Научная статья на тему 'Оценка вибрационных характеристик карданной передачи автобуса «Волжанин - 5270» с целью увеличения работоспособности'

Оценка вибрационных характеристик карданной передачи автобуса «Волжанин - 5270» с целью увеличения работоспособности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА / ВИБРАЦИЯ / VIBRATION / DRIVELINE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Чернова Г. А., Кузин А. Ю., Попов А. В.

В статье рассматривается исследования вибрационных характеристик карданной передачи автобуса «Волжанин 5270». Были проведены измерения вибрации карданной передачи и выполнен анализ полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF VIBRATION CHARACTERISTICS DRIVELINE BUS "VOLZHANIN - 5270" TO ENHANCE PERFORMANCE

The article deals with the study of vibration characteristics driveline bus "Volzhanin 5270." Measurements were made of the driveline vibration and the analysis of the data obtained.

Текст научной работы на тему «Оценка вибрационных характеристик карданной передачи автобуса «Волжанин - 5270» с целью увеличения работоспособности»

Таблица - Сравнительный химический состав и биологическая ценность продуктов без использования и с использо-

ванием муки из вторичного соевого сырья

Продукт Содержание* г ! 100 г Эн ер гстичсская ценность, хх ал/100 г

Белки Жиры Углеводы / клетчатка % ОТ РСНП* (по клетчатке) Минеральные вещества, % Витамин Е, мг/Ю0г % от РСНП*

Хлеб из муки пшеничной 7,6 0,9 56,7 / 0,2 - 1,8 - ■ 266,1

Хлеб с добавлением муки из вторичного соевого сырья 5,3 1,5 54,0/ 4,5 18,0 2,1 5,5 27,5 266,7

Пряники из муки пшеничной — 2с «Ленинградский» по ГОСТ 15810-96 6,3 6,8 31,0/0,1 - 2,0 - ■ 210,4

Пряники с добавлением муки из вторичного соевого сырья 15,6 6,75 45,5 / 22,5 90,0 3,0 7,5 37,5 304,7

Печенье овсяное мука пшеничная 4- мука овсяная по ОСТ - 10061-95 5,3 5,2 76,1 /2,5 10,0 2,0 - ■ 428,0

Печенье овсяное с добавлением муки из вторичного соевого сырья 9,09 5,4 68,0/13,5 54,5 3,0 4,65 23,2 357,0

*РСНП - рекомендуемая суточная норма потребления

Таким образом, проведенные исследования позволили создать технологию производства белково-углеводной муки на основе вторичного соевого сырья, а также научно обосновать возможность и целесообразность ее использования в технологии хлебобулочных и мучных кондитерских изделий повышения их пищевой и биологической ценности.

Литература

1. Чижикова О.Г. Соя. Пищевая ценность и использование. - Владивосток, 2001. - 148 с.

2. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. - М., 1991. - 288 с.

3. Скороходова Е.В. Влияние биологически активной добавки из семенной оболочки сои на сохранение свежести хлеба // Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.- 2012. - СПТ Вып. 11. - С. 138-140.

4. Скороходова Е.В., Васюкова А.Р. Биотехнологические аспекты разработки хлебобулочных изделий функционального назначения // Вестник КрасГАУ - Красноярск. - 2009.

5. Патент РФ № 2010123616/10, 09.06.2010.

Доценко С.М., Скрипко О.В., Иванов С.А., Ющенко Б.И., Кодирова Г.А., Кубанкова Г.В. Способ получения функционального продукта // Патент России № 2452217. 2012. Бюл. № 16.

Чернова Г.А1, Кузин А.Ю.2, Попов А.В.3

'Кандидат технических наук, доцент; 2студент; 3старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Волгоградский государственный технический университет

ОЦЕНКА ВИБРАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ АВТОБУСА «ВОЛЖАНИН - 5270» С

ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается исследования вибрационных характеристик карданной передачи автобуса «Волжанин - 5270». Были проведены измерения вибрации карданной передачи и выполнен анализ полученных данных.

Ключевые слова: карданная передача, вибрация.

Chernova G.A.1, Kuzin A.Y.2, Popov A.V.3

'Candidat of Technical Sciences, Associate Professor; 2student; 3a senior teacher, Volzhsky Polytechnical Institute (branch of) State Educational Institution of Higher Professional Education ‘Volgograd State Technical University’

ASSESSMENT OF VIBRATION CHARACTERISTICS DRIVELINE BUS "VOLZHANTN - 5270" TO ENHANCE

PERFORMANCE

Abstract

The article deals with the study of vibration characteristics driveline bus "Volzhanin - 5270 ." Measurements were made of the driveline vibration and the analysis of the data obtained.

