Научная статья на тему 'Оценка вклада туризма в экономику региона'

Оценка вклада туризма в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3679
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ ДОХОДЫ ОТ ТУРИЗМА / МУЛЬТИПЛИКАТОР ТУРИЗМА / ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА / ПРЯМЫЕ ДОХОДЫ ОТ ТУРИЗМА / САТЕЛЛИТНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / INDIRECT TOURISM INCOME / TOURISM MULTIPLIER / TOURISM IMPACT ESTIMATION / SATELLITE TOURISM ACCOUNT / TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Царева Надежда Владимировна

Посвящена оценке вклада туризма в экономику региона. Объектом оценки являются все отрасли народного хозяйства, напрямую или косвенно вовлеченные в сферу туризма: транспорт, связь, общественное питание, индустрия развлечений, розничная торговля и т.д. Содержит оценку вклада туризма в экономику Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IMPACT ESTIMATION OF REGION ECONOMY

Deals with tourism impact estimation. The estimation is focused on national economy industries direct or indirect connected with tourism: transport, communication, food industry, show business, retail trade etc. Contains tourism impact estimation of Irkutsk region economy.

Текст научной работы на тему «Оценка вклада туризма в экономику региона»

УДК 338.48(571.53) Н.В. ЦАРЕВА

ББК 65.433(2) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: tsaryova_nadya@bk.ru

ОЦЕНКА ВКЛАДА ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Посвящена оценке вклада туризма в экономику региона. Объектом оценки являются все отрасли народного хозяйства, напрямую или косвенно вовлеченные в сферу туризма: транспорт, связь, общественное питание, индустрия развлечений, розничная торговля и т.д. Содержит оценку вклада туризма в экономику Иркутской области.

Ключевые слова: косвенные доходы от туризма, мультипликатор туризма, оценка влияния туризма, прямые доходы от туризма, сателлитный счет туризма, туризм.

Для определения роли туризма в экономике субъектов Российской Федерации используется оценка влияния на нее туризма.

Показатель оценки вклада туризма в экономику субъекта Российской Федерации, в том числе и в экономику Иркутской области, является важнейшим с точки зрения обоснования необходимости направления государственных и частных инвестиций в сферу туризма.

В процессе исследования были выявлены следующие способы оценки влияния туризма на экономику региона:

- использование сателлитного счета туризма (ССТ);

- применение туристического мультипликатора.

ССТ позволяет оценить экономическое воздействие туризма на развитие региона, а также воздействие экономической политики на развитие туризма.

Ключевым моментом при разработке ССТ является то, что объем туристической деятельности измеряется туристическим спросом, который определяется как расходы туристов, связанные с поездкой. В российской практике статистического учета объем туристической деятельности измеряется туристическим предложением. Данное обстоятельство является основным препятствием на пути использования ССТ в России.

Основная проблема использование ССТ в нашем регионе — Иркутской области — заключается в недостатке статистической ин-

формации. Под этим понимается отсутствие матриц межотраслевых и межрегиональных сделок. Во-первых, имеющиеся результаты исследований в этой области устарели, а во-вторых, такие исследования не рассматривали туризм в структуре экономики любого региона как самостоятельную отрасль общественного производства. Поэтому на современном этапе использование ССТ упирается в вопросы разработки моделей региональных межотраслевых балансов, где туризм должен быть выделен в качестве самостоятельной отрасли экономики.

Второй способ оценки влияния туризма — применение туристического мультипликатора — подразумевает оценку совокупного дохода региона от туризма. В свою очередь, совокупный доход — это сумма ежегодных прямых и косвенных выгод, получаемых регионом от туристической деятельности, выраженных в стоимостном виде.

Совокупный доход региона от туризма является показателем, на основании которого можно судить об экономической эффективности туризма в области. Это дающая комплексное представление о развитии туристического бизнеса и туристической инфраструктуры категория, которая может быть взята за основу при принятии управленческих решений и корректировке стратегических направлений развития туризма в Иркутской области.

Совокупный доход от туризма включает две составляющие:

© Н.В. Царева, 2008

- прямые доходы от туризма;

- косвенные доходы от туризма.

