 13,18 12,44 12,19 11,93

В таблице 1 мы видим резкий всплеск ставок по кредитам в 2015 году, в среднем на 4,7% или на 39 процентных пунктов к уровню 2013 года. К концу 2016 года ситуация стала более благоприятной, но полтора года высоких ставок на кредиты сроком свыше 1 года, самые востребованные для промышленности, дали о себе знать.

Под западные санкции попали и стратегические отрасли: топливно-энергетические предприятия и предприятия ВПК. Динамику экспорта и импорта России в относительном выражении можно проследить с помощью рисунка 2.

Динамика экспорта и импорта России

б % к декабрю 101 Зг.

:■□] ] IV . л 1 ■ п я л ям л г" VI " ::: г: я л ям ::: от у VI ■ [ х :■□

1013г. 2014г. 2315г. 2016г.

Экаторт Импорт

Рис. 2. Динамика экспорта и импорта России в относительном выражении [5] Так, в 2014 году объём экспорта предприятий ВПК составил около $13 млрд. против $15 млрд. в 2013 году. Правда, в 2015 и 2016 году Россия наращивала экспорт вооружений. К сожалению, в результате санкций произошло значительное снижение экспорта.

На наш взгляд существует ещё и третья причина экономического кризиса, которая является следствием первых двух, но которая по силе воздействия на экономику находится не на последнем месте. Падение валютной выручки российских компаний вследствие снижения цен на нефть, а также из-за санкций уменьшило тем самым предложение иностранной валюты на денежном рынке и, естественно, вызвало взлёт обменных курсов основных мировых валют. В долгосрочной перспективе — это благоприятное явление (особенно в совокупности с программой импортозамещения), а в краткосрочной — это увеличение стоимости импортного сырья, товаров, снижение объёмов торговли импортными продуктами (даже если они не санкционные) и удорожание импортного оборудования.

Итак, мы привели три причины начала и развития экономического кризиса в России 2015-2016 гг., продолжающегося по сей день. Это падение мировых цен на нефть, экономические санкции США и западных стран как в финансовом секторе, так и в секторе промышленности, и значительный рост обменных курсов основных мировых валют. Рассмотрим, как это отразилось на экономике Астраханской области.

Безусловно, наивно было бы ожидать, что Астраханская область избежит негативного влияния кризиса, поразившего экономику России. Однако, Астраханская область находится в относительно благоприятной ситуации благодаря наличию отраслей, наименее чувствительных к внешней среде. С другой стороны, секторы экономики, всегда составлявшие основу роста (строительство, транспорт, торговля, судостроение) стали испытывать значительные трудности в среднесрочной перспективе. Сохранение баланса бюджета и рынка труда, положительных темпов экономического и инновационного роста во многом зависит от грамотных действий региональных властей.

Относительно благоприятную оценку позволяет сделать динамика валовых показателей астраханской экономики (Таблица 2).

Таблица 2 - Основные валовые показатели экономики Астраханской области [1-4]

млрд.руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г. (оперативные данные)

Валовой региональный продукт 244,4 282,0 304,3 312,2

Индекс промышленного производства (%) 124,8 101,5 106,2 109,8

Валовая продукция сельского хозяйства 27,1 30,3 37,6 39,4

Объём строительных работ 63,2 40,1 27,4 19,6

Оборот розничной торговли 149,9 165,2 173,9 170,8

Анализируя данные таблицы 2, мы видим стабильный рост, пожалуй, главного показателя экономики региона — объёма валового регионального продукта.

Увеличивается также индекс промышленного производства, объём продукции сельского хозяйства и оборот розничной торговли. Из года в год падает объём строительных работ, но на фоне роста остальных показателей это может показаться досадным недоразумением.

Но картина меняется, стоит перейти к показателям, выраженным в сопоставимых ценах.

С помощью анализа данных, представленных в таблице 3, мы можем проанализировать изменение темпов роста основных валовых показателей экономики Астраханской области в сопоставимых ценах.

Таблица 3 - Темпы роста в сопоставимых ценах основных валовых

показателей экономики Астраханской области [1-4]

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г.

(оперативные

данные)

Валовой региональный продукт, % 116,2 100,8 100,3 97,3

Валовая продукция сельского хозяйства, % 101,3 101,4 101,5 101,3

Объём строительных работ, % 240 79,5 66,8 66,7

Оборот розничной торговли, % 107,7 103,9 89,9 92,2

Мы видим, что валовый региональный продукт (ВРП), образно выражаясь, «топчется на месте», как и одна из важных отраслей — сельское хозяйство, а в последний год, правда, по оперативным данным, его величина в сопоставимых ценах даже снизилась. Оборот розничной торговли постепенно уменьшается, а строительная отрасль, буквально, «тает на глазах». Почему же мы видим такую разницу между динамикой абсолютных и относительных показателей?

Прежде всего, в динамику абсолютных показателей вмешалась инфляция. Её величина за рассматриваемый период колебалась от 5,4% в 2016 г. до 12,9% в 2015 г. . И формальный рост ВРП едва поспевал за уровнем инфляции также, как и продукция сельского хозяйства.

