Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЕСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В СРАВНЕНИИ С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ ИЗ СТАЛИ'

ОЦЕНКА ВЕСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В СРАВНЕНИИ С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ ИЗ СТАЛИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБНОЙ ВАЛ / ВЕСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / NASTRAN

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Маркин Олег Владимирович, Сережин Сергей Сергеевич, Кравченко Евгений Анатольевич, Свиридов Анатолий Григорьевич

Гребной вал (ГВ) - это конечная часть валопровода речного или морского судна, на котором устанавливается гребной винт. Он может иметь диаметр до 1000 миллиметров, иметь длину более 20 метров и массу более 60 тонн, так как материал изготовления ГВ - коррозионностойкие стали типа НН3Б имеющие высокую плотность порядка 7800кг\м3. В связи с этим, актуальной задачей является выраженное снижение массы ГВ (при сохранении им всех прочностных, упругих и частотных характеристик) - т.е. повышение весовой эффективности ГВ. Применение компьютерных технологий проектирования MSC [1] и замещение сталей на композиционные материалы позволяет рассматривать возможность повышения весовой эффективности любой конструкции, в том числе и гребного вала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Маркин Олег Владимирович, Сережин Сергей Сергеевич, Кравченко Евгений Анатольевич, Свиридов Анатолий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF WEIGHT EFFICIENCY OF THE PROPELLER SHAFT MADE OF COMPOSITE MATERIAL COMPARED TO THE PROPELLER SHAFT OF STEEL

The propeller shaft (GV) is the final part of the shaft line of a river or sea vessel on which the propeller is installed. It can have a diameter of up to 1000 millimeters, have a length of more than 20 meters and a mass of more than 60 tons, since the material of manufacture of GW is corrosion-resistant steel of the HN3B type with a high density of about 7800kg / m3. In this regard, the acute task is a pronounced reduction in the mass of the GW (while maintaining all its strength, elastic and frequency characteristics) -an increase in the weight efficiency of the GW. The use of computer-aided MSC design technologies and the substitution of steels for composite materials allows us to consider the possibility of increasing the weight efficiency of any design, including the propeller shaft.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЕСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В СРАВНЕНИИ С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ ИЗ СТАЛИ»

№ 3 (84)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2021 г.

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

ОЦЕНКА ВЕСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНОГО ВАЛА ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В СРАВНЕНИИ С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ ИЗ СТАЛИ

Маркин Олег Владимирович

ведущий инженер-конструктор, АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»,

РФ, г. Обнинск E-mail: movl200 7@mail.ru

Сережин Сергей Сергеевич

инженер-конструктор, АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»,

РФ, г. Обнинск

Кравченко Евгений Анатольевич

начальник бригады конструкторского отдела АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»,

РФ, г. Обнинск

Свиридов Анатолий Григорьевич

директор НПК "Композит", АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»,

РФ, г.Обнинск

ASSESSMENT OF WEIGHT EFFICIENCY OF THE PROPELLER SHAFT MADE OF COMPOSITE MATERIAL COMPARED TO THE PROPELLER SHAFT OF STEEL

Oleg Markin

Leading design engineer, JSC "ONPP" Technology "them. A.G. Romashina ",

Russia, Obninsk

Sergei Serezhin

Design engineer,

JSC "ONPP" Technology "them. A.G. Romashina ",

Russia, Obninsk

Evgeny Kravchenko

Head of the brigade of the design department JSC "ONPP" Technology "them. A.G. Romashina ",

Russia, Obninsk

Anatoly Sviridov

Director of NPK "Composite", JSC "ONPP" Technology "them. A.G. Romashina ",

Russia, Obninsk

АННОТАЦИЯ

Гребной вал (ГВ) - это конечная часть валопровода речного или морского судна, на котором устанавливается гребной винт. Он может иметь диаметр до 1000 миллиметров, иметь длину более 20 метров и массу более 60 тонн, так как материал изготовления ГВ - коррозионностойкие стали типа НН3Б имеющие высокую плотность порядка 7800кг\м3. В связи с этим, актуальной задачей является выраженное снижение массы ГВ (при сохранении им всех

Библиографическое описание: Оценка весовой эффективности гребного вала из полимерного композиционного материала в сравнении с гребным валом из стали // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. Маркин О.В. [и др.]. 2021. 3(84). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11445 (дата обращения: 25.03.2021).