Прямые доходы от туризма, получаемые

экономикой Иркутской области, складываются из налоговых поступлений от туристических фирм и организаций в бюджеты всех уровней, а также из прибыли туристических предприятий, которая может быть направлена на осуществление инвестиционной и расширение их производственно-сбытовой деятельности. Таким образом, бюджеты всех уровней за счет различных платежей, сборов (лицензионных сборов, платежей за оформление выездных и въездных документов, различных таможенных и пограничных пошлин и сборов) получают прямые доходы от туризма.

В прямых доходах также учитываются доходы, полученные от самодеятельного туризма. Это доходы средств размещения, доходы предприятий общественного питания, предприятий, торгующих сувенирами, и т.д. Однако данные о таких доходах носят в большей степени оценочный характер, поскольку они практически нигде не учитываются.

Косвенные доходы от туризма представляют собой денежные средства, затраченные туристическими фирмами, самими туристами, предприятиями туристической инфраструктуры области на приобретение производственного оборудования, потребительских товаров и услуг у предприятий, не относящихся к туристической индустрии. Кроме того, косвенными доходами от туризма для Иркутской области является лишь та часть затраченных денежных средств (прямых и общих затрат), которая не уходит за пределы области. Оценить косвенные доходы от туризма позволяет методика определения туристического мультипликатора для сопоставления вклада отраслей в развитие экономики региона.

В Республике Карелия на основе представленной выше структуры совокупного дохода от туризма была разработана методика его оценки. Применим данную методику для расчета совокупного дохода от туризма в Иркутской области. Эта методика включает расчеты по двум направлениям:

- оценка прямого воздействия туризма на экономику региона;

- оценка косвенного воздействия туризма на экономику региона.

Оценка прямого воздействия туризма заключается в определении прибыли, получаемой туристическими фирмами и организациями за отчетный период, а также доли налоговых поступлений от туризма в бюджеты разных уровней. Таким образом, под прямым экономическим эффектом от туризма понимается объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств экономики области, вошедший в состав ВРП.

Данная методика позволяет рассчитать совокупный доход от туризма на основе результатов, полученных при оценке прямого экономического эффекта от туризма, с учетом мультипликативного эффекта. Поэтому эти два направления тесно взаимосвязаны и представляют собой единую методику определения совокупного дохода от туризма в Иркутской области.

В целях оценки совокупного дохода от туризма используем следующую формулу1:

1

'

I

где М — совокупный доход (прямой и косвенный, с учетом мультипликативного эффекта) от туризма в регионе; МТ — объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедший в ВРП области (прямой экономический эффект от туризма); М1 — часть выручки от туризма, оказывающая влияние на ВРП (объем ВРП, вызванный заказами туризма); R — коэффициент, отражающий степень замкнутости экономики области и связь двух последовательных кругов обращения средств, вырученных от туризма в регионе; Y — валовой региональный продукт; 0Т — коэффициент, отражающий долю затрат туризма, остающуюся в области; УТ — объем услуг (выручка) туризма в стоимостном выражении; 2ТИ — объем затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для обслуживания туристов, у других предприятий (себестоимость турпродукта); X — валовой общественный продукт.

Для расчета мультипликативного эффекта от туризма согласно данной методике необходима следующая информация:

- ежегодный объем выручки туристических фирм и предприятий;

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

- структура затрат на приобретение товаров и услуг для обслуживания туристов у предприятий, относящихся к инфраструктуре туризма (в процентах к общему объему выручки от реализации турпродукта);

- объем валового регионального продукта;

- объем валового общественного продукта.

Кроме того, необходимы оценочные данные о доле затрат отраслей экономики региона, остающихся на его территории, т.е. о доле затрат на приобретение товаров и услуг, произведенных на территории региона, за исключением чистого экспорта.

При обосновании ряда показателей, входящих в состав формулы, использовался экспертный метод, поэтому мультипликативный эффект от туризма, рассчитанный по данной методике, носит оценочный характер.

В процессе расчета совокупного вклада туризма в экономику региона были обозначены следующие моменты:

- определены виды туризма, характерные для Иркутской области;

- произведена оценка количества неорганизованных туристов, приезжающих на территорию области;

- при помощи экспертного метода оценены расходы туристов, посещающих Иркутскую область.

В результате произведенных расчетов определен совокупный валовой доход от туризма в Иркутской области в 2006 г., который составил более 6 100 млн р. Показатели, использованные для его вычисления, представлены в табл. 1.

Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) 18 июля 2007 г. был принят приказ «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации». Данным приказом утвержден порядок определения вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации. Как сказано в приказе, «расчет производится с учетом мультипликативного эффекта туризма на основе экспертных оценок. Экспертные оценки базируются на результатах проведения специальных обследований». Однако из таблицы, которую органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации должны представлять в Ростуризм ежегодно, не ясно, каким образом учитывается мультипликативный эффект туризма (табл. 2).

Таблица 1

Показатели для вычисления совокупного дохода от туризма

Показатель Обозначение, единица измерения 2006 г.

Объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедший в ВРП (прямой эффект от туризма) МТ, млн р. 5 309,94

Объем затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для обслуживания туристов, у других предприятий (затрат, составляющих себестоимость турпродукта) ZTИ, млн р. 849,59

Коэффициент, отражающий долю затрат туризма, остающуюся в области 0Т 0,30

Валовой региональный продукт Иркутской области У, млн р. 323 307,00

Валовой общественный продукт Иркутской области X, млн р. 581 953,00

Коэффициент, отражающий степень замкнутости экономики и связь двух последовательных кругов обращения средств, вырученных от туризма в Иркутской области R 0,07

Совокупный доход (прямой и косвенный, с учетом мультипликативного эффекта) от туризма в Иркутской области М, млн р. 6 109,29

Таблица 2

Вклад туризма в экономику региона

№ п/п Показатель Объем Удельный вес, %

1 Оборот сферы туризма, млн р.

2 Налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации от сферы туризма, млн р.

3 Количество занятых в сфере туризма, тыс. чел.

Источник: Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации: приказ Федерального агентства по туризму (Ростуризм) // Российская Федерация. Законы. http://www.russiatourism.ru.

Известия ИГЭА 2008. № 5 (61)

В строке 1 табл. 2 дается информация об объеме денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов, а также об удельном весе этого показателя в общем объеме выручки всех организаций на территории субъекта Российской Федерации. Повторим еще раз, что оборот сферы туризма не является окончательным результатом, показывающим вклад туризма в экономику субъекта.

Методику расчета мультипликативного вклада туризма предлагается использовать Агентству по туризму Иркутской области для включения данного показателя в отчетность,

которую необходимо подавать в Федеральное агентство по туризму. Кроме того, расчет вклада туризма в экономику региона позволяет дать наиболее полное представление об уровне развития туризма в регионе и его дальнейших направлениях. Это служит прочной основой для привлечения инвестиций в развитие регионального туризма.

Примечание

1 Савельев Ю.В. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования и подходы / под общ. ред. Ю.В. Савельева, Е.Г. Немковича. Петрозаводск, 2002. С. 143.

УДК 338.45:621 A.B. ЩЕРБИНИН

ББК 65.305.4 аспирант Кузбасского государственного

технического университета, г. Кемерово e-mail: 89236106700@mail.ru

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (на примере Кемеровской области)

Проведен анализ современного состояния машиностроительного комплекса. Рассмотрены проблемы его функционирования и на примере машиностроительного комплекса Кемеровской области обоснованы направления развития.

Ключевые слова: экономика отрасли, машиностроение, машиностроительный комплекс, проблемы развития, инновации.

Современное состояние машиностроительного комплекса Кемеровской области не соответствует его потенциальным возможностям. В настоящее время этот комплекс находится в сложном положении, ряд крупных предприятий отрасли действует в режиме арбитражного управления. Уже в ближайшей перспективе отрасль столкнется с массовым выбытием основных фондов, а также энергетическими ограничениями на дальнейший рост объемов производства.

Исходя из этого, в «Программе развития машиностроительного комплекса Кузбасса на период до 2010 года» предлагается разработать мероприятия по реструктуризации машиностроительной отрасли области на основе кооперации и интеграции машиностроительных и смежных с ними предприятий.

В связи с этим необходимо выделить, на наш взгляд, следующие цели:

- формирование на базе имеющегося ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала современного высокотехнологичного машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции;

- вывод машиностроительных предприятий из затяжного кризиса и банкротства и создание условий для их инвестиционной привлекательности;

- технологическая перестройка предприятий, направленная на свертывание структурно-депрессивных производств и освобождение предприятий от морально и физически устаревшего оборудования;

© А.В. Щербинин, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.