Keywords: driveline, vibration.

Одним из наиболее слабых элементов трансмиссии является карданная передача. Во время работы карданный вал испытывает изгибающие, скручивающие и осевые нагрузки, что приводит к вибрациям в карданной передаче и возникновению шума. Возникающие при работе вибрации, оказывают вредное воздействие на пассажиров и приводят к появлению преждевременных отказов агрегатов: ведущего моста, коробки передач, элементов карданной передачи и других агрегатов.

Но кроме этого эти вибрационные процессы несут в себе информацию о дефектах, их возбуждающих. Выявление взаимосвязей параметров колебаний конструкций машины с параметрами возмущающих сил, вызванных эксплуатационными дефектами карданных передач, позволит проводить прогнозирование характеристик возникающих при этом вибрационных процессов и диагностирование технического состояния элементов трансмиссий.[1]

Основными причинами возникновения вибраций являются: углы в карданных шарнирах больше допустимых; дисбаланс карданных валов; неправильное расположение крестовин карданного вала относительно друг друга; износ карданных шарниров и шлицевого соединения.

На МУП ВАК - 1732 города Волжского были зафиксированы следующие неисправности карданных передач: износ шлицев карданного вала, обрыв болтов, люфт крестовин, вибрация карданного вала, обрыв карданного вала.

Для анализа вибраций карданной передачи необходимо проводить исследование и диагностику, что позволит более информативно рассмотреть состояние отдельных элементов карданной передачи.

Исследование вибрации карданной передачи автобуса проводилось импульсным методом. Для измерения вибрационных характеристик был выбран виброметр «Алгоритм 03». Методика измерения вибрации прибором полностью соответствует требованиям ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ «Вибрационная безопасность». АЛГОРИТМ-03 измеряет дозу вибрации - виброускорение (А, мм/сек2).

В процессе проведения измерений вибрации карданной передачи, исследуемый автобус, находился на смотровой яме с поддомкрачеными задними колесами. Замеры осуществлялись на не вращающихся частях системы передачи крутящего момента.

83

Измерения проводились на холостом ходу при оборотах коленчатого вала двигателя пдвиг. = 900 об/мин и на первой передаче при Пдвиг. = 1200 об/мин. В каждой точке измерения проводились по трем осям. Продолжительность измерений 10 секунд на каждой оси. При проведении измерений вибродатчик прикреплялся в горизонтальной плоскости в контрольных точках: поддон двигателя и корпус главной передачи, а к КПП крепление производилось в вертикальной плоскости.

Результаты виброускорения были получены по четырем параметрам: Peak, P-P, RMS, Max. Peak - пиковое значение виброускорения. Max - максимальное значение виброускорения. P-P - размах между максимальным и минимальным пиковыми значениями вибрации. RMS -среднеквадратичное значение виброускорения.

Пиковые значения виброускорений Peak и среднеквадратичное значение виброускорения RMS имеют одинаковые значения и практически не отличаются по порядку от размаха между максимальными и минимальными пиковыми значениями вибрации РР. Наибольшие значения (табл.) имеет размах между максимальными и минимальными пиковыми значениями вибрации РР, м/с2. Максимальные значения виброускорений Мах, м/с2, меньше или одинаковы с Peak, РР, RMS, поэтому дальнейшая обработка измерений сводится к выборке значений РР м/с2 и анализу виброускорений на холостых оборотах двигателя и первой передаче.

Рис. 1 - Максимальные пиковые значения виброускорения на холостых оборотах и первой передаче двигателя измеренные на

поддоне ДВС

Рис. 2 - Максимальные пиковые виброускорения на холостых оборотах и первой передаче двигателя измеренные на корпусе

КПП

84

Рис. 3 - Максимальные пиковые виброускорения на холостых оборотах и первой передаче двигателя измеренные на корпусе

заднего моста

На диаграммах (рис. 1,2,3) представлены максимальные пиковые виброускорения на холостых оборотах и первой передаче измеренные в контрольных точках по трём осям X, Y и Z: поддон ДВС, корпус КПП и корпус заднего моста.