A UNiVERSUM:

№ 3 (84)_¿Д ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_март. 2021 г.

прочностных, упругих и частотных характеристик) - т.е. повышение весовой эффективности ГВ. Применение компьютерных технологий проектирования MSC [1] и замещение сталей на композиционные материалы позволяет рассматривать возможность повышения весовой эффективности любой конструкции, в том числе и гребного вала.

ABSTRACT

The propeller shaft (GV) is the final part of the shaft line of a river or sea vessel on which the propeller is installed. It can have a diameter of up to 1000 millimeters, have a length of more than 20 meters and a mass of more than 60 tons, since the material of manufacture of GW is corrosion-resistant steel of the HN3B type with a high density of about 7800kg / m3. In this regard, the acute task is a pronounced reduction in the mass of the GW (while maintaining all its strength, elastic and frequency characteristics) -an increase in the weight efficiency of the GW. The use of computer-aided MSC design technologies and the substitution of steels for composite materials allows us to consider the possibility of increasing the weight efficiency of any design, including the propeller shaft.

Ключевые слова: гребной вал, весовая эффективность, композиционный материал, Nastran. Keywords: propeller shaft, weight efficiency, composite material, Nastran.

Оценка возможности увеличения весовой эффективности конструкции ГВ проводилась на примере вала, который производится в настоящее время из стали ННЗБ и устанавливается на морское судно (рис.1). Рассматриваются две задачи. Первая задача -рассмотрение несущей способности ГВ из коррозион-ностойкой стали НН3Б. Вторая задача - рассмотрение

несущей способности ГВ из композиционного материала (КМ) на основе волокон UMT45S. Далее проводится сравнительный анализ полученных результатов, по результатам которого можно сделать вывод об изменении весовой эффективности ГВ выполненного из КМ в сравнении со стальным ГВ.

Рисунок 1. Гребной вал с гребным винтом морского судна

Для определения несущей способности ГВ ис- Для моделирования всех элементов ГВ выбран

пользовался метод конечных элементов в среде трехмерный элемент CHEXA (рис.2).

ЫЗС/ИазКап. [1-2].

Рисунок 2. Конечно-элементная (FE) модель ГВ

№ 3 (84)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2021 г.

Для решения задачи №1 использовались физико-механические характеристики стали НН3Б указанные в таблице 1. Для решения задачи №2 использовались

физико-механические характеристики композиционного материала (КМ) на основе волокна UMT45S указанные в таблице 2.

Таблица 1

Физико-механические характеристики стали НН3Б

Свойства материала E, МПа От,МПа р,кг\м3

Сталь НН3Б 210000 0,3 500 7800

Таблица 2.

Физико-механические характеристики км на основе волокна UMT45S

Свойства материала E1, МПа E2, МПа Ц12 От,МПа р,кг\м3

КМ 31000 31000 0,4 124 1570

БЕ модель ГВ нагружается одним типом нагрузки - узловой нагрузкой.

Узловая нагрузка вызвана воздействием от крутящего момента Мкр=55000Нм, сжимающей силы

Реж=230кН и веса винта Рв=20кН. Нагрузки действуют одновременно. Способ приложения нагрузок указаны на рис.3.

Рисунок 3. Схема нагружения FE-модели ГВ

Способ крепления ГВ задается в четырех независимых узлах его БЕ модели в виде ограничений степеней свободы указанных на рис. 4.

Рисунок 4. Способ крепления ГВ

№ 3 (84)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2021 г.

Проведен линейный статический анализ конструкции ГВ из материала сталь НН3Б. Деформированное состояние ГВ представлено на рис. 5.

Рисунок 5. Деформированное состояние и распределение суммарных перемещений (мм)

по элементам стального ГВ

Распределение напряжений Мизеса представлено на рис.6.

Рисунок 6. Деформированное состояние и распределение напряжений Мизеса (МПа)

по элементам стального ГВ

Распределение напряжений Мизеса в регулярной зоне ГВ представлено на рис. 7.