Крутое пике строительной отрасли, к сожалению, вполне объяснимо. Во время экономического кризиса первыми страдают как инвестиционные программы организаций, так и долгосрочные дорогостоящие покупки частных лиц, в первую очередь покупки жилья.

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах сначала замедлил свой рост, а затем начал снижаться из-за уменьшения покупательской способности населения. И вот тут мы переходим к рассмотрению следующей проблемы астраханской экономики.

Дело в том, что согласно докладу министра экономического развития Астраханской области Полянской Э.В. («О прогнозе социально-

экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2019 года», сделанного в декабре 2016 г.) структура занятости населения нашего региона более чем на четверть представлена работниками бюджетного сектора экономики. В среднесписочной численности работников, по которой определяется фонд оплаты труда по Астраханской области, данная категория лиц составляет более 41%. Поэтому, из-за значительной доли работников бюджетной сферы в массе экономически активного населения, большую роль сыграл бюджетный кризис.

С помощью данных таблицы 4 можно проанализировать динамику и распределение налоговых и неналоговых доходов Астраханской области Таблица 4 - Динамика и распределение налоговых и неналоговых доходов Астраханской области [1-4]

млрд. руб.

№ п/п Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г. (оперативные данные)

1 Всего собрано доходов 49,4 53,6 67,6 85

2 Темп роста к предыдущему году 100,4% 108,5% 126,1% 125,7%

из них направлено:

3 - в федеральный бюджет 15,3 21,4 36,3 57

4 Темп роста к предыдущему году 104,1% 139,9% 169,6 157%

5 - в консолидированный бюджет области 34,1 32,3 31,3 28

6 Темп роста к предыдущему году 117,2% 94,7% 96,9% 89,5%

7 Возвращено из федерального бюджета в консолидированный бюджет области 5,8 6,9 6,8 11

8 Темп роста к предыдущему году 89,2% 119% 98,6% 161,8%

9 Итого консолидированный бюджет области (стр. 5 + стр. 7) 39,9 39,2 38,1 39,0

10 Темп роста к предыдущему году 112,4% 98,5% 98% 101%

В данной таблице мы опять видим, вроде бы, относительно благополучную картину: растут собираемые на территории области бюджетные доходы, после небольшого падения растёт величина консолидированного бюджета области.

Однако, величина консолидированного бюджета области так и не вернулась на докризисный уровень.

Фактически, фискальные органы области работают на пополнение федерального бюджета.

Даже увеличенный размер финансовой помощи из федерального бюджета не помог восстановить областной бюджет на уровень 2013 года.

Если же мы рассмотрим относительные темпы изменений в сопоставимых ценах (таблица 5), картина будет неутешительной.

Таблица 5 - Темпы роста в сопоставимых ценах налоговых и неналоговых доходов Астраханской области [1-4]

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г. (оперативные данные)

Всего собрано доходов, % 108,9 97,4 111,7 119,3

из них направлено:

- в федеральный бюджет, % 97,8 125,6 150,2 149

- в консолидированный бюджет области, % 110,1 85,1 85,8 84,9

Возвращено из федерального бюджета в консолидированный бюджет области, % 83,8 106,8 87,3 153,5

Итого консолидированный бюджет области, % 105,6 88,5 86,8 95,9

Мы видим стабильное снижение реальной стоимости как собственных доходов астраханского бюджета, так и консолидированного областного бюджета. Это повлекло целую цепь негативных изменений. Прежде всего, снизилась государственная поддержка различных отраслей экономики.

Динамику финансирования господдержки отраслей экономики Астраханской области можно проанализировать с помощью таблицы 6.

Таблица 6 - Динамика финансирования господдержки отраслей экономики Астраханской области [1-4]

млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г. (оперативные данные)

Поддержка производителей сельхозпродукции 751 698 684 Н/д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа соцразвития села 251 142 78 Н/д

Компенсация расходов по пассажироперевозкам 153 153 162 Н/д

Поддержка малого и среднего 243 161 104 Н/д

предпринимательства

Развитие жилищно-коммунального хозяйства 1300 1400 1000 Н/д

Развитие капитального 2400 2800 1800 НУд

строительства

Произошло снижение почти по всем видам господдержки, за исключением компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров. Это, безусловно, негативное явление. Дело в том, что господдержка имеет мультипликативный эффект. И её снижение может привести к значительной рецессии упомянутых отраслей в ближайшее время, особенно в тяжёлых финансовых условиях. Результатом понижения основных финансовых показателей в реальном, не номинальном выражении, стало ухудшение и социальных показателей (таблица 7).