Как видно из диаграмм значения виброускорений по трем плоскостям имеют разный характер. Вибрация, измеренная на поддоне ДВС на холостых оборотах больше, чем при включенной первой передаче на всех осях. Максимальное значение виброускорения достигается на холостых оборотах по оси Z (в вертикальном направлении) и составляет 48,978 м/с2.

На корпусе КПП максимальное значение виброускорения достигается по оси Y (вдоль оси автобуса) на холостых оборотах двигателя и составляет 49,545 м/с2. По оси Z вибрации практически отсутствуют.

Вибрация по оси X измеренная на корпусе заднего моста на холостых оборотах больше, чем при включенной первой передаче, а по осям Y и Z наоборот, значения виброускорения на холостом ходу меньше значений, полученные на первой передаче. Наибольшие значения виброускорения достигаются по осям X на холостых оборотах 1318,26 м/с2 и Z на первой передаче 1230,269

м/с2.

По оценке вибрационных характеристик можно сделать вывод, что на карданной передаче существуют дефекты в зоне заднего моста, которые могут привести к поломке.

Введение вибродиагностики карданной передачи на АТП позволит предупредить появления неисправностей карданной передачи, что в свою очередь уменьшит последствия после поломок.

Литература

1. Щиенко А.Н. Метод оценки технического состояния карданных передач автогрейдеров: автореферат /Воронеж, 2008-17с.

Прохорова О.В. ', Кулакова Н.О. 2;

'Доктор технических наук, доцент, Самарский архитектурно - строительный университет, 2студентка, Самарский

архитектурно - строительный университет.

РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ НУЖД ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Аннотация

В статье кратко описан подход разработки экспертной системы (ЭС) подбора сотового телефона заказчику. Отличием от существующих ЭС является независимость принятия решения от специальных знаний при опросе заказчика.

Ключевые слова: экспертная система, потребитель, принятие решения, факты, эксперт.

Prokhorova O.V. \ Kulakova N.O. 2;

'Dr.Sci.Tech, docent, Samara state university of architecture and civil engineering, 2student, Samara state university of architecture and

civil engineering.

EXPERT SYSTEM DEVELOPMENT FOR THE CONSUMER MARKET REQUIREMENT

Abstract

The article briefly describes the development of an expert system approach (ES) of the cell phone selection for the customer. Difference of the developed ES and existing systems is the decision independence from special knowledge of the customer.

Keywords: expert system, consumer, decision-making, facts, expert.

В настоящее время большую актуальность приобретает использование экспертных систем для решения объемных, трудно формализуемых задач в различных предметных областях. Эти задачи характеризуются, как правило, отсутствием или сложностью формальных алгоритмов решения, неполнотой и нечеткостью исходной информации, нечеткостью достигаемых целей. Данные особенности приводят к необходимости использования в процессе решения данных задач знания, которые получаются от человека-эксперта в предметной области. На основании полученных знаний разрабатываются экспертные системы, осуществляющие сбор и управление этими знаниями, принимающими решения об оптимальном способе достижения целей в условиях неопределенности или слабой определенности с использованием теории нечетких множеств [1].

Основное преимущество экспертных систем, это способность накапливать знания в любой предметной области. Это происходит благодаря работе эксперта и когнитолога, они определяют факты и правила вывода на основе фактов. Система по запросу ведет поиск нужной информации. обрабатывая и связывая факты. Такая система позволяет обычному пользователю, плохо разбирающемуся в этой сфере, получить ответ на свой вопрос, так как система строит цепочку рассуждений подобно эксперту [2].

Эта особенность открывает для ЭС еще одну область применения - область потребительского рынка. Именно для

решения одной из таких задач была разработана ЭС подбора сотового телефон с учетом предпочтения пользователя. Уже существует множество сайтов, где пользователь может выбрать необходимые характеристики для будущего телефона и система выдаст подходящие модели. Но почти все сайты предлагают выбрать и указать технические параметры телефона. Например, сайт podberi-sotik.ru и дает подробную справку о каждом пункте, однако, не все пользователи понимают, что именно им необходимо в телефоне (размер телефона, мощность аккумулятора, объем встроенной памяти и т.д.). Эту проблему частично решила система Яндекс Гуру. Она задает простые вопросы, например: «Телефон для вас — это...», предлагает несколько вариантов и в зависимости от выбранного ответа, задает следующий вопрос. Система задает несколько вопросов и выдает подходящие модели.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.