Рисунок 7. Распределение напряжений Мизеса (МПа) в регулярной зоне ГВ

№ 3 (84)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2021 г.

Далее проведен линейный статический анализ конструкции ГВ из КМ на основе волокна ИМТ458.

Деформированное состояние ГВ представлено на рис. 8.

Рисунок 8. Деформированное состояние и распределение суммарных перемещений (мм)

по элементам ГВ из КМ

Распределение напряжений Мизеса ГВ из КМ представлено на рис. 9

Рисунок 9. Деформированное состояние и распределение напряжений Мизеса (МПа)

по элементам ГВ из КМ

Распределение напряжений Мизеса в регулярной зоне ГВ из КМ представлено на рис. 10.

Рисунок 10. Распределение напряжений Мизеса (МПа) в регулярной зоне ГВ из КМ

№ 3 (84)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для несущей способности ГВ большое значение имеют частоты собственных колебаний вала и их формы. [3] Особое значение имеют крутильные формы колебаний, т.к. их частота не должна совпадать с частотой вращения гребного вала. В связи с этим проведен модальный анализ стального ГВ и ГВ из КМ.

март, 2021 г.

Дальнейший анализ полученных результатов модального анализа позволяет сделать вывод о том, что нет практически значимой разницы в уровнях частот и их форм между стальным ГВ и ГВ из КМ. На рис. 11. представлены первые 10-ть собственных частот стального ГВ. На рис.12. представлены первые 10-ть собственных частот ГВ из КМ.

1 View 1 Untitled 1 Output Sets 2..Mode 2, 33.83061 Hz 3..Mode 3, 35.39060 Hz 1 Output Ve4--Mode4. 60.91Z23 Hz 5..Mode 5, 61.05306 Hz 1 Deform 6..Mode 81.77088 Hz 7..Mode 7, 84.28247 Hz Contour 8..Mode 8, 99.4448 Hz 9..Mode 9, 181.3128 Hz 10..Mode 10, 181.3446 Hz IH Dynamic Mrix/Mir f-, ,-, Program : MX Nastran rai^j - - Analysis Type : Modes Set Value : 99,4448

'¿B V, | Transform... Vector Info... |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|j3§| 1^1 | Transform... Vector Info... |

Multiple Contour Vectors...

| Contour Options... || Contour Arrows... || Trace Locations... | Complex Results... | | OK

Section Cut... || Streamline Options... | | Cancel

Рисунок 11. Собственные частоты колебаний стального ГВ (Гц)

Рисунок 12. Собственные частоты колебаний ГВ из КМ (Гц)

Заключение

Результаты предварительного анализа прочности металлического ГВ и ГВ из КМ сведены в таб. 3.

Таблица 3.

Результат анализа прочности ГВ

ГВ Собств. масса m,кг Макс. напряж. о (Мпа) Коэф. запаса прочности общий Коэф. запаса прочности рег. зоны

Сталь 1829 209 2,4 8,8

КМ 368 223 0,56 2,14

Из этих результатов видно, что весовая эффективность ГВ из КМ больше всего на ~20% весовой эффективности стального ГВ. При этом, предположительно, прочность при ударном воздействии у ГВ из КМ существенно ниже стального ГВ. Для увеличения весовой эффективности ГВ из КМ необходимо использовать композиционный материал на основе волокон имеющих более высокие прочностные

характеристики чем волокна UMT45S, причем весовая эффективность будет увеличиваться пропорционально увеличению прочностных характеристик волокна.

Коэф. весовой эффективности ГВ из КМ в сравнении с ГВ из стали:

=(Ше/Шк)/(к з

с/ кзапас.по.к) 1,21.

Список литературы:

1. Рычков С.П. MSC.visualNASTRAN для Windows / Рычков С.П. - М.: НТ Пресс, 2004. - 552 с.

2. Шимкович Д.Г. Расчет конструкций в MSC/NASTRAN for Windows. - M.: ДМК, 2001. - 446 с.

3. Тимошенко С.П., Янг Д.Х.,Уивер У. Колебания в инженерном деле. - М.: Машиностроение, 1985

- 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.