Таблица 7 - Основные показатели уровня жизни населения [1-4]

тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016 г. (оперативные данные)

Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата одного работника 22,5 24,5 25,5 26,9

Реальная заработная плата (% к предыдущему году) 106,9 101,2 90,1 100,8

Среднедушевые денежные 19,7 22,2 24 22,8

доходы

Реальные среднедушевые денежные доходы (% к предыдущему году) 104,0 101,2 95,8 89,9

Таблица 7, как и некоторые предыдущие, демонстрирует улучшение номинальных показателей. Однако, в реальном выражении картина менее радужная: реальная средняя заработная плата одного работающего в 2015 году упала, а в 2016-м осталась практически на прежнем, то есть пониженном уровне. Реальные же среднедушевые доходы населения снижаются два года подряд. Почему же среднедушевые доходы населения снижаются более, чем заработная плата? Причина — в снижении доли работающего населения в его общей численности. Иными словами, растёт безработица.

Численность официально зарегистрированных безработных в 2014 году 5,6 тыс. чел., а в 2015 году уже 7,3 тыс. чел. Рост безработицы бумерангом отозвался на росте численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, если в 2014 году к такой категории было отнесено 121,8 тыс. чел, то в 2015 году на 22,5 тыс. чел. больше (144,3 тыс. чел.). [7]

Экономические санкции введенные против нашей страны сыграли свою отрицательную роль во внешнеторговом обороте Астраханского региона. Внешнеторговый оборот области (по данным Федеральной таможенной службы) в 2015 году составил 681,2 млн. долларов США, что на 54,3% ниже уровня 2014 года. При этом объем экспорта уменьшился на 58,1%, импорта -уменьшился на 46,9%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в сумме 152,2 млн. долларов США, что меньше предыдущего года на 69,3%.

Стараясь исправить сложившуюся ситуацию руководство Астраханской области весь минувший 2016 год было занято «доказательной работой» со структурами федерального центра, убеждая Москву в необходимости дополнительного выделения бюджетных средств на компенсацию выпадающих доходов астраханского бюджета. Губернатор области Александр Жилкин добивался дополнительной компенсации или изменения федерального

законодательства, чтобы более справедливо распределить формируемую налоговую базу по принципу «50 на 50»

Доходы бюджета Астраханской области на 2017 год утверждены в размере 29 млрд. 838,6 млн. рублей, расходы — 31 млрд. 338,2 млн. рублей, дефицит — 1,5 млрд. рублей. [7] Таким образом, дефицит составил 4,8% от расходов. По словам астраханских чиновников, 10 лет назад весь внутренний региональный продукт (ВРП) области составлял 50 млрд. рублей. Сегодня же только налогов астраханцы собирают 77 млрд. рублей, из которых большая часть — 50 млрд. рублей — уходит в федеральный бюджет. К концу 2016 года ВРП Астраханской области достиг 315 млрд. рублей, однако большого счастья субъекту Федерации это не приносит. Сегодня сложилась ситуация, при которой налоговые доходы, передаваемые в федеральный бюджет, существенно прирастают (в 2016 году этот показатель увеличился в 1,5 раза), а сумма налогов, остающихся в бюджете региона, уверенно сокращается. Область заинтересована, чтобы распределение налогов между федеральным центром и регионом было справедливым, говорят чиновники обладминистрации, однако, Центральная власть считает по-другому.

Менеджеры Астраханской области принимают меры по сдерживанию кризиса. В экономике региона определены локомотивы: сельское хозяйство, строительство, промышленность энергетика. Антикризисная программа разбита на ключевые сектора: бизнес и предпринимательство, инвестиции, социальная составляющая и финансово-кредитная система. Правительство региона разрабатывает планы по выходу из кризиса. Один из них «Региональный план по импортозамещению в Астраханской области на 20162020 годы» утвержденный правительством Астраханской области. В данном Плане определены приоритетные отрасли экономики где определены темпы их роста. Разработаны конкретные мероприятия по развитию приоритетных отраслей, просчитаны инвестиционные проекты по производству импортозамещающей продукции на территории Астраханской области. А также определены ответственные исполнители. Антикризисные мероприятия носят не «точечный характер», а системный, что позволит не только смягчить

неблагоприятные воздействия кризиса, но и стимулировать производственные процессы, способствующие экономике региона твёрдо стоять на ногах. Как подчеркнул вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов, представленный план не является раз и навсегда принятой стратегией. В дальнейшем его можно и нужно будет менять и дорабатывать в зависимости от внешних факторов. Время покажет жизненность намеченных планов.

Библиографический список:

1. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2016 году»

2. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2015 году»

3. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2014 году»

4. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2013 году»

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ minfln.ru

6. Официальный сайт Центрального банка РФ cbr.ru

7. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия astrastat.gks.ru

Bibliography:

1. The report "socio-economic development of Astrakhan oblast in year 2016»

2. The report "socio-economic development of Astrakhan oblast in year 2015»

3. The report "socio-economic development of Astrakhan oblast in year 2014»

4. The report "socio-economic development of Astrakhan oblast in year 2013»

5. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation minfin.ru

6. Official website of the Central Bank of the RUSSIAN FEDERATION cbr.ru

7. Official website of the Office of the Federal State statistics service of Astrakhan region and in the Republic of Kalmykia astrastat.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.